Как топонимика помогает изучать историю
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методическая разработка по выполнению исследовательской работы «Топонимы – язык земли, память истории» Подготовила Серебрякова Наталья Владимировна, учитель МБОУ Талицкой СОШ Южского района, Ивановской области
Актуальность Невозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины большой и малой. Край родной интересен. Им можно гордиться, но при условии: его надо знать. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Географические названия – это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Поэтому учитель-словесник должен способствовать формированию у школьников русского самосознания, приобщению их к национальной русской культуре.
Основные положения Цель исследования: собрать и изучить топонимы юго-западной территории Южского района, выяснить их значение и историю происхождения. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме 2. Собрать сведения о топонимах из различных источников и составить классификацию 3. Выявить связь топонимов историей происхождения и географическими особенностями. Проблемный вопрос: В чём своеобразие топонимов данной местности и значение изучения топонимики?
Примерные этапы работы Нумерация этапов Содержание 1 Выбор и формулировка темы, определение целей и задач, выбор объекта и предметаисследования, методов исследования 2 Составление плана работы 3 Проведениеисследования 4 Подведениеитогов и оформление результатов 5 Презентация работы на школьной конференции
1 этап. Выбор и формулировка темы Возможный вариант привлечения внимания к данной теме – летние путешествия детей; сужение темы до топонимов нашей местности. Примерные варианты формулировки: Интересные названия поселений Южского района. Имена сёл и деревень нашей местности. Кто придумал названия сёл и деревень нашей местности Топонимы территории Талицкого поселения и др. Объект исследования: Географические названия населённых пунктов данной территории. Предмет: История возникновения названий поселений и их значение.
1 этап. Определение методики исследования Каким способом можно получить эти сведения? Методы исследования: 1.Изучение специальной литературы. 2. Обобщение и систематизация материала по данной теме. 3. Наблюдение и фиксация наблюдений (фотографии, рисунки) Практическая значимость исследования: Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности, на уроках русского языка, литературы, географии и истории.
2 этап Составление плана работы 1 Изучение теоретических сведений по топонимике 2 Социологическое исследование «Что знают учащиеся школы о местных топонимах?» 3. Сбор материалов о местных топонимах в краеведческих работах. 4. Опрос местных старожилов 5. Обобщение и анализ полученных материалов. 6. Подготовка презентации.
3 этап Исследование 1 Изучение теоретических сведений по топонимике. (Что изучает наука топонимика? Виды топонимов. Значение топонимики). 2 Примерные вопросы для соц. опроса: Знаете ли вы, что такое топонимика? Знаете ли вы, что означает название нашего села Талицы? Знаете ли вы названия близлежащих сёл и деревень и их происхождение? Нужно ли знать топонимы своего края и почему? 3. Сбор материалов о местных топонимах в краеведческих работах. (Работа в библиотеках, Южском архиве, интернете)
3 этап Исследование 4. Опрос местных старожилов (Примерные вопросы: Как давно проживаете в Талицах? Что знаете о близлежащих деревнях и селениях? Что знаете об истории самих поселений и их названий?) 5. Обобщение и анализ полученных материалов. (Примерные вопросы для анализа: Есть ли схожие названия деревень? (Олтухово, Зеленино, Лукино) Если есть, чем это можно объяснить? Есть ли отличающиеся названия, единичные? ( Взвоз, Талицы, Большое) Если есть, как это можно объяснить? Вывод по проблемному вопросу.
Перспективы развития работы Работу можно продолжить исследованием других топонимов местности: названий рек и озёр, улиц и переулков, имён и фамилий учащихся (жителей).
Библиография 1.Ожегов С.И., Словарь русского языка, Москва, 1982. 2. Суперанская А. В., Что такое топонимика? Москва, Наука, 1985 г. 3. Никонов В.А., Введение в топонимику, Москва,1965г. 4. Успенский Л. В. Книга классиков: «Имя дома твоего». Очерки по топонимике. – Москва,2002 5. Волина В.В. Этимологический словарь. В.В. Волина. СПб, Дидактика Плюс, 2000 6. Горбаневский М.В. По городам и весям «Золотого кольца». М.,1983. 7. Поспелов Е.В. Историко – топонимический словарь России. М., Профиздат, 2000
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-058334
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Научный проект на тему «Топонимика села Кенарал»
а Земля есть книга, где история
человеческая записывается в
Актуальность работы заключается в следующем. С древнейших времён человечество интересовалось происхождением географических названий. Данный интерес возрос в последние годы, особенно в условиях глобальных перемен в общественной жизни. Проснулось самосознание народа, появился живой интерес к своей жизни, земле, где он родился и живёт. Многие стали интересоваться жизнью предков. Кем они были? Где и в какое время они жили? А кто раньше жил на его Родине? Найти точные ответы на эти и другие вопросы помогает изучение топонимики. Изучать историю заселения родного края через топонимику важно для молодого поколения. Человек, знающий свои «корни», уверенно себя чувствует в настоящем и с надеждой смотрит в будущее. Также использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи людей.
Гипотеза: изучение топонимики родного края пополняет знания об особенностях культуры родного края, его историческом прошлом. Значения топонимов помогают нам осознать значимость языка для понимания причин происхождения тех или иных названий.
Цель работы: изучить топонимику села Кенарал для того, чтобы узнать, как появились географические названия, приобщиться к прекрасному миру истории.
· воспитывать у школьников любовь к Родине, к родному краю и его истории, учиться видеть историю вокруг себя;
· приобщиться к традициям и культуре родного народа;
· научиться чувствовать красоту и неповторимость природы родного края;
· развивать навыки работы со справочной и краеведческой литературой;
· развивать творческие и интеллектуальные способности, культуру речи через чтение книг краеведческой тематики.
Методы исследования: в работе использованы разнообразные методы и приемы лингвистического исследования, в частности, описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы, семантический, контекстуальный, комплексный анализы, статистическая обработка материала, лингвистический эксперимент. Интервью, социологический опрос-анкетирование.
1. 1 Топонимика как наука о географических названиях
В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.
Названия населённых пунктов, их происхождение и история издавна привлекали внимание простых обывателей и профессиональных исследователей. Сегодня эти названия изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы). Однако, в первую очередь они пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) — это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.
Слова-топонимы (имена собственные, называющие географические объекты) среди других пластов лексики выделяются в языках особой устойчивостью и несут своеобразную историческую информацию, на что не раз указывали и современные топонимисты. Сравнительное изучение географических названий представляет большой научный интерес и позволяет решать многие вопросы древней истории, палеолингвистики, доисторического прошлого человека. Внимательный анализ географических названий часто дает географу, геологу, ботанику, зоологу, экономисту, этнографу интересный материал для суждения о ландшафтах, месторождениях полезных ископаемых, преобладающих растительных группировках, промысловых животных, господствующем типе хозяйства, расселении человека.
Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию.
Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. Одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен скрыта от нас завесой времени. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.
Каждый человек должен знать историю своего края. Ведь жизнь каждого человека тесно связана с территорией, на которой он родился или проживает. Люди издавна познавали окружающий мир, накапливали знания и передавали их потомкам. Наука о географических названиях, их генезисе называется топонимикой.
Следует различать названия топонимика и топонимия.
Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄ νομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
В словаре исторических терминов даётся следующее определение топонимики: раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических объектов
Похожее определение топонимике даётся в энциклопедии В.П. Нерознака: (от греч. topos — место и onyma — имя, название) — раздел ономастики, исследующий географические названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени.
Кроме того, специалист считает, что «Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, т. к. некоторые топонимы устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы».
Топоним – это имя собственное, относящееся к любому объекту на земле, природному или созданному человеком. В зависимости от характера именуемых объектов выделяются: названия водных объектов – гидронимы (Черное море, река Сухона, ручей Колодезь); названия объектов сухопутной поверхности земли – оронимы (гора Эльбрус, Боровицкий холм, Воробьевы горы); названия подземных объектов – спелеонимы (Красная пещера); названия мелких объектов –микротопонимы (скала Парус, ручей Трех Туристов, Марьина пожня, Сенькин покос); названия населенных мест –ойконимы (город Псков, деревня Опалиха); названия внутригородских объектов – урбанонимы (проспект Вернадского, улица Волхонка, Бобров переулок, магазин «Три толстяка», кафе «Столешники», оно же «У дяди Гиляя»).
Любой человек, хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «А почему так назвали? От какого слова произошло? Почему именно так, а не иначе названа его родная деревня или город, улица, речка, горы?» и т.д.
Географические названия (топонимы) могут рассказать очень много. Все топонимы обладают общим свойством – они отражают в определенной мере социальные, экономические и географические аспекты жизни человеческого общества.
Названия географическим объектам даются неслучайно. То или иное название чаще всего мотивировано. Географический объект называется по какому-либо признаку, свойству, отличающему его от других объектов. Это могут быть названия, отражающие физико-географические реалии региона его флору и фауну; названия, связанные с практической деятельностью человека, с отдельными явлениями и предметами материальной и духовной культуры местного населения; названия, образованные от собственных имен и т.д.
Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, т.к. некоторые топонимы устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения.
Возникновение топонимов, как ориентиров на местности, обусловлено, прежде всего, характером ландшафта, фауны и флоры. Исходя из величины объектов, устанавливают два главных яруса топонимии : 1) макротопонимия – названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико – административных объединений; 2) микротопонимия – индивидуализированные названия малых географических объектов, особенно местного ландшафта.
По характеру объектов выделяются следующие основные виды топонимии : ойконимия (от греч. oikos – «дом, жилище») – название населенных пунктов : село Кенарал, город Талдыкорган; оронимия (от греч. oros – гора) – названия особенностей рельефа: Альпы, Уральские горы; космонимия – названия внеземных объектов : планета Юпитер, Saturn, Mars.
Топонимический материал при всей сложности его фонетической, морфологической и семантической структуры в принципе поддаётся формализации. Каждый топоним представляет собой слово (простое, сложное, суффиксальное) или словосочетание, функционирующее в качестве названия того или иного географического объекта. Таким образом, топоним обладает суммой твердо заданных признаков, которые можно формализовать. Такими признаками являются: графические, структурные, семантические и географические.
Семантические признаки топонимии проявляются в лексических значениях участвующих в образовании топонимов лексем. Если структура топонимов обусловлена в основном внутрилингвистическими факторами, то семантика их во многом зависит от экстралингвистических факторов. К таковым относятся и окружающая среда (ландшафт с его животным и растительным миром), и хозяйственная деятельность человека, его космогонические представления и эстетические ценности. В целом можно сказать, что в семантике топонимов раскрывается историческое мировоззрение человека. В соответствии с этим по семантическому принципу принято разделять все топонимы на две группы: 1) названия, отражающие физико-географические особенности объекта и 2) наименования, непосредственно связанные с практической деятельностью человека. В зависимости от языковых особенностей собственных имен ономастика делится на литературную (область литературного языка) и диалектную; реальную и поэтическую (т.е. ономастика художественных текстов), современную и историческую, теоретическую и прикладную.
Одним из универсальных свойств топонимии является способность переноса названия одного объекта на другой. Как правило, названия объектов ландшафта, гидрообъектов хронологически более древние; зачастую эти названия оставлены предшественниками. К этим известным ориентирам привязываются названия населенных пунктов.
Топонимическая объектная терминология
Топонимика на сегодняшний день является наиболее терминологически развитой отраслью ономастики. Развитие и детализация терминологии продолжается беспрерывно. К 1965 году были зафиксированы такие термины, как гидронимика, микротопонимика, оронимика, комонимика, урбонимика, на сегодняшний день к ним добавился ряд новых терминов, т.е. усилилась детализация терминов в иерархической системе. Познакомимся с основными терминами топонимики, отражающими именуемую географическую реалию.
Агиотопоним – топоним, образованный от любого агионима (агионим – имя святого).
Агрооним – вид топонима. Название земельного надела, участка, пашни, поля.
Астионим – вид ойконима. Собственное имя города.
Геолоним – вид гидронима. Собственное имя любого болота, заболоченного места
Гидроним – вид топонима. Собственное имя любого водного объекта, природного или созданного человеком, в т.ч. океаноним, пелагоним, лимноним, потамоним, гелоним.
Дромоним – вид топонима. Собственное имя любого пути сообщения: наземного, водного, подземного, воздушного.
Комоним – вид ойконима. Собственное имя любого сельского поселения.
Лимноним – вид гидронима. Собственное имя любого озера, пруда.
Ойконим – вид топонима. Собственное имя любого поселения, в т.ч. городского типа – астионим и сельского типа – комоним.
Ороним – Класс топонима. Собственное имя любого элемента рельефа земной поверхности (положительного или отрицательного), т.е. любого орфографического объекта.
Пелагоним – вид океанонима. Собственное имя любого моря или его части.
Потамоним – вид гидронима. Собственное имя любой реки.
Урбаноним – вид топонима. Собственное имя любого внутригородского топографического объекта, в том числе агороним, годоним, название отдельного здания, хороним городской.
Хороним – класс топонима. Собственное имя любой территории, области, района, в том числе хоз.-административный, городской, природный
Методы топонимических исследований
Каждое явление или каждый объект может изучаться под определённым углом зрения, который отражает конечную задачу познания. Полное понимание достигается при всестороннем исследовании, когда используются разные методы анализа и синтеза.
На практике очень сложно провести границу между методом и приёмом, а также выявить иерархию методов.
К топонимическим текстам относятся описи земель, писцовые книги, грамоты, акты межевания, карты географические, справочники административно-территориального деления и любые списки топонимов, более общего или узко локального профиля, например, справочники улиц данного объекта.
Инвентаризация топонимического материала
Прежде чем приступить к лингвистическому анализу тех или иных единиц конкретного национального топонимикона, необходимо выявить его частные семантические поля и иерархические отношения подчинённых ему микрополей. За точку отсчёта при стандартном описании топонимикона берутся обычно официально принятые формы топонимов. Однако поскольку кодифицированные формы топонимов органически связаны и с системой географических названий, бытующей в более низких стилях речи, и с формами диалектными, то последние также не могут игнорироваться при анализе наддиалектной топонимии.
Классификации в топонимике осуществляются по различным принципам, по типам именуемых объектов, по языковой принадлежности имён, по характеру лексических основ, по формальным показателям, на основе типологической, хронологической, генетической общности имён и т.д. Для любого топонимикона очень сложно выделить основной принцип деления.
Этимологизирование в топонимике – это приём, который часто применяют. Не имея для него достаточных оснований, достаточного материала и не подозревая о тех ограничениях, которые здесь имеются, каждый исследователь, собрав хотя бы минимальный материал, спешит узнать, от какого апеллятива образован тот или иной топоним, не углубляясь в этимологию соответствующего апеллятива. Однако между именем и апеллятивом обычно бывает много промежуточных этапов, проходя через которые меняются имена, меняются их модели и формы, теряется связь с исходным апеллятивом, а вместо неё обретается связь со словами, к которым имя в действительности никакого отношения не имеет.
Этимологический анализ в топонимике отличается от этимологического анализа в апеллятивной лексике тем, что для топонима достаточно выявления апеллятива или первичного имени собственного, лежащего в основе этимологизируемого номинанта. Достоверные топонимические этимологии могут быть получены только при сопоставлении с этимологизируемым именем топонимического же материала. Например, массовый анализ словообразования топонимов и антропонимов, как будто принадлежащих к одним моделям, позволяет произвести их верное членение на морфемы, выделить их основы и форманты.
Топонимическое словообразование составляет подсистему в словообразовательной системе преобладающего языка, при этом заимствованные топонимы, как правило, адаптируются им. Если в общем языкознании словообразование можно рассматривать и как часть грамматики, и как самостоятельный раздел, то в топонимике это особое самостоятельное направление, самостоятельный раздел исследования. Могут быть выделены факты современного и исторического словообразования, в связи с чем проблема разграничения морфемного и словообразовательного анализа в топонимике стоит значительно острее, чем в апеллятивной лексике.
С его помощью выявляются топонимические модели и лексемы и аффиксы, их заполняющие. В процессе топонимизации лексем происходит их переразложение, в результате которого теряется связь топонимов с исходным словом.
Полезный на определённом этапе, такой анализ не может существовать сам по себе, без подкрепления культурно-историческими фактами. Этот приём оказывается более плодотворным в том случае, когда у исследователя сложилась своя топонимическая концепция, для подтверждения которой он привлекает материал необходимых структур.
Анализ основ, особенно в тех случаях, где имеет место использование синонимических основ, даёт много интересного с точки зрения повторного, вторичного использования лексических единиц определённых типов и ставит новые вопросы, почему, по какой причине именно эти лексические основы вовлекаются именно в такую-то систему и многократно в ней используются. Хотя основы топонимов выделяются в ходе структурного анализа, изучение их имеет непосредственное отношение к семасиологическому аспекту исследования топонимической лексики.
Статистический анализ не может быть самоцелью топонимического исследования. Он даёт лишь хорошие иллюстрации для описания топонимических состояний, проводимого лингвистическими методами, и служит подтверждением или опровержением топонимических концепций и гипотез.
В ряде случаев для уяснения некоторых особенностей функционирования имени исследователь прибегает к эксперименту. Это может быть анализ употребления отобранных лингвистом слов в речи определённых общественных групп, в зависимости от того, что интересует экспериментатора. Любой рядовой носитель данного языка имеет своё мнение о словах и именах. Из мнений отдельных лиц составляется языковое общественное мнение. Это делается обычно путём различных опросов и опирается на психологические моменты.
Эксперимент на свободные ассоциации, которые вызывают предложенные топонимы, может подтвердить наличие большого пассивного фонда номинантов, поскольку вызываемые ими ассоциации, как правило, случайны и невыразительны.
Анкетирование – это способ топонимических исследований, предусматривающий ответы испытуемых, в особенности лиц, мнение которых считается авторитетным, на серию вопросов, интересующих исследователя. Таким образом, методы и приёмы топонимического анализа призваны со всех указанных сторон рассмотреть и изучить топонимы, по возможности выявить их этимологию.
Топонимика села Кенарал
2.1 Выявление и объяснение топонимов изучаемого села
Таким образом, в окрестностях села есть три потамонима (вид гидронима, собственное имя любой реки): Каратал, Коксу, Тентек.
От слияния рек Казак и Карабулак, образующих Коксу, река проходит через ряд ущелий. Сразу после слияния река после небольшой котловины 6…7 км река уходит в Верхнее ущелье, верхняя часть которого раньше называли «Чёртово ущелье»
Потамоним Каратал (Қаратал; в пер. с каз. «черная ива») — река в Алматинской области Казахстана. До впадения реки Уштарак некогда называлась Нуртайозек.
Река получила такое название, видимо, потому, что по берегам её растёт чёрная ива.
Недалеко от села Кенарал две эти реки, Каратал и Коксу, сливаются в одну реку и дальше река Каратал несёт свои воды к берегам Балхаша одним руслом. Место соединения этих двух рек называется «коспа», что с казахского языка означает слияние. В этом месте есть небольшой родник, который называется «Узакбай кайнары». Узакбай ата был знахарем, лечил детей. Вода в этом роднике считалась лечебной. Сейчас, конечно, мало кто верит, что вода и вправду лечебная, но родник и его название существуют и сейчас. Недалеко от села есть ещё один родник, который называется «Темир кайнар», что в переводе означает «железный родник». Вода в этом роднике тоже лечебная, знающие люди и сейчас берут оттуда воду, чтобы вылечиться от небольших недугов.
Следующий, третий потамоним – это река Тентек. Не доезжая до села всего один километр, каждый приезжий увидит небольшую речку. Это и есть потамоним Тентек. В действительности река Тентек является притоком реки Коксу. В переводе с казахского языка слово «тентек» означает шаловливый, озорной. Почему же река получила такое название?
Старожилы села рассказали мне, что раньше эта река была намного многоводнее, вода в ней текла очень бурно, играя волнами. Поэтому её так и назвали. Сейчас воды в этой реке мало, но видно, что дно реки каменистое, вода течёт очень быстро и не замерзает всю зиму.
В окрестностях села есть много агроонимов – вид топонима, название земельного надела, участка, пашни, поля.
Названия всех земельных участков образовано, в основном, от собственных имен нынешних или прежних хозяев этих земель. Так, например, «зимовье Жангойлык» – ныне крестьянское хозяйство
Рассказывая о топонимике села, необходимо рассказать и о самом селе.
Село Кенарал небольшое, в нём всего 367 жителей, но все люди очень доброжелательные и дружные. У нас есть новая школа, которую построили только в нынешнем году, медицинский пункт, магазин, строится мечеть. Всего в селе четыре улицы. Центральная улица, как и школа, носит имя Сындыбалы Кырыкбаевой. Это ветеран труда, передовая свекловичница
Внук Сындыбалы Кырыкбаевой Абдыбек Дуйсеков увековечил имя своей бабушки по материнской линии. Именно он при жизни хлопотал над тем, чтобы её именем была названа улица в селе Кенарал, а затем и школа. Сейчас этого замечательного человека, к сожалению, уже нет в живых, но мы очень хорошо помним его. При жизни он был спонсором нашей школы, от своего имени он каждый год вручал премию ученикам, отлично окончившим учебный год.
В 1996 году 6 апреля Кенаральской неполной средней школе было присвоено имя Сындыбалы Кырыкбаевой.
Классификация топонимов села Кенарал