что такое слеминг судна
Слеминг
Повреждения развиваются медленно как накопление пластической деформации обшивки и элементов набора корпуса. Вероятность повреждения корпуса растет с увеличением скорости. Поэтому судоводители нередко прибегают к намеренному ее снижению, чтобы избежать неприятных последствий слеминга. Выбор скорости, однако, всегда носит субъективный характер, т. к. зависит от опыта судоводителя, а также от психологического воздействия на экипаж сотрясений корпуса при слеминге. Внешним проявлением ударов служит образование мощных всплесков воды над носовой оконечностью вдоль борта у форштевня, обрушивающихся на палубу в виде струйно-брызговых потоков. Выход киля из воды не является обязательным условием возникновения удара волн. Слеминг иногда наблюдается при ударах волн в борт носовой оконечности при движении судна не только на встречных, но и на косых относительно волн курсах, особенно когда судно имеет большой развал бортов.
Слеминг возникает при продольной качке из-за ударов днища судна о гребни волн. Вероятность ударов днища тем выше, чем больше высота волны и скорость судна. Слеминг наблюдается на встречном волнении, но может быть и кормовым. Избегают это явление снижением скорости или увеличением соответственно осадки носом или кормой.
Разгон винта
Разгон гребного винта и двигателя вероятен у судов, на которых винты имеют малое погружение в воде. Напряжения в гребном валу при оголении винта могут возрасти в 2–3 раза, что может привести к поломке лопастей, конструкций гребного валопровода, вызвать вибрацию вала и кормы. Очень опасен разгон для дизельных двигателей. Избегают это явление увеличением осадки кормой или уменьшением скорости судна.
«МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Понятие “слеминг” и “брочинг”
Слеминг
Слеминг (днищевой) возникает в процессе продольной качки при оголении носовой оконечности и последующем соударении с волной. Большие динамические нагрузки могут привести к серьезным повреждениям конструкций корпуса и оборудования. Особенности слеминга как физического явления определяются в основном совместным выполнением двух условий: оголением днища и входом его в воду с вертикальной скоростью относительно воды, большей (3?4) L, м/с. Вероятность опасных ударов тем больше, чем больше высота волн и скорость судна. Наблюдаются они на встречном волнении в широком диапазоне курсовых углов. Поэтому отклонение по курсу от чисто встречного движения не всегда является эффективным средством избежать опасности слеминга. Избежать опасные удары волн легче снижением скорости или увеличением осадки судна носом.
Эти явления вызывают повреждения бака, палубного оборудования, трубопроводов, конструкций люковых закрытий, палубного груза, комингсов трюмов и т. д.
Удары волн в развал носа (бортовой слеминг или випинг) сами по себе вызывают вибрацию, вмятины в верхней части наружной обшивки носа и в палубе полубака. Многочисленны случаи повреждения груза. Вероятность подмочки груза на практике оказывается примерно вдвое больше вероятности механических повреждений.
Для избежания заливания палубы наиболее рационально снизить скорость судна или уменьшить осадку носом.
Брочинг
В случае брочинга возникнут: значительные колебания скорости при прохождении волны относительно судна, его тенденция к разгону на переднем склоне попутной волны; ухудшится устойчивость на курсе, и судно будет стремиться развернуться лагом к волне; увеличатся скорости и амплитуды перекладки руля, потребные для удержания судна на курсе; судно плохо будет слушаться руля, поскольку при равенстве скоростей движения судна и волны прекращается обтекание пера руля потоком воды и остается только набегающий поток, вызванный работой гребного винта. В таком состоянии судно, двигаясь с достаточно большой скоростью и находясь на границе устойчивости движения, получает случайное возмущение и резко разворачивается лагом к волне.
Проблемы движения против волн
Заливаемость. Движение судна, испытывающего качку, может сопровождаться дополнительными проблемами, одной из которых является заливание – прием больших масс воды на палубу. При анализе мореходности обычно рассматривается заливание судна встречной волной через бак («зарываемость» в волну). Явление принятия воды на носовую часть палубы судном на встречном волнении, называется в англоязычных источниках «Green waters. Такая заливаемость считается сильной, когда длина покрываемой водой носовой части судна составляет 0,15L и более. Если волны достигают палубной линии в любой точке по длине судна и только некоторые из них превышают ее, заливаемость считается умеренной. Заливания нет, когда вода не попадает на палубу.
Интенсивность заливания зависит от состояния моря, скорости и курса судна, его загрузки, формы корпуса, особенно носовой оконечности. Наибольшее заливание происходит на встречном волнении, когда судно в полном грузу и длина волн близка к длине судна. Условие максимальной заливаемости на встречном волнении, согласно исследованиям Р.Н.Ньютона, может быть представлено соотношением:
Заливание палубы появляется не только на встречном волнении, но и при других его курсовых углах, когда большие массы воды могут попадать на палубу со стороны бортов, угрожая выломать фальшборт и нанести повреждения объектам на палубе. На попутном волнении заливание может происходить через корму. Например, при следовании на попутном очень крупном волнении судно может испытывать сильную смешанную качку и принимать через борта и корму слишком много воды на палубу, чем создается угроза вскрытия грузовых люков и различных повреждений. Заливание также наблюдается при движении лагом к волне при режиме движения, близком к резонансной зоне. Особенно сильно оно в условиях резонанса.
Условие возникновения слеминга. Слеминг появляется при сильном волнении с носовых курсовых углов, когда:
Слеминг обычно возникает у судов с малой осадкой носом (при плавании в балласте или с неполным грузом на встречном волнении). Вероятность опасных ударов тем выше, чем больше высота волн и скорость судна. Наблюдаются они на встречном волнении в широком диапазоне курсовых углов. Поэтому отклонение по курсу от чисто встречного движения не всегда является эффективным средством против слеминга. Исключить опасные удары волн легче снижением скорости или увеличением осадки судна носом [3]. Чтобы избежать неприятных последствий слеминга, капитаны обычно снижают скорость судна. Выбор режима хода носит субъективный характер. Он зависит от опыта судоводителя, а также от психологического воздействия на экипаж сотрясений корпуса. Чем интенсивнее волны и ветер, тем меньшую скорость можно допустить при постоянной осадке носом или тем большая осадка носом требуется для сохранения прежней скорости судна.
В штормовых условиях на встречных и косых относительно волн курсах, особенно когда судно имеет большой развал бортов, наблюдаются также удары волн в борт носовой оконечности судна. Такое явление называется бортовым слемингом.
Випинг (от англ. whip — хлестать) представляет собой упругие неустановившиеся колебания корпуса судна, вызываемые ударами его днища и бортов о воду и накатом воды на открытые участки палуб при движении на волнении. Випинг появляется через случайные интервалы времени, имеет характер затухающих колебаний с частотой первого тона свободной вибрации корпуса. Напряжения в продольных связях, вызванные випингом, накладываются на напряжения от волновых изгибающих моментов. При неблагоприятных условиях плавания они могут быть причиной усталостных деформаций и повреждений конструкций корпуса.
Явления заливания и випинга вызывают повреждения бака, наружной обшивки, люковых закрытий, палубного оборудования и т.д.
Понятие «слеминг» и «брочинг»
Понятие «слеминг» и «брочинг»
Слеминг
Слеминг (днищевой) возникает в процессе продольной качки при оголении носовой оконечности и последующем соударении с волной. Большие динамические нагрузки могут привести к серьезным повреждениям конструкций корпуса и оборудования. Особенности слеминга как физического явления определяются в основном совместным выполнением двух условий: оголением днища и входом его в воду с вертикальной скоростью относительно воды, большей (3÷4) L, м/с. Вероятность опасных ударов тем больше, чем больше высота волн и скорость судна. Наблюдаются они на встречном волнении в широком диапазоне курсовых углов. Поэтому отклонение по курсу от чисто встречного движения не всегда является эффективным средством избежать опасности слеминга. Избежать опасные удары волн легче снижением скорости или увеличением осадки судна носом.
Эти явления вызывают повреждения бака, палубного оборудования, трубопроводов, конструкций люковых закрытий, палубного груза, комингсов трюмов и т. д.
Удары волн в развал носа (бортовой слеминг или випинг) сами по себе вызывают вибрацию, вмятины в верхней части наружной обшивки носа и в палубе полубака. Многочисленны случаи повреждения груза. Вероятность подмочки груза на практике оказывается примерно вдвое больше вероятности механических повреждений.
Для избежания заливания палубы наиболее рационально снизить скорость судна или уменьшить осадку носом.
Брочинг
Захват волной, потеря управляемости и неуправляемый самопроизвольный разворот судна лагом к волне — брочинг. Наиболее опасным является захват на переднем склоне волн, имеющих скорость волны больше скорости судна и длину волны λ = 0,8÷1,3 больше длины судна L. Брочингу в основном подвержены малые суда, имеющие длину менее 60 м.
В случае брочинга возникнут: значительные колебания скорости при прохождении волны относительно судна, его тенденция к разгону на переднем склоне попутной волны; ухудшится устойчивость на курсе, и судно будет стремиться развернуться лагом к волне; увеличатся скорости и амплитуды перекладки руля, потребные для удержания судна на курсе; судно плохо будет слушаться руля, поскольку при равенстве скоростей движения судна и волны прекращается обтекание пера руля потоком воды и остается только набегающий поток, вызванный работой гребного винта. В таком состоянии судно, двигаясь с достаточно большой скоростью и находясь на границе устойчивости движения, получает случайное возмущение и резко разворачивается лагом к волне.
СЛЕМИНГ
Смотреть что такое «СЛЕМИНГ» в других словарях:
слеминг — Практика перехода абонентов на обслуживание из одной операторской компании в другую, обычно без уведомления прежней компании. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М.… … Справочник технического переводчика
слеминг — 3.100 слеминг (slamming): Ударная нагрузка на элемент, занимающий близкое к горизонтальному положение, при прохождении морской волны. Примечание Направление, преимущественно, вертикальное. Источник: ГОСТ Р 54382 2011: Нефтяная и газовая п … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54382-2011: Нефтяная и газовая промышленность. Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 54382 2011: Нефтяная и газовая промышленность. Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования оригинал документа: 3.39 J труба (J tube): Установленная на платформе J образная труба, которая образует райзер… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат» — Большие противолодочные корабли проекта 1155 Основная информация Тип Большой противолодочный корабль … Википедия
МАНЕВРИРОВАНИЕ — изменение направления движения судна и его скорости с помощью руля, движителей, подруливающих устройств и др. в целях обеспечения безопасности плавания или решения эксплуатационных задач (швартовка, постановка на якорь и снятие с якоря, проход… … Морской энциклопедический справочник