в каком году построили национальную библиотеку в минске
Национальная библиотека Беларуси
Национальная библиотека Беларуси (National Library of Belarus)
Национальная библиотека Беларуси – это 23-этажное сооружение, расположенное в северо-восточной части Минска и ставшее главным книгохранилищем и интеллектуальным символом республики. Футуристическое здание, напоминающее своей формой драгоценный камень, вместило в себя Центр международных встреч и переговоров, инженерно-технические помещения, фондохранилище, социокультурный центр, а также 18 читальных залов, способных одновременно принять более 2000 посетителей.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Национальная библиотека Беларуси
Историческая справка
Главная библиотека страны была основана в 1922 году и носила название Белорусской государственной и университетской библиотеки. Учреждение, фактически принадлежавшее Белорусскому государственному университету (БГУ), располагалось в Минске, на Захарьевской улице (сегодня проспект Независимости) и обладало весьма скромным читательским фоном в 60 тыс. экземпляров.
В 1926 году библиотека вышла из состава БГУ, а в 1932 г. переехала в новое здание, построенное по проекту архитектора Г. Лаврова. Учреждение активно развивалось: уже к 1941 году в его хранилищах насчитывалось около 2 млн книг и периодических изданий, которыми пользовались более 15 тыс. читателей. К сожалению, в период немецко-фашистской оккупации 83% литературного наследия библиотеки было безвозвратно утрачено. В основном за границу были вывезены редкие и старопечатные издания. Кроме того, в результате пожара сгорел почти весь резервный фонд.
После развала Советского союза учреждение получило статус Национальной библиотеки Беларуси. К тому времени оно значительно расширилось, в связи с чем встал вопрос о необходимости строительства большего помещения.
Строительство «белорусского алмаза»
Конкурс, целью которого был выбор лучшего проекта нового библиотечного здания, провели в 1989 году. Его победителями стали архитекторы В. Крамаренко и М. Виноградов, продемонстрировавшие жюри оригинальную модель в форме ромбокубооктаэдра. Конструкцию, представляющую собой сложный многогранник, предлагалось установить на стилобате (подиуме). Фасад «кристалла» предполагалось покрыть зеркальными панелями. По задумке архитекторов, такая форма Национальной библиотеки должна была символизировать бесконечность и бесценность знаний.
Долгих 13 лет чертежи пролежали на полке, пока в 2002 году республиканское правительство не приняло решение о строительстве. Всего в этом масштабном проекте было задействовано 200 организаций и более 5 тыс. человек. Строительные работы велись круглосуточно, при этом на самой площадке всегда присутствовало не менее 3 тыс. рабочих. Торжественная церемония открытия Национальной библиотеки Беларуси состоялась в июне 2006 года.
Внутреннее и внешнее оформление
Первой посетителей Национальной библиотеки встречает статуя белорусского первопечатника Франциска Скорины, расположившаяся неподалеку от парадного входа. Если вы неравнодушны к различного рода световым шоу, постарайтесь посетить здание вечером. Именно в это время в «алмазе» включается внешняя подсветка, превращающая его в гигантский медиафасад. Огромный, диодный «экран» способен демонстрировать около 20 световых комбинаций, изображающих причудливые узоры и фигуры.
Попасть в вестибюль «белорусского бриллианта» можно через парадный вход, оформленный в виде раскрытого книжного тома. В просторном холле библиотеки разместились гардеробная, детская комната, зоны отдыха, оборудованные мягкими уютными креслами, а также касса, электронные каталоги, пункты экскурсионного обслуживания и справочные. Кстати, если поднять голову вверх, то на стенах атриума можно увидеть различные декоративные панно, выполненные белорусскими художниками, а также часть уникальной системы по доставке литературы – книголифта.
Следующие три этажа Национальной библиотеки Беларуси занимают читальные залы. В них созданы комфортные условия для посетителей, кроме того, залы оснащены необходимым оборудованием для людей с ограниченными возможностями. Специфика внутреннего устройства библиотеки такова, что помещения, рассчитанные на прием посетителей, располагаются в нижней части здания – стилобате. При этом свободные площади самого многогранника занимают библиотечные фонды.
Сегодня Национальная библиотека располагает рекордным количеством литературных и информационных ресурсов, среди которых:
В 2005 году в Национальной библиотеке Беларуси было начато оборудование Международного центра, предназначавшегося для встреч глав государств. Идею, поданную президентом республики, воплотили в жизнь, выделив в здании площадь под Круглый и Овальный залы заседаний, пресс-центр, а также зал для конференций.
Национальная библиотека Беларуси – это не обязательно место «тусовки» минских библиофилов и «ботаников». Учреждение с удовольствием посещают и сторонники здорового образа жизни. Дело в том, что на территории библиотеки действует собственный физкультурно-оздоровительный комплекс, оборудованный современным спортзалом, сауной и фитнес-баром. Место пользуется особенной популярностью среди минчан из-за низкой стоимости услуг.
Помимо спортивного центра, Национальная библиотека включает в себя музей книги, несколько художественных галерей, в которых периодически организуются всевозможные выставки, зоны рекреации и смотровую площадку.
Информация для туристов: время работы, экскурсии
С 1 мая по 31 сентября в здании Национальной библиотеки Беларуси проходят следующие виды экскурсий:
Экскурсионные мероприятия проводятся ежедневно, кроме понедельника (вт., ср., пт. – с 10:00 до 18:00; чт., сб., вс. – с 10:00 до 17:00). Записаться на них можно по электронной почте ekskursii@nlb.by или по телефонам (8 017) 293 29 66, (8 017) 293 28 53
Есть в программе учреждения и несколько детских программ, например «День рождения в библиотеке» и «Путешествие в страну книжных сокровищ». Увлекательные прогулки по залам, подъем на обзорную площадку, веселые викторины и игры в детской комнате, а также получение символических призов – все это ждет маленьких читателей в главной библиотеке Минска.
Интересные факты
Библиотечной системой электросетей управляют целых три подстанции.
Около полумиллиона долларов было пожертвовано учреждению бывшим иракским лидером Саддамом Хусейном.
Национальная библиотека Беларуси занимает 11 строчку в рейтинге самых фантастических архитектурных объектов современности, по мнению издания Flavorwire, и 24-ю в топ-50 самых нестандартных сооружений, по версии онлайн-журнала Village of Joy.
Первый читательский билет Национальной библиотеки принадлежит главе и политическому лидеру республики А. Г. Лукашенко.
Как добраться
Адрес Национальной библиотеки: г. Минск, проспект Независимости, д. 116.
Добираться до Национальной библиотеки Беларуси удобно с помощью 1-й линии минского метро. Просто выйдите на станции «Восток» – и вы на месте. При желании можно воспользоваться и другими видами общественного транспорта. До библиотеки ходят автобусы (маршруты № 25, 27, 34, 64, 77, 80, 87с, 89э, 91, 95, 113, 145с, 165, 921) и троллейбусы (маршруты № 41, 42).
Национальная библиотека Беларуси
Одно из самых оригинальных зданий Минска – национальная библиотека Беларуси. Это уникальное по архитектуре, очень эффектное сооружение выглядит как кристалл благодаря своей форме и сплошному остеклению. Облик у нее не просто современный: он, скорее, фантастический, напоминающий о футуристических произведениях, прокладывающих дорогу к новым для человечества образам и идеям.
Национальная библиотека — символ и достояние страны
Национальная библиотека Республики Беларусь уже сама по себе стала символом страны и ее столицы. Национальная символика получила отражение и в других, находящихся поблизости или внутри здания объектах. Так, перед зданием стоит памятник первопечатнику Франциску Скорине. Его высказывания размещены на монументальном входе в комплекс: дизайн в виде раскрытой книги – еще один важный атрибут. Рядом — удивительные памятники буквам славянского алфавита.
Оформление внутреннего пространства комплекса отвечает современным представлением о красивых, комфортных общественных объектах. Не только архитектура отличается новизной. Читальные залы, книгохранилище и другие помещения сконструированы и обеспечены по последнему слову техники. Созданы идеальные влажность и температура для книг, удобные скоростные механизмы доставки литературы, прекрасно оборудованы читальные залы, аудитории и рекреационные зоны.
История национальной библиотеки
Необычайный «бриллиант» — не первое выдающееся здание, в котором размещена национальная библиотека. За период, уже приближающийся к столетию, у нее было несколько пристанищ. Одно из первых (1913 года) было построено к трехсотлетию российского императорского дома. В нем находился археологический музей, принадлежавший архиерейскому подворью.
В 1922 году книжные фонды составляли несколько десятков тысяч экземпляров: назывались они «Белорусская государственная и университетская библиотека». В 30-е годы в Белоруссии она размещалась в специально построенном здании в стиле конструктивизма. Здание сохранилось, в нем проходят заседания Совета республики.
Во время Великой Отечественной войны собрание книг жестоко пострадало: от фондов осталось менее пятой части, редкие книги были вывезены оккупантами или сожжены. Вновь восстановленная библиотека успешно расширялась в мирное время. С 1992 года ее стали именовать «Национальная библиотека Беларуси».
Конкурс на строительство оригинального корпуса, объявленный в 1989 году, привел архитекторов М. Виноградова и В. Крамаренко к большому успеху. Их проект победил. В настоящее время они – лауреаты Госпремий Беларуси.
Форма здания очень сложная. Для нее есть специальный геометрический термин – «ромбокубооктаэдр». Эту фигуру образуют 18 квадратов и 8 треугольников. Строительство началось в 2002 году – проект дождался своего часа. За четыре года здание было построено и открылось в 2006 году. Оформлением интерьера библиотечного комплекса занимались ведущие белорусские архитекторы и скульпторы.
Жители республики с большим уважением относятся к образованию, литературе, искусству. Стоит напомнить, что в Белоруссии родились и учились многие ведущие деятели не только белорусской, но и русской науки и культуры. Беларусь известна замечательными высшими учебными заведениями и библиотечными фондами. Сводный электронный каталог национальной библиотеки помогает пользователям найти любое издание в этих собраниях.
Структура библиотеки
Более 110 тысяч кв. метров — такова площадь здания. Книгохранилище расположилось на десяти этажах. 10 млн. носителей информации – книги, рукописи, журналы, газеты. Есть здесь уникальные фонды: старинные книги и рукописные фолианты. Коллекция редчайших экземпляров – около 90 тыс. В том числе раритеты 14-18 веков.
Почти на девяноста языках написаны собранные здесь тома, брошюры, сборники и монографии. В коллекции хранятся ноты, карты, а также изображения на различных носителях. Но фонды могут расширяться, поскольку продумано хранение для 15 млн. единиц хранения.
Двадцать читальных залов — на 2000 читателей одновременно. Они расположены на трех первых этажах. Полторы тысячи мест дают возможность работать с электронным каталогом. В свободном доступе – 500 тысяч книг и других изданий.
На официальном сайте Национальной библиотеки Беларуси есть виртуальный тур по ее залам https://nlb.by
Услуги национальной библиотеки
Функции, которые выполняет здание, очень разнообразны: это большой общественный центр. Здесь бывают важные социально-политические, культурные, просветительские мероприятия. Фестивали, вернисажи, презентации, саммиты – далеко не весь перечень особых событий, которые проходят в его стенах.
Библиотека – это не просто читальные залы, она является настоящим институтом для научной работы в области библиотековедения: сотрудники занимаются исследовательской и издательской деятельностью.
Но и библиотека сама по себе оказывает множество полезных услуг. В первую очередь, информационных, например:
Большой комплекс постоянно служит местом проведения актуальных конференций, семинаров, выставок и даже демонстрации арт-объектов. Один из последних – «Акустические зеркала». В перспективе – создание аллеи из почти двух десятков артефактов рядом со зданием белорусской национальной библиотеки.
Художественные галереи радуют разнообразием экспозиций. Здесь их несколько – «Атриум», «Лабиринт», «Мобильная», «Ракурс», «Панорама». В них можно попасть в рабочие часы библиотеки, и только «Панорама» открыта для посещения по графику смотровой площадки.
Для тех, кто захочет пообедать, здесь же, в здании, есть несколько кафе и ресторан. Вряд ли найдется много библиотек, которые похвастаются комплексом для физической культуры, детских занятий, зимним садом и специальным оборудованием для людей с ограничениями по здоровью. Все это есть в национальной библиотеке Беларуси.
Экскурсионная программа в национальной библиотеке Беларуси
В Минске предусмотрена прекрасная возможность посетить это уникальное здание гостям города, а также жителям, которые не пользуются книжными фондами. График посещения достопримечательности для туристов особый.
Путеводители включают этот объект в число самых интересных мест Минска. Здание выглядит чудесно и ночью – у него оригинальная подсветка, меняющая цвет и направление огней, создающая нарядный праздничный образ. Для страны с большими темными зимними периодами такой источник света — не просто носитель рекламы, а скорее способ сделать жизнь ярче и веселее.
Смотровая площадка
Лифт поднимает туристов на 23 этаж национальной библиотеки. Обзор со смотровой площадки открывается замечательный. Сверху видны новые кварталы и лесопарковые зоны: это естественно, поскольку библиотека находится недалеко от МКАД. Виды современные, очень живописные и привлекательные.
Конечно, центр города – далеко, но не стоит огорчаться. Посмотреть сталинский ампир и Троицкое предместье можно потом: стоит отметить, что любой памятник архитектуры в республике сохраняют и восстанавливают очень тщательно.
А ощутить благоустроенность всего города, глядя с высоты 73 метра, не менее приятно. Здание построено рядом с центральной трассой Минска, проспектом Независимости. Оно окружено большой парковой зоной. Рассмотреть панораму стоит в деталях: площадка оборудована биноклями.
Смотровая площадка работает ежедневно (без выходных) с 12 до 23 часов. Наверх можно подняться до 22.30. Часы работы кассы: с 12 до 22.30 (небольшие технические перерывы на 15 минут в 14, 16, 18 и 20 часов). Кстати, есть не только открытая, но и закрытая площадка для обзора. Вход для туристов с обратной стороны здания.
Музей книги
У этого музея выходной день – понедельник, а с 1 июня по 31 августа — воскресенье. График работы по дням:
Музей демонстрирует настоящие диковинки книжного дела: от неподъемных фолиантов до миниатюр, которые разглядывают только с увеличительным стеклом в руках. Здесь можно увидеть рукописи Тибета, Японии и других стран. А также узнать интересные факты об истории книгопечатания и о самой библиотеке. Любопытно, что рейтинги, в которые включают ее здание, довольно условно отражают культурную самобытность и высокую функциональность комплекса.
Обзорная экскурсия по библиотеке
При желании туристы идут не только в Музей книги, но и проходят с гидом по библиотечным залам. Запись на экскурсию осуществляется по индивидуальным и коллективным заявкам. По внутренним помещениям посетителей водят ежедневно в 12, 15 и в 17 (18) часов, кроме понедельника. С 1 июня по 31 августа выходной день — воскресенье. Коллективные заявки подают на месяц вперед.
Адрес национальной библиотеки и стоимость посещения
Последний понедельник каждого месяца библиотека закрыта – санитарный день. Режим работы национальной библиотеки Республики Беларусь: ежедневно с 10.00, закрывается с понедельника по пятницу — в 21.00, а субботу и воскресенье – в 18.00. Важно помнить, что для экскурсий и посещения смотровой площадки есть свой график.
Как добраться?
Тем, кто едет на автомобиле или такси, подсказки не потребуются: здание очень приметное, его узнают не по адресу, а просто по внешнему облику. Тем, кто поедет на метро, нужно выйти на станции «Восток» («Усход»). Более десятка маршрутов наземного транспорта останавливаются рядом: троллейбусы 41 и 42, автобусы 25, 27, 91, 95, 113, 991 и другие.
Районы, кварталы. Национальная библиотека: история ромбокубооктаэдра
В конце 1980-х годов, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, правительство БССР задумало очередную большую всенародную стройку. Было решено, что республике решительно не хватает вовсе не колбасы в магазинах, а нового здания Государственной библиотеки имени Ленина. В этой связи даже был объявлен крупный конкурс союзного масштаба, победил в котором проект минских архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова. Вскоре СССР распался, стало не до библиотеки, но кто бы мог тогда подумать, что спустя 13 лет про грандиозную идею вспомнят, проект Крамаренко и Виноградова достанут из архивов, стряхнут с него пыль и обеспечат реализации щедрое финансирование. Так 10 миллионов белорусов узнали о существовании геометрической фигуры «ромбокубооктаэдр», а жители остального мира — о том, что безумству форм предела нет. Об истории проектирования и строительства минского «Алмаза знаний» рассказывает блогер Darriuss.
Важнейшим из искусств для большевиков может и было кино, но всеобщей грамотности они также уделяли значительное внимание. По всей большой Стране Советов в 1920-е годы массово открывались избы-читальни, а в крупных городах было задумано построить государственные библиотеки. В Москве такое строительство началось только в 1930 году, когда в Минске аналогичный процесс уже год как шел.
Белорусская государственная библиотека была учреждена 15 сентября 1922 года в структуре недавно возникшего университета. Первым зданием, которое она заняла, был так называемый Юбилейный дом — бывший церковно-археологический музей, построенный в 1913 году к 300-летию дома Романовых в составе архиерейского подворья. Здание в редком для Минска ретроспективно-русском стиле, спроектированное епархиальными архитекторами В. Струевым и И. Фоминым, сохранилось до настоящего времени.
Достаточно скоро выяснилось, что небольшой дом не может справиться со страстной тягой людей к чтению. Уже в 1926 году библиотечный фонд превысил 300 000 экземпляров, пользовались которыми ежедневно 500—600 человек. 14 мая 1926 года Государственную библиотеку выводят из структуры БГУ и тогда же начинают задумываться о необходимости ее перевода в более крупное здание. В Наркомате просвещения БССР образуют специальную комиссию, и по итогам ее работы в 1929-м Совет народных комиссаров республики принимает решение о строительстве в Минске, на улице Красноармейской, нового здания библиотеки.
Архитектором был выбран Георгий Лавров, много в то время строивший в белорусской столице (корпуса БГУ в университетском городке, больницы №1, политехнического института). Лавров предложил проект, в котором протяженный объем читальных залов библиотеки контрастировал бы с высотным книгохранилищем в глубине квартала. К сожалению, последнее в конечном итоге так и не было реализовано.
Основной же корпус был закончен в 1932 году и стал одним из первых крупных минских общественных зданий нового типа, к тому же построенным в ультрасовременном конструктивистском стиле.
У главного входа в библиотеку установили парную скульптурную группу, изображающую беседующих о судьбах страны В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Интересно, что старая Ленинка, наверняка запомнившаяся абсолютному большинству жителей Минска белой, первоначально была темно-серой.
В ходе заканчивающейся в настоящее время реконструкции здания под размещение Совета республики Национального собрания РБ фасадам возвращена оригинальная колористика: оно вновь отделано декоративной мраморно-антрацитовой штукатуркой.
Главный читальный зал Государственной библиотеки им. Ленина в 1975 году:
А в 1950-е в его торце стояла статуя Сталина, внимательно наблюдавшего за происходящим в зале.
Затем зал реконструировали, покрасили в жизнеутверждающий розовый цвет, а вместо Сталина повесили портрет Франциска Скорины. Сейчас же, вполне возможно, тут разместится основной зал заседаний Совета республики.
К концу 1980-х годов устарела и перестала справляться с многократно возросшими нагрузками и библиотека Лаврова. В 1989 году был объявлен конкурс на новый корпус Государственной библиотеки БССР имени В. И. Ленина, возвести который планировалось в зеленой зоне напротив жилого района «Восток». Конкурс носил всесоюзный характер, но не вызвал большого интереса за пределами республики. Всего в конечном итоге на него было представлено семь проектных предложений. Рассмотрев их, жюри констатировало: «Несмотря на то, что ни один из представленных на конкурс проектов не ответил в полной мере поставленным условиям и не может быть рекомендован к реализации в предложенной авторами редакции, за относительно лучшие проекты присудить все три премии». О проекте-победителе чуть позже, пока же рассмотрим оставшиеся шесть поданных на конкурс заявок.
Вторую премию в размере 3000 советских рублей получил авторский коллектив «Белгоспроекта» (арх. В. Белянкин, Т. Розова и др.). Согласно замыслу автора Минского дворца молодежи, здание представляет собой три сблокированных параллелепипеда высотой 6 этажей, соединенных внутри по центральной оси многоцветным садом-атриумом. На первом этаже планировалось разместить административно-хозяйственную зону с зоной хранения литературы, второй и третий занять зоной хранения полностью, а на этажах 4—6 устроить зону обслуживания читателей. Развитие комплекса библиотеки предусматривалось путем наращивания дополнительных блоков, то есть пристройки к имеющимся параллелепипедам новых.
По замыслу архитектора здание библиотеки должно было напоминать лежащую на земле раскрытую книгу. Фасады комплекса, расположенного под углом к Ленинскому проспекту, планировалось украсить цветными абстрактными композициями в технике суперграфики.
Недостатками проекта жюри обозначило «геометрическую жесткость объема здания, вступающую в противоречие с его живописным окружением». Нерациональным было также признано заглубление книгохранилища под землю в условиях высокого уровня грунтовых вод на предлагаемом к застройке участке.
Третьей премии в размере 2000 рублей удостоили работу московского ЦНИИЭП (Центральный НИИ экспериментального проектирования) им. Б. Мезенцева (арх. Ю. Евтух, А. Иванова, И. Лукьянов и др.). Руководитель авторской группы Юрий Евтух, уроженец Минска и белорус, при создании художественного образа для главной библиотеки родины, по его собственным словам, находился под впечатлением от белорусского барокко, поэтому главным декоративным элементом выходящего на проспект фасада здания должен был стать стилизованный барочный щит, который акцентировал бы центральный вход в комплекс.
Как и в проекте В. Белянкина, получившем вторую премию, книгохранилище предполагалось разместить в том числе и в подземных этажах, что опять-таки было подвергнуто критике со стороны конкурсной комиссии.
Общественные и служебные помещения библиотеки пристраивались к главному фасаду в виде раскрытого в зеленую зону веера. Многоярусный силуэт композиции, внедрение в нее элементов исторических стилей, сочетающихся при этом с вполне современно выглядящими большими поверхностями остекления, полностью соответствовали набиравшей в те годы силу постмодернистской эстетике.
Еще четыре проекта были оставлены без премий. Предложение выдающегося туркменского архитектора Абдуллы Ахмедова, в то время работавшего в московском институте «Гипротеатр», было отмечено за живописную пластику композиции здания и тщательную проработку благоустройства территории с устройством фонтана в большом круглом бассейне с перекинутым через него мостиком.
. но в то же время раскритиковано за чрезвычайное усложнение объемно-пространственного решения, дробность многочисленных объемов, большое количество непараллельных и наклонных поверхностей, что существенно усложняло бы процесс строительства. Наличие большого количества открытых террас в условиях нашего климата также было объявлено нецелесообразным.
Вариант архитекторов «Брестгражданпроекта» (арх. В. Кескевич, В. Чайковский) удивил конкурсную комиссию подковообразным в плане зданием с входным двориком перед ним. Жюри отметило, что включение в его композицию больших наклонных остекленных поверхностей, служащих для освещения огромного атриума высотой в несколько этажей, значительно осложняет эксплуатацию комплекса.
Кстати, остекление атриума предполагалось делать многоцветным.
Предложение архитектора А. Соболевского («Белгоспроект») больше напоминало крупный торговый центр. Читальные залы располагались по периметру трапециевидного здания и были облицованы зеркальным стеклом. В нем, согласно задумке авторов, должна была отражаться (и тем самым маскировать комплекс) зелень окружающего библиотеку парка.
Книгохранилище проектировали в глухом объеме над читальными залами.
Наконец, Олег Ладкин из «Минскпроекта» предложил для Государственной библиотеки БССР и вовсе образ брутального зиккурата. Тем не менее, по мнению автора, «это было бы легкое, летящее, очень доступное здание».
Вероятно, «легкость» и «летучесть» достаточно громоздкой массивной форме должны были придавать гигантские цветные витражи, лентами которых планировалось окружить все многочисленные ярусы комплекса по периметру.
На террасах ярусов планировалось устроить обзорные площадки, выход на которые был предусмотрен из каждого читального зала. Это должно было способствовать эмоциональной разрядке посетителей библиотеки после сеанса напряженного умственного труда.
Впрочем, по грандиозности конструкции всех претендентов обошел проект, получивший в итоге первую премию конкурса и целых 5000 пока еще более-менее полновесных советских рублей. Виктор Крамаренко, архитектор, тогда работавший в «Минскпроекте», рассказывал впоследствии в интервью, что форма «алмаза» для книгохранилища ему приснилась. Сон этот оказался в руку: совместный проект Крамаренко и Виноградова визуально определенно превосходил конкурентов. Итак, что же представлял собой победитель конкурса 1989 года, пусть и не отвечавший, по мнению жюри, в полной мере всем поставленным условиям, но тем не менее выигравший его единогласным решением?
Над ступенчатым трехэтажным стилобатом, в котором размещаются читальные залы и все службы библиотеки, возвышается компактный (насколько это возможно для сооружения диаметром 60 метров) объем главного книгохранилища в форме ромбокубооктаэдра, сложного многогранника из 18 квадратов и 8 треугольников. За эту форму Национальную библиотеку Беларуси уже, похоже, навсегда прозвали «Алмазом знаний», хотя формально это в лучшем случае бриллиант, а когда-то, давным давно, ее еще сравнивали и с кристаллом.
Книгохранилище имеет сплошную стеклянную облицовку и опирается на железобетонный сердечник, в котором размещены лифты, лестницы, другие коммуникации и четыре отдельно стоящие колонны. Сужение этого объема книзу позволяет сохранить естественное освещение расположенных под ним залов читательских каталогов, по периметру к ним примыкают аванзалы выдачи и приема литературы, а также расположенные веером на всех трех нижних этажах читальные залы, конференц-зал и служебные помещения.
Любопытен перечень недостатков, на которые при своем выборе указывала конкурсная комиссия. Среди них — невозможность развития комплекса после заполнения центрально расположенного высотного книгохранилища, связанное с этим же увеличение «пробега» книги в телелифте от полки до читателя, преувеличенная высота здания в сравнении с окружающей застройкой. Отдельно отмечалась сложность конструирования консольно нависающего над стилобатом «алмаза» с учетом огромного веса книжного фонда и непростого состояния грунтов в точке строительства. «Противоречивые чувства вызывает и образ здания, который ассоциируется с большим выставочным павильоном или ботанической оранжереей», — отмечал архитектор Виктор Аникин, комментировавший в журнале «Архитектура и строительство Белоруссии» результаты конкурса.
В каком-то смысле задержка с реализацией проекта помогла его авторам. По крайней мере, сложные в условиях конца 1980-х инженерные расчеты в начале 2000-х осуществлять было уже гораздо легче, что позволило архитекторам избежать упрощения художественного образа книгохранилища. По словам Виктора Крамаренко, существовали предложения переделать «алмаз» в обычный шар или даже в «рюмку» (!). Последний вариант, конечно, был бы глубоко символичен.
Авторы комплекса специально подчеркивали неслучайность выбранной для книгохранилища формы. Жесткая по своей природе, с диагональными связями, она позволила упростить конструктивные решения. Центральное высотное расположение книжного склада реализовало на практике принцип «суперкомпактности», когда с использованием современных транспортных систем максимально сокращается путь книги до читателя. Отдельно надо отметить и выбранный принцип хранения книг в наземном объеме: подземные хранилища требуют куда более сложной организации с точки зрения необходимого микроклимата как для объектов хранения, так и для субъектов, которые его осуществляют.
Первые компьютерные визуализации и макеты Национальной библиотеки, появившиеся с реанимацией проекта в начале 2000-х, создали впечатление, что изначально предполагалась облицовка основного объема комплекса золотистым зеркальным стеклом, от чего впоследствии по каким-то причинам отказались, заменив его прозрачным. Если это и было так, то сведений об этом в литературе не сохранилось. Тип стекла нигде не упоминался. Подчеркивалось только, что между стеклянной внешней стеной и внутренней бетонной специально оставлены коридоры, позволяющие применять «эффект термоса» при регулировании температурного режима внутри хранилища. Воздушная прослойка между стеклом и бетоном снижает перепады температуры внутри здания.
Фактически после проведения конкурса и до распада Союза к реальным проектным работам победившие авторы приступить не успели. Эскизный проект был разработан институтом «Минскпроект» совместно с уже самостоятельными творческими мастерскими авторов в 1992 году. В этот же период вместе с персоналом Национальной библиотеки проводилась аналитическая работа по прогнозу ее (библиотеки) развития, определению состава помещений, отделов, секторов и штата сотрудников с учетом этого перспективного развития. На стадии «архитектурный проект» работы продолжились только в 1998 году. В этот период была определена вместимость книгохранилища (14 млн единиц хранения) и расчетный период, на который этой вместимости хватит, — 35 лет.
Строительство комплекса началось 1 ноября 2002 года. Нормативный срок завершения работ составлял 71 месяц, но постановлением правительства был сокращен более чем в два раза — до 32 месяцев. Таким образом, директивно было предписано обеспечить ввод «Алмаза знаний» в эксплуатацию к июлю 2005 года. Несмотря на привычный для нашей страны аврал и штурмовщину, выдержать такие сроки оказалось невозможно.
Первый пусковой комплекс (котельная, очистные сооружения, система энергоснабжения, внешние инженерные сети, благоустройство территории) был сдан только в октябре 2005-го. Вторая очередь (практически весь основной объем библиотеки с читальными залами, служебными помещениями, книгохранилищем и прочим) была готова в декабре того же года. Третий пусковой комплекс, включавший в себя помимо прочего и информационно-технологическую систему, фактически управлявшую работой библиотеки, доделали только весной 2006-го, что позволило 31 мая торжественно открыть новый символ нации. Параллельно, с января 2006 года, 20 000 тонн книг, журналов, газет и прочих единиц хранения на грузовиках перевозились из старых хранилищ в новое.
Объем работ, проведенный за неполные четыре года на северо-востоке Минска, поражает до сих пор. Котлован глубиной 12 метров, из которого вынули 60 000 кубометров грунта, монолитная плита фундамента объемом 3600 кубометров, строительный объем здания в 388 000 кубических метров, из которых книгохранилище занимает 200 000 кубов. Трудоемкость работ в 200 000 человеко-дней. Вес здания — 100 000 тонн.
В принципе, библиотека получилась такой, какой ее и задумывали еще с 1989 года, начиная с конструктивного решения и заканчивая большим количеством предметов монументально-декоративного искусства внутри здания, что нетипично для современной белорусской архитектуры, но вполне традиционно для ее архитектуры советской. Большинство минчан более-менее знакомо с общедоступными помещениями, расположенными в стилобате здания. Основной интерес представляет устройство книгохранилища. Типовой план его этажа:
Посмотрим, как это все выглядит изнутри. Переход из лестнично-лифтового ствола в основной объем хранилища:
Под нависающим консолью «алмазом» — зал каталогов в стилобате.
Ядро комплекса, столы сотрудников библиотеки, работающих на этом этаже:
Рабочие места, впрочем, оборудованы по всему этажу.
Пересечение балок перекрытий:
Знаменитый библиотечный телелифт в ядре хранилища. Состоит из трех рельс: двух — для сквозного движения через всю толщу здания (вверх-вниз), и одного, обслуживающего данный конкретный этаж. Труба на переднем плане — ограничивающий барьер.
Барьер весьма кстати. Лифтовая шахта проходит сквозь все этажи комплекса, и туда можно очень легко упасть. Внизу виден контейнер с книгами, едущий в читальный зал, а также третий монорельс нижнего этажа.
Устройство стрелки. Чтобы отправить книги вниз, в читальные залы, сначала необходимо вызвать контейнер из «хранилища пустых контейнеров». Он приезжает снизу и останавливается на выделяющейся части центрального рельса, после чего та передвигается в разрыв третьего рельса и контейнер продолжает свое движение на этаж.