в каком году изобрели самовар
300 лет русскому самовару: Как появилось в России это мудреное приспособление
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Античный самовар Древнего Рима
Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.
Китайский самовар «Хо-Го»
Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.
Когда появился первый самовар на Руси
По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.
Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.
Массовое производство в России чудо-приспособления
Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.
Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. «Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры». Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.
Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.
Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.
Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей
Этот добрый толстый «друг» был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под «пыхтение» самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.
«Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.»
А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.
Самовар раздула Тула-
Тула — Родина моя —
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит
И топчет тропку в небо белый дым.
Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно мудрое свеченье.
Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.
Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМОВАР ПОЯВИЛСЯ В РОССИИ?
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Александр Блок, «На улице — дождик и слякоть»
То, что называется самоваром по-русски, звучит так же на всех возможных языках. И даже персидские и турецкие аналоги этого устройства, название которых звучит как samover, происходят от русского самовара.
Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели — «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар — это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.
Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету Федора Михайловича Достоевского. Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность. В романе Достоевского «Подросток» есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».
Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.
Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.
Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень — старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.
В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды — английской. В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.
Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом — привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками — весьма сложной конструкцией. С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов — латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.
В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.
В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре. Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она — заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
Александр Блок, «На улице — дождик и слякоть»
То, что называется самоваром по-русски, звучит так же на всех возможных языках. И даже персидские и турецкие аналоги этого устройства, название которых звучит как samover, происходят от русского самовара.
Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели — «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар — это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.
Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету Федора Михайловича Достоевского. Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность. В романе Достоевского «Подросток» есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».
Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.
Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.
Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень — старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.
В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды — английской. В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.
Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом — привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками — весьма сложной конструкцией. С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов — латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.
В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.
В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре. Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она — заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».
Кто придумал самовар?
Почти триста лет самовар считается исконно русским предметом быта и непременным атрибутом традиционного чаепития. Однако история самоваров насчитывает уже несколько тысячелетий. Впервые это приспособление появилось задолго до основания Российского государства. И все же привычка ставить на стол самовар и подолгу чаевничать зародилась именно в нашей стране. Недаром во многих языках мира слово, обозначающее самовар, не переводится, оно передается так же, как в русском языке.
Античный «предок» русского самовара и новшества XVIII века
Отдаленно напоминающие самовар приспособления появились еще в древности. Пытаясь согреть жидкость, люди стали бросать в емкости с водой большие раскаленные камни – вода закипала очень быстро. В Древнем Риме появился «предок» русского самовара, его называли «аутепса». Предмет посуды выглядел как высокий кувшин, внутрь которого клали жаровню для раскаленных углей. Аутепса была многофункциональным приспособлением: в жару внутри нее не грели воду, а наоборот, охлаждали. Для этого вместо жаровни в емкость нужно было положить лед.
Существует легенда, что в России самовар появился благодаря Петру Великому: из Европы царь якобы привез диковинное приспособление, полюбившееся местным. В действительности первые упоминания о русских самоварах относятся к 1740-м годам, когда страной правила Елизавета Петровна. Причем раньше, чем в Туле, самовары появились на Урале. Тульские самовары немного уступили – их начали изготавливать на 5-6 лет позднее. И хотя не Петр I привез самовары в Россию, с его деятельностью все же связано их дальнейшее появление в нашей стране. Именно петровские реформы способствовали развитию металлургической промышленности. В первой половине XVIII века начался массовый выпуск чайников с медными ручками, а затем так называемых сбитенников, которые являются ближайшими «родственниками» и прототипами самоваров.
Производство самоваров оказалось делом хоть и прибыльным, но трудоемким. Их делали из разных материалов: меди, мельхиора, латуни и даже драгоценных металлов – золота, серебра и кварца. По форме эти приспособления тоже сильно отличались друг от друга: прямоугольные, кубические, многогранные, яйцевидные…Некоторые и вовсе напоминали те самые античные аутепсы. Самовары попроще брали с собой в дорогу и на пикники, но главным местом для них, разумеется, были праздничные столы в домах.
Самовары братьев Лисицыных
В конце восемнадцатого столетия самоварных фабрик в России было немного. Существовали они только в Москве, Нижнем Тагиле и Суксуне. Стараясь опередить всех потенциальных конкурентов, тульские казенные кузнецы Иван и Назар Лисицыны в 1778 году открыли первое самоварное производство в своем городе. Заведение располагалось в небольшом помещении при жилом доме; его длина составляла всего 15 метров, а ширина – около 6. Во дворе стояла кузница с двумя горнами для литья и пайки самоваров. Несмотря на то, что размеры фабрики Лисицыных были более чем скромными, их дело быстро развивалось и приносило кузнецам прибыль. Именно лисицынские самовары прославили Тулу на всю Россию. Поначалу братья копировали уральские изделия, а затем стали придумывать новые формы – так появились самовар-бочонок и самовар-желудь.
К началу 1800-х годов братья наняли 26 рабочих, по большей части бывших коллег по оружейному цеху. Вместе Иван и Назар проработали еще десять лет, а затем каждый занялся собственным делом – у самоваров Лисицыных появились разные клейма. По иронии судьбы, теперь уже уральские мастера пытались угнаться за туляками и подделывали клейма своих самоваров под тульские. Продукция лисицынских фабрик продавалась во множестве городов России, а самовар из Тулы стал национальным брендом.
Самокипец, самогрей и самогар
Название «самовар» было отнюдь не универсальным и менялось в зависимости от региона. В Ярославле использовали слово «самогар», в Курске – «самокипец», а на Вятке – «самогрей». Наиболее распространенными считались самовары объемом до восьми литров, хотя большой семье могла понадобиться емкость и побольше – литров на 15. Холодные русские зимы лишь способствовали росту популярности самоваров. Наши предки быстро сообразили, что с помощью самовара можно не только получить кипяток, но и обогреть дом. И хотя изделия стоили недешево, многие семьи целенаправленно копили на покупку самовара. Стоимость, кстати, не всегда зависела от ценности металла – не менее важную роль играл вес самовара.
Самовары в XIX столетии можно было встретить повсюду: и на дворянских чаепитиях, и в купеческих домах, и в крестьянских избах. Без столь важного приспособления не мыслили повседневной жизни: теперь не нужно было топить печь, чтобы добыть кипятка, а вода в самоваре долгое время не остывала. Состоятельные люди ценили самовары не только за практичность, но и старались приобрести нечто уникальное – роскошные изделия создавались для них в единственном экземпляре. Крестьяне передавали самовар из поколения в поколение: нередко он становился частью приданого.
История самовара от истоков до советских времен
История самовара как символа русского быта
Уютный, летний вечер, приятная тишина сада, легкая прохлада, аромат зелени, гармонично сливающийся с терпким запахом горящей древесины пыхтящего самовара, который велит накрывать на стол и заваривать удивительный чай. Медный и блестящий «добрый друг» издавна привлекает теплотой и гостеприимством. Став негласным символом России, самовар сегодня выполняет важную миссию, повышая интерес к культурному наследию, хранящему богатство традиций. Откуда же начинается загадочная и уникальная история самовара?
Агрегат своим появлением обязан чаю, для заваривания которого требовалась горячая вода. В Древней Руси обычно пили мед, квас, пиво, сбитень, но «восточный гость», завезенный из Китая в XVII в., нарушил сложившиеся традиции. Первое чаепитие состоялось в 1638 г. при царском дворе. Изначально бодрящий напиток с приятным вкусом и ароматом употребляли только в знатных домах, да и то в качестве лекарства. Но уже с начала XIХ в. чай получил статус русского национального напитка.
Как возникли первые самовары
Много легенд ходит о том, кто завез в Россию первые самовары. Имеет место версия, по которой диковинный агрегат привез из Голландии Петр I. Но большинство историков полагают, что самовар однозначно исконно русское изобретение, берущее начало из древних цивилизаций. В Древнем Риме археологами найдены приспособления для подогревания напитков или охлаждения – аутепса (античный самовар), конструктивные признаки которого сходны с русской «чайной машиной». Аналогичное устройство существовало и в Древнем Китае. Металлический или фарфоровый Хого, в котором подавали бульон, также вполне мог стать протопопом русского самовара. Хотя и на родине были устройства, претендующие на роль прародителя самовара. Русские умельцы потихоньку приспосабливали для нагрева воды чайник для сбитня (напитка из лекарственных трав, мёда). Не менее интересное устройство использовали в походных условиях – самовары-кухни, на которых и еда готовилась, и вода кипятилась. Точно можно сказать, что к концу XVIII ст. в России окончательно сформировался принцип работы угольного самовара, а внешний вид агрегата стал частью декоративно-прикладного искусства.
Самовары (XVIII-XIX век) на любой вкус и достаток
Что касается названия «самовары», век которых приходится на 40-е годы XVIII ст., то мнения историков и здесь расходятся. Ведь именно в то время в письменных свидетельствах впервые встречается слово, касающееся русской водогрейной машины. Одни считают, что название происходит от идеи – «сам варит», другие же связывают происхождение с татарским словом «снабар», что значит чайник. Любителей же чая нередко называли самоварниками, а вместо «пить чай» употребляли глагол «самоварничать».
Поскольку в те времена самовар делали из меди, латуни, по некоторым данным, первые образцы появились там, где была развита металлодобыча, то есть на Урале. Тульский кузнец-промышленник Н. Демидов, отправившись в поездку в 1701 г. вместе с искусными медных дел мастерами, основал Суксунский завод, чем положил династию уральских «чайных машин». Исторические факты свидетельствуют, что таможенной службой Екатеринбурга в 1740 г. при описи имущества Демидова зафиксирован медный самовар весом 16 фунтов, собственной заводской работы. И, хотя, до сих пор идет спор, где запыхтел первый водогрейный сосуд в Туле или на Урале, существует мнение, что производство самоваров было основано одновременно.
Официально также зафиксировано, что первый тульский самовар выполнен в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. К середине XIX ст. в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высокого ценилась, проникая во все уголки России, а город заслужил статус «самоварной столицы».
Учитывая, что изначально цены на чудо-агрегат были довольно высоки, самовар считался посудой для высших сословий общества. Соответственно и требования к внешнему виду предъявлялись самые высокие. Как предмет быта устройство должно было удовлетворять строгие вкусы аристократии, вписываться в стилистику интерьеров, которая достаточно часто подвергалась изменениям в архитектуре. Тульские умельцы изобрели более ста видов самых разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовар обязательно дополнялся красивыми аксессуарами, а на агрегат часто одевалась и для украшения, и для сохранения тепла кукла-грелка.
К работе над дизайном самовара привлекались именитые художники, разрабатывающие и роспись, и внешний вид агрегата. Серебряные и позолоченные самовары, созданные в мастерских К. Фаберже, считаются самыми дорогими, хотя народные умельцы представляли не менее уникальные модели из фарфора, стекла, лозы, древесины. Со всей страны и зарубежья в Тульскую губернию съезжались гости, полюбоваться шедеврами мастеров и отведать чудесный чай, заваренный по-русски. Впоследствии самоварящие устройства более скромных дизайнов вошли и в крестьянский быт, где им отдавалось самое почетное место, а сам самовар бережно хранился и передавался из поколения в поколение.
Клейма самоваров – торговые марки дореволюционной России
К концу XIX ст. появляются династии самоварных производителей – Баташевы, Воронцовы, Копырзины, Тейле и др. Со временем предприятий стало настолько много, что для определения изготовителя придумали своеобразные торговый знак. Какому фабриканту принадлежит агрегат узнавали из клейма самоваров, которое утверждалось правительством и в обязательном порядке помечалось производителем. Многообразия фабричных марок и клейм было впечатляющим. Помимо имени фабриканта с географической привязкой, изображение клейма разрабатывалось индивидуально. Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшую представленную продукцию «самоварные короли» получали награды, а образцы медалей украшали тулово самоваров. Все знаки использовались в рекламных целях для заявления о себе в торговом мире, формирования репутации, привлечения покупателей и заказчиков. И сегодня, чтобы правильно оценить старинные самовары обязательно учитывается наличие клейм и медалей.
Советский самовар – часть культурного наследия России
Производство стремительно развивалось, процесс изготовления технически усовершенствовался и именно в довоенный период (до 1913 г.) отмечается наибольший расцвет самоварного ремесла. Война и годы революции, которые экономически истощили страну, внесли свои коррективы. В этот период успешно развивающееся производство было прервано и самоварное дело держалось в основном за счёт кустарей и многочисленных артелях в Туле. В 1918 г. произошла национализация самоварных фабрик. Из обломков частновладельческих предприятий образовываются государственные фабрики. Так из множества предприятий продолжило работу фабрика В. С. Баташева (поставщика императорского двора), переданная Тульскому патронному заводу и выпускавшая самовары с 1920 до 1940 г. На базе предприятия братьев Шемариных основана фабрика В. И. Ленина (1922-1930 г.), продукция которой считалась лучшей в Туле. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских самоварах стали ставить клеймо государственных заводов.
Новая эра самоварной промышленности на первом этапе характеризуется очень низкой производительностью, которая, впрочем, оправдана низкой покупательной способностью, сильно обедневшего русского народа. Но ни во время революции, ни в период НЭПа водогрейный агрегат не был забыт. И, хотя, советский самовар по многим меркам считался буржуазным излишеством и наследием прошлого, колоритный агрегат выжил, несмотря ни на что.
СССР – родина электрических самоваров
После Второй мировой войны советский завод «Штамп» (переименованный из патронного завода) единственный в Туле выпускал самовары. Хотя в советское время агрегаты выпускались и на заводе металлоизделий в Суксуне, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся высоким спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью.
В 1956 г. завод «Штамп» начал выпуск электрических самоваров, пришедших на смену жаровым (угольным) моделям. Самовары СССР с теплоэлектронагревателем, пластиковыми ручками и импровизированной трубой уже не пели в трёх различных регистрах. И, хотя, по мнению специалистов, электричество погубило самобытные агрегаты, превратив их в банальные кипятильники, завод «Штамп» считался престижным предприятием, выпускающим более миллиона экземпляров в год и процветающим до начала 90-х годов. В ассортименте были и комбинированные самовары, обладающие высокими потребительскими качествами. В конце ХХ ст. самовары, как и всё наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, начали уходить в забвение, а на кухнях стали хозяйничать электрические чайники. Однако, производство самоваров полностью остановлено не было.
Современная технология изготовления самоваров получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного ремесла. В течение нескольких столетий тульский самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях. И сегодня пыхтящий красавец-самовар, чашки с блюдцами, стаканы с подстаканниками, пряники и баранки, воссоздают удивительную атмосферу, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.