в каком году была написана повесть вий
Вий (повесть)
«Вий» — мистическая повесть Николая Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике под названием «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа, с которым связан сюжет.
Содержание
Сюжет
Три студента киевской бурсы отправились на каникулы. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, во сне увидел ведьму, которая вскочила на него верхом и скакала по полям и буеракам. Измученный Хома сотворил молитву, которая ему помогла освободится от чар ведьмы. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять ее, охаживая поленом. К утру чары развеялись — старуха превратилась в прекрасную панночку.
Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма призвала на помощь уйму всякой нечисти, которая искала Хому, но не могла увидеть его из-за магического круга. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки. Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб в тот же миг. Тут раздалось второе пение петуха и нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.
Главные герои повести
Экранизации
В 1967 году повесть была адаптирована Георгием Кропачевым и Константином Ершовым в фильм «Вий». Обновленная версия с современными спецэффектами вышла в 2009. Она приурочена к 200-летнему юбилею рождения Гоголя. Фильм «Ведьма» (2006) был сиквелом, то есть продолжением истории. В нем были элементы, похожие на фильм Звонок. []
Краткое содержание «Вий»
Всего получено оценок: 990.
О произведении
Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835 г.). В повести объединены романтизм и реализм, фантастика и реальность.
Произведение основано на народных преданиях и имеет много фольклорных элементов, например приём троекратного повторения. Сам Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вий» по главам. Представленный пересказ подойдёт для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.
Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.
Заключение
Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.
Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Вия», а прочитать повесть Н. В. Гоголя в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Вий»: чего вы не замечали в самой страшной повести Гоголя?
В 1968 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Вий» – экранизация мистической повести Николая Васильевича Гоголя с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях. Этот фильм стал одним из лучших примеров отечественных хорроров по многим причинам, однако «Вий» – это не просто ужастик, созданный для выжимания из зрителя адреналина. О чем же предупреждал Гоголь?
Смотрите фильм «Вий» в пятницу, 23 апреля, в 17.20 и в субботу, 24 апреля, в 01.05 на телеканале «МИР».
По сюжету трое киевских семинаристов-бурсаков на время летних каникул отправляются на заработки. Они сходят с дороги, чтобы выпросить еды в каком-нибудь встречном хуторе, их резко накрывает непроглядно-темная ночь. Поминая чертей, герои лишь по лаю собаки выходят на одинокий хуторок, состоящий всего из пары домов. Старуха, хозяйка одной из хат, соглашается дать им ночлег. Она оказывается ведьмой, околдовывает философа и скачет на нем верхом по полям, как на коне. Хома вспоминает все молитвы и заклинания, которые знает, и берет верх. Он подбирает полено и избивает ведьму почти до смерти. Тут мерзкая старуха превращается в прекрасную панночку, а Брут убегает. Отец ведьмы добивается того, что именно Хоме приходится отпевать умершую – три ночи должен читать бедный семинарист молитвы над ее гробом, после чего будет свободен и получит щедрое вознаграждение. Но Брут не выдерживает сатанинских искушений и погибает.
«Вий» входит в сборник «Миргород», написанный Гоголем в его самом плодотворном 1835 году. Всего в нем четыре истории: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Казалось бы, все они совершенно разные: тут и вариация на тему идиллии, и героический эпос, и романтическая фантастика, и бытовая комедия. Но похоже, что набор и хронология повестей не случайны. Гоголь зашифровал в сборнике отсылку к античному и похожему древнеримскому мифу о золотом, серебряном, бронзовом и железном веке существования человечества.
Фото: Лукас Кранах Старший, «Золотой век»
Итак, сначала был золотой век – время, когда не было времен года, старости, войн и болезней, земля беспрестанно цвела и плодоносила, а люди жили в гармонии с миром. Затем следовал серебряный век. Земля по-прежнему давала много плодов, все еще не было болезней, но появились времена года и старость. Это то, что мы видим в «Старосветских помещиках». Затем шел бронзовый век – век гордых, мужественных и свирепых людей, способных на подвиг. Это – «Тарас Бульба».
«Вий» – это наступление железного века. Его первый признак – оскудение человеческой натуры. Люди становятся мелочными и бесчестными, в мире исчезают истина, верность и стыд. На уровень личности трех семинаристов в повести намекают уже их имена: богослова зовут Халява, ритора – Тиберий Горобец. Тиберий – это имя римского императора, при котором был распят Иисус Христос, горобец – воробей. Главного героя, философа, зовут Хома Брут. Хома – это вариант имени Фома, отсылающий к апостолу Фоме, Брут же – предатель. Все трое, хоть и учатся в семинарии, о высоком не задумываются, их волнуют только мелкобытовые вопросы, в основном, чтобы поесть, выпить и покурить. Они не могут пройти мимо того, что плохо лежит, чтобы не украсть, крадут даже друг у друга. Примерно в том же духе описываются все встречные казаки: «У нас есть на селе казак Шептун. Хороший казак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но. хороший казак».
Философа не выбивает из его системы ценностей даже прямое попадание в потусторонний мир. После безумной ночи с ведьмой, когда он скакал над землей и видел русалку, семинаристу логичнее было бы отправиться в храм, но он, как обычно, отправляется искать еду, затем сходится с молодой вдовой на рынке и получает от нее не только обильный обед и что-то еще в маленьком глиняном домике посреди вишневого сада, а еще и деньги, на которые в тот же вечер пьянствует в кабаке. На следующий день после жуткого происшествия Хома почти забывает о ведьме.
Последняя история сборника – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – подтверждает приход железного века. Люди вконец измельчали и потеряли смысл жизни, характерный признак этого времени – раздоры, охватывающие человечество. В данном случае – беспощадная вражда из-за «оскорбления» гусаком. В мире без бога, по мнению Гоголя, зло побеждает, ведь свято место пусто не бывает. Недаром герои «Вия», даже ректор семинарии, так часто чертыхаются, а церковь – заброшена:
«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения». В противовес стоящей на краю села и никому не нужной церкви – процветающая кухня сотникового дома, место крайне популярное: кухня эта «была что-то похожее на клуб, куда стекалось все, что ни обитало во дворе, считая в это число и собак, приходивших с машущими хвостами к самым дверям за костями и помоями. Куда бы кто ни был посылаем и по какой бы то ни было надобности, он всегда прежде заходил на кухню, чтобы отдохнуть хоть минуту на лавке и выкурить люльку. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке – одним словом, где только можно было сыскать удобное место для лежания».
Всю жизнь Гоголь собирал малороссийский фольклор, на основе которого были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий». Главный демон, по имени которого названа повесть, в восточнославянской мифологии – бес с огромными веками и ресницами. По-украински ресница – «вія». Он не может сам поднять веки, ему поднимают их вилами помощники, и тогда он убивает взглядом. Однако в том виде, в котором он описывается в повести, он считается гоголевским персонажем.
– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
По Гоголю, важно не смотреть на грех, чтобы не дать ему дорогу в свою душу. Нечисть не видела Брута, пока он сам не посмотрел на нее вопреки внутреннему голосу, в итоге философ погиб за минуту до спасительного крика петуха. Если в начале творчества Гоголя черт у него – фольклорный элемент с рожками и хвостом, за который можно ухватиться, то со временем он принимает иные, более страшные формы. Вот что писал Гоголь в вошедшей в петербургский сборник «Арабески» повести «Портрет»: «Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника. Бесчисленны будут жертвы этого адского духа, живущего невидимо, без образа на земле. Это тот черный дух, который врывается к нам даже в минуты самых чистых и святых помышлений».
Понять произведения Гоголя вне религиозного контекста вообще невозможно, он грезил не столько о социальной справедливости, сколько о духовном возрождении. Если в молодости писатель увлекался скорее мистицизмом, то со временем его религиозные искания обрели самый серьезный характер. Ведь и в «Мертвых душах» он изобразил не просто ополоумевших от безделья помещиков, а степени нравственной деградации человека. Гоголь мечтал «устремить все общество к прекрасному», считал, что должен сделать нечто большее, великое, собственное мессианство стало его идеей фикс. Нравоучительные и высокопарно-назидательные письма вызывали раздражение у его друзей и спонсоров, за чей счет в основном и жил Гоголь, но те терпели несносный характер писателя, понимая меру его таланта. Однако Гоголю не удалось найти и показать путь возрождения, второй том «Мертвых душ», как известно, был сожжен, писатель погрузился в глубокую депрессию.
Гоголь прожил всего 42 года, удивительный факт, но описание умершего Николая Васильевича перекликается с его описанием панночки в «Вие»:
«. Хома отворотился и хотел отойти от гроба, но, по странному любопытству, не утерпел и взглянул на нее. Резкая красота усопшей показалась ему страшною. В ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего; оно было живо, и философу казалось, как будто она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза».
Фото: wikipedia.org. Посмертная маска Н.В. Гоголя
А вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок с лица писателя: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».
Философ Василий Розанов называл язык Гоголя мертвым, и героев – статичными, считал его зловещий смех издевательством над народом, однако после революции 1917 года он писал: «Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя и в 62 года думаю: «Ты победил меня, ужасный хохол!».
«Вий» Гоголя: краткое содержание повести. Текст, аудиокнига и фильм
Повесть «Вий» Н.В. Гоголя. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение и подробный пересказ произведения. Советский фильм «Вий».
«Вий» — повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в 1835 году в сборнике «Миргород». Это мистическое произведение рассказывает о столкновении киевского семинариста Хомы Брута с нечистой силой.
Содержание
Кратчайшее содержание
Киевский семинарист Хома Брут, на которого ночью нападает ведьма и катается на нём верхом, до смерти избивает её поленом. Умирая, ведьма превращается в красивую девушку, а парень сбегает.
Вскоре семинариста вызывает к себе богатый пан — сотник, который велит Хоме три ночи подряд читать молитвы над своей умершей дочерью. Покойная девушка оказывается той самой ведьмой. По словам пана, это была её последняя воля.
В первую же ночь мёртвая ведьма встаёт из гроба, но не может увидеть Хому, который очертил подле себя защитный круг и читает молитвы. Во вторую она призывает на помощь нечистую силу. Хома вновь спасается.
На третью ночь чудовища приводят Вия — страшное существо с веками до земли. Вию поднимают веки. Хома не выдерживает и смотрит на монстра. Тогда Вий указывает нечистой силе на семинариста. Утром юношу находят в церкви мёртвым.
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги произведение можно бесплатно послушать на YouTube.
Подробное изложение с цитатами
Повесть начинается с описания жизни в киевской семинарии. В июне бурсаки-семинаристы расходятся на каникулы по домам или давать уроки детям из богатых семей.
Философ Хома Брут — круглый сирота, он отправляется на каникулы с двумя товарищами. Ночь застает путешественников в поле, но им удается в темноте отыскать одинокий хутор. Хозяйка-старуха нехотя впускает незваных гостей, Брут ложится спать в хлеву.
Ночью к нему приходит старуха. Брут решает, что та добивается от него любви, и пытается отказать. На самом деле хозяйка хутора оказывается ведьмой. Она вскакивает на спину семинаристу, бьёт его метлой, и вот тот несёт её по полям, словно конь.
Кадр из фильма «Вий»
Измученный гонкой Хома припоминает всевозможные молитвы, сбрасывает с себя старуху и сам влезает ей на спину.
Он схватил лежавшее на дороге полено и начал им со всех сил колотить старуху. Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чаще, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.
Умирающая ведьма превращается в прекрасную молодую девушку. Хома Брут бросается бежать. Он возвращается в семинарию.
Кадр из фильма «Вий»
Спустя некоторое время незнакомый сотник присылает к ректору бурсы своих людей, требуя срочно прислать философа Брута. Выясняется, что его дочь умирает и хочет, чтобы молитвы над ней читал именно Хома Брут.
Хома отказывается ехать, но его заставляют. По дороге он крепко выпивает с сопровождающими казаками и едва не уговаривает отпустить его. Тем не менее, его привозят на хутор сотника. Там выясняется, что панночка — дочь пана сотника — умерла.
Сотник велит Бруту три ночи читать молитвы над гробом покойной дочери, потому что так просила перед кончиной она сама:
«Уж как ты себе хочешь, только я всё, что завещала мне моя голубка, исполню, ничего не пожалея. И когда ты с сего дня три ночи совершишь, как следует, над нею молитвы, то я награжу тебя; а не то — и самому черту не советую рассердить меня».
Хоме страшно, но делать нечего. Он утешает себя тем, что получит награду: «Три ночи как-нибудь отработаю, — подумал философ, — зато пан набьёт мне оба кармана чистыми червонцами».
Кадр из фильма «Вий»
Хома Брут идет к покойнице. Он расставляет свечи по всей церкви и успокаивает себя словами, что молитвы защитят его от нечистой силы. Но всё же в голове у него крутится мысль: а вдруг панночка сейчас встанет из гроба? И она встает.
Она приподняла голову…
Он дико взглянул и протёр глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своём гробе. Он отвёл глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идёт по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.
Хома Брут очерчивает подле себя круг, читает молитвы и заклинания, которым его однажды научил знающий монах. Ведьма подходит к самому кругу, но не может переступить черту, не может увидеть семинариста. Разозлённая, она ложится обратно в гроб. На заре Брут покидает церковь.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
После обеда Хома приходит в хорошее расположение духа, но к вечеру вновь становится мрачен. Пора возвращаться в церковь на вторую ночь.
Брут вновь очерчивает круг и читает молитвы. Когда он поднимает глаза, то видит: «Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мёртвые, позеленевшие глаза».
Ведьма начинает произносить заклятия, к церкви слетается нечистая сила и ломится внутрь. Хома Брут, зажмурив глаза, читает молитвы до первых криков петуха. На рассвете его находят едва живым от страха. Волосы на голове парня за ночь поседели.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Брут идет к пану и рассказывает, что покойница «пустила к себе сатану», отказывается читать молитвы дальше. Но непреклонный сотник велит читать и в третью ночь, грозя страшным наказанием и суля большие деньги. Тогда Хома Брут пытается бежать, но его догоняет и возвращает на хутор один из казаков.
Вернувшись на панский хутор, Брут требует музыкантов и долго пляшет, а затем, обессилев, засыпает.
Наступает третья ночь. Хома снова в церкви, он очерчивает круг и читает молитвы. Сорвав железную крышку, из гроба поднимается покойница-ведьма. Церковь наполняется нечистой силой:
Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Всё летало и носилось, ища повсюду философа.
Но никто из чудовищ не может обнаружить Хому, защищённого молитвами и волшебным кругом. Тогда ведьма велит: «Приведите Вия! ступайте за Вием!»
В церковь входит главный из монстров с железным лицом и веками до самой земли — Вий. «Подымите мне веки: не вижу!» — требует он. Внутренний голос велит Хоме Бруту: «Не гляди!». Но он не выдерживает и смотрит. В этот миг Вий железным пальцем указывает чудовищам на семинариста: «Вот он!».
Нечистая сила кидается на Брута, и он умирает от страха.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Чудовища пропускают второй крик петуха и не успевают покинуть церковь до рассвета. Они пытаются бежать, но застревают в дверях и окнах навсегда. Священник не решается более служить в посрамлённом храме. Церковь так навеки и остаётся брошенной, заросшей лесом и бурьяном; «и никто не найдёт теперь к ней дороги».
— Славный был человек Хома! Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.
Кадр из фильма «Вий» 1967 года
Фильм «Вий» 1967 года
В 1967 году по повести Гоголя был снят фильм «Вий» (режиссеры — Константин Ершов и Георгий Кропачёв). Картина стала одним из популярнейших фильмов 1968 года: в советских кинотеатрах её посмотрели 32,6 миллиона раз.
Роль Хомы Брута исполнил Леонид Куравлёв, роль ведьмы-панночки — Наталья Варлей.
Поднимите мне веки: кто такой Вий, и где Гоголь подсмотрел его образ
Смертельный взгляд
Ужасы советского кино! В музее Мосфильма открыли выставку реквизита к фильму «Вий». Любой желающий может не только увидеть одежду героев и декорации, которые использовали на съемочной площадке, но и детально рассмотреть главного персонажа – демона Вия.
По сюжету повести, студент духовной семинарии и будущий монах Хома Брут должен три ночи читать молитвы над телом покойной дочери сотника, которая оказалась ведьмой. С наступлением темноты покойница оживала. Хома спасался от нечистой силы в магическом кругу, начерченном мелом на полу. Так он провел две ночи, а на третью на помощь ведьме пришли упыри и вурдалаки.
Кто такой Вий?
Но кто такой Вий? И почему человек умирал только от одного его взгляда? Гоголь в примечании к своей повести написал, что жители южных областей Российской империи называли Вием некое божество. У него были такие большие веки, что доставали до самой земли.
Некоторые исследователи славянского фольклора считают, что образ Вия тесно связан с языческим богом Велесом – покровителем охотников и земледельцев.
Прототип Вия у христиан
Звучит невероятно, но свой прототип Вия есть и у христиан. Это святой Касьян. Если верить легенде, он был монахом и жил в X веке. А после смерти стал ангелом и попал на небеса, но предал Бога. В наказание Всевышний заковал его в цепи и заключил под землю.
Некоторые специалисты считают: придумывая Вия, Гоголь обращался к образу библейского Иуды Искариота. В неканонических текстах есть описание его внешности после смерти.
Вий – реальный человек
Филолог Ирина Резник допускает, что в основу мистической повести могла лечь и баллада английского поэта Роберта Саути. Его произведение уж очень напоминает сюжет гоголевского «Вия».
Образ Вия, придуманный Гоголем
А вот доктор филологических наук и издатель полного собрания сочинений Гоголя Владимир Воропаев уверен: писатель сам придумал Вия. Этот образ так понравился читателям, что со временем его перенесли в другие народные сказания.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!