что такое вбр в рыболовстве

Что такое вбр в рыболовстве

Статья 1. Основные понятия

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 349-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 12 в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 13 в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 20 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 21 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В настоящем Федеральном законе понятия «иностранный инвестор» и «группа лиц, в которую входит иностранный инвестор» используются в тех же значениях, что и в статье 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

(часть 2 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 343-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В настоящем Федеральном законе понятие «группа лиц» используется в значении, указанном в статье 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 349-ФЗ)

Источник

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

«Финансовые и бухгалтерские консультации», 2009, N 1

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Рассмотрим некоторые особенности расчета указанных платежей и определения размера причиненного ВБР ущерба, а также планируемые изменения в порядке налогообложения при пользовании водными биоресурсами.

Порядок продажи квот на аукционах и конкурсах

Все участники аукциона до его начала должны внести плату за получение документации об аукционе (если такая плата установлена организатором аукциона и указание на это содержится в извещении о его проведении). В связи с тем что размер платы не должен превышать расходы организатора аукциона на изготовление копии документации об аукционе и доставку ее заявителю посредством почтовой связи, сумма данного платежа не должна быть существенной.

Начальная цена выставляемых на продажу квот и долей ВБР рассчитывается организатором аукциона исходя из ставок сбора за пользование объектами ВБР, установленных гл. 25.1 Налогового кодекса РФ. До начала аукциона заявители вносят задаток, размер которого за каждую квоту или долю определяется организатором аукциона и составляет не менее 40% начальной цены предмета аукциона. Иными словами, сумма задатка может быть и более 40%.

Победитель оплачивает также определенную договором стоимость услуг по проведению аукциона. Следует отметить жесткое условие, предусмотренное Правилами: победителю, отказавшемуся от подписания протокола аукциона и от внесения доплаты, задаток не возвращается.

Кроме того, у каждого заявителя должна быть в наличии справка из налогового органа об отсутствии у него задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за последний отчетный период, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Помимо рассмотренного порядка проведения аукционов Законом о рыболовстве (ст. 33.3) предусмотрена также организация системы конкурсов, дающих право на ведение промысла. В целях реализации положений указанной статьи Закона принято Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 264, которым утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

Процедура проведения этого конкурса во многом совпадает с аукционной системой. Здесь тоже предусмотрены создание специальной комиссии по проведению конкурса; принятие большого пакета сведений от участников конкурса; соблюдение ими таких условий, как отсутствие задолженности по налогам и сборам; внесение платы за представление конкурсной документации.

Но, конечно, имеются и существенные отличия от порядка проведения аукционов. В основном это касается процедуры оценки и сопоставления поданных на конкурс заявок. В этой части в целях определения лучших условий заключения договора во внимание принимается множество условий, которые, в свою очередь, уточняются применением к ним системы дополнительных критериев и коэффициентов. В частности, установлены критерии оценки предложений участников конкурса о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет субъекта Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает этот участок.

С учетом критериев и коэффициентов комиссия присваивает каждой заявке свой порядковый номер. Он увеличивается относительно других номеров по мере уменьшения суммы критериев оценки. Поэтому заявке, в которой содержатся лучшие условия, присваивается N 1. Соответственно, победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия заключения договора и заявке которого присвоен первый номер.

Порядок распределения квот вылова водных биоресурсов

Различные вопросы, связанные с распределением квот вылова ВБР на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, для осуществления прибрежного рыболовства, а также в районах действия соответствующих международных договоров России, урегулированы несколькими правительственными Постановлениями, которыми утверждены:

В соответствии с Постановлением N 604 квоты вылова ВБР для нашей страны в районах действия международных договоров распределяются между конкретными заявителями путем закрепления за ними на 10 лет долей от этих квот. Доля заявителя определяется на основании данных рыбохозяйственного реестра об объеме выловленных заявителем ВБР за четыре года, предшествующих расчетному. Она исчисляется как отношение объема выловленных заявителем ВБР каждого вида в районах действия международных договоров за четыре года, предшествующих расчетному, к сумме объемов выловленных ВБР в соответствующих районах действия указанных договоров всеми допущенными заявителями за те же четыре года.

См. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 601 «О государственном рыбохозяйственном реестре». В реестре отражаются в том числе данные о размере ставки сбора за пользование ВБР, ИНН налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе, государственные регистрационные номера, записи и даты внесения их в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Рассматриваемая норма выглядит достаточно сложно, хотя и изложена с существенным упрощением официального текста Постановления N 604. Поэтому для наглядности приведем пример порядка определения доли от квоты вылова ВБР по условному рыбопромысловому предприятию «Восход» (см. табл. 1).

Таблица 1. Порядок определения доли вылова ВБР рыбопромысловым предприятием «Восход» в районах действия международных договоров РФ

Аналогичный принцип расчета долей установлен Правилами по квотам для рыболовства во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (см. Постановления N N 605 и 611).

Определение ущерба ВБР и меры ответственности за нарушения правил их добычи

Этим нормативным актом установлено, что размер ущерба определяется как разница между объемом фактически добытых водных биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении на их добычу. Здесь же установлены конкретные размеры ущерба (в тоннах либо единицах голов) в отношении отдельных ВБР.

Наибольшее цифровое значение ущерба в Дальневосточном бассейне установлено для минтая и сельди (по 150 т), а также трески (80 т), что говорит о существенно меньшей ценности этих видов ВБР по сравнению с упомянутыми.

Как будет применяться на практике определенный Постановлением N 625 порядок установления крупного ущерба, поясним на примере деятельности условного рыбопромыслового предприятия «Восход» (см. табл. 2).

Таблица 2. Порядок установления размера ущерба исходя из объемов фактического вылова ВБР предприятием «Восход» в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне

Как следует из табл. 2, деятельность предприятия «Восход» характеризуется превышением установленных квот по всем четырем видам ВБР, разрешенным к вылову. Но крупный ущерб допущен только по кильке, сельди и судаку (см. графу 4 табл. 2). Именно по этим видам ВБР разница между объемами фактического их вылова и установленными квотами достигает тех значений, которые относятся к крупному ущербу.

Нужно также отметить, что в соответствии с Постановлением N 625 при вылове ВБР, не указанных в разрешении, размер ущерба по этим ресурсам исчисляется из объема их добычи сверх допустимого прилова ВБР.

Эта норма требует более подробного рассмотрения, поскольку необходимо разъяснить, что такое допустимый прилов и как он определяется.

В целях приведения ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации данный Приказ признан утратившим силу с 1 ноября 2008 г. (Приказ Минсельхоза России от 22 сентября 2008 г. N 438).

Таким образом, если осуществлен прилов, например, 100 т хамсы, не поименованной в разрешении, то к крупному ущербу будет отнесен не весь объем фактического прилова этой рыбы, а только объем добычи сверх допустимого прилова.

Пример расчета добычи сверх допустимого прилова. Предположим, что улов рыбопромыслового предприятия «Заря» в Азово-Черноморском рыбопромысловом бассейне по разрешенным видам ВБР составил 1200 т.

Сверх этого было добыто 100 т хамсы, которая не была указана в разрешении на вылов.

Согласно Постановлению N 625 размер ущерба, который следует считать крупным, по хамсе в Азово-Черноморском рыбопромысловом бассейне составляет 15 т. Но это при условии, что на ее вылов было получено разрешение (квота). Поэтому, несмотря на то что объем прилова, добытого сверх допустимого, составил по хамсе всего 4 т, это тоже считается крупным ущербом.

Далее обратим внимание, что рассматриваемым Постановлением N 625 не определены размеры ущерба в денежном выражении. Как уже указывалось, цель этого Постановления несколько иная: установление факта причинения вреда ВБР в размере, который следует считать крупным, осуществляется в целях реализации Закона о рыболовстве и является основанием для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. Причем это Постановление не применяется к видам водных биоресурсов, занесенным в Красную книгу РФ.

В целом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству (см. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444) указанное ведомство вправе самостоятельно утверждать методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам. Что же касается конкретных мер финансовой ответственности за нарушение правил добычи ВБР, то этот вопрос регулируется другими нормативными актами.

Так, Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 утверждены Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей ВБР во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ. При этом органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право утверждать, исходя из местных условий, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей ВБР, не предусмотренных в Таксах, утвержденных указанным Постановлением.

Однако, как отмечают эксперты, несмотря на неоднократные ужесточения санкций за незаконный промысел, масштабы браконьерского лова практически не снижаются. В сложившейся ситуации необходимо принятие новых мер по изменению сложившейся системы контроля за использованием водных биоресурсов. Это было отмечено специальной рабочей группой, созданной Государственным советом Российской Федерации. Предлагалось, в частности, внести изменения в гл. 25.1 НК РФ в части взимания сбора за пользование водными биоресурсами по факту изъятия (т.е. без «привязки» к выданным разрешениям). Такой подход позволит расценивать сокрытие улова, искажение и непредставление данных о вылове как уклонение от уплаты установленных законодательством налогов и сборов. За данные деяния российским законодательством предусмотрены более суровые наказания, чем за нарушения правил промысла.

Источник

Новое в законодательстве о рыболовстве

«Финансовые и бухгалтерские консультации», 2009, N 3

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон о рыболовстве дополнен нормами, которые уточняют действие актов законодательства СССР по вопросам рыболовства, а также разрешают другие коллизии между различными правовыми нормами, регулирующими рыболовство. В том числе установлены заключительные и переходные положения, в соответствии с которыми в целях сохранения ВБР продолжает действовать защитный режим зон с особыми условиями использования территорий, созданных до вступления в силу Закона N 250-ФЗ.

Рассмотрим подробнее наиболее существенные изменения в Законе о рыболовстве.

Установление порядка производства продукции из ВБР

Введенной ст. 7.1 Закона о рыболовстве разрешается осуществлять производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота исключительно при промышленном рыболовстве. В свою очередь уловы ВБР, добытые при прибрежном рыболовстве, используются для производства продукции из этих биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации. Использование уловов, добытых в других случаях, в производстве указанной продукции может происходить на территории любого субъекта Федерации.

Рассматривая новые нормы, целесообразно отметить, что до принятия Закона N 250-ФЗ вопросы переработки ВБР не входили в перечень вопросов, регулируемых Законом о рыболовстве. Поэтому многие депутаты Государственной Думы отметили, что введение в этот Закон ст. 7.1 является не только необходимой, но и совершенно оправданной мерой хотя бы потому, что в ней четко определяются территории, на которых ведется переработка ВБР. Кроме того, внесение указанных изменений в Закон о рыболовстве должно привести к созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступления налогов во все уровни бюджетной системы.

Обратите внимание: в указанной ст. 7.1 Закона о рыболовстве предусмотрено, что производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.

В связи с этим отметим, что в сентябре 2007 г. в Государственную Думу был внесен проект технического регламента «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение» (N 470322-4). А 28 января 2009 г. этот законопроект был принят в первом чтении с новым названием: «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» (в части обеспечения безопасности пищевых продуктов, произведенных из водных биоресурсов и связанных с ними процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Названный регламент (в случае его окончательного принятия) будет определять порядок использования морепродуктов начиная с момента их вылова и заканчивая продажей. Поэтому регламент детально описывает, в каких помещениях допустимо перерабатывать рыбу, на каком оборудовании. И даже то, на каких судах ее можно добывать. Следует также отметить, что, когда он будет принят, многим рыбопромышленникам придется обеспечить дополнительные вложения в бизнес, чтобы привести используемые технологии производства продукции на своих предприятиях в соответствие с новыми требованиями.

В Федеральном агентстве по рыболовству также полагают, что с помощью технического регламента можно будет дисциплинировать производителя, повысить ответственность продавца и установить справедливую дифференциацию цен на морепродукты. В частности, после его введения будет значительно труднее под видом дорогой рыбы продавать дешевую.

Уточнение процедур по ограничению и приостановлению рыболовства

Нормы, касающиеся прекращения права на добычу ВБР, а также ограничения и приостановления рыболовства, содержатся в ст. ст. 13, 26 и 26.1 Закона о рыболовстве. В соответствии с уточненной редакцией ст. 13 (см. пп. 4 и 5 ч. 2) у лица, имеющего право на добычу ВБР, отнесенных к объектам рыболовства, такое право принудительно прекращается в случаях:

Здесь же целесообразно отметить, что Законом N 250-ФЗ из рассматриваемой ст. 13 исключена норма, предусматривающая, что решение о принудительном прекращении права на добычу ВБР может быть обжаловано в судебном порядке.

Прекращение права на добычу ВБР напрямую связано с изменением действия соответствующих разрешений на вылов. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений. Согласно этим Правилам приостановление действия или аннулирование разрешения до истечения установленного срока его действия относится к компетенции Росрыболовства либо его территориальных органов.

Что касается ограничения (приостановления) рыболовства, то в ст. 26 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения ВБР и их рационального использования уточнены такие ограничения, как:

Статьей 15 Закона N 250-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения, касающиеся ответственности в части нарушений правил рыболовства, предусматривающих в том числе изъятие орудий лова.

Реализация продукции на рыбных биржах

Новой редакцией ч. 3.5 ст. 19 Закона о рыболовстве определено, что уловы водных биоресурсов, добытые в процессе промышленного рыболовства, и произведенная из них рыбная и иная продукция могут быть реализованы на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В настоящее время такое постановление не принято, хотя планировалось начать работу рыбной биржи летом 2008 г. Однако, как отметил руководитель Росрыболовства А.А. Крайний, задача оказалась сложнее, чем ожидалось. Дело в том, что в Государственную Думу был внесен законопроект N 498603-4 «О биржах и организованных торгах» (принят в первом чтении 13 февраля 2008 г.), поэтому работу по запуску рыбной биржи пришлось синхронизировать с разработкой нового законодательства по данному вопросу.

Уточнение порядка рыболовства в научных целях

Кроме того, в ст. 21 Закона о рыболовстве введена ч. 3.1, предусматривающая, что добытые в данном случае ВБР используются только для проведения работ в научных целях. Такие биоресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ. Если же физическое состояние биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению. А новой ч. 3.2 прямо запрещается производство рыбной и иной продукции из ВБР на судах, используемых для осуществления рыболовства в научных целях.

В данном случае, по мнению некоторых экспертов, добытые в научных целях ВБР фактически приравниваются к незаконно добытым ресурсам, которые пока выбрасываются за борт только браконьерами во избежание угрозы привлечения к ответственности. Получается, что таким же образом следует поступать и ученым после проведения научных работ.

Уточнение порядка распределения квот добычи ВБР

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 604.

Заключение и расторжение договоров, а также изменение их условий

В указанную статью введена ч. 2.1, в соответствии с которой рыбопромысловый участок (предназначенный для заключения договора) состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения для осуществления добычи анадромных видов рыб. Договор участка заключается на срок от 10 до 25 лет.

По мнению экспертов, такой продолжительный срок закрепления участка приведет к положительным результатам в отношении качества добычи ВБР и их переработки. Появятся конкретные хозяева, по-новому строящие свою деятельность исходя из того, что через год эти участки у них уже не отберут. Соответственно, можно определять и решать долгосрочные планы и задачи, в том числе самим бороться с браконьерами, организовывать доставку продукции для переработки на береговые предприятия, участвовать в их строительстве и многое другое.

Может возникнуть вопрос: почему такой порядок предоставления участка введен только для указанного вида рыб? Дело в том, что анадромные виды рыб воспроизводятся в пресной воде водных объектов РФ, затем совершают миграцию в море для нагула и возвращаются для нереста в места своего воспроизведения (см. ст. 1 Закона о рыболовстве).

Другие же виды рыб (катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие) большую часть своего жизненного цикла проводят в различных внутренних водах, территориальном и открытых морях, российской экономической зоне и исключительных экономических зонах иностранных государств. Понятно, что для вылова указанных видов рыб невозможно закрепить там постоянные рыбопромысловые участки.

Указанные виды договоров могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с нормами гражданского законодательства и Закона о рыболовстве.

Что касается положений Закона о рыболовстве, то здесь имеются в виду случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 13 Закона, т.е. принудительное прекращение права на добычу ВБР, если:

Рассматриваемыми видами договоров могут быть установлены иные случаи их досрочного расторжения по требованию органа государственной власти, их заключившего, в соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ. Этим пунктом предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами либо договором.

При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Что касается порядка изменения условий договора о квотах, договора участка и договора пользования ВБР, то этот вопрос регулируется новой ст. 33.6 Закона о рыболовстве. Здесь указано, что упомянутые договоры тоже изменяются в соответствии с гражданским законодательством и нормами данного Закона.

Источник

Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

(В редакции федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 260-ФЗ, от 20.04.2007 № 57-ФЗ, от 06.12.2007 № 333-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 28.12.2010 № 420-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 02.07.2013 № 148-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 28.06.2014 № 181-ФЗ, от 04.11.2014 № 343-ФЗ, от 22.12.2014 № 445-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 02.05.2015 № 120-ФЗ, от 29.06.2015 № 208-ФЗ, от 03.07.2016 № 349-ФЗ, от 29.07.2017 № 225-ФЗ, от 05.12.2017 № 391-ФЗ, от 26.11.2018 № 421-ФЗ, от 25.12.2018 № 475-ФЗ, от 06.03.2019 № 20-ФЗ, от 01.05.2019 № 86-ФЗ, от 26.07.2019 № 243-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 24.04.2020 № 146-ФЗ, от 15.10.2020 № 331-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.04.2021 № 117-ФЗ, от 11.06.2021 № 163-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 338-ФЗ, от 02.07.2021 № 339-ФЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 343-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

(Наименование в редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах: (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;

3) приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 250-ФЗ)

4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район добычи (вылова) и другие факторы; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ; от 02.05.2015 № 120-ФЗ)

5) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

6) учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

7) предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

9) платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. (В редакции Федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

2. Иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, не противоречащие принципам, установленным настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

Статья 3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

(Наименование в редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

1. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

6. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров. (В редакции федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах

1. Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

2. Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ; от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

Статья 6. Сфера действия законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

(Наименование в редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

Действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на: (В редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

1) внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

2) суда, находящиеся в открытом море, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ; от 02.05.2015 № 120-ФЗ)

3) сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 72. Рыбохозяйственные мероприятия

1. В целях развития рыбного хозяйства рыбохозяйственные мероприятия выполняются соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также лицами, осуществляющими рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2010 № 420-ФЗ; от 02.07.2013 № 148-ФЗ)

2. Закупки товаров, работ, услуг органами, указанными в части 1 настоящей статьи, в целях выполнения рыбохозяйственных мероприятий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

Статья 73. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и настоящим Федеральным законом.

2. Научная деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия водных биоресурсов из среды их обитания.

3. При осуществлении научной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

ГЛАВА 2. ПРАВА НА ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы

1. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *