что такое в японии икебана
Икебана своими руками — что это такое и как делается правильно (72 фото)
Что это такое
Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:
«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.
Икебана – это искусство
составленияцветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.
Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.
Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.
Составление икебаны
До того, как начать творение, необходимо тщательно продумать состав и внешний вид будущей поделки.
Для мастериц, которые занимаются подобным увлекательным творчеством в течение довольно долгого времени, это не составит труда.
Для новичков можно попробовать составить букет, пользуясь небольшими подсказками.
Осенняя икебана
Такой букет составить будет проще всего: изобилие овощей и цветов в это время года поможет подобрать самые прозаичные предметы и составить из них удивительные композиции.
Чаще всего для осенней икебаны используют:
Из тыквы изготавливают сосуд. Для этого ровно срезают дно, чтобы будущая ваза обрела устойчивость и не качалась. На ветку наклеивают шишки и устанавливаю ее в тыкву. Веточками рябины украшают нижнюю часть бывшего стволика. Немного сухих листочков и гроздей рябины приклеивают к тыкве.
Для любителей минимализма можно использовать всего один яркий лист и шишку (каштан, орех, небольшой овощ или фрукт), проволоку и любую основу.
Зимняя икебана
Отличным украшением праздничного стола или заменой традиционной елки станет зимняя икебана.
Самый простой букет можно составить из сосновых веток и половинок цитрусовых плодов. Необычно дополнит композицию елочный шар или праздничная свеча.
Для тех, кто не готов наблюдать, как сохнут спелые апельсины, мандарины, грейпфруты и лимоны, можно сделать стильное новогоднее украшение из шкурок ароматных фруктов. Для этого их аккуратно снимают острым ножом и укладывают в виде розочек на хвойные лапы.
Любители кофе могут сделать икебану из зернышек любимого напитка и апельсиновых долек.
Весенняя икебана
Весной еще недостаточно много цветов, да и стоят они довольно дорого. Поэтому очаровательный букет можно сделать из бумажных цветов, а веточки найти во дворе или в парке можно в любой время года.
Хорошим способом создания весеннего настроения станет икебана из корочек цитрусовых, веточек лаванды, шишек. Подобная композиция еще и иммунитет повысит, и успокоит нервы после зимнего стресса.
Икебана поможет оригинально украсить дом и сотворить изысканное чудо своими руками. Чтобы поверить в свои силы, достаточно посмотреть фотографии этих букетов и понять, что все не так сложно, как кажется на первый взгляд.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.
Особенности искусства
Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.
В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.
«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.
Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.
Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.
Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.
Стеновое панно
Чтобы создать настенную икебану необходимо полотно мешковины или иной плотной материи наклеить на жесткую основу. Затем на полотнище размещаются веточки, цветочки, сухоцветы, листочки, кусочки мха и другие выбранные элементы. Важно так продумать образ панно, чтобы композиция получилась целостной.
После полного высыхания клея икебану можно закреплять на горизонтальной плоскости.
Чтобы создать уникальную красивую композицию, стоит посмотреть мастер класс по икебане, который без труда можно найти в интернет пространстве.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
Морибана
Название школы переводится как «трава и луна».
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Икебана в метро Киото
Композиция со свечкой
Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.
Этапы сборки букета:
3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.
4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.
В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.
Стили
Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.
Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.
Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.
По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.
Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.
Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.
Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.
Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.
В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.
Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.
Современность
В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.
Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.
Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.
Икэбана: история искусства
Икэбана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».
Традиционное японское искусство икэбана изначально связано с древним обычаем преподношения цветов умершим и божественным духам. Божественные духи, следуя религии синто, присутствуют во всем окружающем человека мире – деревьях, камнях, травах, цветах. Поэтому у японцев и отношение к цветам, как к божествам.
С введением в Японии буддизма в качестве государственной религии, был создан обряд подношения цветов Будде. Истоки икэбана начинаются с этого обряда. Сначала этим искусством занималась буддийские монахи. И только мужчины.
Икэбана Икэнобо. Рикка.
Часто можно услышать суждение, что икэнобо – сама история икэбаны.
Икэбана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них.
На создание композиций требовалось много физических усилий и времени, поэтому работать над ними могли только хорошо подготовленные мастера. Спустя время, это искусство понравилось придворной знати и военно-начальникам, затем полюбилось воинам, а в период Эдо (1603-1867) искусством икэбаны заинтересовались купцы и простые люди.
Икэнобо. Современная Рикка.
При построении композиций икэбана в стиле рикка(для поддержания стеблей в вертикальном положении в высоких вазах) издавна использовали держатели из плотной соломы.
Из соломы изготавливали несколько пучков, плотно связывали каждый, затем скрепляли пучки вместе и набивали ими контейнер. Важно было сделать пучок нужной плотности – рыхлый не удерживает стебли, а в плотный, напротив, стебли вводить тяжело.
Икэнобо. Стиль сека.
Как упрощенная рикка, в начале 18в. был разработан стиль сека – три основные элемента секи символизировали Вселенную, Землю и Человека.
Композиции сека ставились как в высоких, так и в низких вазах. В первых композициях секи использовали только один вид растений (древесных или трав).
В более поздних вариантах стало допустимо сочетание растений.
В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии.
И с этого момента в стране Восходящего Солнца начались большие перемены во всех сферах жизни страны.
Не обошлось без изменений и в икэбана.
Командор Мэтью Пери
Вместе с разными товарами в Японию стали поступать невиданные доселе цветы. А старые канонизированные формы икэбана не предусматривали их использование.
Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее икэбана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – морибана ( цветы, нагроможденные в плошках).
Композиция школы Охара.
Стиль этот создает совершенно новые просторы для творчества, позволяет делать низкие, свободные красочные композиции. Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой. Вода начинает работать в композиции как один их художественных элементов.
В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо.
Икэбана по школе Охара имеет две основные формы – морибана(низкая ваза) и хайку(или нагэирэ – высокая ваза).
Наибольшие преобразования претерпевает икэбана после 1927 года, когда учреждается школа Согэцу.
Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо.
Софу Тэсигахара решается на самостоятельный путь в творчестве. Его стиль – современный и необычный – соответствует времени и начинает быстро завоевывать последователей.
Вместе с новыми мастерами икэбаны Софу в 1936 г. принимает декларацию «Новой икэбаны», где провозглашается, что новая икэбана отвергает старые канонизированные формы и ограниченный ассортимент растений, что икэбана должна постоянно развиваться и не придерживаться строгих форм и правил.
Софу Тэсигахара начинает использовать к икэбане не только живые цветы, но и сухие и крашеные материалы, металл, веревку, камни…