в каком году хоккейная команда локомотив разбилась на самолете
«Это был шок для всех» Десять лет назад погибла команда ярославского «Локомотива». Как трагедия изменила жизнь города?
7 сентября 2011 года, через несколько секунд после взлета разбился Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда ярославского «Локомотива». Вместе с игроками тем рейсом из Ярославля в Минск отправились представители тренерского штаба и администрации, врач и массажисты — всего 37 человек. Погибли все пассажиры и семь членов экипажа, выжил только бортинженер Александр Сизов. Трагедия потрясла всю Россию, но настоящим шоком она стала для жителей Ярославля. Как переживали случившееся люди, знавшие каждого игрока в лицо? Что происходило в городе в те дни и что напоминает о трагедии сегодня? Каким запомнили тот «Локомотив» его болельщики? Самые горькие, тревожные и светлые воспоминания — в материале «Ленты.ру».
В сезоне-2011/2012 ярославский «Локомотив» должен был стать одним из фаворитов Кубка Гагарина. Первый матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) предстояло сыграть на выезде с минским «Динамо». Встреча была назначена на 8 сентября. Прибыть в Белоруссию российский клуб собирался накануне вечером. Вылетала команда из ярославского аэропорта Туношна самолетом Як-42 авиакомпании «Як Сервис». Этим бортом хоккеисты пользовались и раньше. Погода в тот день была летная.
«Локомотив» вез на матч основной состав: на борту были 26 игроков (19 россиян и семь легионеров), тренерский штаб из четырех специалистов во главе с канадцем Брэдом Маккриммоном, врач, четыре массажиста, администратор и методист. Экипаж насчитывал восемь человек.
Самолет оторвался от земли, но не смог набрать высоту. Спустя несколько секунд Як задел крылом мачту радиомаяка, деревья и рухнул на берег реки Туношонка. Позднее было установлено, что авария произошла из-за ошибки экипажа. Все, кто был на борту, за исключением хоккеиста Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова, погибли на месте. Галимов был в сознании, когда его забирала скорая помощь, однако он получил ожоги 80 процентов тела и на пятый день умер в больнице. Сизов перенес сложную операцию, провел несколько дней в реанимации и выжил. Вскоре после выздоровления он дал несколько коротких комментариев и с тех пор избегает общения с прессой.
После того как о трагедии объявили по телевидению, на улицах Ярославля началась поминальная акция, собравшая, по разным подсчетам, от 10 до 12 тысяч человек. С 9 сентября в Ярославской области был объявлен трехдневный траур. Церемония прощания с погибшими прошла на домашнем стадионе «Локомотива», «Арене 2000». На ней присутствовали около 100 тысяч человек. На матч, который должен был пройти в Минске, не сдали ни одного билета.
Матч открытия сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом», который проходил в Уфе вечером 7 сентября и был прерван новостью о трагедии, отменили. С минуты молчания начались все встречи 23-го тура чемпионата России по футболу. С траурными повязками вышли на площадку сборные России по баскетболу и волейболу. Несколько матчей Национальной хоккейной лиги (НХЛ) было сыграно в память о «Локомотиве». Соболезнования близким выразили национальные спортивные федерации десятков стран. А футболисты испанской «Севильи» перед матчем с «Реал Сосьедадом» появились на поле в футболках с эмблемой «Локомотива» и словами: «Севилья скорбит вместе с русским народом».
Почти сразу стало известно, что «Локомотив» воссоздадут. По мнению главы Федерации хоккея России Владислава Третьяка, возрожденная команда должна служить памятником трагическим событиям. Уже спустя четыре месяца ярославцы сыграли первый матч в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), а в новом сезоне вернулись в КХЛ. В этом году 7 сентября, десять лет спустя, ярославский «Локомотив» сыграет на «Арене 2000» с минским «Динамо».
«Лента.ру» поговорила с ярославцами, которые болели за «Локомотив» десять лет назад, смотрели матчи с трибун и знали все об игроках. Они рассказали о том роковом дне и о том, какой осталась команда в их памяти.
«Город замер. Шок был даже у тех, кто не связан с хоккеем»
Никита, осенью 2011 года — восьмиклассник: С хоккеем меня познакомили дедушка и отец, которые болеют за команду еще со времен, когда она называлась «Торпедо» (клуб был переименован в «Локомотив» в 2000 году — прим. «Ленты.ру»). В детстве меня часто брали на игры. Лет в пять или шесть я уже знал про «Локомотив», ждал, когда мы пойдем на очередной матч.
Больше всего запомнилась пятая встреча против «Атланта» в последнем сезоне для того состава «Локомотива». Мы проигрывали 0:3 в серии, зацепили одну игру на выезде и теперь играли дома. Дошло до овертайма, а там Иван Ткаченко забил в падении. Эмоции были невероятные! Прошло уже больше десяти лет, но я иногда пересматриваю этот матч. Мурашки до сих пор, особенно в концовке.
В день трагедии я был на базе «Локомотива» на тренировке по теннису. Мы часто занимались там. Помню, сотрудники базы вызвали нашего тренера, а когда он вернулся, на нем не было лица. Он и сообщил нам эту новость. Тренировку прервали, нас отправили домой.
Первая реакция — шок и непонимание. В Ярославле многие ребята проходили через хоккейную школу «Локомотива», многих игроков знали близко. В первые часы мы не могли поверить в произошедшее и просто ждали новостей. Город замер. Шок был даже у тех, кто не связан с хоккеем.
Выходишь на улицу — и видишь взрослых мужчин, которые просто плачут. Люди стали собираться вместе, но никто ничего не говорил
Все просто молчали, максимум — уточняли информацию о выживших. Было ощущение, что горе охватило весь Ярославль, и это продолжалось несколько дней. Идешь по городу, каждый третий — с шарфом «Локомотива», практически все смотрят в пол.
Мне кажется, осознание случившегося пришло ближе к 10 сентября, когда более 100 тысяч человек (при населении менее 600 тысяч) пришли попрощаться с командой. Многие воспринимали гибель команды как потерю части города или самих себя.
«Сын, я умираю». Тяжелейшая трагедия в семье игрока «Локомотива», где вслед за ним погибла мама
21-летний нападающий Артем Ярчук не проходил предсезонку-2011 с «Локомотивом». В составе молодежной команды он отправился в августе на турнир в Казани, где набрал 8 (5+3) очков в пяти матчах. Ярчук выделялся, и у тренерского штаба ярославцев во главе с канадцем Брэдом Маккриммоном не было другого варианта, кроме как взять Артема на стартовый матч сезона-2011/12 в Минск.
«Артем ведь очень гордился тем, что попал в команду, что будет играть с такими ребятами», — вспоминает его двоюродная сестра Евгения.
Были уверены, что Артем выжил
«Когда это случилось, позвонила подруга: «А где у вас Артем? Там такое случилось». Я стала звонить его родителям, они сказали, что он там. Почему-то мы были уверены, что он выжил, долго ведь не говорили, что все так трагично. Тем более самолет упал в реку, думали, может, успели выплыть», — рассказывает Евгения.
Она показывает мне видео, которое родственники сделали к годовщине гибели Артема. Как его, еще не умеющего толком ходить, учат плавать. Как они с сестрой и старшим братом Филиппом играют в детстве. Как он поздравляет сестру на свадьбе. На каждой фотографии — лучезарная улыбка.
«Я поняла, что не могу вспомнить его смех, все-таки 10 лет прошло. Он долго был у меня в ушах, а сейчас не помню в деталях. Печально», — вспоминает Евгения.
Мама Артема Анжелика долго не могла справиться с потерей сына. До его гибели она работала воспитателем в детском саду, но после случившегося ей пришлось уйти. Говорила: «Детям нужно дарить радость, а я не могу».
«Анжелика каждый год говорила одну и ту же фразу: «Прошел год, а мы все коптим». Как будто не могла понять, почему она живет, а сын — нет. Но перед Новым годом она как будто стала отходить. Раньше просила выключить музыку, не хотела веселиться», — вспоминает Евгения о четырех годах после авиакатастрофы.
В январе 2016-го Анжелики не стало — она погибла в ДТП. Когда они со старшим сыном ехали на машине, на встречную полосу вылетела другая машина и столкнулась с ними лоб в лоб. «Она вышла из машины, села на землю, успела сказать Филиппу: «Сын, я, похоже, умираю». И умерла в машине скорой помощи. Она как будто чувствовала что-то. Весь день она была за рулем, а Филипп — на пассажирском. Но перед той поездкой Анжелика отдала ключи сыну и сказала: «Садись за руль», — рассказывает Евгения.
Филипп в итоге тоже пострадал, но восстановился после нескольких переломов. Сейчас у него пятеро детей, один из которых назван в честь Артема.
«Он очень целеустремленный, у него была цель. Раньше был один-единственный лед в городе, им к 6 утра надо было ехать на тренировку. Мама говорит: «Может, не пойдем?» Он резко: «Нет, ты что?» Уроки приходил ко мне делать. Я хорошо училась, постоянно объясняла ему, как делать. Веселый, очень нежный. Никогда не стеснялся обнять, поцеловать. Очень порядочный, не умел врать. Никогда не забывал своих родных. Открыто признавал, если сам неправ, но при этом мог и мне сказать, когда я неправа. Старалась его не выдавать. Куда-то съездит, покажет мне фотографии, которые родителям нельзя показывать», — вспоминает брата Евгения.
Сестра до сих пор поддерживает контакт с девушкой Артема — они встречались до гибели хоккеиста около двух лет. У нее сейчас семья, двое детей, но это не мешает ей общаться с родственниками Ярчука. «Она долго отходила, года четыре-пять. С Анжелой они были очень близки».
Некоторых погибших хоронили в закрытых гробах, но родственникам Артема удалось с ним попрощаться. «Артем был узнаваем, мы его видели. Несколько раз открывали гроб. Закрывали, когда мама сильно плакала».
Как признается Евгения, тяжелее всего гибель близких переносит бабушка Артема. И на следующий день я понимаю почему.
Хотел быть в хоккее, как Роналдо в футболе
Бабушка Артема Альбина Александровна ходит на Леонтьевское кладбище каждый день.
«Дочь-то по три раза на дню к нему ходила. Вдвоем нам было проще — друг друга поддерживали. Говорила постоянно мне: «Мам, не плачь». А потом прохожу мимо ее комнаты перед сном, вижу — на заставке компьютера Артем, сама лежит, плачет. А теперь что. Погибла сама», — Альбина Александровна срывается на плач.
Чтобы добраться до кладбища, ей приходится ехать на двух автобусах. Но ее это не останавливает: «Все ведь посадить, поливать надо. А лето-то было какое жаркое».
Бабушка играла важную роль в жизни Артема. До 13-14 лет она ездила с его командой практически на каждый турнир — взрослые ведь всегда сопровождают детские команды. Просто обычно это делают родители. «В Москву я каждую неделю ездила на игру. Они на автобусе, меня не брали — как женщин на корабль не берут. Я на поезде доезжала до Москвы, разыскивала дворец. А обратно-то они меня забирали уже. Была и в Воркуте, и в Тольятти, и где только ни была. Каждый раз после тренировки или игры спрашивал меня, как сыграл. Говорит: «Да я сам знаю». Но он меня проверял», — вспоминает Альбина Александровна.
В 2008 году Ярчук в составе юниорской сборной России поехал на чемпионат мира U 18 в Казани. Там были и родители, и бабушка. «Думаю, чтобы не заморачиваться с волосами, надену парик. Увидел меня, говорит: «Бабуль, ты что, снимай это». Вообще был очень внимательным. Когда ему было лет 15, получил какие-то небольшие деньги. Сходили — купил мне телефон. Тогда кнопочные только были, но телефон хороший был», — вспоминает бабушка.
Накормить Артема в детстве было большой проблемой: «Кашу не съест, полстакана чая и половинку бутерброда. Да и то еще оставит. Тренер всегда удивлялся, откуда у него силы. Но он жилистый был».
Первый матч Артема Альбина Александровна помнит отлично: «На игру в Рыбинске чуть не опоздали. Заплутали что-то. Приехали, он переоделся, сразу на лед — и сразу четыре гола забил! Диктор объявляет по стадиону: «Шайбу забросил Артем Ярчук». Мороз по коже. До сих пор».
Бабушка рассказывает, что кумиром Артема был бразильский футболист Роналдо: «Он хотел быть в хоккее таким же, как тот — в футболе. Только лучшим. Даже прическу такую же делал».
Увидеться с внуком перед отлетом в Минск Альбине Александровне так и не удалось — по делам ей пришлось срочно уехать в Нижегородскую область, где она жила до переезда в Ярославль. Думала, что увидит Артема после того, как они вернутся с выезда.
«Он мне говорит как-то: «Бабушка, хочу пойти учиться на психолога, пока буду играть». Говорю: «Зачем? Ты же только что отучился?» Он мне: «Ну вот я когда играть не буду, стану тренером, мне же нужно разбираться в психологии детей», — вспоминает бабушка.
«У меня не жизнь, а вообще уже. Все. А вы берегите себя», — говорит Альбина Александровна на прощание. И остается на кладбище. Там, где дочь и внук.
Катастрофа пассажирского самолета Як-42 с хоккеистами «Локомотива»
МОСКВА, 7 сен — РИА Новости. На борту находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба «Локомотив» (37 пассажиров) и восемь членов экипажа. «Локомотив» направлялся в Минск, где на следующий день должен был сыграть с местным «Динамо» в своем первом матче сезона-2011/12 Континентальной хоккейной лиги.
В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно-посадочной полосе аэропорта. Во время разбега самолет выкатился за пределы ВПП и взлетел с грунта примерно в 400 метрах за ее торцом. Полет длился несколько секунд. Самолет набрал высоту не более 5-6 метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП на берегу реки Туношонки и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800-900 метров от торца ВПП.
Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в Институт хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября. Сизов на следующий день после катастрофы был отправлен в реанимацию НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.
7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин катастрофы. Ространснадзор приостановил эксплуатацию самолетов Як-42 у всех авиакомпаний, использующих эти машины. По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ. Следствие рассматривало версии о неисправности самолета и ошибке пилотирования.
9-11 сентября в Ярославской области были объявлены траурными днями.
В связи с гибелью основного состава «Локомотив» не выступал в КХЛ в сезоне-2011/12.
10 сентября в ледовом дворце спорта в Ярославле состоялось прощание с погибшими. В самом Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.
В начале октября 2011 года Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее. 26 октября он был выписан и собирался продолжить профессиональную деятельность, но планировал отказаться от полетов.
Согласно полученным результатам, Як-42 был полностью исправен, взрывов и пожара на борту не было, внешние причины не влияли на взлет. Полет выполнялся днем в простых метеоусловиях, самолет был заправлен достаточным количеством топлива, к качеству которого замечаний не было. Взлетная масса, центровка, характеристики устойчивости и управляемости соответствовали установленным параметрам.
Отклонение штурвала было связано с тем, что пилоты не рассматривали возможность прекращения взлета, но в какой-то момент второй пилот отпустил штурвал. Его одернул командир. Тогда они уже вдвоем стали тянуть штурвал на себя с силой, превышающей допустимую. В результате судно свалилось на левый борт и разбилось.
В результате скорость самолета в конечной стадии взлета была ниже необходимой на 20 км/ч. Тормозящая сила в 8 тонн могла быть создана только при использовании системы торможения основных колес шасси. Комиссия предположила, что пилот не просто жал на тормозные педали, а упирался в них, вытягивая штурвал вверх. Кто именно тормозил во время взлета, установить не удалось (это мог быть и командир, и второй пилот). По мнению комиссии, пилот мог и не заметить, что нажимал на тормоз.
6 сентября 2012 года следствие предъявило обвинение бывшему замгендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). По данным следствия, именно Тимофеев отвечал в компании за квалификацию летного состава и ее проверку. Следователи установили, что он допустил грубые нарушения правил безопасности при допуске экипажа к полету.
3 сентября 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник погибшим игрокам. Он представляет собой хоккеиста, который в левой руке держит клюшку, а правую приподнял на уровень груди, сжав пальцы в перчатке как бы в кулак, но не до конца. На груди у него эмблема «Локо», а на правом плече — цифра 37. На постаменте расположена табличка с именами всех жертв авиакатастрофы.
7 сентября, в годовщину катастрофы, были открыты мемориалы на Леонтьевском кладбище в Ярославле и на берегу реки Туношонка.
В августе 2013 года мэрия Ярославля сообщила, что средняя школа №9 будет носить имя своего известного выпускника — хоккеиста Ивана Ткаченко, погибшего в авиакатастрофе. В этой школе учились еще девять игроков команды: Михаил Баландин, Виталий Аникеенко, Андрей Кирюхин, Александр Васюнов, Никита Клюкин, Артем Ярчук, Даниил Собченко, Юрий Урычев, Максим Шувалов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Тайна упавших в небо Неизвестные факты о гибели хоккейного «Локомотива»
Пять лет назад, 7 сентября 2011-го, разбился хоккейный «Локомотив». Официальные результаты расследования авиакатастрофы, унесшей жизни 44 человек, были оглашены в октябре 2014 года. Виновным признан заместитель генерального директора авиакомпании «Як-Сервис» Вадим Тимофеев. Сразу после оглашения приговора его амнистировали. Родственники погибших считают, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор.
Пилот нажал на тормоза
Расследование продлилось около года. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), командир воздушного судна либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега, и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой.
Список погибших в авиакатастрофе представителей ХК «Локомотив»
1. Вьюхин Александр Евгеньевич, 38 лет
2. Лив Стефан Даниэль Патрик, 30 лет
3. Аникеенко Виталий Сергеевич, 24 года
4. Баландин Михаил Юрьевич, 31 год
5. Дитрих Роберт Генрихович, 25 лет
6. Калимулин Марат Натфуллович,23 года
7. Рахунек Карел, 32 года
8. Скрастиньш Карлис Мартинович, 37 лет
9. Траханов Павел Сергеевич, 33 года
10. Урычев Юрий Олегович, 20 лет
11. Шувалов Максим Алексеевич, 18 лет
12. Салей Руслан Альбертович, 36 лет
13. Васюнов Александр Сергеевич, 23 года
14. Вашичек Йозеф, 30 лет
15. Демитра Павол, 36 лет
16. Калянин Александр Игоревич, 23 года
17. Кирюхин Андрей Анатольевич, 24 года
18. Клюкин Никита Сергеевич, 21 год
19. Марек Ян, 31 год
20. Остапчук Сергей Игоревич, 21 год
21. Снурницын Павел Сергеевич, 19 лет
22. Собченко Даниил Евгеньевич, 20 лет
23. Ткаченко Иван Леонидович, 31 год
24. Чурилов Геннадий Станиславович, 24 года
25. Ярчук Артем Николаевич, 21 год
26. Галимов Александр Саидгереевич, 26 лет
27. МакКриммон Брэд Байрон (главный тренер)
28. Королев Игорь Борисович (старший тренер)
29. Карповцев Александр Георгиевич (тренер)
30. Кривоносов Николай Иванович (тренер)
31. Сидоров Евгений Владимирович (тренер-методист)
32. Бахвалов Юрий Алексеевич (техник)
33. Беляев Александр Владимирович (техник/массажист)
34. Зимин Андрей Валерьевич (врач)
35. Куннов Евгений Геннадьевич (массажист)
36. Кузнецов Вячеслав Михайлович (массажист)
37. Пискунов Владимир Леонидович (администратор)
В качестве сопутствующих причин указывались серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (в аварийном полете имел место негативный перенос навыков управления Як-40 на Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега); отсутствие контроля со стороны авиакомпании за уровнем подготовки экипажа; ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега; несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.
Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал — седативный препарат, по сути являющийся снотворным. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота (проблемы с чувствительностью ног), отмеченных по результатам анализа медицинской документации, запрещено российским авиационным законодательством.
Единственным обвиняемым по делу проходил Вадим Тимофеев, который был ответственным лицом, контролирующим допуск экипажа к полету. В частности, он отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, проведение тренировок и проверок пилотов.
Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что именно Тимофеев допустил к полету экипаж, который не имел на это права, поскольку не завершил переобучение на управление судном Як-42. Кроме того, допуск командира судна был оформлен на основании сфальсифицированных документов.
Обвиняемый и ранее нарушал правила безопасности — не осуществлял контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу, незаконно допускал до полетов.
В ходе расследования выяснилось, что командир, погибший в авиакатастрофе, допускал серьезные ошибки во время других полетов. При этом, по данным Следственного комитета, Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших эти ошибки, и не принимал никаких мер. К тому же два пилота и бортмеханик погибшего экипажа выполняли совместно всего лишь третий рейс.
«Причины катастрофы не установлены»
В октябре Тимофеев был осужден на пять лет лишения свободы, но в зале суда его амнистировали. Свою вину он так и не признал. «Считаю, что основной причиной авиакатастрофы стало нарушение центровки (расположение пассажиров и багажа — прим. «Ленты.ру»). Экипаж был высококлассным, но ситуация была выше их. Я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации. Географии полетов этих ребят могут позавидовать многие пилоты-профессионалы», — заявил Тимофеев.
Объяснение катастрофы непроизвольным нажатием на тормоз Тимофеев отвергает. «Я не верю, что пилоты жали на тормоза в течение такого длительного времени, и никто из летчиков не верит», — говорит он. По его словам, погибший экипаж был хорошо подготовлен и до катастрофы пилоты на этом же самолете налетали не менее 60 часов, совершая авиарейсы в Махачкалу, Томск, Ригу, Актюбинск.
Фото: Ярослав Неелов / РИА Новости
Родственники погибших в авиакатастрофе также считают Тимофеева невиновным и ходатайствовали о направлении дела на дорасследование. В сентябре 2015-го матери погибших хоккеистов Артема Ярчука, Александра Васюнова и Ивана Ткаченко сообщили о намерении добиваться справедливости. «Основное дело о гибели наших детей еще не завершено Следственным комитетом», — заявила Анжелика Ярчук. «Мы будем ходатайствовать о назначении новых экспертиз, так как, на наш взгляд, причины катастрофы не установлены», — добавила Любовь Васюнова.
Не добились пострадавшие и адекватной компенсации. В декабре 2015-го Мосгорсуд оставил прежней сумму страхового возмещения родственникам погибшей в авиакатастрофе хоккейной команды.
Основной объем выплат пришелся на страховую компанию «Лексгарант», в которой на сумму приблизительно 1 миллион долларов было застраховано каско воздушного судна и ответственность авиаперевозчика. Сумма выплат по каждому погибшему пассажиру составила 2 миллиона рублей.
Помимо этого, все хоккеисты были застрахованы от несчастного случая в страховой компании «СОГАЗ» в рамках страхования команд Континентальной хоккейной лиги. Общая сумма выплат по пакету превысила 90,5 миллиона рублей. Дополнительное страхование от несчастного случая игроков этой команды проводилось в компании «УралСиб», страховая сумма составила 100 тысяч рублей на каждого.
Согласно результатам независимого расследования причин крушения самолета, к трагедии привели не действия одного из летчиков, а недостатки конструкции разбившегося лайнера и нарушения в работе авиакомпании «Як-Сервис». По просьбе родственников погибших хоккеистов и членов экипажа анализ трагедии провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.
Эксперты пришли к выводу, что катастрофа была вызвана конструктивными и аэродинамическими недостатками самолета Як-42. По мнению специалистов, один из пилотов действительно мог жать на педаль тормоза, но причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей, а также в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров.
Авторы расследования считают, что раз пилоты сумели поднять самолет в воздух, то изначально никакой катастрофической или даже аварийной ситуации не было. Герасимов заявил, что непосредственная причина катастрофы — отсутствие поперечной управляемости самолета, то есть Як-42 в воздухе просто завалился на бок.