что такое скарамуш в богемской рапсодии
10 фактов о «Богемской рапсодии» Queen
45 лет назад, 31 октября 1975 года, вышла «Богемская рапсодия» — один из самых продаваемых синглов в истории рок-музыки.
Из личной анкеты. Bohemian Rhapsody. Queen. Впервые издана 31 октября 1975 года. Девять недель в британских чартах на первом месте. Один из самых продаваемых синглов в истории рок-музыки. Хотя правильнее было бы перевести название как «Богемная рапсодия», но у нас устоялся вариант «богемская». И кто мы такие, чтобы с этим спорить?
1
Несмотря на то что мир услышал песню в 1975-м, Фредди ее начал писать за много лет до того момента, аж в 1968-м, когда еще был студентом Лондонского института искусств. У него родилась строка «Mama, just killed a man», но не нащупывалась мелодия. К тому же слова навели его на мысль, что это будет нечто вроде ковбойской песни. До определенного момента он так и ее и звал — Cowboy Song.
2
Продюсер альбома Queen «Ночь в опере» Рой Томас Бейкер впервые услышал наброски «Богемской рапсодии» от самого Фредди — тот наиграл ее на рояле, объясняя, над чем работает. Фредди спел вступительную часть, потом прервался и заявил продюсеру: «А вот здесь начнется уже кусок в виде оперы».
Бейкер, конечно, не воспринял такое всерьез и рассмеялся. И очень был удивлен, когда через несколько дней певец принес в студию бумажки с нотами и заметками, что, где и как играть и записывать. Бейкеру пришлось преодолеть свой скептицизм и напрячь все свои умения, чтобы воплотить хаотично сформулированные идеи в готовый опус.
3
Самым наикрутым звукозаписывающим оборудованием, доступным на тот момент, являлись 24-дорожечные аналоговые магнитофоны (типа тех, что изображены на картинке). Все оперные хоровые пения исполнялись голосами Фредди Меркьюри, гитариста Брайана Мэя и барабанщика Роджера Тэйлора — их просто-напросто накладывали друг на друга, прогоняя многократно запись.
Всего потребовалось 180 наложений! Пленку столь часто гоняли по тракту, что к концу сессии она протерлась и стала практически прозрачной, но Меркьюри, не обращая на это внимания, продолжал и продолжал накладывать очередной дубль слова «Галилео».
Понадобились три недели и работа аж пяти студий, чтобы закончить сведение.
4
Еще до выхода сингла менеджер Queen решил ознакомить с ним одного из своих знаменитых клиентов — Элтона Джона. Ему было интересно узнать мнение артиста. «Да ты что, на хрен, спятил?!» — изумился певец, дослушав до конца шестиминутную вещь. По мнению Элтона, ни для какого радио не сгодилась бы такая длиннющая и непонятная тема.
5
Считается, что в успехе сингла большая заслуга принадлежит популярному британскому диджею Кенни Эверетту, который вел утреннее шоу на радио Capital. Дело в том, что компания EMI хотела раскручивать песню You’re My Best Friend, а не «Богемскую рапсодию», поэтому на копиях «Рапсодии» стояла пометка «не включать», сделанная работниками EMI.
Однако Эверетт якобы по ошибке стал крутить не ту песню и за два дня прогнал ее в эфире 14 раз. После этого радиостанцию завалили звонками с требованием поставить «Рапсодию» еще и еще разок. Это вынудило EMI выпустить Bohemian Rhapsody отдельной сорокапяткой и дать ей зеленый свет.
6
Несмотря на счастливые стечения обстоятельств, оставались еще трудности в раскрутке хита. В тот момент, когда группе Queen надо было исполнять песню в разных английских телешоу, у них уже начинался тур. К тому же Брайан Мэй справедливо заметил, что они будут очень глупо выглядеть в эфире, изображая губами оперный хор.
Было найдено альтернативное решение — снять специальное промовидео, которое бы ставили в эфир, пока Queen гастролируют в далеких землях. Выявился и приятный побочный эффект: видео можно было разослать куда угодно, даже к черту на кулички (которые находятся, как известно, в Австралии).
7
Для съемок видео группа Queen прибыла в студию в 7.30 утра, а в 11.30 их уже видели в соседнем баре, где они обмывали завершение съемки. То есть легендарное историческое видео было целиком отснято всего за четыре часа! И за четыре с половиной тысячи фунтов стерлингов.
Для режиссера Брюса Гауэрса видеоклип Bohemian Rhapsody оказался первым опытом в музыкальных сферах, и он настолько Брюса прославил, что тот переехал в Голливуд, где создавал успешные телевизионные и сценические проекты, включая MTV Movie Awards и первые десять сезонов American Idol.
8
На этом фоне забавно узнать, что сцена с распеванием «Богемской рапсодии» в комедии «Мир Уэйна» снималась в два с половиной раза дольше — 10 часов. Актеры говорят, что от бесконечных дублей, в которых они трясли головой, у них долго болели шеи.
Да, Queen как-то без этого обходились, и поэтому с шеей у них всегда был полный абажур… ажур то есть.
9
Финальной нотой «Рапсодии» является звук большого симфонического гонга. Его действительно пришлось применять при записи. Мало того, огроменный полутораметровый гонг приходилось упаковывать, возить и устанавливать каждый раз во время турне Queen. И это ради одного удара!
10
В 1978 году компания EMI Records отпечатала лимитированный, 200 копий, тираж сингла Bohemian Rhapsody в честь важного события — получения королевской медали за заслуги компании в сфере британского экспорта (неудивительно, учитывая колоссальную популярность артистов с EMI по всему миру).
Сингл отпечатан на голубом виниле и нумеровался, первые четыре номера достались музыкантам Queen, остальное разошлось по коллегам и друзьям. Сейчас он считается одним из самых ценных предметов аудиоколлекционеров. На рынке его стоимость начинается с пяти тысяч фунтов стерлингов.
Русский перевод «Богемской рапсодии»
Это реальность или иллюзия?
Меня настигла лавина реальности — мне не спастись.
Открой глаза, взгляни на небо, и ты поймешь,
Что я просто несчастный парень, но мне не нужно сострадания.
Я легко отношусь и к победам, и к поражениям.
Жизнь — череда черно-белых полос,
И мне не столь важно, куда подует ветер.
И нажал на спусковой крючок — вот и нет парня.
Мама, я только-только начал жить,
А теперь мне придется все бросить и уйти.
Мама, я не хотел твоих слез.
Если завтра к этому времени я не вернусь,
Продолжай жить так, словно ничего не случилось.
Слишком поздно, пробил мой час —
По спине пробежал холодок, все тело в тисках неотступающей боли.
Прощайте, эй, вы все! Мне пора!
Но, оставляя вас, я вынужден посмотреть правде в глаза:
Мама, я не хочу умирать
И жалею о том, что когда-то появился на свет.
Я вижу маленький силуэт человека:
Скарамуш, Скарамуш, ты станцуешь фанданго?
Гром и молнии меня очень пугают.
(Галилео) Галилео (Галилео) Галилео, Галилео Фигаро!
Я просто несчастный парень, меня никто не любит.
Он просто несчастный парень из бедной семьи.
Избавьте его от этой чудовищности.
Легко пришло, легко и уйдет. Отпусти меня!
Боже, помоги мне! Нет, мы не отпустим тебя!
(Отпустите его!) Боже, помоги мне! Нет, мы не отпустим тебя!
(Отпустите его!) Боже, помоги мне! Нет, мы не отпустим тебя!
(Отпустите меня!) Мы не отпустим тебя!
(Отпустите меня!) Мы не отпустим тебя! (Отпустите меня!)
(Мама, мамочка-а-а) Мама, отпусти меня.
Вельзевул изгнал из меня дьявола!
Ты думаешь, что можешь забросать меня камнями и высказать презрение!
Ты думаешь, что можешь любить меня и оставить умирать?
«Bohemian Rhapsody» многие считают величайшим творением Фредди Меркьюри и группы Queen. Необычная во всех отношениях композиция является одной из наиболее загадочных песен в истории рок-музыки. Вот уже несколько десятилетий меломаны пытаются разгадать смысл текста, а критики восторгаются удивительно гармоничным сочетанием жанров, которым, казалось бы, не место в одном произведении.
О «Bohemian Rhapsody» сложено множество мифов и легенд. Песня вызывает массу вопросов, касающихся названия, отдельных фраз, персонажей и образов. В ее истории были скандалы и невероятные достижения. Она становилась источником вдохновения для рок-групп, писателей, режиссеров и прочих людей искусства. Словом, это грандиозное творение великого музыканта, достойное масштабного изучения.
Создание Bohemian Rhapsody
Слова и музыку песни написал Фредди Меркьюри в 1975 году, хотя друзья вспоминали, что черновые наброски появились еще в конце шестидесятых. Все записи он делал на обрывках бумаги и телефонных справочниках. Разобраться в них кому-то другому было очень сложно
Продюсер Рой Томас Бейкер рассказывал, как впервые услышал отрывок будущего шедевра:
Он сыграл на фортепьяно вступление, затем остановился и сказал: “А вот здесь вступает оперная часть!” Затем мы пошли обедать.
Песня стала всецело творением Меркьюри. Вспоминает Брайан Мэй:
Это с самого начала было дитя Фредди. Он появился и точно знал, чего хотел… Мы лишь помогли ему воплотить ее в жизнь.
Сам Меркьюри рассказывал о песне очень туманно:
“Bohemian Rhapsody” не просто возникла из ниоткуда. Я провел некоторые исследования, хотя она иронична и является пародией на оперу. Почему бы и нет? Я точно никогда не говорил, что являюсь фанатом оперы и знаю о ней все.
Версии толкования смысла
Сначала пару слов о названии «Bohemian Rhapsody». По всей видимости, на русский язык его следует переводить как «Богемная рапсодия2, а распространенный вариант «Богемская рапсодия» является ошибочным. Вряд ли Фредди имел в виду регион Чехии, который называют Богемией. Скорее, он подразумевал богему, мир вольных художников и музыкантов.
Меркьюри не любил объяснять смысл своих композиций, предлагая слушателям самостоятельно решать, о чем идет речь в тексте:
Она из тех песен, что заставляют фантазировать. Думаю, людям следует просто ее слушать, думать о ней, а затем самим решать, что она им говорит.
После смерти Фредди участники Queen договорились не давать толкований «Bohemian Rhapsody».
Говорит Брайан Мэй:
Фредди был очень сложной личностью: беспечный и веселый с виду, он в глубине души скрывал неуверенность в себе и проблемы в восприятии жизни, идущие с детства. Он никогда не объяснял слова композиций, но, думаю, в эту песню он вложил много личного.
Еще одна выдержка из интервью Брайана Мэя:
Думаю, мы никогда не узнаем, о чем «Bohemian Rhapsody», но даже если бы я знал, я, наверное, все равно не захотел бы вам рассказывать, потому что никогда не рассказываю людям, о чем мои песни. Мне кажется, это в некоторой степени их уничтожает, ведь самое замечательное в замечательной песне заключается в том, что ты соотносишь ее с проблемами в личной жизни. Думаю, Фредди наверняка боролся с проблемами в личной жизни, которые он сам мог упомянуть в песне… Полагаю, лучше оставить это с вопросительным знаком.
Тем не менее, споры о правильном толковании текста «Богемной рапсодии» не прекращаются до сих пор. Выделим несколько основных версий, которые выдвигали меломаны и музыкальные критики:
Фредди признается в нетрадиционной ориентации.
Меркьюри страдает из-за непростых отношений с Мэри Остин.
Автор делится психологической травмой, полученной из-за необходимости покинуть родной Занзибар.
Фредди имеет в виду борьбу со СПИДом.
В основу текста песни лег роман «Посторонний» Альбера Камю.
Главный герой – призывник, который не хочет идти воевать во Вьетнам.
Лесли-Энн Джонс (Lesley-Ann Jones), автор биографического романа “Mercury”, утверждает, что данной песней Фредди заявил о своей гомосексуальности. Она якобы напрямую спрашивала об этом певца, но он лишь признался, что в тексте идет речь об отношениях. По ее словам, Джим Хаттон и Тим Райс из близкого окружения Фредди, поддерживают эту версию.
Многие полагают, что слова песни лишены смысла. Так, лондонский радио-диджей Кенни Эверетт утверждал, что в разговоре с ним Фредди назвал слова песни «Bohemian Rhapsody» «беспорядочной, рифмующейся абракадаброй»
Работа над композицией длилась по десять-двенадцать часов в день на протяжении трех недель. За это время музыканты сменили несколько студий, включая Roundhouse, Scorpion, Wessex и SARM.
На запись оперной части ушло более семидесяти часов. Понадобилось сделать 180 наложений, чтобы добиться нужного результата.
Вспоминает Брайан Мэй:
Я помню, как Фредди пришел с кучей бумажных листочков с работы его папы, наподобие стикеров Post-it, и начал колотить по фортепьяно. Он играл на фортепьяно так, как большинство людей играет на барабанах. В песне у него было много пробелов, и он объяснял, что здесь будет какая-то оперная часть и так далее. Гармонии он разрабатывал в уме.
Продюсер Рой Томас Бейкер:
На самом деле, никто не знал, как она будет звучать в виде законченной шестиминутной песни, пока ее не собрали воедино. Я стоял позади в аппаратной, и просто знал, что впервые слушаю большую страницу в истории. Что-то внутри меня подсказывало, что это красный день календаря – так оно и было.
По словам Мэя, знаменитый гитарный рифф появился на свет благодаря импровизации Меркьюри на фортепьяно:
Этот тяжелый отрывок стал для нас прекрасной возможностью быть полноценной рок-группой. Но тот большой, тяжелый рифф придумал Фредди, а не я. Он что-то наигрывал левой рукой в октавах на фортепьяно. Я взял это за основу, что было очень сложно, ведь Фредди необыкновенно играл на фортепьяно, хотя сам так не считал.
«Bohemian Rhapsody» можно условно разделить на шесть частей, выдержанных в разных музыкальных стилях: вступление а капелла, рок-баллада, соло на гитаре, оперная часть, хардроковый отрывок и кода.
Лейбл EMI не хотел выпускать “Bohemian Rhapsody” синглом, так как она была слишком длинной для радио. Тогда Фредди отдал песню Кенни Эверетту на радио Capital. Трек несколько раз прозвучал в течение выходных и вызвал настоящий ажиотаж у слушателей, которые завалили музыкальные магазины предварительными заказами пластинки. Конечно, боссам EMI пришлось отступить.
В международной версии песня была издана целиком, но в некоторых странах она все же вышла в укороченном варианте.
Фредди позже заявил:
Мы были твердо уверенны, что она способна стать хитом в целой версии. Нас вынуждали идти на компромиссы, но никогда одним из них не было согласие резать песню на части.
В британском чарте композиция была на первом месте в течение девяти недель. Второй раз она возглавил его в 1991 году после нового релиза сингла, посвященного смерти Фредди Меркьюри.
В Billboard сингл дошел лишь до девятой строчки. После того, как в 1992 году песня прозвучала в фильме «Мир Уэйна» (“Wayne’s World”) и была издана заново, она взлетела на вторую позицию.
Возглавить чарт ей не позволил трек “Jump” от Kriss Kross.
“Bohemian Rhapsody” вошла в список 500 лучших композиций всех времен по версии Rolling Stone. В 2004 году песня была включена в Зал славы «Грэмми». В 2012 году она возглавила рейтинг любимых песен британцев, составленный ITV.
Видеоклип к Bohemian Rhapsody
Музыкальное видео, которое для «Богемной рапсодии» снял Брюс Гоуэрс, считается классикой жанра. По словам Брайана Мэя, группа сделала его лишь для того, чтобы попасть на шоу Top of the Pops:
Клип снимали с явной целью отдать его на Top of the Pops. Если помните, это не была классная передача. Среди музыкантов Top of the Pops пользовалась дурной репутацией. На самом деле, она никому не нравилась. Она всегда казалась немного пародийной.
Если в вашей музыке было хоть немного смысла, казалось, он утекал сквозь пальцы, когда вы стояли на ящике в студии посреди толпы каких-то людей. Но отказаться от нее было нельзя, ведь именно так продавались пластики.
Лига музыкантов
1.5K поста 4K подписчиков
Правила сообщества
. Фредди имеет в виду борьбу со СПИДом. Шта? В 1975 году? Для справок: СПИД был впервые описан Центрами по контролю и профилактике заболеваний США в 1981 году. Толкователи снов, мля.
Самое главное в гениальной рок-музыке это не читать переводы.)))
Просто оставлю это здесь.
никогда не была поклонником Queen, ну так, нравились пара песен. но вот недавно случайно по ТВ посмотрела фильм «Богемская рапсодия». и таки могу сказать создателям «браво». после просмотра пересмотрела несколько документальных фильмов, записей концертов, создания клипов. да, они Мастера. неуёмная энергия Меркьюри, необыкновенные и часто неожиданные ходы при создании песен. теперь часто слушаю особенно понравившиеся композиции, которых уже далеко не пара =)
Вот такой построчный перевод нашёл.
Конечно гениальную песню не переведёшь, но кому-то может быть интересно.
Bohemian Rhapsody (оригинал Queen)
Богемская Рапсодия (перевод Михаил Петухов из Москвы)
Is this the real life? Is this just fantasy?
Неужто это жизнь? Иль плод фантазии?
Caught in a landslide, no escape from reality.
Вдруг поскользнулся? — то не бег от реальности.
Open your eyes, look up to the skies and see,
Протри глаза, в небо взгляни, смотри.
I’m just a poor boy, I need no sympathy,
Я лишь пацан, на что мне симпатии?
Because I’m easy come, easy go, little high, little low,
Ведь как пришёл, так ушёл, не взлетал — не упал.
Anyway the wind blows doesn’t really matter to me, to me.
Ветер дует всяко, что он мне? Что он мне.
Mama, just killed a man, put a gun against his head,
pulled my trigger, now he’s dead.
Mama, life had just begun,
Мама, жизнь лишь началась,
But now I’ve gone and thrown it all away.
И я теперь оставлю это всё.
Что общего у Queen и ABBA
11 дней назад после 40-летнего молчания ABBA выпустили новый студийный альбом Voyage, занявший первое место в хит-параде Великобритании. Казалось бы, при чем тут Queen?
Мало кто знает, но британская и шведская легенды имеют ряд пересечений. И однажды даже играли на одной сцене. Вспомним несколько любопытных примеров:
1) 18-19 декабря 1974 года на программе Christmas Rock With 45 (канал ITV Granada) Queen исполняли Killer Queen, ABBA – So Long.
Отрывок из книги Карла Магнуса Пальма «Яркий свет, черные тени. Подлинная история группы АББА»: «Однажды во время участия в телевизионном шоу на ITV в Манчестере мы выступали перед группой Queen, – вспоминает Бьорн. – Queen отыграли под фонограмму, а у нас почти не было времени для репетиции. Естественно, на их фоне мы прозвучали совершенно отвратительно».
На сохранившийся фотографиях ABBА выступают на фоне бас-бочки с логотипом Queen. Есть даже совместное фото обеих групп (второе фото в посте). Queen расположились у лестницы справа. Фредди спрятался между Брайаном и Джоном.
2) Интересно, что в Англии Bohemian Rhapsody была смещена с первой позиции рейтинга знаменитым мьюзиклом Mamma Mia шведского квартета. Особенно забавно, что в тексте Рапсодии есть строка: «Oh mama mia, mama mia, mama mia let me go», а в Mamma Mia в свою очередь: «Did I ever let you go» и «My, my, I could never let you go».
3) В одной из журнальных анкет середины 70-х (скан приложен) Бьорн называет своей любимой группой Queen. Также существует видеоинтервью с четверкой, где к его мнению присоединяется одна из девушек группы – кажется, это была Анни-Фрид. Повторно найти это видео мне не удалось.
Бьорн Ульвеус: «Queen — уникальная, не имеющая аналогов команда, которая достигла таких вершин, что ничего подобного в мире быть не может. Многие группы семидесятых исписались и год за годом играли одно и то же. Но в песнях Queen всегда чувствовалось стремление к новым горизонтам»
Из книги «Queen: The Definitive Biography» Лоры Джексон
Галилео-фигаро: «Богемская рапсодия» как попытка (удачная) призвать дух Фредди Меркьюри
Как ряженый байопик про группу Queen неожиданно превращается в одухотворенный обряд, пробивающий в финале.
Странно было бы ожидать, что авторы дорогущего, за полсотни миллионов долларов, биографического фильма о Фредди Меркьюри, лидере британской рок-группы Queen, хоть что-то заранее поняли о том феномене, который собрались экранизировать. Даже про песню «Богемная рапсодия», в честь которой назван фильм (она никакая не «богемская», с историческим регионом Богемия не связана), нельзя сказать ничего конкретного, а можно только неубедительно помахать руками: рапсодия — это такой вид фортепианных произведений эпохи романтизма, богема — ну, понятно. А о чем при этом песня — да черт ее знает вообще. Да и что же значит это «галилео-фигаро», в конце концов? Примерно таким же произведением «ни о чем конкретно» представляется и фильм, названный в честь великой недекодируемой композиции.
Итак, британские 70-е, почти случайно собирается рок-н-ролльная группа каких-то бездельников, новый ее фронтмен — щупловатый паренек неидентифицируемой национальности с неправильным кроличьим прикусом (Рами Малек). Внезапно он совершает прорыв за прорывом, быстро подписывает группу на лейбл, придумывает ту самую рапсодию. Все резко становятся звездами, а паренек тонет в мании величия, обнаруживает в себе гомосексуальность, расстается с невестой (с которой он до конца жизни очень дружил), подхватывает ВИЧ.
С другой стороны, биографы Queen рассказывают, что даже по первому альбому уже было ясно, что это все надолго, если не навсегда, что они будут великими — иначе и быть не может. То же и с первым большим художественным фильмом, посвященным Queen: он был обречен на успех. Сейчас критикой это оправдывается так: песни-то гениальные, поэтому и качают, а фильм все еще не очень. Но ведь так же не бывает, это какой-то самообман: сколько ни ставь в плохое кино хорошие песни, они там все равно не прозвучат, как ни бейся.
Что ж, о самом Фредди из фильма понятно одно. В одной из малозначительных сцен он говорит подружке, что перестает ощущать фальшь, которой наполнено все его бытие, только тогда, когда выходит на сцену и все вдруг становится настоящим и искренним. С другой стороны, совершенно невозможно представить себе ничего более неестественного, чем поведение Меркьюри на сцене: достаточно посмотреть тот же концерт «Live Aid» или любое другое публичное выступление, чтобы понять — это чистый, концентрированный эпатаж, никакой искренности. Получается, он, наоборот, выходил на сцену и становился кем-то другим.
Кроме того, Queen — это, конечно, не столько рок-н-ролл, сколько предвестник новой поп-музыки, которая переродилась на наших глазах в тонкое искусство эпатажа и провокации. Не ругаем же мы Мадонну или Бритни Спирс за то, что они такие наглые, а, наоборот, любим, и именно за то, что в них совершенно не осталось ничего святого. Куда важнее не лиричность текста или музыкальная изобретательность, а точность посыла и выпендрежность.
Первым же границы этого новейшего вида околомузыкального творчества очерчивал как раз Фредди Меркьюри. Он не пел — он истошно (и при этом чисто, как в академическом хоре) вопил в четырех октавах. Он не двигался по сцене — он размахивал руками, дрыгался, бесстыдно извивался и чуть ли не колесом ходил. Каждую деталь в нем должен возненавидеть гипотетический ряженый казак и блюститель нравственности: он слишком мачо и гей одновременно; он чересчур красив, чрезмерно эротичен. Он слишком крут.
Кажется, все эти творческие поиски и пертурбации, оперные вставки, футбольные кричалки, женские наряды и «радио-гага-радио-гугу» — это все делалось ради одной цели. Фредди пытался выкристаллизовать, извлечь квинтэссенцию абсолютной, алхимической крутизны. Собственно, у него и песни все, если обобщать, об этом же. Как еще назвать то ощущение, когда ты чемпион мира? Или когда ты вот-вот раскачаешь тут сейчас всех (в смысле, we will rock you)? Только двумя словами: это неописуемо круто.
Это как карго-культ: меланезийские папуасы, однажды получив с самолета груз с гуманитарной помощью, начали строить из бамбука ненастоящий аэропорт, чтобы туда снова прилетела божественная железная птица. Нужно, что называется, протошнить через обрядовую часть фильма, где студийные папуасы собирают биографическое полотно о Фредди Меркьюри из подручных материалов, из нелепых париков и тюзовских костюмов, из стыдливых умолчаний и громких слов. Все это — чтобы в конце тот самый настоящий Меркьюри таки вышел, спел, потопал ногами и похлопал в ладоши.
В конце фильм вдруг действительно прорывает ткань времени, и в эту дыру вылезает Меркьюри, как живой, и как давай качать полный народу стадион «Уэмбли». И сразу становится понятно, о ком же был этот фильм. Не о Брайане Мэе же, в конце концов. Нет, он о тех, кто синхронно на фоне Меркьюри — Малека вскидывает руки вверх и топает в ритм «We Will Rock You». Он о нас, о свидетелях небывалой, невиданной крутизны Фредди. Это мы чемпионы мира. Это мы will rock you. Мы и Галилео, и Фигаро. Шоу должно продолжаться, и оно будет вечным.