Что такое утешение в религии

Утешение

Живя в этом мире, мы сталкиваемся со скорбями.

Один из аргументов атеистов: “Если Бог есть, почему в мире существуют страдания?” Можно дать глубокий теологический ответ на этот вопрос. Но правда в том, что ответы не всегда помогают страдающему человеку. Порой достаточно, чтобы кто-то просто был рядом, достаточно ободряющих слов и поддержки.

Библия — поразительно честная книга. Она не обещает, что наша жизнь, пусть даже с Богом, будет безоблачной и легкой. Напротив, она открыто сообщает, что многими скорбями надлежит войти нам в Царство Небесное.

Бог не обещал, что трудностей не будет, но Он обещал всегда быть рядом и помочь. Он — Бог утешения:

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!”
(2 Коринфянам 1:3-4)
“Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…”
(Книга пророка Исаии 66:13)

Давид говорит такие слова в одном из псалмов:

“Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня”
(Псалом 22:4)

В нашей жизни могут быть периоды, которые мы можем назвать долиной смертной тени. В такие времена успокоением для нас может быть мысль о том, что Бог рядом, Он — наш Пастырь, и пристально наблюдает за всем происходящим, чтобы обернуть нам все во благо в конечном счете.

“Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека…” (Книга пророка Исаии 51:12)

Когда я страдаю, Бог не где-то далеко. Он не просто отстраненный наблюдатель. Он рядом и чувствует все, что чувствую я. Он готов дать мне силы пройти через трудности.

Утешение от Господа

Всемогущий Бог предлагает нам Себя как источник утешения во всех скорбях:

“При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою”
(Псалом 93:19)
“Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше”
(2 Коринфянам 1:5)
“Блаженны плачущие, ибо они утешатся”
(Евангелие от Матфея 5:4)

Последний стих — это слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди. Они содержат великое обещание Бога всем, кто переносит страдания, всем плачущим. Бог обещает им Свое утешение.

Слово Божье — источник утешения

На протяжении столетий мужчины и женщины в трудностях обращались к Священному Писанию в поисках утешения и ободрения. Слова Святой Книги поддерживали слабых, придавали смелость напуганным, поддерживали страдающих. Многие строки стали известными по всему миру, как, например, Псалом 22:

“Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться”
(Псалом 22)

Библия — это сумма опыта десятков людей и целых поколений. В ней содержатся описания жизни людей, которые сохранили веру, проходя через испытания и трудности. Их переживания, мысли и молитвы. В ней мы видим, что позволило им преодолеть скорбь, как они смогли опереться на Господа.

“Откровения Твои – утешение мое, [и уставы Твои] – советники мои”
(Псалом 118:24)
“А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”
(Послание к Римлянам 15:4)

Если получилось у них, получится и у нас. Они были такими же людьми, как мы, с теми же слабостями и вызовами. Но утешение от Бога позволило им устоять.
Писание содержит сотни Божьих обещаний, которые могут стать источником ободрения для нас.

“Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать: это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня”
(Псалом 118:49-50)

Господь восстанавливает

Что Бог говорит тем, кто разбит, кто не чувствует в себе силы подняться и идти дальше?

“Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных”
(Псалом 144:14)
“Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их”
(Псалом 146:3)
“Ты возвышал меня и утешал меня, [и из бездн земли выводил меня]”
(Псалом 70:21)

Даже если мы упали, и наши силы иссякли, у нас все еще остается надежда на Бога, дающего силы и восстанавливающего.

Утешающая милость

Мы все остро нуждаемся в милости Божьей. Библия говорит, что нет человека, который бы не грешил. Мы не лишены недостатков. Но Бог все же смотрит на нас с любовью. Его милость обновляется каждое утро. Он продолжает заботиться о нас.

“Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему”
(Псалом 118:76)

Когда Бог являет Свою милость человеку, это окрыляет и придает силы. Уверенность в том, что Всемогущий Творец на нашей стороне и поддерживает нас, позволяет смело идти вперед.

Бог утешает наши сердца, чтобы мы познали Его:

“Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа”
(Послание Колоссянам 2:2)

Что может быть ценнее и больше, чем познание Господа?

Страдающий человек, возможно, не получит ответов на все свои вопросы. Но ответом для него может стать Сам Бог, который предлагает Свое утешение каждому. Обратимся ли мы к Нему в скорби, чтобы получить милость? Будем ли искать ободрения на страницах Писания? А найдя, поделимся ли с теми, кто тоже проходит через свою долину смертной тени?

Тем, кто прибегает к Господу как к источнику утешения, Библия дает такое обетование:

“И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло”
(Откровение 21:4)

Источник

Утешение Божие – это дар силы к жизни

Проповедь митрополита Псковского Тихона в празднование перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в храме Николая Чудотворца со Усохи

Что такое утешение в религии. Смотреть фото Что такое утешение в религии. Смотреть картинку Что такое утешение в религии. Картинка про Что такое утешение в религии. Фото Что такое утешение в религии

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Как же мало мы знаем о наших храмах! Я впервые совершаю здесь Божественную литургию, и отчетливо осознаю, что этот храм гениально создан! Какая акустика! Никаких микрофонов, никаких усилителей здесь не нужно. А какая красота, какая гармония! А какое имя этого храма – Никола со Усохи!

Скажу честно: никогда в жизни я не служил в храме столь поразительно созданном с инженерной точки зрения, с такой удивительной акустикой. Для этого надо было пригласить наш архиерейский хор, чтобы по-настоящему почувствовать, как могли молиться наши предки во Пскове. Хочу поблагодарить прихожан Троицкого собора, этого храма и других храмов, которые благоукрашали соборный храм для архиерейского богослужения.

Святитель Николай – любимый святой : правило веры, образ кротости на все времена. «Бог гордым противится, а кротким и смиренным даёт благодать» (1 Пет.5:5). Почему его молитва так слышна и исполняема Богом? Потому что « на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:2). Именно таким был и остаётся святитель Николай – помощник и покровитель каждого из нас.

В Евангелии сегодня мы слышали бессмертные слова Нагорной проповеди. Это слова утешения и обетования Бога каждому из верующих в Него. Что такое утешение и обетование?

Вот, перед амвоном сейчас стоят дети, им предстоит неведомая пока жизнь – открытие мира, познание добра и зла, освоение множества навыков, учеба, радости, скорби, которые будут формировать их душу, волю, мудрость и опыт. И они ещё не знают, что для того, чтобы стать настоящим человеком, им надо пройти через испытания, трудности, обиды, радости и скорби.

Кода у них произойдет нечто горькое, тяжкое, с их детской точки зрения, родители скажут им,: не плачь; ты ещё утешишься. Будь кротким и незлобливым и за это воздастся тебе наследием мудрости и познания духовно мира. Будь милостив, чист, не отвечай злом на зло, твори мир среди людей вокруг себя и Господь увидит чистоту и красоту твоей души, ты будешь помилован и сам обретешь мир души, дороже которого ничего нет на свете, ты будешь извещен, что Бог видит в тебе Своего Сына.

Тебя оскорбляют за правду; тебя гонят за веру. Будь непоколебим, и радостен: и в этой жизни, и в жизни будущей тебе будет дано ясное и непоколебимое познание Промысла Божиего, того, что на самом деле все в этом мире не случайно, все ведет к Высшему Благу!

То же самое Господь говорит в Нагорной проповеди Своим детям: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:3) Он, как Отец, уготовавший все самое лучшее для своих детей, знает это.

Всему этому учил святой Николай, учил словом, делом и молитвой. В этом обучении Христовой вере своею молитвой святитель Николай занимает особое место в Церкви. Недаром в акафисте ему поется: «Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование». Вселенская Церковь называет его упованием, нашей надеждой – следующим после Бога и Пресвятой Богородицы.

Источник

Бог — это утешение

Что такое утешение в религии. Смотреть фото Что такое утешение в религии. Смотреть картинку Что такое утешение в религии. Картинка про Что такое утешение в религии. Фото Что такое утешение в религии

Истина состоит в следующем: когда человек хочет лучше понять что-то, ему надо ходить на Святую литургию. После Святой литургии нам на короткое время открывается всё целиком, всё в Божественном порядке и логичности, и так мы можем понять Бога. Другое дело, когда человек пытается понять что-то своим умом, ведь ум сам по себе понять не может, поскольку он измучен, изранен и всё воспринимает искаженно.

Если у сегодняшнего человека возникает какая-нибудь особая проблема, он начинает ходить на сеансы психоанализа и посещает их по 10, 20 лет, чтобы понять то, чего понять не в силах. А когда дело дойдет до понимания, оказывается, что он опять не так всё понял, то есть понял сообразно той ране, которую в себе несет, сообразно той боли и затруднению, которые у него есть.

У нас нет общего кода для понимания, и каждый понимает соответственно проблемам, боли и ранам своей души

По этой причине мы и не понимаем друг друга: у нас нет общего кода для понимания, и каждый понимает соответственно проблемам, боли и ранам своей души. Мы потому не понимаем друг друга, что, по сути, хотим, чтобы другой понял нас, но ему тоже хочется, чтобы мы его поняли. Мы хотим поставить другого на наше место, но он тоже этого хочет, и так складывается то характерное непонимание, с которым мы сегодня сталкиваемся везде, потому что ко всему этому добавляется и тот факт, что мы не так смиренны, как могли бы быть.

Сегодня нас всё подталкивает к себялюбию, услаждению себя, мы отличаемся надменностью, но хотим еще большего: чтобы другой нас понял! Чтобы другой поставил себя на наше место! И это «чтобы другой нас понял» ведет нас к череде конфликтов, а в итоге никто никого не понимает.

Я сказал, что на Святой литургии мы понимаем — мы вдруг начинаем понимать — и, поняв положение дел с точки зрения Бога, бываем изумлены, потому что всё оказывается совсем не таким, каким мы себе представляли. Божия логика, логика Святого Духа — это нечто совсем другое, она содержит смыслы, понятия и решения, которые нам даже в голову не приходили.

На Святой литургии мы переживаем всеобщее единство, которое кажется чем-то труднодостижимым, и когда оно вдруг начинает осуществляться, благодаря ему мы понимаем других. Сначала объединяемся, а потом понимаем. Святая литургия это и дает: контекст любви, исходящей от всех. Прежде всего, от Бога ко всем: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» (Ин. 6, 63) — и, вступая в эту логику, в логику Святого Духа, сердечно и таинственно, каждый из нас, стоящих там, постепенно начинает понимать, что большинство наших проблем — это даже не проблемы, что реально большинство человеческих проблем исчезает, а не решается, — и понимаем мы это именно на Святой литургии.

Поняв это, мы начинаем искать, где служат Святую литургию, чтобы пойти на нее снова и снова, и нам это никогда не надоедает. И не только не надоедает: мы этого ищем, нам этого не хватает. Нам не хватает этого совершенства, исходящего от Бога, посреди всей этой боли, скорби, несчастья, безысходности и проблем.

Так много раз, когда мы этого и не ждали, оказывается, что наша проблема уже решена. Решение, выход и логика имеются даже в боли, несчастье и безработице, в них есть логика и то человеколюбие, которое говорит нам: «Приди, следующий шаг будет еще лучше!» Следующий этап будет лучше. Не правда ли?

Это утешение от Бога приходит, когда мы принимаем в себя эту логику, а чтобы ее принять, естественно, жертвуем частью своей «мудрости», то есть смиряемся, как говорят отцы Церкви. В духе ученичества, в духе утешения входим на внутренний допрос, и тогда приходит утешение.

Невидимо присутствующая энергия Божественной благодати, как говорит святой Максим Исповедник, всё видит и помогает каждому. Даже если это младенец, который ничего не понимает в происходящем в церкви, он получает еще большую помощь на своем уровне и постепенно делает следующий шаг, а в итоге может стать великим подвижником и святым, потому что он услаждается. Если не усладишься в Божественном, ты не можешь идти вперед.

Речь тут идет не о заповедях, законе, громе и молниях, которые Зевс мечет на нашу голову, хотя мы, священники, иногда тоже мечем молнии. Бог не мечет молний, и не мечет их, прежде всего, в нас, священников, хотя мы этого иногда заслуживаем. Но Он не мечет их ни в кого, и мы подходим к Нему ближе и видим, что наш Бог — вовсе не Зевс, а реально то, что мы читаем о Нем в Священном Писании, т.е. Он, прежде всего, Отец, Пастырь, утешение, благодать, благословение. И постепенно приобретаем нравы Этого превосходного Существа и начинаем меняться внешне, а другие говорят: «Вот, он освящается, он стал святым!»

Бог — вовсе не Зевс, Он, прежде всего, Отец, Пастырь, утешение, благодать, благословение

А он освятился не просто так: это от Бога, он был утешен Богом, получил это благословение и стал воспринимать мир не так, как воспринимал раньше. Он начинает постепенно преображаться, душа его сначала отходит от страстей и постепенно начинает перетягивать к себе остальную часть, чтобы мы отлепились от старого. Но делает он это с удовольствием, не мучается, не говорит: «Сейчас я должен сделать это, потому что иначе на меня обрушится молния!» Он говорит обратное: «Как я могу огорчить такого Бога? Как могу?»

Поэтому человек становится верным, и подвижником, и монахом, и не знаю кем еще, и мирянином, и кем хотите, но он тот, кто познаёт Бога с этой стороны — а именно, что Бог есть любовь. Вот эту сторону мы познаём. Эту богодарованную сторону. И потом у нас появляется желание самим пожить этой богодарованной жизнью.

А теперь поговорим об одном апостольском тексте, который страшен, потому что написан будто специально для наших дней, он актуален. Он соотносится с темой блудного сына, потому что, к сожалению, блуд, мало или много, приятен нам всем, мы все, по сути, блудники.

Второй сын из притчи о блудном сыне, у которого тоже не было Бога в душе, который Бога не понимал и всего-то и хотел, что наесться козлятины, терпел и не говорил об этом: «Как бы отец не вознегодовал, если попрошу у него козленка!» Итак, он хранил молчание. Но всё это копилось в нем, и он не услаждался любовью Бога. Вот что страшно: оба сына не услаждались любовью Бога.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

Я могу делать всё, братия мои, — это близко к притче о блудном сыне, — но не всё мне полезно. А почему не всё полезно? И тут же следует ответ: «но ничто не должно обладать мною». Потому что то, что мне не на пользу, берет надо мной власть, захватывает меня в плен. Это нечто такое, о чем мы наверняка и не подумали как следует, а именно, мы не подумали, что то, что мне не на пользу, то есть такие дела, которые противны воле Божией, по какой-то таинственной причине берут меня в плен, превращаются в привычки, становятся реально капканами и тюрьмами, из которых выбраться нелегко.

Вы знаете, что Бог благороден и никого рядом с Собой насильно не держит, а диавол, именно потому, что он то, что он есть, удерживает нас насильно. Поэтому Бога зовешь: «Господи Иисусе Христе», — а Он не приходит, ждет, чтобы ты совершил весь свой экзистенциальный путь, и чтобы тогда Он пришел. А диавола позовешь, и он тут же прибегает. Богу говоришь: «Уходи!» — и Он, не успев прийти, уходит. А диаволу говоришь: «Убирайся!» — а он не уходит.

Бог благороден и никого рядом с Собой насильно не держит, а диавол удерживает нас насильно

— Но ты же меня звал!

— Я больше не хочу тебя видеть!

Он не уходит с легкостью, он властвует над нами и создает у нас привычки.

«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 13–14).

Не одна только душа для Господа. Период платонизма окончательно завершен с периодом Нового Завета. Тело тоже для Господа, у него тоже есть духовные порывы. Мы живем в эпоху, которая всё еще презирает тело, в которой еще считается, что человек может осквернить свое тело и оставаться чистым по духу. «Потому что дух — другого порядка», — говорят. Да, но только он не другого порядка: человек един, и если я оскверняю свой палец, этим пальцем оскверняю и душу. Когда пачкаю свои руки, ноги, глаза, всё тело, особенно посредством блуда, то так и получается, не правда ли?

Наша эпоха не хочет этого слушать, потому что она, как мы сказали, платоническая. Платоническая вера в то, что человек — это только душа, приводит к таким последствиям, что, что бы ты ни делал со своим телом, всё это не имеет никакого значения. А на самом деле ты не можешь делать с телом ничего, потому что душа делает то же самое, что и тело.

Не одна только душа для Господа. Тело тоже для Господа, у него тоже есть духовные порывы

И посмотрите, какой дух утешения содержится тут: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1 Кор. 6, ст. 15).

Телесно мы тоже члены: телесно крещаемся, миропомазуемся, причащаемся Тела и Крови Христовых. Мы телесные члены, тело создано Богом, а не каким-нибудь злым божком, или получилось в результате какой-нибудь случайности и аномалии во вселенной. И оно никогда не будет упразднено. Потому что оно — Божие дело.

«Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 15–17).

Здесь вам придется выбирать одно из двух, т.е. ты не можешь сказать, что будешь и один дух с Господом, и одно тело с блудницей. Не можешь ты этого сказать: или одно, или другое, т.е. тело увлекает за собой дух, и наоборот. Апостол хочет сказать здесь, что если ты один дух со Христом, то будешь и одним телом с Ним. А если ты одно тело с блудницей, то будешь одним духом с ней.

«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18).

Здесь мы тут же слышим амбициозные крики:

— А разве я не имею права делать со своим телом, что хочу? Разве оно не мое? А чье же оно? Попы, убирайтесь отсюда!

Одно время шла дискуссия об абортах, и, помню, проходили демонстрации каких-то феминисток, которые кричали:

— Я имею власть над своим телом!

Священники им возражали, а они кричали:

— Священники пусть занимаются своей службой: литургиями, вечернями и водосвятными молебнами! Занимайтесь духовными делами, а телесными будем заниматься мы.

А разве я согрешаю не своим телом, разве оно не мое? Я ведь не согрешаю посредством твоего тела. Должна быть веская причина, чтобы святой апостол Павел сказал это. Какова же она?

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6, 19–20).

Вы куплены ценою, вы выкуплены, вы проданы и выкуплены. Вы храм Святого Духа — в том смысле, что чувствуете это присутствие Святого Духа. Поэтому, когда человек не чувствует присутствия Святого Духа, всё, о чем мы сейчас говорим, не имеет смысла. Важно, чтобы человек чувствовал присутствие Святого Духа. Для этого нам не надо выходить из телесного измерения, не надо всем становиться монахами, просто человек чувствует, что его критерии очень сильно меняются.

Сегодня людей, особенно молодых, стараются убедить, что у них должна быть сексуальная открытость. А результат таков, что им наносят вред. Потому что вот в этой чаше вмещается столько-то воды, и если я стану раздавать ее всем вам, то будет ли мне что пить в конце? Если я расплескиваю сейчас эту воду, не правда ли? И если придет пора служить водосвятный молебен, то воды не окажется вообще, и, таким образом, не станет даже святой воды. Так что должен существовать Святой Дух, чтобы Он обновлял в тебе это, чтобы у тебя был источник, от которого бы ты питался и давал другим.

Так что эта любовь — не просто естественная любовь. Если же это не соблюдается, что происходит? Мы расплескиваем здесь, расплескиваем там, расплескиваем весь день и всю ночь, а в конце супруги приходят к нам, священникам, и говорят:

— Мы не можем любить друг друга. Не находим в себе сил любить друг друга.

У этого, естественно, есть какая-то предыстория, т.е. они себя разорили. Это разорение и совершается сейчас в среде молодежи, для которой конечный идеал — быть привлекательным (привлекательной), вступать в связи с 12–13-летнего возраста, и чтобы молодой человек израсходовал себя, еще не достигнув определенного возраста, когда он уже ничего расходовать не сможет. Он одичал, отвык от всех и вся и чувствует, что его все обманывают, а в итоге впадает в депрессию.

Сегодня это обычное явление, и мы не можем этого скрывать или замалчивать, потому что это — реальность. Я работаю в таком мире студентов, и это мой повседневный опыт: смотрю на молодых и вижу, что у них нет сил жить. 20-летние, они выглядят как 70-летние, потому что растратили свои жизненные силы налево и направо. А некоторые уже полностью разрушены, даже телесно. Иногда я даже чувствую себя моложе их и говорю им об этом.

Смотрю на молодых и вижу, что у них нет сил жить. 20-летние, они выглядят как 70-летние, потому что растратили свои жизненные силы

Всё дело в том, что молодому человеку необходимо заново открыть для себя это равновесие здесь, где человек — храм Духа Святого. И тогда он вдруг обнаружит, что то, что он приобретает, измерения, которые получает, таковы, что с ними просто не может сравниться то, что дает ему мир. То, что он получает, гораздо выше и грандиозней. Он обретает глубину, достоинство, Бог слышит такого молодого человека и заботится о нем с особенной силой. Этот юноша становится способным понять трудные и сложные вещи и полюбить то, что гораздо глубже и мудрее всего, что может предложить ему современный лайфстайл.

Конечно, нам необходимо понять эти моменты, потому что в противном случае мы будем захвачены ими в плен и все вместе будем катиться к такому состоянию, к которому приводит только безумие.

Источник

Утешение или тяжкий крест?

Мы познакомились с некоторыми из богородичных праздников, с той ролью, которую они играли в течение столетий, неся верную службу православию. Темный, забитый люд верил своим духовным пастырям, обращаясь с молитвами к богородице, надеясь на ее заступничество и помощь. Невежество масс было питательной средой для этих наивных представлений.

Все это было. А сейчас? Почему и по сей день некоторые люди устремляются в храмы в дни богородичных праздников, преклоняют колени перед иконами с изображением девы Марии?

— Пресвятая богородица, матушка-заступница! Помоги детям и внукам моим.

— О, Изида! Изида! Сделай так, чтобы счастье сопутствовало сыну моему.

Ну, а если нет друга, который умеет выслушать не перебивая, помочь хотя бы молчанием разобраться в противоречивых думах, одолевающих подчас человека? Может быть, пусть тогда будет бог или богородица, хотя и не существующие, но утешающие молчанием?

Нет, пусть не будет их!

Столетиями просили люди помощи у богородицы и не получали ее. Столетиями они надеялись на божью матерь. Но надежды оставались тщетными. Вера в то, что богородица услышит, поймет и поможет, утешала людей, вселяла в их сердца огонек надежды на помощь сил небесных, но это утешение, эти надежды были иллюзорными, ибо созданный фантазией людей образ божьей матери существовал лишь в их воображении. Сказка могла на время утешить, но не могла помочь.

Когда в наши дни верующие обращаются к богородице, надеясь на ее помощь, они тешат себя несбыточными иллюзиями, не желая оглянуться вокруг, увидеть реальные пути к достижению своего счастья на земле. Люди веками надеялись на милости с неба, но продолжали жить в нищете, в невежестве. Они молили о счастье, но на земле сохранялись угнетение, произвол, жестокая эксплуатация трудового народа. Нет, не с божьей помощью, а своими силами трудящиеся завоевали свободу, стали хозяевами в нашей стране. Нет не с божьей помощью, а своими руками они построили города, заводы, фабрики, удивительные машины, преобразившие человеческий труд. Они запустили в космос ракеты, дали жизнь атомным электростанциям. Так человек доказал свое всесилие, свою власть над силами природы.

Перед светом разума, перед великими свершениями рук человеческих отступает наивная вера в сверхъестественное. Но старое не уходит без боя. Религиозные представления достаточно цепко держатся в сознании людей. Со своей стороны церковь делает все возможное, чтобы сохранить религиозную веру, удержать под своим влиянием верующих. В этом помогает создававшаяся веками система обрядов и праздников, воздействующая на чувства людей, закрепляющая религиозные представления. Среди них немалую роль играют обряды и праздники, связанные с именем богородицы.

Ища утешения в храмах, прося помощи у богородицы, люди надеются на ее заступничество, верят в то, что она услышит их призывы и поможет в жизни.

Нет, так было не всегда. Когда-то на заре человечества женщина вовсе не считалась существом второстепенным, подчиненным мужчине. Более того, она занимала главенствующее положение. Это было в ту пору, когда наши далекие предки еще не перешли к земледелию и скотоводству, когда основой их существования были охота, рыболовство, собирание плодов. Женщину по-читали за то, что она была хранительницей огня, игравшего огромную роль в жизни людей, домашнего очага, родоначальницей и продолжательницей рода. Только впоследствии, когда выросла производительность труда и главную роль в добывании средств существования стал играть мужчина, женщина утратила свое былое верховенство. Главенствующую роль стал играть мужчина.

Христианская религия родилась в рабовладельческом обществе, в котором сложилась парная семья. Главой семьи считался мужчина. Религия же освятила и закрепила существовавшее в период ее возникновения положение.

И при рабовладельческом строе, и при феодализме, и при капитализме женщина не переставала быть рабыней, обреченной на подчиненное положение в семье, на второстепенное положение в обществе. Только социализм впервые реально раскрепостил женщину. Она по праву заняла равное с мужчиной место в обществе.

Кстати, подобные перемены не могли пройти мимо внимания современных служителей церкви.

Еще вчера они твердили о том, что неравноправие женщин существовало от века и будет существовать всегда. Сегодня они стараются не упоминать о тех библейских текстах, где утверждается подчиненное положение женщины.

Церковь приспосабливается к действительности, старается идти в ногу с веком, отступает от своих установлений, еще совсем недавно объявлявшихся незыблемыми. Эти изменения красноречиво показывают, что церковные установления, предписания, обряды даны вовсе не от бога, а созданы самими церковниками, людьми, присвоившими себе право говорить от имени несуществующего творца и управителя вселенной, вершителя судеб людей.

Вдумайтесь в глубокий смысл этих строк. И, может быть, тогда вы поймете, что человеку не нужно поклонение богам и богиням, не нужны церковные обряды и праздники, уводящие его в сторону от единственно реальной земной жизни, в которой и счастье людей, и бессмертие человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *