в каком году построили питерскую дамбу

10 лет без наводнений: как работает петербургская дамба?

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

С самого основания Санкт-Петербурга город преследовали наводнения. Миллионы тонн воды разрушали дома, дороги, уничтожали памятники, оставляя за собой сотни погибших и десятки тысяч пострадавших. Сенатскую площадь, Летний сад, Стрелку Васильевского острова… за считанные часы штурмом брала Нева. С 1703 по 2011-ый их было 308. Примерно по одному в год. Но уже почти 10 лет наводнения Санкт-Петербургу не угрожают. Их останавливает Комплекс защитных сооружений (КЗС), или просто дамба. И вот 10 фактов о ней.

Причина наводнений в Петербурге долгое время была неизвестна

Изначально многие ученые считали, что город топит вода с Ладожского озера. Осенью, в сезон дождей, Нева, которая как раз течет из Ладоги в Финский залив, просто не справляется с потоками воды и выходит из берегов.

Уже в ХХ веке ученые выяснили – виной всему балтийская нагонная волна. Она формируется за счет активности циклонов и области низкого давления в Атлантическом океане, и если ветер дует с запада на восток, быстро перемещается в Балтику. В устье Невы, где Петр построил северную столицу, воде некуда деться, она встречается с рекой и город оказывается между двух потоков.

Дамба могла появиться еще в XIX веке

Идею строительства защитного заграждения предложил еще в середине XIX века французский инженер Пьер Базен, служивший в России. Его проект предполагал строительство нескольких заграждений вдоль Невской губы. Но проект отвергли. Причин было сразу несколько – боялись, что не хватит денег, технологий, да и Невская губа может превратиться в болото.

Дамбу построили за 32 года

Строительство Комплекса защитных сооружений началось в 1979 году. Реализовать проект смогли лишь в 2011-ом. Длина комплекса 22 километра 400 метров, он состоит из двух судопропускных каналов, шести проемов для воды, одиннадцати каменно-земляных дамб, семи мостов и одного тоннеля.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Комплекс построен с запасом

Самые крупные в истории Петербурга наводнения произошли в 1777 году – вода поднялась на 3 метра 21 сантиметр, в 1924-ом до отметки 3 метра 80 сантиметров, а в 1824-ом были зафиксированы рекордные 4 метра 21 сантиметр. КЗС готов отразить волну высотой в 5 метров 45 сантиметров.

«Максимальное наводнение, которое было отражено в тот же год [2011-ый год], когда был введен Комплекс защитных сооружений, в декабре месяце. Тогда отметка у города могла составить практически 3 метра, 2 метра 94 сантиметра. Это было бы третье или четвертое наводнение по историческому ряду, то есть ущерб был бы колоссальный», – рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений Игорь Полищук.

Дамбу можно перекрыть меньше, чем за час

О том, что на Петербург надвигается нагонная волна, здесь узнают за 68 часов до подхода воды к городу. После обработки данных системой предупреждения наводнений формируется план действий. Каждые 6 часов его корректируют. За 12 часов поступает подробный прогноз Гидрометцентра.

«За 6 часов мы оповещаем в письменном виде все заинтересованные организации. За 4 часа до назначенного времени мы оповещаем, что мы действительно закрываемся. За 2 часа до закрытия мы должны получить от Большого порта и от военных уведомление, что движение судов по судовому каналу прекращено», – говорит главный диспетчер диспетчерской службы Комплекса защитных сооружений Владимир Опрышко.

Максимально комплекс можно держать закрытым 48 часов, больше – опасно. Ведь Нева сама несет в Балтику воду. Если реку «запереть» надолго – она выйдет из берегов и затопит набережные. Но иногда и 40 часов – критично долго. Тут на первый план выходит профессионализм специалистов комплекса.

Морские ворота Петербурга

Судопропускное сооружение «С-1» – морские ворота Санкт-Петербурга. Именно через них в город попадает большинство судов – и грузовых, и пассажирских. Глубина канала – 16 метров, ширина – 200. Пропускная способность свыше 100 тысяч тонн.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

С-1 состоит из двух «ботапортов», по-французски «судно-дверь». По сути это створки дверей, которые можно закрыть в любой момент. В спокойное время они находятся в доках, на глубине около двадцати метров. Но как только поступает сигнал о закрытии, доки затапливают и эти гиганты длиной 120 и высотой 22 метра всплывают. Затем при помощи тягачей перекрывают проход.

«Заполняются баластные цистерны, которые находятся на третьем ярусе в ботапорте, заливается баласт при помощи насосов, ботапорты начинают подтапливаться и садятся на свои опоры на дне судоходного канала», – говорит директор по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Александр Злобин.

При закрытии между ботапортами остается небольшое расстояние – около полутора метров. Это нужно для того, чтобы створки не соприкасались друг с другом и не повреждались.

Запасные ворота Петербурга

Кроме основного, в Комплексе защитных сооружений есть и дополнительный судопропускной канал – «С-2». Он небольшой – глубина 7, ширина 110 метров. Предназначен для судов с водоизмещением до 4 тысяч тонн.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Здесь уже никаких батопортов нет. Вместо них всего один затвор, и тот постоянно находится под водой на глубине 17 метров.

«За 40 минут при помощи гидропривода, четырех гидроцилиндров затвор поднимается из-под воды на 4 метра 50 сантиметров», – говорит начальник директор по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Александр Злобин.

Под дамбой есть тоннель

Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений выполняет еще и дорожную функцию. По гребню дамбы проходит многополосная автомагистраль – часть Кольцевой автомобильной дороги вокруг города. И чтобы не прерывать движения по нему, на месте судопропускного канала С-1 сделали тоннель. Когда автомобиль приближается к каналу, дорога спускается вниз, и по сути машина проезжает под судами.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Тоннель расположен на глубине 26 метров. Его протяженность 1961 метр. И за каждым из них ведется наблюдение из диспетчерского центра. На случай ДТП отработан алгоритм действий: перекрывают вход, звонят в ГИБДД, «скорую помощь» и отправляют на место дежурный эвакуатор.

На дамбе есть разводной мост

А вот второй судопропускной канал автомобили переезжают не под, а над фарватером – по мосту. По петербургской традиции его сделали разводным.

«Пролет 16 метров, для того, чтобы прошли суда, мост поднимается еще на 9 метров вверх. То есть, вот у него 2 опоры – 18-ая и 19-ая, там находится механический привод, при помощи лебедки поднимается на 9 метров, причем поднимается где-то в зависимости от скорости, 3 минуты», – рассказывает Александр Злобин.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Правда, за 10 лет эксплуатации его разводили лишь один раз, и то, чтобы убедиться, что все в исправности.

Комплекс экологически безопасен

По всей длине комплекса расположены шесть водопропускных сооружений общей протяженность 1846 метров. Их единственная задача – экологическая, то есть, чтобы вода из Невы не застаивалась в Невской губе, а шла в море. Также этими проходами пользуются рыбы и нерпы, они не видят на своем пути никаких препятствий.

Но после ввода сооружения в эксплуатацию выяснилось, что дамба помогает не только морским животным, но и птицам.

«Финская сторона нашего комплекса стала инкубатором для почти 100 видов различных птиц, которые откладывают яйца, вьют свои гнезда, выводят птенцов. И к 1 августа вся площадь с финской стороны усеяна скорлупой от самых различных форм и размеров птичьих яиц», – рассказывает начальник отдела экологического мониторинга управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Леонид Куратов.

Но и на этом экологическая миссия не заканчивается. Из-за огромного количества машин на трассе появляется грязь, а когда дорогу обрабатывают, то еще и реагенты.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Чтобы все это не попадало в воду, в теле дамбы построили очистные сооружения. Все, что дождями и техникой смывается с дороги, фильтруют, очищают коагулянтами и щелочами, насыщают кислородом. В итоге в Финский залив попадает абсолютно чистая вода.

Источник

История петербургской дамбы: как спасали город от наводнений

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

За свою историю Петербург тонул более 300 раз. Но история наводнений, похоже, закончилась навсегда – на пути у нагонной волны встала дамба. «МИР 24» рассказывает историю этого важного для города сооружения.

Петербург находится в Приневской низменности, на многочисленных островах Невской дельты, между Финским заливом и Ладожским озером.

Когда по этой территории проходит циклон, ветер с Балтики поднимает волну и гонит ее на Неву. Река выходит из берегов, и в Петербурге начинается наводнение. За 315 лет существования города так происходило 305 раз.

По преданию, когда-то Петр Первый на месте будущего города встретил финского старика-отшельника. Тот предупредил, что, выйди Нева из берегов, кроны деревьев окажутся под водой. Но упрямый император не поверил и приказал: «Петербургу быть».

Первое наводнение случилось в Северной столице уже через три месяца после начала его строительства – 30 августа 1703 года. Тогда вода поднялась на два с половиной метра, и Заячий остров, где уже начали возводить Петропавловскую крепость, оказался под водой. Часть строительного материала при этом смыло.

После случившегося Петр повелел насыпать и укрепить остров. А о надвигающемся бедствии – сообщать выстрелом из пушки с бастиона Петропавловской крепости. Так было до начала XX века.

Для борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге вырыли Обводной канал. Но от «большой воды» это город не спасло.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

Самое полноводное бедствие случилось в городе в 1824 году. Вода подняла более чем на четыре метра по ординару (прим. ред. – так называют средний многолетний уровень воды в водоемах). Именно это событие описал Александр Пушкин в поэме «Медный всадник».

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

Кто придумал дамбу

Как защитить Петербург от наводнений, придумал в начале XIX века российский инженер и математик французского происхождения Петр Петрович Базен.

Он предложил построить дамбу поперек Финского залива – от Лисьего носа до острова Котлин и далее до Ораниенбаума. Но тогда проект посчитали очень сложным и осуществлен он не был.

К идеям защитных сооружений Базена вернулись в середине XX века. В 1955 году случилось крупное наводнение, когда вода поднялась почти на три метра выше ординара, в городе погибли несколько человек.

Знаменитый долгострой

Дорогу до острова Котлин построили, но в конце 80-х годов в стране меняется экономическая, а следом и политическая ситуация. Проект заморозили. Возобновили строительство только в начале 2000-х годов. в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

Открылся комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений – так официально называется Дамба, в 2011 году. В общей сложности его возводили 38 лет. На строительство потратили 109 миллиардов рублей.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Как дамба работает

Дамба защищает Санкт-Петербург при подъеме воды до 4,2 метра выше ординара. Решение о ее закрытии принимают сотрудники Главного управления МЧС, основываясь на прогнозе Гидрометцентра.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Масса затвора Петербургской дамбы – 280 тонн. За час очистные сооружения дамбы обрабатывают 100 кубометров воды.

Комплекс имеет длину 25 с половиной километров. На нем 11 защитных дамб, шесть водопропускных и два судопропускных сооружений. В обычный день они открыты, но в случае угрозы наводнения они опускаются. в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

При помощи рельсового механизма затворы из дока выталкивают в судовой проход, где они заполняются водой и опускаются на дно. Для открытия дамбы воду из затворов откачивают, затем задвигают ворота обратно в сухой док. в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Петербургскую дамбу любят использовать как декорацию кинематографисты и клипмейкеры. Здесь снимались фильмы «Молот», «Антикиллер», «Дикие лебеди», известный клип на песню «Тучи» группы «Иванушки Интернешнл».

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

На Петербургской дамбе следят за экологией Финского залива. Для этого построили три очистных сооружения. Через них проходит вода, стекающая с проезжей части.

Стоки поступают в огромный бассейн, где отстаиваются 20 минут, очищаются реагентами, аэрируются и проходят через фильтры. Вода из мутной превращается в прозрачную.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу Фото: предоставлено КЗС

С недавнего времени по Дамбе водят экскурсии. Отсюда открывается красивый вид на город Кронштадт и Морской собор. На подступах к острову Котлин в Финском заливе находится множество исторических фортов. До строительства Дамбы их можно было увидеть только с воды.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Уже за первый год благодаря дамбе Санкт-Петербург избежал 3 крупных наводнения.

Вот уже семь лет Дамба защищает Санкт-Петербург от наводнений. О приходе «большой воды» в город напоминают разве что таблички с указанием года и уровня, на который Нева выходила из берегов.

Фото внутри статьи: Владимир Удачин, Иван Поситко, Роман Ткаченко, Дмитрий Кундрюков, Андрей Бесфамильный.

Источник

Десять лет Дамбе. Как устроен КЗС — Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Десять лет назад, 24 сентября 2010 года, завершился важный этап строительства Комплекса защитных сооружений — уложен последний кубометр бетона в основную конструкцию судопропускного сооружения С-1. В этот же день, после завершения очередного этапа монтажных работ, были проведены успешные испытания плавучего затвора С-1 по перекрытию судоходного канала. Строительство КЗС вышло на финишную прямую. Меньше чем через год, 12 августа 2011 года, Комплекс защиты Санкт-Петербурга от наводнений был сдан в эксплуатацию. На сегодняшний день КЗС предотвратил 26 морских наводнений.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Как устроен КЗС

В состав Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений входит 11 каменно-земляных дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружения, автомагистраль с 2 развязками и 7 мостами, а также автомобильный тоннель.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Общие характеристики КЗС

В составе КЗС:

Защитные дамбы. Морской участок скоростной автодороги

Основу защитных сооружений составляют дамбы. Их одиннадцать.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Морской участок скоростной автомагистрали на всём своём протяжении оборудован системой сбора и очистки сточных вод с полотна дороги. Ни одна капля воды не попадает в Финский залив без полной очистки.

Тело каждой из дамб имеет форму трапеции. Ядро дамбы — песчаный грунт и моренный суглинок. Боковые откосы укреплены щебнем и скальными породами, что позволяет выдерживать натиск воды и препятствует размытию насыпи. Ширина дамб в акватории достигает 80 метров, высота насыпей 6,5 метров над уровнем моря.

По гребню дамб проходит морской участок скоростной автодороги. Три полосы движения в каждом направлении. Разрешённая скорость 110 км/час. Участок рассчитан на пропуск до 35 тыс. автомобилей в сутки.

Водопропускные сооружения

Водопропускные сооружения прерывают цепь дамб, обеспечивая открытый фронт для беспрепятственного выхода воды из реки Невы в море, и служат важнейшей экологической цели — сохранению свободного водообмена между Невской губой и Финским заливом. Наряду с этим они становятся частью гигантского барьера в случае угрозы стихии со стороны Балтики.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Водопропускные сооружения В-1В-6

Основными элементами водопропускных сооружений являются:

В обычной обстановке затворы находятся в поднятом состоянии над водой, и закреплены на подхватах.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

При поступлении сигнала об угрозе наводнения они опускаются и перекрывают водопропускные секции, преграждая путь опасности. Глубины, на которые опускаются затворы — от 2,5 до 5 метров. Благодаря своему весу и режущему краю, они способны пробивать лёд толщиной до 60 см.

Морские каналы

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Санкт-Петербург изначально задумывался как город-порт. Через защитные сооружения проходят морские каналы, связывающие город и Европу. Морской порт Петербурга ежегодно принимает около 30`000 судов разного класса. В среднем, в пик навигации через Морские ворота Петербурга корабли проходят каждые 15 – 30 минут. Благодаря строительству нового участка Кронштадтского Корабельного фарватера и его углублению до 14 метров, в Северную столицу теперь могут заходить самые большие и современные суда. Новый фарватер стал более прямым, что позволило в два раза сократить количество поворотов при маневрировании судов. Была оборудована якорная стоянка, которая позволяет судам в безопасных условиях дождаться своей очереди для прохода через новые Морские ворота в Петербургский порт. В 2017 году подходные каналы были переданы для дальнейшей эксплуатации ФГУП «Росморпорт».

Судопропускные сооружения

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Судопропускные сооружения С-1 и С-2 служат для беспрепятственного прохода судов в петербургский порт. Это сложнейшие гидротехнические и транспортные сооружения. Они отличаются друг от друга внешним видом, размерами и техническими решениями. Оба, будучи частью судоходных путей, образуют Морские ворота Петербурга.

Судопропускные сооружения решают три основные задачи стратегического значения: защиту от наводнений, обеспечение судоходства и движение автомобилей по петербургскому кольцу.

Судопропускное сооружение С-1

Судопропускное сооружение С-1 стало ключевым и самым грандиозным объектом Комплекса. Его по праву называют сердцем КЗС. Три основных элемента сооружения — судопропускной пролёт морского канала, плавучий затвор и автомобильный тоннель. Через С-1 в Морской порт Санкт-Петербурга проходят все типы судов водоизмещением до 90 тысяч тонн.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Пропуск судов сопряжён с основной функцией Комплекса — защитой от наводнений. Этой цели служит сегментный затвор, являющийся наиболее сложной конструкцией.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Он состоит из двух симметрично выполненных плавучих створок — батопортов, находящихся в сухих доковых камерах, опорных рам, шаровых опор и приводов батопортов. В переводе с французского «батопорт» означает «судно-дверь». Под плитой основания С-1 проходит автомобильный тоннель, входящий в состав кольцевой автодороги Петербурга.

Сегментные затворы С-1

Опорная рама батопорта С-1

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Шаровая опора батопорта С-1

Привод батопорта С-1

Усилие привода, тс — 350

Мощность электродвигателей, кВт — 420

Скорость движения, м/с — 0,1

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Принцип работы С-1

При получении сигнала о наводнении затапливаются доковые камеры и батопорты всплывают. После выравнивания воды в акватории и в доковых камерах открываются двухстворчатые доковые ворота. Затем приводы выводят батопорты в канал — створки синхронно выдвигаются навстречу друг другу. По штатной схеме время вывода составляет 45 минут. После этого балластные цистерны заполняются водой и происходит посадка батопортов на бетонное основание канала. Барьер высотой 23,3 метров возвышается над водой более, чем на 6 метров. Защита установлена. Когда опасность миновала, вода из батопортов сливается, они всплывают и заводятся на своё обычное место в доковые камеры. Затем доковые ворота закрываются, и створки встают на кильблоки в осушенных камерах. Впервые для предотвращения нагона воды к дельте Невы батопорты были задействованы при угрозе наводнения 28 ноября 2011 года.

Судопропускное сооружение С-2

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Судопропускное сооружение С-2 расположено в Северной части акватории и предназначено для пропуска небольших судов типа «река-море». Ширина канала составляет 100 метров, его глубина — 7 метров. Сооружение снабжено плоским затвором с гидроприводом. В обычном состоянии затвор не препятствует прохождению судов. Он погружен в воду и находится в бетонной камере, расположенной под порогом канала, имеющей нижнюю отметку — 18 метров.

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть фото в каком году построили питерскую дамбу. Смотреть картинку в каком году построили питерскую дамбу. Картинка про в каком году построили питерскую дамбу. Фото в каком году построили питерскую дамбу

Над С-2 перекинут подъёмный мост. Его высота над водой 16 метров, в особых случаях всего за 2-3 минуты мост можно поднять ещё на 9 метров при помощи канатных механизмов. Инженерное решение переправы необычно. Учитывая стремление архитекторов избежать в морском ландшафте высотных доминант, всё подъёмное оборудование скрыто в опорах.

При поступлении сигнала о наводнении проточная часть канала наглухо перекрывается затвором, который с помощью гидравлических механизмов выдвигается вверх. Барьер весом 2,5 тысячи тонн перекрывает весь канал и поднимается до 4,4 метров над уровнем моря. Под водой остаётся более 7 метров (из них около 0,2 м — в камере затвора). После отмены угрозы наводнения затвор возвращается в своё стационарное положение.

Плоский подъёмно-опускной затвор С-2

При отсутствии угрозы наводнения все водопропускные и судопропускные сооружения постоянно открыты. Суммарная ширина сооружений — 1846 метров, что в 1,5 раза больше, чем устье реки Невы, поэтому Комплекс обеспечивает свободное перемещение невской воды и её обитателей.

Автомобильный тоннель

Тоннель не имеет аналогов в России по уровню оснащения инженерными системами безопасности. Их 47, в том числе системы пожаротушения, дымоудаления, вентиляции, водоотведения и многие другие. Благодаря применённым технологиям и инновациям, тоннель занимает лидирующие позиции среди подобных объектов в мире.

Тоннель С-1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *