Как убрать бахтарму с кожи
Способы обработки уреза
Сегодня я бы хотел обсудить такую важную тему, как обработка торца изделия.
Обработка края — важный этап в создании радующего глаз и руки изделия. Как гармонично подобранный цвет краски и аккуратная обработка могут значительно улучшить внешний вид вашей работы, так и небрежно обработанный край может свести на нет все ваши предыдущие старания и испортить общее впечатление от, в общем-то, качественно сделанной вещи.
Невозможно недооценить роль красивого торца, так как именно он, наряду с прошивкой, превращает несколько собранных вместе заготовок в законченное изделие.
В начале пути всегда возникает множество вопросов. Обрабатывать или нет, воск или химия, красить или прозрачный, грунтовать перед покраской или нет, покупать или обойтись подручными средствами?
Попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с обработкой краёв изделия.
Для примера я буду использовать кожу краст толщиной 1,8-2 мм,склеенную вдвое.
Существует несколько способов обработки края:
• обработка химией. Ledafil, Tokonole и др.;
• обработка подручными средствами. Клей КМЦ, ПВА и др.;
• край без обработки, только наждачка;
• затирание водой. Подходит только для кожи растительного дубления.
Покраска
Перед покраской край необходимо выровнять «в плоскость», чтобы при взгляде на край с торца урез был похож на ровную букву «П» и не было перекосов в одну или другую сторону.
Добиться этого можно несколькими способами, руками с помощью наждачной бумаги разной зернистости, гравером с насадкой из наждачки, на наждаке, ну или, если вы счастливый обладатель ленточного гриндера, то для вас всё существенно проще)
Я использую гравёр с насадкой, при необходимости подравниваю руками. После выравнивая на торце образуется некрасивый наплыв кожи.
Его необходимо срезать кромкорезом. Работа кромкорезом происходит двумя руками, поэтому фотографировать и снимать фаску одновременно не получилось, но я думаю, как работать кромкорезом понятно, а если не понятно есть YouTube, примеров много.
Урез предварительно нужно загрунтовать. Можно этого не делать, но если вы хотите добиться идеально гладкого торца, то без грунта не обойтись. Для примера я буду красить два торца, один с грунтом, другой без. Грунт будем использовать Orlyss от Kenda Farben, нейтрального цвета (после высыхания становится прозрачным) наносить с помощью ролика для покраски края. Можно использовать специальную ванночку для покраски или подручные средства вроде ватной палочки, но с ванночкой возрастает расход, а ватные палочки быстро приходят в негодность и могут оставлять ворсинки.
Загрунтованный урез необходимо высушить около 10-15 мин. Если не хотите ждать, можно подсушить феном. Я использую строительный фен на температуре ниже среднего. Но можно использовать и обычный бытовой фен. Производитель рекомендует сушить грунт и краску при температуре не выше +70 С°.
Когда грунт высох, шлифуем мелкой наждачкой (P400, можно мельче или крупнее)до идеально гладкого состояния. Если остались ямки и неровности, то можно нанести еще слой и зашлифовать. Продолжать так можно пока не добьётесь необходимого результата. Чаще всего хватает 1-2 слоя. После шлифовки наш торец уже выглядит достаточно аккуратно, Orlyss можно использовать как самостоятельное средство. Помимо нейтрального, есть грунты черного, коричневого и темно-коричневого цветов.
Но мы будем красить.
Краска матовая, светло-коричневая. Наносим тем же роликом. Сохнет около 15 минут, но фен неплохо сокращает время ожидания 🙂
Затем, после высыхания первого слоя, наносим второй
Для наглядности, вторую сторону заготовки покрасим также в два слоя, но без грунтовки.
На мой взгляд, ответ на вопрос «Грунтовать ли урез?» очевиден.
На этом с покраской всё.
Обработка химией
Обрабатывать край можно с помощью различных средств, таких как Tokonole, Ledafil SUPER или грунт Orlyss из предыдущего примера с покраской.
Tokonole у меня, к сожалению, нет, как выглядит торец обработанный грунтом мы уже видели, будем использовать Ledafil SUPER от Кенды. Это эмульсия из синтетических смол, выравнивает и делает твердыми края изделий
Все как в примере с краской. Выравниваем торец, проходим кромкорезом, зашкуриваем при необходимости.
Все готово к нанесению. Сама эмульсия белого цвета, после высыхания (10-15 мин) становится прозрачной.
Можно сушить феном. Наносить будем всё тем же роликом. При необходимости, после высыхания, можно нанести второй слой. Чем мне нравится это средство, что не нужно его шлифовать или тереть сликером. Нанёс, высохло и готово.
Урез получается твердым, относительно ровным
Обработка воском
Для обработки края воском понадобятся фен, сликер и, собственно, воск.
Сначала, кусок воска необходимо немного нагреть феном, затем обильно натереть этим куском край. Дальше берём сликер и начинаем втирать, от трения воск плавится и впитывается в кожу.
Не забываем про углы, чтобы край не терял форму.
Остатки воска можно разогреть и удалить чистой мягкой тканью.
Этой же тканью торец необходимо немного отполировать.
В результате получается матовый, шелковистый на вид, с легким блеском край.
На мой взгляд, обработка уреза воском больше подходит для кожи растительного дубления, т.к. «растишка» впитывает воск довольно легко. С кожей же хромового дубления придётся повозиться подольше, но результат того стоит
Воск использую обычный пчелиный. Купить можно в любом магазине или на рынке где торгуют мёдом. Куска за 100 рублей хватит на долго.
При работе вкусно пахнет мёдом 🙂
Обработка подручными средствами. Клей КМЦ(СМС)
Клей КМЦ или клей СМС, как его еще называют, является ничем иным как карбоксиметилцеллюлозой 🙂
Попросту, обойный клей 🙂
Представляет собой мелкие белые хлопья.
Разводится в пропорции примерно 2-3 чайных ложки на 100 мл теплой воды. Раствор необходимо тщательно перемешать и оставить набухать. Через 1,5-2 часа раствор приобретёт консистенцию густого киселя, может чуть гуще, зависит от пропорций, но это несущественно.
Клей наносим на торец просто пальцем, размазываем по всей площади и начинаем затирать сликером.
Сликером затиралось не очень, опытным путем выяснил, что удобнее всего втирать клей небольшим кусочком кожи.
Так урез выглядел после окончания полировки.
А так после полного высыхания клея.
Часто вижу видео, где люди используют клей КМЦ для заглаживания бахтармы (внутренней части кожи). На мой взгляд, затея крайне сомнительная. Совершенно непонятно, как поведет себя бахтарма, обработанная таким способом, при контакте с водой. Так как состав получается на водной основе, смею предположить, что при контакте с водой, внутренняя сторона станет снова липкой, будто только что намазанной клеем. Не исключено, что и урез поведёт себя похожим образом. И если вы сделали сумку таким образом и клиент попал под дождь, положил что-то мокрое в сумку, или случайно открылась бутылка с водой, что ж, поздравляю 🙂
Я, конечно, тестов не проводил, т.к. способом этим не пользуюсь, но если будет время, обязательно займусь (нет).
Некоторые мастера после высыхания клея, обрабатывают бахтарму финишем, типа Appretto Mild, для дополнительной гладкости и возможно, защиты от влаги. Говорят, что кожа становится похожа на дабл фейс, я считаю, что кожа становится похожа на линолеум и кожу напоминает только отдаленно. Но, всё это лишь моё мнение, способ, конечно, имеет право на существование, на этом мы с ним и закончим.
Край без обработки. Только наждачка
Ничего сложного. Выравниваем край, обрабатываем кромкорезом, и начинаем зашкуривать.
Шкурки использую P100, P240, P480, P800. От меньшего к большему.
Из всех вариантов, край обработанный наждачной бумагой, самый приятный на ощупь, по ворсу гладкий и мягкий, против ворса слегка шершавый и все равно мягкий 🙂 По куску сделанному для примера пару минут сидел водил пальцем, такой классный 🙂
Затирание водой
Способ подходит только для кожи растительного дубления, т.к. кожа хромового дубления воду практически не впитывает
Тут также все просто. На подготовленный урез наносим немного водички и затираем сликером. При необходимости добавляем по чуть-чуть воды.
Результат мне не очень понравился, возможно, если полировать дольше, то внешний вид будет получше, но мы этого не узнаем 🙂
Итоги
Подводя итог, хотелось бы сказать, что все способы обладают своими достоинствами и недостатками. Я считаю, что выбирать способ обработки уреза необходимо исходя из того, какое изделие вы хотите сшить. Где-то уместнее будет смотреться краска, где-то воск, а где-то будет иметь смысл оставить урез открытым, поскольку бахтарма бывает достаточно красивого цвета и после обработки приятна на ощупь.
Мое мнение, что лучше всего смотрятся воск, краска и открытый край.
Для понимания того, какой способ подходит именно вам, проще всего будет самостоятельно поэкспериментировать, благо, все материалы доступны, а химия продается небольшими объемами за копейки.
В следующей статье посвящённой обработке торца, я буду рассматривать как обметать край декоративными швами и парочку нестандартных средств для обработки уреза.
Всем спасибо, кто дочитал, надеюсь материал был полезен
Еще раз о бахтарме и урезах.
Если вы уже давно пользуетесь дорогой брендовой химией, то тут вы ничего интересного не найдете. Данный пост от начинающего для начинающих.
Когда только берешься за работу с кожей, вопрос в первую очередь встает в отсутствии полной уверености, что эта тема твоя и ты не бросишь. И как следствие в стоимости всего этого удовольствия. Купить хорошую (и конечно же недешевую) кожу\химию\инструменты можно допустим, но если не зайдет или брошу например? Будет обидно и жалко. Поэтому начинающие такие любители колхозить из подручных материалов. Чтобы потом не было обидно.
Ниже снова про бахтарму и урезы, как решил это вопрос я.
Дальше небольшая. кхм. фотоинструкция наверное.
Бахтарму обычной широкой кистью жирно промазываю лаком. Можно в несколько раз с перерывом в 15-20минут. Лак хорошо впитывается в толщину кожу и в том числе заполняет и поры. На следующий день после обработки бахтарма склеивается, получается жесткой. ну, лакированной одним словом. По другому не могу описать. Получается вот так :
А дальше беру наждачку где-то 320-400е зерно, чтоб немного поднять ворс. Можно и мельче, но не вижу смысла. Лично я считаю, что кожа должна выглядеть как кожа (это был камень в огород КМЦ). После нее получается вот так:
Ворс поднимается немного, но бахтарма, не сыпется и не линяет.
Так же решается с помощью акрилового лака вопрос и с урезами. Фото ниже это только что склеенный кошелек, урезы еще не обрабатывались. Клей наирит. Кожа та же, что и на самом верхнем фото, но после обработки бахтармы. Дальше несколько последовательных фото.
Между верхним и нижним фото была наждачка, но фото не получилось. После наждачки снова лак.
Дальше наждачка, но более мелкая.
Потом заполировал урез тем же лаком с помощью старых трусов специальной ткани и шерстяным носком с воском. Замечу, что не воском натирал, а просто восковым носком. То есть просто полирнул.
На этом изделии урез меня устроил, но я проверял, можно еще лучше.
Кстати им же покрыл и лицевую сторону.
Подскажите лучше изначально склеивать и красить потом сшивать или же наоборот?
Прошу помочь
Кобура для смарта на пояс
Увидел на Али чехол для смарта на пояс, понравилась идея.
Решил сделать себе такой.
ЗЫ Для лопаты 6.67″, из всего, что я пробовал таскать на поясе, по комфортности использования эта кобура мне больше всего понравилась.
Сделал себе подарок на новый год!
Очень приятные тактильные ощущения, когда держишь в руках
Все идеально помещается, и ещё остаётся место для свернутых купюр
Buttero Cognac тоже не осталась без дела
Первый ремень
Всем привет! Собрался вот такой первый ремень из толстенной кожи, решила поделиться.
Массивная пряжка из нержавеющей стали, ременная кожа, инструменты все с Алика.
Браслеты из кожи
Долго выбирала, но все же решилась заказать в Китае магнитные застежки для браслетов. На пробу взяла «золотые» и «серебряные». Начала с простого, гладкого
Полоса 22 мм шириной. Внутрь приклеена сердцевина
Малость скосила, когда приклеила.
Высечным пробойником (шаг 4 мм, диаметр 1 мм, отступ от края 2 мм) сделала отверстия.
Далее начала сшивать швом «ёлочка»
Затем, немного помучившись, смогла вклеить заготовку в застёжку. Для надёжности потом ещё прижала ее плоскогубцами.
А так смотрится на руке
Полосы нарезаны. Дальше самое интересное)) Плетение
От усердия затекла рука и онемел большой палец. Из-за того, что не угадала с шириной сердечника, пришлось подрезать косичку и с трудом запихнула ее в замок
Потом уже поняла, что кожу для сердечника надо было брать в тон с основной
Кардхолдер
После выпуска превью гайда от Peter Nitz по технике leather marquetry я решил однозначно что надо что-то реализовать. В целом я уже месяцев 4-6 хотел попробовать использовать данную технику в жизни и даже спроектировал пару обложек для паспорта с довольно сложными рисунками. Оставлял их на потом так как хотел реализовать данные проекты из кожи козы от Alran. На передней панели 3 кармана, 2 верхних кармана подвернуто, нижний 2 слоя по 0.5 и покрашен. На заднюю панель изначально хотел добавить простые геометрические фигуры, далее я захотел как-то обыграть 3д эффект на плоскости и в итоге пришел к классическому паттерну куба. Для реализации данной идеи я вырезал кусок кожи, на котором я буду собирать элементы мозаики. Рамку я вырезал с помощью паттерна из плотной бумаги, приклеенной к коже для того, чтоб не растянуть полосу и приклеил к основе. Нарезал деталей для сборки мозаики и начал вклеивать по изначально задуманному паттерну и отбивать детали молоточком. Краска Stahl, шаг 3.85, урез 2.5мм, нить Meisi m40.
Ремешок для часов «Лисий хвост»
Ремешок для часов с интересным сочетанием прошивки и интересным видом прошивки и небольшим подиумом.
Часики простенькие, но очень урасивые.
Первый вариант прошивки, хотел сделать с одной стороны оранжевая с другой белая, но остановился на этом варианте.
Ремешок на малый обхват запястья длина 6.5 см. и 11 см.
Крепления к часам 22 мм.
Ремешок для часов Diesel. Ремешок-напульсник разноцветный
Ремешок для часов Diesel в виде напульсника, съёмная модель с разноцветной прошивкой.
Ремешок стандартной длины.
Прошивка вощеными нитями в ручную.
Кожаный «тигр»
Пошил кожаную сумку к десятилетию Скайрима
Квестовая вещь.
Шил вручную. Потратил пару вечеров. Размер 20*16*6см
Внутри тканевый подклад.
Жду комментариев о том что швы кривые, синяя окантовка кривая, торцы внутри не закрыты и вообще все технически и эстетически омерзительно
Обработка урезов, что может быть легче?
Я постараюсь ответить на все ваши вопросы по порядку, дочитайте до конца и если вы не нашли ответа, пишите в комментариях.
Первый свои знания я подчёркивал с ютуба и различных источников в интернете. Я любовался работами корейских мастеров и такая вещь, как урезы не давали мне покоя.
Итак, если вы используете кожу козы, хромку и тд. Если у вас несколько слоёв этой кожи. Если вы в принципе не работаете с кожей РД то вот вам мои способы обработки урезов.
Я не буду говорить, как я пришёл к таким шагам, которые вы прочтёте ниже, но скажу, что все что основывалось на меньших шагах, не давал мне нужный результат.
Шаг 1: вам нужен либо идеальный срез острым ножом или вы должны его хорошо обработать наждачкой, чтобы он был как можно более ровным и гладким.
Шаг 2: наносим краску толстым слоем. Здесь я сразу забегая вперёд, скажу что лучше вам ещё купить грунт, но я тогда считал, что моим грунтом будет первый слой. И даём высохнуть.
Шаг 3: после того, как краска впиталась, образовав неровности и застывшие ворсинки и куски краски, вам нужно это дело зачистить наждачкой 800 или 600. Главное, вы должны снять краску с застывшими образованиями, но при этом не задеть основную ее часть, которая впиталась в урез.
Шаг 4: наносим краску и ждём высыхания.
Шаг 6: если у вас не получился гладкий урез ещё, повторяем шаги 4 и 5.
Шаг 7: после того, как вы видите что урез уже хороший, разбавьте чуть чуть краску 50 на 50 водой и нанесите на ваш урез тонким слоем. Я это делал для того, чтобы вернуть цвет, потеряный после обработки наждачкой.
Шаг 8: после высыхания, пройдитесь тряпочкой с воском или любой другой химией. Я использовал восковую смесь от фирмы TIMBERLAND. У меня был он под рукой. И наслаждайтесь результатом двух дневной работы. Так как сумку я делал для конкурса, то торцы была главная задача.
Вот результат и сумки, и торцов.
Такой результат уреза я могу вам гарантировать при использовании выше приведённых шагов и краски кенда экстра мат без грунта.
Глава 2: Малец рос и до лучшей химии дорос.
Теперь расскажу про то, с чем я работаю сейчас и почему так, а не иначе.
Получив свой долгожданный ровный урез, мне не давали покоя эти шаги, слишком долго, слишком много времени уходит. Я считал, что должен быть вариант быстрее. И стал искать. Стал изучать этот вопрос и наткнулся на таких производителей, как: GOARDINNI и FENICE. Последний используется для горячего способа нанесения краски, используемый в HERMES. Горячий способ я убрал до лучших времён, решил, что лучше я куплю на эти деньги разнообразной качественной кожи, а вот GIARDINNI стал моим фаворитом. Итак смотрим:
Приобретён воск колумбус бесцветный (скоро узнаете зачем он). Думаю многие не понимают, как таким тугоплавким воском вообще работать.
Также приобретен токонол, но о нем вы должны, как минимум были слышать. Для меня это было открытие ещё.
Это без химии и обработок.
Теперь давайте к шагам, по обработке урезов.
1. Взбалтываем краску и грунт. Наносим грунт на урез. По цвету грунт похож на разбавленный токонол. Белая жижица. Очень хорошо впитывается в кожу. После высыхания получается блеск и лоск.
Фото грунта на коже после высыхания.
Шаг 2: шлифуем наждачкой, чтобы убрать характерный я заметил рельеф с ложбинкой во внутрь. Наждачку использую 800. И наносим слой краски поверх. Что могу сказать сразу, данная химия очень легко наносится, нежели Кенда, сама по себе болеее жидкая. Работать в удовольствие.
Думаю очевидно, для чего нужен грунт теперь и что грунт не равняется краске.
Шаг 3: наносим слой краски и даём высохнуть. Теперь краска легла идеально на грунт. И вот вам результат.
И на сгибе. По этому поводу. Краска очень эластичная. Ведёт себя потрясающее на любых сгибах.
Шаг 4: полировка воском колумбус. Первое время я не понимал его. Но он даёт очень важный эффект. Эффект бархатистой матовости. Вам нужно взять тряпку, накрутить на палец и потереть интенсивно по воску. Далее отполировать торцы обычными движениями. Чуть надавливая. И можете любоваться эффектом.
Вот и все ребята. Чем щепетильнее будете выполнять шаги, тем лучше будет результат. Вопрос лишь, для каких целей вам нужен настолько идеальный урез, ради которого вы готовы будете несколько дней сводить его в ноль и блеск.
Вот ещё один пример, выполненный другим цветом краски.
А теперь я думаю вы поняли разницу. Что 8 это не 4 шага, и что процесс занимает гораздо меньше возни и ваши основные этапы: грунт, наждачка, краска и полировка.
Теперь к токонолу. У меня бесцветный. Взял на пробу, для обработки урезов на коже РД.
Это средство просто маст хэв. Все что нужно, это сликер и палец, которым вы это нанесёте. Вот вам два примера:
1. Кожа РД, вода и сликер
Второй пример, лошадиная кожа. Токонол и сликер.
Подводя итоги, хочу выделить ещё один способ. Это горячий. Он выполняется с помощью специальных машин, со специальными насадками и термокрасками FENICE (они есть термо и обычные). Процесс такой же, но я знаю ребят, которые поделились со мной опытом. Сам не проверял, потому что, я нашёл свои урезы.
Вам понадобится. Грунт, термокраски и машина с регулировкой температуры.
2. Зачищаете наждачкой
3. Наносите краску и утюгом плоским водите из стороны в сторону. Таким образом все неровности припекаются и заглаживаются. Торцы становятся такими же ровными. А далее колумбус или другой химией для полировки.