что такое пустынная сингулярность простыми словами

Сингулярность — что это такое простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Сингулярность — что это простыми словами

Каждый из нас изучая и познавая окружающее мироздание, нередко сталкивается с событиями, описанными как «сингулярность». Термин позаимствован из латинского языка (singularis), что означает «уникальность», «единственность» или «особенность» чего-либо.

Наше познание и понимание не безгранично, и когда в какой-то области мы наблюдаем, предполагаем или ощущаем процессы, но объяснить не можем. Предполагаемые явления в данный момент времени, находятся как бы за горизонтом уровня наших знаний.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Про Сингулярность простыми словами

Рассмотрим это понятие на некоторых примерах:

Хоть уже давно математически доказано возникновение Вселенной из объекта сингулярности, но это пока находиться за горизонтом нашего восприятия:

Футурология о технологичной сингулярности

Великий ученый нашей современности Stephen Hawking (Стивен Хоукинг) подтвердил в своей теории расширения Вселенной возникновение «сингулярности», но это не соответствует классическим законном современной физики. Законам, согласно которым не соответствует состоянию космологической сингулярности (плотность материи и температура одновременно имели бесконечные значения).

Современное научное сообщество проводит фундаментальные исследования, чтобы попытаться найти ответы, что было до Большого взрыва. Так Stephen Hawking разрабатывал теорию квантовых полей, условия, способные нарушить состояние энергодинамичности. Также есть предположения, что используя квантовую гравитацию, можно будет понять динамику развития процессов, где отсутствуют данные.

Что ждет человечество, как будут развиваться общественные, социальные, межгосударственные и другие отношения в мире, над этим работают ученые футурологи. Что ждет планету Земля в глобальном смысле, в ближайшем и далеком будущем. Какие процессы окажут самые главные влияния на развитие цивилизации.

Бурное развитие науки, техники, экономики и других процессов в XXI веке неразрывно связаны с социальным развитием современного общества и отражается в определенных закономерностях и динамке. Полученные в прошлом данные экстраполируются виде прогнозов бедующих явлений и процессов.

Простыми словами экстраполяция — это процесс работы с «неизвестными данными, будущими» на основе полученных данных в прошлом и настоящем. Это позволяет сделать более достоверный и предсказуемый прогноз будущего.

Технологическая сингулярность — это одна из теорий развития будущей науки. Футурологи предполагают и прогнозируют ближайшее будущие время развития науки и технологий до такого уровня, когда оно станет не доступным для понимания человечества. Эти прогнозы вероятной картины будущего представлены в возможностях:

Выводы

Необходимо сделать важное дополнение к сказанному выше. Не все ученые мужи согласны с «перспективой» технологичной сингулярности (высокого интеллекта компьютеров и роботов), так как понимают, что всё человечество попадет в очень сложную ситуацию.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Про сингулярность простыми словами

В связи с этим многие передовые ученые и компании разрабатывают технологии способные в значительной степени повысить и даже уровнять шансы человечества перед машинами.

Некоторые просветители науки просто исключают возможность как таковую сингулярность в технологическом развитии общества. Их оптимистическая теория констатирует, что с техническим интеллектом машин будет развиваться и эволюционировать мозг человека, который всегда будет выше на несколько шагов самых умных машин.

Источник

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словамиmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

В философии слово «сингулярность», произошедшее от латинского «singulus» — «одиночный, единичный», обозначает единичность, неповторимость чего-либо — существа, события, явления. Больше всего над этим понятием размышляли современные французские философы — в частности, Жиль Делез. Он трактовал сингулярность как событие, порождающее смысл и носящее точечный характер. «Это поворотные пункты и точки сгибов; узкие места, узлы, преддверия и центры; точки плавления, конденсации и кипения; точки слез и смеха, болезни и здоровья, надежды и уныния, точки чувствительности». Но при этом, оставаясь конкретной точкой, событие неизбежно связано с другими событиями.

Поэтому точка одновременно является и линией, выражающей все варианты модификации этой точки и ее взаимосвязей со всем миром.

«Когда человек создаст машину, которая будет умнее человека, история станет непредсказуемой, потому что невозможно предугадать поведение интеллекта, превосходящего человеческий»

В других науках термин «сингулярность» стал обозначать единичные, особые явления, для которых перестают действовать привычные законы. Например, в математике сингулярность — это точка, в которой функция ведет себя нерегулярно — например, стремится к бесконечности или не определяется вообще. Гравитационная сингулярность — это область, где пространственно-временной континуум настолько искривлен, что превращается в бесконечность. Принято считать, что гравитационные сингулярности появляются в местах, скрытых от наблюдателей — согласно «принципу космической цензуры», предложенному в 1969 году английским ученым Роджером Пенроузом. Он формулируется так: «Природа питает отвращение к голой (т.е. видимой внешнему наблюдателю) сингулярности». В черных дырах сингулярность скрыта за так называемым горизонтом событий — воображаемой границей черной дыры, за пределы которой не вырывается ничего, даже свет.

Но ученые продолжают верить в существование где-то в космосе «голых» сингулярностей. А самый яркий пример сингулярности — состояние с бесконечно большой плотностью материи, возникающее в момент Большого взрыва. Этот момент, когда вся Вселенная была сжата в одной точке, остается для физиков загадкой — потому, что он предполагает сочетание взаимоисключающих условий, например, бесконечной плотности и бесконечной температуры.

В сфере IT ждут прихода другой сингулярности — технологической. Ученые и писатели-фантастыобозначают этим термином тот переломный момент, после которого технический прогресс ускорится и усложнится настолько, что окажется недоступным нашему пониманию. Исходно этот термин предложил американский математик и писатель-фантастВернор Виндж в 1993 году. Он высказал следующую идею: когда человек создаст машину, которая будет умнее человека, история станет непредсказуемой, потому что невозможно предугадать поведение интеллекта, превосходящего человеческий. Виндж предположил, что это произойдет в первой трети XXI века, где-то между 2005 и 2030 годами.

В 2000 году американский специалист по развитию искусственного интеллекта Елиезер Юдковски также высказал гипотезу о том, что, возможно, в будущем появится программа искусственного интеллекта, способная совершенствовать саму себя со скоростью, во много раз превосходящей человеческие возможности. Близость этой эры, по мнению ученого, можно определить по двум признакам: растущая техногенная безработица и экстремально быстрое распространение идей.

«Вероятно, это окажется самой стремительной технической революцией из всех прежде нам известных, — писал Юдковски. — Свалится, вероятнее всего, как снег на голову — даже вовлеченным в процесс ученым… И что же тогда случится через месяц или два (или через день-другой) после этого? Есть только одна аналогия, которую я могу провести — возникновение человечества. Мы очутимся в постчеловеческой эре. И несмотря на весь свой технический оптимизм, мне было бы куда комфортнее, если бы меня от этих сверхъестественных событий отделяли тысяча лет, а не двадцать».

Темой технологической сингулярности вдохновлялись писатели жанра «киберпанк» — например, она встречается в романе Уильяма Гибсона «Нейромант». Она показана и в популярном романе современного фантаста Дэна Симмонса «Гиперион» — там описывается мир, помимо людей, населенный Искинами — то есть, носителями искусственного интеллекта, которые вступают в конфликт с человечеством.

«Это был сингулярный случай, когда механизм вышел из-под контроля». Правильно — «единичный».

«Я уверен, рано или поздно Вселенная снова схлопнется в сингулярность».

«Мне нравится этот роман — лучшее описание технологической сингулярности из всех, что я читал».

Источник

Значение слова «сингулярность»

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Сингулярность в философии — единичность существа, события, явления.

Математическая сингулярность (особенность) — точка, в которой математическая функция стремится к бесконечности или имеет какие-либо иные нерегулярности поведения.

Гравитационная сингулярность (сингулярность пространства-времени) — область пространства-времени, через которую невозможно гладко продолжить входящую в неё геодезическую линию.

Космологическая сингулярность — состояние Вселенной в начальный момент Большого взрыва, характеризующееся бесконечной плотностью и температурой вещества.

Технологическая сингулярность — предполагаемый некоторыми исследователями короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса.

Компьютерная сингулярность — точка во времени, с которой машины начинают совершенствовать сами себя, без помощи кого-либо.

сингуля́рность

1. филос. свойство по значению прилагательного сингулярный; единичность существа, события, явления

2. матем. точка, в которой математическая функция стремится к бесконечности или имеет какие-либо иные нерегулярности поведения

3. физ. область пространства-времени, через которую нельзя продолжить геодезическую линию

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пластичный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Сингулярность (кратко)

Давайте рассмотрим простым языком и выясним что это такое.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Чем ближе пространство к «горошине» тем сильнее действует на нее гравитационная сила.

Насколько сильно притягивает сингулярность?

Рассмотрим на примере человека притяжения к Земле.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

возьмем пример человека который летит к сингулярности

Предположим что такой человек ростом 2 метра находится уже в двух метрах от сингулярности и лежит горизонтально.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

С атомами все тоже самое!

@moderator, а удалить пост незя? яндекс выдает ссыль на этот пост при запросе «сингулярность», а я реально хочу про сингулярность узнать

Предположим что такой человек ростом 2 метра находится уже в двух метрах от сингулярности и лежит горизонтально.

Ошибочка. Человек на картинке расположен вертикально относительно сингулярности (хотя и горизонтально для тех, кто смотри с экрана компьютера). Будь он расположен горизонтально к сингулярности, он был бы скручен в дугу или кольцо. Вертикаль – это линия, направленная на центр притяжения, горизонталь – линия перпендикулярная к вертикали.

вы дошли до этого открытия, если сами ниже приводите формулу силы гравитации, обратно пропорциональной квадрату расстояния? Человек рядом с Землёй равноудалён от всех её точек?

Далее про сингулярность:

возьмем пример человека который летит к сингулярности

Где летит, если пространство сжато в точку?

ТС, если вы ближайший родственник баобаба, зачем людям пудрить мозги? Посмотрели «Спокойной ночи, малыши!», почистили зубы и спать.

ТС, у вас сплошные опечатки в тегах. Вместо «наука», «космос» и «сингулярность» должны быть «школота», «въебал говна», «бред сивой кобылы».

это какой атом можно разорвать пополам? Они как бы не совсем однородны.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Девятой планете быть?

Британский астроном Майкл Рован-Робинсон из Имперского колледжа Лондона обнаружил потенциальную новую планету Солнечной системы

Она тяжелее Земли в 3-5 раз.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Он изучил снимки космической обсерватории IRAS и обратил внимание на объект на окраине Солнечной системы, который может оказаться неуловимой планетой Икс.

Как отметил Рован-Робинсон, параметрам гипотетической планеты Икс соответствует только один объект, присутствующий на снимках IRAS. Если обнаруженный объект на самом деле окажется девятой планетой Солнечной системы, то расстояние между этой планетой и Солнцем составляет от 225 до 250 расстояний между Землей и Солнцем. При этом, планета примерно в три-пять раз массивнее Земли.

Планета Икс — гипотетическое небесное тело, которое, согласно некоторым предположениям, может существовать на окраине Солнечной системы. Несколько лет назад планетологи из США Константин Батыгин и Майкл Браун сообщили, что обнаружили следы планеты Икс — расчеты ученых показали, что таинственная планета, удаленная от светила на 100 миллиардов километров, имеет размеры Нептуна или Урана.

Поиски неуловимой планеты пока что не привели ученых к четким результатам, однако Майкл Рован-Робинсон заявляет, что его открытие может оказаться той самой планетой Икс. Астроном говорит, что небесное тело не было обнаружено до сих пор из-за того, что оно вращается вокруг Солнца по сильно наклоненной орбите.

Ввиду развернувшейся в комментариях дискуссии

Ученый искал эту планету почти 30 лет.

Далее из его работы

В 1980-х годах уже давно существовал интерес к тому, что в то время считалось десятой планетой, Планетой X. Оказалось, что на орбите Нептуна есть необъяснимые обломки. Хотя они были намного меньше, чем обломки на орбите Урана, благодаря которым Ле Веррье и Адамс открыли Нептун, они побудили Томбо к поиску новой планеты. Что привело к открытию в 1930 году того, что мы теперь знаем как карликовую планету Плутон. Быстро стало ясно, что Плутон слишком мал, чтобы объяснить обломки на орбите Нептуна, и поэтому возможность существования десятой планеты оставалась (полный исторический обзор и ссылки см. в Батыгин и др. (2019)).
В 1983 году, работая над подготовкой каталога точечных источников IRAS, я предпринял систематический поиск Планеты X в данных IRAS. Поиск оказался безуспешным, хотя удалось обнаружить комету Боуэлла (Walker и Роуэн-Робинсон 1984). Забавно, что недопонимание, которое произошло на брифинге научной группы IRAS, проведенного старшими сотрудниками НАСА, привело к тому, что в 1983 году в прессе появилась информация о том, что IRAS открыл десятую планету. (см. Rowan-Robinson 2013 для подробного описания того, как возникло это недоразумение).
Интерес к Планете X вновь вспыхнул в конце 1980-х годов
(Harrington 1988, Seidelmann and Harrington 1988, Jackson and Killen 1988, Neuhauser and Feitzinger 1991) и Королевское астрономическое общество организовало дискуссионную встречу в 1991 году по теме «Динамика Солнечной системы и Планета X». Я представил отчет о моих поисках в IRAS и пришел к выводу, что я на 70% уверен, что Планеты X не существует. Цифра 70% относилась к области неба, в которой я смог провести свои исследования IRAS. Отчеты об этой встрече были представлены Моррисоном (1992) и Кроссуэллом (1991).
Впоследствии повторное измерение массы Нептуна выявило отсутствие нептунианских объектов (Standish 1992). Отсутствие отклонений от орбит космических аппаратов «Пионер» и «Вояджер» показывает, что ни одна неизвестная массивная планета Солнечной системы не находится в плоскости эклиптики.
Луман (2014) использовал данные WISE, чтобы установить жесткие ограничения для объектов с массой Сатурна или Юпитера массы объектов в Солнечной системе до 28 000 и 82 000 АЕ (астрономических единиц), соответственно.
Открытие десятков новых карликовых планет в течение последующих двадцати лет привело как к пересмотру определения
Плутона как карликовой планеты, так и к их потенциал в поиске возможных далеких массивных планет на сильно наклоненных орбитах.
Батыгин и Браун (2016) и Браун и Батыгин (2016), развивая идею Трухильо и Шеппарда (2014), предположили, что планета массой в несколько десятков земных масс на наклонной и эксцентричной орбите на расстоянии 280-1000 АЕ может объяснить выравнивание орбит карликовых планет пояса Койпера.
Поскольку эта планета была значительно более удаленной, чем Планета X,
которую я искал в 1983 году, я подумал, что стоит повторить мой поиск в IRAS и определить количественно, каковы ограничения для такого объекта. Фиенга и другие (2016), Холман и Пейн (2016), Иорио (2017), Миллхолланд и Лафтон (2017), Medvedev et al (2017), Caceres and Gomes (2018), Brown and Batygin (2019), Batygin et al (2019) и Fienga и др. (2020), дали дополнительные динамические ограничения на орбиту Планеты 9. В частности, Фиенга и другие (2016) используя данные радиолокации Кассини пересматривают параметры возможной планеты с орбиты Показать полностью 1

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Разбор короткометражного фильма «Странники» («Wanderers»)

В этом разборе мы посмотрели фильм Эрика Вёрнквиста 2014-ого года «Странники» и рассмотрели каждый кадр, чтобы понять насколько он реалистичен.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Они улетели и не вернутся никогда. Вояджеры

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Проект «Вояджер» – один из самых масштабных и успешных космических проектов, созданных человечеством. Ученые до сих пор изучают данные, собранные в рамках миссии, а аппарат «Вояджер-1» является самым отдаленным объектом, который создал человек.

Но обо всем по порядку:

В середине 60-х годов в своей работе о гравитационных маневрах и полетах к дальним планетам один никому не известный студент-интерн указал на удачное сближение сразу четырех планет: Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Таким событием, конечно же, заинтересовались ученые из NASA, и уже в 1969 году был готов проект по запуску 4 автономных космических аппаратов, которые смогли бы максимально близко подлететь к планетам и изучить все их разом. Но финансирование урезали – денег хватило только на 2. Аппараты отправили в космос 20 августа и 5 сентября 1977 года, назвав проект «Вояджер» (с англ. «Путешественник») буквально за несколько дней до старта.

Чего только не было на борту Вояджеров: и камеры в высоком разрешении с разным углом обзора, и спектрометры с многочисленными настройками, детекторы плазмы, космических лучей, волн всяческих… В общем, вооружили их до зубов и на все случаи жизни.

К борту каждого из аппаратов был прикреплен диск с посланием внеземным цивилизациям. На пластинке записаны приветствия на разных языках, звуки Земли, классическая музыка, изображения земных пейзажей и многое другое. До сих пор не утихают споры о целесообразности и безопасности таких посланий. Делались они с твердой верой во внеземной разум или чтобы «увековечить» себя во Вселенной – не ясно. На эту тему у меня есть отдельный пост «Золотое послание Вояджера».

В чем же значимость проекта?

Программа «Вояджер» создавалась для исследования Юпитера и Сатурна, о которых в то время было известно очень мало, а так же для исследования спутников этих планет. Но миссия не ограничилась только этим. Сбор данных начался уже через несколько дней после старта. Выйдя в открытый космос и встав на свой курс, «Вояджер-1» передал на Землю первую свою фотографию: Земля и Луна с расстояния 11 млн км.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

К концу года оба аппарата вошли в Пояс астероидов и там, в бескрайней космической пустыне, «Вояджер-1» обогнал своего собрата, навсегда взяв лидерство в этой гонке. Ученые знали, что это произойдет, из-за этого «Вояджер-2» нарекли вторым номером, несмотря на то, что запустили его первым. В январе 1979 года «Вояджер-1» стал сближаться с Юпитером. Каждый день в одно и то же время аппарат делал несколько фотографий планеты, а ученые сложили из них занимательный «кинофильм». На нем видно как дуют ветра в атмосфере, как рождаются смерчи-воронки и как крутится Большое красное пятно. На фото Юпитер с расстояния 33 млн км.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Пролетая мимо Юпитера, «Вояджер-1» сделал примерно 19 тысяч снимков гигантской планеты и ее спутников, большинство из которых были удачными и четкими. Американский физик Эдвард Стоун сказал: «У нас набралось открытий почти на десятилетие вперед, за этот короткий двухнедельный период». Уже улетая от Юпитера, аппарат сделал финальные фото одного из спутников (Ио). Фильтр постобработки удалил белое пятно около поверхности, распознав в нем бесполезный шум, а вот ученые увидели совершенно иное – облако вулканического пепла. Это открытие просто взорвало научный мир! Впервые ученые увидели извержение вулкана вне Земли.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

«Вояджер-2» тоже не отставал. Вслед за своим «напарником» он продолжил изучать атмосферу Сатурна, систему его колец, а так же пролетел на бреющем полете мимо Энцелада – спутника Сатурна. На этом месте пути двух «братьев» разошлись. В 1981 году «Вояджер-2» круто поменял траекторию, направившись к Урану и Нептуну. Уже в 1986 году аппарат передал на Землю тысячи снимков Урана. Кстати, для этого на Земле пришлось модернизировать принимающие антенны, ведь расстояние до аппарата стремительно увеличивалось.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

До 1986 года ученые знали про Уран лишь то, что он вращается на боку, у него есть 9 колец и 5 спутников. Уже первые снимки аппарата позволили открыть еще 2 кольца, а количество известных спутников увеличилось в 3 раза. При этом кольца были значительно моложе самой планеты. Вероятнее всего, Уран разрушил часть своих спутников приливными силами.

На очереди был Нептун и пока «Вояджер-2» летел к этой далекой планете, на нашей Земле вовсю проходила подготовка для приема слабеющего с каждым днем сигнала. Ранее модернизированные антенны приходилось дорабатывать вновь, причем существенно. Для лучшего приема антенны в разных частях света (Калифорния, Испания, Автралия) связали в одну единую сеть, а их диаметр расширили.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Нептун был последней планетой, с которой должен был встретиться Вояджер-2. Было решено пройти невероятно близко рядом с планетой — всего в 5 тыс. км от его поверхности (это было менее трех минут полета при скорости аппарата). Ювелирная работа, что сказать. Все маневры были заложены в аппарат заранее, ведь сигнал от Нептуна до Земли идет больше 4 часов! За это время «Вояджер-2» преодолеет свыше 200 тысяч километров и любая команда, направленная учеными, станет бесполезной. В декабре 1989 года камеры «Вояджера-2» были отключены навсегда. Позже были произведены несколько корректировок курса. На сегодняшний день часть приборов находится в рабочем состоянии. Ученые прогнозируют, что энергии батареи хватит до 2025 года.

В это же время «Вояджер-1», закончивший свою миссию, удалялся прочь от Солнца со скоростью 17 км/с. В феврале 1990 года Вояджер делает совместное фото всех планет Солнечной системы, среди которых есть и Земля. Фото, сделанное с расстояния 6 миллиардов километров, до сих пор остается самым удаленным снимком нашей планеты. Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган много лет просил руководство проекта сделать это фото. С его легкой руки оно получило название «Бледно-голубая точка» (Pale Blue Dot). Снимок облетел весь мир и стал философским символом хрупкости нашего мира. Мира, который мы называем домом.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Сам Карл Саган сказал про этот снимок:

«Взгляните еще раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюбленная пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребенок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче».

На сегодняшний день оба Вояджера удаляются прочь из Солнечной системы. Они уже пересекли гелиопаузу и вышли в межзвездное пространство. «Вояджер-1» остается самым удаленным рукотворным объектом. Расстояние до него 23 млрд километров (154 расстояния между Землей и Солнцем) и оно увеличивается каждую секунду! В 2027 году он должен удалиться от нас на один световой день. После 2030 года оба аппарата перейдут в режим радиомаяков из-за нехватки мощности, а к 2040 году умолкнут навсегда. Через 300 лет они приблизятся к внутренней границе облака Оорта, а после этого отправятся вечно странствовать по галактике Млечный путь.

Посмотреть за Вояджерами в реальном времени можно здесь.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь, если еще не с нами.

Космос – это интересно!

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Новость №1328: Астрономы недосчитались космических лучей в центральной молекулярной зоне

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Новость №1326: На Земле произошла одна из крупнейших геомагнитных бурь за последние четыре года

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Израильский Институт Вейцмана стал участником консорциума Гигантского Магелланова телескопа

07.11.2021 Это будет самый большой и самый мощный в мире наземный оптико-инфракрасный григорианский телескоп.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Гигантский Магелланов телескоп (иллюстрация).

Корпорация GMTO, ведущая работы по сооружению Гигантского Магелланова телескопа, приветствует присоединение Научного Института им. Вейцмана в Реховоте к своему международному консорциуму выдающихся университетов и исследовательских институтов.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Гигантский Магелланов телескоп

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Новое партнерство подтверждает, что завершение строительства крупнейшего и самого мощного григорианского оптико-инфракрасного телескопа в мире является высшим приоритетом для мирового научного сообщества. Беспрецедентные возможности гигантского Магелланова телескопа в сочетании с ведущими научными знаниями и ресурсами Института Вейцмана в области астрофизики революционизируют наше понимание Вселенной и нашего места в ней.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Расположенный в израильском Реховоте научный Институт Вейцмана назван лучшим научно-исследовательским институтом в мире за пределами США и шестым среди лучших научно-исследовательских институтов мира согласно международному рейтингу.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Гигантский Магелланов телескоп

Интеграция выдающейся команды астрофизиков Центра и использование израильских инноваций позволит значительно расширить исследовательские возможности гигантского Магелланова телескопа.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Опираясь на лидерские позиции Института в астрофизике, физике элементарных частиц и проектировании космических миссий, Институт Вейцмана в рамках своей флагманской инициативы стремится выйти на новый уровень понимания центральных вопросов фундаментальной физики, при этом внося вклад в широкий спектр практических применений полученных знаний. Гигантский Магелланов телескоп имеет решающее значение для этой инициативы.

По прогнозу консорциума, Гигантский Магелланов телескоп будет введен в эксплуатацию в конца нынешнего десятилетия.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Путь к звездам

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

С чего начинается космос? На Земле он начинается с ревущих гигантов, сотрясающих грохотом старт и затихающих далёким громом в небе. Унося полезную нагрузку к звездам на своих плечах, ракеты-носители являются самыми мощными и самыми сложными летательными аппаратами, созданными человеком. И одновременно – одними из самых интересных. Как согласованно и сложно выполняют они свою полётную задачу – читайте в обзоре Naked Science.

Роль космической ракеты, или ракеты-носителя – поднять полезную нагрузку с земной поверхности до орбиты. Для этого ракета поднимает груз выше атмосферы и разгоняет его до орбитальной космической скорости. Подъем и разгон происходят в общем процессе выведения полезной нагрузки на орбиту, в результате которого достигается высота около 200-300 км.

Большинство ракет-носителей стартует вертикально с поверхности Земли, постепенно их траектория всё больше наклоняется. В полете происходит отделение ступеней, из которых собрана конструкция ракеты. Последняя ступень заканчивает разгон и отделяется от полезной нагрузки, начинающей свой самостоятельный космический полет. В пуске важна не только достигнутая скорость, высота и наклонение, но и точность выполнения этих параметров.

Его величество двигатель

Ракета разгоняется силой тяги двигательной установки, включающей один или нескольких двигателей. Его величество двигатель – самая важная, сложная и дорогая часть ракеты. Он выполняет две ключевые задачи: сжигает в камере сгорания топливо, в ходе этого процесса получается очень горячий и сильно сжатый газ. И разгоняет газ своим реактивным соплом, создавая силу тяги. От того, насколько правильно решаются обе задачи, зависят эффективность двигателя и совершенство ракеты. В качестве основных двигателей ракет-носителей чаще используют жидкостные ракетные двигатели, или ЖРД.

Жидкостным он называется из-за топлива, состоящего из двух жидких веществ – горючего и окислителя, – образующих топливную пару. Они вступают в химическую реакцию горения, в которой атомы горючего отдают свои электроны принимающим их атомам окислителя и образуют молекулы газов. Для полноты сгорания горючее и окислитель нужно подать в правильном соотношении и как можно лучше перемешать. Это делают форсунки, находящиеся в форсуночной головке в начале камеры сгорания. Оба компонента подаются в них с большим давлением многих десятков и сотен атмосфер, распыляясь в очень тонкую взвесь. Часто горючее и окислитель соединяются в общей форсунке, перемешиваясь в едином плотном факеле. Воспламенение происходит уже в начале факела форсунки, распыляемого в пламя зоны горения. Большое давление камеры сгорания приводит к очень быстрому сгоранию. Химическая энергия топлива переходит в потенциальную энергию продуктов сгорания, в форме высоких температуры и давления газа.

Получившийся сжатый газ устремляется в реактивное сопло, состоящее из двух частей. Камера сгорания переходит в сужающуюся часть сопла, где дозвуковой поток газа ускоряется. В самой узкой части сопла, называемой критическим сечением, поток достигает скорости звука. Дальше он попадает в расширяющуюся часть сопла, становится сверхзвуковым и продолжает разгоняться до самого среза сопла. Давление и температура при этом все время снижаются, зато непрерывно растет скорость потока. Сопло преобразует потенциальную энергию тепла и давления газа в кинетическую энергию струи, являясь тепловой машиной по разгону газа. Истечение струи создает реактивную силу в обратном направлении; эта сила составляет основную часть тяги двигателя. Чем быстрее истечение газа из сопла, тем больше сила тяги. Вот зачем струю разгоняют до высокой скорости, на краю сопла она может быть в три раза больше скорости звука.

Топлива в камеру подается много, сгорание идет с высокими температурами около трех тысяч градусов и под большим давлением. Это делает камеру сгорания и сопло очень нагруженными в силовом и тепловом плане.

Сопло раскаляется добела. Без охлаждения стенок камеры и сопла они неминуемо прогорят, и случится пожар двигателя. Охлаждение стенок камеры и сопла организуется разными путями. В специально проточенных тонких каналах в стенках сопла и камеры текут компоненты топлива, снимая часть тепла со стенок. Кроме этого, в камере сгорания создается пристеночная жидкостно-капельная завеса из горючего. Сама камера изготавливается очень прочной, чтобы держать огромное рабочее давление. Силовая рама передаёт усилие тяги от камеры сгорания на корпус ракеты.

Чем больше топлива сгорит в двигателе, тем больше тяга. Подачу топлива в ЖРД обеспечивает его вторая важнейшая часть – турбонасосный агрегат, или ТНА. Он объединяет главные насосы горючего и окислителя, другие насосы и вращающую их газовую турбину. ТНА работает крайне напряженно. Для создания большого расхода компонентов и высокого давления за насосами турбина совершает огромную работу и имеет очень большую мощность при компактных размерах. Отдельная камера сгорания ТНА сжигает компоненты топлива и направляет полученный газ на лопатки турбины. Отработанный газ за турбиной сбрасывается за борт в двигателях открытого цикла или идет на дожигание в основную камеру сгорания двигателей закрытого цикла.

Недавно появились сверхлегкие ракеты, у которой в ЖРД нет ТНА. Насосы горючего и окислителя вращают электромоторы запасенной в аккумуляторах энергией. Это сверхлегкие ракета-носитель Electron компании Rocket Lab и ракета Rocket компании Astra. Их небольшие двигатели, которые человек может удержать в одной руке, позволяют использовать электрический привод топливных насосов. Питаются электромоторы от литий-полимерных батарей, сбрасываемых в полете по мере их разрядки.

При принципиальной простоте конструкции работа двигателя в реальности весьма сложная. Газодинамические процессы в двигателе непросты и требуют правильной организации и управления. Так же сложна разветвленная гидродинамика жидких компонентов, теплообменные дела – и прочие динамика, физика и химия. Работа двигателя может нарушаться неустойчивыми режимами. Если давление в камере сгорания случайно вырастет больше расчетного, то перепад давления из форсунок в камеру снизится, это уменьшит подачу топлива в камеру. Меньше поступит и сгорит топлива – давление в камере снизится, что увеличит перепад давления на форсунках и приведет к подаче в камеру излишка топлива. Он сгорит и создаст скачок давления в камере – и цикл колебаний давления повторится. Такие пульсации давления могут иметь частоту десятка раз в секунду и приводят к разгону этого колебательного процесса до разрушения камеры сгорания или к неустойчивому горению с падением тяги. Такова низкочастотная неустойчивость двигателя.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

Высокочастотная неустойчивость возникает в виде акустических колебаний внутри камеры сгорания, образующих в ее объеме стоячие волновые конфигурации разных форм. Многократно отражаясь от стенок камеры и сливаясь, акустические колебания усиливаются до небольших ударных волн, с ростом давления и температуры во фронте волны. В местах их прилегания к стенкам камеры возникают локальные зоны высокого давления и температуры. В них могут возникать прогары и разрушения. Также высокочастотная неустойчивость способна ухудшать сгорание топлива. Борются с этим видом неустойчивости введением в камеру особых перегородок, расположением форсунок и другими мерами.

Тягой двигателя необходимо управлять. Например, при старте ракеты-носителя «Союз» тяга двигателей РД-107 растет не плавно, а ступенчато. После зажигания начинается режим предварительной ступени тяги. Между прочим, на этом этапе турбонасосный агрегат еще не запущен, насосы неподвижны, а керосин и кислород просто самотеком льются из баков в камеры сгорания, как вода из водонапорной башни. Но в камерах они уже горят вовсю, вырываясь наружу большими клубами огня и освещая низ ракеты яркой протяжной вспышкой. Если горение нормальное и устойчивое, то включается режим первой промежуточной ступени тяги. Запускается и раскручивается ТНА, расход компонентов и тяга вырастают, продолжается контроль работы двигателя. Далее следует вторая промежуточная ступень. Давление в магистралях и подача топлива усиливаются настолько, что тяга превышает вес ракеты, и она поднимается в воздух. И только через шесть секунд подъема ракеты двигатель переводится в режим главной тяги, на полную мощность. У других ракет циклограммы (точные и детальные последовательности действий) выхода двигателей на полную тягу могут различаться, но все они требуют контроля параметров работы двигателя сотни и тысячи раз в секунду. Управляют величиной тяги изменением работы турбины ТНА или клапанами подачи компонентов топлива. Управление направлением тяги производят через подвижный качающийся подвес основных или управляющих камер сгорания, разностью тяги в многокамерных двигательных установках и другими способами.

Выключение двигателя – тоже сложный процесс. Сразу закрыть главные клапаны топлива нельзя: могут возникнуть гидроудары в магистралях. Еще нужно снизить импульс последействия – остаточную тягу после прекращения подачи топлива. Ведь тяга падает до нуля не сразу и резко, а постепенно, расходуя запас давления в камере сгорания с дожиганием уже распыленного форсунками топлива. При выключении двигатель сначала переводят в пониженный режим, снизив подачу топлива и давление в камере. И лишь потом подают команду на выключение, которая прекращает подачу топлива в камеры сгорания.

Часто включение двигателей последней ступени бывает двукратным – в результате первого включения ступень с полезным грузом выходит на опорную орбиту. Позже, когда ступень дошла в нужную точку орбиты, делают второе включение двигателя, переводящее ступень на другую, целевую или переходную орбиту. Запуск двигателя в невесомости требует осаждения расплывшегося по бакам остатка топлива к заборному отверстию. Для этого включают небольшие твердотопливные двигатели – или двигатели ориентации. Они создают небольшую продольную перегрузку для смещения остатков топлива к нижнему днищу бака. Затем делают второе включение главного двигателя ступени с началом следующей фазы выведения.

Топливо – энергия для полета

Топливо к двигателю поступает через трубопроводы – главные магистрали горючего и окислителя, идущие внутри баков и двигательного отсека. Для криогенного топлива магистрали и каналы в двигателе перед стартом нужно охладить слабой подачей этих компонентов. Это называется захолаживанием двигателя. Подача рабочих объемов в неохлажденный двигатель может привести к вскипанию там криогенных компонентов и скачку давления в магистралях, что чревато остановкой подачи и обратным выбросом топлива. Еще в трубопроводах не должно возникать гидроударов и кавитации, а в заборных отверстиях в баках ставят воронкогасители. Для борьбы с вредными эффектами магистрали снабжают буферными бачками, бустерными (предварительными) насосами и другими устройствами.

Виды топлива для ракет-носителей используют разные: криогенные в виде сжиженных газов либо высококипящие, как керосин или несимметричный диметилгидразин. Распространенные топливные пары: «керосин плюс кислород» и «водород плюс кислород». Уходит в прошлое ядовитая топливная пара «азотный тетраоксид плюс несимметричный диметилгидразин», печально известный гептил. Осваивается перспективная пара «кислород плюс метан». Важнейшие показатели топлива – количество энергии, получаемое при сжигании килограмма топлива, плотность компонентов, задающая нужный объем баков, и криогенность, требующая теплозащитных мер. Важна стоимость топлива, экологичность, технологичность производства, транспортировки, хранения, инфраструктуры для заправки, и другие характеристики. Например, пара «азотный тетраоксид плюс несимметричный диметилгидразин» – самовоспламеняющаяся, загорается немедленно при контакте компонентов, и для нее не нужно воспламенительных устройств.

Топлива в ракете много – до 9/10 от ее стартовой массы. Вмещающие его баки – довольно сложные конструкции. Баки с жидкими газами требуют теплозащиты для предотвращения не только нагрева содержимого, но и наружной конденсации воздуха в жидкость: например, на поверхности баков с жидким водородом. Внутри баков есть перегородки, снижающие колебания топлива в полете. Бак должен выдерживать давление наддува для его нормальной работы и многократный вес топлива в условиях перегрузок. Еще в баках есть система термостатирования, постоянно перемешивающая криогенный компонент, и не дающая ему расслаиваться. Иначе вверху может возникнуть нагретый слой с его дальнейшим вскипанием и скачком давления в баке вплоть до его разрушения. А система барботирования продувает через массив компонента массу мелких пузырьков, перемешивающих его на тонком уровне. Есть система одновременного опорожнения баков, согласующая расход горючего и окислителя, сокращающая неиспользуемые остатки топлива. Есть система наддува, обеспечивающая нужное давление в баке и его изменение перед стартом. Системы датчиков, с информационными линиями от них. И всё выше перечисленное – далеко не полный перечень оборудования.

Для запусков в космос широко используются и твердотопливные двигатели. Они служат ускорителями на этапе работы первой ступени, создавая иногда половину или даже 4/5 взлетной тяги. Твердым топливом служит смесь минерального окислителя, обычно перхлората аммония, и алюминиевой пыли в качестве горючего. Эти измельченные компоненты склеены полимерным связующим, синтетической резиной под названием полибутадиенакрилонитрил, или бутадиен-нитрильный каучук (БНК). Он содержит много углерода и водорода, и является тоже горючим. Энергетика твердотопливных двигателей хуже жидкостных. Но они дешевле и проще в эксплуатации. При компактных размерах твердотопливные двигатели выдают большую тягу, крупнейшие из них стали самыми мощными двигателями, созданными человеком. Ракеты-носители используют твердотопливные ускорители в количестве от одного до шести, прикрепленные по бокам первой ступени с ЖРД и сбрасываемые после выгорания топлива. А иногда и сами ракеты-носители бывают полностью твердотопливными, или содержат в своем составе твердотопливные ступени.

Летающая конструкция как динамическая система

Ракета-носитель делится на ступени, обычно на две или три. Это нужно для отбрасывания опустевшей во время полета топливной тары, чтобы не тратить топливо напрасно на её разгон. Деление на ступени бывает разным – поперечным, продольным и комбинированным. Ракета «Союз», поднимающая космонавтов на орбиту, имеет пакетную схему: центральный блок окружен четырьмя боковыми блоками. На старте все работают вместе, а после выработки топлива боковые блоки отделяются. Центральный блок дальше работает в качестве второй ступени, а после выработки топлива он отделяется от третьей ступени, которая завершает вывод на орбиту.

Топливные пары ступеней могут быть одинаковыми или разными. Например, все ступени ракет «Союз» или Falcon 9 – кислородно-керосиновые, а у ракеты Delta-4 Heavy – кислородно-водородные. Напротив, у ракет Saturn-5 и Atlas V первая ступень кислородно-керосиновая, а другие – кислородно-водородные. Ступени соединены переходными отсеками, передающими усилие с нижней ступени на верхнюю. Разделение ступеней должно быть безударным, чтобы нижняя не догнала верхнюю импульсом последействия и не стукнула в нее. Первая ступень всегда самая большая и массивная. Она работает до высот 40-60 километров, пару с лишним минут полета, а после отделения разрушается в районах падения. Вторая ступень выводит полезную нагрузку на орбиту – или повторяет судьбу первой ступени, если есть третья ступень, которая и достигает космической скорости.

Во время полета конструкция ракеты испытывает самые разнообразные нагрузки. Атмосфера создает силы аэродинамического сопротивления, давящие на корпус. При углах атаки с косым обдувом ракеты возникает боковая аэродинамическая сила. Наибольшая нагрузка потоком достигается примерно через минуту полета, сразу после достижения скорости звука, на высоте восьми-девяти километров. Для снижения потерь скорости и защиты полезной нагрузки от встречного потока сверху ракеты ставят обтекатель. С выходом ракеты за атмосферу его сбрасывают. Атмосфера также помогает стабилизировать ракету: для этого на некоторых первых ступенях есть стабилизаторы – например, треугольные крылышки на «Союзе».

Состояние ускорения в технике называется перегрузкой. Величина ускорения сравнивается со средним ускорением силы тяжести на поверхности Земли, так получается числовое выражение перегрузки. Мы с вами живём в непрерывной единичной перегрузке земного тяготения.

Конструкция ракеты со всеми элементами, узлами и агрегатами находится и работает в условиях нарастающей перегрузки, защититься от которой невозможно в принципе. Вес узлов и агрегатов, вес топлива в баках увеличивается пропорционально перегрузке: при двукратной – в два раза, при трехкратной – в три раза. Вырастает и давление топлива в баках и магистралях. Это нужно учитывать, закладывая в конструкцию необходимый запас прочности. Перегрузка плавно растет до трех-четырех единиц к концу работы каждой ступени, а после ее выключения резко падает до нуля, снова вырастая сходным образом при работе следующей ступени.

Элементы ракеты должны быть прочными при наибольшей легкости. Поэтому в ракете широко используют сплавы на основе алюминия и магния, последнее время дополняемые изделиями из углеродных композитных материалов. Впрочем, применяется и сталь, и медь, и золото; и многие другие материалы. Для твердотопливных ускорителей применяются как стальные корпуса, так и композитные, выполненные намоткой прочных нитей с закреплением их полимерными составами. На современной сверхлегкой ракете Electron компании Rocket Lab используется углеродное волокно, на основе которого сделаны баки для керосина и жидкого кислорода.

Ракета представляет собой сложную динамическую систему, в которой одновременно идет огромное множество процессов, действуют разнообразные силовые и тепловые нагрузки.

Топливо меняет свою массу и положение в баке, его поверхность может косо смещаться и раскачиваться. С выработкой топлива меняется центр масс ракеты. Разные вибрации охватывают корпус, в одних местах усиливаясь, в других ослабевая, сменяя друг друга. Различные силы давят на конструкцию, создавая сжимающие, растягивающие и крутящие нагрузки. Длинный корпус работает как изгибающаяся балка – с колебаниями концов относительно друг друга и центра масс ракеты. В совокупности всех воздействий материал конструкции находится в сложном напряженном состоянии, сочетающем многообразные статические и динамические нагрузки.

Первая в мире ракета-носитель, еще только создаваемая межконтинентальная баллистическая ракета 8К71 (как баллистическая ракета она состоялась уже после запуска первого спутника на орбиту), была названа «Спутник» (8К71-ПС) после подтверждения успешного выхода на орбиту первого спутника ПС-1. «Простейший спутник 1» весил всего 83,6 кг. Второй спутник с несчастной Лайкой на борту весил уже полтонны, однако он не имел многих систем, свойственных автономным спутникам, и не отделялся от второй ступени ракеты, образуя с ней одно целое. Третий спутник Д-1, для газетных сообщений называемый «Спутник-3», должен был стать первой полноценной научной станцией в космосе; его научная и измерительная аппаратура составляла почти тонну массы, а сам спутник достигал 1327 кг. Для его запуска потребовалась существенная модернизация ракеты-носителя, с получением нового шифра 8А91.

Пуск обновленной ракеты (№Б1-2) проводился 27 апреля 1958 года. Вначале ракета и ее системы работали нормально. Но в магистрали окислителя центрального блока возникли и усилились под действием растущей полетной перегрузки продольные колебания. Это привело к колебаниям давления жидкого кислорода на входе в двигатель, и к пульсации тяги его двигателя. Из-за возникшей переменной тяги двигателя центрального блока на 88 секунде полета начались резонансные силовые колебания боковых блоков ракеты, которые стали быстро нарастать. Всего через восемь секунд, на 96 секунде полета, боковые блоки оторвались от центрального, и ракета разрушилась в воздухе. Остатки ракеты упали в пределах полигона, примерно в ста километрах от старта. Спутник сразу оторвался от ракеты и падал отдельно, что позволило ему уцелеть, лишь слегка сплющившись при ударе о земную поверхность. Так развилась и произошла первая космическая авария. Ее расследование позволило в итоге успешно запустить «Спутник-3» в виде дублера 15 мая 1958 года.

что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть фото что такое пустынная сингулярность простыми словами. Смотреть картинку что такое пустынная сингулярность простыми словами. Картинка про что такое пустынная сингулярность простыми словами. Фото что такое пустынная сингулярность простыми словами

В ракете-носителе размещают огромное количество различных систем и подсистем, основных и вспомогательных, обеспечивающих выполнение множества задач и бортовых функций. Это всевозможные гидро- и пневмосистемы; разветвленная бортовая электросеть с линиями и контурами питания, распределителями и источниками электроэнергии; различные пироболты и пироклапаны с линиями управления их срабатыванием; линии связи со ступенями. Важные системы дублируются, делаются резервные линии и блоки; наиболее важные троируются.

Полет ракеты требует непрерывного управления. Его осуществляет система управления полетом. Гироскопические датчики измеряют вращение ракеты вокруг ее трех осей и вычисляют текущую ориентацию в пространстве. Акселерометры точно измеряют ускорения вдоль трех пространственных координат. Интегрирование ускорений дает текущие скорости и общую скорость ракеты (скорость центра масс), ее величину и направление. А двукратное интегрирование ускорений дает координаты положения ракеты в пространстве относительно точки старта – удаление (по прямой в пространстве) или ортодромную дальность (по поверхности Земли), высоту и боковое смещение. Так работает инерциальный блок системы управления; он может дополняться астронавигацией, радионавигацией, системой GPS и другими навигационными каналами.

Блоки системы управления постоянно сравнивают положение ракеты и ее скорость с программными значениями, заданными на этот момент полета. Когда отклонения ракеты от расчетной траектории приближаются к предельно допустимым, система управления полетом вырабатывает управляющие команды, поступающие на рабочие органы – основные или управляющие двигатели. Они на рассчитанную величину меняют режим работы или отклоняются на подвижных подвесах. Возникает корректирующее движение ракеты, возвращающее ее ближе к расчетной траектории и регулирующее ее скорость. Ракета «гуляет» вокруг расчетной траектории внутри пространственной трубки, поверхность которой образована предельными допустимыми отклонениями, и не выходит за их пределы благодаря работе системы управления полетом. Алгоритмы управления оптимизируют движение носителя, сокращая количество приближений к границам допустимых отклонений и частоту корректирующих движений.

Система управления полетом постепенно наклоняет ракету, заваливая ее в горизонт и отрабатывая программу изменения угла тангажа (тангаж – это наклон главной, продольной оси ракеты к плоскости текущего горизонта). С ростом высоты и удалением от старта скорость ракеты становится все более горизонтальной. При достижении заданной скорости система управления полетом выключает двигатель последней ступени и отделяет полезную нагрузку в свободный полет. Иногда это происходит после второго включения и перехода на другую орбиту.

Конструкции ракет-носителей и схемы полета развиваются и эволюционируют. Из стандартных схем выделяется двухступенчатая тяжелая ракета Falcon 9 американской компании SpaceХ. Ее первую ступень с девятью двигателями сделали возвращаемой и повторно используемой, на сегодня ее повторное использование достигло шести раз. На высоте 60 километров происходит разделение ступеней, при этом в первой ступени остается запас топлива для посадки. По инерции поднимаясь до 120 километров, ступень начинает управляемый спуск. В верхней части снижения работают двигатели ориентации, на атмосферном участке – решетчатые аэродинамические рули, раскрываемые в верхней части ступени. Скорость гасится несколькими включениями трех из девяти основных двигателей. В итоге управляемого спуска ступень разворачивает траекторию и приземляется на площадку возле старта или садится на посадочную баржу в океане, раскрывая три посадочные опоры перед касанием поверхности. Таким образом, повторно используют и корпус ступени, и девять из десяти двигателей – самые дорогие компоненты ракеты (десятый остается на второй ступени). Возвращаются и две половинки обтекателя для повторного использования, опускающиеся на управляемых парашютах в широкую сетку специального судна, подхватывающего их на ходу. Многоразовое использование первой ступени сегодня отрабатывают и на других ракетах, как летающих, так и проектируемых.
Такие схемы полета требуют наличия отдельных, собственных систем управления полетом для возвращаемых элементов ракеты, переходящих к управляемому полету после работы на основном участке. Первая ступень, выполняющая заданную посадку, должна обладать полноценной системой управления полетом после отделения второй ступени – как и собственным бортовым измерительным комплексом, так и блоком выработки команд, и исполнительной частью. Это же относится и к возвращаемым половинкам обтекателя, поскольку они вводят в действие средство возвращения в виде планирующих парашютов, и через управление ими приходят в заданные точки посадки. По сути, многоразовая ракета-носитель формата «Falcon-9» в процессе полета разделяется на ряд самостоятельных летательных аппаратов, осуществляющих после основной работы в пуске собственные автономные управляемые полеты с задачей посадки заданным образом в заданных точках. Это новая архитектура системы управления полетом ракеты-носителя, и сегодня она уверенно работает в практических пусках, все шире распространяясь в запускающей технике.

Информационные потоки в ракете возникают не только в системе управления полетом. На борту находится множество датчиков, измеряющих самые разные величины. Давление и температуру во всех камерах сгорания, давление в магистралях горючего и окислителя, частоты и амплитуды вибраций в разных частях ракеты, перегрузку и местные ускорения, всевозможные температуры, давления и расходы, электрические напряжения и токи, положение различных переключателей и клапанов, обороты турбины ТНА, а также сотни и тысячи других параметров. Их измерения нужны для контроля состояния ракеты и многих бортовых процессов. Пока ракета стоит на старте, данные передаются через примыкающую к ней кабель-мачту. Это кабельная телеметрия – измерение и передача данных с борта ракеты через кабели. В полете информацию передают по радиоканалам – это радиотелеметрия. Телеметрическое оборудование ракеты обладает большой пропускной способностью и высокой частотой измерений. В современных телеметрических системах датчики опрашиваются несколько тысяч раз в секунду, а число каналов (количество датчиков) достигает тоже нескольких, иногда многих, тысяч.

У ракет, запускающих в космос людей, есть система аварийного спасения, или САС. Она устанавливается над космическим кораблем и представляет собой твердотопливный двигатель с розеткой направленных назад и в стороны сопел. В случае аварийной ситуации на старте и в полете, требующей спасения экипажа, система управления полетом задействует САС, которая уводит корабль с людьми вперед и в сторону от аварийной ракеты-носителя. Если выведение проходит штатно, по плану, то САС отделяется от корабля на этапе работы второй ступени и уводится в сторону другой, маленькой розеткой сопел, чтобы не быть ненужной нагрузкой в разгоне корабля. Новые схемы космических кораблей могут использовать другую организацию САС, интегрированную с кораблем и не отделяющуюся при выведении, как это сделано у Crew Dragon от компании SpaceХ.

Ракеты-носители выводят в орбитальный полет грузы самой разной массы. Орбита орбите рознь, они могут сильно отличаться и требовать для выведения на них разной энергии и разных затрат топлива. Чем выше орбита, тем больше нужно энергии для ее достижения; также важно наклонение орбиты – для полярных орбит затраты энергии выше, потому что запуски на них проводятся поперек вращения Земли и не используют его. Для сравнения грузоподъемности ракет берут низкие опорные орбиты, высотой около 200 км, круговые, с умеренным наклонением к экватору. Ракеты-носители делятся на несколько классов грузоподъемности. Деление это достаточно условно и изменяется со временем и в разных странах, но примерная классификация по грузоподъемности следующая: сверхлегкие – 0,1– 0,3 тонны, легкие – до 1 тонны, средние – 1–20 тонн, тяжелые – 20–100 тонн, сверхтяжелые – свыше 100 тонн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *