Что такое цтс ржд
Вопросы совершенствования работы ЦТС обсуждают участники школы передового опыта РЖД в Казани
19 декабря 2014 года, 15:24
Школа передового опыта на тему: «Совершенствование технологии взаимодействия Центров технологического сопровождения (ЦТС) и Центров компетенций (ЦК) в процессе предоставления ИТ-услуг» проходит на базе Регионального информационно-вычислительного центра Нижегородского ИВЦ в Казани с 17 по 19 декабря. Об этом сообщает пресс-центр РЖД.
На повестке дня вопросы, связанные с унификацией и оптимизацией предоставления ИТ-услуг, а также обсуждение первых результатов работы ЦТС и планов по работе ЦТС в 2015—2016 годах.
В работе школы принимают участие руководители функциональных подразделений ГВЦ (Центров технологического сопровождения и Центров Компетенций). Программа школы насчитывает более 30 важнейших вопросов организации экстерриториальной работы по 5 тематическим блокам: «Персонал», «Процессы», «Финансы», «Руководство», «Документы». Тематика встречи сформирована на основе анализа вопросов, возникающих при старте функциональных структур.
Также участники школы обсуждают вопросы, возникающие при создании ЦТС/ЦК, особенно важные из них — вопросы единых принципов работы с коллективом ЦТС/ЦК, а также выстраивание внутренних процессов. Кроме этого, главной темой является взаимодействие с ИВЦ как с владельцем самого ценного и важного — трудового ресурса филиала. Среди рассматриваемых задач: роль региональных руководителей при функционировании ЦТС (начальников отделов ИВЦ), обмен опытом подготовки сотрудников для ЦТС, технологические особенности каждого из направлений, подготовка планов по организации взаимодействия ЦТС и функциональных заказчиков в лице филиалов и подразделений ОАО «РЖД». Немаловажно использование базы знаний и процессов управления знаниями и идеями как инструментом внутренней системы менеджмента качества в части технологического сопровождения и технической поддержки пользователей.
Сетевая школа является площадкой для общения руководителей функциональных структур, которые в своей обычной работе трудятся в разных ИВЦ (на территории разных дорог). По отдельным направлениям работы ЦТС уже были проведены школы (в Самаре и Ярославле), кроме этого запланированы еще 4 школы в первом полугодии 2015 года.
Первый заместитель директора ГВЦ ОАО «РЖД» Сергей Сабанцев дал высокую оценку организации и итогам работы школы. «В ходе формирования системы ЦТС и ЦК возникало немало проблем. Сетевая школа призвана помочь руководителям совместно найти ответы на вопросы», — рассказал о целях школы передового опыта Сергей Сабанцев.
В ходе работы школы формируется план работ на 2015−2016 годы по всем ЦТС/ЦК, что особенно важно в условиях внедрения новых технологий, оптимизации затрат и текущей экономической обстановки в компании.
Что такое цтс ржд
Центр технологического сопровождения по направлению «Информационное обеспечение оперативного управления перевозочным процессом» (ЦТС УПП) планирует существенно увеличить количество автоматизированных систем, которые смогут обслуживать специалисты со всей страны.
Руководство ЦТС отмечает, что главное в этом деле не скорость перехода в новый режим, а сохранение и повышение качества предоставления IT-услуг для пользователей.
Сейчас здесь обслуживаются более 100 тысяч клиентов по 71 автоматизированной системе. В прошлом году более 50 систем были переведены на экстерриториальный принцип сопровождения. Среди них СИРИУС, ИСС ТЭП и другие. Сейчас каждое пятое обращение пользователя решается технологом «чужого» ИВЦ.
– Теперь у нас есть возможность повысить оперативность решения обращений, – объясняет первый заместитель начальника Челябинского ИВЦ и руководитель ЦТС УПП Татьяна Бабенкова. – Если раньше каждый ИВЦ сопровождал системы только своей дороги, то сейчас они поддерживаются профильными сотрудниками со всей страны. До внедрения экстерриториальности, когда специалист по определенной системе был занят, оперативному пользователю приходилось ждать, пока появится свободный технолог.
Скорость решения обращения повышается не только за счет распределения нагрузки, но и благодаря разнице в часовых поясах. «География» расположения вычислительных центров от Калининграда до Хабаровска позволяет оперативным пользователям получать почти круглосуточную поддержку не только от сменных технологов, но и от специалистов экспертного уровня.
Таким образом, если по результатам опроса 2013 года оценку «отлично» за оперативность решения обращений поставили всего 15% пользователей, к 2016 году этот показатель повысился до 57%.
Как на экспертном, так и на уровне поддержки пользователей люди обмениваются опытом и совместно обсуждают актуальные вопросы.
– Для продуктивного взаимодействия сотрудников разных ИВЦ важно было познакомить, – продолжает Татьяна Анатольевна. – Когда между людьми выстраиваются хорошие отношения, эффективность заметно повышается. За два года работы в таком режиме многие коллеги успели подружиться. Например, в сезон отпусков, когда коллеги из других городов проезжали через Челябинск, наши работники общались с ними, обменивались сувенирами.
Кроме этого, чтобы научить представителей разных ИВЦ работать в экстерриториальном режиме, регулярно проводятся конкурсы технологов ЦТС. Оценивается знание процессов технологического сопровождения, внедрения и эксплуатации информационных систем.
Руководитель УТС УПП отмечает, что у технологов нередко возникают сложности в работе из-за местных особенностей дорог. Эта проблема решается с помощью дополнительного обучения сопровождению систем, привязанных к «географии». Для того чтобы технолог, который при консультировании пользователей столкнулся со сложностями, мог найти ответ на свой вопрос, разработаны инструкции-памятки по информационным системам. Кроме того, идет их консолидация в единую базу знаний.
– Переход на полную экстерриториальность должен стать незаметным для наших клиентов, а потому мы делаем это постепенно, – объясняет Татьяна Бабенкова. – По этой причине сначала в новом режиме стали обслуживаться системы, которые функционируют одинаково на всех дорогах. После начали внедрять экстерриториальность в пределах полигонов нескольких дорог. Как только появится опыт работы с системами небольшого количества магистралей, можно будет расширять полигоны.
В процессе работы представители разных ИВЦ нередко обмениваются опытом. То, что успешно реализовано в одном центре, тиражируется на всю страну. Так, благодаря коллегам из Читы в этом году планируется ввести тестирование для технологов, заступающих на смену. Им будут задаваться вопросы, связанные с работой, в том числе касающиеся процессной деятельности, – о том, как действовать в той или иной ситуации. В конце месяца руководители будут подводить итоги тестирования, чтобы подтянуть уровень знаний сотрудников.
Кроме этого, на основании опыта Саратовского ИВЦ в аналитическом информационном хранилище ИТ-Хозяйства созданы отчеты о количестве обращений пользователей и качестве предоставления услуг. Теперь все региональные дирекции управления движением могут отслеживать скорость выполнения запросов их сотрудников, увидеть, как оценивают сами пользователи качество решения обращений.
В настоящий момент в ОАО «РЖД» идет процесс внедрения Интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ).
– Она объединит функционал многих информационных систем, – сообщает Татьяна Бабенкова. – Сейчас часть ее компонентов вводится в эксплуатацию на Восточном полигоне, а ЦТС включается в процесс сопровождения уже на этапе внедрения. Когда система будет вводиться на Южно-Уральской магистрали, мы уже будем компетентны в ее обслуживании.
Департамент технической политики (ЦТЕХ)
Основная информация
Руководство
Андреев Владимир Евгеньевич
Первый заместитель начальника департамента
Кореньков Дмитрий Александрович
Первый заместитель начальника департамента
Терегулов Олег Александрович
Заместитель начальника департамента – начальник отдела
Акопян Артур Георгиевич
Заместитель начальника департамента
Казимиров Александр Сергеевич
Заместитель начальника департамента
Москвичев Юрий Михайлович
Заместитель начальника департамента
Назаров Олег Николаевич
Заместитель начальника департамента
Никольская Лариса Юрьевна
Заместитель начальника департамента
Пронкин Александр Васильевич
Деятельность
Организация и проведение технической политики ОАО «РЖД», создание условий для внедрения новых технических средств и технологий, обеспечивающих конкурентоспособность структурный подразделений ОАО «РЖД» и его учреждений.
Формирование и реализация совместно с подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» и научно-проектными организациями комплексных перспективных программ научно-технического развития железнодорожного транспорта.
Координация деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» и его учреждений по вопросам научно-технического развития, модернизации и технического переоснащения.
Методическое руководство в вопросах лицензирования, сертификиции и стандартизации.
Организация выставочной деятельности, презентаций и конференций.
Организация работ по разработке, испытанию и внедрению новых моделей грузовых вагонов, локомотивов, моторвагонного подвижного состава, их узлов и деталей и по научно-техническому развитию инфраструктуры.
Контактная информация
+7 (499) 262-20-70 – приёмная
+7 (499) 262-54-99
Доступный сервис
В отрасли создают центры технологического сопровождения ИТ-услуг
Именно поэтому работа Главного вычислительного центра (ГВЦ) отрасли направлена на своевременное предоставление информации и качественного оказания пакета ИТ-услуг подразделениям компании ОАО «РЖД» в требуемом объёме и качестве.
Основными задачами, которые стоят перед нами, являются своевременное и качественное обеспечение информацией всех уровней управления ОАО «РЖД», эксплуатация программно-технических комплексов, оборудование сети передачи данных и средств вычислительной техники, а также технологическое сопровождение пользователей автоматизированных и информационных систем компании.
Понятно, что все эти задачи должны решаться с соблюдением требований и обеспечением информационной безопасности. Развитие деятельности нашего филиала напрямую связано с совершенствованием этих направлений как качественно, так и в части оптимизации затрат.
В вопросах эксплуатации основные усилия мы сосредотачиваем на повышении уровня доступности и непрерывности сервисов. Сокращая время устранения инцидентов, которые возникают в ИТ-инфраструктуре, и увеличивая время наработки на отказ, мы можем улучшать данные параметры.
Регулярное и своевременное проведение регламентных работ, максимальное использование средств мониторинга состояния сервисов и объектов ИТ-инфраструктуры позволят нам на ранней стадии выявлять те или иные отклонения в работе программно-технических комплексов и систем жизнеобеспечения.
Для предоставления нашим клиентам качественных ИТ-услуг мы приступили к созданию центров технологического сопровождения (ЦТС). Реализация данного проекта позволит обеспечить единый по всей сети уровень качества предоставления услуг, повышение их доступности за счёт организации цикла тестирования изменений в программное обеспечение.
Кроме того, удастся унифицировать правила взаимодействия ГВЦ с подразделениями функциональных заказчиков и разработчиками программного обеспечения. Основой для данных преобразований является формирование функциональных процессно-ориентированных подразделений на базе существующей организационно-штатной структуры.
Они в дальнейшем станут осуществлять технологическое сопровождение пользователей информационных систем на всей сети, а не только на полигоне конкретной дороги. Кроме того, данный проект предполагает концентрацию наиболее компетентных специалистов ГВЦ по блоку автоматизированных бизнес-процессов компании в рамках одного Центра технологического сопровождения.
К участию в создании ЦТС активно привлекаются подразделения функциональных заказчиков и поставщиков программного обеспечения, что позволяет сформировать единое понимание целей проекта, оценить плюсы и возможные риски, потенциально влияющие на результат деятельности всех участников процесса.
В качестве площадок для общения и обмена опытом мы используем практику проведения совместных сетевых совещаний. Например, недавно в Самаре обсуждались вопросы организации ЦТС по АСУ грузовой и коммерческой работы.
Важно, что в совещании приняли участие представители Центра фирменного транспортного обслуживания. Ведь активное участие функционального заказчика позволяет оптимально выстроить технологические процессы, что особенно важно по отношению к сквозным межфункциональным процессам.
Вместе с тем необходимо создать ряд инструментов, которые позволят нашим специалистам более эффективно выполнять поставленные задачи. Один из них – информационный портал, который является как единым хранилищем документации, так и площадкой для общения специалистов, находящихся в разных регионах России.
В рамках портала реализованы форум, новостной блок, база знаний, планы, контакты, справочники, возможность общения с руководителем.
Ещё одно приоритетное направление – внедрение процессного подхода. Начиная с 2007 года в нашем филиале внедряются процессы управления ИТ-предприятием согласно методологии ITSM. Многие из них уже внедрены и работают. Однако с ростом уровня зрелости процессов управления мы столкнулись с тем, что в ГВЦ присутствует дефицит формализованных процессов, регламентирующих операционную деятельность.
Именно на построение модели таких процессов нацелен следующий проект, в результате которого процессы операционной деятельности будут формализованы и декомпозированы до уровня производственных операций с определением норм времени на их выполнение. Планируем, что эта работа завершится в конце 2015 года.
В целом развитие нашего филиала предполагает использование различных инструментов повышения эффективности деятельности, в том числе и возможные варианты изменения сорсинговой модели предоставления ИТ-услуг, исходя из логики экономической целесообразности.
Сеть цифрового ландшафта
В ОАО «РЖД» внедряют скоростную сеть передачи данных
– Что такое ВСТСПД и зачем такая сеть нужна ОАО «РЖД»?
– ВСТСПД – это фундамент цифрового ландшафта текущих и перспективных сервисов цифровизации и телекоммуникаций. И это не просто высокоуровневое определение, это набор технических, технологических, организационных решений, позволяющих реализовать масштабируемую систему передачи данных, адаптированную к увеличению и возможному изменению географии передачи значительных объёмов информации.
Новые системы и сервисы увеличивают объём передаваемых данных, вводятся в эксплуатацию системы, например мониторинга, передают колоссальные объёмы информации, что формирует ключевую задачу проекта ВСТСПД – кардинальное увеличение объёмов передачи данных в магистральном сегменте сети для обеспечения задач цифровизации и повышения цифровой эффективности компании.
Запуск магистрального сегмента высокоскоростной сети на Восточном полигоне – это первый, но очень значительный шаг построения фундамента нового цифрового ландшафта ОАО «РЖД». В 2020 году реализована часть первого этапа модернизации сети технологической связи ОАО «РЖД». При создании ВСТСПД стоят две масштабные задачи: строительство магистрального и дорожного (линейного) сегментов сети.
Проект продолжается, и в этом году запланированы работы по созданию магистрального сегмента в Урало-Сибирском и Центральном регионах нашей страны.
Следующий шаг – модернизация линейного сегмента сети, к реализации этой задачи мы приступим в 2022 году.
– Как выстраивалась логика создания ВСТСПД?
– Изучение принципов реализации проекта началось в 2017 году. Вот только одна цифра: требовалось модернизировать более 31 тыс. узлов сети передачи данных. И это не только замена оборудования – это вообще иная логика построения сетей передачи с применением новых, отказоустойчивых и масштабируемых технических решений, с изменением принципов работы системы управления сетью от Сахалина до Калининграда.
Первая стадия формирования проекта – рассмотрение всех процессов обеспечения телекоммуникационной деятельности на инфраструктуре компании. Не буду подробно останавливаться на описании всего «дерева» процессов, остановлюсь на двух ключевых – управление сервисами и управление работами. Очевидно, что процесс управления работами является горизонтальным и его централизация возможна только с точки зрения формирования единых принципов нормативного и цифрового планирования, управления и контроля. Процесс же управления сервисами с учётом единообразия принципов организации и масштабности целесообразно выстраивать централизованно, с безусловным обеспечением резервирования и катастрофоустойчивости сервисов и системы управления.
Именно эти принципы и закладывались в логику формирования и реализации проекта ВСТСПД. Рассматривались текущие и перспективные технические решения для магистральных и дорожных узлов, предлагались различные технологии организации и управления сетью, формировалась новая структура управления сетью связи компании.
Результат этой крайне интересной инженерной и организационной работы получился впечатляющим, причём ни одно из этих мероприятий я не могу назвать второстепенным.
Проект по техническим, технологическим и организационным принципам сформирован в течение одного года. Определён набор технических решений модернизации узлов магистрального и дорожного уровней. Проведено изменение эксплуатационных, технологических документов. Выполнено проектирование магистрального сегмента ВСТСПД. Реализованы новые технологии централизованного управления сервисами. Проведено масштабное обучение сотрудников. Создана новая организационная структура управления телекоммуникационной сетью на базе трёх центров управления с организацией уникальной среды коллективной работы и обеспечением принципов разделения функций и полномочий, обеспечением принципов катастрофоустойчивости. Построен магистральный сегмент ВСТСПД на Восточном полигоне в объёме 1439 узлов.
В результате скорость передачи данных по магистральному сегменту сети между Дальним Востоком и Москвой увеличилась в 10 раз, при этом возможности дальнейшего увеличения предусмотрены на перспективу проектными решениями.
– Какие возможности предоставляет ВСТСПД сотрудникам ОАО «РЖД»?
– Для сотрудников компании это прежде всего увеличение скорости работы в информационных системах, которая зависит от двух факторов – быстродействия самих систем и скорости передачи данных. После ввода ВСТСПД на Восточном полигоне по некоторым информационным системам скорость выросла почти в два раза, в частности время обработки инцидентов в системе ЕК АСУИ в Иркутском регионе. Соответственно, увеличение скорости работы с информационными системами увеличивает количество проводимых операций, что, в свою очередь, ведёт к росту производительности труда. А это в том числе и есть задача любых инвестиционных проектов при комплексной и полноэтапной их реализации.
Но есть и незаметные для сотрудников компании улучшения. Например, значительно ускоряется обмен данными в географически распределённой глобальной инфраструктуре центров обработки данных централизованных информационных систем. Соответственно, ускоряется скорость обработки и подготовки отчётных, аналитических, учётных данных, формируемых информационными системами, что опять-таки ведёт к ускорению получения информации для принятия решений, и это, в свою очередь, осязаемо увеличивает эффективность процессов управления.
Это сегодняшние возможности. Необходимо учитывать и перспективные сервисы, например развитие сервисов видео- и аудио-конференц-связи, развитие технологий видеосервисов, дистанционной работы и обучения, дистанционных медицинских осмотров, передачи данных систем автоматического мониторинга и так далее.
– Что необходимо учитывать вашим коллегам при запуске проектов, связанных с сетью передачи данных?
– Функционирование и развитие IT и телекоммуникационного комплекса должно идти не только от технологических задач, но и обеспечивать реализацию ещё двух крайне важных критериев.
Первый – эффективность предлагаемых решений по цифровизации с учётом всего комплекса затрат, в том числе на создание инфраструктуры, что, к сожалению, в случае реализации ряда технологических проектов не берётся в расчёт из-за уверенности, что «где-то, как-то, кто-то» эти затраты предусмотрел и наличие инфраструктуры обеспечит.
Второй – информационная безопасность как элемент любого технологического проекта. Важно не только «сгрузить» информацию в систему, но и обеспечить на уровне сотрудника, предприятия выполнение крайне несложных требований «информационной гигиены», а при инициации технологических проектов, влияющих на производственный цикл, учесть и требования политики информационной безопасности ОАО «РЖД».
– Что будет сделано для завершения первого этапа в нынешнем году?
– В 2021 году планируем завершить модернизацию и ввести в I квартале 2022 года в эксплуатацию 4139 узлов сети передачи данных на других полигонах ОАО «РЖД», завершив тем самым строительство магистрального сегмента высокоскоростной сети.
Отмечу, что ежегодно фиксируется рост объёмов передаваемой информации на 30%. С учётом столь значительной динамики решения по масштабируемости сети закладываются и в технические решения при её создании, и в возможности её расширения. На период до 2025 года создаваемый магистральный ресурс сети передачи данных обеспечит передачу растущего объёма информации. Но и после этого срока для увеличения возможностей ВСТСПД не понадобится строительства новых узлов, необходимо будет провести только расширение возможностей существующего оборудования, докупив ряд необходимых элементов.
– Что будет сделано на втором этапе модернизации сети?
– Второй этап – это модернизация абонентского сегмента. Крайне масштабная задача! Порядка 25 тыс. узлов предстоит спроектировать и построить, в том числе не только с заменой оборудования, но и с заменой коммуникаций последней мили. Чтобы было понятно нашим читателям, проектом рассматриваются все здания, где размещён персонал ОАО «РЖД», отсюда и столь значительный объём узлов сети передачи. Есть и сложности, например большое количество зданий находится вне территории компании, что усложняет возможности строительства необходимых коммуникаций.
В части модернизации последней мили в каждом конкретном случае будут рассматриваться не только решения с прокладкой волоконно-оптического кабеля, но и беспроводные, с использованием радиорелейных технологий и технологии LTE.
– Хватит ли возможностей ВСТСПД для применения Интернета вещей на железнодорожных объектах?
– Единичный элемент Интернета вещей не требует большого объёма передачи данных. Безусловно, при масштабной установке на инфраструктуре компании элементов диагностики и контроля параметров, особенно с учётом географической и технологической масштабности деятельности компании, объём инициированной (по сути, новой) информации будет только увеличиваться. И, повторюсь, проектные решения ВСТСПД не только обеспечат этот нарастающий объём передаваемых данных, но и позволят расширить ёмкость сети масштабированием её элементов на тех участках, где это будет необходимо.
ЦСС обладает самой большой системой диагностики и мониторинга в ОАО «РЖД». В мониторинге – 170 тыс. км кабельных линий связи, 80 тыс. км волоконно-оптических линий, 130 тыс. единиц ключевого оборудования, централизованы системы охранно-пожарной сигнализации, контролируется весь оперативный автотранспорт. В этом году завершается программа организации мобильных рабочих мест оперативного персонала филиала. И эти решения позволяют реагировать не на отказ, а на динамику нарастания негативной тенденции, которая может привести к отказу. Эффективность подобных решений, на мой взгляд, совершенно очевидна.
– Как вы оцениваете надёжность телекоммуникационной сети ОАО «РЖД»?
– Деятельность компании масштабна и технологически разнообразна, безусловно, сеть связи является одним из базисных компонентов управления производственной и бизнес-деятельностью ОАО «РЖД». Ключевым требованием к сервисам, реализуемым на телекоммуникационной инфраструктуре, является их высокая надёжность. С учётом наличия в филиале уникальной производственной системы (Единая система мониторинга и анализа – ЕСМА) это совершенно измеримый и учётный параметр. Причём оценка надёжности устанавливается не только в целом, но и отдельно по видам сетей, сервисам, подразделениям филиала.
Правлением ОАО «РЖД» в 2020 году был установлен показатель коэффициента готовности сети связи (показатель непрерывности представляемого сервиса) 0,981. Фактический же показатель составил 0,999924. Это означает почти 100-процентную надёжность любого телекоммуникационного сервиса компании.
– Есть ли планы по коммерциализации услуг связи?
– Центральная станция связи – технологический телекоммуникационный оператор ОАО «РЖД», и его ключевая задача – обеспечение гарантированной надёжности предоставляемых сервисов технологической связи для бизнес- и производственных процессов и сотрудников компании.
Наши партнёры из компании Транстелеком успешно реализуют предоставление услуг связи на публичном телекоммуникационном рынке, используя в том числе и возможности инфраструктуры ОАО «РЖД».
С учётом регуляторных и маркетинговых особенностей телекоммуникационного рынка в нашей стране считаю такое распределение функций оптимальным и обеспечивающим интересы холдинга.