площадь в квартире на одного человека 2020
Норма жилой площади на человека: какие они бывают и как их рассчитать
Для большинства россиян квартирный вопрос стоит достаточно остро. Далеко не все семьи могут решить его самостоятельно. И когда речь заходит об обращении в государственные органы за поддержкой, возникает понятие нормы площади жилья на человека. Поговорим о том, что это, и когда оно применяется.
Виды норм
Норма площади жилья в общем понимании — это минимальное количество квадратных метров на 1 человека, которое определено по закону. Основным документом, на который опираются при расчетах, стал Жилищный кодекс. В зависимости от того, для какой цели определяется параметр, может изменяться то, сколько квадратных метров положено на человека. Выделяют следующие виды нормативов:
Норма площади жилого помещения на одного человека может изменяться в зависимости от принятых законов и решений местных властей. Текущий показатель всегда можно уточнить в ваших муниципальных органах власти.
Расчет нормы на субсидию
Если вы хотите получить субсидию на жилье, необходимо рассчитать, сколько квадратных метров положено на человека в вашей семье. С помощью субсидии можно обзавестись комнатой, квартирой (в том числе в новостройке), домом, а также снизить текущие коммунальные платежи. На норму площади на 1 человека в квартире влияет несколько параметров:
Для расчета конкретного показателя используются базовые нормативы, указанные в законе:
Понять, можете ли вы получить субсидию, несложно: необходимо поделить площадь доступного вам жилья на количество человек, проживающих в нем, и сравнить, вписываетесь ли вы в указанные показатели. Если нет, то можно подать пакет документов в администрацию города и встать на учет для улучшения условий жизни.
В некоторых случаях предусматриваются иные нормы общей площади на человека. Например, если речь идет о ребенке-сироте, у которого нет обоих родителей, то для проживания в семье опекунов его необходимо обеспечить как минимум восемнадцатью квадратными метрами жилья. А переселенцы из домов под снос получают квартиру, жилая площадь которой равняется площади старой квартиры/комнаты или не превышает ее. При желании человек может подать заявку на улучшение условий проживания или получить субсидию на покупку квартиры, но это отдельная процедура.
Если вы планируете подать документы на субсидию на улучшение условий проживания в Санкт-Петербурге, то текущая норма жилой площади на человека в СПб составляет 9 кв. метров для жильцов отдельных квартир и 15 кв. метров для обладателей собственности в коммуналке. Норма предоставления же составляет 33 кв. м на одного, и 18 кв. м на члена семьи, в которой более двух человек. Если же проживающий получил комнату в общежитии, то норматив составляет 6 кв. м на человека.
Перечисленные нормы действуют в 2020 году, но, возможно, в будущем изменятся. Прежде чем рассчитывать на субсидии или жилье из муниципального фонда, уточните, не было ли внесено изменений в правила расчета нормативов.
Сколько квадратных метров по закону положено на человека в 2020 году
Положенный норматив жилой площади в 2020 году
Норма жилья на человека рассчитывается в следующих случаях:
Так сколько квадратных метров положено на человека в нашей стране?
Жилищный кодекс четко устанавливает, сколько квадратных метров на человека необходимо. Норма квадратных метров на человека составляет 12. Каждый регион может этот показатель увеличивать или уменьшать, при этом должны учитываться социальные и санитарные нормы. Санитарная норма является величиной постоянной и равняется шести квадратным метрам.
Рассчитывается социальная норма с учетом того, какое количество прописанных лиц проживает на одной жилой площади:
При расчете норматива площади жилья жилищное законодательство определяет некоторые нюансы:
Что такое учетная норма жилья
Согласно жилищному законодательству, норма учета жилья определяет, сколько метров жилой площади должно приходиться на одного человека, если он встал на очередь. Этот показатель устанавливается на региональном уровне и может иметь различие в разных субъектах РФ. Норма учета жилья используется уполномоченными органами при их решении предоставить социальное жилье.
Такое жилое помещение предоставляется лицам, остро нуждающимся в улучшении условий проживания, но только если докажут это. Для этого количество метров квадратных квартиры, в которой проживает нуждающийся, должно быть меньше установленной нормы. Социальная норма жилого помещения учитывается, когда дом в скором времени будет снесен, и гражданину предоставят новую квартиру.
Согласно закону, в каждом регионе социальная норма устанавливается с учетом условий жизни в нем, санитарных норм и технических стандартов, величины жилищного фонда, находящегося в распоряжении местных властей.
Норматив жилой площади при переселении в 2020 году
Люди, которые проживают в невыносимых жизненных условиях, нуждаются в переселении. Если это жилое помещение они арендовали по договору социального найма, то местные власти могут вместо квартиры предоставить место в общежитии, при этом на человека должно приходиться 6 кв. м.
Тем, у кого квартиры не приватизированы, стоит подумать о том, сколько метров можно по закону получить. Тем людям, которые проживают в аварийном жилье и им необходимо переселение, и тем, кто стоит в очереди на улучшение своих жизненных условий, необходимо подумать, нужно ли им в этой ситуации заниматься приватизацией своих старых квартир или необходимо дождаться получения новой квартиры. Если жилую площадь приватизировать, то собственники могут выиграть от этого и проиграть, зависит это от ситуации в семье и квадратных метров.
В выигрышной ситуации будет та семья, у которых жилая площадь квартиры гораздо больше, чем положено по норме. Закон предусматривает в случае приватизации такого жилья, если оно признано ветхим или аварийным, предоставление другой равноценной жилой площади. Это значит, что семья может получить новую квартиру такой же площади. Если квартира не приватизирована, то из ветхого жилья семью переселят в новое жилище с площадью, установленные нормы для которого действуют в каждом конкретном регионе.
Норматив жилой площади для общежитий и членов семьи военнослужащих
Очень актуален для нашей страны вопрос, сколько метров положено человеку, проживающего в общежитии. В соответствии с жилищным законодательством, один человек в общежитии обеспечивается шестью квадратными метрами.
Военнослужащих жильем обеспечивает Министерство обороны. По закону один человек обеспечивается 18 кв. м. жилой площади. Для военнослужащих этот норматив увеличивается, но не больше, чем на 9 квадратных метров.
Всей этой информации все равно недостаточно, чтобы до конца выяснить положенную норму жилья на одного человека. Для этого нужно внимательно изучить местное законодательство.
Кто имеет право на улучшение жилищных условий
Кому положена господдержка?
В соответствии с Жилищным кодексом, очередниками на улучшение жилищных условий являются:
граждане, не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или не являющиеся собственниками жилого помещения;
наниматели (или собственники) жилья, площадь которого на одного члена семьи меньше общепринятой нормы;
NB: В Москве норма составляет 10 м кв. для собственных квартир и 15 м кв. – для коммунальных. В других регионах норма может устанавливаться в другом размере.
те, чье жилое помещение не соответствует установленным требованиям, поэтому проживание в нем становится невозможным;
те, кто находится в ситуации, когда в одном жилом помещении проживают несколько семей, при этом в одной из них есть страдающий хроническим заболеванием, и совместное проживание с ним становится невозможным (список заболеваний — тут).
Без очереди жилье по договору соцнайма предоставляется:
лицам, чье жилье непригодно для проживания;
гражданам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями;
сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
Что нужно сделать, чтобы получить помощь?
В первую очередь встать на учет.
Для этого надо написать заявление в орган местного самоуправления, туда же отнести документы, подтверждающие право на улучшение жилищных условий:
паспорт встающего на учет по поводу улучшения жилищных условий;
выписка из домовой книги; план квартиры, выданный БТИ;
данные финансового лицевого счета;
справки из медицинских учреждений в случае необходимости;
справка о наличии или отсутствии собственности на жилое помещение.
После этого специально создается жилищная комиссия, которая проводит проверку жилья и составляется акт обследования жилищно-бытовых условий. Окончательное решение о постановке на учет или отказе в постановке на учет выносится постановлением соответствующего органа. Решение можно обжаловать в суде.
Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда г. Москвы
ГАРАНТ:
Решение Московского городского суда от 12 октября 2010 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2011 г. N 5-Г10-250, статья 20 настоящего Закона признана не противоречащей действующему законодательству
Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 1 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Определение размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, производится с учетом уровня обеспеченности граждан, состоящих на жилищном учете, площадью жилых помещений, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Закона.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 часть 2 статьи 20 настоящего Закона изложена в новой редакции
2. При обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями с учетом размера площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, суммарная площадь всех жилых помещений может превышать размер, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 4 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 5 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55 в часть 6 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:
7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.
8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 14 декабря 2016 г. N 47 в часть 9 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.
10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ: квартира площадью 40 кв. м не является роскошным жильем для одного человека
alexmillos / Depositphotos.com |
Еще в 2012 году Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что федеральному законодателю необходимо внести изменения в нормы Гражданского процессуального кодекса об имущественном (исполнительском) иммунитете в отношении жилых помещений. Речь идет об установленном абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ запрете обращать взыскание по исполнительным документам на жилое помещение или его части в случае, когда оно является для гражданина-должника и членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания помещением.
КС РФ подчеркнул, что цель такого иммунитета заключается не в том, чтобы в любом случае сохранить за должником принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, а в том, чтобы гарантировать этому лицу и членам его семьи уровень обеспеченности жильем, необходимый для нормального существования. Отсутствие же законодательно установленных ориентиров для определения уровня обеспеченности жильем как разумно достаточного может приводить к несоразмерному ограничению прав кредиторов в отношениях с должниками, а значит, нарушать баланс конституционно защищаемых интересов – недифференцированный подход к применению имущественного иммунитета в отношении единственного жилья должника не позволяет обратить на него взыскание, даже если его размеры значительно превышают средние показатели, а стоимость является достаточной для удовлетворения имущественных притязаний взыскателя без ущерба для существа конституционного права на жилище гражданина-должника и членов его семьи. В связи с этим КС РФ и считает необходимым установление пределов действия имущественного иммунитета, что позволит, с одной стороны, обеспечить возможность удовлетворения имущественных интересов кредитора в случае, когда жилое помещение, являющееся для должника и живущих с ним членов семьи единственным пригодным для проживания, по своим характеристикам явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности указанных лиц в жилище, а с другой – гарантировать должнику и членам его семьи сохранение жилищных условий, необходимых для нормального существования (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № 11-П).
Однако пока изменения, ограничивающие безусловный имущественный иммунитет, в ст. 446 ГПК РФ не внесены, и на практике довольно часто возникают споры между кредиторами и должниками в отношении единственных жилых помещений последних, которые доходят до Верховного Суда Российской Федерации. В недавно вынесенном решении по одному из таких споров Суд в очередной раз напомнил о невозможности применения по действующему законодательству дифференцированного подхода к запрету на обращение взыскания на единственное жилье должника (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 29 октября 2020 г. № 309-ЭС20-10004). Интересно, что, помимо этого, ВС РФ дал оценку размерам спорного жилого помещения, поэтому следует разобрать данное дело подробно.
Фабула дела
Гражданин С. (далее – должник, истец) в рамках ведущегося в отношении него производства по делу о банкротстве обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений собрания его кредиторов, предусматривающих:
То есть предполагалось на основании этих решений предоставить должнику небольшую однокомнатную квартиру в городе его проживания, а принадлежащее ему жилое помещение большего размера – 40,3 кв. м – продать и компенсировать из вырученных средств стоимость однушки предоставившему ее конкурсному кредитору, а остаток направить на удовлетворение требований кредиторов. Должник посчитал принятые решения, во-первых, выходящими за пределы компетенции собрания кредиторов, во-вторых, нарушающими его имущественные права, в связи с чем и подал иск.
Разные позиции судов
Суд первой инстанции, хотя и указал, что законодательство о банкротстве, закрепляя перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции собрания кредиторов (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), не запрещает последнему принимать иные необходимые для ведения процедуры банкротства и защиты прав кредиторов решения, встал на сторону истца. Подчеркнув, что площадь квартиры должника не превышает разумный размер обеспеченности граждан жильем, в деле отсутствуют документально подтвержденные сведения о величине рыночной стоимости и повышенном потребительском спросе на данное помещение, в связи с чем довод конкурсного кредитора о возможности погашения требований (даже в части) кредиторов за счет средств от его реализации представляется необоснованным, суд признал решения собрания кредиторов нарушающими имущественные права должника и потому недействительными (Определение Арбитражного суда Удмуртской республики от 26 ноября 2019 г. по делу № А71-16753/2017).
Конкурсный кредитор – тот, который намеревался предоставить должнику однокомнатную квартиру, – в жалобе на данный судебный акт указал, что, поскольку продажа жилого помещения должника является единственным способом достижения целей процедуры реализации имущества в рамках банкротства, должник не состоит в зарегистрированном браке, не имеет на иждивении детей и иных лиц и является единственным зарегистрированным лицом в помещении, площадь которого в три раза превышает установленную для города норму предоставления площади жилого помещения на одного человека по договору социального найма (40,3 против 13,3 кв. м), принятые собранием кредиторов решения направлены на обеспечение баланса между интересами кредиторов и правами должника без ущемления последних.
Апелляционный суд, основываясь на содержании уже упоминавшегося Постановления КС РФ от 14 мая 2012 г. № 11-П, посчитал, что предоставление кредиторами должнику взамен его единственного жилья иного жилого помещения, удовлетворяющего разумные потребности в жилище его самого и членов его семьи, в том же населенном пункте в рамках процедуры реализации имущества должника как раз и можно расценивать как сохранение для него жилищных условий, необходимых для нормального существования. А учитывая, что такая замена обеспечит поступление в конкурсную массу от 770 тыс. руб. до 1,43 млн руб. (здесь и далее cуммы округлены) – рыночная стоимость квартиры должника согласно отчетам об оценке, представленным должником и конкурсным кредитором, составляет 1,6 млн и 2,3 млн руб. соответственно, – это действительно позволит установить надлежащий баланс законных интересов кредиторов и должника, указал суд и отменил определение суда первой инстанции (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2020 г. № 17АП-16461/18). Данное решение устояло в кассации: суд округа отметил, что в сложившихся условиях, когда должник не предпринимал никаких мер для погашения долгов, не раскрывал, являясь нигде не работающим официально, источники получения средств для обеспечения своих жизненных потребностей, а также место своего фактического проживания (в деле имеются сведения о том, что спорная квартира не использовалась должником в качестве жилой), не опроверг эти обстоятельства, которые и явились причиной принятия кредиторами оспариваемых решений, и не указал иных источников формирования конкурсной массы, замена квартиры и последующая продажа помещения с большей площадью позволила бы по крайней мере частично удовлетворить требования кредиторов, и тоже не усмотрел в этом ущемления прав должника (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2020 г. № Ф09-1499/20).
Позиция ВС РФ
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также обратила внимание на то, что закон о банкротстве не запрещает собранию кредиторов решать вопросы, прямо не относящиеся к его компетенции, но подчеркнула при этом недопустимость принятия им решений, противоречащих требованиям законодательства и приводящих к нарушению прав должника. Кроме того, судьи напомнили, что КС РФ не признал абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ неконституционным во избежание возникновения практики произвольного определения правоприменителем критериев того, какой размер жилого помещения может считаться достаточным для обеспечения разумной потребности человека в жилище и, соответственно, на какое жилое помещение, являющееся для должника единственным, может быть обращено взыскание по исполнительным документам, чего в отношениях, характеризующихся высокой степенью социальной уязвимости, допустить нельзя, тем более что существующие в жилищной сфере нормативы, по мнению Суда, для таких расчетов использоваться не могут, так как имеют иное целевое назначение. Таким образом, КС РФ исключил возможность решения правоприменителем вопроса о предоставлении замещающего жилья до внесения в законодательство изменений, устанавливающих пределы применения имущественного иммунитета в случаях, когда характеристики жилого помещения должника явно превышают уровень, достаточный для удовлетворения его разумной потребности в жилище, указала коллегия ВС РФ.
Принятое кредиторами должника решение о предоставлении ему жилого помещения меньшей площади и стоимости взамен его квартиры с этой позицией КС РФ не согласуется, так как кредиторы фактически произвольно определили достаточный уровень обеспеченности должника жильем, подчеркнули судьи ВС РФ. При этом сами они, по сути, тоже дали оценку спорному помещению, отметив, что «имеющуюся у должника квартиру площадью 40 кв. м нельзя признать для него роскошным жильем, превышающим разумную потребность в жилище».
Неутешительным для кредиторов является и результат анализа ВС РФ их доводов о фактическом проживании должника по иному адресу и о предпринятых им действиях по переводу спорной квартиры в нежилой фонд для использования помещения в коммерческих целях. По мнению судей коллегии, наличие у гражданина возможности проживать по иному адресу не влияет по смыслу абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ на применение к находящемуся в его собственности единственному жилью исполнительского иммунитета, а принимаемые для смены назначения помещения меры не свидетельствуют о наличии у лица прав на иное жилье.
На основании изложенного ВС РФ пришел к выводу о том, что оспариваемые решения собрания кредиторов противоречат действующему законодательству и нарушают права должника, и о правомерности решения суда первой инстанции о признании их недействительными, и на этом основании оставил этот судебный акт в силе, отменив решения судов апелляционной и кассационной инстанций.