что такое природа в литературе определение
Значение слова «природа»
1. Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека. Законы природы. □ В ходе подготовки космических путешествий человечество поднимается на новую ступень в науке и технике, еще глубже проникает в самые сокровенные тайники природы. Р. Перельман, Звездные корабли. || Действенное, созидательное начало этого мира. — Куда на выдумки природа торовата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! И. Крылов, Любопытный. Шиншилла, маленький серенький грызун, на весь мир прославился мехом, которым наделила его природа. Акимушкин, Мир животных.
2. Совокупность естественных условий или какая-л. часть их на Земле (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т. п.). Северная природа. Тропическая природа. □ Меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Соколов-Микитов, На теплой земле. На Украине, в Эстонии, в Молдавии приняты законы об охране природы. Песков, Шаги по росе. В природе осенью все замирает, а у человека в это время рожь зеленеет. М. Пришвин, Глаза земли. || Разг. Местность, места вне городских поселений (леса, горы, поля, реки и т. п.). — Сейчас мода такая пошла на опрощение. Дескать, нужно покинуть шумные города и вернуться поближе к природе. Саянов, Небо и земля.
3. Совокупность естественных свойств, склонностей, потребностей человека, человеческого организма. Когда-нибудь придется же ему Брить бороду себе, что несогласно С природой дамской. Пушкин, Домик в Коломне. Двенадцатого июня силы западной Европы перешли границы России, и началась война, 438 то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Л. Толстой, Война и мир. Яков Ильич, как и все люди, надеялся в душе на то, что все само собой пройдет, природа победит недуг. Кедров, Повесть о Френкеле.
4. Сущность, основное свойство чего-л. Он первый уловил истинную природу оппозиции молодого офицерства. Л. Соболев, Первый слушатель. Это явление получило очень большое значение для понимания природы света. С. Вавилов, Советская наука на службе Родине. || Разг. Прирожденное свойство, качество человека или их совокупность; натура, характер. В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное. Лермонтов, Княжна Мери. Неторопливый по природе, Рубинов и сейчас не суетился, но поспел в самый раз. Нагибин, Не в ту сторону.
5. Прост. устар. Происхождение, порода (в 4 энач.). [Алешка] парень был подходящий, хорошей «природы», как говорила про себя степенная Татьяна Власьевна. Мамин-Сибиряк, Дикое счастье.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Природа в литературе
В художественной литературе тема природы тесно переплетается с самобытностью человека, образу которого характерны народные особенности, традиции и культура тех родных мест, присущих ему.
Природа воспевается поэтами и прозаиками, как восхищение красотой окружающего мира с неотъемлимой любовью к своим родным краям, так и к новым восхитительным местам нашей страны.
Русская литература
Стихи о природе русских поэтов
Настроение природы меняется со сменой времен года, облик которой воспевали в стихах русские поэты золотого и серебряного веков русской поэзии.
В раздел.
Рассказы о природе русских писателей
Образы родной природы, сменяемые вместе с временами года, с нескрываемым патриотизмом и любовью к родным краям, описывали в своих произведениях русские писатели.
В раздел.
Природа в русской литературе
Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.
Природа в русской поэзии
Русская поэзия это духовное достояние и культурная ценность России, неотъемлемый элемент русской литературы, вобравшим в себя все главные особенности народного фольклора, гимн души и песнь простого русского человека. Природа занимает главное место в русской поэзии, с любовью воспетая родными поэтами.
Анализ стихотворений о природе:
Весна
Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам. Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны.
Анализ стихотворений о весне:
Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод. Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.
Определение понятия «Природа»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как природа влияет на человека?», «Что такое природа, красота природы, восприятие природы?»
О человеке и природе (взаимосвязь человека и природы)
Человек родился в земных условиях. Воздух, вода, земля, ритмы естественных природных процессов, многообразие растительного и животного мира, природный ландшафт, климатические особенности — все это обусловило жизнь человека, определило его биологические потребности. Он, человек, должен стоять на земле, постоянно дышать, должен регулярно есть и пить, переносить жару и холод. Иными словами, человеческая жизнь может протекать в сравнительно узких рамках физических и химических условий. Чем бы ни занимался человек, он может действовать лишь в том случае, если ему удастся создать вокруг себя среду, привычную, необходимую для его нормальной жизнедеятельности. Например, космонавты живут в космосе. Но только в том случае, если в их корабле или на научной станции искусственно созданы условия, похожие на земные, естественные для людей. Условия «искусственной земли» поддерживают в своих лабораториях исследователи океана, спускающиеся в батискафах на дно. А если выходят в глубины моря, то пользуются аквалангом. Точно так же, как космонавтам нужен скафандр для обеспечения привычных земных условий. Человек может находиться в среде, загрязненной вредными химическими веществами. Но остается при этом здоров только в том случае, если с помощью специальных устройств ограждает себя от вредных влияний.
В труде «Экология человека», изданном Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), прямо так и говорится: «Воздух, вода, почва, огонь, естественные ритмы, так же как разнообразие живущих на земле видов, имеют значение не только как те или иные химические комбинации, физические силы или биологические явления, но и сами по себе, поскольку под их воздействием закладывались основы жизни человека. Они создали потребности человека, корни которых лежат очень глубоко и которые не изменятся в более или менее близком будущем. Стремление людей провести свободное время в конце недели на природе, камины, которые до сих пор встраивают и так в сильно отапливаемых городских квартирах, сентиментальная привязанность к животным и даже растениям — все это свидетельствует, что где-то в психике человека сохранились биологические и эмоциональные побуждения, приобретенные в ходе эволюции, от которых он никак не может избавиться».
Удивительно сложна и удивительно неразрывна взаимосвязь человека и природы. Начав общественно-трудовую деятельность, он пошел по пути все большего и большего овладения природой, стал воздействовать на нее, видоизменяя ее естественную первозданность. А вместе с этим процессом,— в неразрывном единстве — шел процесс другой. В результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человека видоизменялась и его собственная природа, пока он за многие и многие тысячелетия не стал homo sapiens — человеком разумным, новым биологическим видом земной жизни.
Можно сказать, что природа создала человека — живое существо, но только общественно-трудовые отношения создали человека разумного.
По своим биологическим особенностям человек — часть природы. По своему характеру человек — существо социальное. Но социальная, общественно-трудовая деятельность людей возможна только на той биологической основе, которая присуща человеку как виду. Поэтому-то человек и «дитя природы» и «венец природы».
Человек и природа — одна система. Части ее зависят друг от друга, друг друга изменяют, помогают или препятствуют в развитии. И чтобы жить, нужно быть в равновесии с окружающей средой постоянно. Поэтому-то столь важной и необходимой считает современное человечество заботу об охране природы, принимает справедливые законы, запрещающие нарушать ее единство.
И связь эта иной раз настолько глубока и настолько отдаленна, что трудно бывает в нее поверить. Почти фантастикой кажутся слова, написанные в одной солидной монографии, посвященной месту человека в научной картине мира.
Словосочетания со словом «природа» (лексическая сочетаемость)
Человек и природа в литературе
В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Природа в творчестве русских писателей
Многие поэты (А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др.) и писатели (И. С. Тургенев, С. Аксаков, В. Бианки, К. Паустовский и др.) писали о величии русской природы.
Спрос человека на природные ресурсы растет, и вопрос заботы о природе особенно актуален, потому что экологически безграмотному человеку сопутствуют сверхмощные технологии, наносящие неправильный ущерб окружающей среде.
Для писателей природа – это не только источник жизни, но и добра и красоты. По их мнению, природа связана с истинным человечеством (что неотделимо от осознания собственной связи с природой). К сожалению или к счастью, остановить научно-технический прогресс нельзя, но важно думать о вечных ценностях человечества.
Человек и природа
В литературе встречаются различные формы природы. Это мифологические проявления его способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэта (будь то отдельные крики или все монологи). И изображения животных, растений, их портреты. И, наконец, сами пейзажи — описание больших пространств.
Природа имеет огромное влияние на человека: дает ему силы, раскрывает его секреты, отвечает на многие вопросы. Творческих людей вдохновляют простые, но совершенные образы природы. Писатели и поэты рано или поздно обязательно обращаются к проблематике человека и природы, потому что чувствуют с ней связь.
Природа — неиссякаемая часть практически любой прозы.
Неудивительно, что многие писатели много внимания уделяют теме природы. Среди прозаиков — П. Байхов, М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Белов, Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, В. Солоухин и другие.
Многие писатели и поэты писали о красоте своей Родины и уважении к матери-природе: А. Яшин, С. Евтушенко, Н. Заболоцкий, А. Т. Твардовский, Д. Кедрин, С. Есенин, В. Луговской, Н. Рубцов и другие поэты.
Природа была и должна быть учителем человека, а не противоположностью тому, что думают люди. Для нас ничто не может заменить живую, изменяющуюся природу, то есть проснуться по-новому, быть более осторожными, более заботливыми, чем раньше.
В результате, хотя мы окружены каменными стенами городов, мы являемся их частью. Если природа будет уничтожена, то нам точно будет плохо.
В последние два столетия в литературе неоднократно говорилось о человеке как о преобразователе и покорителе природы. В трагическом мире эта тема представлена в «Медном всаднике» А.С. Пушкин (Нева, одетая в гранит, восстает против воли самодержца Петербурга).
Образы природы в литературе 18–19 вв
Такая идея существует и встречается в литературе 18–19 вв. Вспомните «Сказку о спящей царевне и 7 богатырях» Пушкина, где Елисейский князь обращается к солнцу, луне и ветру в поисках невесты и отвечает ей. Или стихотворение Лермонтова «Тучки небесные», в котором характер поэта описан как говорящий с облаками.
Пейзажи до XVIII века в литературе встречаются редко. Это были исключения, а не «правила» воссоздания природы. Опираясь на природу, писатели по-прежнему подвержены стереотипам, клише и обществу, которые все еще характерны для определенного жанра, будь то путешествия, элегия или описательная поэзия.
В первые десятилетия XIX века характер пейзажа резко изменился. Основоположник создания образов природы в русской литературе является А.С. Пушкин. Картины природы всё больше перестают подчиняться определенным правилам: теперь каждый раз, когда они появляются, то это выглядит дерзко и неожиданно.
Каждый великий писатель XIX-XX веков. создает особый, специфический мир природы, преждевременно представленный в виде пейзажа.
В произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, И. А. Бунина и А. А. Блока, М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак обладал природой, имеющей личное значение для авторов и их героев.
Мы говорим не об универсальной природе и явлениях природы, а о ее уникальных индивидуальных проявлениях: именно то, что мы видим, слышим, чувствуем здесь и сейчас — от тех, кто реагирует на умственное действие, данное природой и человеческим состоянием, или создает его.
В то же время природа часто оказывается в неизбежно меняющихся, неравных, разных ситуациях.
Образы природы в лирике 20 века
В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. И много стихов. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.
Каждый русский знает С. Есенина. Всю свою жизнь он поклонялся природе родной земли.
«Мои слова живут большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моей работе», — сказал Есенин.
Для Есенина все люди, животные и растения — природа, а человек её неотъемлемая часть, однако природа тоже наделяется человеческими качествами. Например, стихотворение «Зеленая причёска». Внутри образ похож на березку, и он похож на человека.
Еще один любимый многими русский писатель И. А. Бунин вошел в литературу как поэт. Он писал о гармонии природы. В его творчестве присутствует настоящий вкус к природе. Поэт хочет воссоединиться с ним.
Лучшее его поэтическое произведение — поэма «Листопад» занимает не только в русской, но и в мировой поэзии почетное место.
Изображения природы (как пейзажи, так и другие) имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о добре и значении единства человека с его природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многогранной культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.
Мотив сада природа, возделанная и украшенная человеком — существует в литературе практически всех стран и периодов. Изображение сада в целом символизирует мир природы.
«Сад, — сказал Д.С. Лихачев, — всегда выражает определенную философию, представление о мире, отношение человека к природе, являющейся идеальным микромиром».
Картины природы в прозе 20 века
Писатели 20 столетия продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих работах они показывают, как человек может взаимодействовать с природой в смутные времена научно-технической революции.
Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждают, что влияние человека на природу не должно быть для него разрушительным, ведь каждая встреча с природой — это встреча с красотой, очарование. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней.
Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественной мысли. Образы природы, иногда видимые, ощутимые, а затем трансформируемые образом автора, органично встраиваются в текст его произведений, играют ключевую роль во многих сюжетах, участвуют в описании рассказа.
Во второй половине 20 века человечество столкнулось с необходимостью пересмотреть сложившиеся отношения с природой. Романтизация противостояния человека и природы сменяется осознанием потребности в единстве и поиском пути единства.
В повседневной жизни человек не всегда осознает свое единство с миром природы. И только приближение к так называемым границам заставляет его по-новому взглянуть на мир, понять загадки человечества, понять смысл союза природы с единым целым и физически почувствовать себя частью великого.
Моральные, философские и экологические вопросы актуальны в литературе, особенно в «деревенской» прозе.
Работы, в которых «философия природы» в 60–70‑е годы стала доминирующей семантикой, сгруппированы в три основных направления: философия природы — мифология природы — поэтика.
Изучение «естественных» основ жизни в литературе, по мнению критиков, свидетельствовало о решении проблем органического развития общества и человека, а не о «рисовании на природе».
Тема природы часто затрагивается писателями в шестидесятых: В. Астафьев, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носов, В. Чивилихина, В. Бочарников и др.
Понятие «натурфилософская поэзия и проза» прочно вошло в литературный уклад.
Определение «натурфилософской прозы» в связи с литературным процессом второй половины ХХ века было использовано одним из первых критиков Ф. Кузнецов в рецензии на «Царскую рыбу». В. Астафьева.
В русской прозе о деревне 60–70‑х годов читатель знакомится с крестьянином, унаследовавшим многовековую народную мораль (В. Распутин «Прощание с матерой»).
Обращаясь к основам человеческого существования, эта проза могла помочь задуматься о «вечных» вопросах: о жизни и смерти, о смысле людей, «кто это придумал, тот придумал». На страницах прозы образ деревенской природы, как и космоса, создавался как единое целое, объединенное глубокой древностью.
«Естественность» мировоззрения таких писателей, как В. Белов и В. Распутин выражен как главный образ в совпадении трагических событий с естественным периодом года: пробуждающейся (весна), цветущей (летом) и убывающей (осенью) природой. Человеческая жизнь написана в важнейших проявлениях этого периода.
Таким образом, натурфилософская проза второй половины ХХ века создает неповторимый образ многогранного человека, творящего свою природу. Это не только кажется ему близким, но и ощущается его частью – атомом.
природа
Он любит рисовать пейзажи, и в жизни природу любит больше, чем окружающих людей.
По законам природы ничто не может жить вечно.
Консервы мы забыли дома, поэтому в лесу питались, в основном, дарами природы — ягодами и грибами.
Северная природа. | Природа Африки.
Каждый выходной мы выезжаем на машинах на природу, чтобы пожарить шашлыки, искупаться, посидеть у костра.
Врачи предполагают, что у этого заболевания вирусная природа.
Полезное
Смотреть что такое «природа» в других словарях:
ПРИРОДА — 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… … Философская энциклопедия
ПРИРОДА — ПРИРОДА (греч. φύσις, лат. natura), одно из центральных понятий античной философской мысли, обладающее широким спектром значений. Греч, существительное φύσις происходит от глагола φύω («выращивать», «рождать», «производить на свет», med.… … Античная философия
ПРИРОДА — это неустанное спряжение глаголов «есть» и «быть поедаемым». Уильям Индж В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая среда: то, во что превращается природа, если ее не охранять. Мы не можем ждать милостей от… … Сводная энциклопедия афоризмов
ПРИРОДА — ПРИРОДА, природы, мн. нет, жен. 1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека. Материалистическое… … Толковый словарь Ушакова
ПРИРОДА — жен. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю. Вся. природа красуется весною. Природа проснулась с зарею. Я люблю… … Толковый словарь Даля
природа — игра природы. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. природа натура, естество; сущность, характер; душа, свойство, троян, мир, основные черты Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
природа — ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Природа — Природа ♦ Nature Physis древних греков и natura Лукреция и Спинозы – сама реальность с ее независимостью и спонтанностью, с ее способностью к самовоспроизводству и саморазвитию. Тем самым противостоит искусству или технике (как нечто… … Философский словарь Спонвиля
Природа — Природа. Н. Л. Бродский правильно отметил, что стихотворения Пушкина нередко насыщены не только терминологией, но и идеологией передовых мыслителей Запада (Литературная учеба, 1937, № 1 и 2). Например, термин природа уводил читателя пушкинской… … История слов
ПРИРОДА — 1) в широком смысле все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная.2) Объект естествознания.3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; вторая… … Большой Энциклопедический словарь
ПРИРОДА — 1) в широком смысле все сущее, весь мир в многообразии его форм (материя, универсум, Вселенная); 2) в более узком смысле совокупный объект естествознания. Природа в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему… … Экологический словарь