в каком году основано каратэ
Карате. Реальная история боевых искусств Японии
«Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю».
Вы только представьте себе эту картину. К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии.
Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866—1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем «микадо») в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия — Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия — о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:
В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков — обычное дело, не повезло… Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония — ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел., но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. «микадо», грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, «твоя шпана козырных пацанов покоцала!», на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно «послало их в далекую даль!», сообщив, «что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня». Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему «князьку» Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!) объявили, что он теперь не независимый ван («князёк»), а японский маркиз — хо. А тому — хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.
Сё Тай ван Рюкю.
Еппонцкий драк.
Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия «карате» — «китайская рука», это были те, кого у нас принято называть «китайцами»… однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение.
Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с «китайскими руками»? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.
Естественно, сами перебрались, вопрос «почему?» опять придётся рассмотреть внимательнее… Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные «Опиумные войны» напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых «китаёз», чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла — европейцев — столь важный процесс никак не мог произойти.
Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам «Крымской войны»… Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, «гражданская» война на территории нынешних США, «реставрация Мейдзи» и «тайпинские» восстания — это всё звенья одной цепи… Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты — все «сливки» Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом… Кто создал из «желтопузых обезьян» (как их именовал британский генерал, бравший «Гу-гун») бойцов с «китайскими руками»? Не сами же они себя создали, «наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов»? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их… сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних «алькайд».
Вот такие вот «китайцы» и «японцы» делали из туземного сброда настоящих бойцов «всепобеждающих армий».
Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской… Посмотрите на эти фотографии:
Боксёр.
Муайтайцы.
и сравните со стойками древних «каратистов»: никаких кривляний и стоек «раненого в ногу пьного дятла», никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально.
Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца.
Хигаонна Канрё.
А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.
Итосу Ясуцунэ.
А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на «квадратные» головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом «Гений дзю-до» Тёки Мотобу по прозвищу «обезьяна», и богатырь Тёдзю Мияги.
Тёки Мотобу.
Тёдзюн Мияги.
Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у «гитлерюгенда», Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью.
Кенва Мабуни слева.
Гитин Фунакоси.
Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ — ГИЧИН ФУНАКОШИ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:
«В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу являелся самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.
Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.
В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai — Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.
Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.
В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.
Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до — «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания.»
Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых «мавашигири»… вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.
Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.
Гичин Фунакоши.
Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш — дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а… учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео «великий мастер» демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские «специалисты», очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.
Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:
Профессор Дзигоро Кано.
Будущий о-сенсей Морихей Уэсиба.
Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались:
Карате
Содержание
История
XIX век
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
XX век
В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.
Центры обучения
Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны.
Карате и Олимпийские игры
Организации
Каждый крупный стиль карате имеет свою международную федерацию (иногда — несколько международных федераций, как, например, у Кёкусинкай), объединяющую национальные федерации, действующие в пределах одной страны. Как правило, в каждой федерации действуют свои системы требования, степеней, поясов, правил проведения спортивных поединков.
Базовые техники и элементы
Тренировка базируется на трех основных техниках:
Четыре элемента ката:
В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.
Направления, стили и школы карате
Стоит разделять направления, стили и школы карате.
Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать ещё во времена появления карате в Японии. Так, в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:
Стили возникают непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате. Наиболее известные стили, кроме четырёх уже названных, приведены ниже.
Известные мастера карате
Система поясов и степеней
В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.
Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать рубаху ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.
Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Однако, в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл и светлый пояс может быть старше более тёмного. Например, в Асихара-карате жёлтый пояс старше синего. Как правило смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:
История карате
Одна из самых японских в мире вещей, каратэ, родилась вовсе не в Японии, а на Окинаве, в кишевшем пиратами королевстве Рюкю.
Позже Окинава была захвачена самураями, которые запретили все, что хотя бы отдаленно напоминало оружие. И это тоже повлияло на развитие боевого искусства. Отвратительные мужики рассказывают о рождении каратэ, в котором отразилась история маленького, но полного партизанами островного государства.
Довольно иронично, что столь японское явление, как каратэ возникло на острове Окинава, в те времена, когда Японию там не любили и сопротивлялись ее экспансии.
Есть несколько легенд о происхождении этого боевого искусства, но, скорее всего, у его истоков стоят некие пришедшие с Китая стили цюань-фа — китайского кулачного боя. Об этом говорит и название, ведь изначально иероглифы, которыми пишется слово «каратэ», обозначали просто руку в китайском языке. И лишь потом, когда его стали популяризировать именно как японское искусство, начали называть «пустая рука», или «Путь пустой руки» — каратэ-до, на японский манер.
Но, даже если источником возникновения каратэ были китайские стили, на Окинаве они впитали такую долю местного неповторимого колорита, что изменились до почти полной неузнаваемости. Причиной этому стали политические и социальные потрясения, произошедшие на момент его возникновения. Они же стали главной причиной его развития и всенародной любви.
Из-за своего очень удачного (или наоборот, это как посмотреть) расположения на перепутье между Китаем, Японией и Юго-Восточной Азией Окинава (как центр островного королевства Рюкю) постоянно подвергалась нападениям различных пиратов. Да и сами окинавцы не видели ничего зазорного в том, чтобы совмещать торговлю с морскими грабежами. Да и междоусобицы, несмотря на малые размеры страны, здесь были нередким делом.
А уж японцы, оккупировавшие Окинаву в 1609 году, довели эту реформу до полного абсурда. В результате каждой деревне позволялось иметь не более одного стального ножа и одного топора, прикованного для хозяйственных нужд к колоде на главной площади. Насколько усердно соблюдался этот закон — отдельная история, но именно он задал основное направление развития каратэ.
В свое время окинавцы активно промышляли пиратством, но и сами страдали от набегов
Естественно в средневековье любой мало-мальски вооруженный дармоед вел себя с безоружными людьми как с бесправными существами. А уж разбойники и пираты (которые все так же продолжали грабить прибрежные деревни) с радостью пользовались такой ситуацией.
Это побудило воинственных окинавцев создавать тайные общества, где они обучались бою голыми руками.
Отсюда же идет вторая особенность каратэ — серьезное отношение к набивке ударных поверхностей. Очень редко противника удавалось застать голым, чаще всего это был противник в доспехах. Пусть они были и не из стали, но, в любом случае, лупить по ним неподготовленным кулаком или ступней — верх неблагоразумия.
Такие специфические явления как ката (оттачивание приемов, которое для непосвященного может выглядеть как простая гимнастика) и тамэсивари (то самое разбивание досок руками) вызваны, опять-таки, жизнью в японской оккупации.
Населению Окинавы было строжайше запрещено практиковать любые боевые искусства, в том числе и кулачный бой. С этой точки зрения проводить спарринги стало довольно опасно. А человек, в одиночестве выполняющий странные телодвижения, всегда может объяснить их простейшей гимнастикой. Как говорится, «машу руками, где захочу, законом не запрещено».
Тамэсивари же — разбивание предметов голой рукой или ногой — применяли для проверки мощи удара и набивки рабочих поверхностей. Прежде чем бить жесткого в своих доспехах самурая, стоило удостовериться, что можешь хотя бы сломать доску.
Катана против весла — как выглядела самая эпичная битва двух самураев
Глава школы Нитэн-рю и основатель школы Ган-рю бросились навстречу друг другу.
Белый — всего лишь чистая тряпочка для поддержки штанов и куртки. Желтый — та же самая тряпочка, но пожелтевшая от пота, пролитого при отработке ударов на макиварах и ката. Красный — от обильного смачивания своей и чужой кровью, когда ученика допускали до спаррингов, и он часто пропускал удары. Коричневый — цвет сильно запекшейся крови, знак того, что удары пропускались гораздо реже, и кровь успевала высохнуть. Ну а черный цвет появлялся, когда крови и пота становилось так много и они впитывались так долго, что цвета перемешивались, и получалось темное месиво.
Такова история возникновения каратэ и его стилевой специфики. Но что происходит с ним сейчас? Волна популярности сделала из каратэ приносящий хороший доход бренд, с помощью которого множество хороших и не очень людей стали зарабатывать себе на порцию саке и кусок копченого угря. Появление нескольких спортивных направлений, занимаясь которыми можно становиться чемпионами мира, также добавили популярности этому теперь уже виду спорта.
Осталось ли оно эффективным, или спортивные ограничения и бизнес убили всю жесткость и эффективность каратэ? И да, и нет. С одной стороны, ограничения ударов в голову, как например в киокушине, накладывают свой отпечаток, а уж возникновение малоконтактного или вообще бесконтактного каратэ превратило прежде грозное боевое искусство в нелепую клоунаду.
Кстати, любопытный факт, который органично вписывается в историю рождения каратэ: основатель этого самого киокушина, мастер Масутацу Ояма, вообще-то родился в Корее, и его настоящее имя — Чхве Ен Ый. Каратэ изначально было восточноазиатским винегретом и продолжает им быть. И это прекрасно.
Самую же жесткую проверку проходят каратисты, попадая в ММА. И там есть свои выдающиеся чемпионы, вышедшие именно из этого боевого искусства, например Жорж Сент-Пьер, представитель киокушинкай каратэ. Кстати, 4 ноября он попытается забрать пояс чемпиона у Майкла Биспинга. Кроме того, 28 октября в Бразилии состоится еще один знаменательный бой, теперь уже в UFC, между Лиото Мачидой и Дереком Брансоном. Что характерно, Мачида — тоже представитель каратэ, но уже в стиле шотокан.
Да и вообще, соревнования по тому же шотокану, где бьют голыми или едва закрытыми накладками руками в голову, — зрелище не для слабонервных.
И под конец чуть ли не самый любопытный вопрос: насколько эффективно каратэ на улице? Тут как всегда все зависит от стиля и мастера, у которого вы учитесь. А самое главное, от наличия полноконтактых спаррингов и соревнований. Однако главный плюс классического каратэ именно для улицы — сосредоточенность на одном ударе, чаще всего рукой. Уличные драки редко длятся дольше нескольких десятков секунд. Так что умение сконцентрировать всю мощь в одном нокаутирующем ударе для большинства конфликтов более чем достаточно.
О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.
В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.
Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.
Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.
По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.
Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.
Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.
Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.
Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.
Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.
Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.