экономика или менеджмент что лучше бакалавриат
Экономика или менеджмент что лучше бакалавриат
Многие задаются вопросом, кто такой менеджер, когда видят его работу в ресторане быстрого питания, магазине электротехники или продуктовом супермаркете. Почему эта профессия такая востребованная и высокооплачиваемая?
В переводе с английского «менеджмент» означает «управление». В разных видах деятельности «управление» или «менеджмент» имеет свои особенности. Давайте разберемся на примере, что такое менеджмент, и чем он отличается от экономики.
Представьте бутылку йогурта — она зеленая, ее объем составляет 0,5 литра, внутри молочный продукт с семенами чиа. Почему выбран именно зеленый цвет, и почему добавили именно эти семена? На эти вопросы с легкостью ответит менеджер по маркетингу или маркетолог. Он знает, что зеленый цвет напоминает о весне, энергии и молодости, а семена чиа содержат множество полезных веществ, что так востребовано у людей, увлеченных здоровым образом жизни и полезным питанием. Маркетолог знает, чего хотят люди и помогает производителю йогурта продать как можно больше товара.
Йогурт стоит 35 рублей. Вы спросите: «почему именно 35 рублей?» Всё просто: производитель заплатил 3 рубля за ингредиенты для йогурта, 2 рубля за оборудование, 1,5 рубля за труд сотрудников, 1,5 рубля за доставку, 1,5 рубля за упаковку и т.д. Все это — структура затрат, за которую отвечают финансисты. Вместе с маркетологами они рассчитывают рентабельность продукта и принимают решение о том, сколько будет стоить йогурт для конечного потребителя.
Когда йогурт готов, его нужно доставить в магазины. Этим занимается логистика. Логист придумал, что бутылки такой формы нужно складывать в коробки по 10 штук, потому что именно таким образом больше коробок поместится в контейнер для перевозки, и меньше места займет на складе. Так логист помог компании сэкономить на транспортировке и хранении. А экономия — это прибыль — главная цель любого бизнеса.
Еще в компании есть специалист кадровой службы — HR, он подобрал в команду сообразительного маркетолога, финансиста и логиста, которые придумали и вывели продукт на рынок. Также над йогуртом работают специалист по производству, по закупкам, IT-специалист, аналитик и многие другие.
Самая важная задача топ-менеджера — собрать маркетологов, логистов, финансистов и грамотно выстроить работу, чтобы бизнес-процессы были эффективными и приносили прибыль компании. Делаем вывод: менеджмент объединяет в себе множество функций, без которых невозможно было бы дать вам попробовать йогурт с семенами чиа в зеленой бутылке.
Основной сферой деятельности экономистов является осуществление экономического анализа деятельности организации, разрабатывание мер по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов.
«Экономика», «Менеджмент» или «Бизнес-информатика»?
Многие абитуриенты подают документы сразу на несколько образовательных программ бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Перед ними встает непростой выбор: какое направление предпочесть. Чем направления отличаются друг от друга? Мы расскажем о ключевых моментах обучения на направлениях «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
Многие абитуриенты подают документы сразу на несколько образовательных программ бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Перед ними встает непростой выбор: какое направление предпочесть. Чем направления отличаются друг от друга? Мы расскажем о ключевых моментах обучения на направлениях «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
«Экономика»
Особенности обучения
Студенты получают языковую подготовку, приобретают фундаментальные знания в области современной экономической теории, изучают обширный спектр дисциплин математического цикла, без знания которых немыслим современный экономист. На старших курсах учебный план формируется с включением значительного числа прикладных дисциплин, таких как финансовые рынки, инвестиционный анализ, основы оценки стоимости, управление финансами фирмы, банковский менеджмент, риск-менеджмент в кредитных учреждениях и др.
Вариативная часть программы позволяет студентам самостоятельно формировать на старших курсах образовательную траекторию в рамках одного из 4-х профилей: «Прикладная экономика», «Банки и банковская деятельность» (реализуется совместно с ЗУБ Сбербанка России), «Аудит», «Корпоративные финансы».
Кем работают выпускники?
Выпускники могут проявить себя в качестве высококвалифицированных экономистов-аналитиков для различных компаний как финансового, так и реального секторов экономики.
«Менеджмент»
Особенности обучения
Образовательная программа предназначена для тех, кто хочет заниматься развитием бизнеса, стать инициатором и руководителем бизнес-проектов, предпринимателем, аналитиком и исследователем сферы управления компаниями. Выпускники программы владеют современными теориями управления и способны разрабатывать и внедрять инструменты повышения эффективности бизнеса в различных сферах деятельности. Бакалавр менеджмента — это будущий руководитель компании, инициатор продуктивных изменений в бизнесе и экономики, обладающий хорошим теоретическим фундаментом в области управления.
Профили обучения
Процесс обучения позволяет гибко выстраивать образовательную траекторию: для этого существует возможность выбора дисциплин, а также выбора на старших курсах одного из 5 профилей: «Инновации и предпринимательство», «Управление человеческими ресурсами», «Логистика», «Управление в банковской сфере», «Менеджмент в сфере интернет-проектов».
Кем работают выпускники?
Выпускники реализуют себя в таких профессиях, как бизнес-аналитик, логист, HR-менеджер, менеджер инвестиционных проектов, аккаунт-менеджер, SMM-менеджер, маркетолог, ко-фаундер стартапа, бренд-менеджер, бизнес-коуч, фиксер, трафик-менеджер, менеджер интернет-проектов и т.п.
Особенности обучения
Студенты получают основательную подготовку в области экономики и менеджмента, но акцент делается на овладение современными информационными технологиями, методами и системами программирования, математическими методами.
На направлении «Бизнес-информатика» реализуется профиль «Информационные системы в бизнесе». Он включает в себя умение видеть IT-инфраструктуру компании, проводить анализ и оценку применения информационных систем и информационно-коммуникационных технологий для управления бизнесом, аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий. Выпускник будет подготовлен к профессиональной деятельности в качестве менеджера IT-проектов, проектировщика и разработчика сложных информационных систем, будет разбираться в бизнесе на уровне высшего руководства так же хорошо, как во всем разнообразии технологий и решений информационного рынка. Это необходимо для эффективного управления компанией.
Кем работают выпускники?
Выпускники могут реализовать себя в таких профессиях, как бизнес-аналитик, IT-менеджер в консалтинговой, проектной, внедренческой, сервисной компании или госструктуре, организатор и руководитель электронного предприятия, менеджер IT-проекта, программист в IT-компаниях или IT-отделах крупных компаний.
Кем работать после бакалавриата «Менеджмент»?
Учебная программа Менеджмент довольно обширная, многогранная. После окончания вуза можно выбрать для себя любую сферу деятельности: от муниципального управления до частного бизнеса. Это является одним из главных плюсов менеджмента, вы не ограничиваете себя конкретной отраслью экономики. А значит, возможностей найти хорошую работу намного больше.
Кто такой менеджер?
В действительности же, суть менеджмента заключатся в управлении и выполнении задач прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля и координации в организации. Он не имеет ничего общего с продажами, если только это не начальник отдела продаж.
Если говорить про карьерный рост общими словами, то можно выделить три вида менеджмента:
Мифы и реальность в профессии менеджера
Выпускник вуза по специальности менеджмент – готовый управленец. Увы, это не так. Часто сотрудники, которые долго работают в одном месте и успешно справляются с однотипными задачами, претендуют на руководящую позицию в своем подразделении. На самом деле, хороший специалист не значит хороший руководитель. Руководитель должен не только разбираться в процессе, но и правильно его организовать, контролировать ход выполнения работ.
Менеджмент и экономика – это одно и то же. Но экономистов не учат стратегическому менеджменту, бизнес-планированию, управлению персоналом и пр. В свою очередь, менеджеры получают знания по микро- и макроэкономике, финансовому анализу, инвестиционному планированию и многое другое.
«Я буду работать просто менеджером!». Так не бывает. Чтобы элементарно составить резюме, вам нужно подписать, менеджером какой сферы вы хотите быть/ являетесь: менеджер по продажам, операционный менеджер, менеджер онлайн-курсов и т.п.
Менеджмент – программа ни о чем и ни про что. На самом деле вы получите в вузе широкий спектр универсальных знаний. Дополнительное преимущество менеджмента заключается в том, что выпускник вуза может грамотно провести анализ рынка и составить бизнес-план для собственного дела. Также он может писать бизнес-планы на заказ и продавать за большие деньги. Поэтому человек с дипломом менеджмент всегда найдет пути самореализации.
Профессиональные качества менеджера
В университете вы получите знания о всех видах менеджмента, начиная с теории менеджмента, заканчивая инвестиционным менеджментом и управлением проектов. Помимо этого, вас научат анализу структуры рынка, финансовому менеджменту, анализу рисков, инструментам управления, теории игр, инновационным технологиям управления и пр.
После окончания вуза вы будете уметь:
В том числе менеджеры обладают знаниями в области психологии, юриспруденции, бизнес-этикета, маркетинга и другие. Как видите, поступая в вуз по специальности «Менеджмент», вы получите большой багаж знаний и практических навыков в разных областях.
Профессии в области менеджмента
Исходя из предыдущего пункта, профессий в области менеджмента тоже великое множество. Вы можете работать в следующих сферах:
После окончания университета у вас появится возможность выбрать одну из приведённых выше специальностей. Часто студенты, особенно на последних курсах, начинают подрабатывать и уже строят свою карьеру руководителя. Прохождение практики дает опыт работы в одном из направлений деятельности. Это поможет определиться с перспективами.
Постоянно повышая квалификацию и работая над своим профессионализмом, вы получаете все шансы стать топ-менеджером. Ваша ценность будет определяться не только полученным образованием и опытом работы, но и личными достижениями, например, успешными проектами. Успех вашей карьеры будет зависеть только от вас.
Изучая менеджмент в вузе, вы учитель управлять процессами и выстраивать коммуникации
Вузы, в которые можно поступить на менеджмент
В настоящий момент абсолютное большинство вузов предлагают программы подготовки в области менеджмента. Это говорит о том, что специалисты в области управления нужны в любой отрасли. Менеджеров готовят даже в спортивных университетах, институтах кино и телевидения и пр. В таких специализированных вузах учат менеджеров в конкретную сферу деятельности, в которой есть свои особенности управления.
Список наиболее популярных вузов с программой подготовки в сфере менеджмента достаточно велик, мы вынесли ТОП-9 из них.
Эти и другие вузы предлагают следующие программы подготовки по программе бакалавриата (4 года):
Это далеко не полный список программ, которые вы можете освоить в вузах.
Шансы поступить на бюджет и освоить профессию менеджер
Стоит сказать, что конкурс по специальности Менеджмент довольно высокий и стоимость платного обучения немаленькая. Но при правильном подходе вы быстро окупите свое обучение. Если не получается набрать нужное количество баллов, то стоит рассмотреть альтернативные варианты с низким проходным баллом. Об этом вы узнаете из статьи «Куда легче всего поступить».
Профессия менеджер, безусловно, имеет свои преимущества, такие как высокий уровень зарплаты, положение в обществе, перспективы развития. Но, как и у любой профессии, есть свои недостатки.
Во-первых, у вас будет высокая степень ответственности. Неверное стратегическое решение может стоить компании миллионы рублей, и за это будет нести ответственность руководитель. Во-вторых, подчиненные обычно не любят своих начальников. Даже если вы будете лояльны к своим подчиненным, найдутся те, кто будут считать вас тираном. Невозможно быть хорошим для всех. В-третьих, вам придется работать в условиях повышенного стресса и многозадачности. Вам всегда нужно быть максимально собранным и сосредоточенным.
Однако, получая образования по специальности менеджмент, вы открываете для себя широкие перспективы деятельности и большие возможности найти престижную, высокооплачиваемую работу. Также вы сможете открыть свой бизнес и работать на себя. Вы получите знания в нескольких областях, которые сможете применять в разных сферах экономики.
Экономика или менеджмент что лучше бакалавриат
Олег, 1. РАНХиГС: факультет экономических и социальных наук, факультет бизнеса и делового администрирования
2. НИУ ВШЭ Москва: Маркетинг рыночная аналитика, управление бизнесом
3. Финансовый университет:факультет экономики и бизнеса, высшая школа управления
Если интересует Питер, то ВШМ прям нереально крутой факультет в СПбГУ, там образование 10/10.
Еще если про плеху говорить, то там есть программа по маркетингу на факультете IBS, вот он вроде довольно неплохой, там можно учиться.
Первое наверное интереснее всего, третье простое, а за второе и четвертое без понятия. Что скажете?
Олег, капитаны очень не советую, честно
УБ во ВШЭ хвалят, по словам студентов много практики, преподаватели хорошие, перспективы есть. И в вузе за хорошую учебу можно поехать в другую страну по академической мобильности, что даст крутой опыт.
Финашка хуже ВШЭ, но тоже неплохо, данная программа вполне хороша.
Менеджмент в РАНХиГС совместно с университетом Пизы новая программа, но учитывая опыт обычного бакалавриата на этом факультете, можно сделать вывод, что программа будет достойная.
Если составить рейтинг то в данном случае первое место могут разделить РАНХиГС и ВШЭ, второе Финашка, ну и третье РЭУ.
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.