что такое свип в бжж
Что такое свип в бжж
Что вам нужно изучать.
Для того чтобы получать удовольствие от борьбы нужно овладеть следующим минимумом знаний:
* Способность распознавать каждую из шести позиций. Вы должны уметь различать их во время спарринга примерно так: «Вот, сейчас я в черепахе, а мой противник пытается просунуть ноги, чтобы взять удержание со спины». Это поможет вам понять, что происходит, даже если вы не можете ничего сделать (пока!).
* Общее представление о том, как контролировать противника в каждой из шести позиций. Вы должны знать, где схватить, как расположить ноги и корпус, как использовать вес тела для того, чтобы удерживать противника. Если вы оказались снизу, надо знать, как расположиться так, чтобы его вес не давил на вас слишком сильно и чтобы не давать ему очевидных возможностей для проведения приемов.
* Как минимум два перехода из каждой позиции сверху. Каждая позиция сверху предполагает способы перехода в другую позицию: проход гарда в удержание сбоку или переход с удержания коленом в удержание сзади.
* Как минимум два способа ухода или свипа из позиции снизу. Если ваш противник удерживает вас, то у вас в запасе должна быть хотя бы пара способов, как уйти из-под него. Если противник у вас в гарде, нужно знать хотя бы пару свипов для того, чтобы перевернуть его и оказаться сверху.
* Как минимум две техники из каждой позиции. Цель бразильского джиу-джитсу – заставить противника сдаться. Для начала вам не нужно изучать все приемы, описанные в книге, но знать по две техники из каждой позиции нужно, чтобы действительно получать удовольствие от занятий этим боевым искусством.
Предпосылки и перспективы.
Когда вы овладеете парой атак и парой защит в каждой из шести позиций, бразильское джиу-джитсу станет приобретать смысл, а спарринги – приносить удовольствие.
Когда вы овладеете этими атакующими и защитными действиями, то 80-90% времени спарринга вы будете понимать, что происходит и что вам следует делать. Вы больше не будете теряться в партере и, поверьте мне, это прекрасное чувство.
Имея в голове примерный план действий для каждой позиции, вы можете получать удовольствие от самого процесса борьбы – а это самый важный тренировочный метод в БДД. Не рассчитывайте на то, что ваш геймплан всегда будет работать, ведь и противник может знать, как противодействовать вашим техникам. Но это не проблема, это нормальная часть игры. На каждый контрприем есть свой контр-контрприем, а на этот контр-контрприем всегда найдется контр-контр-контрприем, это бесконечный процесс обучения и развития, именно за это БДД и называют «человеческими шахматами».
Первое, что нужно сделать для того, чтобы понять, куда двигаться, – это понять, где выесть. Поняв, где вы находитесь, вы легко сможете разобраться с тем, куда вам двигаться, чтобы оказаться в нужном месте!
Сначала позиция, потом – прием.
По своей сути БДД – позиционная борьба. Думаю, вам часто приходилось слышать, как инструктора объясняют своим ученикам: «Сначала идет позиция и только потом — болевой». Так мы вкратце объясняем то, что вам нужно занять хорошую позицию до того как выходить на болевой, и не следует терять хорошую позицию ради сомнительного приема, и новичок должен больше внимания уделять отработке позиций.
Предпочитать позицию болевому правильно как в обучении, так и в непосредственно в схватке на ковре. Сначала овладейте базовыми позициями, а уж потом разбирайтесь какие техники проходят из этих позиций, вместо того, чтобы изучать целую прорву клевых болячек и удушек, а потом ломать голову, где и как их применять.
Действительно, есть техники, которые проходят из невыгодных положений снизу, но проходят они не так уж часто. Печально, но факт: когда вы снизу в плохой позиции, реальных возможностей для атаки у вас куда как меньше, чем у вашего оппонента, так что размен попытками болевых он, скорее всего, выиграет. Первое, что вы должны делать, оказавшись в плохой позиции, это попытаться улучшить ее и оказаться сверху или хотя бы взять противника в гард.
Введение в джиу-джитсуВоля — это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен. К. Кастанеда
Достижение высокого уровня джиу-джитсу
Самое большое препятствие в достижении высокого уровня владения джиу-джитсу — это Ваше эго. Временами трудно отсечь его, особенно, когда нужно выступать перед другими студентами. Вполне стественно беспокоиться о том, насколько хорошо вы выглядите. Но чтобы быть хорошим бойцом, не нужно делать это через призму чувства собственной значимости. Не старайтесь всегда выглядеть хорошо, не важно, что другие наблюдают не только ваши удачи, ведь вы пока учитесь.
Практикуйте джиу-джитсу как ребенок, воспринимая мир джиу-джитсу разумом ребенка. Вы когда-нибудь задумывались, почему дети так быстро учатся? С высокой вероятностью потому, что они больше озабочены получением удовольствия, чем своей значимостью и тем как они выглядят в глазах других.
Почувствуйте себя ребенком!
Попробуйте представить, что сегодня все белые пояса будут брать вас в маунт.
А завтра все поймают вас на рычаг локтя. Как часто вы видите студента со старшим поясом, позволяющего студенту, с поясом ниже, поймать его? Мало кто делает это, что опять возвращает нас к эго.
Обучение вне академии
Все, что идет на пользу вашему телу, полезно для практики Джиу-джитсу. Это может быть серфинг, пеший туризм, здоровое питание и многое другое. Все это сделает вас более проворными и сильными, поможет расслабить ум и тело, лучше подготовит вас к практике мягкого искусства. Вы можете оттачивать мастерство медитацией, кроссфитом, йогой, естественной гимнастикой, каждое упражнение которой может быть выполнено самостоятельно, без партнера. Это отличный способ узнать возможности вашего тела для улучшения практики джиу-джитсу. И позволяет развивать спортивные кондиции и гибкость, которые идут рука об руку с Вашим техническим арсеналом. Вы также можете улучшить динамику развития, если выделите время на изучение техники, тактики и философии джиу-джитсу из различных источников массовой информации, таких как книги и видео. Однако, для совершенствования техники и мышечной памяти, вам придется тренироваться с партнером, многократно повторяя действия. Когда вы тренируетесь с инструктором, держите свой разум открытым, чтобы не быть зависимим полностью от его слов, методов и мнений.
Я всегда говорю своим студентам: не зацикливайтесь на мне!
Участие в соревнованиях не является необходимым условием для всех изучающих джиу-джитсу. Некоторые могут принимать участие в чемпионатах по джиу-джитсу, просто потому, что они пользуются ими для получения знаний. Другие, возможно, испытывают к ним неприязнь или просто не хотят конкурировать с кем-то в данном виде спорта. Я, например, люблю заниматься другими видами спорта, но у меня нет желания соревноваться в них. Некоторые люди не любят соревнований, потому что не знают, как справляться с поражением. Если вы выиграете, вы счастливы, а если проигрываете, то ваш мир становится с ног на голову и это проблема. Страх поражения отпугивает некоторых людей от соревнований. А еще есть те, кто живут и умирают на соревнованиях, не понимая, это просто игра. Это игра, где вы смешиваете ваши знание, стратегию, сроки подготовки, здоровье и отношение к происходящему.
Как и в любой игре, лучший джиу-джитсу практик не всегда побеждает. Возьмем, к примеру, Чемпионат мира. Тридцать парней проливают литры пота и крови во время тренировок, а победитель только
Что такое БЖЖ?
Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) — боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.
Данное искусство основывается на принципе, по которому человек слабо развитого телосложения может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (болевые приёмы и удушения), и победить его. Бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для разных целей: самообороны, спорта, соревнований (как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (в БЖЖ также именуемый роллингом) и полноконтактная тренировка играют главную роль в обучении и при подготовке к соревнованиям.
Возникновение
Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды (яп. 前田光世) — мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎). Для Дзигоро Кано дзюдо было не просто боевым искусством — это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей физической форме, и метод развития силы воли, и, самое главное, путь к достижению душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «бразильское джиу-джитсу», также впитало в себя эти принципы.
Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств — борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.
Считается, что БЖЖ — это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо, но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане. Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году.
Название
Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу».
Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году, газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана.
Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу». В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грейси прибыли в Соединенные Штаты, чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грейси джиу-джитсу». Jiu-jitsu, более старое написание названия искусства на Западе, — более старая романизация, но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна — jujutsu. Другие правильные написания — jujitsu и ju-jitsu.
Это искусство иногда упоминается как Грейси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название — лишь торговая марка, зарегистрированная Хорионом Грейси (порт. Rorion Gracie), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грейси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грейси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грейси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грейси Хумаита (Gracie Humaita), Грейси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грейси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грейси.
Развитие
В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастао Грейси (порт. Gastão Gracie), местного аристократа. В 1916 14-летний сын Гастана — Карлос Грейси (Carlos Gracie) — наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Хелио Грейси (Hélio Gracie) заложил основу современного бразильского Грейси Джиу-Джитсу.
В 1921 году Гастао Грейси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому было 17 лет, передал знания, полученные от Маэды, своим братьям — Освальду (Osvaldo), Гастао (Gastão) и Жоржи (Jorge). Элиу был тогда слишком молод и болен для того, чтобы заниматься этим искусством, он не мог участвовать в тренировках из-за медицинского запрета. Несмотря на это, Элиу учился, наблюдая за братьями. Свои недуги он всё же смог преодолеть. Он считается многими основателем бразильского джиу-джитсу (хотя другие, например Карлоса Грейси (порт. Carlson Gracie), называют Карлоса основателем этого искусства).
Хелио участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грейси позже назвали болевой приём на плечевой сустав, которым был побежден Хелио. Семья Грейси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику. Многие полагают, что Хелио Грейси имеет 6-й дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Хелио Грейси имел какой-либо дан в дзюдо.
Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грейси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) — это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.
Известность
Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х, когда бразильский мастер джиу-джитсу Ройс Грейси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) — единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств. Ройс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбу. Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле.
Стиль
Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приёмы и удушения, с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.
БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и контрманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы, в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача — эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма.
Хензо Грейси писал в своей книге «Mastering Jujitsu»:
«У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грейси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств.»
Книга разъясняет теорию Мицуё Маэды, и автор утверждает, что в схватке могут быть выделены различные фазы: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле и так далее. Таким образом, первостепенная задача умного борца — держать борьбу в той фазе боя, что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грейси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грейси, совершенствуя бразильское джиу-джитсу. Позже эти положения в течение долгого времени совершенствовались семьей Грейси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.
Техника
Существуют две основные категории приёмов в бразильском джиу-джитсу: рычаги (узлы) и удушения. Создание рычага (узла) — это изоляция конечности противника к определённому положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращается по своей оси) вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не сумевший избежать данного положения, сдаётся. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Менее популярный приём — ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.
Особенности тренировки
Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций — также важная часть обучения во многих клубах.
Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике
Правила\техника | Дзюдо | Самбо | БДД |
---|---|---|---|
Захваты ног | Запрещены | Разрешены | Разрешены |
Удушающие приемы | Разрешены, но ограничены правилами | Запрещены | Разрешены |
Болевые приёмы на ноги | Запрещены | Разрешены | Разрешены, но ограничены правилами |
Прием «Ножницы» | Запрещён | Разрешён | Разрешён |
Бросковая техника | Развита | Развита | Слабо развита из-за ограничений в правилах |
Техника борьбы в партере | Слабо развита из-за ограничений в правилах | Слабо развита из-за ограничений в правилах | Развита |
Система обозначения ранга | Пояса и степени, разряды и звания (в России) | Разряды и звания | Пояса и степени |
Аттестация
Стандарты и традиции
Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу:
Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий — способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие.
Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы.
Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены.
Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу.
Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса. Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса. Использование их — ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс.
Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) — до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Хелио, Карлос и их братья Грейси имели когда-либо 10-ю степень. Членами семьи Грейси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грейси, Рейлсон Грейси (Reylson Gracie), Релсон Грейси (Relson Gracie), Рейсон Грейси (Reyson Gracie) и Рорион Грейси.
БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката).
Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грейси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8—10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее. Синий пояс можно получить после 1—2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2—4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, — 5—8 лет, чёрный — от 8 лет.
8 базовых навыков для джиу-джитсу
Ими должен обладать каждый джиуджицер
Вспомните, сколько раз вам приходилось слышать о так называемой «базе» в БЖЖ. Все говорят о том, что необходимо иметь «хорошую базу». Не всегда понятно, правда, что именно подразумевается под этим понятием. Владение набором каких-то техник? Определенные умения? Или что-то другое?
Свои ответы на эти вопросы дает известный практик и теоретик джиу, основатель «Братства бразильского джиу-джитсу», черный пояс от Роджера Грейси НИК ГРЕГОРИАДИС.
1. СПОСОБНОСТЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОК.
Первостепенный навык для вашего прогресса. Тренируясь без умения расслабляться, рано или поздно Вы столкнетесь с чувством вымотанности, перетренированности и, скорее всего, с травмами. Через чур напряженный, соревнователтный настрой на тренировки будет тормозить ваш прогресс. Опытным путем доказано, что материал лучше устаивается в расслабленном состоянии.
2. МОСТИК И КРЕВЕТКА.
Дзюдоист-олимпиец и черный пояс БЖЖ Флавио Канто как-то сказал: «Практикуйте приемы, а не отдельные движения». Сейчас я понимаю, что он имел в виду. Движения многогранны и могут быть «сотканы» в техники. Они задают инерцию для приемов.
Кстати, то, что вы выполняете эти дриллы по несколько раз в ходе разминки, еще не значит, что вы делаете их правильно или подобрались хоть сколько-нибудь близко к их реальным возможностям. Я тренируюсь уже 12 лет и до сих пор постоянно улучшаю и исправляю свои креветку и мост. И не забываю о том, что каждое из них имеет разные варианты. Уделяйте этим движениям больше времени и, гарантирую вам, вы быстро увидите как улучшилась ваша техника.
3. ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ.
4. ПРОХОД ГАРДА СТОЯ.
Когда это сделано, вы можете продолжить проход стоя или на коленях. Но, в любом случае, вам необходимо будет встать для того, что открыть гард вашего оппонента.
Конечно, есть техники прохода гард и сидя. Но попробуйте сделать их на ком-нибудь высоком и с сильными ногами. Интересно будет послушать, как у вас это получилось.
Чтобы узнать о техниках прохода гарда стоя, спросите у своего инструктора. Если он человек приличный, он покажет вам несколько вариантов не настаивая на оплате этого как индивидуального занятия.
5. УХОД ИЗ БОКОВОГО КОНТРОЛЯ.
После ряда лет практики, преподавания и осмысления этого аспекта БЖЖ, я выделил три компонента, которые, думаю, помогут вам его понять:
6. СВИП «НОЖНИЦЫ». Я когда-то слышал, что Риксон Грейси считает этот свип важнейшим из всех. И, если это правда, я могу понять почему. «Ножницы» важны потому, что для того, чтобы правильно их сделать необходимо объединить несколько жизненно важных для большинства свипов принципов:
— Контроль кисти и руки с той стороны, в которую будет осуществляться переворот. Если вы этого не делаете, вы не за вершите ни одного свипа за миллион лет. Игнорирование этого фактора, на мой взгляд, сопровождает большинство неудачных свипов.
— Основное движение в свипе задают бедра и туловище, а не руки. В большинстве случаев, когда вы задаете движение руками, вы действуете неэффективно. Взгляните на новичков, которые пытаются сдвинуть оппонента только за счет
силы своих рук, когда делают этот свип. В «Ножницах» движения ног обеспечивают все, что необходимо.
— Перевороту способствует повышение центра тяжести противника. Хорошая техника «Ножниц» подразумевает, что вы, используя верхнюю ногу и захват отворота, поднимаете таз партнера путем затаскивания его на себя. Центр тяжести противника поднимается выше и теперь перевернуть его можно гораздо легче. Это общий элемент для большинства свипов.
Для того, что лучше понять «Ножницы», посмотрите одно из сотен одноименных видео на YouTube и найдите в нем принципы движения.
7. КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ.
Ваша способность учиться и применять свои знания на матах напрямую связана с состоянием вашего сознания. А оно, в свою очередь, напрямую связано с дыханием. Если дыхание спокойное и ровное, то вполне вероятно, ваши движения будут такими же. Если же вы дышите прерывисто и хватаете воздух ртом, не думаю, что ваше джиу будет эффективно и даже вряд ли на него будет приятно смотреть.
Другая интересная вещь по поводу дыхания заключается в том, что его контроль поможет вам справится со своим эго. Концентрируясь на потоке вдохов и выдохов, на движении дыхания внутри вашего тела, вы сможете дистанцироваться от тех ненужных мыслей в вашей голове, которые мешают сконцентрироваться на спарринге.
8. ПРЯМОЙ РЫЧАГ ЛОКТЯ ИЗ ГАРДА.
Этот болевой я даю своим ученикам самыми первым. Хотя он кажется простым в применении, на самом деле это комплексная техника со многими составляющими.
Выучить и запомнить всю последовательность действий в этом движении будет для новичка великой пользой. Я не могу объяснить это с медицинской точки зрения, но стоит ученику хотя бы раз выполнить технику как надо, последующее освоение других приемов дается ему гораздо легче.
К тому же, освоение армбара из гарда способствует пониманию нескольких ключевых стандартов джиу, таких как контроль захвата за ги, контроль головы соперника, создание необходимых углов для атаки, использование бедер для выхода на рычаг.
Следите за обновлениями, на очереди вторая часть статьи Ника Грегориадиса о базовых навыках, которыми должен владеть каждый джиу-джицер.
Большой ассортимент экипировки для джиу-джитсу: