в каком дошкольном возрасте можно использовать технику пластилинографии
Техника пластилинографии
Елена Гончарова
Техника пластилинографии
Техника пластилинографии
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа
«Техника пластилинографии»
Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, постоянно находишься в поиске чего-то необычного, интересного и, вместе с тем, доступного и развивающего. Несколько лет назад к различным техникам нетрадиционного рисования, используемым мной, я добавила пластилинографию.
Что же такое «пластилинография»?
Почему я выбрала пластилинографию?
Во-первых, потому, что педагогами, специалистами в области раннего развития, было выявлено, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов надо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, что постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Во-вторых – рисование пластилином развивает творческие способности ребенка, его воображение, фантазию. Пластилинография формирует усидчивость, помогает сосредоточиться даже легковозбудимым детям.
В-третьих – техника пластилинографии доступна детям с раннего возраста и с взрослением ребенка становится только интереснее для него и занимательнее.
А в-четвертых – доступность этой техники. При незначительных затратах мы получаем великолепный многоцветный материал, не требующий особой подготовки или обработки, который легко хранить и использовать.
Что же понадобится для работы в этой технике?
• Пластилин. Нужно брать недорогой, пластичный, имеющий в составе воск.
• Стеки. В основном они будут нужны для придания рельефа и исправления ошибок.
• Основа. Чаще всего это картон, затянутый скотчем. Но пригодятся одноразовые тарелочки и стаканчики, кусочки оргстекла или обычного стекла с обработанным краем, лазерные диски.
• Фломастер и маркер. Рисунок, нанесенный на скотч маркером, долго не сотрется, это важно, если работу выполняют малыши. А линию, проведенную фломастером можно легко исправить, если, выполняя эскиз, ребенок ошибся.
• Салфетки. Пригодятся для чистоты рук и фона, выполняемой работы. Можно использовать и бумажные, и тканевые.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится во всех возрастных группах.
В младшем и среднем возрасте дети осваивают приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; вырабатывают правильную постановку пальца; овладевают приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; учиться работать на ограниченном пространстве.
В подготовительной к школе группе – совершенствуют прием размазывания, выполняют работы с использованием тонких пластилиновых жгутиков, осваивают технику «слоеный пирог». Учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы и приемы для ее выполнения.
ВИДЫ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ.
Создавая работы в технике пластилинографии, можно работать с пластилином по-разному. Можно отщипывать кусочки и налепливать их на рисунок («падает снег на елочку», «листопад, листопад», «цып-цып-цып, мои цыплятки» и др.)
Когда ребенок овладеет приемом скатывания шарика сначала между ладонями, затем – двумя пальцами, можно переходить к созданию картин из пластилиновых шариков (в основном это предметное рисование и рисование несложного сюжета)
Классическая пластилинография – это размазывание пластилина одного или нескольких цветов в пределах контура («усатый полосатый», «веселый клоун», «заснеженные деревья» и др.)
Способ изображения, который называют «слоеный пирог» или «расписной пластилин» подходит для детей старшего возраста. Весь секрет в аккуратном нарезывании ниточкой или проволокой свернутых пополам или в рулон пластин разного цвета. Таким способом хорошо рисовать волшебные цветы, перо Жар-птицы, крылья стрекоз и бабочек.
Рисовать при помощи пластилиновых жгутиков так же могут дети старшего возраста, у которых хорошо сформирован навык раскатывания. Из разной толщины жгутиков получаются замечательные замки, деревья, портреты.
Более простой вариант рисования жгутиками – рисование пластилиновыми лентами. В основном этим способом хорошо выполнять деревья, солнце, различные узоры.
Темы, предлагаемые мною детям, тесно переплетаются с их жизнью. Весь подбираемый материал для занятий с детьми максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.
В технике пластилинографии мы рисуем натюрморты, портреты и пейзажи. Очень понравилось сочетать рисование пластилином и декоративное рисование.
Готовим подарки к праздникам («8 марта», «Светлая Пасха», «День защитника Отечества» и др.)
Также мы делали работы в технике пластилинографии на конкурсы по Пожарной безопасности.
Каких результатов я планирую достичь?
• Будет развита мелкая моторика рук ребенка, что поможет развитию речи, внимания, памяти и мышления.
• Сформируются навыки работы с пластилином, разовьются воображение, фантазия, креативность.
• Дети станут более усидчивыми, организованными, смогут доводить работу до конца.
• Детям захочется продолжить работать с пластилином самостоятельно, создавать более сложные картины.
Закончить свое выступление я хотела бы стихами Ольги Нехорошевой:
Пластилинография: приемы и цели продуктивной деятельности
Бурковская Галина Игоревна
Пластилинография: приемы и цели продуктивной деятельности
Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Возможности в плане развития и обучения дошкольников:
• В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
• Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
• Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
• Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
• Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
• Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
• При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
• При успешном освоении данной техники ребята могут делать эксклюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.
Основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:
• Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
• Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
• Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
• Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
• Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
• Развитие фантазии и эстетических чувств.
Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:
• Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
• Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
• Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
• Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
• Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
• Развитие фантазии и эстетических чувств.
При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.
Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии
— это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.
Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии.
Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности.
Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.
«Разноцветное лето». Фотоотчет о продуктивной деятельности старших дошкольников в технике «пластилинография» Что такое лето? Ну, конечно, это самое веселое и долгожданное время года для всех детей. Лето – это пора, которая всегда поражает нас.
Фотоотчет о детской продуктивной деятельности «Синица» Птицу-синицу знают и любят многие. Она – известный персонаж, басен, народных сказок и повестей о природе. Синицу можно встретить на открытых.
Конспект НОД по продуктивной деятельности «Самолёты» Тема: «Самолёты» Возрастная группа: вторая младшая Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Самолёты».
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Пластилинография для детей: виды, цели и задачи, шаблоны
Пластилинография – это одна из нетрадиционных техник изобразительного искусства, которую используют не только в качестве средства развития мелкой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и как метод коррекции психоэмоционального состояния детей и взрослых. Для занятий пластилинографией нужно иметь базовые знания в области педагогики, психологи и арт-терапевтических техник.
В статье я расскажу о данной технике и особенностях ее применения.
Что такое пластилинография
Пластилинография – это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объемных фигур и композиций. Но в то же время данное направление творческой деятельности можно отнести к рисованию, так как в результате получается картина из пластилина.
Данная техника появилась сравнительно недавно. Сегодня пластилинография активно используется в детском саду. Для занятий понадобятся:
Цели и задачи
В соответствии с требованиями ФГОС, творческое развитие детей является одним из основных направлений педагогической деятельности ДОУ. Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах.
2-3 года
Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.
Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.
Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.
Важно помнить, что для достижения поставленной цели педагог должен озвучить цель деятельности и поддерживать у детей интерес к ней на протяжении всего занятия с помощью игровых методов и приемов.
Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:
4-6 лет
Начиная с 3-4 лет, пластилинография позволяет детям совершенствовать навыки лепки. Для успешного решения этой задачи педагогу необходимо сформировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительному искусству.
В старшей группе пластилинография для многих детей становится любимым занятием. В период с 4 до 6 лет в процессе создания картины из пластилина решаются следующие психолого-педагогические задачи:
Начиная с 5-6 лет, на занятиях по пластилинографии можно использовать шаблоны для формирования у детей умения превращать плоскую фигуру в объемную. А для детей 6-7 лет становится доступным самостоятельное изготовление шаблона для дальнейшей работы с ним в технике пластилинографии.
7-8 лет
Целью пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является обучение их сложным приемам лепки. В возрасте 4-5 лет они научились базовым действиям: катать колбаски и шарики, а на данном этапе детей учат техникам пластилинографии, необходимым для создания полноценной композиции: выдавливание пластилина из шприца, размазывание, скручивание.
Техника пластилинографии в работе с детьми 7-8 лет предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:
Как правило, младшие школьники, выполняя картинку в технике пластилинографии, предпочитают работать с шаблоном индивидуально. Детям 7-8 лет в большинстве случаев уже не надо давать пошаговую инструкцию для выполнения работы. Они способны самостоятельно с помощью трафаретов для пластилинографии создать шедевр на заданную тему.
Виды пластилинографии
Самыми интересными видами пластилинографии являются:
Приемы и способы пластилинографии
Приемы и способы работы с пластилином для детей разных возрастных групп будут различными. При систематических занятиях дети за 2-3 года обучения осваивают следующие способы и приемы работы:
Шаблоны для пластилинографии
Шаблоны для пластилинографии значительно облегчают организацию занятий с малышами. Детям в возрасте 2-3 лет еще сложно самостоятельно придумать сюжет для картины или создать композицию на заданную тему.
В качестве шаблона выступает силуэт того или иного предмета, который дети будут декорировать пластилином. Кроме того, использование одинаковых шаблонов предполагает изначальное равенство детей: не будет споров из-за того, что у кого-то поделка больше по размеру, а у кого-то меньше.
Детские работы, выполненные на шаблоне, в результате получаются одинаковые по размеру, но разные по наполнению. К примеру, если темой занятия будет «Новый год», детям можно раздать шаблоны в виде елочных шариков. Каждый украсит этот шарик пластилином так, как ему хочется. В дальнейшем можно будет нарисовать на ватмане елку и прикрепить на нее детские работы в технике пластилинографии.
Польза
Не случайно занятия пластилинографией широко используются в ДОУ и студиях детского развития. Польза от таких занятий заключается в комплексном развитии психических процессов:
Рекомендации
Я советую родителям творить вместе с детьми. Совместные занятия пластилинографией гармонизируют детско-родительские отношения, позволяют сделать семейный досуг разнообразнее.
Такие занятия также полезны детям с ЗПР. В игровой форме они позволяют решать задачи коррекции работы нервной системы и мозга. Если приучать ребенка самостоятельно готовить рабочее место и прибираться на столе после завершения работы, то с помощью пластилинографии можно развивать такие качества у детей, как аккуратность, последовательность, трудолюбие.
Заключение
Пластилинография – интересный вид досуговой деятельности. Если у кого-то нет возможности посещать занятия в студии, можно заняться созданием картины из пластилина дома. Все необходимые материалы и инструменты можно приобрести в магазине.
Занятия пластилинографией облегчают адаптацию малышей к детскому саду, помогают справиться с тревожностью. Процесс создания картины с помощью пластилина позволяет каждому почувствовать себя художником, поверить в себя и свои силы. Для многих людей пластилинография стала любимым занятием.
Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста
Елена Шинкоренко
Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином.
Понятие «Пластилинография»имеет два смысловых корня: «графия»— создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип
данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать
предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор
детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает
воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он
Актуальность занятий состоит в том, что развитие мелкой моторики,
ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует
развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении
действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей старшего
дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Основные задачи обучения данной технике:
•Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
•Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
•Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и
применять их в своей работе.
•Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы,
•Развивать мелкую моторику рук
•Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический
вкус, аккуратность в работе.
Возрастные особенности:
В возрасте детей4-5 лет у ребенка активно проявляются:
— Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому,
он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке
— Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную
фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые
миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться
недостающего ему признания.
Возраст детей 6-7 лет. Особенностями данного возраста являются проявление произвольности всех психических процессов, переход к младшему
школьному возрасту, проявление кризиса 7 лет, повышенная чувствительность, ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники я осуществляю через кружковую деятельность
Как правило, значительная часть работ – это коллективные работы детей. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета.
При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка.
Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.
Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
— Освоить прием надавливания.
— Освоить прием вдавливания.
— Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
— Освоить правильную постановку пальца.
— Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания
шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
Задачи перед ребёнком:
— Научиться не выходить за контур рисунка.
— Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто
— Использовать несколько цветов пластилина.
— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы
(косточки, перышки и т. д.).
— Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
— Научиться доводить дело до конца.
— Научиться аккуратно выполнять свои работы.
— Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
— Научиться действовать по образцу воспитателя.
— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Задачи перед ребёнком:
— Самостоятельно решать творческие задачи.
— Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
— Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники
работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и
интересной детям деятельности.
Презентация «Пластилинография — как средство развития мелкой моторики детей» «Пластилинография-как средство развития мелкой моторики детей» Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время педагоги.
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В последнее время современные родители часто слышат.
Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» МОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»Мастер-класс для педагогов в ДОУ Тема: Пластилинография как средство развития мелкой.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Почему я выбрала эту тему? Работаю с детьми раннего возраста и свою деятельность по своему профессиональному развитию начала с изучения.
Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1 работа на тему «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД.
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.