Что такое уклон линии в геодезии
Уклон линии заданной на карте
Уклоном прямой называется тангенс угла наклона её к горизонтальной плоскости в данной точке (рисунок 15).
Уклон линии обозначается буквой ί. Данный показатель вычисляется по формуле:
(9)
где h – превышение между точками, м;
d – горизонтальное проложение, м.
Для определения уклона линии вначале находим по высотам горизонталей высоты её концов и вычисляем превышение h, а с топографической карты определяем горизонтальное проложение d (отмеченное на рисунке 15 ножками циркуля-измерителя).
а – поперечный разрез местности, б – карта
Необходимо определить уклон прямой МF. Горизонтальное проложение линии МF измеренное по топографической карте составляет d = 340 м. Вычисляем превышение точки F над точкой M:
(10)
Уклон линии MF будет равен:
Величина уклона может быть выражена в долях (0.097), процентах (9.7%), промилле (97‰), угловых градусах и минутах (5°34′). Знаки уклона, для одной и той же линии, в прямом и обратном направлении будут противоположными.
Необходимо определить уклон прямой FМ. Горизонтальное проложение линии FМ измеренное по топографической карте составляет d = 340 м. Вычисляем превышение точки M над точкой F:
Уклон (геодезия)
Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение превышения местности к горизонтальному проложению, на котором оно наблюдается. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между поверхностью склона и горизонталью.
Например, подъёму 12 м на 100 м перемещения по горизонтали соответствует уклон, равный 0,12 (12 % или 120 ‰).
При чтении нотации знак «%» произносится «сотых», а «‰» — «тысячных».
Полезное
Смотреть что такое «Уклон (геодезия)» в других словарях:
уклон местности — уклон Тангенс угла наклона линии местности к горизонтальной плоскости в данной точке [ГОСТ 22268 76] Тематики геодезия Обобщающие термины топография Синонимы уклон EN slope DE Gefälle FR pente Déclivité d une pente … Справочник технического переводчика
Уклон пути — – отношение разности уровней двух точек кранового пути к расстоянию между ними. [Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей РД 50:48:0075.01.05.] Рубрика термина: Крановое оборудование Рубрики энциклопедии … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
уклон — 2.6. уклон: Измеренный в процентах угол наклона опорной поверхности, образованный поднятой или опущенной одной стороной поверхности и горизонтальной плоскостью таким образом, что линия пересечения опорной поверхности и горизонтальной плоскости… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Уклон местности — 121. Уклон местности Уклон D. Gefälle E. Slope F. Pente Déclivité d une pente Тангенс угла наклона линии местности к горизонтальной плоскости в данной точке Источник: ГОСТ 22268 76: Геодезия. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 22268-76: Геодезия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 22268 76: Геодезия. Термины и определения оригинал документа: 114. Абрис Ндп. Кроки D. Gelandeskizze Gelandekroki E. Outline Field sketch F. Croquis Схематический чертеж участка местности Определения термина из разных документов … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
высота — 3.4 высота (height): Размер самой короткой кромки карты. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457 1 2006: Карты идентификационные. Карты тонкие гибкие. Часть 1. Физические характеристики … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Акведук Айфель — Карта прохождения акведука Айфель (красная линия) Акведук Айфель один из наиболее протяжённых акведуков Римской и … Википедия
СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия
Проступь — – горизонтальная поверхность ступени. [Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995] Проступь – у лестничной ступени ширина горизонтальной части, предназначенной для установки ноги. Ширина проступи является одним из… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Транспорт цемента аэрационный — – основанный на свойстве пылевидных материалов приобретать текучесть при непрерывной подаче и распределения в их массе воздуха низкого давления, так как насыщенный воздухом пылевидный материал (аэропульпа) легко перемещается подобно… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Уклон линии. ГРАФИК ЗАЛОЖЕНИЙ
Уклоном i линии называется отношение превышения h к ее заложению dА-Б.
Уклон i является мерой крутизны ската.
Пусть линия местности АБ (рис. 30), называемая скатом, наклонена под углом ν к горизонту АА1.
Рис. 30. Элементы ската
Отвесное расстояние между двумя соседними горизонталями или превышение (h) одной горизонтали над другой называют высотой сечения рельефа. Высоту сечения рельефа назначают в зависимости от масштаба плана, сложности рельефа местности и степени его детализации на плане. Принятые основные высоты сечения рельефа для некоторых топографических планов и карт даны в таблице 3.
Масштаб | 1:500 | 1:1000 | 1:2000 | 1:5000 | 1:10000 | 1:25000 |
Высота сечения рельефа, м | 0,1-0,25 | 0,1-0,25 | 0,25-0,5 и 1,0 | 0,5; 1 и 2 | 1; 2,5 и 5 | 2,5; 5 и 10 |
Горизонтальная проекция dА-Б линии ската местности между точками А и Б называется заложением ската (рис. 30).
Вертикальный угол ν (т.е. угол, лежащий в вертикальной плоскости) между горизонтом точки А и линией местности АБ называется углом наклона линии АБ.
На местности d = 20 мм · 1000 = 20000 мм = 20 м.
Уклоны линий часто выражают в процентах или промилле.
i = tgν = h/d = 1/20 = 0,05 это значит, что каждый метр горизонтального расстояния подъем или падение равны 0,05 м. Уклоны принято выражать в тысячных долях, называемых промиллями i = 5% = 50 ‰ ; ν = 2,9 0
Из формулы i = tgν = h/d следует, что при данной высоте сечения крутизна ската тем больше, чем меньше заложение d.
Обычно крутизну ската и уклоны определяют графически. Для этого на планах строят графики заложений. При построении такого графика величину заложения d определяют по следующей формуле:
Подставляя в формулу d = h · ctg υ натуральные значения ctg υ для углов 1°, 2°, 3° и т.д., вычисляют соответствующие им заложения при одной и той же высоте сечения (постоянной для данного плана) (таблица 4).
На горизонтальной прямой (рис. 31) откладывают произвольной величины равные отрезки и подписывают величины углов.
Углы наклона, ° | |||||||||
Заложения | 57,3 | 28,7 | 19,1 | 14,3 | 11,5 | 5,7 | 3,8 | 2,8 | 2,2 |
Рис. 31. Масштабы заложений:
а – по углам наклона; б – по уклонам
Из точек вверх по вертикали откладывают соответствующие углам величины заложений в масштабе плана. Соединив точки плавной кривой, получают график, называемый графиком заложений по углам наклона.
Крутизну ската с помощью графика заложений определяют следующим образом: измерив циркулем заложение линии на плане, ставят циркуль на график заложений таким образом, чтобы острие одной ножки циркуля находилось на горизонтальной прямой, а острие другой – на кривой линии графика, при этом прямая, соединяющая ножки циркуля, должна быть перпендикулярна прямой ОВ. Пусть раствор циркуля занимает положение mn; в этом случае крутизна ската υ = 3°40′ (рис. 31 а).
Для построения графика заложений по уклонам величину заложения d определяют по формуле d = h / i. Если в эту формулу последовательно подставить величины уклонов i, равные 0,001; 0,002; 0,003 и т.д., то при известной для данного плана высоте сечения h = 1 можно получить соответствующие данным уклонам заложения (таблица 5).
Уклоны | 0,001 | 0,002 | 0,003 | 0,004 | 0,005 | 0,006 | 0,007 | 0,008 | 0,009 |
Заложения |
График заложений по уклонам (рис. 31 б) строят подобно графику заложений по углам наклона, но только в этом случае по горизонтальной прямой в произвольном масштабе откладывают уклоны, а по вертикали – соответствующие этим уклонам заложения в масштабе плана. Пользуются графиком заложений по уклонам так же, как и графиком заложений по углам наклона. Так, например, для линии cd уклон i = 0,0025.
Например : на плане масштаба 1:5000 с высотой сечения рельефа h = 2м из точки А построить линию с уклоном i = 8,0 ‰. Решение этой задачи сводится к определению горизонтального проложения на плане dпл.
Горизонтальное проложение на местности dм определяют по формуле dм = h / i, dм = 2/0,008 = 250 м.
Горизонтальное проложение на плане масштаба 1:5000 равно dпл = 250 м : 5000 = 5 см.
Раствором циркуля, равным 5 см, делают засечки на смежных горизонталях в заданном направлении (рис. 32). Прямая соединяющая точки А и В, и будет линия заданного уклона.
Рис. 32. Построение линии заданного уклона
Например : на плане масштаба 1:10000 с высотой сечения рельефа h = 1м.
Пусть нужно от т. А в т. В провести линию с уклоном 7‰ (рис. 33). Для этого в раствор циркуля с масштаба уклонов берут заложение при уклоне в 7‰ (14,3 мм.) определяется по таблице. Затем от начальной т. А отрезком раствора циркуля, равным 14,3 мм последовательно делают засечки на смежных горизонталях и проходят в точку В. Между точками проводят прямые и получают линию заданного уклона.
Рис. 33. Последовательность построения линий
Что такое уклон линии в геодезии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Уклоны. Теория
Дорожные знаки. Интересное
Как было сказано ранее, по одному из определений уклон это тангенс угла. С большим интересом узнал, что он равен коэффициенту сцепления. Вот тут и начинает прояснятся тайный смысл предупреждающих дорожных знаков 1.13 и 1.14 (крутой спуск / подъём).
Коэффициентом сцепления называется отношение двух сил – силы, необходимой для сдвига машины с заблокированными колесами, и силы тяжести, прижимающей машину к дороге. Так мы легко можем получить коэффициенты сцепления для сухого асфальта – 7000/10000 = 0,7, для грязной дороги – 3000/10000 = 0,3, и для льда – 1000/10000 = 0,1.
Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой). Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы. [2]
И в чём практическая ценность этой информации? Вот в чём: если на дворе гололёд, то на дороге с уклоном в 10% и более остановившаяся машина не удержится, будет скатываться.
К тому же, «при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину. И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки 1.13 и 1.14. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае – не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске, машину может занести. Старайтесь тормозить двигателем на длительных спусках.» [2]
Вот о чём предупреждают знаки.
Причины: почему проценты?
При рассмотрении темы уклонов всегда возникает вопрос, а почему уклон измеряют в процентах, а не в привычных градусах? По этому поводу слышал несколько версий:
б) Погрешность
Построить угол, заданный в градусах, так сказать «в натуре» на строительной площадке, задача не из простых, а построить точно и вовсе запредельная. Небольшие величины уклона в градусах имеют вид десятичных дробей, а ведь погрешность даже в 1° на 10 метров длины даст ошибочные 17 сантиметров высоты. Так же, проценты величина относительная, и потому уклон, выраженный в процентах, можно построить имея в распоряжении только рулетку (или иной инструмент для измерения длинны) и уровень.
в) Неравномерность
Дорога, на протяжении всего спуска (подъёма), имеет неравномерный уклон. В каждый отдельный момент угол разный, и поэтому проще посчитать сколько составляет горизонтальная длинна участка спуска (подъёма), и на сколько изменилась высота относительно начала спуска (подъёма).
Все эти версии вполне имеют право на жизнь. Общим для них является то, что для нахождения величины уклона используются меры длинны, которые всегда есть под рукой, а это практично. Что касается дорожных знаков, то более правдоподобной выглядит третья версия (неравномерность уклона), а для строительства дорог вторая (погрешность построений).
Есть ещё Международная Конвенция о дорожных знаках и сигналах за 1968 год, и Европейское соглашение 1971 года, дополняющее эту Конвенцию, по которой на предупреждающих знаках крутизна уклонов и подъемов указывается в процентах. [3]
Что стоит за цифрами, например 1/12 или 10%, много это или мало, как это выглядит и где применяется, рассмотрим в следующий раз на примерах из жизни.
1. Словари и энциклопедии на Академике © Академик
2. Материалы сайта «Школа жизни» © Shkolazhizni.ru
3. Википедия © Wikipedia
—
1/4 0,25 25% 14°
1/2 0,50 50% 26,6°
1/6 0,17 17% 9,5°
1/8 0,13 13% 7,1°
1/10 0,10 10% 5,7°
1/12 0,08 8% 4,8°
1/14 0,07 7% 4,1°
1/16 0,06 6% 3,6°
1/18 0,06 6% 3,2°
1/20 0,05 5% 2,9°
Вертикальная планировка
1. При уклонах местности до 1% здания можно располагать независимо от направления горизонталей.
2. При уклонах от 1 до 3% поперек горизонталей можно располагать здания длиной не более 50 м. Более длинные здания следует размещать вдоль горизонталей.
3. При уклоне от 3 до 5% (слабо пересеченный рельеф) поперек горизонталей можно располагать здания длиной до 30м.
4. При уклоне от 5 до 8% (пересеченный рельеф) все здания располагают параллельно горизонталям или применяют ступенчатые здания, понижая отметку 1-го этажа каждой секции или блока.
5. При уклоне более 8% (сильно пересеченный рельеф) применяют только террасную застройку.
Б.Ф. Перевозников А.А. Ильина «СООРУЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОДООТВОДА С ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»; Обзорная информация; Выпуск 2; Москва 2002
http://www.gosthelp.ru/text/ObzornayainformaciyaAvtom10.html
Часть вторая — техническая, про моделирование уклонов в 3D программах (ArchiCAD и SketchUp)
Часть третья — практическая, примеры из жизни
Уклон (геодезия)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Укло́н (в геодезии) — показатель крутизны склона; отношение проекции линии на местности на вертикальную плоскость к проекции этой же линии на горизонтальную плоскость. Иными словами, величина уклона равна тангенсу угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона).
При чтении нотации знак «%» произносится «сотых», а «‰» — «тысячных».
На топографическом плане (карте) уклон можно определить по графику заложений уклонов.