что такое авансцена в театре определение
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Значение слова «авансцена»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В качестве игровой площадки авансцена широко использовалась в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают основные картины спектакля. Некоторые режиссёры выносят на авансцену основное действие, расширяя таким образом сценическую площадку за пределы портальной арки.
Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», авансцена означает переднюю, ближайшую к публике часть сцены. Начинаясь от самых стен просцениума, авансцена идет до первой кулисы, заключая в себе рампу и суфлёрское место.
АВАНСЦЕ’НА, ы, ж. [фр. avant-scène]. Передняя часть (ближе к зрителям) театральной
|| Часть сцены между оркестром и занавесом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
авансце́на
1. театр. передняя, открытая часть сцены, выдвинутая в зрительный зал ◆ Задействован и зал со всех сторон, и авансцена, дополнительная площадка — треугольник, положенная на основную сцену, и небольшие возвышения в виде кубов, прямоугольников, на которых герои чаще всего поют свои центральные арии. Алексей Мочалов, «Чтобы растение цвело, его надо культивировать», 2003.01.15 г. // «Российская музыкальная газета» (цитата из НКРЯ)
2. перен. видное место, передний план
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: жизненность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое авансцена в театре определение
Мизансцена (фр. mise en scène — размещение на сцене) — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.
В качестве средства образного выражения, мизансцена в драматическом театре, получила свое развитие с рождением и становлением искусства режиссуры и сценографии. В эпоху актёрского театра «выходы» актёров на площадку и сценическая обстановка были по преимуществу функциональными. Это естественно: актёрский взгляд «изнутри» спектакля по определению не может разработать и оценить комплексное образное решение, включающее в себя все многочисленные и разнообразные компоненты сценического действия. Потребовался творческий взгляд «извне», — режиссёра и художника-сценографа, — чтобы понять, что эмоциональное воздействие на зрителей может быть многократно усилено постановочными эффектами — игрой света, музыкальными и звуковыми включениями, разработкой образа пространства спектакля, составной частью которого, несомненно, является и мизансцена.
Авансце́на (фр. avant-scène) — передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы.
В качестве игровой площадки авансцена широко использовалась в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают основные картины спектакля. Некоторые режиссёры выносят на авансцену основное действие, расширяя таким образом сценическую площадку за пределы портальной арки.
Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», Авансцена — означает переднюю, ближайшую к публике часть сцены. Начинаясь от самых стен просцениума, авансцена идет до первой кулисы, заключая в себе рампу и суфлёрское место.
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) — устоявшееся отношение к происходящим событиям, типажам поведения, выработанное на основе сравнения их с внешними и внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
Краткий словарь юного театрала
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения
Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях
Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования
Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом
Антракт – перерыв между действиями спектакля
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля
Афиша – объявление о представлении
Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром
Бенефис – спектакль в честь одного из его участников
Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены
Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение)
Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия
Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами
Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли
Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены
Звонок. Их в театре бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся — поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.
Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам
Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах
Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла
Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица
Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога
Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом
Парик – накладные волосы
Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены
Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу
Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля
Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени
Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)
Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица
Роль – художественный образ, создаваемый актёром
Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху
Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев
Труппа – коллектив актёров театра
Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами
Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта
Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей
Словарь театральных терминов
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения
Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях
Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования
Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом
Ангажемент — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
Анонс — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях
Антракт – перерыв между действиями спектакля
Антреприза — частный театр
Аншлаг — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля
Афиша – объявление о представлении
Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром
Бенефис – спектакль в честь одного из его участников
Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены
Варьете – тип театра, где даются развлекательные эстрадные представления
Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов
Галерка — верхний ярус зрительного зала
Гастроли — выступление актеров на выезде в других театрах
Генеральная репетиция — последняя перед спектаклем, концертом
Грандам — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия
Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами
Дивертисмент— музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода
Драматург — автор драматических произведений.
Жанр — род произведений в области искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли
Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены
Инженю — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки
Интермедия — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена
Интрига – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.
Клака — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера
Кокет — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки
Колосники — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций
Комик — амплуа актера, исполняющего комедийные роли
Конфидант — актер, играющий роль приближенного главного героя
Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам
Лирик — амплуа актера, играющего лирические персонажи
Лицедей — название актера в Древней Руси.
Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах
Марионетка — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей
Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла
Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия
Мим — актер пантомимы
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица
Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки
Оперетта– театральное преставление лирико-комедийного характера, где разговоры персонажей сочетают с пением и танцами.
Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом
Парик – накладные волосы
Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены
Подмостки — синоним слова «сцена»
Постановка — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль
Премьер — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли
Премьера — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля
Примадонна — актриса, исполняющая главные роли
Ревю — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой
Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля
Резонер — амплуа актера, высказывающего нравоучительные
суждения
Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени
Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)
Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица
Речитатив — напевная речь в вокально-музыкальном произведении.
Роль – художественный образ, создаваемый актёром
Солист — ведущий актер в спектакле
Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху
Спектакль — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
Статист — актер массовки, исполняющий роль без слов
Субретка — роль находчивой служанки
Суфлер — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли
Сюжет— постепенный ряд событий, которые связаны между собой и складывают содержание произведения
Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев
Труппа – коллектив актёров театра
Фабула – «сухой», объективный пересказ основных моментов действия, событий – в их естественной связи и последовательности
Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами
Фат — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых)
Фигурант — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист
Финал — завершающая часть спектакля.
Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта
Фурки — приспособления для перемещения на сцене декораций
Этуаль — актриса развлекательного жанра
Этюд — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей