в каком классе изучают слово о полку игореве по литературе
Литература. 9 класс
Конспект
Ключевые слова:
«Слово о полку Игореве», эпоха, летопись, идея, тема, жанр, композиция, древнерусская литература
Основные понятия:
• Жанр
• Тема
• Идея
• Композиция
• Автор
План объясняющего модуля:
1. История происхождения
2. Историческая основа
3. Автор «Слова…»
4. Композиция «Слова…»
5. «Плач Ярославны»
6. «Золотое слово Святослава»
7. Тема и идея «Слова»
8. Значение «Слова»
Основные даты: XII в., ХVIII в.
Основные выводы:
• Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины – одерживали победы; вступили в распри – принесли лишь горе и страдание Русской земле.
• Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения составляют пафос «Слова».
• Высокая идейность «Слова», связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
Литература:
1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс». Авт.-сост. Коровина В.Я.и др. М. «Экзамен». 2005.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017.
4. Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 класс. М. «ВАКО». 2010
Выделите слова или словосочетания, в которых средством
художественной выразительности является эпитет.
Методические рекомендации для изучения «Слова о полку Игореве» в школе и вузе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Изучение «Слова о полку Игореве» на практических занятиях по истории древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» как художественное произведение Древней Руси изучается на уроках литературы в 7 классе средней школе. При этом у учителя словесника традиционно возникает сразу несколько затруднений. Первое – возрастное. Ученику 21 века 12-13 лет от роду нелегко бывает проникнуться социокультурными и политическими проблемами, легшими в основу «Слова о полку Игореве», поэтому зачастую учителю приходится их примитивизировать, что примитивизирует, в свою очередь, и восприятие текста. Второе затруднение, возникающее при восприятии учениками «Слова..» – эстетического характера. Эстетика древнерусского средневековья весьма специфична, и в полной мере воспринимается реципиентом, знакомым с особенностями мировоззрения и культуры средних веков вообще и Древней Руси – в частности. Ученик же 7 класса не только слабо знает их, но и психологически воспринять как адекватные (а не непонятные и – более того – примитивные с его точки зрения) может с трудом. Как видим, в этом случае возникает уже третье затруднение – психологическое.
Однако «Слово о полку Игореве», по праву считающееся жемчужиной древнерусской литературы, традиционно изучалось и изучается в школах России. Прослеживая историю изучения памятника с начала 19 века, О.В. Творогов отмечает определенную тенденцию изменений подходов к тексту: от использования примеров из него лишь для иллюстрации политической ситуации на Руси 12 века до анализа художественных особенностей «Слова…». « Об интересе к «Слову…» как к произведению школьной программы, – отмечает исследователь, – говорят споры о методах его изучения. Главное возражение вызывает дробный, преимущественно филологический разбор. Противником последнего выступает В. И. Водовозов, трижды обращавшийся к «Слову о полку Игореве» в своих педагогических трудах. Рекомендации Водовозова опираются на подход к литературе как к явлению общественной жизни. В книге Водовозова «Рассказы из русской истории» «Слово…» представлено как материал для чтения детей младшего возраста. Произведение приводится в доступном для них изложении, сопровождается репликами, обращенными к ребенку. Гимназистам старших классов предназначена глава в книге «Древняя русская литература. ». На материале «Слова…» здесь решаются задачи патриотического воспитания. В книге для учителя — «Словесность в образах и разборах» «Слово о полку Игореве» рассматривается в сопоставлении с другими произведениями. Автор приводит читателя к выводу, что оно отразило важные события в жизни народа, отличается исторической точностью, что в нем сильны мифологические элементы» [1, с. 268].
На наш взгляд, начало решения этой проблемы может быть предложено вузовской методикой преподавания литературы. Именно в педагогических вузах на филологических факультетах готовятся те самые учителя литературы, на плечи которых позже ложится задача изучения «Слова о полку Игореве» в школе. Будущие филологи изучают историю древнерусской литературы во втором семестре I курса. Большинство типовых и индивидуальных программ по истории древнерусской литературы предполагают знакомство со «Словом…» как на лекциях, так и на практических (семинарских) занятиях. Большинство студентов стационара в этот период своего обучения по образовательному уровню и психоэмоциональным особенностям, конечно, отличаются от школьников-семиклассников, но также испытывают определенные затруднения при изучении и древнерусской литературы в целом, и «Слова о полку Игореве». А их ведь нужно не только научить правильному, многогранному и аргументированному анализу произведения, не только преподать историю и практику изучения «Слова…», но и выработать вместе с ними адаптированный для будущего преподавания в школе материал, преподать примеры методики его преподнесения на уроках литературы.
Д.С. Лихачев в статье «Против дилетантизма в изучении «Слова о полку Игореве» предупреждал своих коллег исследователей об опасностях примитивизации и искажениях замысла и текста при их изучении. В частности, он писал: « Памятник литературы, как и всякий памятник культуры и истории, нуждается в охране, в защите его текста. И чем древнее он – тем эта защита необходимее. Всякого рода эксперименты над текстами памятников национального значения должны вестись с величайшей осторожностью и ответственностью. Особенно, конечно, если это «Слово о полку Игореве».
Одно дело толкования, объяснения при сохранении текста как такового, другое дело – перестановки, отмены кусков текста, безосновательные поправки, исправления, разрушения самого содержания памятника, его ритмики, даже поэтики» [2, с. 183]. На протяжении всей статьи Д.С. Лихачев подчеркивает необходимость одинаково бережного изучения как самого текста, так и исторических сведений о времени его возникновения, историко-культурных фактов, легших в основу произведения. И Лихачев, и многие другие исследователи «Слова…» полагают обязательное обращение при разговоре о «Слове о полку Игореве» и к истории появления памятника на культурной арене 19 века, к переводам «Слова…», к спорам о подлинности и об авторе памятника, к ряду других проблем.
Существует много способов изучения «Слова о полку Игореве с будущими учителями. Один из них – рассмотрение многообразия подходов к изучению «Слова…». Во время проведения практического занятия на эту тему студентам предоставляется возможность не только накопить необходимый для будущей работы в школе теоретический материал, не только познакомиться с разными научными методами исследования художественного текста, но и освоить некоторые методические приемы и формы преподнесения сложной и разнообразной теоретической информации.
Предлагаем следующий вариант изучения «Слова о полку Игореве» на практическом занятии со студентами I курса филологического факультета.
Тема занятия: «Многообразие подходов к изучению
” Слова о полку Игореве”»
Задачи занятия: изучить историю появления и изучения «Слова о полку Игореве», рассмотреть художественные особенности «Слова. », познакомиться с точками зрения на его жанровую природу, и историческую основу, с современными направлениями в комментировании и изучении текста, с ролью данного памятника в мировой художественной культуре.
История открытия «Слова о полку Игореве». Различные переводы «Слова…» и их особенности.
Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2002. – С. 99-123.
Рыбаков Б.А. « Слово о полку Игореве » и его современники. – М., 1971.
Лихачев Д.С. « Слово о полку Игореве » и культура его времени. – Л., 1978; Л., 1985.
Лихачев Д.С. « Слово о полку Игореве » – героический пролог русской литературы. – М., 1967.
Лихачев Д.С. Размышление об авторе « Слова о полку Игореве » // Русская литература. – 1985. – №3. – С. 3-7.
Лихачев Д.С. Поэтика повторяемости в « Слове о полку Игореве » // Русская литература. – 1984 – №3 – С. 130-144.
Дмитриев Л.А. К вопрос у об авторе « Слова о полку Игореве » // Русская литература. – 1986. – №4.
Гетманец М.Ф. Кто же есть кто в « Слове о полку Игореве » // Русская литература. – 1987. – №2. – С. 194-198.
Слово о полку Игореве. (Библиотека поэта. Большая серия). – Л., 1952. [ комментарии ]
Федоров В.Г. Кто был автором « Слова о полку Игореве » и где расположена река Каяла. – М., 1956.
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
Подготовку к занятию можно начать с повторения терминологии: сюжет и его структурные элементы, композиция, литературный памятник и его списки, текстология, палеография, рефрен.
Далее целесообразно вспомнить летописные сведения из Ипатьевской и Лаврентьевской летописей о походе князя Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 г. Такое начало обусловлено тем, что студентам уже хорошо известны жанровые черты летописи, и на их фоне отчетливей будет видна поэтика «Слова».
В конце этого этапа работы над «Словом о полку Игореве» можно задать студентам следующие контрольные вопросы:
• Где происходили описанные в летописях события?
• Что вы знаете из истории о противоборствовавших сторонах?
Первый, черновой, ответ на него студенты должны записать, поскольку интересно будет увидеть, как выполнение всех заданий углубит и аргументирует его в конце работы.
Первый вопрос Плана
Работу над первым вопросом студенты должны продолжить знакомством с обстоятельствами, которые, по мнению ученых, породили многие текстологические проблемы памятника. См. монографию Д. С. Лихачева «Слово о полку Игореве» (с. 237 – 277). Особо следует остановиться на причинах, породивших изменения, появившиеся в первом печатном тексте (с. 269). Необходимо внимательно изучить схему работы над первым изданием «Слова», можно скопировать ее для литературоведческой копилки.
В ходе работы студенты могут сделать выписки-перечисления того, на какие языки народов мира переведено «Слово…». Они должны обратить внимание, как связан памятник со средневековым эпосом.
Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и «Энциклопедии «Слова о полку Игореве», студенты далее отвечают на вопросы:
• Что породило многочисленные ошибки и искажения, возникшие в переводах, комментариях и интерпретациях текста «Слова»?
• Почему перед современной наукой стоит задача реконструкции текста «Слова»?
• Какие разновидности переводов «Слова…» вам известны и каковы их отличительные черты?
Второй вопрос Плана
• Какие исследователи «Слова о полку Игореве» и стали представителями школы скептиков и как их гипотезы связаны с открытием «Задонщины»?
• Как «Задонщину» в связи с вопросом о подлинности «Слова…» трактовали ученые, оспаривающие скептическую теорию?
• Какие еще научные открытия в совокупности доказывают подлинность древнерусского памятника?
Третий вопрос Плана
При подготовке ответа к нему студенты должны, во-первых, уяснить для себя причины анонимности памятника, во многом связанные с особыми традициями бытования древнерусской литературы. Далее необходимо изучить специально посвященные проблемы авторства «Слова…» труды Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева, О. В.Творогова и др. (можно подготовить при этом краткие конспекты некоторых гипотез), сравнить их и сделать их краткий конспект для использования при ответе на занятии. Особое внимание здесь студентам следует обратить на аргументацию каждой из гипотез, которые определяют то или иное конкретное имя возможного автора «Слова о полку Игореве». В конце подготовки ответа на вопрос студентам следует сделать вывод о том, какие качества, жизненные и политические взгляды объединяют возможных авторов слова.
• Каково было положение автора «Слова о полку Игореве» в социальной иерархии того времени?
• Был ли предполагаемый автор очевидцем описываемых в памятнике событий? Аргументируйте свой ответ текстом «Слова…»
• Что думал автор «Слова…» о политической ситуации на Руси того времени?
• Хорошо ли автор «Слова…» знал книжную культуру своего времени и как его знания и художественные навыки отразились в тексте произведения?
Четвертый вопрос Плана
Для начала студентам нужно сопоставить выписанные ими высказывания литературоведов о жанровой природе «Слова» с собственными наблюдениями. Убедившись в том, что при всех разногласиях по вопросу о жанре все исследователи признают его теснейшую связь с УНТ, студенты обращаются непосредственно к тексту «Слова…». Читая его с карандашом в руках, они подчеркивают или выписывают примеры следующих поэтических характеристик текста:
а) использование разнообразных фольклорных приемов;
б) образы-картины народного быта (особо обращая внимание на метафоры битвы: посев, пир, жатва;
в) использование славянской мифологической образности;
г) олицетворение природы.
Попутно студенты размышляют о том, какие особенности мировоззрения средневекового человека проявляются в изображении таких отношений человека и природы, какие мы наблюдаем в «Слове» и делают собственный вывод о характере связи памятника с устной поэзией.
Подготовка к ответу на этот вопрос Плана занятия представляет собой определенную сложность, так как доказательства того, что перед нами внежанровое произведение, совмещающее внутри себя структурные элементы различных жанров, могут принять хаотическую форму. В случае со «Словом о полку Игореве данные обстоятельства усугубляются еще и тем, что произведение не просто внежанровое, а стоит на стыке сразу двух жанровых систем: фольклорной и литературной. Чтобы избежать возможной путаницы, студентам можно порекомендовать создание в процессе подготовки к ответу на вопрос специальной таблицы, в которой схематично и с необходимыми примерами были бы отражены элементы наиболее сильно проявившихся в памятнике жанров – как фольклорных, так и литературных. Пример возможной таблицы:
Интегрированный урок истории и литературы по теме: «Слово о полку Игореве» – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс
Класс: 7
I. Организация класса
II. Беседа с классом
1. Какой период развития Руси мы сейчас изучаем?
2. Какие последствия для Руси имела феодальная раздробленность?
3. Какие письменные исторические источники времен феодальной раздробленности вы знаете? (“Слово Даниила Заточника”)
III. Слово учителя истории:
– Девять веков прошло со времени создания поэмы “Слова о полку Игореве” – великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту. К этому произведению обращаются музыканты, художники, поэты: А.П. Бородин – опера “Князь Игорь”, А.С.Пушкин – поэма “Руслан и Людмила”, К.Ф.Рылеев – поэма “Мстислав Удалой”…
– В чем исторический смысл и значение поэмы?
– Какие идеи воспевает автор?
– О чем повествует это произведение?
Слово учителя литературы:
– “Слово…” состоит из вступления, трех частей и концовки.
Во вступлении автор вспоминает вещего Бояна, прославляющего в своих песнях подвиги русских князей. Обратите, ребята, внимание на картину В.М.Васнецова “Баян”. Автор “Слова…”, стремясь передать людям суровую правду, излагает события по-своему.
В I части изображены две битвы Игоревой дружины с половцами.
Во II части Киевский князь Святослав горько сетует на своих младших двоюродных братьев – Игоря и Всеволода.
В III части – “Плачь Ярославны”; концовка – Игорь бежит из плена.
Слово учителя истории:
– Летопись сообщает, что 23 апреля 1185 года князь Новгород-Северский – Игорь Святославович с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославович. За год до этого Игорь и Всеволод уклонились от участия в походе, предпринятом их двоюродным братом Великим князем Киевским Святославом Всеволодовичем (1184 год – разгромил половецкие войска и взял в плен Хана Кобяка).
Раздосадованный чужой удачей Игорь и Всеволод задумали свой собственный поход.
В “Слове” об этом сказано так:
“Помужествуем сами. Прошлую славу сами похитим, а грядущую сами поделим!”
Время выступления было выбрано не случайно: 23 апреля – день памяти покровителя воинства Святого Георгия Победоносца. (Игорь при крещении – Георгий; надеялся на помощь Святого покровителя.)
И тогда Игорь
Изострил он мужеством сердце,
Ратным духом исполнился,
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
– Какие образы использует автор поэмы, описывая начало сражения?
– Слушая эти строки, можем ли мы с вами предугадать исход этой битвы?
Слово учителя литературы:
– Язык русский за девять веков во многом изменился. Но торжественная напевность речи, яркая образность, доброта автора понятны нам. Создатель поэмы с большим мастерством применил образные средства устного народного творчества, близкой ему по духу.
Да, ребята, вы оказались правы, все предвещало плачевный исход сражения.
Русские воины сражались храбро, мужественно, но силы были неравные. Смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Полегли русские воины на поле половецком.
В.М.Васнецов сопереживает это событие с автором “Слова о полку Игореве”.
А такого боя не слышано:
От раннего утра и до вечера,
От вечера до света
Летят стрелы каленые, сабли о шлемы гремят,
Копия трещат булатные
В поле незнаемом,
Среди земли половецкой…
Бились так день,
Бились другой,
А к полудню на третий день –
Пали знамена Игоревы…
И вина кровавого тут недостало;
Тут пир докончили
Храбрые русичи;
Сватов напоили,
А сами полегли
За землю русскую.
– В.М. Васнецов решает изобразить не ожесточенную схватку русских с половцами, а торжественное скорбное безмолвие, наступившее после побоища, когда сгустились сумерки над полем битвы.
Разлилась тоска по русской земле, никнет трава от жалости, а кроваво-красная Луна медленно всплывает в потемневшем небе. На фоне подернутого сизыми тучами неба яростно бьются степные орлы, взмахом могучих крыльев и клекотом нарушая скорбную тишину родной земли после Игорева побоища.
Автор “Слова” горько упрекает Игоря, “пересевшего из золотого княжеского седла в седло холопа-пленника”.
– А теперь обратимся к следующей части “Слова…”, которую вы назовете сами, показав знания по изучаемой теме.
IV. Интеллектуальную разминку проводит учитель истории:
“. Характер хозяйства на Руси во время феодальной раздробленности? (Натуральное)
З. Когда произошло Крещение Руси? (988 г.)
О. Княжение Вл. Мономаха в Киеве? (1113–1125 гг.)
Л. Распад Руси на самостоятельные княжества? (Начало XII в.)
О. Первое упоминание о Москве? (1147 г.)
Т. Поход князя Игоря Старого за данью в Древлянские земли? (945 г.)
О. Земельные владения за службу и на время службы? (Поместье)
Е. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве? (1019–1054 гг.)
С. Княжение Владимира Святославовича? (980–1015 гг.)
Л. Племена кочевников, разоривших русскую землю с юга-востока? (Половцы)
О. “Русская правда” – сборник законов? (1072 г.)
В. Форма государственной власти в Новгородской земле? (Республика)
О. Религия, принятая на Руси в 988 году? (Христианство)
”. Глава русской церкви? (Митрополит)
V. Учитель литературы читает “Золотое слово” Святослава
И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
“О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги?
А ведь было время – без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
“Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую”.
Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли, двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Вы, князья Мстислав и буй Роман!
Вы, князья буй Рюрик и Давид!
Ярослав, князь Галицкий!
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!
VI. Беседа
– В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода?
– С каким призывом обращается Святослав к князьям?
– На какую главную помеху в деле защиты Руси указывал автор?
– Какие чувства у вас вызывает Игорь? Как бы вы охарактеризовали князя?
VII. Слово учителя литературы:
– А в это время с путивльской стены Ярославна зовет Игоря, как “Зегзица” (кукушка), обращается к ветру, Днепру и солнцу с просьбой вернуть ей мужа.
– С каким жанром перекликается плач Ярославны? (Обратите внимание на повтор.)
– Какие чувства вызывает у вас плач?
– Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость природы слышатся в её голосе. По глубине чувства, по задушевности и мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушились ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах – стойких защитниках родины.
VIII. Плач Ярославны читает ученица 9 класса:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь”.
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?”
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
“Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”
IX. Слово учителя истории:
– Какие идеи воспевает автор “Слова…”?
– В чем исторический смысл, значение поэмы?
Вывод: Потери, горе, несчастье, вскрылись самые тяжелые раны государственного устройства – раздробленность, разобщенность, это повторяется и в наши дни.
“Слово…” созвучно и с современными чаяньями людей. Оно не потеряло значимость и в наше время.
– Как перекликается содержание поэмы с событиями наших дней?
Слово учителя литературы:
На уроках литературы мы не раз еще вернемся к разговору о таких художественных произведениях,
. В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно.
– Написать рассказ от имени очевидца о тех событиях, которые описаны в “Слове…”. Отразите в рассказе свое отношение к происходившему.