в каком году был открыт большой театр
Культурный символ России: Большому театру исполняется 240 лет
28 марта 1776 года Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию», благодаря которой он мог в течение десяти лет устраивать спектакли, маскарады, балы и прочие увеселения. Эта дата и считается днём основания Большого театра.
Однако князь Урусов довольно быстро охладел к театральному делу: оно оказалось слишком затратным. Расходы он разделил со своим компаньоном, английским предпринимателем Майклом Медоксом. Со временем вся «привилегия» отошла англичанину. Он и открыл 30 декабря 1780 года на правом берегу Неглинки Петровский театр, получивший своё название по улице Петровке, на которой он располагался. В первый вечер давали торжественный пролог «Странники» А.О. Аблесимова, а также пантомимический балет «Волшебная школа». Репертуар формировался из оперных и балетных спектаклей русских и итальянских авторов.
В июле 1820 года началось строительство нового здания Петровского. К тому времени успело смениться несколько его владельцев, в итоге в 1806 году им стал сам государь-император Александр I, а театр обрёл статус императорского и перешёл в ведение созданной единой Дирекции императорских театров. Сам театр два раза горел, в том числе во время пожара 1812 года.
Новый храм Мельпомены, открывшийся в 1825 году, украсили портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями. Фасадом он выходил на строившуюся тогда Театральную площадь, «что способствовало ей много к украшенью», как писали московские газеты. Здание значительно превышало площадь старого, поэтому театр стали называть Большим Петровским и, конечно, императорским. Сцена просуществовала почти 30 лет. В этот период из его названия постепенно пропадает слово «Петровский», — москвичи всё чаще называют его просто «Большой». Однако бич деревянных построек тех лет — пожар — не пощадил императорскую сцену, вспыхнул в марте 1853-го, продолжался три дня и уничтожил буквально всё — декорации, костюмы и здание.
Заново отстроенная, сцена снова открылась в августе 1856 года, в дни коронации Александра II. Это здание Большого театра в течение многих лет считается одной из главных достопримечательностей Москвы.
Знаменитая люстра зрительного зала изначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, её поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором была выполнена роспись «Аполлон и музы».
После Октябрьской революции существование театра оказалось под угрозой. Однако в 1922 году правительство большевиков решило его не закрывать. К тому времени в здании театра проходили всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Даже образование новой страны — СССР — было провозглашено со сцены Большого. Ещё в 1921 году специальная правительственная комиссия назвала состояние здания театра катастрофическим. После этого были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные.
В апреле 1941 года Большой закрыли на ремонт, а через два месяца началась Великая Отечественная война. Часть театрального коллектива уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала.
Только в 1987 году было принято решение о срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал, но прошло восемь лет, прежде чем был заложен первый камень в основание его фундамента. 29 ноября 2002 года новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Затем в театре началась масштабная реконструкция, которая продлилась с 1 июля 2005 по 28 октября 2011 года. Она возродила многие утраченные черты исторического облика здания, поставила его в один ряд с самыми технически оснащёнными театрами мира.
Если говорить о репертуаре Большого, то первое место в нём занимают шедевры русского музыкального театра XIX–XX веков. Большой предлагает вниманию своих зрителей и западную классику, а также специально заказанные сочинения, например, оперу «Дети Розенталя» и балет «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова.
Открытие Большого театра в Москве
ИМЕННОЙ УКАЗ «ОБ УЧРЕЖДЕНИИ РУССКОГО ТЕАТРА». 1756 ГОД
«Повелели Мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острову, близь Кадетского дома. А для онаго повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и Ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число. На содержание онаго театра определить, по силе сего Нашего Указа, считая от сего времени в год денежной суммы по 5000 рублей, которую отпускать из Статс-Конторы всегда в начале года по подписании Нашего Указа. Для надзирания дома определяется из копиистов Лейб-Компании Алексей Дьяконов, которого пожаловали Мы Армейским подпоручиком, с жалованьем из положенной на театр суммы по 250 рублей в год. Определить в оный дом, где учрежден театр, пристойный караул. Дирекция того Русскаго театра поручается от Нас бригадиру Александру Сумарокову, которому из той же суммы определяется, сверх его бригадирскаго оклада, рационных и деньщичьих денег в год по 1000 рублей и заслуженное им по бригадирскому чину с пожалованья его в оный чин жалованье, в дополнение к полковничью окладу додать и впредь выдавать полное годовое бригадирское жалованье; а его бригадира Сумарокова из армейского списка не выключать. А какое жалованье, как актерам и актрисам, так и прочим при театре производить, о том ему – бригадиру Сумарокову, от Двора дан реестр. О чем Нашему Сенату учинить по сему Нашему указу». 30 августа
Полное собрание законов Российской империи. Т. XIV. СПб. 1830. № 10599. С. 613. http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
В 1756 году, после указа императрицы Елизаветы Петровны, последовало учреждение российского театра в Санкт-Петербурге, а вскоре при Московском университете был открыт театр, актёрами которого стали его студенты. В 1759 году в Москве был создан русский публичный театр, отданный в ведение Московского университета, под управление директора университета, поэта и драматурга М.М.Хераскова. Театр просуществовал недолго, но на его основе впоследствии была сформирована первая постоянная труппа в Москве.
Несколько десятилетий московская труппа, в которую входили драматические актеры, певцы, танцовщики и музыканты, возглавлялась частными предпринимателями, в том числе долее других и успешней всех антрепренером М.Е. Медоксом, выстроившем в 1780 году новый большой театр, получивший название Петровского (по названию площади, на которой находился). С 1806 года труппа Петровского театра перешла на казенный счет, в систему императорских театров, и стала называться Императорский Московский театр. Но поскольку незадолго до этого события здание Петровского театра сгорело, труппа давала свои представления то в доме Пашкова на Моховой, приспособленном под театр, то в деревянном театре у Арбатских ворот, сгоревшем в 1812 году, то в доме Апраксина на Знаменке.
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
В 1776 году московский прокурор П. В. Урусов получил десятилетнюю привилегию на содержание в Москве русского театра. В феврале 1780 года, когда сгорел Знаменский театр, Урусов передал свою привилегию за сумму в 28 000 рублей своему компаньону, англичанину Михаилу Егоровичу Медоксу, питомцу Оксфордского университета, отличавшемуся редкой предприимчивостью и любовью к театральному делу. […]
В том же 1780 году Медокс покупает у князя Лобанова-Ростовского участок земли на правом берегу реки Неглинки, на Петровской улице, в том месте, где река, минуя мост Кузнецкой слободы (ныне улица Кузнецкий Мост), проходила глубоким оврагом, заворачивая к Кремлевским стенам через Воскресенскую площадь, и приступает к разработке проекта первого большого каменного театра в Москве, совместно с архитектором Розбергом.
Работы по постройке здания театра подвигаются с исключительной быстротой, и через пять месяцев новый театр, стоимостью в 130 000 рублей, уже готов к открытию для восхищенной московской публики. Начальник столицы, В. М. Долгорукий-Крымский, довольный новым зданием театра, получившего название «Петровского», увеличивает срок привилегии Медокса на содержание театра еще на десять лет, до 1796 года.
Торжественное открытие Петровского театра происходит в 1780 году, прологом-диалогом «Странники», написанным в стихах Аблесимовым.[…]
Единственная в то время московская газета «Московские Ведомости» помещает на своих страницах статью под заглавием «Любопытные известия».
«В удовольствие почтенной публики, которой предварительно при сих листках объявлено уже было о сегодняшнем открытии новопостроенного Петровского театра, за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание, сооруженное для народного удовольствия и увеселения, которое вышиною в 8, длиною в 32, а шириною в 20 сажен, умещающее в себе 110 лож, не считая галерей, по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные европейские театры.
Что же до желаемой безопасности публичного сего дома касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты всевозможные меры и ничего не упущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной. Почтенная публика, которая удостоит сегодняшнее открытие помянутого театра, сама в том удостовериться может, когда она увидит 12 разных дверей для подъезду, 3 каменных лестницы, ведущие в партер и ложи, и, сверх того, еще 2 лестницы деревянных».
[…] Вокруг зрительного зала были расположены для публики несколько обширных гостиных, и общая вместимость театра была настолько обширной, что во время собраний и маскарадов количество публики доходило до 6 тысяч человек.
Зимой 1805 года, когда Петровский театр находился уже в ведении Воспитательного дома, от неосторожности гардеробмейстера, случился пожар перед самым началом спектакля, когда публика начала уже съезжаться, чтобы смотреть оперу «Русалка». Здание было уничтожено пожаром, и сохранилась только часть каменных стен. […]
С 1 апреля 1806 года здание сгоревшего Петровского театра перешло в ведение Директора Театральных Зрелищ Михаила Петровича Волконского и стало именоваться Императорским театром.
В 1822 году был утвержден проект нового здания Петровского театра. Все сохранившиеся проектные чертежи подписаны архитектором Бове, которому и была поручена сама постройка здания театра, но имеются неоспоримые данные, что план театра в зависимости от оставшихся после пожара старых стен театра Медокса и все ценные указания, касающиеся акустических условий, были даны профессором Михайловым.
От старого Петровского театра остались и вошли в новую постройку лишь части стен боковых фасадов, задняя стена, к которой сделана пристройка с двумя боковыми лестницами и средняя стена, отделяющая сцену от зрительного зала. К переднему фасаду, во всю ширину, пристроены главный вестибюль с фойе над ним и портик с восемью колоннами.
Рерберг И. И. История здания Большого театра //История русского театра. М., 2011 http://www.teatr-lib.ru/Library/Histotry_evr/history/#_Toc292628965
ПЕРВЫЕ ГОДЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Шестого января 1825 г. (ст. ст.) в Москве был открыт Большой, так называемый Петровский театр, поразивший современников грандиозностью размеров здания и сцены. […] С появлением нового, обширного, хорошо оборудованного, каменного помещения и с реорганизацией управления, отделенного от петербургской дирекции, создалась новая полоса в истории московской сцены. Для торжества открытия спектаклей во вновь построенном театре был дан пролог «Торжество муз» М. А. Дмитриева, с музыкой Верстовского и Алябьева. Вслед за прологом шел балет «Сандрильона», увлекший публику блеском костюмов и красотой декораций. Последующая художественная жизнь театра в ближайшие годы сложилась под весьма активным руководительством директора (с 1823 по 1831 г.) Ф. Ф. Кокошкина с его непосредственными помощниками – писателем М. Н. Загоскиным и композитором А. Н. Верстовским.
Кокошкин привлекал новые таланты, стремился расширить и обновить репертуар, обращал серьезное внимание на постановку пьес, заботился о вокальной школе для певцов, наконец, самолично обучал декламации и игре Все это подымало у актеров любовь и уважение к своему искусству Но Кокошкин не был поставлен в достаточно благоприятные условия для самостоятельного развития своих намерений Находясь постоянно между двумя административными воздействиями, – московского генерал-губернатора, с одной стороны, и петербургского министра двора, с другой, он, ведя борьбу на эти два фронта, в конце концов, преждевременно оказался вынужденным сдать свои позиции и уйти, оставив не только славу блестящего и бескорыстного художественного руководителя, но и практические последствия своей неутомимой деятельности труппа, составленная им, надолго сохранила свое высокое достоинство, поддерживая интерес у публики, как разнообразием своих талантов, так и довольно серьезной выучкой его школы. […]
Яковлев В. В. Опера в Большом театре за 100 лет (1825–1925) //История русского театра. М., 2011 http://www.teatr-lib.ru/Library/Histotry_evr/history/#_Toc292628956
Неограниченная гегемония Большого театра в музыкальном мире Москвы продолжается до 70-х годов прошлого столетия. Эта гегемония была обусловлена […] обстоятельством, что Большой театр, в сущности, представлял собою «единственный» музыкальный центр Москвы. С появлением на сцену «Русского музыкального общества», организованного Рубинштейном, это исключительное положение театра начинает колебаться – появляется другой центр, и на этот раз «специально музыкальный», и оттягивает к себе часть музыкального мира, часть значительную и даже творчески наиболее активную. И одновременно мы начинаем наблюдать другое явление: в русской музыке начинает проявляться прежде не замечавшееся стремление к инструментализму, к симфонической музыке, к камерному стилю, к культу иных различных форм музыкального воплощения, кроме той, которая была единственным почти языком русского композитора в первую половину XIX века, – оперы. Все это подчеркивает «менторскую» руководящую и путеводящую роль Большого театра в музыкальной жизни Москвы.
История здания Государственного академического Большого театра (ГАБТ)
185 лет назад торжественно открылся Большой театр.
По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».
Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом». Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях.
В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.
В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная ) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. Согласно этому проекту возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Здание было построено по проекту Осипа Бове в 1824 году на месте бывшего Петровского. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра.
Новое здание горожане называли «Колизей». Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.
11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.
Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.
Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор; по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, изменил размеры зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.
Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.
В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.
К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным. В здании театра сосуществовали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались «лечить» весь ХХ век – влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.
Безнадежно отстала от современного уровня техника: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы «Сименс» производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей).
В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была открыта Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара театра. Пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.
2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.
По плану, внешний облик здания театра почти не изменится. Только лишится своих пристроек северный фасад, уже в течение долгих лет закрытый складскими помещениями, где хранятся декорации. Здание Большого театра углубится в землю на 26 метров, в старом-новом здании даже найдется место огромным конструкциям декораций – их опустят на третий подземный уровень. Под землю упрячут и Камерный зал на 300 мест. После реконструкции Новая и Основная сцены, которые находятся на расстоянии 150 метров друг от друга, соединятся между собой и с административным и репетиционным зданиями подземными переходами. Всего театр будет иметь 6 подземных ярусов. Хранилище будет перенесено под землю, что позволит привести задний фасад в надлежащий вид.
Ведутся уникальные работы по укреплению подземной части театральных сооружений, с гарантией от строителей на ближайшие 100 лет, с параллельным размещением и современным техническим оснащением паркингов под главным зданием комплекса, что даст возможность разгрузить от машин сложнейшую развязку города – Театральную площадь.
В историческом интерьере здания будет воссоздано все, что было утрачено в советские времена. Одна из основных задач реконструкции восстановить первоначальную, во многом утраченную легендарную акустику Большого театра и максимально удобным сделать покрытие сценического пола. Впервые в российском театре пол будет меняться в зависимости от жанровой принадлежности показываемого спектакля. У оперы будет свой пол, у балета – свой. По технологическому оснащению театр станет одним из лучших в Европе и мире.
Здание Большого театра является памятником истории и архитектуры, поэтому значительную часть работ составляет научная реставрация. Автор проекта реставрации, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра «Реставратор-М» Елена Степанова.
По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 – началу 2011 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Правдивая история начала Большого театра в Москве
В 5-ти предыдущих статьях я рассказал о краткой истории 5-ти императорских театров России, в первую очередь, остановившись на их устройстве и ценах на билеты в 1895. При этом я прочитал материалы с сайтов этих театров. И неожиданно обнаружил, что историки несколько отступили от правды, более того «сдвинули в прошлое» на 4 года дату начала работы Большого театра в Москве.
Привожу две цитаты с сайта Большого театра в Москве https://www.bolshoi.ru/about/hist/history/
«ИСТОРИЯ
Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.»
«Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином Майклом Медоксом… Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский…»
Во-первых – в 18-м веке в Москве была «Петровская» улица, а вовсе не «Петровка», Петровкой улица стала около 1850-го. Поэтому театр, стоявший на Петровской улице, и назывался Петровский, а по старой орфографии «Петровской». На карте 1796-го улица обозначена литерой «Ю», на Плане 1843-го – название написано непосредственно.
Во-вторых – никогда не было в Москве реки Неглинка – река называлась Неглинная – на карте 1796-го река Неглинная обозначена литерой «О», в тексте река названа Неглинная. На плане 1843 Неглинной реки нет – по ее руслу проложили трубы, а сверху расположился Проезд Неглинного бульвара. В 1859 здесь была улица Неглинная, а бульвар Неглинный был ближе к Трубной площади. В 20-е годы 20-го века Неглинный проезд стал Неглинной улицей, которой остается и по настоящее время.
А теперь немного подправим и саму историю, и дату основания театра в Москве.
Как известно, 30 августа 1756 императрица Елизавета Петровна учредила своим указом первый Российский театр в Петербурге, а 27-летний актер Федор Волков был назначен «первым Российским актером». В 1759 императрица отправила Волкова в Москву, для основания во второй столице публичного русского театра.
В те времена в Москве был частный театр Локателли, расположенный в районе сегодняшнего Ярославского вокзала. Он давал спектакли Итальянской оперы и русские пьесы. Некоторое время публика посещала театр, но, вероятно, любители театра там все представления посмотрели, а для простых москвичей цены билетов были высоки – театр пустовал. Локателли объявил себя банкротом и уехал в Петербург.
Волков занялся возрождением брошенного театра, он выписал ряд актеров из Петербурга, что повысило художественный уровень труппы, а также привлек в театральное дело московских студентов. Этому способствовало то, что в Московском университете активную работу вел литератор Херасков, который в 1756 создал там студенческий театр. В 1761 Херасков был назначен директором русского театра, воссозданного в Москве Федором Волковым, в 1763 он стал директором университета, что еще более укрепило театральное дело в Москве.
Среди московских студентов впоследствии выделились настоящие таланты – в первую очередь Плавильщиков, Сандунов, Калиграф, но в 60-е годы 18-го века театральное дело в Москве опять остановилось – Волков уехал в Петербург.
В Петербурге в то время было не до театральной Москвы – происходила смена власти. Первый русский актер Волков был на стороне Екатерины, считается, что он непосредственно участвовал в событиях отстранения и убийства императора Петра III в Ропше летом 1762. В 1763 Волков простудился на маскараде в Москве и в апреле умер – Россия осталась без «Первого актера». Государственный театр в Москве не функционировал.
С 1766 антрепризу Московского театра держали – полковник Титов, затем с 1769 по 5-летней привилегии итальянцы Бельмонти и Чути (Чинти). Итальянские спектакли давались в доме графа Воронцова на улице Знаменка, там был деревянный театральный зал – его и наняли итальянцы.
В 1771 итальянец Чути (Чинти) умер от чумы, и театральное дело в Москве перешло к товариществу Гроти и князя Урусова. Однако вскоре предприниматель Гроти вышел из убыточного театрального дела, и князь Урусов остался один.
Надо сказать, что театральное дело в Москве было серьезно осложнено указом Екатерины II от 1 сентября 1763. По нему со всех платных зрелищ в Москве повелевалось брать четверть дохода в пользу Воспитательного Дома. Это превращало любой московский театральный проект в нерентабельный.
Поэтому князь Петр Урусов, бывший «по совместительству» московским губернским прокурором, испросил для себя в театральной привилегии особых условий. Он желал:
1. единолично получить привилегию на 10 лет на все театральные представления Москвы;
2. платить Воспитательному дому не четверть дохода, а 3100 руб ежегодно по предварительному соглашению;
Со своей стороны князь Урусов обещал за 5 лет построить в Москве каменный театр.
Ходатайствовал за князя Урусова московский губернатор князь Волконский – в результате в 1776 привилегия Урусовым на театральные представления была получена.
Эту дату и считают на сайте Большого театра «началом» своей истории.
Разумеется, князь Урусов не вел дела сам – он привлек компаньона – 29-летнего англичанина Михаила Медокса,– следовательно, сразу нарушил условия своей единоличной привилегии. Медокс окончил Оксфордский университет, был по профессии математиком, и приехал в Россию в 1766. По протекции графа Панина он некоторое время преподавал математику и физику будущему российскому императору Павлу Петровичу.
Каким ветром математика Медокса занесло к Урусову в его театральный проект неизвестно. Однако Михаил Медокс поначалу сумел наладить дело.
Урусов и Медокс наняли все тот же театральный зал на Знаменке у графа Романа Воронцова. Отсутствие необходимости платить «четверть» в Воспитательный дом сделало проект Урусова – Медокса прибыльным. У Воронцова образовался т.н. «Знаменский Оперный театр». Свое обещание построить в Москве за 5 лет за свой счет каменный театр князь Урусов (которого на сайте Большого называют своим основателем) успешно заматывал. Точных сведений нет, но дальнейшие события показывают, что и 3100 руб в год Воспитательному дому не платились.
Михаил Медокс вышел из положения тем, что занял у Опекунского совета театра 130.000 рублей (это называется за свой счет?) и за 5 месяцев к концу 1780 выстроил новый театр по плану архитектора Розберга. В театре было 110 лож и галерея, здание театра было невелико 8 х 32 х 20 сажен.
Именно этот театр, выстроенный Медоксом, и называли Петровский, т.к. построен он был на Петровской улице на правом берегу реки Неглинной. Вторично повторяю – князь Урусов к Петровскому театру, на месте которого стоит в Москве Большой театр, не имеет ни малейшего отношения.
Открыли театр в декабре 1780 прологом Аблесимова «Странники».
Финансовая идея Михаила Медокса состояла в том, что он не продавал билеты в ложу – ложу требовалось абонировать на весь год. При этом абонент ложи мог перестраивать свою ложу, менять там убранство, мебель и т.д. Кроме того в зале театра были кресла для дам по цене 2 руб, места за креслами по 1 руб. Театралов, зачастую бесплатно, пускали посидеть у оркестра на табуретах. Предприниматель Медокс стал независим от конкретного посещения богатыми зрителями своего театра, а абонировать на год ложу в театре было делом престижа.
К тому же в труппе Медокса было всего 15 актеров и 9 актрис – и его постановки было вполне рентабельны.
Губернатором Москвы (главнокомандующим) в те годы был князь Долгорукий-Крымский, он был весьма доволен своевременным открытием Петровского театра и способствовал получению Михаилом Медоксом новой привилегии на 10 лет – с 1786 по 1796.
Дела у Медокса шли блестяще, но вспомним, что они опирались на прекращение платежей четверти дохода в Воспитательный дом. Неожиданно начальник Воспитательного дома Бецкий учредил у себя публичный театр с двумя труппами – итальянской и русской. При этом в спектаклях участвовали воспитанницы Воспитательного дома.
Бизнес Медокса стал терпеть убытки. Медокс обратился в суд, для доказательства нарушения Бецким своей театральной привилегии, но суд в действиях начальника Воспитательного дома нарушений не нашел. Кончилось дело тем, что Бецкий продал свое театральное дело все тому же Михаилу Медоксу.
А дела у Медокса уже были катастрофические – он заложил в Опекунский совет Петровский театр, все свое имущество и даже самого себя. В 1796 опекунский совет Петровского театра отошел в ведение новой императрицы Марии Федоровны – супруги императора Павла I. Мария Федоровна отстранила Михаила Медокса от дел, положила ему пенсию в 3000 руб в год и учредила особый комитет для приведения в порядок запутанных дел театра.
А дела оказались столь ужасными, что при императоре Павле I решение принято не было, при императоре Александре I особый комитет запросил ссуду Петровскому театру в сумме 300.000 рублей для уплаты долгов Воспитательному дому (за театр и годовые перечисления с процентами), и долгов многочисленным частным кредиторам Михаила Медокса.
Александр I в 1805 решил дело оригинально – своим указом он занял 300.000 рублей у Воспитательного дома, и 190.000 вернул ему же в качестве долга от Петровского театра, а 110.000 повелел выплатить 46 кредиторам Михаила Медокса.
Казалось бы все почти наладилось, но в октябре 1805 из-за неосторожного обращения театрального гардеробмейстера с огнем перед началом представления оперы «Днепровская русалка» Петровский театр сгорел дотла.
Был ли это поджог или несчастный случай – кто знает.
На этом я завершаю свой рассказ об истории зарождения русского театра в Москве.
Михаил Медокс, продолжал жить в России и получал свою пенсию, он скончался 27 сентября 1822 в селе Поповка, Каширского уезда, Тульской губернии, где и был похоронен.