Как торговать одноразовыми электронными сигаретами
С 1 марта 2022 года – обязательная маркировка нагреваемого табака и бестабачных кальянных смесей
Минпромторг РФ планирует с 1 марта 2022 года сделать обязательной маркировку нагреваемого табака (стиков) и бестабачных смесей для кальянов, поэтому подготовил правила ее введения.
Соответствующий законопроект уже опубликован и находится на финальной стадии рассмотрения.
Эксперимент по добровольной маркировке вышеназванной продукции проходит в России с 11 января 2021 года по 28 февраля 2022 года. По окончании эксперимента планируется, что с 1 марта маркировка этих товаров станет не добровольной, а обязательной.
Соответственно, с 1 марта 2022 года производители и импортеры данных никотиносодержащих товаров должны будут зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». А с 15 марта – должны будут вносить в систему сведения о маркировке производимой (ввозимой) продукции и вводе ее в оборот.
Аналогичные сроки установлены для оптовых и розничных продавцов. С 15 марта они должны вносить систему маркировки сведения обо всех действиях по обороту электронных сигарет и курительных смесей.
Вводить в оборот немаркированную никотиносодержащую продукцию можно только до 15 марта 2022 года. Оптовая и розничная продажа такой продукции разрешена до 1 октября 2023 года.
Продавать в розницу никотиносодержащую продукцию, произведенную (ввезенную) после 15 марта 2022 года, можно будет только при условии передачи в систему маркировки сведений о ее продаже.
Заранее подготовьтесь к маркировке электронных сигарет и курительных смесей
✅ Такском предлагает полный комплекс решений для работы с маркировкой табачных изделий. Под любые нужды – от киоска до гипермаркета, производителю и опту:
*️⃣ онлайн-кассы и торговое оборудование;
*️⃣ услуги оператора фискальных данных;
*️⃣ электронные подписи для касс, ЭДО и отчётности;
*️⃣ программы для ЭДО и для онлайн-отчётности в госорганы;
*️⃣ услуги эквайринга и терминалы для него;
*️⃣ индивидуальные решения для наполнения УПД кодами маркировки из разных учётных систем.
Законы уже принятые и еще на рассмотрении о вэйпах и электронных сигаретах в 2021 году
29 Августа 2020, Сб
Законы уже принятые и еще на рассмотрении о вэйпах и электронных сигаретах в 2021 году
Что изменилось с текущего года?
Нельзя продавать вэйпы через различные акции, стимулирующие продажи.
Отныне нельзя бесплатно распространять табачные изделия при помощи акций или подобных мероприятий.
Запрещается проведение лотерей, для участия которых необходимо будет приобрести никотиносодержащую продукцию, а также аксессуары, предназначенные для электронных сигарет.
Нельзя использовать товарные знаки или другие отличительные детали бренда в каталогах, которые имеются в торговых центрах.
Данная информация также касается и кальянной продукции. Данный закон ввели на основание того факта, что зачастую электронные устройства покупали через интернет подростки. У продавцов не было возможности проверить возраст клиента.
Запрещена продажа электронных сигарет несовершеннолетним (раньше были небольшие послабления).
В жидкостях для вэйпов или электронных устройств концентрация никотина не должна быть больше 20 мл. Ранее продавались электронные устройства с более высокой концентрацией.
Запрещается реализовать электронные устройства недалеко с медицинскими, образовательными и спортивными учреждениями. Нельзя продавать электронные устройства на остановках, в поездах и т.д.
Раньше электронные устройства считались менее вредными по сравнению с обычной сигаретой. Продавцы электронных устройств активно использовали эту информацию, чтобы увеличить продажи. Теперь же запрещается где-либо распространять продавцам вэйпов данную информацию, ведь теперь вся продукция приравнивается к табачным изделиям.
Запрещается курить электронные сигареты в общественных местах: в различных учреждениях, на детских площадках, на вокзалах, в аэропортах. Также любителям вэйпа теперь придется расстаться с сигаретой в гостиницах, в коммунальных квартирах, в лифтах, на лестничных клетках, на рабочих местах. Под запрет попали и заведения, касающиеся общепита. С данного времени любителям кальянов теперь придется идти в кальянную.
Нововведение коснулось и фильмов. Запрещается рекламировать электронные устройства в фильмах и театральных постановках.
С Нового 2021 года электронные сигареты подлежат лицензированию. Теперь нельзя их продавать и производить, не имея соответствующую лицензию.
Штрафы за курение электронных сигарет в неположенных местах
Т.к. курильщиков вэйпов приравняли к обычным курильщикам, соответственно и штрафы теперь равны. Штраф за курение в общественном месте составит от 500-1500 рублей. Если нарушение произошло на детской площадке, то штраф будет составлять 2000-3000 рублей.
Кроме того, ресторан может быть оштрафован, если кальяны будут подавать в общем зале, а не в отдельной комнате. Владелец рискует быть оштрафован на вполне внушительную сумму от 40 до 90 тысяч рублей.
Где купить электронные устройства?
Однако абсолютного запрета на реализацию табачной и никотиносодержащей продукции еще нет. И предпренимателям получив соответствующие лицензии могут так же вести свой бизнес в этой нише. Купить дешево по низкой цене оптом и в розницу не составит никакого труда в тематических магазинчиках или табачных лавках. Можно так же заказать табак для кальяна или одноразовые электронные сигареты с доставкой на оптовых складах в городе Москва.
Что касается законов, которые только пока ещё на рассмотрении в рамках антитабачной концепции до 2035 года. Госдумой будет рассмотрен вопрос о запрете на применение красителей, ароматизаторов и различных добавок, которые входят в состав табачных изделий, т.к. они стимулируют зависимость у курильщика.
За торговлей электронными сигаретами могут усилить контроль
Представители ассоциации «Антиконтрафакт» обратились к главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой рассмотреть возможность усиления контроля за продажей одноразовых электронных сигарет.
Из обращения следует, что, несмотря на постоянно растущий спрос на одноразовые электронные сигареты, рынок таких товаров остается непрозрачным. Проблема заключается в том, что на подобные устройства не распространяются требования об обязательной сертификации. Кроме того, одноразовые электронные сигареты не подлежат обязательной маркировке. Все это приводит к тому, что производители устройств не всегда заботятся об их качестве и соответствии требованиям закона. Так, например, на упаковке товара может отсутствовать необходимая для предоставления потребителю информация, а концентрация никотина может превышать нормативные значения, что вредит здоровью людей.
Кроме того, по подсчетам авторов инициативы, в 2020 году России было продано от 50 до 100 млн одноразовых сигарет, при этом в бюджет поступило всего 285,5 млн рублей, что соответствует реализации 5,7 млн устройств. Это может свидетельствовать о том, что без должного контроля со стороны государства большинство одноразовых электронных сигарет ввозятся в страну нелегально или оформляются как изделия, не подлежащие акцизному налогообложению.
Учитывая вышесказанное, в ближайшее время можно ожидать введения обязательной маркировки и сертификации одноразовых электронных сигарет, а также усиления контроля за их продажей несовершеннолетним.
Какие налоговые обязательства возникают у ИП при реализации электронных сигарет? (Т. Иванова, 27 сентября 2021 г.)
Какие налоговые обязательства возникают у ИП при реализации электронных сигарет?
(Т. Иванова, налоговый консультант, 27 сентября 2021 г.)
ИП приобрел как физлицо электронные сигареты из Китая: 1) одноразовые с жидкостью; 2) только девайс без жидкости. Планирует продавать в торговом центре. Необходима ли лицензия на продажу? Какими налогами облагаются электронные сигареты? Возникает ли акциз?
Согласно статье 1 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий»:
Согласно подпункту 16) пункта 1 статьи 28 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» лицензированию подлежит производство табачных изделий. Для розничной реализации лицензия не требуется.
Согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса налогоплательщики, осуществляющие деятельность по производству и (или) оптовой реализации табачных изделий, подлежат постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
Поэтому, если ИП будет заниматься деятельностью по оптовой и розничной реализации табачной продукции, то такая постановка на учет является обязательной.
Если ИП будет заниматься только розничной реализацией без осуществления оптовой реализации, то постановка на учет не требуется.
Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 461 Налогового кодекса физические и юридические лица, которые импортируют подакцизные товары (в т. ч. табачные изделия) на территорию Республики Казахстан, являются плательщиками акцизов.
Изделия с нагревательным табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах являются подакцизными товарами ( подпункт 4) статьи 462 Налогового кодекса).
Исчисление суммы акциза производится по ставкам указанным в статье 463 Налогового кодекса.
Согласно приказу МФ РК от 15 февраля 2017 года № 102, установлены Правила присвоения персональных идентификационных номеров-кодов на табачные изделия с изменениями, внесенными приказом МФ РК от 2 июня 2020 года № 560.
Законопроект об электронных сигаретах: проблемы закрепления обязательных требований к продукции
Сейчас идет работа над будущим регулированием никотинсодержащей продукции (электронных систем доставки никотина, нагреваемого табака и др.). Соответствующее регулирование предлагается добавить в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и другие нормативные акты. Сейчас законопроект № 119575-7 готовится ко второму чтению и активно обсуждается на экспертных площадках. О ходе работы над законопроектом ранее писала «Российская газета».
Одним из вопросов, поднятых в ходе работы над законопроектом, является проблема закрепления обязательных требований к продукции. Никотинсодержащая продукция содержит никотин и не является безвредной, поэтому вопрос обеспечения ее безопасности стоит достаточно остро. В связи с этим законопроект предлагается дополнить рядом положений, затрагивающих вопросы технического регулирования.
Вместе с тем некоторые из предлагаемых законопроектом положений вызывают серьезные замечания. Среди них – предложения:
Разберем, в чем спорность этих инициатив.
Закрепление требований к составу продукции не в техническом регламенте
Требования по концентрации никотина являются нормой технического регулирования. Вопросы его разработки и принятия установлены в Федеральном законе «О техническом регулировании». Положения данного закона предполагают, что обязательные требования к продукции и другие нормы технического регулирования должны включаться в технические регламенты (п. 3 ст. 7). Сосредоточение обязательных требований в технических регламентах обосновывается тем, что это обеспечивает высокий уровень проработки таких норм.
Нормативно установлено, что проекты технических регламентов проходят многоступенчатую процедуру обсуждения и экспертную оценку (раздел II Порядка разработки технических регламентов ЕАЭС, утв. решением Совета ЕЭК от 20 июня 2012 года № 48, ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании»). Следовательно, в существующей системе регулирования нормы о концентрации никотина должны быть проработаны в рамках проекта соответствующего технического регламента.
Вместо этого требование по концентрации предлагается включить непосредственно в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Такой вариант является более быстрым, но он не только противоречит установленному порядку принятия норм технического регулирования, но и может привести к закреплению необоснованных норм.
Поправки к законопроекту предлагают ввести запрет на продажу никотинсодержащих жидкостей с концентрацией никотина выше 20 мг/мл. Насколько можно судить, данная норма является заимствованием опыта Европейского союза. Аналогичная максимальная концентрация никотина предусмотрена в Директиве № 2014/40/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза от 03.04.2014.
Однако подход Европейского союза не является единственно возможным. Из обзора типичных вариантов регулирования электронных систем доставки никотина, недавно опубликованного Европейским региональным бюро ВОЗ, следует, что в некоторых зарубежных странах применяются иные подходы. Например, существенно более высокий уровень концентрации никотина в 66 мг/мл установлен в Канаде, продукты с концентрацией 59–60 мг/мл никотина широко распространены в США. Также подход Европейского союза критикуется, потому что не учитывает данные последних научных исследований.
Простое копирование нормы не решает проблем обеспечения безопасности всех видов данной продукции, а также создает необоснованное ограничение конкуренции на рынке никотинсодержащей продукции. Предлагаемая к заимствованию норма вводит ограничения только для никотинсодержащих жидкостей, которые используются в основном в электронных системах доставки никотина. Вместе с тем остальная никотинсодержащая продукция (например, нагреваемый табак) под такие ограничения не подпадает. Следовательно, необходима разработка более универсальных требований к содержанию никотина в никотинсодержащей продукции, которые будут учитывать все существующие виды этой продукции.
Существуют и другие вопросы, которые необходимо решить в связи с введением требования о максимальной концентрации никотина. Например, вопрос о допустимой погрешности при измерении уровня никотина в жидкости. ГОСТ Р 58109-2018 на жидкости для электронных систем доставки никотина допускает интервал в 20%. Однако сейчас законопроект этот вопрос никак не оговаривает, что создает риски изъятия продукции из-за технической погрешности.
Таким образом, нормы о концентрации никотина должны пройти экспертную оценку в рамках работы над техническим регламентом по установленной процедуре. Возможно, это будет более длительный процесс, но он позволит принять наиболее оптимальное на данный момент регулирование.
Запрет продукции из-за отсутствия обязательных требований к ней
Законопроект предлагается дополнить положением о том, что с 1 июля 2023 года не допускается выпуск никотиносодержащей продукции, к которой не установлены обязательные требования, правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Эта норма предполагает, что никотинсодержащая продукция будет запрещена, если к указанной дате не будет принят соответствующий технический регламент. Такой подход представляется некорректным, так как он противоречит логике технического регулирования. Оно предполагает, что ограничиваться должна продукция, которая не соответствует обязательным требованиям, а не продукция, к которой такие требования не установлены.
Таким образом, положения законопроекта, касающиеся установления обязательных требований к продукции, вызывают существенные вопросы. Нет сомнения, что такие требования должны быть введены, но это должно быть сделано в соответствии с процедурой принятия норм технического регулирования, установленной законодательством РФ и правом ЕАЭС.