что такое вгм в логистике
Verified Gross Mass Certificate (VGM) – обязательный документ при отгрузке товаров морем
В схемах доставки контейнерных грузов очень часто фигурирует морская составляющая. В этом случае контейнер завозится в порт либо по железной дороге, либо автотранспортом. Если вы осуществляете это впервые, то вам стоит помнить об одном документе, который существует только на море.
Речь идет о сертификате, подтверждающем фактическую массу грузового места, и его оформлением лучше озадачиться до въезда на морской терминал.
Verified Gross Mass Certificate (VGM) стал обязательным для всех морских перевозок с 01 июля 2016 года, когда вступили в силу поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Convention for the Safety of Life at Sea (SOLAS)).
Цель данного документа – предоставить заверенный фактический вес контейнера с грузом. Это позволяет корректно рассчитывать загрузку судов и предотвращать аварийные ситуации в пути следования.
Ответственность за предоставление VGM лежит на грузоотправителе.
Без этого документа ни один морской перевозчик не примет контейнер к погрузке на борт. А несвоевременное предоставление – это не только риск снятия с погрузки, но и штрафные санкции от перевозчиков, и расходы на хранение в порту.
Поэтому в интересах грузовладельцев заранее учесть это требование.
Где можно оформить VGM?
Данный сертификат может оформить организация, имеющая сертифицированные весы. Большинство крупных предприятий, работающих с импортом/экспортом, прошли сертификацию своих весов и могут выпускать VGM на месте. Для тех грузоотправителей, кто не имеет подобного оборудования, пройти взвешивание и получить сертификат можно у большинства терминальных операторов, крупных экспедиторов или непосредственно в порту отправления.
Согласно Циркуляру MSC.1/Circ.1475 (поправка к SOLAS) взвешивание может производиться двумя методами.
1 Метод – взвешивание контейнера целиком со всем содержимым.
2 Метод – взвешивание отдельных грузовых мест, сепарации и дальнейшее суммирование с весом контейнера, указанного в паспорте контейнера (таблица КБК).
Оба метода осуществляются на сертифицированных весах.
В порту возможно проведение взвешивания только по 1 методу. При этом в ряде случаев стоимость услуги может быть различной в зависимости от момента оформления: взвешивание при въезде контейнера в порт или взвешивание уже после постановки в сток.
Содержание и форма VGM
Жесткой формы VGM не существует, есть список данных, которые должны быть отражены в сертификате обязательно:
В существующих в обороте формах также могут быть отражены номер и дата выдачи сертификата, реквизиты грузоотправителя, место взвешивания, идентификационные данные весов.
Большинство перевозчиков работают с электронной формой передачи данных (EDI, ETD), поэтому, как правило, бумажный носитель не предоставляется.
Но если в пути следования будут выявлены несоответствия, или произойдет аварийный случай, то потребуется первоначальный заверенный документ.
В целом, если ваш груз доставляется с участием морского транспорта, VGM проще оформить в месте затарки контейнера. Если такой возможности нет, то взвесить контейнер лучше при заезде в порт. Это позволит подготовить документ в срок с наименьшими расходами.
По этим и другим вопросам в сфере морских перевозок и логистики, а также международных перевозок, осуществляемых иными видами транспорта, можно получить информацию у специализированных консультантов, обладающих опытом работы в соответствующих областях.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Катерина Лаппа
Эксперт в области транспортной логистики
Партнер Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Определение массы брутто контейнеров (VGM)
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ МАССЫ БРУТТО КОНТЕЙНЕРА заблаговременно направляется капитану судна или его представителю, а также представителю терминала для подготовки плана размещения контейнеров на судне.
Правила МК СОЛАС-74 описывают два способа, посредством которых можно получить значение массы брутто загруженного контейнера.
«Морское грузовое бюро» признана компанией(СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЗНАНИИ / RECOGNITION CERTIFICATE No. 16.00395.382.VGM), действующей в рамках Резолюции ИМО MSC.380(94) для определения проверенной массы брутто контейнеров.
Мы имеем все необходимое современное весовое оборудование, позволяющее использовать и первый, и второй методы определения массы брутто контейнера.
Представительства компании расположены во всех портах Российской Федерации, а также в портах Латвии, Литвы и Эстонии.
Кроме того, наша компания предоставляет услуги по испытанию тары (СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЗНАНИИ No.16.00024.383). Испытательный центр «Морского грузового бюро» оснащен современным оборудованием, и все испытания проводятся в соответствии с требованиями нормативных международных и российских документов.
Наши преимущества: |
Сопровождение и поддержка персонального менеджера Предоставление скидок постоянным клиентам |
Наши сертификаты: |
Есть вопросы? Задайте их нашим специалистам!
Разрушаем мифы о VGM-сертификации
История появления поправки уходит в конец ноября 2014 года, когда Комитет по безопасности на море ИМО принял поправки к главе VI «Перевозка грузов и жидкого топлива» МК СОЛАС, касающиеся так называемой проверенной массы брутто загруженных контейнеров.
В 2016 году, 31 марта при участии Минтранса РФ некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» организовало в Санкт-Петербурге круглый стол для обсуждения поправок к МК СОЛАС, вступающих в силу 1 июля этого же года. Спикерами выступили В.А. Олерский, заместитель министра транспорта РФ, В.В. Клюев, руководитель Федерального агентства морского и речного транс порта, и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, а также К.Г. Пальников, генеральный директор Российского морского регистра судоходства. Участниками в дискуссии выступили более 50 топ-менеджеров и руководителей юридических и логистических департаментов крупных российских холдингов и компаний-экспортеров, таких как Global Ports, UCL Holding и ведущих портов Санкт-Петербурга.
За круглым столом сделали особый акцент на том, что в данном вопросе следует придерживаться международных актов, и четко обозначили роль государственного регулятора в применении поправок, которая заключается в освидетельствовании инструментов взвешивания контейнеров с грузом, одобрении методов взвешивания контейнеров с грузом, утверждении документации, с помощью которой верифицируется масса контейнера с грузом и контроле за исполнением национальных требований к освидетельствованию инструментов и методов.
Зачем введена поправка?
Безусловно, нововведение направлено на повышение безопасности мореплавания, чтобы пресечь нарушения остойчивости и прочности корпуса крупных контейнеровозов из-за недостоверной информации о весе принимаемых на борт контейнеров. Об этом заявили представители пресс-службы Российского морского регистра судоходства.
На кого возлагаются обязанности по соблюдению поправки?
Ответственность за выполнение требование падает на плечи грузоотправителя как стороны, указанной в коносаменте. Компания выступает заказчиком перевозки и отвечает за предоставление VGM перевозчику в разумно обоснованный временной период до загрузки судна и/или при заезде груженого контейнера на портовый терминал.
Поправки предусматривают обязательное документирование веса каждого груженого контейнера с получением соответствующего сертификата. Сегодня в России единственной признанной организацией, способной проводить освидетельствование компаний, осуществляющих подтверждение массы согласно международным требованиям безопасности мореплавания является РМРС.
Как компаниям исполнить требование VGM?
Существует два пути взвешивания массы груженых контейнеров:
Первый путь. После упаковки и опечатывания контейнера грузоотправитель должен взвесить или договориться о том, чтобы третья сторона взвесила груженый контейнер. Взвешивание путем контейнерных весов можно также провести на территории грузоотправителя или привлеченной компании за определенную стоимость. Контейнерные весы должны быть откалиброваны и сертифицированы. Причем весы могут быть установлены где угодно: на территории грузоотправителя или морском терминале. Стоит отметить, что если данные VGM получены путем взвешивания контейнера во время его нахождения на дорожном транспортном средстве (например, на шасси или трейлере), то собственная масса транспортной единицы должна быть вычтена для получения проверенной массы груженого контейнера.
Второй путь. Грузоотправитель (или привлеченная компания по договору с грузоотправителем) должен взвесить все упаковки и грузовые наименования, включая массу паллет, средств компактной укладки и другие упаковочные и крепежные материалы для упаковки в контейнере и добавить собственную массу контейнера к сумме отдельных масс с использованием сертифицированного или одобренного метода, в которой упаковывается контейнер. Только метод для взвешивания содержимого контейнера по второму пути подлежит сертификации и утверждению компетентным органом государства, где была проведена упаковка и опечатывание контейнера. Весы так же должны быть откалиброваны и сертифицированы.
Что произошло в результате?
После введения поправки в СОЛАС, компании, предоставляющие оборудование для взвешивания не смогли оперативно обрабатывать большой объем поступающих заявок от грузоотправителей. Это подтверждает и Андрей Столяров, директор по развитию ГК «Невские весы»: «С вступлением поправки российские производители весового оборудования не были готовы к потребностям участников рынка контейнерных перевозок. У нас в стране не производят специальных контейнерных весов».
О поправке было известно заранее, и все участники рынка грузоперевозок были оповещены. Несмотря на всеобщий скепсис и сомнения, судоходные компании успели среагировать на поправку и начали продумывать бизнес-стратегию согласно новым правилам и сертификации VGM.
Ожидалось, что поправка существенно усложнит рабочий процесс грузоперевозок: перемены сулили появление задержек груза и очередей. Но на деле все оказалось иначе. Как отмечает Мария Батанова, заместитель директора по коммерческой работе компании «ПортТрансСервис», что некоторые контейнеры приезжают уже с сертификатами VGM, для других же фирма проводит сертификацию в порту, по первому методу (т.е. взвешивание всего контейнера целиком).
Хватает ли в России весового оборудования?
После вступления в силу поправки в СОЛАС о требованиях проверки массы груженых контейнеров, отечественным производителям весового оборудования предстояла большая работа. Несмотря на перемены, которые первое время оставляли за собой больше вопросов, чем ответов, некоторые предприятия сумели вовремя среагировать на новые требования.
О плюсах и минусах поправки
Создание технической базы и выстраивание бизнес-стратегии занимает не только длительное время, но и требует определенных материальных затрат. Для некоторых компаний это может быть существенно.
Но бесспорный плюс нововведения, который наверняка перекрывает все недостатки и возможные недочеты — это повышение уровня безопасности мореплавания, потому что проблемы с перегрузом судна может привести к гибели не только контейнеровоза, но и всего экипажа.
VGM (Verified Gross Mass – Верификация Массы Брутто) контейнера
VGM сертификат, VGM груженого контейнера, декларация о подтверждении массы брутто контейнера, а чаще просто VGM.
Расшифровка | Verified Gross Mass – Верификация Массы Брутто контейнера. |
Назначение | Требование безопасности мореплавания. Если нет VGM на контейнер у линии (капитана судна), контейнер не будет загружен на судно. |
Получение | Способ №1: взвесить у организации или в порту (если есть верифицированные весы). Gthtxtym Способ№2 если есть вес контейнера, можно взвесить только груз и прибавить к весу контейнера. Оба способа платные. |
Нарушения | Если нет VGM или он несоответствует факту, или у органзиции взвешивающей не верифицированы весы, контенер не будет загружен на судно. |
Риски | Информация о VGM не фиксируется в коносаменте и не попадает таможенным органам. Если таможня потребует перевесить контейнер и вес будет отличаться от VGM более 5 %, контейнер не будет погружен на судно. |
Подробнее дальше
VGM (Verified Gross Mass) – это декларация о подтверждении массы брутто (груженого и опечатанного) контейнера. Проводится в соответствии с конвенцией СОЛАС 1 и, в случае отсутствия VGM на контейнер у линии (а точнее у капитана судна), контейнер просто не будет загружен на судно. Исключение только для контейнеров, загружаемых накатным способом в суда ро-ро, совершающих короткие международные и региональные рейсы.
Данное правило было введено 01.07.2016г. Международной Морской Организацией (IMO) для обеспечения безопасности мореплавания.
VGM должен быть представлен в морскую линию заранее, до составления грузового плана.
В ИНКОТЕРМС 2020, который вступил в силу с 1 января 2020 года, четко прописано, кто должен обеспечить выполнение формальностей по безопасности. Статью А4/Б4 и А7/Б7 дополнили распределением обязанностей в области безопасности, а распределение расходов прописано в новой статье А9/Б9.
Способы получения VGM
На практике получить VGM контейнера не составляет никакого труда (в соответствии с СОЛАС 1 ):
Второй способ. Взвесить по отдельности груз, крепления, паллеты… и прибавить к собственной массе контейнера (указана на двери контейнера), но при этом, надо учесть, что погрешность не должна превышать 5%, а вес на двери может быть не точным (например, после ремонта контейнера). Если контейнер предоставляется линией т.н COC контейнер, то его точный вес часто указывает линия. Весы и метод измерения должны быть сертифицированы, как при первом методе. Фактически никакой экономии, но выше риски.
Вес контейнера и максимальный вес груза отображены на контейнере
Крупные грузоперевозчики, экспедиторы, морские линии имеют собственные освидетельствованные весы 2 (цена освидетельствованных весов порядка нескольких сотен тысяч рублей).
Также данный сертификат можно сделать у организации, у котрй есть верифицированные весы, на сентябрь 2019 года стоимость получения VGM варьируется от 25 до 100 евро/контейнер, чаще всего для этого используют экспедитора или морскую линию.
Сертификат предоставляется в электронном виде, через личный кабинет линии, при заказе первозки, либо просто по электронной почте в экселе (некоторые линии берут за это плату). Бумажный вариант не требуется.
VGM сертификат
Необходимо также учитывать, что в разных странах процедура получения VGM может хоть незначительно но отличаться, советуем заранее уточнить это при заказе морской перевозки.
VGM не используется для Таможенного Оформления. Однако, в случае если по требованию таможни контейенр будет взвешен и разница в весе с VGM более 5 %, такой контейнер также не удет загружен на судно.
1. СОЛАС 74 В соответствии с МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ по охране человеческой жизни на море от 1974 года (СОЛАС 74), правило 2. «Информация о грузе», п.4: «масса брутто контейнера … должна проверяться грузоотправителем путем:
4.1 взвешивания груженого контейнера с использованием калиброванного и сертифицированного оборудования; или
4.2 взвешивания всех упаковок и грузовых мест, включая массу поддонов, прокладочных и других крепежных материалов, которые должны быть погружены в контейнер, и прибавления массы тары контейнера к сумме единичных масс, используя сертифицированный способ, одобренный компетентным органом государства, в котором была произведена упаковка контейнера.
5 Грузоотправитель контейнера должен обеспечить, чтобы его проверенная брутто масса
значилась в отгрузочном документе. Отгрузочный документ должен быть:
5.1 подписан уполномоченным грузоотправителем лицом; и.
5.2 представлен капитану или представителю капитана и представителю терминала достаточно заблаговременно, как это требуется капитану или его представителю для использования при подготовке каргоплана судна. Документ может быть представлен электронными средствами, такими как EDP (Электронная обработка данных) или EDI (Электронный обмен данными). Подпись может быть сделана в электронном виде или может быть заменена указанной печатными буквами фамилией лица, которое уполномочено подписать документ.
6 Если в отгрузочном документе по загруженному контейнеру не указана его проверенная масса брутто, и капитан или представитель капитана и представитель терминала не получили эту информацию, такой контейнер не должен грузиться на судно.
Блокчейн в транспорте и логистике. VGM, то есть как это делают в Kuehne + Nagel
ИТ-директор Kuehne + Nagel International AG, Мартин Колбе подчеркивает, что список обещаний, связанных с использованием технологии блокчейн в сфере логистики, действительно длинный, но редко можно увидеть его практическое применение.
Kuehne + Nagel с помощью блокчейн обслуживает сотни тысяч сделок в месяц, а с этой технологией сталкиваются пользователи уже известного портала логистика, VGM, грузоперевозки(Verified Gross Mass). Вся вводимая порталом информация хранится в цепочке, что позволяет использовать внутренние интерфейсы блокчейн для обмена данными. Таким образом, нет необходимости в дополнительных каналах связи. Все делается в соответствии с принципами конфиденциальности данных.
Цифровая бухгалтерская книга, устойчивая к манипулированию
Блокчейн может изменить функционирование компаний, особенно тех, где прозрачность цепочки поставок труднодостижима (когда цепочка поставок хорошо развита, а такие ситуации возникают все чаще и чаще, поставщикам, субподрядчикам и клиентам может быть трудно получить полную картину осуществленных сделок).
Конечный пользователь часто сталкивается таким образом с проблемой, чтобы проследить путь, который преодолели отдельные элементы, составляющие конечный продукт. И это, при растущей конкуренции и техническом совершенствовании продукции, часто становится необходимым, хотя бы потому, что необходимо оптимизировать сроки поставки или снизить затраты.
Суть блокчейн заключается в сети peer-to-peer (каждый с каждым) без использования центральных компьютеров, систем управления и верификации сделок.
Это своего рода сборная бухгалтерская книга сделок, но в цифровой форме, рассеянной по всей сети. Любой компьютер в сети может участвовать в передаче и аутентификации отдельных сделок. Эта книга сделок, с одной стороны, открыта для всех а, с другой стороны, полностью защищена от несанкционированного доступа (с помощью криптографических инструментов).
Специалисты гарантируют, что цепочки блоков, как бухгалтерской книги сделок, при уровне современных технологий и мощностями компьютеров, невозможно подделать, а сделки в блокчейн, зафиксированные в цепочке блоков, являются необратимыми. Если кто-то попытается изменить один блок, это будет означать изменение всей последующей цепочки.
В случае, если кто-то попытается обмануть, изменить или ввести несанкционированную операцию, узлы блокчейн в процессе проверки и сверки обнаружат, что одна из копий книги содержит операцию, которая не соответствует сетевым записям, и откажутся включать ее в цепочку блоков. Таким образом, данные, операции и их последовательность защищены от подделки и манипулирования любого рода.
Помимо того, что операции доступны только в рамках прав доступа для данного пользователя, вся их история, от начала цепочки блоков до настоящего времени, может быть просмотрена и проверена.
VGM подтверждает правильный вес контейнеров
Первая версия уже известного портала Verified Gross Mass была предоставлена три года назад, чтобы грузоотправители могли удобно заполнять декларации VGM, необходимые для морских перевозок (требование Международной конвенции по охране человеческой жизни на море – SOLAS). Заказчик обязан предоставить перевозчику подтвержденную массу контейнера брутто (VGM), содержащую вес: товара, всех погрузочных, крепежных материалов и собственный вес контейнера, подписанную (может быть электронной подписью) лицом, уполномоченным Заказчиком на оформление VGM.
Эта информация должна быть предоставлена перевозчику до того, как контейнер будет доставлен в порт. Допускаются два способа взвешивания контейнеров. Первый заключается во взвешивании целого загруженного контейнера грузоотправителем или от имени грузоотправителя третьей стороной. Второй способ заключается в том, что грузоотправитель или кто-либо от его имени взвешивает груз вместе с упаковкой, включая вес поддонов, стивидорных и крепежных материалов, используемых для упаковки контейнера, добавляя собственный вес контейнера и получая таким образом общий вес контейнера.
VGM была введена в целях безопасности для обеспечения того, чтобы грузоотправители указывали перевозчикам точный и правильный вес контейнеров. Это было вызвано тем, что возникли проблемы, нанесшие ущерб людям и имуществу, вызванные неправильным заявленным весом контейнеров.
Блокчейн гарантирует безопасный обмен информацией
Грузоотправитель несет ответственность за проверку груза. Для целей данных правил именно он определяется как лицо, указанное в коносаменте или другом морском транспортном документе, или от имени которого был заключен договор перевозки с морским перевозчиком. Он несет ответственность за передачу VGM перевозчику и оператору терминала.
NVOCC (Non-Vessel Operating Common Carrier, то есть виртуальный судовладелец) является погрузчиком в отношении морского перевозчика (VOCC), поэтому он несет ответственность за передачу VGM судовладельцу на основе VGM, полученной от грузоотправителя. В последнее время решение дополнено новыми функциями, повышающими удобство работы экспедиторов (в том числе степень прозрачности статусов VGM всех отгрузок клиентов и истории сохраненной информации). Теперь использование технологии блокчейн позволяет обмениваться данными между различными партнерами.
– Портал VGM, разработанный специалистами морской экспедиции и нашей ИТ-командой, позволяет нам получить практический опыт использования технологии блокчейн во многих транзакциях во внутренней производственной среде. Технология приносит пользу нашим клиентам, представляя собой полностью безопасное решение для обмена информацией с третьими сторонами, с повышенной эффективностью и более высокой прозрачностью, – объясняет Мартин Кольбе.
При этом он отмечает, что Kuehne + Nagel участвует во многих проектах с использованием технологии блокчейн, которые ведутся вместе с клиентами, поставщиками и государственными органами, которые отвечают требованиям логистической отрасли. Однако весь потенциал технологии блокчейн может быть использован только в сотрудничестве с деловыми партнерами.