что такое винил в музыке

CD и винил: вся правда о виниле

Доброго времени суток, хабрапользователи. Долго я собирался с мыслями и идеями о своем первом топике здесь. И вот пришло то самое время. А хочу рассказать вам о своем любимом: музыке, и непосредственно этот топик о ее носителях.

Буду вести повествование с точки зрения ди-джея.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Сколько дифирамбов спето «самому теплому, единственному, милому и неповторимому, настоящему» аналоговому звуку, что может дать только черная пластинка и виниловый проигрыватель. Шуршание иглы, теплоту 12-дюймового винилового блина, картонный квадрат упаковки, которую вскрываешь, как письмо от любимого человека, истинный меломан не променяет ни на что. И по сей день выходящие на виниле альбомы популярных исполнителей стабильно раскупаются, а сомнений в том, что пластинка переживет компакт-диск, нет и быть не может. (мое субъективное мнение)

Для начала, давайте же разберемся, как и откуда музыка попадает на те или иные носители. Итак, первоначально вся электронная музыка пишется с использованием специальных компьютерных программ-секвенсоров. Соответственно, конечная запись представляет собой файл хорошего качества и высокого разрешения, такого формата как WAV (наиболее распространенный), или же AIFF (формат аналогичный WAV, только продвигаемый компанией Apple и являющийся родным для всех ее продуктов). Далее после попадания записи на лейбл, в зависимости от типа лейбла и самого релиза запись либо продается в первоначальном виде (WAV), либо кодированная в формат с наименьшей потерей качества (собственно MP3 с битрейтом 320 кбит/сек), либо нарезается на виниловую пластинку.

Одним словом, разницы между WAV-файлом и записью на виниле нет никакой – трек один и тот же. Однако если поставить трек, записанный на CD с исходного WAV-файла и тот же самый трек с винила, разница в звуке будет очень существенной: винил будет звучать как бы мягче и жирнее. Почему, спросите Вы? — ведь первоначально запись была совершенно идентичной.

Ответ здесь кроется не в самой записи или технологии нарезки на винил, а в способе ее воспроизведения. Когда мы воспроизводим цифровую запись с CD, мы услышим ровно то, что было на него записано, без каких-либо изменений и искажений (если конечно у Вас хороший звук, который правдиво передает все частоты). Что же происходит в случае с винилом?

Здесь надо немного разобраться с самим механизмом снятия звука виниловым проигрывателем. Итак, мы имеем пластинку, на которой нарезаны дорожки с очень маленькими бороздками. На тонарм (металлический стержень, на который и надевается картридж с иглой) проигрывателя надевается специальная снимающая игла, которая и проходится по этим бороздкам и воспроизводит с них звук. Причем процесс этот чисто механический, т.е. если мы даже выключим проигрыватель из сети и отключим от звука, и будем вращать пластинку, поднеся ухо близко к игле, мы услышим звук.

Далее тот самый звук при помощи внутреннего снимателя картриджа иглы (сродни микрофону) преобразуется в слабый электрический сигнал, который далее поступает на вход микшерного пульта, где проходит предусиление и далее уже поступает на канал, где мы им и управляем.

Однако помимо чистого, эффективного сигнала, игла также снимает в небольшой степени звук всего происходящего вокруг. В первую очередь это звук (преимущественно низкочастотный, басовый) с мониторов и колонок в клубе — так называемый фидбэк (от англ. Feedback – отдача, возврат). В данном случае он создает эффект, сходный с реверберацией. Также примешиваются небольшие искажения, связанные с тем, что игла не может каждый раз пройти дорожки одинаково, да и сама вертушка в клубе не может стоять абсолютно неподвижно (вибрация от сабвуферов, так или иначе, затронет и все содержимое ди-джейки, и вертушки – не исключение).

И таким вот образом, путем добавления описанных примесей к основному сигналу, записанному на пластинке, мы и получаем тот самый мягкий и жирный звук на выходе.

Из всего вышесказанного следует один единственный вывод: винил, безусловно, дает намного более приятный, жирный и благозвучный саунд.

Но, как и всегда в таких случаях, здесь есть одно большое «НО», точнее даже не одно, а несколько, но пока разберем самое существенное: за качество надо платить, причем немало: стоимость одной пластинки сейчас, как и прежде, составляет около 10 – 13 долларов.

Второе «НО» заключается во временном факторе появления материала у конечного потребителя, то бишь нашего с Вами брата ди-джея. С момента, пока свежевышедший на виниле релиз придет к вам из Англии или Германии, CD-шные ди-джеи уже во всю будут гонять его с компакт-дисков. А есть еще так называемые анрелизы – треки, написанные, скажем, вашими знакомыми или просто дружественными музыкантами, согласившимися дать вам промо-запись до ее официального релиза. Таких треков на виниле просто нет, и когда появятся неизвестно.

Помимо виниловых пластинок и CD есть еще такие варианты как Serato и Final Scratch. При наличии ноутбука и самого звукового модуля эти варианты позволят вам создать визуальное ощущение винила, однако, винилового звучания не заменят.

И так если подвести итоги за и против винила!

(думаю это болезнь, когда слышишь хорошую композицию и постоянно присутствует желание купить ее на виниле… – болен 🙂

(из каждого приведенного здесь минуса есть выход — в скобках приведены варианты)

UPD
Описание технических вопросов взято с сайта Promo DJ Спасибо gribozavr, статья давно валялась сохраненной — не мог найти официальный источник!

Источник

Винил: новое – это хорошо забытое старое

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Еще несколько лет назад идея покупать (и уж тем более выпускать) пластинки на виниле казалась безнадежно устаревшей.

Тем не менее, сейчас винил – популярный носитель, наличие которого в тематических магазинах (например, у нас в Аудиомании) воспринимается чем-то само собой разумеющимся – на виниле выходят альбомы исполнителей самых разных жанров: от переиздания Creedence Clearwater Revival до Тейлор Свифт.

Как обстоят дела в индустрии в целом

Действительно, сейчас индустрия винила переживает то, что критики называют «вторым рождением»: на смену кассетам и CD-дискам снова приходят пластинки. Некоторые обозреватели считают, что активное возрождение старого формата началось в 2007 году, когда был учрежден так называемый День музыкального магазина (третья суббота апреля, в 2016 году праздник придется на 16 апреля).

В этот день по всему миру в магазинах, продающих «грампластинки», поступают в продажу новые альбомы (в этот день происходит порядка 400-500 релизов). Для поддержания интереса аудитории ежегодно назначается посол праздника из числа популярных музыкантов («послами» были, например, Игги Поп и Джек Уайт, чей альбом Lazaretto стал одной из самых продаваемых виниловых пластинок начиная с 1991 года).

Статистика подтверждает, что шумиха вокруг винила возникла неспроста: Согласно отчету Nielsen, в период с января по март 2015 года продажи винила были на 53% выше, чем в аналогичный период 2014 года (а за весь 2014 год объем продаж в США составил 9,2 млн пластинок – при том, что в 2007 году в Штатах был продан лишь миллион записей на виниле).

Справедливости ради стоит отметить, что объемы продаж винила по сравнению с другими носителями остаются незначительными. Но в целом с 2009 года объем продаж пластинок вырос на 260% – серьезный показатель, учитывая, что винил еще в конце девяностых казался вчерашним днем.

Отмечают возросший спрос на винил и российские продавцы пластинок, в том числе и Аудиомания:

Мы начали продавать виниловые пластинки и не прогадали, сейчас их оборот миллионный – не по числу проданных копий, а по выручке. Спрос растет постоянно, не успеваем закупать пластинки

– Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Аудиомании

Кто производит винил

Марк Фaйдерб, менеджер Universal Music, назвал день музыкального магазина «лучшим, что когда-либо происходило» с независимыми музыкальными магазинами. Однако, выигрывают от этого праздника не только магазины, но и инди-лейблы, выпускающие многие из релизов, которые приходятся на этот день, а также фабрики по производству самих пластинок.

Создание небольших компаний по производству винила в тех же США сейчас – достаточно неплохой бизнес: спрос на винил намного превышает предложение. Лейблы и исполнители, желающие выпустить свою пластинку на виниле, вынуждены вставать в очередь на производство – компании-производители порой изготавливают партии пластинок с задержкой на 2-3 месяца, некоторые при этом жертвуют качеством продукции – и все равно не укладываются в сроки.

Казалось бы, при таком стабильном росте интереса со стороны общественности, ниша производителей винила должны была заполниться довольно быстро – однако этому мешает несколько факторов.

Первый из них – то, что в 90-е годы индустрия винила практически «встала», в связи с чем заводы, выпускающие станки для производства виниловых пластинок и металлических матриц (негативов, с которых «штампуются» пластинки) массово закрывались. Из-за этого конкуренции на рынке производителей прессов практически нет, и новые станки стоят баснословных денег: в Штатах новые прессы выпускает в последнее время только компания Record Products of America.

В этой связи компании, изготавливающие виниловые пластинки как в США, так и в Европе (всего в мире работают порядка 40 таких производств), вынуждены запускать старые станки 70-х или даже 60-х годов, находившиеся долгое время в консервации. Исключение составляет, разве что, United Record Pressing в Нэшвилле, США – эта относительно крупная компания может позволить себе приобрести новые прессы, но даже им приходится идти на разные уловки, чтобы завладеть станками для выпуска мастер-дисков – последние из них компания, по словам руководства, приобретала у Церкви Сайентологии (последователи Рона Хаббарда некоторое время записывали его выступления на винил).

Цена на новые станки оказывается «неподъемным» входным барьером, мешающим всем желающим заняться выпуском пластинок, количество бывших в употреблении и готовых к работе прессов тоже невелико – все это не позволяет индустрии по производству винила набирать обороты так быстро, как хотелось бы лейблам.

Другая проблема – отсутствие квалифицированных кадров на производстве. «Сейчас трудно найти квалифицированного прессовщика. Это своего рода ремесло, – говорит Марк Рейни, владелец завода Cascade Record Pressing в США. – Спрос на прессовщиков должен подтолкнуть больше молодых людей обучаться этой профессии, потому что опытные прессовщики уже выходят на пенсию».

Тем не менее, производство винила постепенно оживает. Даже используя старые станки, независимые производители винила выпускают порядка тридцати-сорока тысяч пластинок в месяц. Для более крупных заводов эта цифра вдвое больше – американский производитель Gotta Groove Records штампует по 80 тысяч пластинок в месяц. А виниловые гиганты вроде чешского GZ Media в месяц выпускают до полутора миллионов пластинок, при этом не используя все имеющиеся в распоряжении завода прессы – и, судя по всему, не собираются останавливаться на достигнутом.

На чем сейчас проигрывают винил

Стоит отметить, что новая волна интереса к винилу «взбодрила» и производителей проигрывателей пластинок. Тимофей Шиколенков в одном из выпусков подкаста «Звук» активно обсуждал тему мифов о виниле, и в том числе коснулся темы проигрывателей:

Стоит понять, что те проигрыватели, которые стоят у бабушек и дедушек, отслужили свое. Технологии ушли далеко вперед, а те проигрыватели были даже не бытовые – они в основном были предназначены для того, чтобы хорошо воспроизводить сказки. Это не то, что сейчас идет мейнстримом – винил выпускают для тех, кто очень любит музыку.

«Очень любить музыку» на проигрывателе «Электроника 3.2.3» не получится, поскольку качество воспроизведения будет соответствующим. Это низший уровень бытового проигрывателя, он годится для музея

И если производители пластинок выпускают винил преимущественно на старом оборудовании, то на заводах по изготовлению проигрывателей все устроено по последнему слову техники. Например, на заводе Clearaudio, который специализируется на проигрывателях винила, станки, управлять которыми нужно вручную, используются только для изготовления прототипов и обучения новичков (в производстве заняты современные станки с ЧПУ).

Между прочим, в самом офисе Clearaudio хранится огромная семейная (сама компания тоже выросла из семейного бизнеса) фонотека виниловых записей классической музыки (фотоэкскурсия по офису и заводу Clearaudio есть здесь: 1, 2).

Винил как высокое искусство…

Так почему же винил резко стал таким популярным? Скорее всего, причин тому несколько. Во-первых, возросшая популярность винила связана с представлениями о нем, как об «элитарном» носителе. Элитарность в данном случае можно трактовать по-разному.

Можно рассматривать элитарность как синоним денег: если раньше простенький проигрыватель был практически в каждом доме, то сейчас качественное устройство воспроизведения пластинок может стоить немало. И это не говоря уже о комплектующих, о том, что дорогой проигрыватель – это, фактически, один из знаковых элементов интерьера: появившись в комнате, он должен занять свой «пьедестал» и (наряду с пластинками) формирует вокруг себя своеобразную атмосферу.

Этот прием умело обыгрывается в современном кинематографе. Поистине огромная фонотека – один из мощнейших стилевых «центров притяжения» в офисе «лучшего юриста Нью-Йорка» Харви Спектера из сериала Suits. А в фильме «Механик» с Джейсоном Стэтхемом фонотека и виниловый проигрыватель – не просто «сердце» дома киллера, но и полноправные участники боевика (те, кто смотрел фильм, сразу вспомнят, о чем идет речь).

В обоих случаях виниловый проигрыватель и фонотека – это не только способ декораторов заявить о «статусности» их владельца, но и интересный художественный прием, позволяющий раскрыть характер персонажей. Что подводит нас ко второму варианту трактовки понятия «элитарности» винила – винил как символ элитарной культуры (аристократичной, самодостаточной, принципиально закрытой), подразумевает, что процесс прослушивания – это своего рода священнодействие, особый ритуал.

Согласно этому представлению, те, кто выбирает винил как музыкальный носитель, готовы тратить время и силы на подготовку к просушиванию (почистить, протереть, сдуть пыль, занять место «в первом ряду»), и слушают в таком формате не «абы что», а только милые сердцу мелодии. Эта в некотором роде даже нарочитая «ритуальность», кстати, прекрасно показана в том же «Механике» – вспомните, сколько экранного времени там отдано процессу прослушивания виниловой пластинки.

В случае с винилом присутствуют некие тактильные ощущения. Одно дело скачать файл, нажать кнопочку и слушать его, другое – взять с полки конвертик, достать из него пластинку, протереть бережно пыль щеточкой, поставить ее на проигрыватель, включить, наслаждаясь самим процессом

Современный кинематограф любит эксплуатировать образы виниловой пластинки и проигрывателя как атрибутов богатой жизни современного интеллектуала (кстати, в этом случае на виниле в кино, слушают, как правило, не поп и рок, а джаз и классику – еще один камешек в огород денди) – естественно, такие параллели не могут не привлечь внимание аудитории.

…И как субкультура

На другом краю спектра поклонников винила находится субкультура, прямо противоположная – молодые хипстеры, активные участники «музыкальной тусовки». Для них винил как символ несет совершенно иной эмоциональный заряд и популярность его формируется из других составляющих.

Во-первых, винил – живое свидетельство «эпохи ретро» – а внутри этой субкультуры все, что имеет некое отношение к «винтажному прошлому», пользуется большим уважением.

Во-вторых, молодежная субкультура (будь то хипстеры или иные ее характерные представители) ценят все независимое: будь то инди-лейблы, независимые молодые исполнители, маленькие (и, естественно, независимые) музыкальные магазины, торгующие плодами труда этих самых музыкантов и лейблов (отличный киношный образ такого представителя поклонников винила из среды молодежной субкультуры, полностью противоположного образу богатого денди, воплотил на экране Джесси Айзенберг в «Ультраамериканцах»).

Именно поэтому в США, например, современное производство винила очень часто тяготеет к центрам притяжения современной молодежной субкультуры: так, компания Cascade Record Pressing обосновалась неподалеку от города Портленд, известного своей сильной музыкальной сценой.

А успех United Record Pressing в Нэшвилле многие объясняют тем, что этот город с его исторической связью с кантри притягивает музыкантов – в том числе и популярных у молодежи (в Нэшвилле, к примеру, записывался последний альбом американского кантри-рэпера Yelawolf – само собой, он вышел в том числе и на виниле).

Местная община — мать и для поп-музыки. Мы не бежим от современных технологий. Просто нам кажется, что использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней. С другой стороны, так работать тяжелее — и это, наоборот, хорошо, потому что добавляет ценности конечному результату

– Бен Суонк, со-основатель Third Man Records

Не последнюю роль в популяризации винила в молодежной среде играют и «сопутствующие материалы» – уже упоминавшийся выше альбом Джека Уайта Lazaretto, например, вышел на виниле в сопровождении 40-страничного буклета, постера и фотографий. В такой компании (упаковка винила – это почти всегда серьезная работа для дизайнера) пластинка становится артефактом – скорее символом, нежели носителем информации.

Точно такую же роль выполняют и современные технологии на производстве самой пластинки – например, американская компания-изготовитель винила Gotta Groove 40% всей своей продукции производит в цвете (ПВХ-гранулы, использующиеся для производства пластинки (в данном случае пластинка, судя по всему, будет розового цвета).

Сотрудники Gotta Groove отмечают, что при современном уровне технологий «запечатать» в пластинку можно самые разные объекты и субстанции – и музыканты (а также их аудитория) воспринимают эту идею с большим энтузиазмом. Например, на фабрику поступали заказы на создание прозрачных виниловых пластинок, в тело которых исполнители хотели поместить пепел от сгоревшей Библии, мелко порубленные купюры и даже кровь (на большую часть таких предложений компании-изготовители пластинок, как правило, отвечают отказом).

Естественно, такой яркий (а в некоторых случаях – и пугающий) объект уже перестает восприниматься как музыкальный носитель – это сувенир, место которого в рамке на стене (в этом случае даже отсутствие проигрывателя – не помеха при принятии решения о покупке пластинки).

Винил сегодня – это философия, предмет коллекционирования, выбор любителей независимых музыкантов и просто музыкальный носитель со своими особенностями, преимуществами и недостатками. Будем надеяться, что он с нами всерьез и надолго – какие бы причины ни лежали в основе его возвращения.

Источник

Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата

Все детали о дисках

Виниловые пластинки (LP): мини-энциклопедия формата

Все детали о дисках

Новые поколения меломанов, выросших в эпоху цифрового аудио, испытывают естественный интерес к музыкальным форматам прошлого. И особенно к возродившемуся в наши дни винилу. В данной статье мы расскажем об истории возникновения LP, их производстве и особенностях воспроизведения. Короче говоря, хотите узнать, что такое виниловая пластинка? Читайте нашу мини-энциклопедию!

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

История появления пластинок

Первое устройство для записи звука было запатентовано Леоном Скоттом ещё в 1857 году, при этом функция воспроизведения появилась только в фонографе Томаса Эдисона в 1877 году. Однако в них в качестве носителя использовались восковые цилиндры, поэтому датой рождения грампластинок следует считать появление граммофона Эмиля Берлинера в 1889 году. Более-менее массовый выпуск пластинок был налажен в 1894 году в США, однако первые записи отличались весьма невысоким качеством звука. И только после доработки граммофона партнером Берлинера Элдриджем Джонсоном под собственным брендом RCA Victor пластинки обрели настоящую популярность. В 1901 году стартовала печать 10-дюймовых дисков, в 1903 году появились 12-дюймовые пластинки, при этом продолжительность записи изначально не превышала четырех минут. Привычная для шеллаковых дисков скорость в 78 оборотов в минуту стала стандартной только в 1925 году. Нужно заметить, что в 1919 году истек срок патентов Берлинера на данный вид музыкального носителя, и началось массовое производство дисков разными компаниями.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Эмиль Берлинер и его фонограф

Как вы догадались, виниловые пластинки, то есть изготовленные с использованием виниловой массы, появились гораздо позже. На протяжении десятилетий, начиная с 1895 года, граммофонные диски производились из смеси шеллака, каменной пыли и хлопковых волокон, с добавлением графита для придания смеси черного цвета. Всем хороши шеллаковые пластинки, только их чрезмерная твердость имеет и обратную сторону – они слишком хрупкие и легко бьются при неосторожном обращении. Тем не менее, именно они оставались стандартом аналоговой звукозаписи, а длительность записанных на них музыкальных произведений составляла 4-5 минут на одну сторону.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Шеллаковая пластинка RCA His Master’s Voice

Первые десятилетия запись звука оставалась исключительно акустической, то есть производилась при помощи рупора, на устье которого была закреплена диафрагма с установленным на ней резцом, который напрямую наносил дорожку на поверхность валика или диска. Качество такой записи было весьма низким и варьировалось в зависимости от записываемого инструмента. Поэтому о зарождении действительно хорошей звукозаписи можно было говорить только после появления микрофонов в 1920-х годах. С них сигнал поступал на ламповые усилители и далее на электромеханический резец. Именно в данную эпоху зародился потенциал создания близких к реальности записей, которые в дальнейшем легли в основу индустрии Hi-Fi. О том, как записывается современный винил, мы расскажем ниже.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Виниловая пластинка Deccalite

Появление на свет винила

Шеллаковые пластинки имели множество недостатков как с точки зрения качества записи, так и надежности в эксплуатации. Поэтому по мере развития индустрии пластмасс логичным было ожидать начала их использования для производства пластинок. И вот в 1931 году компания RCA Victor начала выпуск 16-ти дюймовых дисков из материала на основе винила Victrolac для профессионального применения на радиостанциях и в кинотеатрах. Однако внедрение винила в массовое производство пластинок для печати на них музыки произошло несколько позже, прежде всего, из-за изначально высокой стоимости нового материала. Тем не менее, через несколько лет после второй мировой войны на рынке стали появляться пластинки на 78 оборотов, сделанные уже из винила, а не из шеллака. Это были издания на красном прозрачном виниле от RCA Victor, а также серия Deccalite от Decca.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Виниловая пластинка RCA Victor Red Seal

Настоящее пришествие винила на рынок состоялось в момент появления формата LP (Long Play) на 33 1/3 оборота в 1948 году, который представила компания Columbia Records. Это были знакомые нам сегодня долгоиграющие 12-ти дюймовые пластинки с более узкими звуковыми дорожками, вмещавшие до 40 минут записи. В следующем году свою версию винилового формата представила фирма RCA Victor, однако в ее случае речь шла о 7-ми дюймовых синглах на 45 оборотов в минуту. По мере роста популярности винилового формата конкурирующие фирмы постепенно пришли к единому стандарту как пластинок, так и кривой эквализации, используемой при печати винила – RIAA (Recording Industry Association of America). До того времени каждая фирма применяла свой собственный вариант, в результате чего для старых пластинок, выпущенных до середины 1950-х годов, иногда требуется использование специальных фонокорректоров с переключаемыми кривыми.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Редкий 7-дюймовый сингл Columbia на 33 оборота

Основные размеры дисков

На сегодняшний день выпускаются виниловые пластинки трех основных размеров – 12, 10 и 7 дюймов. Профессиональный формат транскрипционного диска диаметром 16 дюймов сегодня уже не используется, ранее он широко применялся в радиовещании.

Каждый из актуальных размеров дисков выпускается для разных скоростей вращения при воспроизведении. Обычно 12-ти дюймовые пластинки LP проигрываются на 33 1/3 оборотах в минуту, а 7-ми дюймовые используются для выпуска синглов на 45 оборотов. Тем не менее, существуют и так называемые макси-синглы, отпечатанные на дисках размером 12 дюймов. Пожалуй, среди всех форматов винила именно они обеспечивают наиболее высокое качество звука, прежде всего, за счет максимально широких звуковых дорожек, вмещающих гораздо больше низкочастотной информации.

В последнее время в моду вошли так называемые мини-синглы диаметром 3 дюйма, особенно популярны они стали в Японии. Тем не менее, этот формат больше относится к разряду модных аксессуаров – для их воспроизведения выпускаются миниатюрные проигрыватели винила, работающие от USB или батареек. Каждая мини-пластинка вмещает на себя до 4-х минут музыки.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

3-х дюймовый винил и вертушка для него

За все время существования грампластинок использовались следующие скорости вращения – 16, 78, 33 1/3 и 45 оборотов в минуту. Сегодня в ходу остались два варианта – 33 1/3 оборота для долгоиграющих пластинок LP и 45 оборотов для синглов. Существуют также релизы, в которых альбом разбивается на несколько 12-ти дюймовых пластов на 45 оборотов – это позволяет получить максимальное качество звука.

Как производятся виниловые пластинки

Процесс записи, подготовки и печати грампластинок не изменился за последние десятилетия. Начинается всё с подготовки специальной версии мастер-ленты или, в последние годы, звукового файла, с которого и будет производиться печать. Они используются для нарезания ацетатного мастер-диска, который покрывается серебром и на него гальваническим методом наносится слой металла. Этот слой и будет использован в качестве негативной формы для дальнейшей печати пластинок, а также для создания последующих матриц. С каждой из них можно отпечатать с высоким качеством не более 1000 экземпляров. Существует также технология прямой нарезки медного мастер-диска под названием DMM (Direct Metal Mastering), которая получила достаточно широкое распространение в 1980-х годах. Она позволяет сократить число этапов при подготовке к печати, а также обеспечивает более высокое качество звука.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Пресс для печати винила

Печать производится путем помещения матрицы и расположенной в центре разогретой шайбы из виниловой массы (поливинилхлорида) под пресс. Заметим, что лейблы с названием альбома и информацией о песнях приклеиваются одновременно с печатью пластинки. После этого матрицы нагреваются до температуры в 180 градусов Цельсия, а затем в работу включается пресс – давление в момент печати достигает 110 тонн. После этого получившийся пласт охлаждается водой, а весь процесс изготовления одного диска занимает около 30 секунд. Излишки винила обрезаются, отпечатанный диск извлекается из-под пресса и отправляется для дальнейшей упаковки.

Нужно отметить, что сам по себе винил прозрачный! Виниловая пластинка привычного нам черного цвета получается так – в состав добавляется графитовый порошок. Соответственно, при печати цветного винила в массу вносятся другие необходимые красители, а иногда пластинки просто остаются просто прозрачными. Кстати, отдельные виды красителей, особенно из тех, что применялись много лет назад, делают массу чуть более шумной, это надо иметь в виду при выборе. Современные издания обычно лишены этого недостатка.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Исходный материал для печати виниловых пластинок

Вес пластинок и качество звука

В последние годы получили широкое распространение солидные пластинки весом 180 и даже 200 граммов. Изначально применение более тяжелых дисков было уделом аудиофильских лейблов, теперь же практически все новые издания выходят на 180-граммовых LP, тогда как раньше стандартным весом считались 140 граммов для альбома, отпечатанного на 12-ти дюймовом диске. По правде говоря, гораздо большее влияние на звучание оказывают исходная запись и общее качество печати и самой виниловой массы, но при прочих равных увеличение массы может сыграть положительную роль. Однако оно ни в коем случае не является гарантией хорошего звука. Правильно записанная и напечатанная виниловая пластинка стандартного веса положит на обе лопатки тяжелую, отпечатанную с источников непонятного происхождения.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Нарезка медного мастер-диска методом DMM

Как записываются современные виниловые пластинки

Сам процесс записи любого музыкального произведения одинаков для любых носителей, будь то цифровые либо аналоговые – компакт-диск, SACD, катушки либо винил. Разница состоит лишь в подготовке специального мастера для каждого из форматов. На сегодняшний день подавляющее большинство новых релизов записываются в «цифре», однако это вовсе не означает, что на выходе звук будет одинаковым на всех носителях. Теоретически он может быть достаточно близок, только вот музыкальная индустрия имеет свое мнение относительно того, как должен звучать альбом популярного исполнителя на каждом из носителей. И если цифровой релиз ориентирован на прослушивание на переносной аппаратуре не самого высокого класса и в далеких от идеальных условиях – в транспорте или на прогулке – то его постараются сделать максимально «громким». А это означает высокую степень компрессии, узкий динамический диапазон и пренебрежение мелкими деталями и нюансами. С другой стороны, приобретающий виниловую пластинку человек, скорее всего, имеет дома Hi-Fi систему, на которой он сможет оценить высокое качество ее записи. Именно поэтому современный, даже изначально записанный в цифре LP-диск, звучит лучше того же альбома, изданного на компакт-диске или даже в Hi-Res. Очень часто при лобовом сравнении одно и то же произведение, изданное на виниле и на цифровом носителе, демонстрирует разницу в среднем динамическом диапазоне в 2-3 раза. А это означает, что звук винила будет казаться глубоким и объемным, в отличие от резкого и плоского звучания компакт-диска.

Тем не менее, и по сей день есть артисты, которые предпочитают записывать свои новые альбомы на магнитную ленту и уже с нее осуществлять дальнейший мастеринг в аналоге и цифре. Мы стараемся следить за самыми интересными изданиями, а также переизданиями классических пластинок прошлого, которые иногда оказываются лучше, чем оригиналы.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Оригинальное издание альбома Traffic «Mr. Fantasy»

Где и как покупать винил

Один из самых популярных вопросов пользователей – где купить винил недорого? Надо сказать, что понятие «недорого» весьма относительно, поскольку новые диски стоят не меньше полутора тысяч рублей, а чаще всего – дороже. А уж применительно к таким изданиям, как рассмотренный нами недавно релиз знаменитого альбома Джими Хендрикса «Axis Bold As Love» на Clarity Vinyl UHQR недорого будет означать тысяч десять рублей.

Тем не менее, если вы хотите купить пластинки недорого, то к вашим услугам огромный выбор подержанного и нового винила на eBay, желающим же приобрести свежие релизы современной музыки по умеренным ценам есть смысл обратить внимание на сайт Juno Records – цены там приятно отличаются от большинства других онлайн-магазинов.

Меломанам, предпочитающим приобретать пластинки после их тактильного осязания, еще недавно можно было советовать отовариваться в магазинах Mediamarkt, однако после их поглощения сетью мВидео винил окончательно исчез с полок. Поэтому остается только налаживать связи с множеством специализированных магазинов винила, в изобилии открывающихся в последнее время.

Новые форматы винила – UHQR-винил

Вспомним также такой аудиофильский формат как Clarity Vinyl, впервые разработанный Classic Records, а теперь используемый Mobile Fidelity. В нем из состава массы полностью исключен графит, а сама формула винила была переработана с тем, чтобы радикально снизить собственный шум носителя, а также избежать негативного воздействия содержащихся в графите включений железа на нежные катушки звукоснимателя. Кроме того, качество печати винила UHQR необычайно высоко – применение специальных форм Finebilt позволяет добиться одинаковой толщины пластинки по всей площади диска, как у лейбла, так и с краю. Обычные пластинки обычно отпечатаны таким образом, что в центре пласт оказывается толще, а это негативно сказывается на точности следования иголки по дорожке. В настоящее время вышло несколько современных релизов в этом формате, включая Jimi Hendrix «Axis Bold As Love», а в скором времени мы ожидаем появления ультимативной версии Jethro Tull «Aqualung».

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Пластинка Jimi Hendrix «Axis Bold As Love» на UHQR виниле

Опечатки в определениях винила

На чем слушать винил?

Очевидно, что винил больше предназначен для домашнего использования, хотя в эпоху его безраздельного владычества на рынке музыкальных носителей большой популярностью пользовались портативные проигрыватели грампластинок. Сегодня формат стал модным не только среди молодежи, но и среди аудиофилов и ценителей качественного звука, которые готовы тратить существенные суммы как на сами пластинки, так и на оборудование для их воспроизведения. Вот что необходимо для прослушивания виниловых пластинок дома.

На чем же слушать купленные «винилы», чтобы получить максимальное качество звука? Само собой, сначала потребуется купить хороший проигрыватель. Для того чтобы почувствовать все качество качественно записанной и изданной пластинки, придется выложить не самую маленькую сумму денег – покупать самый дешевый проигрыватель винила на «попробовать» смысла нет, качественная и точная механика сегодня стоит гораздо дороже, чем многие крутые гаджеты. Некоторые рекомендации по выбору вертушек вы сможете найти в наших статьях, однако следует быть готовым к тому, что входной билет в мир винила обойдется минимум в 70 000 рублей, если рассматривать новые модели.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Проигрыватель винила Denon VL12 Prime

Если недорогие вертушки продаются с заранее установленным звукоснимателями, то более серьезные проигрыватели уже потребуют самостоятельной работы по подбору головки. Тем не менее, для того, чтобы получать удовольствие от прослушивания винила, вовсе не обязательно тратить большие суммы на ГЗМ, достаточно правильно их настроить. В настоящее время существуют два основных типа головок для проигрывателей винила – с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС), экзотические виды типа оптических картриджей оставим опытным аудиофилам. Помимо геометрической настройки картриджа и его согласования с тонармом очень важным является правильное электрическое согласование с фонокорректором, особенно это касается МС-головок. В зависимости от выбранной нагрузки сопротивления и коэффициента усиления звучание картриджа, а, значит, и всей системы, может меняться очень значительно. Принцип работы головки прост – следующая по звуковой дорожке игла огибает стенки канавки и передает механические колебания на катушку (в случае МС) либо маленький кусочек намагниченного железа (в случае ММ), которые совместно с магнитом либо катушкой образуют магнитное поле, напряжение которого передается дальше на фонокорректор для усиления и коррекции.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Головка звукоснимателя Audio-Technica AT-150SA

Данное устройство используется для восстановления линейной частотной характеристики, ведь сигнал на пластинке нарезан таким образом, что его АЧХ напоминает график роста курса доллара в 1990-е годы. Фонокорректор также нужен для предварительного усиления слабого сигнала, поступающего с головки звукоснимателя. Если вы хотите получить максимум звука от ваших виниловых пластинок, то полагаться исключительно на встроенные в проигрыватель или усилитель/ресивер модули фонокорректора не следует. Их звук существенно выигрывает от независимого блока питания и более высокого качества комплектующих, так что постарайтесь выбирать отдельно стоящие модели фонокорректоров.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Фонокорректор Thoress Phono

Усилители для винила

В Сети регулярно встречаются мнения о том, что для прослушивания винила нужно обязательно использовать ламповые усилители. Это не так. Специальных усилителей для прослушивания виниловых пластинок, на самом деле, не существует, однако лучше, если у выбранной вами модели будет приличный запас по питанию и способность хорошо контролировать акустические системы на НЧ.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Двухтактный ламповый усилитель Air Tight ATM-2

Колонки для винила

С учетом того, что в эпоху расцвета аналоговой звукозаписи на рынке господствовали колонки с высокой чувствительностью и большими басовиками, то есть смысл покупать именно такие АС, особенно если вы собираете коллекцию старого винила. В таком случае вы имеете больше шансов получить тот самый звук, которым наслаждались меломаны в 1960-70-х годах. Правда, среди современных моделей найти подобные колонки за разумные деньги будет не очень легко, однако потратить время на поиски стоит – именно с ними вы сможете сполна насладиться всеми преимуществами винила. Однако даже при воспроизведении на сегодняшних стандартных «столбиках» звучание грампластинок находит своих поклонников.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Акустические системы JBL L100 Classic

Почему винил играет лучше «цифры»?

Превосходству аналогового звука над цифровым есть множество объяснений, из них самым простым представляется то, что притягательность винила для человеческого слуха скрыта в самом механическом способе считывания информации. Ведь если напрямую оцифровать проигранную на хорошем виниловом проигрывателе пластинку, то при прослушивании получившегося файла ее почерк и динамика полностью сохраняются. Кроме того, судя по всему, человеческий слух гораздо более благосклонен к аналоговым искажениям, возникающим в процессе записи и воспроизведения звука, чем к цифровым.

что такое винил в музыке. Смотреть фото что такое винил в музыке. Смотреть картинку что такое винил в музыке. Картинка про что такое винил в музыке. Фото что такое винил в музыке

Если же говорить о LP, записанных в цифре, но которые все равно звучат лучше изданных на компакт-диске версий тех же альбомов, то здесь вступает в игру изначально более высокое качество мастер-диска, с которого производится тиражирование. Помимо ориентации звукорежиссера на разные сценарии прослушивания, роль играет и тот факт, что для подготовки мастера для виниловых изданий чаще используются цифровые файлы высокого разрешения вплоть до 24 бит /192 кГц, тогда как для печати компакт-дисков применяются исходники стандарта Red Book, то есть 16 бит / 44,1 кГц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *