что такое tobii eye tracking
Что такое tobii eye tracking
Но одно устройство (чтобы править всеми) лично мне казалось полезным с самого анонса — Tobii Eye Tracker. Это система камер, которая отслеживает ваш взгляд, и тем самым дает разработчикам игр еще одно устройство ввода для множества полезных и не очень функций.
Первая версия устройства так и не попала мне в руки, а вторая недавно приехала на обзор. Знакомьтесь — Tobii Eye Tracker 4C.
Как крепится и стартует
Поставляется Tobii Eye Tracker 4C в продолговатой коробке, в которой можно найти сам трекер, инструкцию и два магнитика на двустороннем скотче — с их помощью контроллер крепится к монитору. Забегая вперед скажу, что один у меня погнулся, а второй пришлось сажать на суперклей.
По идее эта связка должна работать хорошо, но из-за конструктивных особенностей моего монитора нормально настроить систему вышло не сразу. Все дело в небольшом выступе на нижней кромке рамки экрана, который находится как раз там, куда нужно крепить устройство. Сначала я приклеил «Тоби» к ней, но быстро заметил неточности в калибровке. Путем проб и ошибок я нашел лучшее решение — заклеить логотип монитора, чуть выше злополучного выступа, и прицепить трекер туда. За это время я успел стереть весь клей с одного крепления и погнуть второе. Устанавливая трекер, заранее продумайте, где он будет лучше всего «висеть» — устройство должно смотреть прямо на вас. Придержите его руками, убедитесь в качестве калибровки и только потом крепите.
Настройка
Сама калибровка предельно проста. Посмотрите в этот угол, потом в другой — как будто вы на приеме у окулиста. Занимает этот процесс примерно минуту, после чего устройство готово к работе и можно запускать игры. Разумеется, играть во что вздумается с «Тоби» не получится, но список поддерживаемых проектов внушительный — каждый найдет что-нибудь по вкусу. К тому же создатели Tobii постоянно обновляют список совместимых релизов, да и некоторые издатели начинание охотно поддерживают — Ubisoft, например, готова добавлять поддержку трекера почти во все свои игр.
Я выбрал несколько актуальных релизов, изучил в них возможности трекера и сейчас приведу вам пример 13 функций Tobii Eye Tracker, без которых мне теперь трудно представить гейминг на ПК.
Крюк-кошка в Assassin’s Creed: Syndicate
Начну с самой, пожалуй, важной для меня возможности, с которой в Assassin’s Creed: Syndicate наконец становится удобно играть. Разработчики очень гордились крюком-кошкой, ведь с ним можно так быстро и удобно перемещаться по городу. На деле все было не так. Штука оказалась весьма неудобной, целиться ей — та еще мука. С Tobii Eye Tracker я наконец-то смог перемещаться по крышам Лондона быстро и эффективно, как, видимо, и задумывали разработчики изначально. Целиться взглядом очень удобно — я даже и представить не мог, сколько в игре выступов, на которые можно закинуть крюк. Теперь без Tobii Eye в Syndicate ни ногой.
Extended view в Elite: Dangerous
Все мы знаем, что для максимального погружения в «элитку»
лучше обзавестись VR-шлемом. Вы буквально оказываетесь в космическом корабле, где нужно крутить собственной головой, а не стиком — эффект присутствия потрясающий. Но добиться похожих ощущений можно и без дорогого устройства виртуальной реальности. Режим extended view, включающийся в отдельной утилите для Tobii Eye Tracker привязывает камеру к вашему взгляду и повороту головы: так при игре на мониторе вы испытываете ощущения, максимально приближенные к игре в VR устройстве. Привыкаешь к этой возможности моментально, а эффект погружения значительно усиливается.
Выбор гаджетов в Deus Ex: Mankind Divided
Вы тоже не любите круговое меню? Я согласен, что в целом это вполне удобное решение для геймпадов, но только на ранних этапах игры. Когда навыков и предметов становится много, выбрать нужный получается уже не так быстро и просто. С Tobii Eye Tracker, как понимаете, достаточно одного взгляда.
Подсветка предметов в Rise of the Tomb Raider
Во многих играх (особенно с открытом миром) есть удобная функция — небольшая область вокруг персонажа подсвечивается, выявляя полезные предметы на земле. В Rise of the Tomb Raider к этой возможности прибегать приходится очень часто, но непрерывно нажимать на стик — занятие утомительное. Теперь же мне достаточно просто окинуть взглядом местность и нужные предметы будут подсвечиваться без нажатия какой-либо кнопки.
Взлом в Watch Dogs 2
Примерно по тому же принципу работает взлом в Watch Dogs 2. В второй части серии город наполнился таким количеством «взламываемых» объектов, что запутаться проще простого. Но теперь у Маркуса (у вас) есть специальный трекер — достаточно просто посмотреть на нужный предмет (человека, машину) и можно взламывать. Во время прогулок по городу функция кажется на такой уж важной, а вот во время езды, особенно, если удираешь от копов, она становится просто незаменимой.
Смена укрытия в Deus Ex: Mankind Divided, Watch Dogs 2 и Tom Clancy’s The Division
Так же просто можно менять укрытия в Watch Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и The Division — система во всех трех играх практически одинаковая. Прячетесь за условным ящиком, смотрите на другой, нажимаете кнопку и вот герой уже несется к новому «бастиону». И если в Deus Ex все это достаточно удобно делать и с помощью геймпада, то в The Division и Watch Dogs 2 герои очень часто убегают совсем не туда, куда вы ожидали. Но теперь все под контролем.
Помощь с прицелом в Deus Ex: Mankind Divided, Watch Dogs 2, Rise of the Tomb Raider и Tom Clancy’s The Division
Тут все просто — нажатие кнопки прицела будет направлять перекрестие на то место, куда вы смотрите. Это не автоприцеливание, удерживать прицел эта функция не позволяет, а вот быстро навестись на внезапно выпрыгнувшего врага — пожалуйста. В общем, достаточно честно, удобно и спасает жизни.
Переключение целей в Assassin’s Creed: Syndicate
Осмотр карты в Tom Clancy’s The Division
Кто бы мог подумать, что просто разглядывать карту может быть увлекательно! Это вам не стиком по ней елозить — наводишь взгляд на значок задания и как по волшебству всплывают его подробности. Чувствуешь себя капитаном корабля из научно фантастического фильма! А вообще, отсеивая восторги, это действительная удобная и полезная функция, которая экономит гораздо больше времени, чем вы можете подумать.
Слежение за противниками в Shadow Tactics: Blades of the Shogun
В стратегиях трекеру тоже нашлось место, например, в современной инкарнации Commandos — Shadow Tactics. Просто смотрите на вражеского бойца и игра показывает вам его зону видимости. Без трекера надо держать кнопку R и щелкать мышью, чтобы переключатся между разными врагами. Чувствуете, насколько Tobii Eye Tracker может облегчить жизнь любителей тактики? Эта возможность только кажется мелочью, но на деле, когда ваш ниндзя перебегает из укрытия в укрытие, каждая лишняя секунда на счету.
Скрытый интерфейс — почти везде
Эта возможность работает почти во всех играх: трекер позволяет скрыть интерфейс и показывать вам только те его элементы, на которые вы смотрите. Пользы от этой функции не очень много — да, экран чище, но в тех местах, на которые вы и так не смотрите. А вот на стримах или для записи видео штука может оказаться вполне полезной.
Фонарь в Dying Light
Самое страшное в Dying Light — это ночь. Когда солнце заходит за горизонт, без фонаря ориентироваться на местности становится невозможно. А ведь именно ночью появляются самые опасные и агрессивные зомби. Увидеть их непросто — спасительный луч освещает только самый центр экрана, а оглядыватся стиком прыгая по крышам, сами понимаете, неудобно. С Tobii Eye Tracker фонарь следует за вашим взглядом и, соответственно, никакой враг не подкрадется к вам незаметно. Да, так играть чуть менее страшно, зато сильно удобнее.
Автоэкспозиция в Assassin’s Creed: Syndicate
Эту возможность легко не заметить во время игры, но переоценить трудно. Суть в том, что автоэкспозиция Syndicate настраивается по тому участку, на который вы смотрите. Простая ситуация: вы стоите на освещенной улице, а в углу кадра есть навес с тенью. Поскольку большая часть экрана ярко освещена, игра понизит яркость и под навесом вы уже ничего не разглядите. С Tobii можно просто посмотреть на темную область экрана и экспозиция кадра тут же перестроится под нее.
Windows Hello
Эта особенность уже не относится к играм. Оказывается Tobii Eye Tracker 4C отлично работает с системой входа в Windows 10, благодаря чему мне больше не надо вводить пароль при входе в систему. Мелочь а приятно.
Это далеко не все возможности Tobii Eye Tracker 4C, но самые заметные и значительные. А теперь пора ответить на несколько важных вопросов
Что насчет очков?
Ограничения для трекера
Так уж получилось, что мама была неправа. Годы сидения за компьютером не испортили мое зрение, так что тут я могу полагаться только на чужой опыт. Благо у меня есть знакомый очкарик с Tobii Eye Tracker 4C. По его словам, у него не рабоатет только Windows Hello, в играх никаких проблем нет.
Трекеру, само собой, нужно видеть ваше лицо, из-за этого я слышал мнение что «играть придется со светом». Возможно, это справедливо для более старой версии Tobii EyeX, но в 4С я спокойно играл при свете одного только монитора, чему был несказанно удивлен. Так что единственно требование — играть именно с монитором (огромные телевизоры, увы, не подходят) и сидеть достаточно ровно, чтобы трекер отчетливо видел лицо.
Придратся к Tobii Eye Tracker 4C очень сложно, устройство отлично справляется со всеми возложенными на него задачами. Библиотека поддерживаемых игр постоянно растет. Самое классное, что для устройства не надо придумывать новых механик — как для Kinect и PS Move. «Тоби» просто улучшает то, что и так работает в игре. Так что у меня дома трекер точно не будет пылится без дела.
Обзор Tobii Eye Tracker 4C: не отрывая глаз
Eye Tracker 4C — это устройство для отслеживания направления взгляда и регистрации движений головы пользователя. В арсенале Tobii есть несколько подобных решений для разных задач, от исследовательских и медицинских до потребительских. Здесь мы говорим о последнем варианте: Eye Tracker 4C должен дополнить (но не заменить!) традиционные органы управления вроде мыши, клавиатуры, сенсорной панели или геймпада.
В основу положен метод отслеживания контраста между зрачком и радужной оболочкой, который возникает при инфракрасной подсветке глаз. Основные компоненты системы: инфракрасные светодиоды, камера высокого разрешения и ASIC-чип для расчетов. Светодиоды 90 раз в секунду «обстреливают» глаза инфракрасным излучением, создавая блики на сетчатке и зрачке. Камера делает снимки, а чип анализирует их: вычисляет значения различных параметров вроде взаимного расположения бликов и таким образом определяет направление взгляда.
Бомбардировка наших бесценных глаз какими-то лучами — звучит страшновато, но переживать не стоит. Трекер прошел сертификацию по европейскому стандарту EN 62471, который регламентирует использование светового излучения в светодиодных источниках освещения. В конце концов, инфракрасное излучение встречается повсеместно: его испускают дрожащее пламя свечи, лампы накаливания, весело пляшущие языки костра, Солнце и множество других источников. За неделю использования никаких неприятных ощущений не наблюдалось.
⇡#Технические характеристики
Tobii Eye Tracker 4C
Размеры
Масса
Максимально допустимая диагональ монитора
27’’ при соотношении 16:9
30’’ при соотношении 21:9
Рабочее расстояние
Размеры отслеживаемого пространства
40 × 30 см на расстоянии 75 см
Интерфейс подключения
Длина кабеля
Совместимость с ОС
Windows 7, 8.1 и 10 (только 64-бит)
Длина волны источников освещения
Частота источников освещения
Системные требования
Процессор Intel Core i5 или Core i7 с частотой 2,0 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ
Потребляемая мощность
Цена в магазине официального дистрибьютора
⇡#Упаковка и комплект поставки
Гаджет упакован очень тщательно. В одну картонную коробку плотно уложена другая, из нее с усилием вытаскивается третья… после такого ожидаешь обнаружить внутри как минимум погибель Кощея Бессмертного, но нет — там, в толще амортизирующей «пенки», расположилось следующее:
Выудив все это из коробки, я радостно бросился крепить трекер к монитору согласно инструкции. Это делается посредством 8-сантиметровой магнитной полоски — одной стороной она крепко хватается за выемку в тыльной части устройства, а на другую, которая контактирует с монитором, нанесена самоклеющаяся пленка. Соответственно, место для крепления выбирается один раз и надолго, в противном случае придется отдирать самоклейку от монитора. Ценность этого замечания я оценил уже через несколько минут, но об этом ниже. А пока стоит отметить, что если у вас монитор с очень тонкими рамками или, например, изогнутый, то придется применить смекалку. С моим Dell U2312HM проблем не возникло.
⇡#Настройка
При подключении Windows 10 опознал трекер как EyeChip. Теоретически игры видят его уже на этом этапе, однако без калибровки точность будет далека от идеала. Да и «десятка» не совсем понимает, что с этим делать. Поэтому нужно скачать пакет Tobii Eye Tracking Core Software с официального сайта. После установки софт обновит прошивку трекера и приступит к тонкой подстройке.
Но перед этим выскочило уведомление о том, что трекер не работает в режиме дублирования изображения на второй монитор. У меня, помимо основного дисплея, к компьютеру также подключен телевизор — пришлось его отключить. Позже я, кстати, попробовал все-таки включить еще и телевизор — и все, в принципе, работало.
Дальше программа предлагает закрепить трекер так, чтобы белые риски на его верхней панели совпадали с вертикальными линиями на экране. Но ведь в инструкции указано, что сначала надо прикрепить Eye Tracker 4C к монитору, а затем перейти на официальный сайт и продолжить настройку! Эх… отдираем самоклейку и цепляем трекер так, чтобы все совпадало.
После этого наступает первый вау-момент: калибровка. Вы взглядом уничтожаете разбросанные по экрану точки, а система в это время подстраивает трекер под особенности ваших глаз — образно говоря, снимает мерку и накладывает ее на внутреннюю анатомическую 3D-модель глаза, которая содержит информацию о различных оптических свойствах отдельных составляющих глазного яблока. Полученный результат можно оценить в космической мини-игре, которая предлагает сбивать астероиды, целясь в них взглядом. Если компьютером пользуются несколько человек, позволяется создать отдельный профиль для каждого. Это важно, ведь двух идентичных пар глаз не бывает.
⇡#Любопытно. Но что с этим можно делать в Windows?
Во-первых, Tobii Eye Tracker 4C можно использовать для входа в свою учетную запись Windows 10 посредством Windows Hello. Тут без нареканий — за неделю камера не узнала меня всего один раз, и это было утро понедельника. Кхм… пришлось ввести заранее выбранный пин-код.
Также программа Tobii Eye Tracking предлагает несколько возможностей, сгруппированных в четыре подменю.
Управление питанием
Когда вы покидаете поле зрения камеры, яркость монитора снижается. Эта полезная функция работает не со всеми мониторами. Список совместимых моделей нигде обнаружить не удалось, но во вкладке есть указание о том, что «большинство дисплеев ноутбуков поддерживаются». Мой настольный монитор Dell U2312HM — нет.
Монитор остается включенным, пока вы находитесь за компьютером. Хм, а когда он в принципе может выключиться, если вы работаете, играете или смотрите ролики про котиков?
Монитор выходит из спящего режима, когда вы садитесь за компьютер. Футуристичная опция для тех, кому лень пошевелить мышкой.
Работа с сенсорной панелью ноутбука
Поддерживаются тачпады Synaptics и Precision. На стационарном компьютере протестировать не удалось, а цеплять Eye Tracker 4C к Xiaomi Mi Notebook Air 12.5’’ — сомнительная затея. Любая потенциальная польза перечеркивается необходимостью каждый раз снимать/ставить трекер при закрытии/открытии крышки.
Работа с мышью
Перемещение курсора вслед за взглядом:
— при перемещении мыши: небольшое движение руки — и курсор прыгает туда, куда вы смотрите. Можно настроить порог перемещения курсора, после которого функция срабатывает (от 1 до 10 см);
— при нажатии на кнопку. Посмотрели, нажали назначенную кнопку — курсор переместился на нужное место.
Оба варианта требуют определенного привыкания, перестройки своего шаблона работы с компьютером и выработки новой взаимосвязи между взглядом и движениями мышью. Получается так: вроде бы навелись, куда хотели, и даже попали в выбранную точку, но курсор уже ушел на пару сантиметров дальше, потому что рука с мышью продолжала двигаться. Не критично для крупных иконок или, скажем, выделения целых слов в текстовом редакторе, но ощутимо, если нужно попасть в какой-нибудь мелкий значок на панели инструментов Word или Photoshop.
Работа с функциями Windows
Переключение окон с помощью Alt + Tab. Нажали, посмотрели на желаемое приложение, отпустили. Вот это действительно полезная штука, которая не требует абсолютно никакого привыкания. Уже через минуту скачешь между окнами «силой мысли» и искренне удивляешься, как жил без этого раньше, — настолько все органично и естественно.
Переключение окон с помощью Win + Tab. Очень странно, но эта функция работала крайне нестабильно и чаще всего просто не включалась. Возможно, дело в софте или прошивке.
Прикрепление окон с помощью Windows Snap Assist. Работает, но почему-то далеко не так отзывчиво, как переключение через Alt + Tab. Увы, попробовал и забыл.
Есть еще две возможности, но они в статусе «беты»: автоматическое скрытие уведомлений (исчезают после того, как вы на них посмотрите) и выделение адресной строки в Edge. Первая у меня не заработала, а вот вторая показала себя так же замечательно, как переключение окон с помощью Alt + Tab, — очень удобно и быстро. Это что, мне теперь на Edge придется перейти?
Отдельным пунктом идет функция Gaze Trace, при активации которой на экране появляется «пузырь», следующий за вашим взглядом. Дополнительно можно скачать надстройку Tobii Streaming Gaze Overlay, которая расширяет возможности этого инструмента. Стримерам на заметку.
⇡#И это все?
Думаю, по вышенаписанному вы уже поняли, что в качестве дополнительной периферии для работы в Windows у Tobii Eye Tracker 4C больше минусов, чем плюсов. Даже если вы переучитесь с оглядкой на особенности трекера, привычного грызуна он все равно не заменит. В самом идеальном случае — будет на том же уровне, но, скорее всего, уступит в скорости и точности. Возможно, в качестве дополнения к тачпаду у изделия шведов больше шансов? Нет, это попросту непрактично — гораздо удобнее бросить в сумку с ноутбуком мышку, чем возиться с трекером при каждом открытии/закрытии крышки. В таком качестве он просто не оправдывает свою цену.
Ну а пока что Tobii Eye Tracker 4C позиционируется как периферия для Windows и игр. О последних мы сейчас и поговорим.
⇡#Игры
Полный список поддерживаемых проектов есть на официальном сайте. Ассортимент постоянно растет (к примеру, заявлена грядущая Assassin’s Creed Origins), а каждой игре отведена отдельная страница с перечислением реализованных разработчиками возможностей по использованию взгляда и (не везде) движений головы. Зачастую — еще и с наглядными роликами вроде этого:
Чтобы не ходить каждый раз на сайт, можно установить приложение Tobii GameHub. Оно содержит общий список поддерживаемых игр и показывает те, что установлены на компьютере, с указанием реализованных возможностей. Плюс позволяет все детально настроить, если этого нельзя сделать в самой игре (как, например, в Elite: Dangerous).
Нужно отдать Tobii должное — регулировки очень гибкие. Позволяется выключить отдельные возможности, выставить пороги срабатывания, чувствительность и многое другое. Если потратить немного времени на «подгонку» в каждой конкретной игре, можно получить такую степень влияния трекера на управление, какая вам требуется. Давайте рассмотрим возможности Eye Tracker 4C на примере двух проектов — Rise of the Tomb Raider и Dying Light. Любопытно сравнить впечатления «до и после».
Использование трекера заметно изменило ощущения от последней на сегодняшний день главы приключений Лары Крофт. Я уже играл в Rise of the Tomb Raider раньше, но с таким способом управления впечатление было немного иным. Когда вертишь головой в гробнице или осматриваешь суровые пейзажи, чувствуешь себя восторженным туристом. В бою на это нет времени, лучше пользоваться мышкой, но для неторопливого «впитывания» достопримечательностей — самое то.
Dying Light добавляет к тому, что есть в Rise of the Tomb Raider, уйму других любопытных возможностей. Ребята из Techland явно вдохновились открывшимися перспективами и спустили фантазию с поводка. Автоматическая пауза при отходе от компьютера — только вершина айсберга.
Погружение в игровой процесс от такого тщательного подхода только усилилось, ведь теперь луч фонаря шарит в темноте вслед за взглядом, а взаимодействие с предметами и объектами происходит автоматически, стоит на них только посмотреть. А вот между ходячими мертвецами лучше пробираться, глядя прямо перед собой, потому что они ловят ваш взгляд и бросаются вперед! На максимальной сложности, да еще поначалу, когда аптечки и другие ресурсы в дефиците, все это превращает Dying Light в настоящий триллер. Зато потом, когда научитесь бросать сюрикены сразу в нескольких мертвяков, отмечая цели своим орлиным взором, почувствуете себя настоящим нинздя. А фанаты Assassin’s Creed, привыкшие к «автоматическому паркуру», могут зажать кнопку бега и просто смотреть на карнизы, перекладины, заборы и прочие препятствия — Крейн взберется на них сам.
Навскидку «залепить» еле бредущему зомби в голову получается далеко не всегда
С прицеливанием ситуация ровно та же, что в Rise of the Tomb Raider или Tom Clancy’s The Division: точная стрельба требует микрокоррекции мышью после наведения взглядом. Это общий момент для всех игр при использовании связки «клавиатура + мышь + трекер», он продиктован точностью отслеживания.
Совсем другое дело, если играть на геймпаде — в этом случае наведение взглядом и дальнейшее корректирование стиком воспринимаются гораздо честнее и естественнее обычной автонаводки. Вот только кто использует геймпад, сидя за столом? А развалиться на диване не получится — расстояние от трекера до глаз должно оставаться в диапазоне 50–95 см. Зато, если находитесь в этом «окне», не нужно сидеть как истукан — небольшие отклонения вполне допустимы и не влияют на отзывчивость.
⇡#Выводы
При работе в Windows 10 оказались по-настоящему полезны всего две вещи — переключение окон и выделение адресной строки (к сожалению, только в Edge). Существенного ускорения работы и повышения продуктивности я не заметил. Так, просто любопытные штуковины, без которых легко можно обойтись.
Если говорить об играх, то тут есть два момента. Список совместимых проектов потихоньку растет, но реализация зависит от самих разработчиков — кто-то ограничится базовым набором, как в Rise of the Tomb Raider, кто-то, как создатели Dying Light, попробует выжать из имеющейся технологии как можно больше. Простые приемы в итоге оказываются самыми действенными — спрятанный интерфейс усиливает погружение, чего не скажешь о стрельбе с постоянной коррекцией мышью. В таких случаях геймпад формирует с трекером более органичный симбиоз, но все упирается в небольшое рабочее расстояние, которое делает установку трекера на телевизоре невозможной.
Tobii Eye Tracker 4C — очень любопытная вещь. Я не ждал ничего особенного, но устройство приятно удивило некоторыми возможностями в Windows 10 и новыми впечатлениями в знакомых играх. Есть в этом какая-то магия, хотя ее и не сравнить с первым восторгом от виртуальной реальности. Но ведь и стоит трекер в разы дешевле какого-нибудь HTC Vive, и при этом тоже дает интересный опыт, хоть и не такой яркий. Если рассматривать Eye Tracker 4C в таком разрезе, то на него стоит обратить внимание. Личные впечатления в данном случае не заменит ни один обзор, так что обязательно попробуйте трекер в деле, если представится такая возможность.
Спасибо компании «Бука» за предоставленный на тестирование экземпляр.