в каком архитектурном стиле европы широко применялся кирпич
Красный кирпич: архитектура между мировыми войнами
Кирпичный экспрессионизм. Вы уже слышали об этом стиле? Если и не слышали, точно видели, путешествуя по Германии или Нидерландам, где он зародился и получил распространение в 20-х годах прошлого века.
Кирпичный экспрессионизм. Часть I
Берлин, Ганновер, Лейпциг, Гамбург, Кельн, Гельзенкирхен. В Германии сохранилось немало зданий, построенных в стиле так называемого кирпичного экспрессионизма (Backsteinexpressionismus) в первые десятилетия XX века. Несмотря на разрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны, достаточно много их осталось в северных регионах и рейнско-вестфальской промышленной области.
2 евро. Ворота в Любеке
Кирпичный экспрессионизм в Германии символизирует предшествовавшие нацистскому «третьему рейху» динамичные и противоречивые «золотые двадцатые» годы.
Экспрессионизм и тоталитаризм
Здание VW в Вольфсбурге
С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году развитие и распространение этого стиля завершилось, а в моду вошел столь любимый Гитлером неоклассицизм с гранитом, мрамором и необузданной гигантоманией. Даже убежденные сторонники коричневой идеологии, но ранее принадлежавшие к экспрессионисткой школе, с трудом получали заказы, несмотря на готовность принять новую тоталитарную эстетику.
Здание школы Bauhaus в Дессау
Для строительства и отделки фасадов использовался не только обычный обожженный кирпич (Backstein), но и клинкерная плитка (Klinker), поэтому стиль иногда называют не кирпичным, а клинкерным экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus). Плитка стоила дороже, но была более устойчивым материалом, поэтому идеально подходила для промышленных объектов. Именно поэтому кирпичный экспрессионизм получил особо широкое распространение в Рурской области с ее угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он стал типичным региональным стилем.
Что качается цветовой гаммы, архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки. На этом фоне эффектно смотрятся ослепительно белые рамы, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминающих бойницы средневековых крепостей.
Главный символ Ганновера
Под медным куполом сначала находился планетарий, а после Второй мировой войны оборудовали кинотеатр. В течение нескольких лет до переезда в Гамбург в 1949 году в здании располагалась редакция только что созданного еженедельника Spiegel.
Кирпичный экспрессионизм в Гамбурге
Архитекторов десятиэтажного Chilehaus в Гамбурге инспирировала средневековая готика, а также современный стиль арт-деко. Заказчик заработал огромное состояние на торговле с Южной Америкой. Отсюда и название: «Чилийский дом». На его строительство ушло 4,8 миллиона кирпичей.
Вонзающийся в городское пространство фасад, в котором доминируют характерные для готики вертикальные линии, устремленные к небу, напоминает нос корабля, а сам угол считается самым острым «архитектурным» углом в Европе. Такая форма объясняется не чисто эстетическими побуждениями, а границами земельного участка в торговом квартале, эффективно использованного при застройке.
Из кирпичей и обожженных плиток выкладывались самые разные орнаменты, что оживляло фасады, придавая им вертикальный и горизонтальный ритм. Некоторые узоры чем-то напоминают «косички» из школьных тетрадей в клетку, которые рисуют на уроках скучающие ученики. Однако одними «косичками» дело, конечно, не ограничивается. Художники и архитекторы создавали из кирпичей целые скульптурные изображения.
Автор: Максим Нелюбин
Редактор: Ефим Шуман
Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям
Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.
Кирпичная романская архитектура
Собор в Ратцебурге, построенный в 1154–1220 годах. Фото: wiki.commons
О направлении : «кирпичный романский стиль» — термин неофициальный и нераспространённый. Так называют направление в архитектуре, которое сложилось в Северной Германии, Дании, Польше и Швеции в XII веке. В Европе тогда господствовал романский стиль, и северные регионы позаимствовали его эстетические принципы. Однако в этой части континента не было запасов камня, гранита, мрамора или песчаника, поэтому здания — в основном соборы — пришлось строить из обожжённого глиняного кирпича. Технологией кирпичного строительства с северянами поделились мастера из Ломбардии.
Характерные черты : полуциркульные арки и своды, массивные стены с узкими проёмами окон, кирпичные храмы-крепости и замки-крепости.
Пример : церковь Святого Бендта (Рингстед, Дания)
Это здание, построенное во второй половине XII века, считается самой старой кирпичной церковью в Дании. Здесь находится усыпальница средневековых датских королей, в том числе Вальдемара I Великого. После пожара 1806 года здание частично перестроили, а его кирпичные фасады покрыли цементом. Только в начале XX века церкви вернули первоначальный облик.
Ганзейская готика
Церковь Святого Николая и городская ратуша в Штральзунде. Фото: wiki.commons
О направлении : на смену кирпичной романике быстро пришла готика. Краснокирпичные соборы и ратуши выросли по всему побережью Северного и Балтийского моря от Нидерландов до современной Эстонии. Наибольшую популярность этот стиль получил в городах Ганзы, поэтому кирпичную готику часто называют «ганзейской». Исследователи выделяют её как полноправное архитектурное направление, а журналисты и блогеры регулярно выпускают тематические маршруты и гиды. В XVI веке кирпичная готика преобразовалась в «кирпичное Возрождение», но оно практически неотличимо от предшественника и редко рассматривается в качестве самостоятельного стиля.
Характерные черты : краснокирпичные фасады, отсутствие статуй и украшений, высокие башни, использование орнаментов.
Пример : церковь Святой Марии (Любек, Германия)
Один из немногих декоративных элементов этого здания — контраст между красными кирпичными стенами и бирюзовой крышей. На фасаде отсутствуют статуи или барельефы, что характерно для большинства сооружений в этом стиле. Кирпичная техника не позволяла архитекторам строить сложные каркасные конструкции, поэтому выразительность церкви Святой Марии подчёркивают способы кладки, цвет и фактура кирпичей. По высоте центрального нефа — 38,5 м — она занимает первое место среди всех построек кирпичной готики.
Нарышкинский стиль
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, основан Львом Нарышкиным в 1689. Фото: depositphotos
О направлении : нарышкинский стиль — сравнительно недолгий период в истории русской архитектуры, который продлился с 1680-х до 1710-х годов. Его также называют нарышкинским барокко, хотя он испытал влияние и маньеризма, и Ренессанса, и даже готики. Этот этап ознаменовал проникновение западных архитектурных традиций в Россию. Нарышкинский стиль представлен в основном церквями в усадьбах Москвы и Подмосковья, многие из которых принадлежали боярам Нарышкиным. На это же время пришлось распространение в стране кирпича, благодаря которому строительство зданий стало дешевле и качественнее. Кирпичную кладку «нарышкинских» церквей покрывали штукатуркой, поверх которой иногда заново рисовали кладку.
Характерные черты : ярусность, симметричность, применение элементов ордера, сочетание красного кирпича и белого камня или гипса.
Пример : храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва, Россия)
Храм в Кадашах — одна из самых первых церквей, построенных в нарышкинском стиле. Её возвели в 1687–1695 годах на деньги купца Кондрата Добрынина. Здание практически полностью кирпичное, лишь в некоторых местах кладка выполнена из белого камня. Вот как его описывала реставратор Гали Алфёрова, которая исследовала храм в советские годы: «Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проёмы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII века».
Неоготика
Одно из самых известных неоготических сооружений — Вестминстерский дворец на набережной Темзы в Лондоне. Фото: depositphotos
О направлении : во второй половине XIX века одним из доминирующих стилей Европы стала неоготика. Архитекторы обращались к наследию средневековых мастеров и вдохновлялись им при проектировании соборов, замков и промышленных зданий. В качестве облицовочного материала зодчие часто выбирали неоштукатуренный кирпич, как и их предшественники из Ганзы. Результаты промышленной революции значительно упростили производство материалов: если раньше каждый кирпич формировали вручную, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках, то в XIX веке появились кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс и глиномялки. Кроме того, железные дороги позволили намного быстрее подвозить красный и жёлтый кирпич, шифер, черепицу и другие материалы к местам строительства.
Характерные черты : каркасный свод, зубчатые стены, кирпичные пилястры, чугунные дорические колонны, резная лепнина, шпили, вытянутые вверх конструкции.
Пример : гостиница St. Pancras Renaissance London Hotel (Лондон, Великобритания)
В Великобритании неоготика заметно проявилась в викторианской архитектуре: неоготический облик получили вокзалы, жилые дома, правительственные здания, публичные учреждения и соборы. Один из самых ярких примеров этого направления — «Мидленд Гранд Отель» (сегодня — St. Pancras Renaissance London Hotel), который одновременно служит фасадом железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Его спроектировал архитектор Джордж Гилберт Скотт при участии инженера Уильяма Барлоу. Главный фасад гостиницы сделан из недожжённого кирпича и покрыт дымовыми трубами и зубчатыми фронтонами, благодаря чему контрастирует с минималистским дебаркадером вокзала.
Кирпичный стиль
Женская гимназия (1883—1885), Красноярск. Фото: wiki.commons
О направлении : к концу XIX века российские архитекторы отказались от штукатурки и из соображений экономии оставляли кирпичные фасады своих зданий «голыми». «Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом», — пишет Эржан Юсупов в «Словаре терминов архитектуры». Так называемый кирпичный стиль сформировался в Санкт-Петербурге и постепенно распространился по другим городам Российской империи.
Характерные черты : рационализация архитектуры, отсутствие штукатурки и лепных украшений, использование изразцов, терракотовых вставок и цветного кирпича.
Пример : фабрика А. И. Ниссена и Доходный жилой дом
В кирпичной архитектуре Российской империи особо выделяются работы Виктора Шретера и Иеронима Китнера, например их Доходный жилой дом на набережной Фонтанки, совмещённый с фабрикой. Согласно подсчётам, опубликованным в журнале «Зодчий» в 1873 году, отказ от штукатурки существенно сократил стоимость работ: кирпичный фасад оказался на 25 % дешевле штукатурного. В первоначальном проекте здание должен был украшать редкий глазурованный кирпич, но подрядчик в последний момент отказался от заказа, и материал заменили чуть более дорогими коричневыми глазурованными плитками.
Экспрессионизм
Anzeiger-Hochhaus в Ганновере (1928). Фото: Visit Hannover
О направлении : экспрессионизм в архитектуре сформировался в начале XX века в Германии. Использование традиционного кирпича в строительстве стало частью программы создания «новой Германии» после разрушения городов в Первой мировой войне. Кирпич символизировал надежду и ожидание светлого будущего в послевоенную эпоху. Гамбургский архитектор Фриц Хёгер писал : «Кирпич бытует не только в Германии, но его, тем не менее, можно назвать немецким, так же как немецкий дуб, потому что в нем живет дух народа».
Характерные черты : фасады из тёмно-коричневого кирпича и клинкерной плитки, техника «кирпичной гребёнки», искажение реальных форм объектов, гротескность и нарочитая заострённость архитектурных форм.
Пример: «Чилехаус» (Гамбург, Германия)
Заказчик этого здания Генри Сломан разбогател на ввозе селитры из Чили — отсюда и название. За три года на строительство складского здания ушло 4,8 миллиона кирпичей. Своими вертикальными линиями «Чилехаус» отсылает к кирпичной готике, а его заострённая форма напоминает нос корабля. Для облицовки стен использовался тёмный клинкерный кирпич, обожжённый вместе с торфом, а также фигурная кладка, создающая многоуровневость здания.
Директор по маркетингу BRAER
Большую часть истории кирпич считался исключительно строительным материалом. Зодчие ценили его за прочность и доступность, но на внешний вид особого внимания не обращали. Сегодня ситуация скорее противоположная. Кирпич остаётся самодостаточным и надёжным материалом, но архитекторы, строители и продавцы делают ставку именно на эстетику кирпичной кладки. Гладкие и рифлёные поверхности, разные цвета, декоративные включения — технологии позволяют играть с обликом кирпича, превращая этот материал из строительного в «дизайн-строительный».
Современная история кирпичного строительства только набирает обороты, и с каждым годом всё больше людей отдают предпочтение этому материалу. Доверять чему-то проверенному гораздо проще, чем экспериментировать с новыми материалами. Конечно, будут появляться разные альтернативы, но кирпич — краеугольный камень всей индустрии. Вряд ли получится чем-то его заменить.
Несмотря на то что кирпич считается классическим материалом, назвать классическим его производство уже нельзя. Мы каждый день модернизируем процессы на заводах: увеличиваем число точек контроля, улучшаем очистку сырья, используем новые приёмы в обжиге и сушке материала. В этом смысле BRAER старается быть пионером индустрии.
Есть три направления, которым мы в BRAER уделяем особое внимание: качество строительного материала, его геометрия и эстетика. Качество — это набор физико-технологических характеристик, которые влияют на прочность, теплопроводность, влагоустойчивость и, как следствие, долговечность здания. От геометрии зависит, насколько дом будет «ровным». Это важно, поскольку облицовочный кирпич BRAER — часть конструктива внешних стен. За геометрией мы следим не менее пристально, чем за качеством. И, конечно, внешний вид: разнообразие цветов, поверхностей. Это лицо нашего бренда, которое позволяет сразу отличить кирпич BRAER от продукции других производителей.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».