Как тебя зовут классный час

Классный час 3 класс «Немного о толерантности, или как тебя зовут»

КЛАССНЫЙ ЧАС в 3 классе

ТЕМА: «КАК ВАС ЗОВУТ, ИЛИ НЕМНОГО О ТОЛЕРАНТНОСТИ»

ЦЕЛИ: учить детей правилам культурного поведения,

проявлять терпимость на уровне индивидуального поведения,

выражать приятие различий между отдельными людьми;

развивать желание самосовершенствоваться;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя по теме.

-Посмотрите внимательно на доску. Здесь представлены красиво оформленные ваши личные имена. Как вы думаете, почему?

-Сегодня поговорим об именах. Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой его нужно было выделить из семьи.

* Давались числовые имена: родился первый ребёнок – Перва, или Первой, второй – Вторак, третий – Третьяк и т.д.

* По внешнему виду: Чёрный, Чернавка, Мал.

* По характеру: Добр, Храбр, Смеян, Умник.

* В какое время года рождён: Зим, Вешняк, Мороз.

* Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю.

3. ЗАГАДКИ «Почему так зовут героев?»

* В чашечке тюльпана на зелёном листке сидела девочка. Она была маленькая, маленькая, всего на один дюйм. Её так и прозвали… (Дюймовочка)

* Девочка, беленькая, как снежок. И кругленькая. Как комокговорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана. Вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

* Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского?

* Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? Почему?

* Назовите сами произведения и героев с различными именами. Почему их так зовут? Какие черты характера вызывают симпатию, уважение?

4. Прочитайте РАССКАЗ (на доске).

Меня зовут Лена, а мама зовёт ( картинка-ёлка). Есть у меня братишка (картинка-василёк) и подружка ( картинка-роза). Пошли мы как-то в лес за (грибами). Я нашла под (ёлкой –боровик), а (роза) (мухомор). (Василёк) ушёл в поле и нарвал (ромашек). Их подарили бабушке. Её зовут (груша). Она дала нам (яблоко) и (грушу).

* Листочки на столах. Назовите своих друзей по-разному:

Антонина Василий Ирина Павел Дмитрий Анастасия

Источник

Классный час «Как тебя зовут?»

( из истории происхождения русских фамилий и имен)

для учащихся 5-8 классов

Цели: 1. Познакомить учащихся с происхождением фамилий и имен;

2. Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;

3. Формировать чувство собственного достоинства и уважения к своей семье, своей фамилии;

4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

— Добрый день, дорогие друзья!

Сергеевичи и Матвеевичи,

Степановны и Романовны,

Родившиеся в Москве и на Сахалине,

В Петербурге и на Украине.

-Здравствуйте, ребята и уважаемые учителя! Сегодня наш праздник посвящен истории происхождения вашей семейной фамилии, вашего имени. Наши шестиклассники готовились к этому дню, занимались исследовательской работой и подготовили для вас кое-что интересное. Итак, начнем.

Изучением происхождения имен и фамилий занимается наука антропонимика. Это область русского языкознания появилась не так давно, но интерес к ней в последнее время возрастает.

Нет меж живущих людей,

Да и не может бать безымянных.

В первый же миг по рождению

Каждый убогий и знатный

Имя, как сладостный дар,

От родимых своих получает…

— Так еще три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем. Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Чтобы узнать значение и происхождение имени, надо вернуться к далекому прошлому. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из рода и семьи. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, а в других – по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда – по роду занятий.

Приведем пример нескольких русских имен-характеристик:

По внешности человека – Милава, Косой, Кудряш, Черныш

По черте характера – Добрыня, Досада, Храбр, Молчан, Умник.

По месту в семье – Первый, Третьяк, Старшой, Ждан.

По профессии – Селянин, Кузнец, Стрелец, Рыбак, Кожемяка.

— Ребята, вы заметили, что древние имена совсем не похожи на наши, современные и больше напоминают прозвища или клички. В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было. Так что же произошло и почему современные русские имена так не похожи на древние?

Разобраться в вопросе нам помогут ребята.

— Чтобы разобраться в этом, вернемся в Древнюю Русь, в 10 век. Идет крещение Руси князем Владимиром. До этого Русь была языческой, то есть люди верили во многих богов: бога ветра, солнца земли, воды. Словом, люди видели богов во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену им приходит вера в единого Бога.

— Обряд крещения или обращение человека в христианскую веру, состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть скверну языческой веры и старое языческое имя. Стоявшие в это время на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя, Так Жданы и Храбры, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Екатеринами.

А сейчас, ребята, возьмите «сердечки» и прочитайте, что означают ваши имена.

Следует помнить. Что наши имена – это перевод с других языков, а не прямое значение.

(дети читают по очереди).

— Как видите, имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов, в основном греческого и латинского происхождения.

А теперь посмотрим на экран. Вот что мы выяснили, изучив имена учеников и учителей нашей школы (статистика).

-Вы обратили внимание, что имена на экране и записанные на «сердечках», отличаются часто от тех, которыми мы называем в повседневной жизни? Есть полные, а есть сокращенные имена. Давайте немного поиграем. Посмотрите на экран. Здесь написаны слова в два столбика. Найдите пары.

— Какие вы знаете имена, не имеющие пары? Приведите примеры таких имен (Нина, Нелли, Зоя, Марина, Яна, Никита).

— Имена, как известно, бывают мужские и женские. Из слов, которые я буду называть, в правый столбик внесите имена девочек, а в правый – мальчиков (дети выполняют задание).

— Какие имена можно отнести в оба столбика?

— Есть ли у мужского имени Федор женская пара? (есть, Федора).

А теперь послушайте стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

— Как же можно их различить? (по фамилии).

Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Слово «фамилия» в переводе с латыни означает «семья». Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Вот как об этом написал поэт Г. Граудин.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь знал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих

Вглядись, и ты увидишь в них

1.Как ваша фамилия? Кому из нас не приходилось отвечать на этот вопрос! С того самого момента, когда мы впервые переступили школьный порог, каждый из нас твердо усвоил: он уже не просто Алеша, Олеся, Виталий, но и еще Федоров, Полякова, Павлов.

2.Оглянемся вокруг и прислушаемся к фамилиям своих одноклассников, знакомых, соседей. Многие фамилии образованы от имен, например, Иванов, Петров, Сергеев.

3.В старину человека нередко называли по роду занятий. Об этом свидетельствуют современные фамилии, такие, как Кузнецовы, Мельниковы, Столяровы, Рыбаковы.

4.Заметное число фамилий происходит от названия места проживания людей: Новожиловы, Новиковы, Поляковы, Волгины, Днепровы, Венгеровы.

1.Очень многим людям прошлых веков давались фамилии, образованные от названий животных, птиц, растений: Зайцевы, Волковы, Скворцовы, Медведевы, Ромашкины…

2.По фамилиям можно узнать то, что ели и пили наши предки: Киселевы, Квасовы, Борщовы, Кашины…

3.От того, что ели, перейдем к тому, что носили. Начнем с обуви. Многие века наши предки носили лапти, а уже позднее – сапоги. Поэтому не стоит удивляться, что Лаптевых больше, чем Сапоговых. Немало фамилий обозначают различные виды одежды. Отсюда Кафтановы, Шубины, Шапкины.

4.Фамилиями становились названия орудий труда и предметов крестьянского быта. Это Лопатин, Телегин, Колесов, Обухов, Полозов.

1.Некоторые фамилии напоминают о некоторых должностях православной церкви: Попов, Монахов, Пономарев, Звонарев. Только Поповых в Москве около 20 тысяч.

-Ребята, а кто хочет поведать историю своей фамилии? Давайте послушаем (дети рассказывают).

Представьте себе такую ситуацию: два человека носят одно и то же имя. Они тезки. Но еще у них одна и та же фамилия (однофамильцы). Как можно различить таких людей? (по отчеству). Действительно, кроме имени и фамилии есть еще и отчество. К имени детей при рождении добавляется имя их отца, то есть указывается, чьими сыновьями и дочерями они являются. Отчество всегда дается по полному имени.

Все слышали о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это отчество или фамилия? Послушайте слова былины, и ответ прояснится:

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьему приближается…

— Как зовут героя по имени и отчеству, как его фамилия?

Ребята, когда вы повзрослеете, к вам тоже будут обращаться по имени, отчеству.

Давайте сделаем вывод. О чем вы сегодня узнали? Поделитесь сведениями.

Сотни прославленных фамилий героев войны, деятелей науки, культуры, фамилии наших поэтов и писателей мы произносим с уважением, независимо от того, красивы они или нет. Вдумаемся в фамилии Толстого, Некрасова, Грибоедова. Они напоминают нам о замечательных русских писателях. Важно, чтобы была красива их душа, а не фамилии. И помните старую пословицу: Не фамилия красит человека, а человек – фамилию. И это самое главное. Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении нашего мероприятия. Я надеюсь, вы многое узнали и запомнили об истории имен и фамилий. И в качестве подарка всем пятиклассникам мы вручим небольшие сувениры-сердечки с историями ваших имен.

Источник

Урок, 3 класс. Как тебя зовут?

Конспект урока для начальной школы. Происхождение имён

Цель: познакомить с происхождением имен собственных.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя.

— Что означают имена? Откуда взялись?

На эти вопросы ответы дает наука ономастика. Это специальная наука, изучающая собственные имена.

Ономастика говорит, что собственные имена образовались из нарицательных существительных. Чтобы различать друг друга, люди начали брать себе в качестве имен названия окружающих предметов. Жители Древней Руси носили имена-клички, взяв их от растений, животных, птиц, деревьев, вещей.

Например: Волк, Лось, Щука, Карась, Окунь, Ворон, Дуб, Калина, Горшок.

Если это была девочка, которая родилась весной, ей давали имя Веснянка. А мальчика, родившегося зимой, могли назвать Морозом или Шубой. Имена могли указывать и на род занятий: Бондарь, Кузнец, Ткач, Пасечник, Мельник.

Были имена, указывающие на приметы или характер человека: Кривой, Хромой, Неупокой, Добрыня, Светлана, Власий (Влас), то есть волосатый.

В старинных грамотах можно встретить и такие имена, как Несоленый, Прокислый, Износок.

Некоторые имена возникли из отвлеченных понятий: Вера, Надежда, Любовь, Утеха.

После принятия христианства в конце X в. церковь старалась эти языческие имена заменить христианскими.

Христианские имена в основном греческого, латинского и древнееврейского происхождения.

Самые распространенные в русском языке Иван и Марья возникли из древнееврейского. Сначала их позаимствовали греки.

В старину в основном были распространены имена славянского происхождения, такие как Владимир (владеющий миром), Всеволод (владеющий всем), Вячеслав (большая слава), Мстислав (славный мститель), Ростислав (растущая слава), Ярослав (славный своей яростью), Ярополк (храбрый полк), Драгомир (дорогой мир), Баян (сказитель), Богдан (богом данный), Борис (борец), Глеб (крепкий, как земля), Вадим (спорщик, смутьян), Чернь (смуглый), Милонег (милый, нежный), Гордей (гордый), Людмила (милая людям), Любава (всеми любима).

Имена нерусского происхождения с истолкованием:

2. Почему мы так говорим?

Бежавшие с каторги заключенные, не имевшие никаких документов, попадая в руки полиции, все как один именовали себя Иванами. На вопросы о родных они отвечали, что «родства не помнят». Так «Иванами, родства не помнящими» и записывали их в полицейские протоколы.

Поэт Н. Некрасов в стихотворении «Дядюшка Яков» (1868) изобразил странствующего торговца, продающего по деревням мануфактурные изделия, галантерею, лубочные книжки и зазывающий покупателей разными прибаутками:

Про баб товару всякого,

В наше время такими «дядюшками Яковами» можно назвать продавцов на рынках и базарах.

В старину ходить с непокрытой головой считалось позором.

Знатность бояр можно было установить по высоте их меховых шапок.

Домашнее задание: найти пословицы и поговорки с именами людей, проиллюстрировать некоторые из них.

Источник

Презентация Занятие по внеурочной деятельности по программе «Школа развития речи» Тема: «Как тебя зовут?»

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭТИМОЛОГИЯ «этимон»-истина «логос»- наука

Имя Без него на свете нельзя обойтись. Оно радует слух лучше любой музыки.

АНТРОПОНИМИКА antropos- «человек» onoma – «имя»

Из истории имён В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

Из истории имён Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

Из истории имён Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк. Добрыня, Ждан, Метелица, Друган

Картина Васнецова «Крещение Руси»

Из истории имён Мария- 8,19 и 25 февраля, 5 и 17 июня, 25 июля, 4 и 22 августа Екатерина – 7 декабря Дарья- 1 апреля

Что означают наши имена?

Подготовила Петухова Александра ученица 3 класса

В начальной школе обучается всего 410 человек Среди них 176 мальчиков и 234 девочки

Среди мальчиков самые распространенные имена:Никита(19 человек) Дмитрий (17 человек) Кирилл (16 человек) Александр (14 человек) Артём (11человек) Даниил (10 человек)

Редкие имена девочек: Арина, Вера, Глафира, Дана, Илона, Людмила, Милана, Настасья, Серафима, Снежана, Ульяна, Элина

Редкие имена мальчиков: Всеволод, Виталий, Гордей, Данислав, Константин, Матвей, Мурат, Марат, Нурлан, Ростислав, Тимофей, Юрий

Спасибо за внимание.

Самое распространённое мужское имя Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское

Повторяй движения за нами …

Найдите закономерность Лиза Женя Сережа Ирина Паша Антон Наташа Андрей

Найдите закономерность Женское имя И женское и мужское имя Мужское имя Лиза Женя Сережа Ирина Паша Антон Наташа Андрей Саша Даша Валя Володя

Света Проверь себя Ч=Т

Я Катя Проверь себя О=А

Наташа Проверь себя ША ТА

Карина Проверь себя Т

А Василиса Проверь себя си

Серёжа Проверь себя Ы=Е А

Моего соседа зовут Сергей Александрович. А его деда зовут Николай Петрович. Как зовут отца моего соседа?

Ну вот и всё! Окончен наш урок. Про имя долго можно говорить, Но все тайны про него так и не раскрыть.

Что в имени тебе моём? Выводы: Каждое имя имеет глубокий смысл, свою историю и родину. В имя люди вкладывали качества, которые хотели бы передать его владельцу. Имена нам дают папы и мамы, бабушки и дедушки. Некоторые из имен даются в память о наших предках. Своё имя нужно носить с достоинством: беречь его, не портить его плохими поступками.

Как могли назвать этих детей в Древней Руси? Девочка со светлыми волосами? Мальчик, который любит прыгать? Любитель мяса? Мальчик, родившийся третьим в семье? Светлана Прыгунок Мясоед Третьяк

Не имя красит человека, а человек имя

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Презентация к занятию по внеурочной деятельности по программе «Школа развития речи». Тема: «Как тебя зовут?» Составила:Тарасова О.В.,учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова.

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого.

— осознание влияния на этот процесс различных культур, влияния отдельных эпох;

— пробуждение с помощью увлекательной информации стремления к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имён;

— развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой,

— воспитание бережного отношение к семейным ценностям и наследию прошлого;

-осознание высокого нравственного смысла имени.

Форма: проблемно – диалогическая беседа с демонстрацией слайдов, драматизация.

Тип: открытие нового знания.

Номер материала: 466860

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Как тебя зовут классный час. Смотреть фото Как тебя зовут классный час. Смотреть картинку Как тебя зовут классный час. Картинка про Как тебя зовут классный час. Фото Как тебя зовут классный час

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Классный час «Мы и наши имена» (2 класс)

Классный час «Мы и наши имена».

Цели: познакомить детей с начальными сведениями о структуре имен.

Задачи: развивать умение объяснять происхождение и значение имен, внимание вызвать интерес к своему имени, воспитывать культуру поведения у учащихся.

Оборудование: название темы занятия, «солнышки» для рефлесии, «Письма» от Мудрой совы с именами учащихся, ребусы, пословица «Хорошо там и тут, где по имени зовут», картинки сказочных героев.

Все стали ровненько, подарили улыбки друг другу и тихонечко сели за парты.

1. Сообщение темы занятия.

А чтобы узнать тему нашего классного часа вам нужно отгадать загадку.

Надо вслух назвать. (имя). (Имя)

Что такое “имя”? (Ответы детей)

-Правильно тема нашего занятия «Мы и наши имена». Так что такое «имя»?

В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение

“ Имя – личное название человека, даваемое при рождении”.

У каждого из вас прекрасное имя, но не все знают, что оно обозначает, откуда появилось. Много загадок у наших имен. Давайте отгадывать их вместе.

-Для начала я предлагаю вам прочитать эпиграф к нашему занятию.

Как вы его понимаете?

2. Разнообразие имен.

У каждого из вас есть имя. Зачем оно вам? (Ответы)

Правильно! Как бы мы обратились друг к другу, если бы не было имени. Иногда я слышу, как вы друг другу кричите: “Эй, ты, иди-ка сюда!”

Культурно ли так обращаться со сверстниками? Почему?

Конечно, это обидно, оскорбительно, невежливо.

При крещении в церкви священник дает человеку второе имя. Оно выбирается из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого празднуется

в этот день рождения или крещения человека.

– Рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».

Имена давали по внешнему виду: Чернавка, Белой, Большун, Силач…

Называли людей по их поведению: Соня, Добрыня, Молчан, Несмеян, Вертяк… По явились имена-номерки: Первой, Второй, Третьяк, Осьмой…

Имя давалось по названию животных: Воробей, Волк, Кот, Петух…;

растений: Ветка, Трава, Полынь, Груша, Василек, Роза…

Самое необычное имя – охранное, давалось ребенку для оберега от злых духов: Некрас, Немил, Чужой, Нелюб…

— Какие имена наиболее популярны у нас? (Александр, Сергей, Дмитрий, Андрей, Алексей, Ольга, Татьяна, Наталья, Ирина, Юлия)

-А сейчас предлагаю вам отгадать загадки.

Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен

Учитель: Отгадайте загадку

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

И любой нам подтвердит:

Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?

Учитель: Объясните название имени доктора.

Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.

Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?

Дети: Невежество, нежелание учиться.

Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.

Учитель: Отгадайте последнюю загадку

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Учитель: Как вы узнали?

3. Правила знакомства.

Очень много людей с разными именами. Может так быть, что вы захотите к кому-нибудь обратиться, а имени не знаете. Как поступить в таком случае?

Давайте немного поиграем и узнаем, умеете ли вы знакомиться. Представьте, что вы не знаете, друг друга и очень хотите узнать имена. Как вы это сделаете?

(2 ученика ведут разговор) МАРК ВЛАД

— Меня зовут Пашей. А тебя как зовут?

Хорошо, вы узнали имена друг друга. Но, к сожалению, были не очень вежливыми.

Давайте с вами составим основные правила знакомства; я буду вам называть правило, если правило нам подходит – пожимаете друг другу руки, а если нет – присядаете.

Вот основные правила знакомства:

— улыбайся человеку, если знакомитесь;

— называть полное имя

— если человек старше обращаться на «вы»

— если человек старше обращаться на «ты»

-разрешите с вами познакомиться

-мне очень приятно с вами познакомиться

-очень рад(а) нашему знакомству

Давайте еще раз попробуем познакомиться, но уже без ошибок.

4. Формы – варианты имен.

А теперь послушайте стихотворение “Сколько имен у подружки, у Оли?”

Может быть, кто-нибудь догадается, сколько имен?

Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подруги моей?

-Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени.

-Официальный вариант, полное имя – Ольга.

Итак, вы узнали, что бывают имена полные и неполные.

— А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

5. Викторина “Кого как зовут?”

Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)

Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. ( Незнайка )

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек )

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. ( Гарри Потер )

6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )

7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?( Василиса)

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? ( Федор )

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *