в каком году открыли метро в москве впервые
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
История строительства первой кольцевой линии метро Москвы
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
В Москве много достопримечательностей, и одной из самых выдающихся по праву можно назвать метро. Метрополитен – ритмичное сердце столицы, основной вид московского транспорта. А еще это памятник бурного прошлого и яркого настоящего, главная составляющая идентичности города. Чтобы познакомиться с Москвой, нужно увидеть ее метро, а лучше − самую красивую линию – Кольцевую.
Пассажиропоток московского метро – один из самых интенсивных в мире. Ежедневно эта транспортная система обслуживает около девяти миллионов человек. Метро Москвы состоит из 14 линий, а длина маршрутной сети превышает 414 километров в двухпутном исчислении без учета монорельса и Московского центрального кольца (МЦК). 48 станций признаны объектами культурного наследия и более 40 − памятниками архитектуры.
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
За 5 лет МЦК перевезло 633 млн пассажиров.
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.
Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.
От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка»), а также с использованием технологий SamsungPay, AndroidPay, ApplePay и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.
Начало Московского метрополитена
С чего началась история метрополитена Москвы? Первые чертежи относятся ко времени Российской империи, тогда как само строительство стартовало только в 1931 году. Первые станции были открыты для пассажиров в 1935 году, а длина участка первой ветки – Сокольнической – составляла всего 11 километров. Изначально планировалось построить 10 линий общей длиной 80 километров. Несмотря на то, что в строительстве самих станций и тоннелей были задействованы советские рабочие и волонтеры, проектированием занимались люди, которые ранее работали над Лондонской подземкой. В процессе работы зарубежным инженерам пришлось досконально изучить топографию и особенности местности.
Кольцевая линия метро
Сегодня сложно в это поверить, но Кольцевая линия не входила в первоначальные планы по строительству Московского метрополитена. Вместо нее планировалось построить «диаметральные» линии с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метро в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. В 1939 году на чертежах впервые появилась кольцевая ветка, но ее форма была далека от сегодняшней круглой.
Строительство Кольцевой линии началось, когда на горизонте забрезжило окончание Великой Отечественной войны, а ее исход стал очевиден. Первоначально ветка не включала станции «Рижская» и «Савёловская», потому что в то время пассажиропоток на одноименных вокзалах был незначительным. Сегодня от Рижского вокзала ходит всего два поезда дальнего следования, а с 1999 года с Савёловского вокзала отправляются только пригородные поезда.
Этапы строительства
Открытие первого участка кольца от станции «Парк Культуры» до «Курской» состоялось 1 января 1950 года. Он частично проходит под Садовым кольцом − круговой магистральной системой улиц в центре Москвы, однако северная часть находится на расстоянии от 1 до 1,5 километра от него. Станции участка расположены на всех главных площадях столицы: «Октябрьская», «Добрынинская», «Павелецкая» и «Таганская». Вторая часть круговой ветки от станции «Курская» до «Белорусской» была открыта в 1954 году – и именно тогда первое кольцо метро замкнулось, пройдя через Красную Пресню (там же было построено депо для линии) и Киевский вокзал.
Длина всей линии составляет 19,4 км, количество станций – 12. Она полностью расположена под землей: на Кольцевой нет ни одного наземного участка.
Почему коричневый?
В изначальную задумку не входил коричневый цвет для маркировки линии. И она не была такой первые восемь лет своего существования – более того, она даже не была круглой. Популярный миф, появившийся в 1980-х годах для привлечения туристов, гласит, что Сталин поставил кофейную чашку на чертежи будущей московской подземки, оставив на них соответствующий отпечаток. Никто не мог возразить лидеру Советского Союза, поэтому линию обозначили именно таким цветом. Но все это – лишь слухи. На самом деле проектировщики метрополитена руководствовались элементарными правилами цветовой гармонии. Впервые у Кольцевой линии цвет (и не один, а два) появился на чертеже 1949 года.
Схема, на которой кольцо получило характерный цвет, представляет собой листовку с планируемой трассировкой метро. Заголовок гласит: «Схема большого подземного кольца Московского метрополитена». По неизвестным причинам эта карта нехарактерно повернута на 88 градусов по часовой стрелке. Первый участок окрашен в красный цвет, а второй − в коричневый. И наконец в 1957 году появляется карта метро с ветками привычных нам цветов: Сокольническая линия – красная, Замоскворецкая – зеленая, Арбатско-Покровская – синяя и Кольцевая – коричневая.
Памятник архитектуры
Строительство линии обуславливает вид станций, дизайн которых прославляет военную мощь русского народа. Почти каждая станция имеет свое культурное значение. На «Парке Культуры» использовано пять видов мрамора, от светло-серого до черного с прожилками. Станция украшена ампирными люстрами и мраморными барельефами, выполненными по эскизам художника Исаака Рабиновича, который также оформлял павильон СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.
Главной темой «Таганской» стала средневековая архитектура. Пересечения арок создают своеобразный крестовый свод, подобный тем, что встречаются в русских боярских палатах XIII-XVI веков. Колонны щедро украшены майоликовыми панелями в стиле мастерской Андреа делла Роббиа, знаменитого флорентийского скульптора XVI века.
«Комсомольская» задумывалась как «ворота» в Москву, что объясняется ее расположением под площадью трех самых оживленных вокзалов. Дизайн представляет собой наиболее красочное воплощение сталинского ампира с элегантными бронзовыми люстрами, мраморными аркадами и монументальными мозаиками из смальты. Сегодня станцию украшают восемь мозаичных панно, выполненных в стиле древней храмовой архитектуры. На них изображены знаменитые русские воины, полководцы, а также революционер В.И. Ленин, произносящий речь на Красной площади.
«Новослободская» − одна из самых торжественных станций Московского метрополитена. Она декорирована 32 витражными панно, созданными по эскизам известного советского художника Павла Корина. Витражи были изготовлены в Латвии, поскольку в России на тот момент не было ни традиции работы с ними, ни мастеров этого дела. Перед открытием станции архитекторы боялись, что у москвичей она будет ассоциироваться с католическими костелами, но вместо этого жители сравнивали ее с подводным миром.
«Киевская» − последняя станция, построенная на Кольцевой. Ее создавали под личным руководством генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, который инициировал политику «оттепели» и ликвидировал культ личности Иосифа Сталина. Считается, что с помощью элегантного декора станции Хрущёв отдавал дань уважения своей украинской родине. После открытия станции советский лидер объявил войну излишествам в архитектуре. Вестибюль «Киевской», как и некоторых других станций, отделан мрамором и гранитом, а колонны украшены 18 мозаичными панно во флорентийской традиции.
Импульс к дальнейшему развитию
Кольцевая линия оказалась ключевой в развитии Московского метрополитена. Часто радиальные линии строились «от кольца», лишь впоследствии соединяясь центральным участком. Сейчас каждая из двенадцати станций на Кольцевой линии пересадочная, тогда как в 1954-м, при замыкании кольца, пересадочных было только шесть. Последняя остававшаяся на линии станция без пересадки − «Новослободская» − получила переход на станцию «Менделеевская» в 1988 году.
Будущее метрополитена
Сейчас московское метро активно развивается, новые станции открываются каждый год. В 2016 году была запущено Московское центральное кольцо. Это маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта, частично интегрированная с метро по системе оплаты проезда и пересадкам. Она состоит из 31 станции, а длина линий составляет 54 километра.
До конца 2024 года планируется открыть 35 новых станций и 76 км линий метро за счет строительства новой Троицкой ветки, продления Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внуково, Сокольнической – до станции «Новомосковская», Люблинско-Дмитровской линии – до поселка Северный. Кроме того, начнется строительство новых Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской веток метро.
85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции
Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.
Первый поезд московского метро совершает пробный рейс. Фото: РИА Новости
Первые пассажиры в метро
Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.
Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.
Первые 13 станций Московского метрополитена:
• «Сокольники»
• «Красносельская»
• «Комсомольская»
• «Красные Ворота»
• «Кировская» («Чистые пруды»)
• «Дзержинская» («Лубянка»)
• «Охотный Ряд»
• «Библиотека имени Ленина»
• «Дворец Советов» («Кропоткинская»)
• «Парк культуры»
• «Улица Коминтерна» («Александровский сад»)
• «Арбатская»
• «Смоленская»
Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости
Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.
Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.
Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.
Три очереди строительства
Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС
В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.
Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости
Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.
Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС
Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.
Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «Автозаводская» (тогда «Завод имени Сталина»), участок от «Курской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «Электрозаводская». Также был построен переход между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный Ряд».
Метро сегодня
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД. Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов. Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).
В каком году открыли метро в москве впервые
15 мая 1935 года в московском метро открылись для пассажиров 13 станций Сокольнической линии — на тот момент единственной. Путь поездов пролегал от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской» (в наши дни это «Смоленская» Филевской линии). Вестибюли всех станций открылись одновременно, в 6:45, поэтому сказать, какая именно была первой, невозможно. Однако условной «первой» сегодня принято считать станцию «Сокольники», с которой и началось строительство всего Московского метрополитена.
А первой станцией, куда собственным ходом прибыл поезд, была «Комсомольская» Сокольнической линии. 14 октября 1934 туда приехал пробный состав из депо «Северное».
Строительство метро началось в 1931 году, когда был создан московский Метрострой. Ранее, в 20-е годы, еще на этапе проектирования, к строительству решили привлечь зарубежных специалистов. Несколько иностранных компаний представили свои проекты будущего метро, созданные по аналогии с подземками в Париже, Берлине и Лондоне. Их проекты включали только то, что они точно могли построить, — и поэтому чужой опыт оказался для Москвы мало полезным. Дело в том, что в европейских столицах геология была довольно однородной, в отличие от сложной московской, и поэтому ни один из планов нашему метро не подходил. Таким образом, итоговый проект стал смесью всех существовавших на тот момент предложений, которые можно было технически осуществить.
Первый опытный участок строительства находился под Русаковской улицей, на перегоне между станциями «Красносельская» и «Сокольники». Он стал самым первым туннелем московского метро — и работает и в наши дни. К весне 1933 года работы развернули уже на всех участках и строители вышли на запланированную глубину. В 1934 году, на самом пике работ, в строительстве было задействовано около 75 тысяч человек. Практически не используя специальные механизмы, имея из инструментов лишь тачки, кирки, ломы, лопаты и комсомольский энтузиазм, они проложили 11,3 километра туннелей первой очереди метрополитена.
В те годы в СССР не было ни одного архитектора, у которого был опыт работы с такими подземными объемами. Оформляли станции методом проб и ошибок. Поэтому сейчас станции первой очереди могут казаться не такими эффектными — несмотря на то, что в работе принимали участие известные архитекторы: Иван Фомин, Дмитрий Чечулин, Николай Ладовский. Впрочем, метрополитены других стран в то время вообще не имели художественной ценности и были исключительно утилитарными предприятиями по перевозке пассажиров.
Архитектурные традиции, заложенные при строительстве первых станций, получили дальнейшее развитие очень быстро. Уже при сооружении второй очереди появился так называемый сталинский ампир. Это были очень богато украшенные станции, с мозаиками, изразцами, скульптурами, такие как «Маяковская», «Театральная» или «Площадь Революции», например. И так более 60 лет назад Московский метрополитен задал высочайший уровень, на который стали ориентироваться при строительстве метро в других городах.
15 мая 1935 года в московском метро открылись для пассажиров 13 станций Сокольнической линии — на тот момент единственной. Путь поездов пролегал от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской» (в наши дни это «Смоленская» Филевской линии). Вестибюли всех станций открылись одновременно, в 6:45, поэтому сказать, какая именно была первой, невозможно. Однако условной «первой» сегодня принято считать станцию «Сокольники», с которой и началось строительство всего Московского метрополитена.
А первой станцией, куда собственным ходом прибыл поезд, была «Комсомольская» Сокольнической линии. 14 октября 1934 туда приехал пробный состав из депо «Северное».
Строительство метро началось в 1931 году, когда был создан московский Метрострой. Ранее, в 20-е годы, еще на этапе проектирования, к строительству решили привлечь зарубежных специалистов. Несколько иностранных компаний представили свои проекты будущего метро, созданные по аналогии с подземками в Париже, Берлине и Лондоне. Их проекты включали только то, что они точно могли построить, — и поэтому чужой опыт оказался для Москвы мало полезным. Дело в том, что в европейских столицах геология была довольно однородной, в отличие от сложной московской, и поэтому ни один из планов нашему метро не подходил. Таким образом, итоговый проект стал смесью всех существовавших на тот момент предложений, которые можно было технически осуществить.
Первый опытный участок строительства находился под Русаковской улицей, на перегоне между станциями «Красносельская» и «Сокольники». Он стал самым первым туннелем московского метро — и работает и в наши дни. К весне 1933 года работы развернули уже на всех участках и строители вышли на запланированную глубину. В 1934 году, на самом пике работ, в строительстве было задействовано около 75 тысяч человек. Практически не используя специальные механизмы, имея из инструментов лишь тачки, кирки, ломы, лопаты и комсомольский энтузиазм, они проложили 11,3 километра туннелей первой очереди метрополитена.
В те годы в СССР не было ни одного архитектора, у которого был опыт работы с такими подземными объемами. Оформляли станции методом проб и ошибок. Поэтому сейчас станции первой очереди могут казаться не такими эффектными — несмотря на то, что в работе принимали участие известные архитекторы: Иван Фомин, Дмитрий Чечулин, Николай Ладовский. Впрочем, метрополитены других стран в то время вообще не имели художественной ценности и были исключительно утилитарными предприятиями по перевозке пассажиров.
Архитектурные традиции, заложенные при строительстве первых станций, получили дальнейшее развитие очень быстро. Уже при сооружении второй очереди появился так называемый сталинский ампир. Это были очень богато украшенные станции, с мозаиками, изразцами, скульптурами, такие как «Маяковская», «Театральная» или «Площадь Революции», например. И так более 60 лет назад Московский метрополитен задал высочайший уровень, на который стали ориентироваться при строительстве метро в других городах.