Как турки относятся к азербайджанцам
Турки и азербайджанцы: один народ или нет?
Но давайте разберемся: неужели турки и азербайджанцы действительно один народ? Или все же два очень близких народа?
Начнем с языка. Турецкий и азербайджанский языки относятся к западной огузской группе тюркских языков. И похожи по своему словарному составу процентов на 80-90. Для сравнения процент понимания между говорящими на своих языках русским и украинцем составит около 70%.
Азербайджанский взял в себя некоторые кыпчакские языковые черты, не имеющиеся у турецкого. В турецком также более неологизмов, придуманных еще во времена Ататюрка. Речь азербайджанца для турка может показаться несколько архаичной.
Генетика
Тут есть немного различия. Турки вобрали в себя немало греческого и южнославянского элемента. Азербайджанцы включили в свой состав много иранской и кавказской (лезгинской, аварской и т.д) составляющей.
Религия
Стоит отметить, что для турков и азербайджанцев ислам далеко не главный фактор. Гораздо важнее для них общие тюркские корни.
Менталитет
Турки и азербайджанцы весьма похожи менталитетом. Два кипучих воинственных народа, деятельные создатели великих империй прошлого и творцы процветающих государств Евразии настоящего.
Нынешняя война в Нагорном Карабахе наглядно показала: азербайджанцы суть великие воины, легко побеждающие самого упорного врага.
Не отстают в военном плане и турки, распространившие при Эрдогане свое влияние на часть Сирии, Ирака, Ливии, Южного Кавказа.
Резюме
Турция и Азербайджан. Что скрывается за фасадом лозунгов о братстве?
Левон Мелик-Шазназарян
Езиды. Кто они?
Турция и Азербайджан. Что скрывается за фасадом лозунгов о братстве?
Евгений Сатановский: России не нужна Турция, поддерживающая исламистский террор
Судьба по наследству
Лисицианы Великолепные
Звездный час Тиграна Петросяна
Плюсы и минусы Евразийского союза для Армении
Сердца нет у времени…
Философская притча Вигена Чалдраняна
Лыжный ход Сергея Микаеляна
Принято считать, что Турция является наиболее дружественным Азербайджану государством. Украденная Гейдаром Алиевым и широко распространяемая в Азербайджане и Турции фраза первого президента Туркмении С.Ниязова (Туркменбаши) «Бир миллет – ики довлет» («Один народ – два государства») преподносится обывателю как подтверждение дружбы анатолийских и закавказских турок. Между тем, искренность этой «дружбы» постоянно ставится под сомнение как на бытовом уровне, на котором религиозные отличия (османские турки в основном исповедуют ислам суннитского толка, в то время как закавказские турки являются приверженцами шиитской ветви ислама) зачастую играют решающую роль, так и на государственном.
Правительства двух этих государств враждуют, и эта вражда уже не скрывается и даже выплескивается на страницы прессы, особенно турецкой. Внешнеполитические интересы Баку и Анкары зачастую не только не совпадают, но и входят в открытое противоречие. Турция видит в порожденном ею же Азербайджане некого взбунтовавшегося выкормыша, наладившего военно-политические отношения с Израилем и пытающегося (не без успеха) влиять на внешнюю политику Анкары. Баку отказывается признать независимость Косово и Турецкой республики Северного Кипра, являющихся частью внешнеполитической деятельности Анкары, и, что не менее важно, мешает Анкаре в интеграции с Европой. Кроме того, правящий в Азербайджане клан Алиевых, имеющий курдское происхождение, практически открыто финансирует курдское повстанческое движение в Турции, что представляет непосредственную угрозу целостности этого государства. Под давлением Азербайджана Анкара вынуждена была заморозить Протоколы о налаживании отношений с Арменией, что стало причиной ухудшения отношений Турции с западным сообществом, в первую очередь с США.
В этих условиях Турция предприняла ряд шагов, вначале носивших предупредительный характер, а в дальнейшем демонстрирующих открытое неприятие Анкарой правящего в Азербайджане клана и его политики. Первый такой «звоночек» прозвучал 14 октября 2009 года, когда за несколько часов до начала футбольного матча Турция – Армения в Бурсе полиция стала в массовом порядке отбирать у приехавших из Азербайджана болельщиков флаги этого государства. Униженные и оскорбленные, азербайджанские болельщики потом с нескрываемой обидой рассказывали о том, что все мусорные урны Бурсы были переполнены разорванными флагами Азербайджана.
В Азербайджане тогда в ответ сняли флаг Турции с Аллеи шехидов – культового места в столице республики. Причем, как бы намекая на то, что решение это окончательное, убрали не только флаг, но и его мраморный постамент. Со временем Протоколы были практически отвергнуты, постамент и флаг вернули на место, и на внешний взгляд турки османские и закавказские вновь стали «бир миллетом». По этой причине выступление в середине сентября прошлого года премьер-министра Турции на заседании парламентской фракции партии «Справедливость и развитие» для многих оказалось неожиданным. Напомним, Эрдоган в присутствии многочисленных журналистов рассказал историю о том, как в 1945 году были расстреляны 146 перешедших на турецкую сторону и попросивших политического убежища представителей «азербайджанской интеллигенции». Данная история на территории бывшего СССР, в отличие от Турции, практически не была известна. Однако суть рассказанного состояла еще и в том, что отец нынешнего президента Азербайджана, экс-президент этой республики Гейдар Алиев служил в то время в НКВД в… Нахиджеване, именно там, где были расстреляны «азербайджанские интеллигенты». Наблюдатели обратили внимание на то, что президент Азербайджана И. Алиев никак не отреагировал на это сообщение Эрдогана, что «объясняется возможным участием Гейдара Алиева в расстрельной команде».
Несмотря на молчание (а может, именно по этой причине), Эрдоган продолжил негативную эксплуатацию имени Гейдара Алиева. В конце января, выступая по турецкому телевидению, премьер-министр Турции неожиданно, практически без всякой логической связи с темой выступления, привел в качестве кричащей безвкусицы и подозрительного расточительства строительство Центра Гейдара Алиева в Баку. Вслед за тем стало известно, что в турецких учебниках «Конституционное право» для университетов имя Гейдара Алиева, наряду с именами А. Пиночета и С. Хуссейна, приводится как пример кровавого диктатора. Наконец, 8 февраля, выступая по государственному телевидению, известный в Турции советолог Омар Озкаян обвинил Гейдара Алиева в убийстве президента Турции Тургута Озала. Интересно, что Озал действительно умер сразу после визита в Азербайджан. 2 октября 2012 года по требованию вдовы Озала была проведена эксгумация его останков, а в середине декабря стало известно, что в останках политика было обнаружено соединение 4 ядовитых веществ: полония, кадмия, ДДТ и америция.
Выдвинутые О. Озкаяном обвинения в адрес Гейдара Алиева тем более серьезны, что прозвучали они на фоне полученных данных об отравлении, а их неслучайность подтверждается тем, что озвучены они были по телевидению, полностью контролируемому правительством Турции.
Не успела общественность Азербайджана переварить эту новость, как случился новый грандиозный скандал: 24 февраля на одной из центральных площадей столицы Турции – Анкары группа молодежи атаковала стенды с фотографиями «жертв армянской агрессии в Ходжалу». Стенд был установлен «Обществом тюркистов Гекберю», там же прохожим раздавались красочно оформленные буклеты, передающие азербайджанскую версию последствий военной операции армянских отрядов Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) по деблокаде молодой республики и уничтожению засланных из Азербайджана незаконных террористических отрядов. Площадь Кызылай, на которой был установлен стенд, расположена в центре Анкары и постоянно патрулируется группами жандармов, однако никто из них не пресек нападение, во время которого семь активистов «Общества тюркистов Гекберю» получили ранения. Подобное поведение турецких жандармов было воспринято в Баку как целенаправленная провокация властей Турции.
Названное в Азербайджане «ходжалинским геноцидом» убийство большого числа жителей поселка Ходжалу в пригороде населенного в то время закавказскими турками города Агдам (ныне Акна) является одним из краеугольных камней проводимой на государственном уровне антиармянской пропаганды Баку. Фактически данное нападение со стороны представителей «братского народа» в столице второго государства «бир миллета» стало сильнейшим ударом по выстроенной в Азербайджане внешнеполитической конструкции.
Вслед за этим произошли два менее значительных, но столь же болезненно воспринятых в Баку события. Вначале президент Турции Абдулла Гюль поздравил президента Армении Сержа Саргсяна с победой на выборах, что вызвало шквал критических замечаний из Баку, в том числе и в первую очередь высокопоставленных государственных чиновников. Вслед за тем стало известно, что в самолетах турецкой государственной авиакомпании Turk hava yollari пассажирам раздается издающаяся в Стамбуле армянская газета Aqos. Сразу после этого известия руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдулаев сообщил в твиттере, что отныне отказывается от полетов авиарейсами компании Turk hava yollari.
На последнее обстоятельство стоит обратить внимание. В Азербайджане резко критикуют Турцию за разрушенный стенд, поздравление президента Армении или раздачу армянских газет в воздушном транспорте, но хранят стоическое молчание по поводу обвинений в адрес Гейдара Алиева. Особенно интересно молчание Ильхама Алиева, строящего политику Азербайджана «по заветам великого лидера и общенационального вождя Азербайджана» Гейдара Алиева. Президент Азербайджана промолчал и на косвенные обвинения своего отца в участии в расстреле 146 «азербайджанских интеллигентов», и на причисление Гейдара Алиева к списку кровавых диктаторов современности, и на прямое обвинение в отравлении президента Турции. Более того, Ильхам Алиев никак не отреагировал на известие о расстреле полутора сотен «азербайджанских интеллигентов», что является прямой обязанностью президента любого государства.
Объяснение этому феномену может быть только одно: Ильхам Алиев опасается новых фактов, подтверждающих преступную деятельность его отца, и пытается перекрыть поток обвинений в его адрес посредством закулисных переговоров. Не исключено, что Турция, никогда не отличавшаяся нравственностью в политике, прекратит публикации разоблачающих преступную сущность Гейдара Алиева материалов в обмен на выгодные условия по импорту каспийских энергоносителей.
Нарастающее противостояние между Азербайджаном и Турцией можно было бы счесть за игру на публику двух турецких государств, если бы не одно важное обстоятельство: целенаправленный подрыв Турцией авторитета Гейдара Алиева в Азербайджане. Сбрасывание Гейдара Алиева с пьедестала означает подрыв легитимности клана Алиевых на приватизированном ими посту президента Азербайджана и, по большому счету, лишает Ильхама Алиева возможности передать власть по наследству Гейдару Алиеву-младшему.
Разумеется, было бы наивно считать, что Турция желает распада Азербайджана. Вместе с тем, и это подтверждается всей политикой Анкары последних лет, Турция мечтает о возврате к тем временам, когда турецкий генерал Нури Киллигиль являлся полновластным хозяином порожденной Турцией Азербайджанской демократической республики. В Азербайджане, естественно, понимают это стремление Турции, что является одной из причин поисков Баку новых союзников, в том числе и в лагере противников Анкары.
Все перечисленное дает нам возможность констатировать, что лозунг «Бир миллет – ики довлет» все более трансформируется в «ики миллет» недружественных государств.
Левон Мелик-Шазназарян, Ереван
Ocmedia Website
Два государства, одна нация: турецкое влияние в Азербайджане как «палка о двух концах»
Турецкая культура, к лучшему или к худшему, оказывает очень сильное влияние на азербайджанскую молодежную культуру. Хотя для многих в Азербайджане фильмы телевидение, музыка и литература из Турции представляют собой окно в мир, некоторые опасаются, что они вытесняют собственную культуру Азербайджана.
«Аби, дай одно пиво», — облокотившись на стойку, молодой человек обращается к бармену на турецкий манер: «аби» значит «старший брат» или «друг». У него тщательно подстриженная бородка, а на запястьях кожаные и деревянные браслеты — так выглядят парни на улицах Стамбула.
В углу бара настраивает свой инструмент гитарист с похожей бородой и браслетами. Он поет про отель цветных снов — одну из самых известных песен Теомана, популярного турецкого рок-исполнителя.
Бармен хочет поступать на магистратуру в Турцию: «В Измир хочу. Подальше от Эрдогана и поближе к Эгейскому морю. Там, говорят, все почти как в Европе…»
Это — вполне стандартный пятничный вечер в бакинских заведениях, где собирается молодежь, приверженная современной турецкой культуре. А если в середине дня заглянуть в какой-нибудь салон красоты, то увидишь, как парикмахер, накладывая краску на голову клиентки, одним глазом косится на экран телевизора, на котором идет какое-нибудь турецкое ток-шоу. И то, и другое — разные проявления туркофилии, широко распространенной в Азербайджане.
С чего всё начиналось
«Дотянуться» до турецкой культуры в Азербайджане сегодня легко. На каждом углу можно найти турецкие рестораны — от забегаловок с фаст-фудом до самых роскошных заведений. Кабельное телевидение предлагает огромный пакет турецких каналов. В кинотеатрах идут современные турецкие комедии. A в магазинах продается множество книг на турецком языке — как произведения турецких авторов, так и переводы зарубежной литературы.
Начиналось все после распада СССР. Тогда в Азербайджан хлынула волна турецкой музыки, кино и сериалов, которые сразу же стали пользоваться огромной популярностью. Они символизировали собой что-то заграничное и яркое, столь непохожее на советское. A турецкий и азербайджанский языки очень похожи между собой. В Азербайджане до сих пор не очень хорошо с переводом книг и дубляжом фильмов, а русский и английский знают не все, так что турецкий язык для многих продолжает оставаться проводником в мировую культуру.
К тому же никаких других развлечений у азербайджаноязычной части населения практически не было. Новое азербайджанское телевидение еще толком не сформировалось. Российские телеканалы на первых порах все еще ассоциировались с СССР и вызывали не слишком приятные эмоции. Что же касается, например, западных фильмов, то они тоже шли, преимущественно, по российскому ТВ и в русском дубляже, который многим был непонятен. И если бакинцы еще могли как-то себя развлечь, то у жителям провинции выбирать и вовсе было не из чего.
В 90-х Турция стала для растерянного воюющего Азербайджана старшим братом и оказала ему поддержку. С начала Карабахской войны Турция «встала на сторону» Азербайджана, а в 1993 году закрыла армяно-турецкую границу, мотивируя это именно конфликтной ситуацией между Азербайджаном и Арменией. Что тоже способствовало тому, что население потянулось к турецкой культуре.
Возвращение к тюркским корням
Кандидат социологических наук в Бакинском Государственном Университете (БГУ) Санубар Гейдарова говорит, что причиной массового увлечения азербайджанцев турецкой культурой в ранние 90-е было желание вернуться к своим тюркским корням, вытеснив все советское, включая русскоязычие.
В отличие от русскоязычия, вокруг туркофильства в Азербайджане не идет горячих дебатов. Турция считается братским государством с почти идентичной культурой и ценностями — они с Азербайджаном имеют общие этнические корни, между ними существуют прочные экономические и политические связи, и на официальном уровне бытует присказка, что Турция и Азербайджан — это «два государства, но один народ».
По мнению историка Алтая Геюшева, в прошлом преподавателя Бакинского Государственного Университета, особо привлекательной мусульманскую Турцию для азербайджанской молодежи делает то, что здесь активно пропагандировались светские ценности. Он говорит, что азербайджанской молодежи Турция кажется одновременно близкой по духу и более свободной, чем их собственная родина.
«В 90-х воздействие турецкой культуры помогло многим отойти от советских шаблонов, начать мыслить по-иному. И молодежь, уезжавшая учиться в турецкие университеты, возвращалась оттуда не только с хорошим образованием, но и с прогрессивным мышлением», — говорит он.
«Ребята из лицея»
Помимо турецких фильмов и музыки, в начале 90-х годов в Азербайджане стало набирать популярность также и турецкое образование. В этот период азербайджанские студенты стали ездить по госпрограмме на высшее обучение в Турцию, а в Баку появились первые турецкие лицеи. Считалось, что дети получают там очень качественное образование и воспитание, и многие родители, выбирая школу, останавливали выбор именно на них.
Со временем тенденция усилилась — лицеев стало больше, а студенты продолжали уезжать в турецкие университеты уже не только по государственной программе, но и выигрывая различные стипендии и даже за свой счет. Именно выпускники турецких вузов и лицеев сформировали основную часть «туркизированных азербайджанцев». Бывшие лицеисты даже спустя много лет после окончания считали себя чем-то вроде братства — так друг друга и называли «ребята из лицея».
Помимо лицеев, в Баку функционировали также турецкие детские сады и курсы подготовки абитуриентов и университет «Кавказ».
Это вызвало в обществе горячие споры. Одни считали, что турецкие лицеи давно должны были быть упразднены, ибо зачем Азербайджану столько иностранных школ, воспитывающих молодежь на свой манер. Другие защищали эти лицеи, утверждая, что образовательная система в них была гораздо лучше, чем в государственных школах.
Несколько турецких школ в Баку все же уцелели, и они продолжают пользоваться спросом, хотя образование в них платное и недешевое. «Но лучше уж заплатить один раз и быть уверенным, что с ребенком твоим будут хорошо заниматься, чем отдать его в обычную школу и 11 лет тратиться на репетиторов», — говорит Севда Тагиева, чей сын учится в одной из таких школ.
Что касается вузов в Турции, то они продолжают ежегодно принимать студентов из Азербайджана. По данным Управления по миграции при МВД Турции (2017 год), в Турции учатся около 15 тысяч азербайджанских студентов.. Для сравнения — в азербайджанских вузах — около 180 тысяч студентов.
Хорошенького понемножку
Но есть и те, кто открыто выражает недовольство тем, насколько турецкая культура проникла в Азербайджан. По их мнению, турки и азербайджанцы, хотя и относятся к одному этносу, все же, отнюдь не так схожи между собой в силу различных исторических обстоятельств, сложившихся на протяжении веков.
«В 90-х и даже позже турецкий язык сыграл весьма положительную роль в образовании азербайджанской молодежи. Но сегодня я замечаю определенное злоупотребление им», — рассказала Гейдарова.
По наблюдениям Гейдаровой, многие азербайджанские дети с младенчества смотрят мультфильмы на турецком и со временем начинают говорить на этом языке лучше, чем на родном. А среди молодежи есть немало тех, кто ставит турецкую культуру гораздо выше азербайджанской, говорит она. Социолог считает, что родители должны «регулировать тюркизацию своих детей».
«Иначе вскоре мы столкнемся с тем же самым, от чего пытались убежать в 90-х: на смену русскозычным азербайджанцам придут туркоязычные. И неважно, что турки этнически ближе нам, чем русские. Чрезмерная приверженность к культуре другой страны, все равно, означает утрату собственной национальной идентичности», — предупреждает она.
С этим согласен 26-летний Турал Джумшуд. Он окончил факультет турецкой филологии университета Кавказ, но очень не любит, когда ему об этом напоминают. «Это просто смешно, когда наша молодежь говорит и шутит, используя турецкие фразы. Они просто недостаточно образованы, чтобы пользоваться родным языком на должном уровне. Вот и прибегают к помощи турецкого, притворяются турками и перестают быть собой», — говорит он.
Но историк Алтай Геюшев считает, что еще рано бить тревогу из-за того, что некоторая часть молодежи говорит на смеси турецкого и азербайджанского.
«Это не делает их турками. Ведь на личность человека влияют не только книги и фильмы, но, в первую очередь, среда в которой он живет», — говорит он.
Другое дело, продолжает историк, что за последние пару лет Турция взяла иной курс, и влияние ее уже нельзя считать столь позитивным. Геюшев прогнозирует, что в будущем Турция станет менее привлекательной для азербайджанцев, так как утрачивает то, за что ее так любили: либерализм и секуляризм в сочетании с близкой культурой.
«Дружба Азербайджана с Турцией ситуативна, а советские времена уже вспоминаются с ностальгией»
В СССР удалось сделать так, чтобы азербайджанцы и армяне жили в мире
Ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась в ночь на субботу и остыла во вторник, когда стороны достигли соглашения о прекращении огня. За несколько дней не только было убито больше сотни человек и подорваны десятки единиц техники, но и снова проявилась особенность внешнеполитических отношений – близость Азербайджана и Турции.
Эрдоган, который «эволюционировал» от бесконфликтного во внешней политике главы государства до поссорившегося со всеми соседа, теперь помогает «разжигать» конфликт с Арменией?
Насколько близок Азербайджан Турции исторически, об этом в интервью Накануне.RU рассказал научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров.
Вопрос: На фоне обострившегося карабахского конфликта вновь проявились близкие отношения Турции и Азербайджана – а исторически они насколько близки?
Саид Гафуров: С одной стороны, азербайджанцев от турок с формальной стороны отличает, во-первых, разница в языке, но, допустим, можно его считать общим. Хотя мои знакомые, которые хорошо говорят по-азербайджански, утверждают, что есть заметная разница в диалектах между турецким и азербайджанским языками. Как хорошо один из филологов заметил – язык от диалекта отличается тем, что у языка есть своя армия. То есть у Азербайджана есть своя языковая армия, поэтому мы сейчас говорим, что есть азербайджанский язык, а не диалект турецкого.
Зато точно их отличает религия. В Турции огромное большинство населения является суннитами, хотя там есть алавиты, но они с 1828 г. запрещены, поэтому никто не знает, сколько их там осталось. А азербайджанцы – шииты.
В религиозном отношении, они, конечно, сближаются с Ираном. Но с другой стороны, отношения между ираноязычными народами и туркоязычными, несмотря на то, что они очень сложные, тем не менее, в практическом смысле тюрки и иранцы взаимно перемешивались. Например, самый знаменитый азербайджанский поэт Низами был двуязчным – он писал и по-тюркски, и по-персидски, причем основной его вклад в мировую литературу все-таки персидскоязычный, хотя он, несомненно, азербайджанец.
Азербайджан специально подчеркивает, что азербайджанский народ – это не только этнические азербайджанцы, но и все граждане республики, включая и армян, кстати.
С третьей стороны, и в Иране есть огромное количество азербайджанцев. Есть оценки: от трети населения Ирана до больше половины людей имеют родным языком турецкий, а не персидский. Более того, духовный лидер Ирана Хаменеи – азербайджанец. Но там проблемы между турецким и иранским языками нет. Ее искусственно создают в большей степени, а для очень большого числа населения Среднего Востока и Центральной Азии характерна билингва – двуязычие.
В общем, это вопрос сложный, но если предельно грубо, то азербайджанцев от турок отличает религия, которая их сближает с персами, а от персов – язык.
Вопрос: Что касается религии, то возле главной достопримечательности Баку, Девичьей башни, был казнен святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Как все-таки формировалась этническо-религиозная идентичность народа, населявшего эти земли?
С другой стороны, тюрки пришли туда до возникновения ислама, ислам принимали уже тюркские, то есть уже азербайджанские, племена. Несторианам было легко принять ислам, и более того, есть теория, что ислам по генезису – просто форма, в которую выродилось несторианское христианство. Это объясняет, почему от несториан не осталось ничего, ведь считающаяся несторианской Ассирийская церковь на самом деле просто уважает авторитет Нестория, но не разделяет его взгляды на природу Христа. Единственное объяснение этому – то, что они полностью вошли в ислам, который признает пророческую функцию Иисуса Христа, но не признает его божественную сущность. А армянская церковь, которая исторически боролась с несторианами, еще больше обособилась, а после Халкидонского Собора еще и откололись от православия и католичества.
Вопрос: А если взять пример, скажем, Сефевидской империи, где Азербайджан вместе с Ираном воевал против Турции – это незначительный период истории?
Саид Гафуров: Я думаю, что тогда государства были не этнические. То есть сефевиды – это тюркская династия, их так и называют, если почитать иранские учебники. То есть это была ни в коем случае не этническая война, в тот момент национального сознания не было, и персы были подданными османского султана, и азербайджанцы – подданными персидского шаха.
Тогда не было этого разделения. Оно было, скажем, иногда между турками и арабами, а между тюрками и персами – нет.
Вопрос: Долгое время территории Азербайджана входили в Иран, часто термином «Азербайджан» обозначали тюркоговорящий регион северо-западного Ирана. К кому все-таки азербайджанское самосознание ближе?
Они заинтересованы в Турции как в образце светского мусульманского государства – турецкий пример их в большой степени привлекал. Причем это еще модель до Эрдогана. Очень многое в до-Эрдогановой и в ранне-Эрдогановой Турции, конечно, вызывало желание сделать у себя так же, потому что Эрдоган действительно в начале своего правления обеспечивал достаточно высокий рост ВВП. Только к 2011 г. у него начался экономический кризис, и он перешел к авантюризму во внешней политике. До этого у него не было проблем с соседями, был экономический рост, и Эрдоган как политик развивался при сохранении преданности исламским ценностям. Но дело в том, что знаменитые турецкие исламисты сейчас уже перешли в оппозицию к Эрдогану.
Вопрос: Но было какое-то «отуречивание» Азербайджана? Почему они так зависимы от Турции?
Саид Гафуров: Азербайджанская культура находится под очень сильным влиянием турецкой. И вообще Азербайджан, получив независимость с проигранной войной, с тяжелым экономическим кризисом в Советском Союзе, с развалом экономических связей, с закрытием большого количества промышленных предприятий, попал под сильное доминирование Турции, причем турецкое влияние проводилось целенаправленно, как по линии исламистов, так и пантюркистов, и по линии светской, и по линии спецслужб.
Но это в прошлом. Сейчас, я думаю, особые отношения между Азербайджаном и Турцией все-таки ситуативны. То есть нет ничего, что заставляет Азербайджан дружить с Турцией – это вопрос выгодности сделки, с кем ему сближаться из сильных соседей. С Россией, с Ираном или с Турцией.
Вопрос: Что касается войн, то всегда захват турками Ирана (и Азербайджана) воспринимался как оккупация. Сейчас отношение к этому у азербайджанцев изменилось или все это просто забылось?
Саид Гафуров: Оно гораздо мягче, чем, скажем, у России отношение к тому, что мы были частью империи Чингисхана. Но они хорошо осознают важную роль Османской империи, которую она сыграла, и сейчас это воспринимается.Турция в то время обеспечивала невиданную стабильность и прогресс на своей территории, пока не начала загнивать в 17 веке.
В 15, 16 веках это была великая страна, которая сделала очень многое для всех, в нее входивших, и тогда под турками было лучше, чем до турок. С другой стороны Азербайджан и в России себя достаточно хорошо чувствовал. И мятежей азербайджанцев против русских не было.
Они же шииты в основном, а Османская империя до своего конца ставила на панисламизм, а не на пантюркизм – а это две большие разницы, их нельзя путать. Именно поэтому шиитский ислам совершенно не вписывался в панисламизм, и не пользовались эмиссары турецкого султана большим успехом в Азербайджане. А Иран к тому времени был слаб и разрушен, и жизнь в Российской империи для простого человека была лучше.
Но, тем не менее, азербайджанцы уже довольно самостоятельный народ, неправильно думать, что они ассоциируют либо с турками, либо с Ираном – нет, они сами по себе, довольны собой. У них проблема – понять, они великая нация или малая нация. В целом, они уже своим путем идут – не турецким и не персидским.
Вопрос: Персы немало доставили неприятностей нам, но согласно Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) договорам, завершившим русско-персидские войны, персидский шах уступил территорию нынешнего Азербайджана России. Что Азербайджан получил от этого, что мы?
Вопрос: А как можно оценить период Азербайджанской ССР?
Саид Гафуров: Они негативно его оценивают – это официальная линия – они возводят свою независимость к Азербайджанской демократической республике, к периоду правления социал-демократов из «Мусават», но тогда в результате войны власть мусаватистов была свергнута. И более того, есть такие трактовки, что в Гражданской войне «красные» в Азербайджане были в основном армяне, в то время как «Мусават» был организацией, близкой к грузинским меньшевикам.
Мусаватисты были за учредительное собрание, за демократический социализм, а Красная Армия установила сталинский режим – это как бы официальная линия, которая излагается в учебниках.
И бывают даже грустные шутки, что надо опять русские войска ввести в Армению и Азербайджан, потому что они знали, как примирить эти народы, и это очень полезный опыт.
Вопрос: Ну, а как сейчас обстоят дела между Азербайджаном, Турцией и Ираном?
Вопрос: В Азербайджане очень остро воспринимают и проблему турецкого геноцида армян в начале 20 века, и обвинение турков в этом представляют как неразумность политики Армении – мол, они вспоминают то, что было 100 лет назад, а у нас отняли Карабах и другие территории совсем недавно, почему мы должны сидеть спокойно. Почему так происходит?
Саид Гафуров: Здесь нужно понимать, что такое геноцид – есть расширенное понимание геноцида, которое характерно для Армении, а есть узкое – юридическое. Основные упреки Армении в том, что они переносят историческую и юридическую проблему в политическую плоскость. Формально говоря, преступления турок против армянского населения были признаны турками с самого начала, еще при султане. Организаторов того, что армяне называют геноцид, приговорил к смертной казни еще султанский суд. Позднее их физически устранили.
Да, были преступления, причем с обеих сторон, виновных заочно к высшей мере наказания приговорил суд, но при этом армяне делают из этого исторического преступления, которое уже давно должно было стать предметом изучения историков и юристов, современную политическую проблему. Это и не устраивает ни азербайджанцев, ни турок.
Вопрос: Каким Вы видите разрешение нынешних противоречий между Азербайджаном и Арменией?
Саид Гафуров: Я вижу, что единственная проблема, которая существует – эмоционально-психологический накал, пролитая кровь. Общемировая же тенденция идет на объединение, на интеграцию – Китай делает Великий шелковый путь, США – Трансатлантическое, Транстихоокеанское партнерства, мы делаем ЕАЭС. А на Кавказе, причем не только между армянами и азербайджанцами, идет, наоборот, только разделение. Сейчас национальный угар спадает, все начинают понимать, что на войне обычный народ страдает, и все уже с ностальгией вспоминают о советских временах, когда советская власть заставила армян и азербайджанцев жить в мире.
И я думаю, что вопрос решится в том случае, если Нагорный Карабах получит необходимые гарантии от международного сообщества и от Азербайджана, плюс дотации, потому что Нагорный Карабах – бедный регион, а Азербайджан – богатая страна. И дальнейший общий путь я вижу в Южно-Кавказской интеграции.
чет в мире тотальный звездец.
а либерастню с этого тошнило всегда
Реальная помощь от России
Скромная просьба соседнего государства
Бои между Арменией и Азербайджаном вспыхнули с новой силой. В Баку заявили о массовом бегстве армян с боевых позиций, в Ереване просят военной помощи у Москвы. По данным источников, база ВС РФ в армянском Гюмри поднята по тревоге.
Армения просит Россию защитить её территориальную целостность, заявил секретарь Совбеза Армен Григорян. По его словам, Ереван ссылается на двусторонний договор 1997 года и уже готовит письменное обращение к Москве.
«Так как нападение было на суверенную территорию Армении, мы обращаемся к РФ с призывом защитить территориальную целостность Армении в рамках договора 1997 года. Это устное обращение, которому будет дан письменный ход», — пообещал Григорян.
Судя по всему, армяне действительно в панике и надеются исключительно на русское вмешательство. Так, Минобороны Армении прямо заявило о потере двух боевых позиций, а также о погибших среди личного состава армянской армии. «В результате боёв, начатых ВС Азербайджана после атаки на армянские позиции, армянская сторона имеет потери и раненых, информация о которых уточняется, известно о потере двух боевых позиций», — говорится в заявлении пресс-службы армянского военного ведомства.
В свою очередь, Минобороны Азербайджана сообщает о своих успехах и массовом бегстве армян с позиций. «В ответ на провокацию армянской стороны были уничтожены противотанковые средства и миномёты противоположной стороны», — утверждают азербайджанские военные. Слова азербайджанцев отчасти подтверждают многочисленные фото армянских пленных. Странно, если армяне не хотят за себя воевать, то почему должны русские?
Тем не менее, как сообщают армянские источники, в Гюмри подняли по тревоге 102-ю военную базу Вооружённых сил России. Правда, официального подтверждения от Минобороны РФ пока нет.
Напомним, что совсем недавно в Ереване прошёл антироссийский митинг. На нём армяне поведали о многовековом угнетении «русскими империалистами». Правда, тут же упрекнули тех самых «русских империалистов» в нежелании воевать за армян. Вообще понять загадочную армянскую душу непросто. Да и не нужно.
Тем более когда русский Донбасс живёт уже седьмой год под украинскими обстрелами, а русские в Казахстане и Средней Азии подвергаются систематической дискриминации. Русским прямо сейчас есть где и за кого воевать. Например, за других русских.
Самое интересное, что даже у армян есть кому воевать. Так, армянская диаспора только в России насчитывает около двух миллионов человек. И мы, пожалуй, вежливо уступим им очередь.