сталинские высотки на котельнической набережной фото квартир
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хрущев называл дом неудачным
Главный корпус высотки начали возводить в 1938 году и строили два года. Завершить этот масштабный проект полностью помешала война. Только в 1947-м строительство возобновилось в рамках постановления о возведении в городе высотных зданий, подписанного Сталиным. Так что официальной датой заложения этого дома (как и других знаменитых сталинских высоток) все-таки считается 7 сентября 1947-го, день празднования 800-летия столицы.
Руководил проектом Дмитрий Чечулин, которому впоследствии дали квартиру здесь же. Кстати, когда к власти пришел Никита Хрущев, сталинки стали активно подвергаться критике за нерациональное использование народных средств, и излишнюю вычурность и украшательство этих зданий. Виновника таких «ошибок в строительстве» Хрущев называл прежде всего Чечулина.
Пришлось пожертвовать переулками
Грандиозная Г-образная высотка «подмяла» под себя располагавшиеся ранее на этом месте старинные переулки (Большой Подгорный, Малый Подгорный, Свешников и Курносов), а также визуально загородило вид на Швивую Горку со стороны набережной. Этот исторический окраинный район города был заселен еще с XV века, и поначалу жили здесь ремесленники огнеопасных специальностей. Местность позднее стали называть Вшивой горкой, а сама набережная получила свое название в честь стоявшей здесь небольшой слободы Котельников.
У Швивой горки вообще очень богатая история, и сама застройка района была не менее интересна, поэтому, конечно же, очень жаль, что этот район выпал из панорамы Москвы.
Гранита и мрамора не пожалели
Высотка на Котельнической – это трехкорпусное здание с 32 этажами в центральной части и 8-10 – в боковых. Спроектировано оно в виде звезды из трех лучей. Шпиль сталинки венчает герб, установленный на 176-метровой высоте.
Здание, выполненное в стиле сталинского ампира, с архитектурной точки зрения очень интересно. Оно, с одной стороны, было призвано показать Америке нашу строительную и архитектурную мощь, а с другой, напоминает о высоких башнеобразных храмах и теремах старой Москвы и отсылает нас к очарованию древнерусского деревянного зодчества. По крайней мере, такой была первоначальная идея.
Снаружи дом облицован гранитом (нижние этажи) и керамикой (верхняя часть), а внутри – мрамором, цветными металлами и дорогими породами дерева.
Стройка: факты и слухи
Смелый проект по возведению сталинских высоток с самого начала натолкнулся на отсутствие у строителей необходимых зданий и технических возможностей. Учиться им приходилось порой прямо в процессе работы, а решать технические проблемы – в режиме реального времени. Так, по причине слабых московских грунтов (песок, суглинок и т.д.), для возведения таких тяжелых монолитов потребовался сверхпрочный фундамент. Были специально созданы заводы в Люберцах и Кучине. Стали выпускаться особые башенные краны и особые кирпичи. Так что можно сказать, что строительство сталинок ускорило развитие строительной промышленности в СССР в целом.
При возведении здания на Котельнической, равно как и при строительстве высотки МГУ, активно использовали труд заключенных, для которых тут же устроили специальное лагерное отделение, обнесенное трехметровым забором с колючей проволокой.
Участие в строительстве зэков породило среди жителей самые невероятные слухи. Одни говорили, что заключенные оставили на стенах в подвалах свои метки и загадочные надписи, другие – что в стенах замуровали особо неугодных политических преступников или строптивых прорабов. Есть даже легенда о попытке двух строителей-зэков улететь на фанерных крыльях с верхних этажей высотки, которая, по одной версии, окончилась их гибелью, а по другой, увенчалась успехом.
В чем была элитарность
Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же, были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли. Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.
В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.
Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.
Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.
Этот дом был буквально напичкан известными людьми, и если перечислять их всех, получится невероятно длинный список. Разве что можно вспомнить забавную байку, как поэт Твардовский, забыв ключи от квартиры, попросился в туалет к Фаине Раневской, после чего она потом каждый раз напоминала ему при встрече: «Двери моего клозета всегда для вас открыты!»
Высотка в наши дни
В главном здании дома на Котельнической расположены три корпуса, и каждый из них имеет свою консьержку. Кроме того, в здании, конечно же, есть охранники, которые всех постоянных жителей знают чуть ли не поименно, а также в курсе всех новостей, происходящих в доме.
В центральном фойе здания до сих пор можно видеть сохранившуюся мозаику на потолке и мраморную облицовку. Что же касается квартир, то многие из них претерпели изменения, и это не только ремонт, но и перепланировка.
Среди жильцов здания теперь можно встретить кого угодно, а не только людей высокого статуса, поскольку довольно большая часть жилья здесь сдается внаем. Ну а цена в квартиры в этом доме исчисляется десятками миллионов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
Высотка на Котельнической набережной: крыша, интерьеры, квартиры
Мы долго готовили этот материал, стараясь собрать воедино все самые примечательные истории знаменитой высотки в Котельниках, долго пытались найти выходы, отдельно при разных счастливых стечениях обстоятельств умудрились попасть сначала в одну квартиру (там сохранилась комната), потом в другую (там сохранилась кухня), затем выдалась уникальная возможность подняться и на крышу высотку, до этого удалось поснимать ее с других высотных точек. И вот, наконец, представляем на ваш суд одну из самых полных публикаций про легендарную высотку.
Полюбоваться на высотку с разных ракурсов, прогуляться по ее коридорам, почитать о ее истории, взобраться на крышу и посмотреть виды —>
Высотка на Котельнической набережной – одна из восьми высоток, решение о строительстве которых было принято в 1947 году. Восьмой должна была быть высотка в Зарядье, но её не достроили, и самой близкой к кремлю оказалась именно та, что на Котельнической набережной. Центральный здания объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке (В корпусах Б и В) расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных. Вместе со «старым» корпусом А, который стоит вдоль реки, квартир в здании 700. Проектировал здание архитектор Д.Н. Чечулин. Уже потом, в 1960-е – 70-е годы он прославился как строитель «коробок», к примеру гостиницы «Россия», или стоящей прям напротив высотки Библиотеки иностранной литературы. В народе даже возникло выражение «отчечулить Москву».
Высотка занимает огромную территорию, для её строительства были стёрты с лица земли четыре переулка – Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные. Но строилось здание в два этапа. Девятиэтажный корпус А, расположенный вдоль Москвы-реки, построен еще в 1938-40 годах, заселён в 1944. Есть интересная особенность этого корпуса, в нём все квартиры соединяются друг с другом дверями, то есть можно пройти целый насквозь через квартиры. Жилье здесь давали сотрудникам НКВД, и делались эти двери, видимо, для того, чтобы можно было беспрепятственно зайти в любую квартиру. В наше время большинство из этих дверей уже заложено, но некоторые остались. Как двери они уже не используются, заставлены шкафами и прочей мебелью, но физически существуют.
Центральный высотный корпус Б и корпус В, стоящий вдоль Яузы, строились в 1947-52 годах. Стройку курировал Берия, и квартиры тоже давались в том числе ведомству Берии, то есть учёным, которые создавали атомные бомбы. При этом двум учёным дали квартиры несмотря на то, что они сидели в тот момент в тюрьме. Давали на будущее, когда они вышли бы из тюрьмы, то должны были заселиться в эти квартиры. Но, кроме учёных и представителей органов, в дом поселили и многих деятелей культуры — писателей, поэтов, актёров, режиссёров, музыкантов. Два подъезда в корпусе В заселялись уже после ареста Берии, и бронь для представителей его ведомства была снята, в подъезды были заселены москвичи попроще.
Холл центрального корпуса
Роспись потолка холла в главном здании
Барельеф над лифтами
Чтобы не запутаться, на какой точно этаж ехать
Лифты, конечно, уже новые, но перед ними сохранились таблички завода-изготовителя лифтов в 1951 г.
Лифтовый холл на этаже в центральном корпусе
Лифтовый холл в левом крыле центрального корпуса
В боковых корпусах, примыкающих к центральному и тянущихся вдоль Москвы-реки и вдоль Яузы, подъезды уже скромнее:
Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, Александр Ширвиндт, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Александр Твардовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, писатель Василий Аксенов, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, композитор Никита Богословский. И понятно, что раз столько знаменитых людей, значит есть множество интересных историй, с ними связанных.
К примеру, известный шутник композитор Никита Богословский придумал такую загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Люди терялись в догадках, а композитор отвечал: «Пырьев с Ладыниной!». На двоих у актрисы и режиссёра действительно было 9 государственных премий.
Когда Богословский встречал Раневскую, то кричал на весь двор: «Привет, старуха!», на что актриса сильно злилась, а поэт Александр Твардовский, наоборот, обращался к ней: «Приветствую вас, моя великая соседка», что ей, несомненно, нравилось гораздо больше. История знакомства Раневской и Твардовского тоже интересна, говорят, Твардовский однажды забыл ключи, а семья была на даче, а поэту прозаически захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке, после чего они проговорили несколько часов подряд, и Раневская при прощании сказала: «Приходите ещё, двери моего клозета всегда открыты для вас!».
Кстати, та же Фаина Раневская, говорят, не случайно оказалась в этом доме. Якобы её хотели завербовать сотрудники КГБ, чтобы докладывала о своих соседях и коллегах, но она ответила им: «Не могу! Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». И актрисе дали квартиру в высотке, на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. О своём месте жительства она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами». А чтобы сотрудники КГБ от неё отстали, пришлось целую неделю использовать свои актёрские способности и «говорить во сне». Разговаривала она громко, окна были открыты, и соседи уже начали жаловаться управдому, что спать невозможно. Пришлось чекистам оставить Раневскую в покое.
Ещё одна история – ограбление дрессировщицы Ирины Бугримовой 30 декабря 1981 года. Говорят, что грабители представились консьержке сотрудниками Госцирка, и сказали, что им велено было оставить ёлку и подарки у двери дрессировщицы. Племянница дрессировщицы пишет: «Под Новый год к Бугримовой пришли два мальчика, сказали консьержке, что хотят поздравить Ирину Николаевну с праздником. В руках — тортик, елка… Не заподозришь воров. Они взломали дверь и вынесли все, что могли: японскую технику, столовое золото, кожаное пальто… Даже залезли в холодильник, съели запеченного индюка и вино выпили. Это громкое дело взяло под контроль большое начальство с Петровки, 38. Поэтому мальчишек быстро нашли. Во время очной ставки с Бугримовой они попросили прощения: «Простите нас и дядю Колю». Дядя Коля был шофером Бугримовой. Жена знаменитого дрессировщика Бориса Эдера, который тоже жил с Бугримовой в одном доме, после смерти мужа завела себе друга. Простого мужичка, водителя междугородных рейсов — того самого дядю Колю. Потом он вместе с Тамарой Эдер поселился у тети на даче во флигеле. И так нагло себя вел, что в поселке Старых Большевиков начали возмущаться. Дяде Коле пришлось съехать, но зло затаил. После той истории и произошла кража.»
В народе, конечно, ходили слухи, что заказчиком ограбления была дочь генсека, Галина Брежнева, но, как видите, дело обстояло иначе.
Кстати, и сам архитектор этого здания, Дмитрий Чечулин, тоже жил здесь. После его смерти в 1981 году остался его гараж. На этот гараж претендовал Евтушенко, но отдали его Ширвиндту. Дело в том, что Евтушенко совершенно невовремя опубликовал в газете своё стихотворение «Тараканы в высотном доме».
«Тараканы в высотном доме —
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике —
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода —
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий
рыжий черт …»
И после такого стихотворения домоуправление обиделось на поэта и не дало гараж, а достался он актёру Ширвиндту, несмотря на уверения Евтушенко, что, мол, тараканы у него выписаны в фигуральном смысле. Тараканов же действительно было очень много. И не случайно, ведь дом построен на месте мучных складов, которые много веков тут стояли. Земля вся пропиталась мукой, к ХХ веку окаменела, являясь пищей и жилищем для множества тараканов. И вот построили высотку – лакомый кусочек для них, и они не могли туда не переселиться. Травили тараканов долго, и ядом, и мусоропроводы заваривали. Старожилы говорят, что в 1980-х годах произошёл массовый побег тараканов – миллионы их ползли по стене дома, потом по земле, и прям на проезжую часть набережной. Куда потом делись, неизвестно.
В комплекс здания входили и магазины, и парикмахерская, и почтовое отделение, и конечно же, кинотеатр. Сначала он назывался «Знамя». А в 1966 году его перепрофилировали под показ фильмов Госфильмфонда, крупнейшего в стране архива кинолент, и переименовали в «Иллюзион». Причем название выбирали из нескольких вариантов: «Волшебный фонарь», «В мире кинолент», «Фототека», но выбрали самое удачное. Все фильмы были лицензионными, многие иностранные, доставшиеся после войны, и в прокат их было пускать нельзя, лицензию никому платить не хотелось. И всё это проходило, как закрытый показ, но для всех желающих. Крутили фильмы даже на английском языке, которые приходили смотреть англичане и американцы. Кинотеатр действует и сейчас, в 2004 году обновили оборудование, и основной упор в репертуаре сделан на классику мирового кино.
Располагавшийся на месте высотки и прилегающей территории Свешников переулок.
Место, где будет построена высотка. 1933-34 годы.
Строительство первого корпуса А, вдоль Москвы реки. 1938-40 годы.
Корпус А построен. 1940 год. До начала строительство основной части высотки остаётся еще 8 лет.
Строительство центральной части высотки. 1949 год.
1949 год, чуть позже.
Строительство высотки, вид с обратной стороны. 1949 год. Видны еще недоломанные дома Курносова и Малого Подгорного переулков. Возможно использовались в качестве жилья для строителей-заключённых.
Вид из-за реки, 1950 год.
1951 год.
Монтаж звезды, 1951 или 1952 год.
Кинотеатр «Иллюзион» в год открытия, 1966. До этого он назывался «Знамя».
Фойе кинотеатра «Иллюзион», 1970-е годы.
Кинотеатр «Иллюзион», 1984 год.
Вид со здания высотки, 1970-е годы.
И этот же вид сейчас:
Обширный двор высотки со Швивой горкой, ныне совершенно скрытой за громадиной здания
Вид на Ивановскую горку и Хитровскую площадь
Виден Иоанно-Предтеченский монастырь и Лютеранская кирха Свв. Петра и Павла (см. нашу отдельную публикацию и репортаж со службы)
Что самое обидное, все эти виды открываются не с опасной крыши, а с хорошей смотровой площадки на доме, которую бы было неплохо открыть для общего посещения, но никак:
Звезды на башнях трехмерные
Здесь некогда стояла гостиница «Россия», а пока, возможно, самый большой и самый дорогой в мире пустырь в центре города.
Обещают, что здесь будет парк, но пока еще ничего не сдвинулось с мертвой точки
В центральной высотке под шпилем есть и еще одна закрытая даже для жителей смотровая площадка
Но спустимся снова в центральный холл, где сидит специально выведенный и особо суровый тип консьержки, строго отсеивающий часто даже гостей, не говоря уже о любопытных туристах
Пройдем в левое крыло центрального корпуса
Здесь для жителей дома были созданы все условия и даже детей в кружок и сегодня можно водить в домашних тапочках
Для разнообразия поднимемся по лестнице с элементами былого величия…
… и сегодняшнего не очень хорошего состояния
Судя по всему, пол из плитки более поздний и такая площадка скорее исключение, потому что большая часть площадок в высотке паркетные, как на соседнем этаже:
Большинство дверей, что приятно, старые, из массивного дерева с прорезью для писем и газет. По уверениям, местных жителей местный почтальон до сих пор все также разносит почту в каждую квартиру.
Заглянем в одну из сохранившихся квартир
Паркет сохранился еще с самого начала, деревянные двери тоже ни разу не менялись.
И мебель сохранилась изначальная. Прежние жильцы-старожилы много работали по теме востока, отсюда соответствующие вещи на полках и литература
Люди жили образованные, и за книжным «фасадом» вторым во втором ряду книг можно найти, например, стихи Высоцкого в «самиздате»
И даже окна работают по-прежнему: для проветривания предусмотрен рычаг, открывающий фрамугу под высоким потолком
Во многих частях квартиры сохраняются старые розетки, что в наше время не всегда удобно
Сталинские светильники при входе
Рядом с санузлом имеется небольшая дверь — второй выход из квартиры на черную лестницу, как в лучших дореволюционных доходных домах
Черная лестница между квартир.
Переместимся в другую квартиру, где по счастливому стечению обстоятельств ситуация совершенно противоположная: комнаты, наоборот, утратили свой колорит, а вот кухня сохранилась с прежних времен
Но для начала взглянем по пути на межкомнатные двери
Изначально все кухни в доме, в том числе и в очень привилегированных квартирах были облицованы кафелем, что типично для послевоенных кухонь, сравните с кухней в московском доме Сергея Павловича Королева.
Здесь также есть выход на черную лестницу
Рядом с раковиной сохранился мусоропровод, которым уже не пользуются, а в новых квартирах по возможности заделывают, на стенках за годы скопилось много мусора, вонь от которого проходит в квартиру.
А тем временем на город спустилась ночь:
В доме зажглись окна
Как видите, в доме колоссальное количество пустых пространств, за счет которых в 1990-х новые жильцы стали ввысь и вширь увеличивать свои квартиры.
Зажглась подсветка и под шпилем высотки
С прекрасным видом на город
На площадке под шпилем установлены статуи комсомольца и комсомолки
Комсомолец и комсомолка с напряженными выражениями лиц держат табличку с серпом и молотом.
При этом у комсомолки напряжено не только лицо, но и другие части тела, которые при ближайшем рассмотрении буквально прорывают платье.
Спасибо за фото ivanscar
На этой поразительной и фривольной детали советской архитектуры мы и завершаем публикацию, спускаемся вниз и выходим через шикарный подъезд:
Спасибо за внимание!
Отдельно благодарим создателей одного из самых московских инстаграмов mos_photo за помощь в организации съемок. Подписывайтесь, они одни из немногих, кто показывает Москву красиво и без политики.