Что такое уровень научного познания эмпирический
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Смотреть что такое «ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» в других словарях:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — – разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и взаимосвязи которых обобщают существенные… … Философия науки и техники: тематический словарь
Эмпирический уровень исследования — это понятие отражает внутренние структурные разграничения целостной системы научного знания. Эмпирическое исследование не сводится к обыденно практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания (в отличие от… … Исследовательская деятельность. Словарь
Структура научного познания, его формы и методы — кратко Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющее собой ак тивную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания это результат познавательной деятельности, выраженный в… … Малый тезаурус мировой философии
Форма познания — Гносеология (от др. греч. γνῶσις «знание» и λόγος «учение, наука»); эпистемология (от др. греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος «слово, учение») теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в … Википедия
Лебедев, Сергей Александрович — Лебедев Сергей Александрович … Википедия
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Наука — I Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия
Наука — I Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия
Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Относительность этих понятий
Для понимания взаимосвязи методов и форм научного познания необходимо выделить эмпирический и теоретический уровни. Более того, есть нужда в определении приёмов научного исследования и возможных способов организации полученного знания.
Эмпирический уровень научного познания
Эмпирический уровень научного познания – это научная практическая деятельность.
Эмпирический уровень научного познания связан с конкретными видами предметно-орудийной деятельности, именно это позволяет им обеспечивать накопление, фиксацию, группировку и обобщение исходного материала для выстраивания опосредованного, теоретического знания, иными словами наблюдения или эксперимента – в разных его формах, в том числе и моделирования, систематизированного описания полученных результатов, а также анализа и обобщения. Важно понимать, что анализ и обобщение позволяют исследователю наиболее близко подойти к теоретическому уровню научного познания.
Теоретический уровень научного познания
Теоретический уровень научного познания – это вид знания, который представлен различными видами и методами познавательной деятельности, способами организации знания, характеризующиеся определённой степенью опосредованности и обеспечению создания, построения и разработке научной теории, которая представлена логикой организованного знания об объективных законах и иных существенных – общих и необходимых – связях и отношениях в объективном мире.
Теоретический уровень научного познания включает в себя теоретические концепции, научные абстракции, идеализации и умственные модели. Более того, в него входят научные законы и их различные формулировки, научные идеи и гипотезы, различные методы оперирования с научными абстракциями и построением теорий, логических средств.
Отметим, что различие данных уровней носит весьма относительный характер: ни один вид эмпирической деятельности не представляется возможным без его теоретического осмысления и без сопутствующих понятий, гипотез и теорий. И наоборот, всякая теория, даже самого абстрактного вида, в любом случает опирается на практическое знание, эмпирические данные и основана на объективной реальности, опосредованная той же практикой, таким образом, обращена к эмпирическим данным.
Следует сказать, что всякое утверждение или положение может быть эмпирическим и теоретическим, это напрямую зависит от того, каким путём оно получено.
Допустим, на основании опытов Майкельсона-Морли, существует положение, что скорость света равна во всех движущихся относительно друг друга системах, более того, она не находится в прямой зависимости от их относительного движения. Таким образом, можно утверждать, что это знание приобретает очертания обобщения эмпирических данных и одновременно с указанными данными и способами их получения включается в эмпирический уровень.
Важно отметить, что такое же утверждение может играть роль одного из правил частной теории относительности. В таком случае оно представляет собой теоретическое знание, которое является следствием, из которого оно же и вытекает.
Противопоставление эмпирического и теоретического уровней познания носит относительный характер. Посредством её выражается глубокая внутренняя связь, которая существует в объективном мире между единичным и общим, явлением и сущностью. При этом важно понимать, что различение жизненно необходимо, поскольку любой исследователь принимает во внимание свой путь, по которому он движется в научном познании и какая у него конечная цель. Это помогает правильно выстроить последовательность всех действий и шагов на пути к получению знания. Именно глубина этого понимания становится ключевой в определении культуры исследовательского труда.
Различия понятий эмпирического и теоретического уровней познания
Зачастую наблюдается путаница в применении понятий эмпирического и теоретического уровней познания, а также чувственного и рационального. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо чётко понимать границы каждого из терминов.
Процесс познания имеет множество граней и важно понимать, как соотносятся эмпирический и теоретических уровни с чувственным. По своей сути уровни соотносятся по нескольким критериям:
По области проявления эмпирический и теоретический уровни принадлежат познавательной деятельности в сфере науки, а чувственное и рациональное мышление работает в любой форме отражения внешнего мира в сознании человека.
Говоря об уровне осуществления процесса, можно утверждать, что теоретический и эмпирический приобретают очертания научного познания, которое проявляется в общественной деятельности, которая подразумевает обмен идеями и результатами. А Рациональное и чувственное мышление происходит как индивидуальный познавательный процесс.
Характер протекания процессов на теоретическом и эмпирическом уровнях выглядит как отбор приёмов, способов и методов. Здесь имеются в виду эмпирические или теоретические, которые осуществляются учёными осознанно. Касательно рационального и чувственного познания можно утверждать, опираясь на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, что они действуют как психофизиологический процесс в нервной системе и коре головного мозга.
Говоря о границах и рамках реализации, то важно отметить, что эмпирический уровень базируется на органах чувств, при этом не сводится к ним, а только состоит из наблюдения и орудийно-предметной деятельности. Подразумеваются инструменты и приборы, описание полученных данных, иными словами это мыслительная деятельность.
В теоретическом уровне, который невозможен без развитого логического мышления, имеет место применение специализированных методологических средств, которые служат его основой.
Чувственное познание определено как нечто, что базируется исключительно на органах чувств. А рациональное на логике и мышлении. Важно отметить, что не любая рациональная, умственная или иная подобная деятельность может носить теоретический характер.
Размышления шахматиста над решением шахматной задачи не стоит характеризовать как теоретический уровень.
Таким образом, становится понятно, как соотносятся уровни научного и чувственного познания.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В настоящее время принято различать следующие уровни научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень научного познания
Эмпирический уровень научного познания отвечает за изучение определенных явлений (иначе говоря, средств и вариантов отражения специфики наблюдаемых предметов, явлений и паттернов), который, в свою очередь, благодаря использованию методов наблюдения, измерения и эксперимента.
В качестве основных форм реализации эмпирического уровня знания выступают такие факторы, как группирование, классифицирование, описание и систематизирование, совместно с обобщением полученных показателей в наблюдении и эксперименте.
В эмпирическом знании существует сложная структура, которая включает в себя четыре определенных уровня:
Теоретический уровень научного познания
На теоретическом уровне научного познания происходит изучение сущности определенных явлений, паттернов, и взаимосвязей, опорой которого выступает эмпирическое познание. Теоретическое познание является результатом работы разума – одной из конструктивных частей сознания.
Ведущая логическая операция, наблюдаемая в теоретическом мышлении представлена идеализацией, в качестве цели и результата которой выступает формирование особого предмета – «идеального объекта» научных теорий (материальные точки и «абстрактные черные тела» физики, «идеальные типы» социологического знания и прочие).
Взаимосвязанные общности данного типа явлений составляет общую базу в теоретическом научном знании.
На данном уровне научного знания происходит постановка научной проблемы, формулирование научной гипотезы и теории; определение логической последовательности из законов; формирование взаимосвязи между отдельными гипотезами и теориями; создание теорий, совместно с процедурой разъяснений, предсказаний, обобщений, приводящих к пониманию.
Структура теоретического уровня представлена целым рядом составляющих: законами, теориями, моделями, концепциями, учениями, принципами и совокупностью методов. Дадим короткое описание части из них.
Законы науки являются отражением объективных, регулярных, повторяющихся, существенных и нужных связей явлений и объективно существующих процессов. В качестве примера можно привести закон теплового расширения тел: «При нагревании расширяются все три тела».
В частных законах представлены связями, которые или выведены благодаря универсальным законам, или отражают закономерность в событиях, которая характеризуется определенной частной сферой сущего. Например, вторичным, либо исходящим из универсального закона теплового расширения всех физических тел, является закон теплового расширения металлов, который описывает свойства частных групп в химических элементах.
Законы детерминизма и статистические (стохастические) законы. Такой тип законов формулируют предсказания, которые обладают весьма точным и достоверным характером. Статистические законы, в отличие от них, являются вероятностными, так как отражают некоторую повторяющуюся регулярность, возникающую из-за связей массового случайного, либо повторяющегося события.
Законы эмпирики и теории. Законы эмпирики отражают регулярность, которая обнаруживается в рамках явлений в контексте эмпирических форм познания. В теоретических законах отражены связи-повторения, которые действуют на мыслительном уровне. Самые распространенные из них – причинные (каузальные) законы, они отражают необходимые отношения двух связанных явлений.
В общем смысле, научная теория является единой и целостной системой знаний, элементами которой выступают: обобщение, закон и аксиома, которые связаны некоторой логической содержательной связью. Теория, которая отражает и выражает смысл объектов исследования, является высшей формой, организующей научные знания.
Структура научных теорий:
Современная наука представлена типами научных теорий, которые классифицированы на различных основаниях:
Данный тип теорий применяется во всех типах наук: и точных, и гуманитарных, в ситуациях, когда необходимо дать предсказание, либо прогноз некоторым процессам, у которых большая часть паттернов подвержена неопределенности, стечению факторов, которые связаны с выражением случайностей в массовых событиях.
Значительную роль научного познания в рамках теоретического уровня играют методы, в рамках которых отражены аксиоматические, гипотетико-дедуктивные, формализирующие, идеализирующие, системные и прочие.
Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.