план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

Конспект урока по предмету «Литература» «Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Разделы: Литература

Цели урока:

Методические приемы:рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование:портрет и фотографии В.В. Маяковского, аудиозапись выступлений В.В.Маяковского.

Структура урока

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение темы, цели, задач урока.

2. Изучение нового материала

2.1. Вступительное слово учителя о В.В. Маяковском

Небольшое селение Багдади вблизи г. Кутаиси в Грузии прославилось тем, что его переименовали в Маяковский. В нем 7(19) июля 1893 г. родился один из интереснейших поэтов современности.

В 1902 г. В.В. Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, но на школьной скамье ему не сидится: слишком привлекательно революционное движение. Будущий поэт вступает в РСДРП, получает партийную кличку «товарищ Константин» и ведет агитацию среди рабочих.

В 1908 г. Семья перебирается в Москву. За участие в подготовке побега политзаключенных В.В. Маяковский попадает в Бутырскую тюрьму, где проводит без малого год. Там впервые он начинает писать стихи. Эти стихи были отобраны тюремщиками и затерялись в архивах, однако сам поэт считал именно это время началом своей творческой карьеры.

Очень важным для В.В. Маяковский стало знакомство с Д. Бурлюком, А.Крученых, В. Хлебниковым. В них он нашел друзей и единомышленников: они тоже были убеждены, что новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат.futurum – будущее).

Октябрьскую революцию поэт воспринял восторженно. Он с увлеченностью воспевал революцию и ее достижения, писал лозунги, рисовал плакаты. Он считал, что все должны отдать свое мастерство, все свои силы на благо революции.

Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой – борьба за утверждение нового общества. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему – вот задача искусства, по мысли В.В.Маяковский.

Однако он не был «придворным поэтом», он слишком ясно видел и общественные недостатки. В его произведениях конца 20-х гг. все чаще стали возникать трагические мотивы. Его стали называть лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем».

В.В.Маяковский – одна из оригинальнейших, ярких творческих фигур ХХ века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию ХХ века.

С поэзией В.В. Маяковский вам еще предстоит знакомится подробно. А пока прочитаем стихотворение с длинным и интригующим названием «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920 г.

2.2. Выразительное чтение стихотворения

— Давайте обратимся к названию стихотворения. О чем, по вашему мнению, может идти речь исходя только из названия?

Выразительное чтение стихотворения вслух.

— Если в предреволюционных стихах В.В.Маяковского были явны трагические ноты, то после победы Октябрьской революции начинает звучать боевое, мажорное начало. С особой силой оно выражено в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», которое мы сейчас прочли. В.В.Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.

2.3. Работа с текстом. Восприятие и истолкование

— Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

— Попробуйте сформулировать основную мысль стихотворения?

— Выясним, что такое «призвание»? Для этого обратимся к Толковому словарю.

«Призвание:

— В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание?

— Какую картину рисует автор в первой части стихотворения, какие приемы помогают ему в этом?

— Как в первой части представлено «солнце» и его работа?

— Какое чувство возникает у человека во время сильной жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

— Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

— Как меняются взаимоотношения героев?

— В чем сходство назначения Поэзии и Солнца, по В.В.Маяковскому?

— Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?

— Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В.Маяковского?

3. Работа с лексикой

— Особенностью поэтического языка Маяковского является использование большого числа неологизмов — слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности. Найдите неологизмы, которые В.В.Маяковский создает в этом стихотворении. Попытайтесь определить их смысл.

— Как поэт обыгрывает омонимы? Приведите примеры.

— Приведите примеры разговорной лексики.

— Обратите внимание на рифму.

— В.В.Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Найдите такие примеры.

4. Прослушивание аудиозаписи выступления В.В. Маяковского

— В каких строках стихотворения, по вашему мнению, заключена идея произведения?

— Ответим на тот же вопрос после прослушивания аудиозаписи в исполнении самого поэта.

5. Подведение итогов

— Какова тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?

— Какие художественные приемы использует В.В.Маяковский?

— В чем назначение поэта по В.В.Маяковскому?

— В чем состоит новаторство поэтической системы В.В.Маяковского?

6. Сообщение домашнего задания

Дополните текст цитатами из стихотворения В.В.Маяковского.

В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: … И несколько раз повторяющиеся обороты … говорят о необыкновенной жаре этого лета.

Почему В.В. Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении Солнце …, где слово «залить» имеет значение (какое?) ….

Особенностью стихотворения В.В. Маяковского является стилистическое многообразие …. Так, в обращении к Солнцу в порыве возмущения Поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: …. А вот разговаривая с Солнцем за чаем, Поэт избирает слова высокого, книжного стиля: ….

Использование В.В. Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) …. Приглашение Солнца в гости основано на игре значений слова … Солнце «заходит», т.е. …, а зайти в гости – это …. В объяснении Солнцем своего посещения Поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова ….

Так в сочетании смешного и …, низкого и … достигается единство взглядов Поэта и Солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула …, чтобы во всем мире ….

Источник

Технологическая карта урока по произведению В.Маяковского » Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Тема: В. Маяковский. «Необычайное приключение., бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Развивающие: корригировать память, внимание, расширять словарный запас, развитие образного восприятия, устной речи, умения слушать, обобщать.

Воспитательные. Эстетического чувства, гражданственности.

Место в разделе. Из произведений литературы 20 века.

Наглядность : карточки, ИКТ.

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
…. . (зашуршат)

А как называется строки, в которых слова звучат созвучно?

Определение темы урока.

А о каком авторе 20 века пойдет речь?

Подбирают слово в рифму.

Определяют род литературы.

3. понять содержание

4.определить тему и основную мысль

5. особенности стихотворения.

Просит заранее подготовленных учеников прочитать некоторые факты биографии.

1 ученик. Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. Бабушка поэта происходила из рода известного писателя Г. П. Данилевского, чья родословная связана с именами Гоголя и Пушкина. Детство поэта прошло на Кавказе и было счастливым.

На Маяковского повлияли идеи революции. Он решил посвятить себя борьбе с существующим строем, вступил в ряды революционеров, занимался политической деятельностью. За подготовку побега политзаключенных попал на год в Бутырскую тюрьму, там он начал писать стихи.

Маяковский отрицал существующую культуру, стремился в живописи и стихах к новой поэзии, стремился к будущему. В его стихах отражались проблемы современной жизни.

Работают в тетрадях.

На экране портрет поэта, места, где он родился.

Картины из революционной эпохи.

П. извлечение необходимой информации из текста

К. осознаннон построение высказывания.

3. первичное усвоение новых знаний

Работа с новыми словами.

просит познакомиться со значением слов

на экране: лозунг. сконфужен, призвание. дармоед. фантастика.

Предварительное задание перед прослушиванием.

Чтение учителем или прослушивание аудиозаписи.

Работают с учебником

знакомятся со значением данных слов, значение дармоед и фантастика определяют сами.

отвечают на вопросы

Прием словесного рисования.

К. учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

П. постановка и решение проблемы.

К. осознанное и призвольное построение речевого высказывания.

первичная проверка понимания.

Просит описать картины или образы

1. Где происходит действие?

3.Как назвал Маяковский солнце?

4.Куда пригласил поэт солнце?

5. Что значит «ретироваться»?

6.На что жалуется поэт?

7.На что жалуется солнце?

8.К какому выводу пришли поэт и солнце? Как вы его понимаете?

Делятся впечатлением, строят устное высказывание.

Отвечают на вопросы.

К. осознанное и прозвольное построение речевого высказывания.

К. учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

6. первичное закрепление.

Просит прочитать стихотворение. Понаблюдать, какие ошибки при чтении были допущены.

Комментируют и корректируют ошибки.

К. учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

7. Практическая деятельность.

1. Игра «Верю — не верю»

1.Действие происходит в Москве.

2. поэта злил закати восход солнца.

3.поэт крикнул солнцу и назвал его «молодец».

4.Поэт пригласил солнце на чай.

5.поэт жаловался солнцу на скуку.

6 Солнце жаловалось поэту на Луну

Во время игры «Верю — не верю» слабым учащимся предлагается карточка с заданием.

1. Где произошло это приключение?

3. Назови героев стихотворения.

4 Чем угощал поэт солнце? (с. 174).

Просит определить жанр. Предлагает открыть с. 177 вопр. 6.

Просит прочитать заголовок. Обращает внимание на слово «фантастическое».

просит определить тему.

Подводит к определению главной мысли..

Что делает солнце? Для кого важен его свет?

Что делает поэт? Можно ли его труд назвать легким? Вспомните ранее изученных поэтов, их судьбу.

Возвращение к проблемному вопросу.

употреблял ли поэт слова, которые не существовали в русском языке?

Работа с карточкой в парах.

(найти в тексте и вписать созданные автором новые слова)

1. пригорок Пушкино …. (горбил)

3.солнце шагает, раскинув (луч — шаги).

Проверка по цепочке.

Просит объяснить, какие ассоциации вызывают данные слова.

Найти отрывок в тексте.

Вставь пропущенное слово.

Я крикнул солнцу:
“ Погоди!
Послушай, ….
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!”

Отвечают на вопросы, работают в тетради.

Самопроверка по эталону.

Работа с карточкой.

Самопроверка по эталону.

Формулируют тему (фантастическая встреча поэта и солнца)

Записывают в карточку.

Слабый ученик работает с текстом, находит слово

П. Л. Дифференцированные задания.

Просит сделать вывод — в чем видел поэт свое призвание?

В чем одна из особенностей этого стихотворения?

Возвращение к поставленным задачам в начале урока.

Делают выводы по теме.

В служении людям.искусству будущего.

Употребление новых слов (неологизмов).

К. построение речевого высказывания

Стр.172 176 читать выразительно.

в) стихотворение осталось непонятным.

Лучше всего получилось :

а) чтение стихотворения.

б) игра «Верю- не верю»

Моя оценка за урок.

Записывают в дневник

П. рефлексия способов и условий действий

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок по развитию речи по рассказу Юрия Коваля «Капитан Клюквин»

Проблема чтения и понимания у детей РАС

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по теме «Бытовая техника»

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»

Классный час «Угадай профессию»

Внеклассное занятие по русскому языку «Учимся играя»

Логопедические задания на лето для учащихся 2х классов

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5134432 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть картинку план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Картинка про план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

РАО проверит школьный учебник со ссылкой на недопустимый контент

Время чтения: 2 минуты

план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть картинку план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Картинка про план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть картинку план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Картинка про план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

Студентов МГУ обязали проходить курс по искусственному интеллекту

Время чтения: 1 минута

план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть картинку план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Картинка про план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

Школы организуют экскурсии и спортивные игры в день выборов

Время чтения: 1 минута

план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть картинку план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Картинка про план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Смотреть картинку план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Картинка про план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче. Фото план по необычное приключение бывшее с владимиром маяковским летом на даче

ВПР начались в колледжах с 15 сентября

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему «В.В.Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Урок 48
в. в. маяковский.
стихотворение «необычайное приключение…»

Цели : познакомить с особенностями творчества поэта, с темами его произведений; подчеркнуть понимание им своего назначения, его человеколюбие; выявить смысл названия произведения, мотивации поступков героев; пронаблюдать особенности композиции произведения; проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с особенностями творчества поэта, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы : работа с учебником, выразительное чтение, аналитическая беседа.

I. Проверка домашнего задания.

1. Выставка иллюстраций учащихся к рассказу (рассматривание, комментарии художников, отзывы учащихся) .

2.Проверка ответов на вопросы.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя о писателе с демонстрацией презентации и видеоурока .

– «Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь» (В. А. Катанян). Сформировавшись как поэт в среде футуристов, но будучи ярче, талантливее друзей, Маяковский проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

2. Работа по учебнику.

Чтение биографии поэта (с. 102–103).

– Кто помогал Маяковскому в становлении как художника и поэта?

Чтение статьи «В творческой лаборатории В. В. Маяковского» (с. 103–107).

Беседа по вопроса м.

– Почему его стихи разбиты на строчки? (Строка становится значительнее, веселее, строка оживает.)

– Зачитайте стихи на с. 105, докажите обоснованность предыдущего высказывания.

III. Изучение нового материала.

– Читая стихотворение «Необычайное приключение. », мы попадаем в сказку. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Перед нами картинка русской деревни, солнечного заката. В ней нет полутонов и оттенков. Закат пылает: «В сто сорок солнц» (гипербола Маяковского), жара плывет над землей.

Место действия – село Пушкино на пригорке, Акулова гора. В. Маяковский работал в окнах РОСТА (Российское телеграфное агентство). Спать не приходилось, 3 часа с поленом под головой. Шла гражданская война, окна РОСТА освещали ее события, сообщали о развитии экономики, о вступлении в Красную армию. Уставший поэт сердится на знойное солнце, приглашая его к себе.

Взорим – от слова «заря», взойти над землей, озарить землю.

Занежен – запрятан, укутан.

Златолобо – с золотым лбом.

– Цель неологизмов поэта не столько обогатить речь, сколько наиболее полно воплотить поэтическое чувство, создать художественный образ.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

3. Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение. » .

– Какова композиция? (В стихотворении два плана: «земной», событийный – солнце приходит в гости; обобщающий, философский – рассуждения солнца о трудности его дела, о содружестве поэта и солнца, о цели лучей и стихов, девиз солнца и поэта.)

д о дней последних донца,

– Каково значение поэзии, по мнению поэта? (Поэзия – это труд, труд сложный, напряженный, но вместе с тем радостный, если цель достигнута. Цель стиха – озарить, воспеть (взорим, вспоем) «у мира в сером хламе» (хлам – преступность, воровство, разгильдяйство, карьеризм, казнокрадство, взяточничество), солнце освещает этот хлам, поэт борется с ним стихами. И если солнце устало, на смену ему приходят стихи. И снова настает день. Сила солнца и поэта велика, поэтому «стена теней, ночей тюрьма пала».)

– Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе? (Чтобы пала «стена теней», все отрицательные стороны жизни (бюрократизм, подхалимство, мещанство), чтобы всегда день «трезвонился», день (свет, чистота, ясность) не заканчивался.)

– Что общего между солнцем и поэтом? (У обоих работа трудна, беспрерывна, борьба со всем отрицательным.)

– Каков язык стихотворения, каковы выразительные средства? (Гиперболы – «сто сорок солнц»; просторечия – «слазь», «шляться в пекло»; неологизмы (новые слова); омонимы (звучат одинаково, значения разные); рифма: «в облака ты» – «плакаты» – сложная, ритм.)

Выво д. Маяковский, адресуясь к читателю-другу, для разговора о поэзии выбрал форму задушевной, полушутливой беседы, в которой утверждал мысль о высоком назначении поэзии. Поэт защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного или самого тяжелого труда, если он одухотворен целью, если он помогает людям в борьбе за счастье. Сам Маяковский весь свой талант, всю силу своего ума отдавал борьбе за светлое, солнечное завтра.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– В чем главная мысль стихотворения?

– Сумел ли поэт убедить вас в своей правоте?

– Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов («смотреть в оба», «сколько зим, сколько лет», «никаких гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте.

– Меняется ли настроение поэта на протяжении рассказа о встрече с солнцем?

– Рассмотрите иллюстрации Д. Бурлюка и В. Маяковского (с. 115). Какая из них вам представляется наиболее удачной?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение. », используя советы самого поэта; самостоятельно прочитать стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и подумать, что хочет сказать читателям поэт.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Обучающая: познакомить (кратко) с биографией В.Маяковского и его представлениями о роли поэзии в жизни человека и общества; выявить средства художественной выразительности в стихотворении В.Маяковского.

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения и умения анализировать поэтический текст (производить лексический анализ).

Воспитательная: через поэтическое слово воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование: доска, иллюстрации, тексты стихотворения.

На доске записана тема, даты жизни поэта, литературоведческие термины: роды литературы (эпос, драма, лирика), лирические жанры (романс, послание, элегия, стихотворение), метафора, гипербола, лексика, неологизм.

Чтобы успешно прошёл урок, вспомним три рода литературы: эпос, драма, лирика. К лирическим жанрам относятся романс, послание, элегия, стихотворение. Сегодня мы обратимся к стихотворению.

Дайте определение термину стихотворение.

Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в

-Нам потребуются термины метафора и гипербола. Дайте определение этим терминам.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или

противопоставлении одного предмета или явления другому.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого

предмета. Вводится в ткань произведения для большей

Со стороны русского языка нам потребуются понятия лексика, неологизм, стили речи.

-Дайте определения понятиям лексика и неологизмы.

Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.

Неологизм – слово вновь образованное.

-Перечислите стили русского языка.

Художественный, научный, публицистический, деловой, разговорный.

-Итак, мы повторили все понятия, которые помогут провести урок.

Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цель урока: краткое знакомство с биографией Маяковского, чтение анализ стихотворения и выявление представления Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества.

-Имя Маяковского знают все. Так же как и площадь Маяковского и памятник на этой площади. В Москве есть станция метро «Маяковская», театр имени В.В.Маяковского, на карте Грузии можно увидеть город Маяковский (бывшее село Багдади – родина поэта). (Обратите внимание на иллюстрации).

Но что мы знаем о Маяковском – поэте и человеке? Когда он жил? О чём писал? Кто и почему заботился об увековечении его памяти? Прослушайте внимательно сообщение, чтобы ответить на вопрос: «Что вы узнали о Маяковском?»

4. Сообщение подготовленного ученика.

В.Маяковский родился в 1893 году в селе Багдади в Грузии. Отец – лесничий. Мать воспитывала троих детей (кроме Владимира – две сестры Оля и Люда). Семья жила необыкновенно дружно. Гимназист Володя радовал всех отличными успехами в учёбе. Будущее представлялось исключительно радостным и счастливым. Вдруг в одночасье умирает отец от заражения крови (сшивая бумагу, уколол руку булавкой). В тринадцать лет гимназист четвёртого класса Володя Маяковский становится главой семьи. На семейном совете было принято решение продать имущество и ехать в Москву.

1906год. Москва бурлит революционными событиями. Учиться почти невозможно. Цены немыслимые. Семья живёт впроголодь. Но эти – внешние трудности – общие у всего народа. Они переживаемы. Сложнее другое.

«Столбовой дворянин» по рождению, любимец семьи, отличник в гимназии, он вдруг оказался в «адище» огромного города, вне семейной крепости, друзей, родительской опёки. Одиночество, незащищённость оказались страшным потрясением юности и незаживающей раной, сопутствующей ему всю жизнь.

Он и в революцию пришёл от внутренней потребности при построении нового мира избавиться от собственного одиночества.

-Что вы узнали о Маяковском?

А теперь обратимся в творческую лабораторию поэта.

Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.

-А теперь обратимся к стихотворению. 6. Чтение стихотворения учеником (3-3,5 мин.)

7. Обсуждение стихотворения и заполнение таблицы.

Учитель: слушайте внимательно, потому что в конце урока я проверю ваши знания тестом.

-Определите тему этого стихотворения.

Необычайное приключение, бывшее с автором.

-Определите идею стихотворения.

Назначение поэта и поэзии.

-В каких строках она раскрывается?

-В какую атмосферу попадает читатель с самого заглавия?

С самого заглавия читатель попадает в атмосферу сказки.

-Какая картина перед нами в начале стихотворения?

В начале стихотворения нет почти ничего необычного: картина русской

деревни, закатный вечер.

-Всё как будто знакомо, но что-то необычное подкарауливает нас уже здесь. Что же?

Немыслимый фантастический свет (в сто сорок солнц!), да и жара

-Какой литературный приём использует автор в этой строке?

Автор использует гиперболу.

-С какого момента мы попадаем в атмосферу сказки?

Со слов: «Что я наделал? Я погиб!».

-Действительно, с этого момента начинается фантастическое действие. Что в нём фантастично?

Сюжет, повествующий о том, как солнце гостит у поэта.

-Какими реальными штрихами обрисована их встреча?

Солнце ввалилось, дух переводя, заговорило басом; поэт, спасаясь от жары,

садится на уголок скамьи; на столе – чай, самовар, варенье.

-Какому стилю характерны слова: «Ну что ж, садись, светило…», «чёрт дёрнул», «заела»?

Эти слова характерны разговорному стилю.

-Найдите в тексте ещё примеры разговорного стиля и занесите их в таблицу.

Шляться, дармоед, дух переведя, чай гони, чёрт дёрнул.

-С какой целью вводит автор в художественное произведение разговорную лексику?

Разговорная лексика в художественном произведении создаёт атмосферу

живой разговорной речи, диалога. (Заносится в таблицу)

-Что мы можем сказать о героях стихотворения?

Солнце – большое, сильное, добродушное, работящее.

Поэт – поначалу уставший. Раздражённый, но тоже сильный и добрый,

ценящий труд и умеющий трудиться.

Оба героя великие труженики. «Ты да я, нас, товарищ, двое!»

-В чём заключается труд поэта?

Подобно солнцу, слово поэта освещает тёмные закоулки жизни, борется

со всем, что держит человека в порабощении и мраке.

«Я буду солнце лить своё,

-Какие строчки стихотворения формулируют призвание поэта?

до дней последних донца,

-Какой эпизод изображён на рисунке Давида Петровича Штеренберга?

8. Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей.

Назовите известные вам виды анализа.

Литературоведческий, стиховедческий, лексический.

Вопросы для работы с таблицей.

-Найдите слова, которые Маяковский создаёт в этом стихотворении?

-Как называется такая группа слов?

-Как вы понимаете выражения: «кривился крыш корою», «двустволка солнц»?

-В прямом или переносном значении употреблены эти выражения?

-Как называется этот литературоведческий термин?

-Для чего автор использует метафоры?

-Чем интересен поэтический словарь Маяковского?

Поэтический словарь Маяковского интересен тем, что он употребляет слова

разговорного стиля, метафоры и создаёт новые слова – неологизмы.

9. Тест как способ проверки знаний учащихся.

Каждому ученику выдаётся тест и контрольный лист (полоска с номерами вопросов и пустыми клетками).

Тест «В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

1.Заглавие и первые строки стихотворения вводят читателя в атмосферу:

2.Литературный приём, использованный автором в строке: «В сто сорок солнц закат пылал»:

3.Разговор о поэзии с читателем-другом Маяковский ведёт в форме:

а) поучительного рассказа;

б) задушевной, полушутливой беседы;

в) нравоучительной истории.

4.Поэт и Солнце в стихотворении предстают как:

а) божество и маленький человек;

б) непримиримые враги;

5.Диалог и авторские ремарки насыщены:

а) разговорной лексикой;

б) высокопарными словами;

в) сатирическими выпадами.

6.Поэт рисует встречу с Солнцем:

а) в сатирическом плане;

7.В стихотворении есть неологизм:

а) жизнь поэта летом на даче;

б) фантастическая встреча человека и Солнца;

в) поэтический труд и назначение поэзии.

-Сегодня мы кратко познакомились с биографией поэта, прочитали и проанализировали стихотворение с точки зрения лексики, выявили особенности стиха Маяковского.

11. Домашнее задание : выучить отрывок наизусть (от слов «Болтали так до темноты…» до конца).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *