Как тушат пожар в небоскребах
Работы выше крыши
Думаю, ни в одном регионе такой вертолетной службы спасения нет. Наверное, потому, что в Москве денег полно?
Какие были варианты?
Когда пожарные вертолеты особенно ярко себя проявили?
Параллельно совершенствуете системы пожаротушения?
— Это тот случай, когда лучшее враг хорошего. Существующие системы и средства работают нормально. А вот новые методики спасения людей мы действительно разрабатываем. Вертолетчики уже сейчас способны не только заливать пламя, но и эвакуировать людей. При пожаре вертолет может сесть даже на крышу. Если, конечно, там есть оборудованная площадка 25 на 25 метров. При этом не должно быть антенн, кабелей, растяжек. Такие площадки есть. Это шанс на спасение для тех, кто оказался на огромной высоте и отрезан огнем от нижних этажей. Коленчатый подъемник пожарных может достать до 100-метровой высоты. Но что делать, если офисы находятся выше? В таком случае вертолет садится на крышу и забирает одновременно до семи человек.
Сейчас мы разрабатываем новую технологию спасения при высотном пожаре. Хотим сделать прочную кабину, в которой люди спускались бы вниз, как на лифте. В ней могли бы разместиться уже не 7, а 15-20 человек. Такой воздушный «лифт» не должен вызвать психологического дискомфорта. Мы ведь, когда заходим в лифт, не думаем, что под нами бездна, а кабина крепится на трех тросах. Такие технологии примеряются в армии для эвакуации десанта и водолазов. Рассчитаны на физически и морально подготовленных людей. Для «гражданки» нужны другие технологии. А мы, хоть и работаем в экстремальных ситуациях, подчиняемся правилам гражданской авиации.
Новые вертолеты будете покупать?
Может, хоть один вертолет под музейный экспонат переделать?
— Нет-нет, это дело потомков! Мы же еще молоды. Нашему авиацентру 12 марта исполнилось только 16 лет. Так что мы еще встаем на крыло!
О собеседнике
Пожарные гидранты и корабли: как тушат пожары в московских небоскребах
Пожарно-спасательный центр провел тренировку в «Москва-Сити»
Сегодня тушили возгорание на башне «Москва-Сити». Правда, не настоящее, да и само здание ещё не достроено. Зато так сотрудники пожарно-спасательного центра Москвы (207-й отряд) смогли отработать необходимые навыки, чтобы уметь справляться с нештатными ситуациями на любой высоте. Для борьбы с огнём в ход пошло всё.
Помещения на 200-метровой высоте заполнены дымом. В строящемся доме пока не работает собственная система пожаротушения. Легенду учений в «Москва-Сити» спасатели максимально приблизили к реальным условиям.
В «Москва-Сити» живут и работают тысячи людей, это популярное место у туристов. Поэтому возгоранию в высотном здании всегда сразу присваивают повышенный класс опасности. 207-я пожарная часть создана специально для этого квартала, поэтому первые расчеты должны прибывать не более чем через пять минут.
На земле стоит мощная помпа, которая закачивает воду на 10 этажей. Она попадает в емкость, откуда другая помпа поднимает жидкость на следующие 10 пролетов. Весной 2012 года на 67 этаже башни «Восток» произошел пожар. Огнем было охвачено 300 квадратных метров. Здание еще строилось, поэтому систему пожаротушения к тому моменту не запустили.
Сегодня в учениях участвовало пожарно-спасательное судно «Полковник Чернышов». Корабль может взять неограниченное количество воды прямо из акватории реки и доставить ее на расстояние до полукилометра.
Сегодня в роли строителей были аттестованные спасатели. Которые не только слушают команды коллег, но и сами знают как вести себя в любой ситуации. Однако в практике пожарным приходится работать с совершенно разными людьми.
«Москва-Сити» насчитывает 12 небоскребов и активно развивается: строятся еще четыре. Поэтому внутренние тренировки застройщики проводят раз в полгода, и каждый год идут подобные учения со спасателями.
Иван Колесников, Николай Карбанов, Павел Суменков, Даниил Шкловский Евгений Алекса́ндров. «ТВ Центр».
Дотянуться до небоскреба
Сергей Желтов: Этот вопрос остро стоит перед всеми странами, даже теми, кто начал строить небоскребы еще в конце 19 века. Универсального ответа на этот вопрос нет.
Мы предложили свой вариант, основанный на смешении воды с воздухом. Этот метод имеет ряд преимуществ наряду с традиционными огнетушащими средствами. Он обеспечивает возможность подавать смесь на высоту более 150 метров с созданием напора пожарными насосами.
До какой высоты можно обеспечить хороший напор струи?
Сергей Желтов: На днях состоялось опытное пожарно-тактическое учение. Мы проверили работу новой системы пожаротушения в башне «Империя» делового центра «Москва-Сити» и достигли подачи огнетушащих веществ на отметку 59-го этажа здания.
Эта установка была протестирована впервые. В учениях было задействовано 20 человек личного состава, контролирующих проход водно-воздушной смеси по пожарным рукавам и трубам. Эти испытания дали возможность изучить свойства смеси воды и воздуха, образованной с помощью специального смесителя.
То есть жителям верхних этажей беспокоиться не о чем? Теперь есть уверенность, что их спасут?
Сергей Желтов: Эксперимент показал перспективу данной схемы боевого развертывания. При этом, повторюсь, универсального единого метода спасения людей и тушения пожара на большой высоте не может быть. Пожар пожару рознь и его надо ликвидировать, исходя из конкретных реальных условий, а они всегда разные.
Обычному человеку не очень понятны различия в этих способах. Нельзя ли подробнее?
Сергей Желтов: На самом деле все довольно просто.
Первый способ предполагает подачу воды для тушения пожара в высотной части здания с использованием пожарных мотопомп через определенное количество этажей.
Скажем, загорелась квартира на самом верху. По приезде к месту возгорания пожарные прокладывают наверх рукавную линию по лестничному маршу, включая в схему подачи пожарные мотопомпы, которые усиливают давление воды для устойчивой работы пожарных стволов на участках тушения пожара.
Второй способ предполагает подачу «воздухонаполненой пены» от специальной установки CAFS. Этот способ подачи смеси на высоту оптимален при отсутствии штатных систем пожаротушения в здании.
Третий способ основан на работе пожарной системы с гидроабразивной резкой «Кобра». Она эффективна, если приходится работать с пожаром в закрытых помещениях. Там водяная струя не только тушит, но и режет различные материалы, которые препятствуют проходу пожарных к очагу огня. Эта установка позволяет прорезать различные строительные конструкции, а мелкодисперсные капли воды, возникающие при работе установки, интенсивно испаряются, отводя большое количество теплоты от зоны горения, реализуя тем самым тушение пожара способом охлаждения.
Четвертый способ основан на подаче воды только за счет насосов высокого давления пожарного автомобиля с использованием рукавов повышенной прочности.
Но стоит учитывать, что все эти способы требуют значительного количества времени, а также привлечения большого количества сил и средств для прокладки рукавных линий.
Четвертый способ, как я понимаю, применяется, если возгорание произошло не на самом верху?
Сергей Желтов: Да. Он очень эффективен, если горят не самые верхние этажи. Современные насосы отечественных пожарных автомобилей оборудуют электронными системами получения водопенного раствора. Под давлением концентрат пенообразователя впрыскивается в патрубки насоса, и мгновенно смесь готова к использованию.
До какого этажа могут быть эффективны пожарные лестницы?
Сергей Желтов: На вооружении пожарно-спасательного гарнизона Москвы имеются подъемные механизмы от 30 до 101 метра. В зависимости от высоты самого этажа вылет спасательной люльки достигает 30-го этажа, но не всегда во дворах можно установить такой подъемный механизм из-за его габаритов или загруженности придворовой территории.
Какие еще новшества могут помочь при борьбе с высотным пожаром?
Сергей Желтов: Например такая, разработка, как тактическая вентиляция. С ее помощью происходит целенаправленное движение потоков воздуха, вместе с которыми из здания удаляются продукты горения и тепло, обеспечивая тем самым приемлемые условия для эвакуации людей и комфортную обстановку для работы пожарных и спасателей, уменьшение температуры и улучшение видимости.
Также специалисты пожарной охраны постоянно работают не только над новыми средствами тушения пожара, но и над огнетушащими веществами, которые минимизируют ущерб от процесса его ликвидации.
Справка «РГ»
«Небоскребы тушить намного сложнее». Репортаж из самой известной пожарной части США
«С детства я мечтал вырасти и стать пожарным», — говорит чикагский спасатель Фред Талавера. TUT.BY посетил легендарное чикагское пожарное депо №18, сотрудники которого тушат пожары, вытаскивают людей из покореженных машин, достают котиков с деревьев, собачек с крыш, а в свободное от вызовов время снимаются в горячем сериале про самих себя.
Мы продолжаем рассказывать о нашем большом путешествии по США на автомобиле в совместном с « Корона Техно » проекте.
«Осторожно, готовят мужчины»
Наш проводник по части Фред Талавера, отработавший в бригаде уже 11 лет. За его плечами десятки спасенных людей, питбуль и щенок. Фред встречает нас у входа и ведет в гараж.
— Стать пожарным было нелегко. Я пришел уже в зрелом возрасте и мне приходилось бороться за право стать спасателем с молодыми ребятами. Получилось успешно пройти подготовку и поступить на службу. В то время подготовка занимала шесть месяцев, сейчас — девять, — объяснил собеседник.
Фред Талавера
Наш путь к сердцу депо лежит через коридор, стены которого украшены агитплакатами, фотографиями и календарем с полуголыми накачанными спасателями и парамедиками. Моделей для съемок собрали из разных бригад. Все свои, доморощенные, дадут фору любому атлету.
В знаменитой пожарной части часто проводятся экскурсии. На одной из них детям предложили кратко объяснить, кто в их понимании «герой». И сделали из этого целую экспозицию.
«Герой спасает людей и защищает наш город. Они не дают случиться плохим вещам»
По дороге замечаем комнату отдыха и совещаний. У левой стены помещения большой обеденный стол, а за ним барная стойка, которая отделяет кухню.
— Эту комнату нам обустроила съемочная группа сериала «Чикаго в огне». Им нужна была такая комната для съемок, — пояснил еще один наш экскурсовод — пожарный Джесси Ренгэл.
Табличка на стене: «Осторожно, готовят мужчины»
В коридорах можно встретить старое оборудование, которое раньше использовалось пожарными. Также ребята собирают нашивки и эмблемы частей со всего мира. Белорусских или российских среди них мы не нашли.
«О, ребята, вы же пожарные Чикаго»
Пожарное депо №18 стало самым известным в США в 2012 году, когда телекомпания NBC начала здесь снимать телесериал «Чикаго в огне» (в другом переводе «Пожарные Чикаго») — эдакая мужская версия «Анатомии Грэй». Пилотная серия телешоу собрала высокие рейтинги, и его сразу продлили на первый сезон. Сериал успешно продержался в эфире пять лет, а с сентября этого года пойдет на шестой срок.
Телекомпания не только снимает шоу на территории депо, но также задействует в съемках реальных пожарных, использует те же самые номера расчетов и их геральдику.
На одной из стен есть фотографии со съемок сериала.
— Когда начинаются съемки, тут собирается 50−60 человек. При этом мы продолжаем выполнять свою работу. Поначалу было сложно, но потом привыкли. Ну и съемочная группа покупает нам обед, — смеется Фрэд, — В съемках на эпизодических ролях часто участвуют наши пожарные и спасатели.
Создатели сериала любят использовать реальную амуницию и пожарных. Кроме того это позволяет им экономить средства на массовке и дополнительном оборудовании — мы все приносим свое. Деньги от аренды площадки идут не в депо, а в городской бюджет. Также для нас это очень хороший способ популяризации своей работы. Мы выезжаем на вызов и нам говорят: «О, ребята, вы же пожарные Чикаго».
— Я снимался в каждой серии, — улыбается Джесси. — Роли маленькие, но люди иногда меня узнают на улице, просят сфотографироваться, оставить автограф.
Джесси Ренгэл.
Привлечение к съемкам спасателей и пожарных добавляет сериалу реалистичности. Хотя до документального фильма ему еще далеко, отметил Фред.
— Например мы с ребятами работали в эпизоде, где нужно было достать из автомобиля жертву аварии. Мы действовали в кадре так, как работали бы в реальной жизни. Конечно, есть моменты и чересчур голливудские, когда смотришь и думаешь: «Ни за что бы мы так не делали». Если от этого абстрагироваться, то сериал хороший. Один из наших прошлых начальников сейчас участвует в его создании в качестве эксперта. Он рассказывает сценаристам реальные истории, которые происходили в городе, случаи спасения, а затем их добавляют в сюжет, — объяснил Фред.
Диспетчерский пункт, где принимаются и отслеживаются вызовы. Отсюда же по громкой связи бригады вызываются на пожары и другие происшествия. Это место также задействовано в съемках.
Шест, которого в части никогда не было
Сериал дает хорошее представление о том, как устроено депо №18. Гараж выполняет функцию не только места хранения автотранспорта, но и спортзала. Помимо автоцистерны и автомобиля парамедиков здесь располагаются турники, тренажеры, гантели и переносное баскетбольное кольцо.
Здесь же можно заметить и неотъемлемый атрибут всех старых пожарных частей — шест. Правда в депо №18 его никогда не было. Пожарный шест в гараже появился исключительно для съемок сериала — один его конец упирается в крышу, другой — в пол.
Тот самый шест — посередине.
— Много лет назад центр Чикаго был преимущественно двухэтажным. При этом на первом этаже размещались лошади и пожарные повозки, а на втором — комнаты для пожарных. Там пожарные шесты использовались по назначению. Наш — исключительно для съемок сериала, — рассказал Джесси.
«Мы должны быть готовы к выезду в течение 45 секунд»
Рядом с автоцистерной стоят пожарные сапоги со спущенными штанами на подтяжках. В таком положении их оставляют, чтобы как можно быстрее надеть по тревоге.
Подготовленные пожарные штаны и сапоги. На внутренней стороне голенищ большими буквами написана фамилия пожарного (чтобы не перепутать).
— Мы должны быть одеты и готовы к выезду в течение 45 секунд после сигнала тревоги. Молодые ребята в этот норматив укладываются. У старичков, как я, это занимает немного больше времени, — смеется Фред. — Пожарные депо разбросаны по городу так, чтобы до самой дальней точки твоего района дорога занимала не более трех минут.
Чаще всего пожарные чикагского депо №18 сталкиваются с медицинскими вызовами: ухудшение состояния, неудачное падение, несчастные случаи. На каждый поступающий вызов к месту отправляются автоцистерна и автомобиль парамедиков.
— Иногда также выезжает полиция, если по этому адресу фиксировались случаи нападения или агрессивного поведения. Бывает, что едет только автоцистерна. Но каждый спасатель знает, как оказывать первую помощь. Нас обучают делать всё, что делают парамедики. У нас точно такой же набор медикаментов и оборудования. Единственное, что мы не можем — это транспортировать потерпевших, — поделился собеседник.
В автоцистерне и автолестнице ездят пять человек. Двое, включая водителя, — спереди, трое сзади. На пожары выезжают 2 автоцистерны, 2 автолестницы, автомобиль начальника и парамедики.
Сотрудница части проверяет автомобиль между вызовами. В части его заправляют, а также заряжают электронные системы.
— Мы приезжаем, и если пожар подтверждается, то к нам подключается еще столько же автомобилей и людей. Таким образом, на одном пожаре может работать от 50 человек и более 10 единиц техники. Много вызовов на пожары приходят из-за человеческой невнимательности. Кто-то засунул башмаки сушиться в печку, повесили полотенце на обогреватель. Иногда в старых зданиях случаются пожары из-за неисправной проводки. Много вызовов приходит от пьяных людей, которые засыпают с сигаретой в руке или ставят пиццу готовиться в духовке, а сами засыпают, — рассказал Фрэд.
Пожарной машине могут не уступить на дороге
Американские гидранты, которыми щедро усеяны улицы больших и малых городов, — это не дань традиции, а насущная необходимость. Как пояснил, Фред, вместимость одной автоцистерны — 500 галлонов воды (или почти 1900 литров).
— Этого недостаточно для того, чтобы потушить пожар в доме. Для тушения авто — может хватить, но не для здания. Мы приезжаем на вызов, подключаем автоцистерну к гидранту, и он постоянно подкачивает воду. Вода из рукава подается со скоростью 250 галлонов в минуту. То есть без гидранта автоцистерна опустеет за две минуты. Именно поэтому парковка возле гидрантов строжайше запрещена, а машины нарушителей обязательно будут эвакуированы.
С предоставлением преимущества спецтехники на дорогах Чикаго ситуация примерно такая же, как и в Беларуси.
— Для водителей уступить дорогу пожарному автомобилю с включенной сиреной это, скорее, право, а не обязанность. Наши водители рискуют, когда отступают от правил дорожного движения во время вызова. Был случай, когда парамедика отправили в тюрьму из-за того, что он проехал с включенной сигнализацией на красный свет. Он выехал на перекресток, врезался в другой автомобиль, водитель которого потом скончался. В результате его признали виновным и назначили лишение свободы. Поэтому даже с сиреной мы стараемся ездить аккуратно: притормаживать на перекрестках, смотреть, нет ли другого транспорта.
«Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях»
Деловой центр Чикаго заполнен небоскребами. Пожарами в высотных зданиях занимается отдельный отряд спасателей.
— Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях, — объяснил Джесси.
В Чикаго и некоторых крупных городах США для тушения пожаров в небоскребах используется специальная установка, которая называется «Hero pipe» («труба героя»). Ее изобрел капитан пожарного расчета Майкл Уилгат. Идея пришла ему в голову во время тушения пожара в небоскребе. Он заметил, что гидравлическая автолестница не доставала до окон горящих многоэтажек, и спасателям было очень сложно ликвидировать пожар.
Тогда капитан взял кредит и в своем гараже начал разрабатывать прототип устройства, которое бы успешно справлялось с пожарами в высотках. Через восемь лет работы первая модель была готова.
Изобретение Уилгата — слева.
Изобретение Уилгата состоит из двух частей: основания и трубы в форме перископа, к которой крепится пожарный рукав. С помощью опор устройство фиксируется под этажом возгорания, конец трубы устанавливается напротив окна горящего помещения, а затем туда подается вода под напором до 2300 литров в минуту. Изобретение капитана было успешно испытано и поставлено на вооружение пожарным в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами. Как пишут в местной прессе, стоимость одной такой установки — 50 тысяч долларов.
— Патентом на это изобретение владеет наш капитан. Это его бизнес. Сколько он на этом заработал, не знаю, но он точно отбил свои расходы на дизайн и на разработку, — сообщил Фред.
«Когда я начал работать, получал 49 тысяч долларов в год»
Костюмы американских спасателей снабжаются приборами персональной защиты. Если в течение 30 секунд прибор не фиксирует движения, он начинает громко пищать и посылает на пульт диспетчера сигнал о тревоге. Это позволяет установить местонахождение травмированного или потерявшего сознание спасателя даже в условиях нулевой видимости.
— На нас очень много защиты. Если вы правильно надели обмундирование, то риск вреда здоровью минимизируется, но он всё равно постоянно присутствует. Иногда люди покупают дома и вносят изменения в оригинальный проект, а потом из-за таких изменений здание становится слабее и при пожаре может просто сложиться.
Как рассказал Фред Талавера, учитывая риск, зарплата пожарного немного выше средней по городу по специальностям, для которых не требуется получения диплома о высшем образовании.
— 11 лет назад, когда я начал работать, получал 49 тысяч долларов в год. Потом, в зависимости от выслуги, у меня повышалась зарплата. Сейчас я зарабатываю около 90 тысяч долларов. Для повышения по службе в нашей работе не обязательно иметь высшее образование. Потому, что всё, чему мы учимся, мы постигаем с опытом. Даже начальником пожарного депо можно стать без диплома.
В свободное от вызовов время пожарные наводят порядок на территории части, тренируются, проверяют свое снаряжение, следят за исправностью гидрантов, которых в Чикаго почти 50 тысяч.
— Их нужно проверять дважды в год, — вздохнул Джесси.
После работы спасатели также много времени проводят вместе. Руководство регулярно устраивает барбекю, отдых на природе, командообразующие тренинги.
— Мы живем одной большой семьей. Мы проводим вместе несколько дней в неделю. Мы вместе работаем, отдыхаем, занимаемся спортом. Постоянно друг с другом, как на работе, так и дома, — пояснил Фрэд.
— Хорошие отношения в коллективе очень важны, — вторит ему Джесси. — Мы рискуем своей жизнью, заходим в горящие здания, которые могут обрушиться. В такие моменты очень важно знать, что твой напарник тебя поддержит.
«Чикаго в огне»
В гараже раздается сигнал тревоги. Диспетчер вызывает на место автоцистерну. Четверо ребят выбегают из дверей, «прыгают» в сапоги, набрасывают куртки, шлемы и загружаются в машину. С ними уезжает и Фред. Под звуки сирены и мигание синих проблесковых маячков автоцистерна выезжает из ворот гаража.
В сериале «Чикаго в огне» бравые парни наверняка выехали бы на какой-нибудь пожар в многоэтажке. Они бы бесстрашно взобрались по лестнице горящего здания и на руках вынесли из огня ребенка. Прохожие бы им рукоплескали, а замучанный спасатель снял шлем, провел мускулистой рукой по замазанному сажей лбу и сказал бы на камеру: «Не надо благодарности. Я просто делаю свою работу».
Видео снято на Samsung Galaxy S8
В реальности это был вызов к прохожему, которому стало плохо на улице. Бравые ребята никого из огня не выносили, но оказали пострадавшему первую помощь, передали медикам и вернулись в депо ждать следующего вызова. Не такого зрелищного, как в кино, но не менее важного.