в каком году был открыт царскосельский лицей
Основан Императорский Царскосельский лицей
День рождения Царскосельского лицея – привилегированного высшего учебного заведения для детей дворян в Российской империи – одна из знаковых дат в русской истории и культуре.
Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.
Высшее учебное заведение для детей дворян было создано в пригородной царской резиденции (19) 31 октября 1811 года.
Учиться в легендарном заведении, переименованном впоследствии в Александровский, получили право дети дворян. Здесь же должны были воспитываться младшие братья Александра I, по чьему указу было основано заведение, но из-за сложной политической обстановки от этой идеи отказались.
Раз в три года лицей принимал на обучение группу мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Их готовили на должности государственных чиновников высших рангов. Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет.
Первыми воспитанниками лицея стали Александр Пушкин, Александр Бакунин, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер и другие.
Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Малиновским и Егором Энгельгардтом.
Среди выпускников пушкинского курса были Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков и другие друзья поэта. Несколько пушкинских стихотворений носят название «19 октября» и связаны с темой лицейской годовщины.
Императорский Царскосельский лицей действовал в Царском Селе с 1811 по 1843 год, а затем учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома и получило название Александровского лицея.
Памятник А.С. Пушкину-лицеисту в Лицейском саду
Несмотря на это, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Кстати, первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее его воспитанниками. А памятные лицейские дни — день открытия Лицея, дни рождения и смерти Пушкина — отмечались всегда.
И сегодня каждый год в этот день в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности. Живые цветы украшают памятник и знаменитую комнату №14 в здании Лицея, где делал уроки и писал свои первые стихи будущий гений русской словесности.
Ежегодно 19 октября в честь открытия Императорского Царскосельского лицея в России отмечается Всероссийский день лицеиста.
Царскосельский лицей. Как учили Пушкина и других славных сынов Отечества
«. до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова».
В русской истории Царскосельский лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. Фото: globallookpress.com.
Как строилась работа в лицее?
Общий срок обучения в лицее составлял 6 лет. А новые классы набирали каждые три года. Поступить на первый курс лицея могли дети в возрасте от 10 до 14 лет.
Комнаты лицеистов А. Пушкина и И. Пущина. Фото: Всероссийский музей А.С. Пушкина/museumpushkin.ru.
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Фото: globallookpress.com.
Кстати
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.
Этот день в истории: 1811 год — открыт Императорский Царскосельский лицей
31 октября 1811 года в Царском Селе был открыт Императорский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи. Это событие стало одной из знаковых дат в русской истории и культуре.
Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.
Лицей был основан по указу императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Изначально планировалось, что в Лицее будут воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Однако этого не произошло.
В лицей принимали детей 10—14 лет, приём осуществлялся каждые три года. Учебное заведение было открыто 31 октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед».
Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.
Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Малиновским и Егором Энгельгардтом.
Среди выпускников пушкинского курса были Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков и другие друзья поэта. Несколько пушкинских стихотворений носят название «19 октября» и связаны с темой лицейской годовщины.
Императорский Царскосельский лицей действовал в Царском Селе с 1811 по 1843 год, а затем учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома и получило название Александровского лицея.
Несмотря на это, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение.
Царскосельский лицей. Школа, воспетая А. С. Пушкиным
211 лет назад появилась альма-матер для мальчиков из родовитых семей
Отечество нам Царское Село
Автором проекта создания лицея стал Михаил Сперанский, уже тогда известный своими реформаторскими идеями.
Помните, как ратовал об образовании Петр I, как не хватало ему образованных, умных людей, которые могли бы понять и претворить в жизнь его идеи, его начинания? С тех времен прошло больше ста лет, но вопрос кадров так и оставался открытым, а вот количество Митрофанушек неуклонно возрастало. Сперанского очень беспокоило, что не хватает людей, способных понять и претворить в жизнь его нововведения. Как ему хотелось подготовить людей, способных объять, охватить, осмыслить и упорядочить всё системою. Появилась необходимость воспитания дворянских детей, сделать их образованными и эффективными чиновниками, и для этого в лицее применялись самые передовые методы образования и воспитания детей. Предполагалось, что здесь дети будут получать не только среднее, но и высшее образование.
Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий – только дети дворян. Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек. Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Первый раз в лицейский класс
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей так и остался «пушкинским».
Отгремели торжественные марши открытия и начались ученические будни воспитанников. Не знаю, как бы понравилось современным мальчикам обучение в лицее, но в то время считали, что распорядок дня способствовал развитию юношей. Ко дню выпуска молодые люди становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми и что очень важно, нравственно здоровыми людьми. Наши мальчики и девочки никаких ограничений в жизни не имеют, но и к самостоятельной жизни вряд ли готовы к окончанию школы.
Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.
Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.
Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.
Остается ответить на один вопрос: смог ли Сперанский решить кадровый вопрос, создав Царскосельский лицей. Скорее да, чем нет. Планировалось, что выпускники лицея займут руководящие должности на государственной службе, а на деле лицей выпустил сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей, многие из которых и государству служили достойно. Россия должна быть благодарна ему за это.
Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.
Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.
История Царскосельского лицея
Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования.
Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.
Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.
Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.
Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.
В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».
Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.
За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.
Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.
Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.
На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.
Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.
Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.
Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.
Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.
За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.
Традиции образования в лицее
У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.
Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.
Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.
В состав программы обучения входили: