что такое священная война в исламе

Введение

Священная война, которой нет

Есть еще много мусульман, которые верят, что предназначение ислама – завоевать весь мир. Вынужденные столкнуться с реалиями современного мира, многие другие, возможно, не слишком уверены в этом положении своей веры. Но, тем не менее, многие все еще горячо цепляются за него, даже среди миллионов иммигрантов, обосновавшихся во Франции и Великобритании. Это и фундаменталисты и те, кто верит в послание аятоллы Хомейни. Так же поступают и те, кого мы можем назвать сторонниками мусульманского возрождения, набожными и искренними последователями пророка, но не желающими принимать участие в воинственных действиях фундаменталистов. Глубоко обеспокоенные моральной деградацией современного западного общества, они убеждены, что будущее принадлежит исламу.

В прошлом мусульмане сражались в войнах против неверных, полагая их проявлением благочестия и верности. Хотя сами войны были, и все еще остаются, в основном территориальными и политическими. В ближайшее время никаких изменений не предвидится. Энциклопедия ислама, опубликованная в Лейдене в 1913 году, довольно откровенна: «джихад не исчезнет, до тех пор, пока ислам не будет полностью переделан.» Но его исчезновения, похоже, не предвидится. Напротив, идея джихада ныне, более глубоко укоренилась в сознании мусульман, чем когда-либо за последние два столетия, и его исчезновение кажется очень далеким.

Эта книга также познакомит нас с некоторыми великими деятелями ислама, и его врагов за столетия борьбы. За более чем тысячелетие их было много, поскольку ислам всегда проповедовал войну. Его основателем и героями были воины. «Меч – это ключ к раю и аду», – сказал Мухаммед своим последователям. Шестьсот лет до этого Христос произнёс: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут 5 ».

Мусульмане, которые убивают, следуют заповедям Мухаммеда, но христиане, которые убивают, а их много, пренебрегают словами Христа. В этом, возможно, заключается одно из основных философских и этических различий между исламом и христианством.

Джихад затронул гораздо больше стран, чем Крестовые походы в Палестину. Крестовые походы, которых было восемь, происходили на Святой Земле между 1096 и 1270 годами, не более двухсот лет. Крестоносцы пытались утвердиться в Святой Земле, когда-то бывшей христианской. Мотивы ислама, связанные с джихадом, выглядят гораздо грандиознее. Мусульмане хотели захватить Европу и исламизировать ее. Немалая часть Европы и оказалась захваченной и оккупированной на протяжении веков, иногда опустошалась, а часть ее была исламизирована. Испания, Португалия, Франция, Италия, Сицилия, Австрия, Босния, Сербия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Валахия, Албания, Молдавия, Болгария, Греция, Армения, Грузия, Польша, а также восточная и южная Россия являлись полями сражений, где ислам побеждал или терпел поражение. Многие из этих земель завоёвывались мусульманами, иногда арабами и маврами, а иногда – турками-османами на сотни лет: Испания на 800 лет, Португалия на 600 лет, Греция на 500 лет, Сицилия на 300 лет, Сербия на 400 лет, Болгария на 500 лет, Румыния на 400 лет и Венгрия на 150 лет. Венгрия, в частности, была разорена, разграблена и разорена, и потребовалось 200 лет, чтобы справиться с мусульманской оккупацией. Для сравнения, европейская оккупация мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки длилась менее полутора веков. В некоторых странах Европы, Испании, Сицилии, Боснии, Албании, Македонии, Крыму и на Крите многие, а иногда и большинство людей отказались от христианства ради ислама; но в Алжире, Марокко, Тунисе, Ливии, Ливане, Иране и Ираке действительно мало кто из приверженцев мусульманской веры стал христианином, отвергнув ислам.

Мусульмане вторглись и оккупировали огромную часть Европы, но иногда мусульманские налетчики только приходили и уходили. Турки дважды осаждали Вену, в 1529 и 1683 годах. Их кавалерия совершала набеги на центральную Европу, вторгаясь в Баварию почти до самого Нюрнберга. Они воевали в Польше и на Юге России, разгромили Венгрию, сотни лет оккупировали Белград и Будапешт. Мавры и арабы захватили Испанию и Португалию, вторглись во Францию через Пиренеи, превратили Сицилию в исламский остров, совершили набег на Рим, разграбили собор Святого Петра, обязав Папу платить им дань. Со своей базы близ Сен-Тропе на Французской Ривьере они совершили набеги на Швейцарию до Боденского озера на границе с Германией. Пираты Берберского побережья совершали набеги на Англию, Данию, Ирландию и Исландию и привозили тысячи рабов для продажи на рынках Константинополя (после того, как завоевали его и превратили в Стамбул) и Северной Африки. Монголы угрожали Москве, оккупировали Крым и стали татарами. Персы вошли в Грузию, то же сделали турки, которые также заняли Армению.

В глазах арабов вина начинается с Запада и Крестовых походов, продолжается Западом и колониализмом и заканчивается Западом и неоколониализмом. Забыт тот факт, что именно успех джихада заставил Папу Урбана II в 1095 году призвать к Крестовому походу, чтобы освободить Святую Землю от ислама. Папа был очень впечатлен недавними победами марокканских Альморавидов в Испании, где они разбили армию Альфонсо VI Кастильского при Залаке. Священная война, очевидно, прекрасно работала на ислам. Это должно сработать и для христианства, рассуждал он. В то время, это, возможно, казалось хорошей идеей. Поэтому католический Папа пошел по воинственным стопам воина-туарега Юсуфа, который привел Альморавидов к победе над христианским миром в Испании.

Колониализм, другая главная причина порицания Запада (и это справедливо), тем не менее был обоюдоострым процессом в исламо-христианских отношениях. Проще говоря, мусульманский Восток завоевал большую часть Европы с VII по IXX века, христианский Запад и мусульманский Восток завоевывали и колонизировали друг друга в течение большей части IXX века, а с середины IXX до середины XX века колонизация и завоевание стали западной монополией. Западная колонизация близлежащих мусульманских земель продолжалась 130 лет, с 1830-х по 1960-е годы. Мусульманская колонизация близлежащих европейских земель продолжалась 1300 лет, с 600-х годов до середины 1960-х годов. И все же, как ни странно, именно мусульмане, арабы и мавры, если быть точным, наиболее горько относятся к колониализму и унижениям, которым они подвергались; и именно европейцы таят в себе стыд и вину. Все должно быть наоборот.

Мусульманская оккупация Европы оставила гораздо более глубокий и длительный след своего влияния, чем любая из европейских оккупаций исламской Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока. На Балканах по-прежнему проживает много мусульман, иногда большинство, как в Албании и Боснии. Европейские державы, несколько десятилетий назад правившие своими мусульманскими феодами в Азии и Африке, никоим образом не противодействовали их исламской культуре. Мусульмане по-прежнему мусульмане, и это так.

Я хорошо осведомлен о часто некритической преданности, с которой большинство мусульман относятся к своему пророку Мухаммеду. Он был человеком своего времени, со своими недостатками и качествами, храбрым воином и преданным мужем (своих одиннадцати жен), любящим отцом и харизматичным политическим вождём арабского народа. Мухаммед был великим арабским патриотом, очень умным и, несомненно, жестоким. В наши дни, как и других великих людей, независимо от их религии или национальности, его могли бы рассматривать как преступника, возможно, военного преступника или массового убийцу.

Мусульмане очень хорошо осведомлены о его хороших качествах и, похоже, не знают о его недостатках. Исламская ученая Мэлиз Рутвен написала, что Мухаммед, «живущий в мусульманской душе», не имеет никакого отношения к историческому Мухаммеду. Так часто случается с великими историческими личностями, но есть дополнительная проблема с личностью Мухаммеда. Он также является идеологическим лидером, завоевателем и основателем одной из величайших мировых религий. Это делает любое объективное изучение трудной задачей, потому что любая негативная критика в его адрес все еще вызывает, спустя 1363 года после его смерти, много эмоций и страсти. И ярость.

Наконец, война – это то, о чем написана эта книга, война священная или нет, война – самая нечистая вещь из всех, о которых аятолла не упомянул в своем списке. Эта книга охватывает почти полторы тысячи лет европейского и исламского военного и политического противостояния на Западе. Все главы, кроме эпилога, посвящены противостоянию и войне. Эпилог описывает дружбу двух людей, только одну историю из прошлого, показавшую, в отличие от мнения аятоллы, всем нам, как мусульманам, так и христианам, путь в будущее и как следует относиться друг к другу. Джихаду не нашлось места в дружбе Топала Османа и Винсента Арно.

Аль-Бухари 26. Передают со слов Абу Хурайры… что однажды посланника Аллаха …. спросили:

«Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха».

Аль-Бухари 527. Сообщается, что ‘Абдуллах (Ибн Мас‘уд) …. сказал: «(Однажды) я спросил пророка …: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьбу /джихад/ на пути Аллаха”».

Реконки́ста (Reconquista (исп.) – отвоевание) – отвоевание испанцами и португальцами земель на Пиренейском полуострове, занятых мусульманами в VIII веке. Продолжалась до 1492 года.

Аль-Бухари 3017. Пророк сказал: «Если мусульманин поменяет свою религию, убейте его».

Тёмные века – период европейской истории с VI по X век. Происхождение термина связано со скудостью информации по истории этого периода, а также с упадком экономики и культуры, по сравнению с Римской Империей.

Источник

Газават: священная война мусульман

Вопросы войны и мира актуальны во все времена. Это связано с тем, что человечество регулярно сталкивается с политическими, этническими или религиозными конфликтами, которые нередко приводят к боевым действиям.

В исламском мире основной разновидностью вооруженной борьбы считается «джихад меча» («малый джихад») – священная война, которую ведут мусульмане с напавшими на них агрессорами. Однако существует и другая разновидность борьбы за веру, практикуемой мусульманскими народами – газават.

Слово «газават» в переводе с арабского языка означает «военный поход», «набег». За участие в такой борьбе человек наделялся почетным титулом «гази», то есть борец за веру.

Наиболее широкое распространение это понятие получило в эпоху колониализма, когда многие мусульманские народы вели борьбу за независимость. Для поднятия местного населения на борьбу с колонизаторами активно использовались лозунги национального и религиозного характера, включая и призывы к газавату. Носителями этого почетного звания были султаны Османской империи, крымские ханы, крупные военачальники, командующие армиями и так далее. Однако на практике далеко не всегда обладатели данного титула руководствовались религиозными соображениями. Например, одним из «гази» был первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, удостоенный этого титула за победу над греками в Битве при Сакарье.

Отличия газавата от джихада

Относительно соотношения обоих видов священной войны в исламе существует две основные точки зрения. Одни исследователи считают, что газават – это фактически синоним малого джихада. Сторонники такой позиции уверены, что газаватом может считаться та война, которая ведётся с соблюдением всех правил джихада. В данном случае газават действителен только в том случае, если мусульмане вынуждены вступить в вооруженную борьбу по причине вторжения извне иной угрозы. Фактически в данном случае титул «гази» приравнивается к титулу «муджахид» и несёт в себе исключительно благое.

Вторым отличием газавата от джихада служит источник принятия решения. Перед тем, как вступить в вооружённую борьбу, руководство племени, города или государства должно вынести соответствующее решение. Принятие решения о начале джихада возлагается исключительно на высшее духовное лицо, каковым может быть верховный муфтий, шейхуль-ислам или иной священнослужитель высшего ранга. Это объясняется тем, что именно духовный лидер, обладая большими знаниями в области религии, способен адекватно оценить возможность и необходимость начала вооружённой борьбы. Решение об объявлении газавата может принять не только духовное лицо, но и светский правитель. Исторически эта точка зрения подкрепляется конкретными примерами, когда вожди племён или ханы отдельных государств объявляли газават своим врагам.

Газават в современном мире

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Глава 12. Джихад

что такое священная война в исламе. Смотреть фото что такое священная война в исламе. Смотреть картинку что такое священная война в исламе. Картинка про что такое священная война в исламе. Фото что такое священная война в исламе

Некоторые сравнительные военные образы Мухаммед явно позаимствовал из Пятикнижия, например: «Аллах повелевает вам стойко стоять перед врагом, лишь только в два раза превосходящим вас. Если же среди вас сто терпеливых, стойких верующих, они победят двести неверных, а если среди вас тысяча верующих, они победят две тысячи нечестивцев с помощью и по воле Аллаха» (К.8:66). (Сравни «Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму» ( Лев.26:8 ; Втор.32:30 ; Нав.23:10 )).

Некоторые называют еще третий вид джихада – освободительный. Наименование этой разновидности джихада говорит само за себя. Он имеет место в той ситуации, когда «неверные» оккупировали исламские земли, т.е. фактически носит наступательный характер. В случае призыва к джихаду человек становится джихадообязанным и не может отказаться от его выполнения. Такое происходит, например, если имам мобилизовал всех мусульман, если воины вступили в сражение, если был мобилизован какой – то конкретный человек, если был нарочито вызван человек искусный в каком – нибудь виде сражения (стрельба, рукопашный бой, верховая езда и т.д.)

Джихад является обязательным также для солдат регулярной армии. Считается, что торговцы, в чьих вещах может быть необходимость и которые армия не может взять с собой, тоже обязаны присутствовать на джихаде. Начало боевых действий считается событием, обязывающим к джихаду. Также если мусульмане осадили вражескую крепость, то они не могут отступить до победного конца: «Когда вы встретите на поле сражения тех, кто не уверовал, и они будут наступать на вас превосходящим вас числом, не бегите от них и не подставляйте спины их саблям! Тот, кто в тот день обратит тыл к неверующим и побежит от них, за исключением тех, кто совершает маневр или хочет соединиться с другим отрядом, чтобы усилить его, тот навлечет на себя гнев Аллаха, и ад будет его убежищем» (К.8:15,16).

В вопросах джихада считаются авторитетными мнения только тех мусульманских лидеров, которые хорошо разбираются не только в военной тактике, но и в политике. Мнения и советы простых людей в расчет не берутся.

Ибн Таймийя считает, что оптимальным джихадом является сражение с двумя категориями врагов: «неверными» и теми, кто отказывается от выполнения обязательных предписаний шариата. «Неверным» (кяфиром) считается всякий, кто, услышав призыв Мухаммеда, сознательно отказался принять ислам. Считается, что в каждом «неверном» присутствует ненависть к исламу: «В их сердцах болезненная зависть и ненависть к верующим, а также испорченная вера» (К.2:10). При этом зимми (покровительствуемые), то есть те, которые выплачивают джизью, в расчет не берутся, поскольку откупаются от участия в боевых действиях. Даже если «неверные» произнесли шахаду (свидетельство), но организовывают боевые действия против «правоверных», все равно с ними необходимо воевать. Вообще «неверным» считается любой немусульманин, воюющий с мусульманами.

Ко второй группе врагов ислама относятся те, кто оставляет намаз, не выплачивает закят, вводит нововведения (бида), обращается к суду тагута (тагут – правление несправедливого царя, суд продажного судьи, угнетение людей, поклонение деньгам и т.д.) К ним также относятся предатели – перебежчики, воюющие на стороне противника, даже если они до этого читали шахаду. Со всеми этими людьми необходимо воевать при условии, что они относятся (образовали) к группе, способной воевать и обороняться. Но того, кто не создавал никаких формирований, просто нужно обязать к выполнению необходимых предписаний, без необходимости воевать с ним.

В случае если часть мусульман вышла из повиновения имаму по каким – то религиозным причинам, например, ложно толкуя что – то из законов шариата, то имаму не разрешается первому начинать с ними сражение. Если же они первые начали нападение, то имам все равно не обязан воевать с ними. В этой ситуации, ввиду того, что ни в Коране, ни в сунне не оговаривается подобная ситуация, он может поступить по своему усмотрению, с учетом интересов всех мусульман. Оптимальным считается попытка примирения с оппозицией путем разумных доводов и доказательств. Если случится так, что после состоявшегося примирения представитель одной группы убьет представителя другой, то будет казнен только убийца.

Подготовка к эффективному проведению джихада также является обязанностью мусульман. Считается, что любое дело, без которого невозможно осуществить какое – либо обязательное (фард) предписание ислама, становится обязательным (фард).

Подготовка контингента включает в себя духовное воспитание личного состава, воспитание в себе богобоязненности. Самым лучшим и ценным воином считается религиозный и храбрый. Ниже него идет только религиозный, еще ниже по достоинству идет только храбрый. Ниже всех стоит воин, не отличающийся ни своей религиозностью, ни своей храбростью. Все подозрительные личности, вселяющие сомнения и выступающие как потенциальная проблема, должны быть отстранены от участия в военных действиях.

Если в ходе джихада имеет место ультиматум, то он объявляется до начала боевых действий. Содержание ультиматума бывает разное в зависимости от того, к кому он обращен. Если ультиматум обращен к неверующим, не имеющим знаний об исламе, то им предлагается принять ислам. Если же он объявлен вероотступникам, то они призываются к возврату в лоно ислама и выполнению всех обязательных предписанйй шариата. Причем, в случае их согласия с этими условиями, необходимо наглядно убедиться в их исполнении, а не удовлетворяться одними словами.

Существует несколько категорий лиц, которых запрещается (впрочем, как всегда с оговорками) убивать во время джихада. В обычной ситуации муджахид не должен убивать беззащитных и неспособных к войне людей, например: женщин, детей, стариков, слепцов, тяжело больных (кроме тех, которые пострадали в результате войны против мусульман), а также монахов – отшельников, которые никаким образом не помогали в проведении агрессии против мусульман. Лиц, принадлежащих ко всем перечисленным категориям, в обычных условиях убивать запрещено. Однако в ситуации тотальных боевых действий, когда нет возможности контролировать направление огня, убивать вышеперечисленных людей не запрещено. Также муджахид не может останавливаться перед уничтожением поименованных категорий лиц, если они являются помехой какого – нибудь результативного маневра (обстрел катапультой, ночной набег и т.д.) Даже если «неверные» держат в заложниках кого – либо из перечисленных лиц или кого – то из самих муджахидов, и при этом существует опасность для лагеря мусульман, то муджахидам разрешается убивать даже заложников, чтобы добраться и до самих врагов.

Разрешается добивать раненых противников, способных после своего выздоровления вести войну против «правоверных». Что касается уродования трупов противников, то хотя и рекомендуется воздерживаться от этого, но в отместку «неверным» это делать дозволяется. Также нет греха, в целях достижения победы религии Аллаха, разрушать вражеские строения и вырубать посадки.

Разговоры про мусульманскую Европу слышатся уже давно и прогнозы прозорливых аналитиков на эту тему весьма не утешительные. То, что Европу уже сегодня называют «мусульманской колонией» сейчас ни для кого не секрет. Марк Стайн в своей книге «Америка в одиночестве: Конец мира, каким мы его знаем», предсказывает погибель Европы. По его словам, значительная часть западного мира и большинство европейских стран не выживет в XXI веке, так как будет исламизирована. Благодаря географической близости Европы, ее тяжелой демографической ситуации и частым кризисам, именно ислам окажется главным «поставщиком новых европейцев». Автор призывает американцев не повторять европейских ошибок и возлагает большие надежды на Америку, призвание которой, – распространить западную цивилизацию на новые места, и с помощью достаточного количества убежденных союзников остановить погружение мира в новый средневековый примитивизм, выразителем которого и являлся во все времена ислам.

Мухаммад Ар – Раввас Аль – Кальаджи. Несколько строк из фикха шейх – уль – Ислама ибн Таймийи. httр://hunafai.wordpress.com/

Православные богословы об исламе. Н.П.Остроумов. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством. М.2006г. «Имперская традиция». С.15

Источник

Арабское слово «джихад» в Коране обрело множество неверных толкований. Немусульманами оно, как правило, понимается как «священная война». Но и для ваххабитов, любителей искажать аяты, понимая их слишком буквально и вырывая их из контекста, «джихад» тоже является священной войной, якобы предписанной каждому мусульманину. Однако значение этого слова намного шире, и ни разу оно не употребляется в Коране, как «священная война».

Прежде чем мы разберемся с этим вопросом, давайте взглянем на словари и мнения богословов.

В энциклопедическом словаре классического арабского языка «Лисан аль-араб» даются следующие значения слова «джихад»:

— рвение, старание, усилие, прилежание, приложение всех сил, отдача всех сил, способность, труд, напряжение, самоотдача, энергия, тяжесть, трудность, борьба, война, утомление, истощение, исследование.

В толковом словаре арабского языка «Мухит аль-Мухит» под редакцией Бутруса аль-Бустани к известным значениям этого слова добавляется еще одно, новое значение – «сражаться».

Согласно арабо-русскому онлайн-словарю, составленного на основе арабо-русского словаря Баранова arabus.ru, слово «джихад» имеет следующие значения:

— стараться, трудиться, напрягаться, прилагать усилия, бороться с трудностями, утомлять, изнурять (о болезни и т.п.), бороться, воевать, утруждать, истощать.

В раннем труде Мукатиля ибн Сулеймана аль-Балхи (умер в 150 г.х.) «Смыслы и подобия слов в Благородном Коране» читаем, что слово «джихад» в Коране употребляется в 3-х значениях:

— усилие на божьем пути с помощью слова;

— рвение и деяния на божьем пути.

Знаток коранических наук Абу Хилял аль-Хасан ибн Абдуллах аль-Аскари (умер в 395 г.х.) в своем труде «Смыслы и подобия слов в Благородном Коране» говорит, что термин «джихад» был неизвестен в доисламскую эпоху.

Другой знаток коранических наук Абу Абдулах аль-Хасан ибн Мухаммад ад-Дамегани (умер 478 г.х.) уверяет, что в Коране слово «джихад» употребляется в трех контекстах:

— труд, деяние, усердие, старание, приложение сил;

— старание, борьба с помощью слова;

В «Ислам. Словарь атеиста» читаем следующее:

«Джихад (араб. – усилие) – борьба за веру. Первоначально под Дж. понималась борьба в защиту и за распространение ислама… В разработанных позднее концепциях Дж. последний наполняется новым содержанием: проводится различие между «Дж. сердца (борьба с собственными дурными наклонностями), «Дж. языка («повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания»), «Дж. руки» (принятие дисципинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности) и «Дж. меча» (вооруженная борьба с неверными, павшему в к-рой уготовано вечное блаженство в раю). духовное самоусовершенствование объявляется «великим Дж.», а война с неверными – «малым Дж.»».

А теперь читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

«Джихадъ (араб.) – названiе религiозной войны у мусульманъ. Первоначально Д. означало только воззванiе къ неправов;рнымъ о принятiи ислама. Д. недозволенъ противъ т;хъ, съ к;м магометанскiй государь прежде заключилъ мирный договоръ».

Большой энциклопедический словарь:

«Джихад (араб. – священная война за веру; букв. – усердие, рвение) – предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т.н. «священной войны» против иноверцев».

Большая советская энциклопедия:

«Джихад (араб. – священная война, война за веру; буквально – усердие, рвение) – одно из предписаний Ислама, опирающееся на Коран (например, сура 9, стих 29), согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести «священную войну» против «неверных». По учению о Д., разработанному мусульманскими законоведами, весь мир делится на «область ислама» (или «область веры») и «область войны» (страны, населенные немусульманами – «неверными»).

Советская историческая энциклопедия:

«Джихад (араб., букв. – старание, рвение, борьба) – «священная война, в к-рой по предписаниям Корана (не вполне ясным и противоречивым) полагается участвовать каждому боеспособному мусульманину. В мусульм. праве – шариате – только нек-рые правоведы считали Д. безусловно обязательным, рассматривая его как одну из осн. обязанностей мусульманина. В ср. века и новое время одни мусульм. богословско-юридич. авторитеты полагали, что Д. – наступ. война в целях расширения терр. мусульм. гос-в и обращение иноверцев в ислам; другие считали Д. только оборонит. войной… В новейшее время Д. часто по наущению англ. колонизаторов (в Иране, Ср. Азии, отчасти на Сев. Кавказе) и герм. империалистов (в Турции во время 1-й мировой войны) использовался реакц. феод. кругами в антинар. целях».

Современный толковый словарь русского языка:

«Джихад – борьба за веру (первоначально – борьба в защиту ислама и за распространение ислама, позднее – вооруженная борьба с иноверцами, газават, священная война).

Краткий религиозный словарь:

«Джихад – в исламе священная война во имя Аллаха. В Коране и Сунне различают две категории врагов ислама. Это «многобожники», окончательно заблудшие и погибшие, и «люди Писания», т.е. христиане и иудеи, почитающие Библию, в какой-то мере заблуждающиеся, но все же близкие к истине. Первую категорию Коран призывает истреблять и оставлять в живых только в случае принятия ими ислама, мнение же о второй группе достаточно противоречиво».

Как видно из современных словарей, сегодня слово «джихад» переводят как «война за веру», «религиозная война», «священная война». Но почти все словари говорят нам о том, что первоначально под этим словом подразумевался призыв и распространение ислама. Не «война с неверными», не «вооруженная борьба», а именно призыв и распространение «словом». Также все словари единогласны в том, что слово означает «усердие».

А что, если «джихад» переводится только как «усердие»? И ни к сражению, ни к войне не имеет никакого отношения? Давайте почитаем Коран и выясним, что же означает это слово.

Читаем аят 4:95, где упоминается слово «муджахидуна» в переводе Кулиева:

«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются (аль-муджахидуна) на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде».

Кулиев переводит слово «муджахидуна» как «сражаются». Толкователь Ибн Касир, приводя хадисы, то пишет «усердие», то «сражение», имея в виду, что речь ведется именно о сражении. Данный аят является продолжение предыдущего аята:

Далее читаем аят 5:54 в переводе Кулиева:

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться (йуджахидуна) на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий».

Здесь сразу встает вопрос: а при чем тут сражение? Ни до этого аята, ни после него нигде не упоминается война с «неверными». Если понимать аят слишком буквально, как это делают ваххабиты, и перевести слово «джихад» как «сражение», то можно было бы посчитать, что мусульмане должны все время вести какие-то войны. Но все станет понятно, когда переведешь это так, как надо: «Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут усердствовать на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих». Только Порохова перевела слово «джихад» как «радеющих».

Аят 8:72 в переводе Кулиева:

«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались (джахаду) своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор».

Кутб дает следующее толкование к словам «и жертвовал (джахаду) имуществом и жизнью за дело Аллаха»:

«В одном из хадисов вера определяется как «познание («ма’рифа») сердцем, подтверждение языком и осуществление всеми возможностями («аркан»). Ислам, как и все религии до него, поставил целью не только побудить людей предать себя Аллаху и почитать Одного Аллаха, но и освободить их от подчинения другим созданиям и подчинить закону Аллаха. Поскольку эти цели противоречили целям доисламского язычества, неизбежно должна была образоваться новая самостоятельная община, которая отделилась от общины язычников. На основании этих аятов каждый, исповедовавший исламскую веру в Мекке, отделялся от своей семьи, рода и племени и от вождей курайшитов. Пророк породнил друг с другом всех сторонников новой религии. Он сделал из них новую общину и заменил узами веры узы крови и родства».

Слово «джихад» так же упоминается в аятах 74 и 75 суры 8.

Аят 9:41 в переводе Кулиева:

«Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь (джахиду) на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали».

Тут толкователи тоже говорят, что речь идет о военном походе. Однако, читая в других переводах, начинаешь задумываться: «А при чем здесь военный поход?»:

«Выступайте легкими и тяжелыми и боритесь своими имуществами и душами на пути Аллаха!» (Карчковский).

«Выступайте (о, верующие) (будучи) легкими [молодыми, бедными. ] и (будучи) тяжелыми [пожилыми, богатыми. ] и УСЕРДСТВУЙТЕ своими имуществами и душами на пути Аллаха!» (Абу Адель).

Нет никакого «похода». Это слово добавили от себя некоторые переводчики. Есть только призыв «следовать пути Аллаха». Именно это подразумевается под словом «выступайте» в данном аяте. Понять это можно вернувшись на несколько аятов назад:

«О верующие! Почему вы, когда говорят вам: «Следуйте по пути Аллаха», припадаете к земле?» (Коран, Значение и смысл, 9:38).

Абу Адель сделал самый верный перевод.

Да и в последующих аятах, продолжающих эти же мысли, нет никакого намека на то, что речь о военных действиях.

«О Пророк! Борись (джахиди) с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!».

Вот что пишет Мухаммад Асад по поводу аята 9:73:

«Относительно глагола «джахада» («он старался», т. е. боролся за доброе дело) ср. суру 4:95. Повелительное наклонение «джахид» использовано здесь явно в духовном значении и обозначает стремление убедить как неверующих, так и нерешительных и упомянутых ранее лицемеров разного рода. Хотя эта повелительная форма адресована пророку, ее следует понимать как нравственно обязательную для всех верующих».

Примерно так же звучит аят 9 суры 66, в которой вообще нет речи о сражениях.

Аят 9:16 в переводе Кулиева:

«Неужели вы полагали, что вас оставят (что вы не будете подвергнуты испытанию), пока Аллах не распознает тех из вас, которые сражались (джахаду) и не избирали себе помощников, кроме Аллаха, Его Посланника и верующих? Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете».

Если читать предыдущие аяты со словом «катал» («сражение», «убийство»), которые относятся к определенному историческому событию, то можно подумать, что речь идет о сражении. Меняем в этом аяте слово «сражались» на «усердие», и все более чем становится понятным. Абу Адель перевел слово правильно – «усердие». Неверный перевод вносит только больше путаницы.

Ас-Саади говорит, что Аллах велит верующим вести священную войну против неверных. Хочется спросить людей, которые переводят «джихад» как священная война: в каком классическом словаре они увидели, что оно означает «священная война»? Почему толкователи считают себя умнее Аллаха, говоря за него так, как им вздумается, искажая и коверкая аяты Корана?

В правильном переводе аята 9:20, три аята спустя, говорится:

«Те, которые уверовали, совершили переселение, и усердствовали (джахаду) на Пути Бога своим имуществом и своими душами, выше пред Ним».

Об уверовавших и затем переселившихся и усердствующих говорится также в аятах 2:218, 3:142, 5:54, 8:72, 74, 75, 9:44, 88, 16:110, 29:6, 29:69, 49:15.

Слово «джихад» упоминается также в аятах 19, 24, 44, 81, 86, 88 суры 9.

Как видно, нет никакого намека на то, что слово означает какие-либо военные действия. Как ни странно, все толкователи единогласны с тем, что «джихад» в данном случае означает усердное стремление к достижению поставленных целей. И никакой священной войны. Также нет ничего подобного ни до, ни после этого аята.

«Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу (джихадан кабиран)».

Была такая версия, что в Коране идет речь о священной войне тогда, когда в привязке со словом «джихад» употребляется слово «кабир», то есть «большой», «великий». Но как можно вести войну с Кораном в руках? Читать во время боевых действий Коран? Понятно, что имеется в виду усердствовать против неверующих Кораном. Не воевать с ними и навязывать Ислам силой, а «вести борьбу» посредством слова, приводя доводы из Корана. Это и есть «великий джихад», или «большой джихад». Никто из переводчиков и толкователей не понимает это слово как «война».

Дарйабади дает такое толкование:

«С помощью аргументов из Корана борись с неверными со всей силой. «Джихад» (часто переводимый как «борьба») в действительности значит хлопоты, мучение, труд».

«Тот, кто сражается (джахада), сражается (йуджахиду) во благо себе. Воистину, Бог не нуждается в мирах!».

Как и в случае с аятов 5:54, с самого начала суры, да и после этого аята, говорится совершенно о другом. И вдруг ни с того ни с сего верующих призывают сражаться. Мне лично не понятно, зачем переводчики делают это, вводя людей в заблуждение. Хотя все толкователи говорят, что речь об усердии.

«Мусульманин обязан бороться с собственными страстями, сатаной и неверующими врагами».

Можно было бы с ним согласиться, если бы он не добавил в конце о борьбе с неверными. Подобное ставит многих в тупик. Ибн Касир, в отличие от него, не стал упоминать о борьбе с неверными. И правильно сделал.

В продолжение этого аята, в 29:8 говорится:

«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться (джахадака) с тобой, чтобы ты приобщал ко Мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им».

В подобном переводе аят звучит нелепо. Непонятно только, почему Кулиев допустил подобную ошибку? Все встанет на свои места, когда вместо «сражаться» перевести «усердствовать», как перевели Абу Адель и Крачковский. В других переводах – «настойчиво будут стараться», «станут принуждать», «будут настаивать».

В том же смысле слово «джихад» употребляется в аяте 31:15.

«А тех, которые сражаются (джахаду) ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!».

Некоторые толкователи утверждают, что в аяте говорится о вооруженной борьбе с неверными. Тут тоже непонятно, при чем здесь сражение? На протяжении всей суры говорится о пророках, которые пытались образумить людей, творящих беззакония. И ни разу не упоминались военные действия, или «священная война» против «неверных». С чего это вдруг в последнем аяте говорится о сражении? В качестве мести за то, что предыдущие поколения не слушали своих пророков?

Другие толкователи говорят об «отстаивании Его дела».

Слово, производное от «джихад», употребляется в Коране также в другом значении, когда речь идет о клятве:

«Те, которые уверовали, скажут: «Неужели это — те, которые приносили величайшие (джахда) клятвы именем Аллаха о том, что они были с вами?» (5:53).

Слово употребляется в том числе в аятах 6:109, 16:38, 24:53 и 35:42. Оно имеет практически то же значение – «усердно клясться» (аксаму джахда).

Другие аяты со словом «джихад»: 5:35, 49:15, 61:11.

«Арабское слово «джихад» означает: «прилагать больше усилия для достижения какой-либо цели». Оно ни в коем случае не является синонимом так называемой Священной войны, ибо обладает более широким значением. Оно относится к любому серьезному стремлению, а «муджахид» обозначает того, кто постоянно имеет перед глазами свою цель, строит планы для ее достижения и отстаивает ее своим языком и своим пером, то есть борется за нее всеми доступными средствами. Все его усилия направлены на ее достижение, он борется против всех сил, встающих на его пути, а в случае необходимости без колебаний отдает за нее даже свою жизнь. Борьба такого человека называется «джихад». Из этого недвусмысленно проистекает, что под «джихадом» мусульманина вообще не следует подразумевать сокрушительную войну против неверных».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *