что такое регистрационный номер лицензии на образование
Что такое регистрационный номер лицензии на образование
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. № 2805 «Об утверждении форм документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к нему и технических требований к указанным документам»
В соответствии с пунктом 6 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2010, № 46, ст. 5918; 2011, № 27, ст. 3880), Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; № 30, ст. 4590; № 43, ст. 5971) и пунктами 21 и 23 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 12, ст. 1651), приказываю:
документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (приложение № 1);
приложения к документу, подтверждающему наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (приложение № 2);
1.2. Технические требования к документу, подтверждающему наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, и приложению к нему (приложение № 3).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2001 г., регистрационный № 2740. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2001, № 25).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Биленкину И.П.
Министр | А.А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2012 г.
Форма документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. № 2805)
наименование лицензирующего органа
№_____ от «_____»____________20____г.
На осуществление образовательной деятельности по указанным в
приложении (приложениях) образовательным программам.
Настоящая лицензия предоставлена_________________________________________
(указываются полное и (в случае, если
сокращенное наименование (в том числе фирменное наименование) и
организационно-правовая форма юридического лица)
Основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)
Идентификационный номер налогоплательщика________________________________
Место нахождения лицензиата______________________________________________
(указывается адрес места нахождения
Место (места) осуществления образовательной деятельности указано
(указаны) в приложении (приложениях) к настоящей лицензии.
Настоящая лицензия предоставлена на срок:
¦ ¦ бессрочно ¦ ¦ до «____»___________ ____г.
Настоящая лицензия предоставлена на основании решения ___________________
(наименование лицензирующего органа)
от «___»___________ _____г. № ______
Настоящая лицензия имеет приложение (приложения), являющееся ее
________________________________ ________________ _______________________
(должность уполномоченного лица (подпись (фамилия, имя, отчество
лицензирующего органа) уполномоченного уполномоченного лица)
Форма приложения к документу, подтверждающему наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. № 2805)
к лицензии на осуществление
наименование лицензирующего органа
(указываются полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование
лицензиата или его филиала
место нахождения лицензиата или его филиала
адреса мест осуществления образовательной деятельности лицензиата
имеет право осуществления образовательной деятельности по следующим
№ п/п | Основные и дополнительные общеобразовательные программы | |||
---|---|---|---|---|
Вид образовательной программы (основная, дополнительная) | Уровень (ступень) образовательной программы | Наименование (направленность) образовательной программы | Нормативный срок освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
№ п/п | Основные и дополнительные профессиональные образовательные программы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование образовательной программы | Уровень (ступень) образовательной программы | Профессия, квалификация (степень, разряды), присваиваемая по завершении образования | Вид образовательной программы (основная, дополнительная) | Нормативный срок освоения | |||
Код | Наименование | ||||||
Код | Направления подготовки, специальности, профессии | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
№ п/п | Образовательные программы профессиональной подготовки | |
---|---|---|
Код | Наименование профессии | |
1 | 2 | 3 |
1. | ||
2. | ||
3. |
Распорядительный документ лицензирующего органа о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности: ______________________________ вид документа от «____»________ 20___ г. №___ | Распорядительный документ лицензирующего органа о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности: ______________________________ вид документа от «____»_______ 20___ г. №___ |
---|
________________________________ ________________ _______________________
(должность уполномоченного лица (подпись (фамилия, имя, отчество
лицензирующего органа) уполномоченного уполномоченного лица)
Технические требования
к документу, подтверждающему наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, и приложению к нему
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. № 2805)
2. Бланки документов изготавливаются на бумаге массой 70-120 г/кв. м, содержащей не менее 50% хлопкового или льняного волокна, с эксклюзивным водяным знаком предприятия-изготовителя, содержащим название эмитента, являющимся просветно-затененным, обладающим выраженной контрастностью, обеспечивающей его надежный визуальный контроль. Бумага не имеет свечения (видимой люминесценции) под действием ультрафиолетового излучения и содержит не менее двух видов волокон, контролируемых в видимой или иных областях спектра.
3. При изготовлении бланков документов используются специальные или иные высокозащищённые способы печати.
Гильоширные рисунки составляются из большого количества одинаковых элементов. Многоцветные гильоширные рисунки должны изготавливаться посредством нанесения один на другой двух и более дополняющих друг друга одинаковых гильоширных элементов в разных цветах, при этом рисунки скоординированы между собой, дополняют друг друга и имеют нерегулярную структуру.
На лицевой стороне бланка лицензии Государственный герб Российской Федерации расположен по центру и имеет светло-коричневый цвет.
8. Внизу в правой части лицевой стороны бланка лицензии указываются серия и номер бланка.
Серия бланка лицензии состоит из 5 знаков:
Номер бланка лицензии состоит из семи знаков и представляет собой порядковый номер в рамках серии, начиная с «0000001».
Номер и серия бланка лицензии выполняются высоким способом печати.
9. Бланк лицензии содержит следующие защитные элементы:
изображение Государственного герба Российской Федерации, расположенного по центру и имеющего светло-коричневый цвет;
серию и номер бланка, выполненные высоким способом печати.
11. Внизу в правой части бланка приложения к лицензии указывается серия и номер бланка.
Серия бланка приложения к лицензии состоит из 5 знаков:
Номер бланка приложения к лицензии состоит из семи знаков и представляет собой порядковый номер в рамках серии, начиная с «0000001».
Номер и серия бланка приложения к лицензии выполняются высоким способом печати.
12. Бланк приложения к лицензии содержит следующие защитные элементы:
серию и номер бланка, выполненные высоким способом печати.
Приложение
к техническим требованиям к документу,
подтверждающему наличие лицензии на
осуществление образовательной
деятельности, и приложению к нему,
утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ
от 8 декабря 2011 г. № 2805
Коды для лицензирующих органов
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. № 2805 «Об утверждении форм документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложения к нему и технических требований к указанным документам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2012 г.
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Установлена новая форма лицензии на образовательную деятельность.
На лицевой стороне указываются наименование (полное и сокращенное) и организационно-правовая форма лицензиата, его ОГРН и ИНН, номер и дата выдачи лицензии. На оборотной приводятся местонахождение лицензиата; срок, на который выдана лицензия; реквизиты решения о ее предоставлении.
Обязательной частью лицензии является приложение к ней. В нем перечисляются образовательные программы, по которым может вестись обучение (с указанием их вида, уровня и срока освоения). В отношении профессиональных программ приводятся направления подготовки (специальности, профессии), код (при наличии), наименование квалификации (степени) и разряд, присваиваемые лицам по окончании обучения. Также указываются адреса мест ведения деятельности лицензиатом (его филиалом).
Лицензия и приложение подписываются руководителем лицензирующего органа и заверяются печатью этого ведомства.
Как отличить учебный центр от шарашкиной конторы
И получить не только корочку, но и знания
Некоторые образовательные организации ничему не учат, а просто торгуют удостоверениями и дипломами.
Если вы приходите в учебный центр за знаниями, вас может ждать неприятный сюрприз. Я пять лет проработал методистом в сфере дополнительного профессионального образования и знаю, как компании имитируют обучение и продают корочки.
В этой статье я расскажу, как отличить нормальный учебный центр от фиктивного.
Почему некоторые учебные центры ничему не учат
Любая организация сталкивается с государственными требованиями к образованию сотрудников.
Например, все руководители и специалисты при поступлении на работу должны пройти обучение по охране труда. На это Минтруд дает месяц, а потом раз в три года нужно будет обучаться повторно.
Ответственные работники на опасных производственных объектах обязаны каждые пять лет получать удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор.
Специалисты по организации строительства обязаны проходить повышение квалификации раз в пять лет.
Допустим, небольшая фирма выигрывает тендер на выполнение каких-то работ для корпорации. А у этой корпорации есть свои требования к образованию любого специалиста, который допускается на ее объекты. Перед победителем тендера встает задача: быстро и недорого заполучить нужные документы на сотрудников, чтобы приступить к работам.
В организациях привыкли полагаться на свои системы оценки навыков и знаний, и все эти внешние требования кажутся им чем-то формальным. Тем более что контролирующие органы проверяют только сами дипломы и удостоверения, а не знания сотрудников. Так и рождается спрос на корочки. Учебные центры быстро нащупали золотую жилу: выдают бумажки для трудоустройства и прохождения проверок, а сами экономят на себестоимости обучения.
А директора этих организаций часто возмущались, что учебный центр дергает их по пустякам. Им было лень позаботиться даже о том, чтобы сотрудники заполнили итоговые тесты с готовыми ответами.
Иногда образовательный процесс в таких учебных центрах проходит незаметно для самого ученика. Работник может даже не догадываться, что он уже где-то «обучился» и получил корочку, которая успешно осела в отделе кадров.
Работу учебных центров контролирует Рособрнадзор, который и должен пресекать подобные махинации. Но плановые проверки проходят раз в три года. За это время хитрецы успевают подготовиться и нарисовать обучение во внутренней отчетности.
Недобросовестные учебные центры живут за счет корпоративных клиентов, регулярно заказывающих необходимые документы из-за текучки кадров и периодичности самого обучения. Не выйдет один раз получить нужный диплом или свидетельство и на этом успокоиться — нужно освежать знания.
Несмотря на тщательную маскировку, опознать фиктивные образовательные организации несложно. Для этого достаточно:
Опишу весь процесс пошагово.
Как выбрать лучший ИТ-курс
Как проверить учебный центр по реестрам
Проверить лицензию. Нельзя просто открыть организацию, назвать ее учебным центром и начать выдавать дипломы — сначала нужно получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Если у организации нет действующей лицензии, она не вправе оказывать образовательные услуги. Любые дипломы и удостоверения от нелегального учебного центра — просто бумажки.
Скан лицензии можно найти на сайте учебного центра. Но нужно еще и проверить, что лицензия не аннулирована, а продолжает действовать. Чтобы это сделать, надо воспользоваться специальным реестром на сайте Рособрнадзора.
Проверить аккредитацию — для обучения по охране труда. Если организация проводит обучение по охране труда, она должна получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и аккредитацию Минтруда.
Эту аккредитацию можно проверить в реестре Минтруда.
Проверить, подключена ли организация к ФИС ФРДО. Чтобы бороться с поддельными дипломами, удостоверениями и свидетельствами, Рособрнадзор создал ФИС ФРДО — федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении».
Все образовательные организации обязаны подключиться к ФИС ФРДО и вносить в систему информацию о дипломах, удостоверениях и свидетельствах. Срок внесения для документов о дополнительном профессиональном образовании — не позднее 60 дней с даты выдачи.
Но не все образовательные организации спешат выполнять это требование. Например, в одном центре, где я работал, тянули до последнего: подключение вело к дополнительным затратам и мешало мухлевать с датами выдачи документов. Дело в том, что там за дополнительное вознаграждение делали срочные корочки, которые нужны «еще вчера» — вплоть до прошлого года. А подключение к ФИС ФРДО усложняет жизнь: оформлять документы задним числом уже труднее из-за ограничения в 60 дней.
На сайте Рособрнадзора можно проверить, подключен ли учебный центр к ФИС ФРДО. Если нет, значит, он не готов вовремя делиться с государством данными о результатах своей работы. Я рекомендую избегать подобных образовательных учреждений.
Как проверить сайт учебного центра
Рособрнадзор установил требования к содержанию и структуре сайта образовательной организации. Если учебный центр их нарушает, это говорит об общей небрежности и безответственности его сотрудников.
Если перед вами одностраничный сайт-визитка с одним лишь продающим текстом, советую поискать для обучения другую организацию. Особенно опасайтесь слоганов в духе «быстрое обучение без отрыва от производства» — часто именно так формулируют свое предложение торговцы корочками.
На сайте должен быть раздел «Сведения об образовательной организации». Этот раздел состоит из нескольких подразделов, с помощью которых можно понять, насколько реально и законно обучение.
Расскажу про самые важные подразделы.
Документы — здесь стоит взглянуть на отчеты об исполнении предписаний органов контроля. Рособрнадзор проводит проверки и выносит предписания, если что-то не так. Образовательная организация обязана на своем сайте отчитываться о выявленных нарушениях и работе над ошибками.
Если учебный центр хвалится долгой историей, но не выкладывает никаких предписаний и отчетов, то возможны три варианта:
Для примера я изучил пять докладов региональных министерств о результатах проверок образовательных организаций за 2020 год.
Статистика по плановым проверкам образовательных организаций
Количество плановых проверок | Выдано предписаний | |
---|---|---|
Свердловская область | 182 | 179 |
Тверская область | 55 | 55 |
Орловская область | 52 | 50 |
Мурманская область | 44 | 44 |
Хабаровский край | 47 | 47 |
Почти каждая проверка заканчивалась выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за любую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки во внутреннем документе или неправильную структуру сайта. Обычно учебные центры быстро исправляют недочеты и отчитываются об этом.
За свою карьеру я прошел две проверки, и после обеих приходилось поднимать практически с нуля всю нормативную базу, обновлять локальные акты, срочно наращивать методический материал. Подобные проверки держат учебные центры в тонусе.
Поэтому отчеты об обнаруженных и устраненных нарушениях будут хорошим признаком: организация работает и заботится о прозрачности своей деятельности.
Подраздел «Образование» раскрывает информацию об образовательных программах. Учебный центр обязан подробно описывать ход обучения и все темы, по которым проводятся занятия. Для этого он выкладывает на своем сайте файлы с учебными планами и методическими материалами.
Если этого подраздела нет или он пустой, то вам предлагают кота в мешке. Учебные центры неохотно публикуют свои программы по двум причинам:
Мне приходилось заимствовать чужие программы, когда я создавал новые курсы.
Преподавателя с нужным профилем у нас не было, а нанимать его не хотели, вот я и выкручивался: занимался банальным рерайтингом. Обычно такие программы никто не читал — это были срочные заказы от организаций, которым требовались только конкретные корочки.
Также в подразделе «Образование» должен храниться скан лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но некоторые учебные центры почему-то выставляют лицензию на главной странице или в других подразделах — в «Документах» либо «Основных сведениях».
Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Обязательно проверьте информацию о преподавателях, их образовании, квалификации и стаже работы. Если такого раздела нет или он пустует, вероятно, обучение пройдет в формате самоподготовки со сдачей единственного итогового теста.
В шарашкиных конторах обычно маленький преподавательский состав, хотя заявленных курсов может быть очень много. Руководству учебных центров невыгодно искать преподавателя под каждую учебную программу. Поэтому мне как методисту иногда приходилось читать лекции по темам, в которых я не разбирался. Материал я брал в интернете: рефераты, книги, случайные статьи. Повезло, что никто не задавал мне вопросов, — ученики тоже сидели для галочки.
Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Чтобы выдавать корочки, не нужны учебные аудитории, бумажные и электронные пособия, компьютерные программы, тренажеры. Достаточно принтера и бумаги.
А вот чтобы давать полноценные знания, все это необходимо. В идеале подраздел о материально-техническом обеспечении должен включать инвентаризационную опись всего, что есть в учебном центре, от компьютеров до стульев. Чем подробнее, тем лучше.
Подраздел «Платные образовательные услуги» должен содержать образец договора. В нем прописывают сроки освоения программы, форму обучения, вид выдаваемого документа и условия расторжения.
Если в договоре не указаны конкретные сроки, конечная стоимость услуг и вид выдаваемого документа, то учебный центр может попытаться вытянуть из вас побольше денег. Например, попросить заплатить за изготовление корочки, учебные материалы или подключение к системе тестирования в интернете.
Сначала читать, потом подписывать
В этом же подразделе нужно проверить утвержденные цены на каждую программу обучения. Недобросовестные центры не публикуют свои прейскуранты, чтобы устанавливать разные цены с выгодой для себя. Обычно они завышают стоимость для случайных физлиц, чтобы отсечь их, и делают скидки для организаций, которые закупаются оптом.
О чем спросить сотрудников учебного центра
Позвоните в учебный центр и еще раз уточните информацию, которую нашли на сайте. Бывает, что сайт наполнен всеми необходимыми данными и выглядит убедительно. Но при разговоре с менеджером оказывается, что нужных преподавателей сейчас нет, а учебный полигон на ремонте.
Попросите описать порядок обучения. Задайте вопрос: «Как будут проходить занятия?» Центр с фиктивным обучением предложит вам самостоятельно читать лекции, а в конце сдать итоговый тест в электронном виде.
К подобному дистанционному обучению формально не придраться. Поэтому оно популярно у работодателей, которым важно быстро и дешево получить необходимые корочки для сотрудников. Но учтите: по сути это самообучение, а качество материала может оказаться низким.
Если не нашли на сайте программу обучения, спросите, как с ней ознакомиться. Это не закрытая информация и не коммерческая тайна. Если сотрудники центра отказываются показать программу, то либо ее не существует, либо они боятся, что вы потребуете следовать ей в обучении.
Узнайте, будут ли живые лекции и семинары. Платить преподавателю всегда накладно, поэтому учебные центры стараются как можно больше курсов перевести на дистанционку. В результате обучение превращается в самоподготовку с маленькой себестоимостью.
Узнайте о материальном обеспечении учебного процесса. Хороший учебный центр готов предоставить аудиторию и учебный материал. Если речь идет об обучении рабочей профессии, то нужно спросить о практических занятиях: есть ли станки, тренажеры, специальное оборудование.
Спросите, заключается ли договор об оказании платных образовательных услуг. Отсутствие договора — явный признак шарашки. К тому же без договора вы не сможете получить налоговый вычет за обучение.
Уточните, защищены ли бланки дипломов и свидетельств от подделки. Защищенный бланк и подключенность учебного центра к ФИС ФРДО — гарантия того, что учащийся, его работодатель и государство смогут убедиться в подлинности документа.
У Минобрнауки есть методические рекомендации по разработке удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке. Например, ведомство советует выпускать документы на специальных бланках с защитой от подделки. Каждый бланк обладает уникальным номером, что позволяет легко убедиться в подлинности документа.
Не все учебные центры прислушиваются к рекомендациям Минобрнауки — они необязательны для применения. Дело в том, что защищенные бланки усложняют процесс подготовки документа и повышают себестоимость обучения.
Защищенный бланк не гарантирует качество обучения. Он лишь показывает, насколько организация заботится о своем бренде: стремится ли оградить его от возможных подделок.