что такое васвасы в исламе
Что такое васваса, и как избавиться от этого?
Что такое васваса, и как избавиться от этого?
Васваса – это внушение, исходящее от шайтана, единственной целью которого является испортить сердце человека и сделать его бездейственным.
Почему же целью шайтана является сердце человека? Ответ на этот вопрос мы находим в Коране:
«Знайте, что Аллах оказывается между человеком и его сердцем» (аль-Анфаль 8/24); «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи» (Тагабун 64/11); «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Рад 13/28); «Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (аль-Фатх 48/4); «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам» (аль-Худжурат 49/7); «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (аль-Анфаль 8/2).
Из этих аятов мы узнаем, что сердце обладает следующими особенностями:
Сердце является центром веры, центром зикра, центром истины. А шайтан является врагом всего этого, и старается использовать любую хитрость, чтобы лишить человека всего этого. Поэтому самым главным является оберегание сердца от хитростей шайтана. Так как если сердце будет испорчено, то будет испорчено и все тело человека.
Первый раз васваса появляется в виде сомнения. Прежде всего, шайтан старается заронить сомнение в наше сердце. Если же сердце не станет защищаться и примет это сомнение, то цель шайтана будет достигнута. Но даже если сердце не примет этого сомнения, оно, тем не менее, может оставить пятно на сердце. Спустя какое то время на чистом зеркале воображения, начинают отображаться скверные мысли. Человек, сердце которого поражено вирусом васвасы, считает, что он проявил непочтительность по отношению к своему Господу, и из-за этого он впадает в отчаяние. Человек старается избавиться от этого состояния. Но поскольку он не прислушивается к голосу своего сердца, то есть к ильхаму от ангела, то чувствует себя в пустоте и теряет спокойствие. Человек старается найти пути избавления от этого.
Путями избавления от этого являются:
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек подвержен и наущению шайтана и ильхаму ангела. Наущения шайтана побуждают человека к неверию, греху и злу. Тогда как ильхам от ангела, побуждает человека к истине и к благому. Тот, кто почувствует это в себе, пусть знает, что это от Аллаха, и пусть возблагодарит Аллаха. Если же человек почувствует наущения шайтана, то пусть прибегнет к защите Аллаха». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) прочитал следующий аят: «Шайтан пугает вас бедностью, и внушает вам скупость и порицаемое. А Аллах обещает вам прощение и изобилие» (Тирмизи, Тафсируль-Куран, 2988).
Надеемся, статья была для вас интересной. Пожалуйста, сделайте репост!
Что такое васвас и как от него избавиться?
С того дня, когда Аллах лишил шайтана Своей милости (когда шайтан стал заблудшим), то он пообещал, что всячески будет стараться помешать верующим в поклонении Аллаху. Один из его методов – навязывать человеку васвас.
Васвас (внушение, науськивание) – сомнение, возникающее в результате наущения сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают в различных сферах. Но причина у всех одна и способ избавления от них тоже идентичен.
Шайтан постоянно вынуждает верующего повторять и возобновлять свои деяния и мысли. А если человек не делает этого, шайтан причиняет ему беспокойство, неудобство и ощущение того, что он неправильно совершил то или иное деяние. Например, верующий думает(сомневается), что правильно ли прочитал суру “Аль-Фатиха”, может где-то одну букву неправильно произнёс!? Или сомневается в том, что полноценно ли выполнил омовение, может какую-то часть омываемого органа не домыл до конца!? Затем он начинает заново делать омовение или повторно совершает намаз. И это он может повторить не дважды, а несколько раз. Подобные ощущения и сомнения не покидают его, пока он не исправится.
От Аббада сына Тамима предаётся, что его дядя Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (да будет доволен ими Аллах) однажды спросил у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что следует делать тому, которому показалось, что во время молитвы у него испортилось омовение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Создателя) ответил так:
لاَ يَنْصَرِفْ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا
«Пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». (Бухари, 137; Муслим, 361; Абу Давуд, 176)
Из этого следует, что молящийся или совершающий другое поклонение не должен прекращать своё поклонение из-за сомнений, наущений шайтана, пока у него не будет полного убеждения и уверенности в этом.
Васвас (сомнение). Как с ним бороться?
Васвас (мн. васавис) – сомнение, возникающее в результате наущения (внушения, науськивания) сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают различных видов, и воздействуют они на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков.
Следует отметить, что не каждый человек подвергается сомнению (васвасу), и некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие. Поскольку это наущение шайтана, человеку не следует беспокоиться и нужно научиться игнорировать подобное. В хадисе Посланник Аллаха ﷺ утешил нас, сообщив, что Аллах ﷻ не считает человека ответственным за сомнения (васависы), которые его тревожат, до тех пор пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух («Сахих аль-Бухари», хадис №2528, передал Абу Хурайра).
1. Васависы, касающиеся Имана.
Хотя, на первый взгляд, все это может показаться серьёзным проступком, на самом деле, это признак веры (имана). В сборнике «Сахих Муслим» записано, что однажды группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк ﷺ спросил у них: «Правда? У вас действительно появляются такие мысли?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак Имана» («Сахих Муслим», хадис 357).
Когда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак имана», – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьём сердце есть вера (иман), будет испытывать такие сомнения.
Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример. Вор не будет пытаться грабить дом, в котором нет ничего ценного, а только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности. Аналогичным образом и сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и мире вечном (Ахират). Сатана будет вкладывать сомнение (васвас) только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар – вера (иман), и он постарается сделать всё возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным из-за этих сомнений (васвас), нужно благодарить Аллаха ﷻ за благословение веры (имана).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте их. Богословы сообщили, что излечение подобных сомнений (васвас) – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них внимания и следует заняться поминанием Господа (зикром) и возданием Ему хвалы (шукром).
– Произнесите три последние суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас») и воздержитесь от грехов. Возьмите в привычку произносить три суры Корана ежедневно после утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов запретного (харам), всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют нашу веру (иман) и дают сатане возможность взять верх над человеком.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения (васвас), беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры (имана), что в действительности является хорошим знаком, и следование указанному совету поможет укрепить веру.
2. Васависы, касающиеся действительности омовения.
Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения, или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще? При таких сомнениях (васвас) можно увидеть, как он моет определённую часть тела в омовении снова и снова. Это наущения шайтана, чтобы человек растратил время и воду.
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорирование. Тот, кому досаждают такие сомнения (васвас), должен немедленно проигнорировать их.
– Читайте предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Произнесите: «Ля иляhа илляллаh». Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы человек, страдающий от сомнений (васвас) в омовении, произносил: «Ля иляhа илляллаh», ведь сатана покидает человека, занятого поминанием Аллаха ﷻ (зикром).
– Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность – нужно чётко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трёх раз.
3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). Человек должен сказать себе, что он не видел и физически не ощущал нечистоту, а значит, сомнения во внимание принимать не может.
– Прочтите предписанные дуа: «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).
Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, полагая при этом, что недостаточно очистился. Это тоже сомнение (васвас), введённое сатаной, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т.е. в туалете).
Методы борьбы с такими сомнениями:
– Игнорируйте сомнение (васвас). После того как подмылись трижды и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.
– Прочтите мысленно (про себя) «А’узу билляhи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билляhи ва русулиh».
– Знайте, что подмываться разрешается не более семи раз. Факихи постановили – подмываться более семи раз во время истинджи запрещено. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае сомнения (васвас) разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.
– Взбрызнуть водой подмытое после омовения место. Если человек подвержен сомнениям насчёт недержания мочи, ему нужно взбрызнуть водой подмытое после омовения место и считать, что влажность — из-за чистой воды, а не из-за мочи.
Источник: духовно-просветительская газета «Ас-салам»
Васвас как невроз навязчивых состояний
Последний год я много размышляю о психологической природе тех или иных состояний, к которым склонны мусульмане вообще и, в частности, в русскоязычной умме. Одна из проблем, которая обращает на себя внимание, – это бесконечное число так называемых васвасов, которым в той или иной степени подвержены практически все соблюдающие мусульмане.
Васвас (от арабского слова «васваса» со значением «нашептывать, смущать, тревожить») – это наущения шайтана, который сбивает людей с праведного пути, нашептывая и внушая им дурные мысли. Васвас актуализируется как нечто чужеродное для человеческого разума, как «не своя мысль», «голос в голове», неотступающее или отступающее волнами сомнение. Очень часто люди не могут толком различить собственные мысли и такие наущения, им кажется, что это их непосредственная рефлексия, что порождает психологические мучения, отчаяние и кошмар.
Можно выделить множество видов таких васвасов, да защитит нас Всевышний. Некоторые из них непосредственно толкают к греху, другие усложняют быт, третьи играют с нашим разумом, четвертые отвращают от хороших дел, пятые влияют на наши чувства и эмоциональное состояние. Мы отметим три таких вида: они, на наш взгляд, наиболее заметны в русскоязычной умме и задевают человеческую психику особенно глубоко.
Первый вид – это наущения, связанные с вероубеждением, сомнения в вере на уровне идей. Мы осознанно не приводим никаких примеров, чтобы не распространять эти наущения и дальше. Работает это всегда примерно одинаковым образом: в голове соблюдающего и искренне верующего человека поселяется навязчивое сомнение, связанное с тем или иным аспектом вероучения или решением Шариата. Эта мысль неотступна и поначалу маркируется как не своя, человек пытается ее погасить логически, как правило, понимая ее чужеродную, вредоносную суть, но с течением времени, если наущение не отступает, в процессе такого внутреннего диалога человек втягивается в постоянное размышление о проблеме – и тогда грань между своими и чужими идеями начинает казаться все более размытой. Это очень страшное состояние, да убережет нас Аллах от него. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, – это утвердиться в том, что это наущение, а не ваши мысли. Как это сделать? У всех все индивидуально, но вот два простых психологических совета:
• Если вы находитесь под воздействием васваса и это уже ввело вас в нервное возбужденное состояние, в тревогу или панику, то постарайтесь успокоиться, насколько это возможно. Да, это тяжело, вам страшно, но чашка чая никому не вредила. Заварите успокаивающие травы. Выйдите подышать свежим воздухом.
• Не пытайтесь сосредоточиться на наущении и наконец его победить во внутреннем диалоге. Это почти невозможно. Любая попытка, в подавляющем большинстве случаев, ведет к усилению тревоги и ощущению, что что-то все же не так. Наверняка вы уже читали статьи на волнующую вас тему и даже опровержения вашего конкретного сомнения. Скорее всего, это не помогло и оставило мрачное послевкусие: «что-то недосказано, что-то не так, у меня все еще есть сомнения». Внимание! Такое состояние и есть лучшее доказательство, что это именно васвас. Ваша собственная мысль, если бы это была она, не повергала бы вас в это гнетущее состояние. Она бы трансформировалась по мере чтения статей. Васвас обычно возвращается к своей базе, к истоку, он не меняется, это просто навязчивая идея. Если вы понимаете, о чем идет речь в этом абзаце, и ощущаете нечто схожее, это именно васвас, а не ваше личное сомнение. Ваша душа сопротивляется ему, и это большая борьба. Такое состояние – это не куфр, это сомнения от шайтана. Не мучайте себя обвинениями, вам и так непросто.
Прекратите читать материалы по теме. Перестаньте «гуглить» ваш васвас: интернет его только питает. Лучший способ избавиться от наущения – отложить его на потом. Скажите себе: «Я разберусь с этим через неделю». И попробуйте действительно не думать ни о чем таком эти семь дней. Вот потом и разберетесь. Очень и очень вероятно, что за неделю бездействия ваш васвас уйдет сам.
Если наущение, связанное с вероучением или фикхом, настолько сильно, что вы не можете от него избавиться никак, то обратитесь за помощью к знающему человеку, которому вы доверяете. В идеале лично, чтобы вести с ним диалог в реальности, а не в интернете. На наш взгляд, это должен быть один человек, а не несколько, потому что у нескольких ученых или студентов будут разные способы опровержения наущений и разный ход мысли. Это может запутать еще больше.
Делайте как можно больше дуа о защите от шайтана и васвасов. Читайте Коран.
Второй вид наущений, который мы хотим затронуть, – это наущения, связанные с действительностью омовения, намаза, реже – поста и других видов поклонения. Маниакальное перемывание частей тела, попытки каким-то виртуозным образом произнести намерение в три предложения за один миг, когда вода касается лица, многократное повторение в намазе аятов, произнесенных якобы «без махраджа», – все это относится именно к этому типу наущений.
Тут нужно заметить, что этот вид васвасов принимает форму невроза навязчивых состояний (первый вид, связанный с убеждениями, тоже имеет обсессивно-невротический характер, но там нет повторяющихся действий). Невроз навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивное расстройство, – это психическое расстройство, для которого характерно наличие обсессий и компульсий: обсессии – это навязчивые пугающие мысли; компульсии – это некие повторяющиеся действия в форме ритуала, задача которых – снять тревогу, порождаемую обсессиями.
Вот простой пример, не связанный с религией. У человека есть навязчивая мысль – он боится серьезно заболеть вирусной инфекцией. Эта мысль не дает ему жить спокойно. Чтобы как-то снять эту тревогу, он решает: я буду мыть руки определенным образом, от мизинца до большого пальца, по семь раз каждую, и тогда точно не заболею. В процессе мытья рук ему кажется, что он неправильно посчитал количество раз или пропустил какую-то часть. Он начинает заново. После правильно выполненного ритуала ему становится немного легче. Если ритуал будет сбит, он ощущает нарастающую панику.
Чаще всего люди, страдающие этим неврозом, обладают высоким уровнем интеллекта. Это перфекционисты, которые стремятся все сделать идеально. Их беспокоит криво лежащая книга на столе или опечатка в книге. Обычно они мнительны и суеверны (если речь идет о немусульманах).
Параллель с васвасами очевидна. У соблюдающего мусульманина, который прикладывает усилия для поклонения, появляется обсессия – «а вдруг мое омовение недействительно?» Если в случае с суевериями язычников (типа «если я не постучу по столу десять раз, кто-то умрет»), больному можно объяснить абсурдность связи между обсессией и компульсией, то мусульманин не демонстрирует абсурда (по крайней мере, поначалу; потом, к сожалению, васвасы могут приобрести гиперболизированный безумный характер). Поклонение на самом деле может оказаться недействительным, и это печально, часто ведет к необходимости возмещения намазов и постов, а иногда и греховно. На этом фоне развиваются все эти повторяющиеся действия в омовении и намазе, это затрудняет жизнь: на омовение уходит полчаса, на один намаз – еще полчаса.
Справиться с этим васвасом очень сложно. Вначале надо осознать, что это именно наущение: совершение намаза и омовения в нашей религии никак не может быть настолько тяжелым и не может вызывать тревогу и безумие. Пресекайте повторяющиеся действия мыслью «это только васвас, ничего не случится, если я не повторю это действие еще раз, мое омовение/намаз будут действительны, иншаАллах, я борюсь с васвасами, а не проявляю небрежность и беспечность». Последняя часть очень важна: обычно мусульмане с таким неврозом мучаются мыслью, что если они не будут делать все тщательно и добиваться идеального результата, то они грешники и беспечны в религии. В данном конкретном случае правильно противоположное: если я не пресеку эти действия, я позволю васвасу вырасти и свести мое поклонение к формальному ритуалу, причиняющему мне много мучений.
Если случай тяжелый, обратитесь к психотерапевту: они знают способы лечения обсессивно-компульсивных расстройств.
И последний, третий, вид васваса, который мы опишем, – это наущения, чрезвычайно хитрым образом соединяющие в себе первые два вида. Мы имеем в виду васвасы о ридде – наущения, связанные с вероотступничеством. С одной стороны, тематика смыкается с вероучением, отсюда, как в первом типе, ужасные муки по поводу целостности своего имана. Действительно, человек, изучавший поверхностно тему вероотступничества, начинает видеть куфр практически в каждом своем или чужом действии: от употребления слова «богомол» до вставания на колени при прополке огорода. Выглядит смешно, но на практике такой взгляд причиняет мусульманину неимоверные страдания. С другой стороны, есть обсессия (то есть пугающая навязчивая мысль: «а не куфр ли это?») и есть компульсия (то есть ритуал, направленный на снижение тревоги от навязчивой мысли). В этом случае компульсией будет произнесение шахады, многократное, ежедневное, сопровождающееся опять-таки моральными муками: «Я говорю шахаду для подстраховки, вдруг я сомневаюсь в своем имане, а сомнение в имане – это куфр, следовательно, произнося шахаду, я впаду в куфр, даже если не впал в него раньше». Как бы безумно эта тирада ни звучала, это вполне реальные васвасы. Страдающий ими, даже замечая абсурдность своих рассуждений, никак не может их остановить: они постоянно возвращаются в неизменном виде.
Пресекайте повторяющиеся действия и попробуйте последовать советам касательно первого и второго вида васвасов, что мы описали. И здесь особенно важно получать знания: совы не то, чем они кажутся, и не все то ридда, что блестит. То, что вам кажется куфром, очень часто им не является: спрашивайте, уточняйте, не такфирьте никого без знаний и не такфирьте без знаний самого себя. Уважайте себя как представителя единственно верной религии, в конце концов! Если вы сами без знаний рискуете отбирать у себя самое ценное, что у вас есть, – ваш иман, то другие отберут у вас без зазрения совести все остальное. Уважайте себя как мусульманина.
Наша умма страдает от миллиона разных болезней. У всех хватает своих трудностей и проблем, и шайтан этим пользуется, нашептывая и внушая нам болезненные нервные состояния. Надо бороться с этим как с чумой, пусть Аллах даст нам тауфик. Мы просим Всевышнего, чтобы эта статья оказалась полезной мусульманам.
Мы просим защиты у Аллаха от побиваемого камнями шайтана.
Что такое васвасы в исламе
Васвас (الوسوسة) – это своего рода болезнь, пусть Аллах сохранит нас и вас в безопасности. Это обусловлено тем, что шайтан получает контроль над человеком и наполняет его тревогой, горем, страданиями и волнениями.
Наущения, которые бывают у людей весьма разнятся в видах и степенях, или они в виде болезни или в результате влияния какой-либо болезни.
Вид наущений, которые соблазняют человека слушать или смотреть на запретное (харам) или совершать безнравственные действия, показывая эти вещи привлекательными для человека, исходят из трех источников:
Аллах говорит, описывая первый источник, которым является нафс:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена». (Каф 50:16)
Аллах говорит, описывая второй источник, которым являются шайтаны из числа джинов:
«Но сатана стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти»?
(Ta-Ха 20:120)
И Аллах говорит, описывая третий источник, которым являются шайтаны из числа людей:
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей».(Люди 114:1-6)
Так что эти наущения могут быть от джинов или от сынов Адама (людей).
Что случается с мусульманином относительно его омовения и молитвы, когда он не знает, сколько раз он омыл части тела или сколько рака’атов он совершил в течение намаза, это наущения шайтана. Если он ищет убежище у Аллаха от шайтана, Аллах защитит человека от него. Но если он принимает наущения и отвечает на них, шайтан получит власть над ним, и наущения становятся хронической проблемой. Это – то, что называют аль васвас аль гахри (подавляющие наущения).
Этот вид наущений – как сказал один из тех, кто специализирован в этой области – «это болезнь, которая случается с некоторыми людьми подобно любому другому виду болезни. Это относится к повторным мыслям, движениям, идеям или понятиям, которые имеют отвратительный характер (природу), которые человек в обычное время отклонял бы и стремился бы им сопротивляться. Он также понимает, что они неправильны и не имеют никакого значения, но есть кое-что, что подталкивает его к ним, и он обычно не в состоянии сопротивляться им. Этот вид наущений может также затронуть человека в его поклонении и в его мирских делах».
Наущения шайтана могут быть рассеяны, если искать убежище у Аллаха.
Наущения, которые нам нашептывает наш нафс, могут также быть рассеяны, когда мы ищем убежище у Аллаха, и усиливаем связь между человеком и его Господом, совершая действия поклонения и повиновения и оставляя злодеяния.
Что касается аль васфас аль гахри (подавляющие наущения), это – своего рода болезнь, как сказано выше.
Некоторые из ученых указали другое важное различие, это то, что наущения, от шайтана, заставляют грех казаться привлекательным, пока мусульманин не совершит его; если шайтан неспособен достигнуть этого, он перемещается в другой грех, и если это не работает, он перемещается в одну треть, и так далее. Его не волнуют маленькие проступки, он добивается того, чтобы мусульманин перестал подчиняться своему Господу и ему все равно совершит человек грех или станет пренебрегать своими обязанностями по отношению к Аллаху, так как и то и другое являются грехом и неповиновением.
Что касается наущений нафса, то он нашептывает человеку совершить какой-то определенный грех и постоянно наущает его на совершение этого греха.
Мусульманин не будет наказан за наущения, которые приходят от шайтана или от его собственного нафса, до тех пор, пока он не станет рассказывать об этом или совершать это. Человек обязан сопротивляться этим мыслям и если он позабудет сопротивляться и согласится с этим, тогда он будет наказан за свое пренебрежение.
Человеку приказано не обращать никакое внимания на наущения шайтана и ему следует совершить меньше количество ракатов, нежели больше, если он запутался во время молитвы и не уверен, сколько ракатов он совершил. Надо искать убежище от шайтана и плюнуть три раза налево, если его посещают наущения от шайтана. Надо постоянно находиться в кругу праведных людей и избегать плохих компаний. Кто будет небрежен к любому из этих вопросов, будет попадать в западни своего нафса, который склонен ко злу, или ответит шайтанам из числа джиннов и людей, в случае чего он будет наказан.
Что касается подавляющих наущений, это – своего рода болезнь – как упомянуто выше – так что мусульманину не будет вредить это, и Аллах не будет наказывать его за это, потому что это – вне его контроля, Аллах говорит (смысловой перевод):
«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение». (Развод 65:7)
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (Взаимное обманывание 64:16)
И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах простит моей умме все, что пересекает их умы до тех пор, пока они не станут говорить об этом или совершать это». Передано Аль Бухари, 4968; Муслим, 127
Тот, у кого есть эти наущения должен читать Кoран и много поминать Аллаха. Он должен укрепить свой иман (веру), совершая действия поклонения и избегая зла. Он должен занять себя в поиске знания, и если шайтан может получить власть над поклоняющимся, он никогда не осилит того, у кого есть исламские знания.
Шайтан может прийти и нашептывать мусульманину зло об Аллахе, или Его Посланнике (мир ему и благословение Аллаха), или Его шариате, нашептывать то, что мусульманин ненавидит и не одобряет. Факт, что он сопротивляется этим наущениям и ненавидит их – признак истинности его веры. Так что он должен стремиться управлять своим нафсом (джихад аль нафс) и не отвечать на то, что взывает его ко злу.
Ибн Касир (рахимаху Ллах ), сказал: Фраза: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (Корова 2:284) означает, что даже если Он призовет к ответу Вас, Он не будет наказывать кроме тех случаев, когда вы были способны отразить это зло. Что касается того, что он не может отразить, вроде наущений нафса, никто не ответственен за это, и ненависть к этим наущениям является частью веры.
Тафсир Ибн Касир, 1/343
И он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди продолжают задавать себе вопросы, пока не дойдут до мысли: «Это было создано Аллахом, но кто создал Самого Аллаха»?, если это случится, говорите «Аману Билляхи ва русулихи (Я уверовал в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха )».
Методы борьбы с наущениями
Мы советуем вам не обращать никакого внимания на эти наущения, и игнорировать их, а также поступать противоположно тому, к чему они вас склоняют. Эти наущения приходят от шайтана, чтобы причинить несчастия верующим. Лучший способ борьбы с ними состоит в том, чтобы часто поминать Аллаха (делать зикр), искать убежище у Аллаха от проклятого шайтана, держаться подальше от грехов и неправильных действий, потому как они являются средствами, которыми Иблис берет под контроль сыновей Адама.
«Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха». (Пчелы 16:99)
Стоит упомянуть здесь, что Ибн Хаджар аль-Хайсами (да помилует его Аллах) сказал о борьбе с васвасом в своей книге Аль-Фатва аль-Фикхия аль-Кубра, 1/149 следующее:
«Его спросили о проблеме васваса (наущений инициируемых шайтаном), и есть ли средство от этого. Он ответил, сказав, что есть эффективное средство от этого, которое состоит в том, что следует полностью игнорировать их, независимо от того, как часто они могут прийти на ум. Когда эти нашептывания игнорируются, они не становятся навязчивыми, и спустя небольшой промежуток времени они проходят. Многие люди это испытали на себе.
Но для того, кто обращает внимание на них и действует согласно им, эти нашептывания увеличиваются, пока они не сделают его подобно безумцу или еще хуже. И мы видим подобное среди многих из тех, кто пострадал от нашептываний и обратил внимание на них и на дьявола, задача которого – внушать эти шепоты. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил нас, когда он сказал: «Остерегайтесь нашептываний в отношении воды (то есть вуду), которые приходят от дьявола называемого аль-Валхаан» – потому что это заставляет человека быть чрезмерным в выполнении вуду (как объяснено в Шарх Мишкаат аль-Анвар).
Согласно другому хадису, тот, кто страдает от васваса, должен сказать: «Аманту Билляхи ва би русулихи» (я верю в Аллаха и в Его Посланных). Несомненно, кто бы ни подумал о пути Посланников Аллаха, особенно нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) найдет, что его путь и его законы легки и ясны, и в них нет трудностей.
«…и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения» (Хадж 22:78)
Тот, кто хорошенько задумается над этим и искренне поверит в это, то у него проблема с васвасом и наущениями шайтана уйдет.
В книге Ибн аль-Сунни, передано через ‘Айшу (да будет доволен ей Аллах): «Кто бы ни страдал от васваса, пусть скажет «Аманту Билляхи ва би русулихи» (уверовал я в Аллаха и в Его посланных) три раза, и это уйдет от него».
Аль-Изз ибн ‘Абд аль-Салям и другие тоже говорили подобное вышеупомянутому. Они сказали: Лечением от васваса является вера в то, что это идея от шайтана, и что Иблис является тем, кто принес эту мысль в его ум, и надо стремиться бороться с ним. Тогда он будет иметь награду муджахида, потому что он борется с врагом Аллаха. Если он сделает это, то шайтан сбежит от него.
Человечество с начала времен было испытано этим, и Аллах дал немного власти Иблису над человеком, чтоб проверить его. Таким образом, Аллах может показать, что правда это правда, а ложь есть ложь, даже если и неверующим это может быть ненавистно.
И самое эффективное средство от наущений – это многократное поминание Аллаха.
Наущения шайтана посещают только верующего человека. Что касается кафира, шайтан приходит и к нему, и не ограничивает себя васвасом, скорее он забавляется с человеком, как только пожелает.
Когда кто-то сердится: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджими»
أعوذباللهمنالشيطانالرجيم
(Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана)
Во время супружеской связи: Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!
بسماللهاللهمجنبناالشيطانوجنبالشيطانمارزقتنا
(С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем ты наделишь нас)
Останавливаясь в каком-нибудь месте: «А’узу би калимати- Лляхи-т-тамати мин шарри махаляк»
أعوذبكلماتاللهالتاماتمنشرماخلق
(Прибегаю к прекрасным словам Аллаха от зла того, что Он создал)
Слыша рев осла: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджими»
أعوذباللهمنالشيطانالرجيم