что такое палубный самолет
Палубная авиация
Палубная авиация включает палубные самолёты: штурмовики, истребители, противолодочные, разведывательные, дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектрононой борьбы, заправщики и другие; также вертолёты (противолодочные, транспортные и другого назначения) и БПЛА.
Палубные самолёты от самолётов берегового базирования имеют некоторые отличия:
Содержание
История
Первые опыты
Первые опыты применения летательных аппаратов с кораблей относятся к началу XX века, когда некоторые корабли получили привязные аэростаты, с которых должна была осуществляться ближняя разведка. Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» так и не принял участия в русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы, он и вовсе был продан «за ненадобностью». Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мацевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а затем через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиным, был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Мацевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910. А проект Конокоткина, получив первоначальное одобрение, был закрыт после его перевода на Амурскую Флотилию, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено». Тем не менее с началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы Императрица Александра, Император Александр I, Император Николай I, Румыния в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера Алмаз гидропланом. После свержения монархии, «Императрица Александра» была переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» в Республиканец и Авиатор. Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз») успели принять активное участие в войне. [3]
В 1911 г. был сделан еще один шаг в становлении палубной авиации — биплан Кертисс впервые сел на настил, сооруженный на одном из американских крейсеров. Предполагалось, что самолёты смогут осуществлять разведку и корректировку артиллерийского огня.
30 ноября 1916 г. начальником Морского штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. В. Русиным утверждено «Положения о дивизионе корабельной авиации».
Американский флот придавал развитию палубной авиации немалое значение и к 1917 г. — моменту вступления США в Первую мировую войну — многие американские линкоры имели разведывательные гидропланы, но применения им не нашлось.
Несмотря на то, что к началу Первой мировой войны многие страны имели авиаматки (гидроавианосцы, несущие гидропланы), было установлено, что гидропланы не могут решать всех задач на море, и для этого необходимо участие колесных самолетов сухопутного типа. Для британского флота такой проблемой стала база цеппелинов на побережье Северного моря. Для ее уничтожения в авианосец был переделан крейсер «Фьюриес», однако сразу же потребовалась вторая переделка — выяснилось, что самолёты не могут сесть на корабль с большой настройкой в центре, ибо создаваемые ею воздушные завихрения сносили самолёты за борт или разбивали его о палубу. К концу войны облик авианосца был более-менее сформирован.
Палубная авиация
Из Википедии — свободной энциклопедии
Па́лубная авиа́ция (также, нередко, авиано́сная авиа́ция) — группа родов морской авиации (авиации военно-морских сил государства), способная выполнять взлетно-посадочные операции с взлетно-посадочной палубы авианосцев и являющаяся одним из компонентов их вооружения. Соответственно термин палубный самолёт — означает общее наименование самолёта палубной авиации.
В более широком понятии также существует термин корабе́льная авиа́ция [1] [2] — подгруппа морской авиации, базирующаяся на кораблях и вспомогательных судах и используемая с них. То есть термином самолёт корабельного базирования можно обозначать любой самолёт используемый тем или иным способом с борта корабля.
Палубная авиация включает:
Палубные самолёты могут иметь следующие от самолётов берегового базирования отличия:
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
Представители палубной авиации России и СССР
Палубная авиация впервые показала себя в годы Второй мировой войны и сразу стала решающей силой в морских сражениях. В итоге авианесущие корабли вытеснили линкоры. В лидерах по числу плавучих аэродромов и палубных самолетов — США. Однако корабельная авиация важна и для отечественного флота.
В начале 1970-х для авианесущих крейсеров проекта 1143 в ОКБ Яковлева создали палубный штурмовик Як-38 — первый в СССР самолет вертикального взлета и посадки. Всего построили 231 машину.
Это цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Ноу-хау самолета — уникальная силовая установка из одного подъемно-маршевого и двух подъемных двигателей. Благодаря ей штурмовик способен безопасно приземлиться на палубу даже в серьезный шторм.
Вооружение размещалось на четырех балочных держателях, рассчитанных на боеприпасы массой до 500 килограммов каждый. Специально для штурмовика разработали внешнюю съемную пушечную установку (ВСПУ-36), представлявшую собой двуствольную 23-миллиметровую пушку ГШ-23 с темпом стрельбы 3400 выстрелов в минуту. Кроме того, Як-38 мог применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых ракет, а также свободнопадающие бомбы.
Истребитель Як-38 взлетает с палубы авианесущего крейсера «Новороссийск»
Многоцелевой всепогодный палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-141 впервые поднялся в воздух в 1987-м. Эти машины должны были составить костяк авиагрупп тяжелых авианесущих крейсеров «Новороссийск», «Баку», «Тбилиси», «Рига» и «Ульяновск», однако затянувшиеся испытания и распад СССР поставили на проекте крест. Во многом Як-141 развил идеи, заложенные в Як-38. Компоновка, в принципе, та же. Однако «сто сорок первый» серьезно превосходил предшественника по тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям.
Палубные истребители Як-38 и Як-141
Однако в серию самолет так и не пошел. К концу 1991-го финансирование проекта свернули, и сотрудники ОКБ Яковлева предложили разработку иностранцам. На призыв откликнулись в концерне Lockheed Martin. Это не помогло машине с путевкой в жизнь, однако американцы воспользовались случаем и «приватизировали» часть технической документации Як-141. Их нынешний истребитель пятого поколения F-35 (точнее, его флотская модификация F-35B) подозрительно похож на советский самолет. Многие авиационные эксперты, в частности, отмечали, что поворотный вентилятор, отклоняемый на 95 градусов, явно срисован с двигателя Як-141.
Морская «сушка»
Основной палубный истребитель современной российской армии — машина четвертого поколения Су-33, ранее известная как Су-27К. От базового «двадцать седьмого» самолет отличается множеством конструктивных особенностей: передним горизонтальным оперением, усиленными стойками шасси, складными консолями крыльев, защитой от коррозии конструкции при длительной эксплуатации в морском климате, оборудованием для работы по надводным целям.
В ВМФ сейчас 18 истребителей Су-33. В ноябре 2016-го они приняли боевое крещение. Самолеты из авиагруппы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» наносили удары по объектам террористов в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. На эту командировку пришлась одна из небоевых потерь Су-33: при посадке оборвался трос аэрофинишера, и самолет упал в море. Летчик успел катапультироваться.
Посадка палубного истребителя Су-33 на авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов”
Су-33 — самый большой в мире палубный истребитель, рассчитанный на длительное патрулирование и перехват воздушных целей на большом удалении от авианосца. С полным запасом топлива и боекомплектом ракет «воздух — воздух» (на всех 12 точках подвески) радиус действия Су-33 достигает полутора тысяч километров.
В рамках программы модернизации весь парк самолетов получил современное бортовое радиоэлектронное оборудование, а также новый прицельно-навигационный комплекс с подсистемой высокоточного бомбометания СВП-24-33 «Гефест».
За морские вертолеты в России традиционно отвечает компания «Камов». Машины с соосной схемой расположения несущих винтов уже много десятилетий остаются визитной карточкой Военно-морского флота. Недавно семейство этих машин пополнила морская модификация «ударника» Ка-52 — Ка-52К «Катран».
Первый полет «Катран» совершил 7 марта 2015-го. Этот аппарат разрабатывали под универсальные десантные вертолетоносцы «Мистраль». Минобороны заключило контракт на поставку трех десятков Ка-52К еще весной 2014-го. Но затем Париж под давлением партнеров по НАТО аннулировал сделку, а оба «Мистраля» в октябре 2015-го выкупил Египет.
Ударно-разведывательный вертолёт морского базирования Ка-52К
Вертолет получился настолько удачным, что в Минобороны решили от него не отказываться. От стандартного «Аллигатора» «Катран» отличается механизмом складывания лопастей и несущих консолей. Это делает машину более компактной не только для базирования на корабельной палубе или в трюме, но и для транспортировки грузовым самолетом. Кроме того, «Катран» оборудован усиленными стойками шасси, которые непросто подломить даже при ударе о землю. Это повышает выживаемость экипажа при аварийной посадке или при заходе на палубу в шторм.
Основным вооружением «Катрана», как ожидается, станут новейшие противотанковые управляемые ракеты «Гермес-А». По дальнобойности (20 километров) они значительно превосходят «Вихрь» (десять километров) и «Атаку» (шесть километров), которыми вооружены Ка-52 и Ми-28Н соответственно. Таким образом, вертолету не нужно входить в зону действия ПВО ближней и малой дальности, чтобы уничтожить противника.
Палубная авиация. Часть 4-я
Эти самолеты будут приписаны к авианосцу «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») В 2010 году Индия приобрела у России дополнительную партию из 29 МиГ-29К за 1,5 млрд. долларов.
В ожидании приписки к авианосцу «Викрамадитья»(бывший «Адмирал Горшков») все полученные Индией самолеты базируются на авиабазе Гоа.
Однако когда индийский флот получит свой долгожданный авианосец, проходящий переоборудование и модернизацию в России, достоверно сказать никто не может, сроки по разным причинам постоянно сдвигаются.
Во флоте дослуживает свой век лёгкий авианосец «Вираат»- лёгкий авианосец типа «Сентор».
До вступления в состав флота Индии «Viraat» служил в Королевском флоте Великобритании под названием «HMS «Hermes». Корабль был заложен во время 2-ой мировой войны в 1944 году, однако достроить его не смогли, и он простоял 9 лет на стапелях английской компании «Vickers-Armstrong», спущен был в 1953 году, а в 1959 году вступил в строй. В 1971 году прошёл модернизацию и был переквалифицирован в десантный вертолётоносец. С поступлением на вооружение самолётов укороченного/вертикального взлёта и посадки Sea Harrier корабль опять стал авианесущим. Во время войны за Фолклендские острова «Hermes» был флагманом группировки кораблей Великобритании.
В 1986 году корабль после модернизации был передан ВМС Индии.
В 1995 году авианосец прошёл модернизацию, в результате которой был установлен новый радар. В 2002 году корабль прошёл очередную модернизацию, после которой корабль получил новое зенитное вооружение российского и израильского производства.
После вывода из состава флота Индии лёгкого авианосца «Vikrant» в составе флота остался только этот один дееспособный авианосец.
Многоцелевой военный вертолёт «Дхрув» (ALH Dhruv,Advanced Light Helicopter Dhruv), разработанный индийской национальной компанией HAL (англ. Hindustan Aeronautics Limited), при поддержке германского концерна Messerschmitt-Bölkow-Blohm.
Вертолёт «Четак» ( НАL Chetak)—представляет собой лицензионную копию французского многоцелевого вертолёта Аэроспасьяль SA.316/SA.319 «Алуэтт» III.
Применяется для разведки, поисково-спасательный, вооружённый вариант несёт 20-мм пушку, НУРС или противолодочные торпеды.
В Индии на верфях в городе Кочин, с 2006 года, ведётся строительство лёгкого авианосца «Викрант», он предназначен для замены дорабатывающего свой ресурс авианосца «Вираат». Это корабль должен стать флагманом западной группы ВМФ Индии. Авианосец сооружён на основе совместного проекта, разрабатываемого российским Невским КБ, а также с французской и итальянской помощью. Авианосец большинством параметров фактически будет эквивалентен «Викрамадитье».
Данный корабль изначально создавался как авианесущий, а не крейсер с авиавооружением, поэтому внутреннее пространство более рационально использовано. Аналогично «Vikramiditya», на палубе корабля будет установлен трамплин, трёх-тросовый аэрофинишер, оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн — МиГ-29К. Базируемые вертолёты: Ка-28, Ка-31 и HAL Dhruv, являющиеся основными для ВМС Индии, кроме того, не выработавшие ресурс вертолёты российского производства будут сняты с «Вираата».
Планы Народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок.
В 2011 году выяснилось, что Китай завершает достройку и модернизацию корабля, сделав его своим первым авианосцем. Это подтверждалось тем, что Китай построил полигон на суше, в одном из центральных районов страны, для подготовки летчиков палубной авиации, полностью скопированный с «Варяга».
К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.
25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась церемония принятия на вооружение ВМС Китая первого авианосца. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Корабль получил название «Ляонин» — в честь провинции на северо-востоке Китая и бортовой номер «16».
24 ноября 2012 года китайская газета South China Morning Post сообщила о успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу авианосца.
Летчиком управлял пилот-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, Китай официально стал новой державой, имеющей морскую реактивную палубную авиацию.
Необходимо вспомнить историю разработки самолета J-15. В конце девяностых годов Китай пытался купить у России полсотни палубных истребителей Су-33. В ходе переговоров по возможному контракту количество желаемых самолетов постоянно уменьшалось и в итоге сократилось до двух единиц. Нетрудно догадаться, что двумя истребителями не получится вооружить даже один авианосец, но их можно использовать для копирования с последующим развертыванием собственного производства.
Несмотря на тяжелое экономическое положение и нужду в новых контрактах, российские авиастроители отказали Китаю и не продали ни одного Су-33.
Немного позже Китай договорился с Украиной на предмет продажи одного из прототипов Су-33 – Т-10К – и некоторой документации по нему.
Летом 2010 года было сообщено о первом полете палубного истребителя J-15 «самостоятельной» разработки. Стоит отметить, что уже в то время китайцы называли J-15 развитием предыдущего J-11 (сперва лицензионная, а затем контрафактная копия российского Су-27СК), а не копией Т-10К/Су-33. В таком случае получается, что по каким-то непонятным причинам развитие проекта J-11 пошло точно по такому же пути, как это было с Су-27К, впоследствии ставшим Су-33. Китайская пресса в качестве преимущества своего самолета указывает на возможности атаковать наземные цели. В номенклатуре вооружений Су-33 присутствуют неуправляемые бомбы калибра до 500 килограмм и неуправляемые ракеты различных типов. Во время испытаний предпринимались попытки применения противокорабельных ракет Х-41 «Москит», однако серийные самолеты такой возможности уже не имеют. Насчет номенклатуры вооружений китайского самолета J-15 пока нет точной информации, и поэтому имеются все основания предполагать, что его возможности по нанесению ударов по земле тоже ограниченны. Если Китай решит развивать свой авианосный флот в соответствии с американскими воззрениями на этот вопрос, то вполне возможно появление в арсенале J-15 каких-либо управляемых вооружений. На данный момент точная информация об этом отсутствует.
Утверждается, что вычислительный комплекс истребителя имеет гораздо лучшие характеристики по сравнению с БРЭО Су-33, к примеру, быстродействие главного компьютера выше в разы. Однако для полноценного анализа боевых возможностей радиоэлектронного оборудования, в том числе и бортового компьютера, необходима и другая информация, вплоть до конкретных задач и характеристик того или иного элемента вычислительного комплекса. Кроме того, даже сверхмощный компьютер не даст ожидаемых возможностей, если в БРЭО отсутствует другая аппаратура с соответствующими характеристиками. Например, плохая бортовая радиолокационная станция неспособна помочь раскрытию всего потенциала мощного компьютера. Утверждается, что он несет станцию с активной фазированной решеткой, но есть повод сомневаться в этом. Так или иначе, бортовая электроника истребителя должна быть «сбалансирована», иначе достижение высоких характеристик по определению невозможно. На данный момент известно только о возможности применения истребителем J-15 управляемого вооружения только класса «воздух-воздух».
Так же на авианосце будут базироваться вертолёты различного назначения: Ка-28, Z-8, Z-9.
Changhe Z-8 — китайский многоцелевой вертолёт.
Является лицензионной копией французского вертолёта Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon.
Производится в транспортном, противолодочном, ДРЛО и спасательном вариантах.
Harbin Z-9 — китайский многоцелевой вертолёт.
Является лицензионной копией французского вертолёта Aérospatiale Dauphin. Поступил на вооружение НОАК в 1998 году.
Имеются транспортная, ударная, спасательная и противолодочная модификации.
В составе ВМФ КНР находятся 2(ещё 3 запланировано) УДК типа «Циньчэньшань» проект 071.
Этот корабль при стандартном водоизмещении 19000 тонн и длине 210 м. Способен нести до 1000 морских пехотинцев, по свом возможностям значительно превосходит «отечественный «Мистраль». О численности и составе его авиагруппы, достоверных данных нет.
Бразилия.
Авианосец ВМС Бразилии «Сан-Паулу» (A12), —бывший авианосец «Фош» (Foch) типа «Клемансо» (Clemenceau) ВМС Франции.
Авиационная группа:
14 истребителей-штурмовиков AF-1 «Скайхок» (A-4 Skyhawk)
4-6 противолодочных вертолётов SH-3A/B «Си Кинг» (Sea King)
2 поисково-спасательных вертолёта UH-12/13 «Эскуило»(Ecureuil)
3 транспортных вертолёта UH-14 «Супер Пума» (Super Puma)
3 транспортных самолета Grumman C-1A Trader и 3 противолодочных S-2 Трекер
Этот самолёт, является модификацией широко известного Дуглас A-4 «Скайхок» — американский лёгкий палубный штурмовик, разработанный в первой половине 1950-х годов Douglas Aircraft Company.
Серийно производился до 1979 года, состоял на вооружении многих стран мира. Широко применялся во Вьетнамской войне, арабо-израильских войнах и других вооружённых конфликтах.
Технические характеристики:
Длина: 12,6 м
Размах крыла: 8,4 м
Высота: 4,6 м
Площадь крыла: 24,06 м²
Масса пустого: 4365 кг
Масса снаряжённого: 8300 кг
Масса максимальная взлётная: 10 410 к
Лётные характеристики:
Максимальная скорость у земли: 1083 км/ч
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Скорость сваливания: 224 км/ч
Боевой радиус с 2 ПТБ: 1094 км
Перегоночная дальность: 3430 км
Боевой потолок: 12 200 м
Эксплуатационная перегрузка: −3/+8 g
Вооружение:
Пушки: 2×20 мм (Colt Mk.12); боезапас — 100 снарядов/ствол
Точек подвески: 5
Боевая нагрузка: до 3720 кг.
В качестве поисково-спасательного используется AS350 Экьюрель — французский лёгкий, многоцелевой вертолёт.
Настоящими раритетами, даже на фоне заслуженного «Скайхока», являются палубный транспортный Grumman C-1A Trader и противолодочный S-2 Трекер.
В Уругвае были закуплены 4-шт. S-2A и S-2G. В 1965 г. Уругвай получил из США 3 самолета в модификации S-2A, а в начале 80-х – еще три S-2G.
Надо сказать, что S-2, спроектированный фирмой Grumman, оказался весьма удачным самолетом, который наравне с такими «вечными» образцами авиационной техники, как Douglas DC-3 или Ил-18, широко разошелся по миру и пережил большинство своих ровесников.
Палубный противолодочный самолет S-2 Tracker (в переводе –охотник или ищейка) представляет собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с классическим хвостовым оперением. Крыло самолета состоит из центроплана и двух складывающихся шатром консолей. Самолет оснащен двумя поршневыми двигателями воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-82WA мощностью 1525 л.с.
Было изготовлено довольно большое количество модификаций, отличающихся друг от друга главным образом составом бортового оборудования. Последней серийной модификацией был S-2E. Вариант S-2G представлял собой модернизацию строевых S-2E. Всего фирма Grumman построила 1284 самолета всех модификаций.
Помимо США, S-2 эксплуатировался в вооруженных силах 14 государств, причем в большинстве из них – в роли базового противолодочного самолета.
Таиланд
Лёгкий авианосец «Чакри Нарубет» (тайск. «династия Чакри»).