что такое синергетика в философии

СИНЕРГЕТИКА

Полезное

Смотреть что такое «СИНЕРГЕТИКА» в других словарях:

СИНЕРГЕТИКА — область науч. исследований, целью к рых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоч. временных и пространств. структур в сложных неравновесных системах разл. природы (физ., хим., биол.,… … Физическая энциклопедия

синергетика — СИНЕРГЕТИКА (от греч. cruv Epyia сотрудничество, содействие, соучастие) междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Синергетика — (гр. sinergeia – көмектесу, келісіп қимылдау, біріккен іс – әрекет) – ашық типтегі сызықтық емес кері байланыстары бар жүйелердің эволюциясы мен өзін өзі ұйымдастыруын зерттейтін ғылым (қазіргі ғылымның бағыты). Оның қалыптасуына И. Пригожин, Г.… … Философиялық терминдердің сөздігі

СИНЕРГЕТИКА — (совместная деятельность) наука о процессах самоорганизации в природе и об ве. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со… … Энциклопедия культурологии

СИНЕРГЕТИКА — современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с иследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравесновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Пригожин), бифуркационных… … Новейший философский словарь

СИНЕРГЕТИКА — (от греч. synergetikos совместный согласованно действующий), научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологической, физико химической и др.) благодаря интенсивному… … Большой Энциклопедический словарь

СИНЕРГЕТИКА — [ Словарь иностранных слов русского языка

синергетика — сущ., кол во синонимов: 1 • синергизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

СИНЕРГЕТИКА — (от греч. synergia сотрудничество, содействие) англ. synergetics; нем. Synergetik. Междисциплинарное направление научных исследований, задачей к рого является познание принципов самоорганизации различных систем. С. предполагает картину мира,… … Энциклопедия социологии

Синергетика — научное направление, исследующее процессы самоорганизации, устойчивости и распада структур различной природы, формирующихся в системах, далеких от равновесия. Синергетические связи учитываются в прогностических моделях оценки масштабов… … Словарь черезвычайных ситуаций

Источник

Философское значение синергетики.

что такое синергетика в философии. Смотреть фото что такое синергетика в философии. Смотреть картинку что такое синергетика в философии. Картинка про что такое синергетика в философии. Фото что такое синергетика в философии что такое синергетика в философии. Смотреть фото что такое синергетика в философии. Смотреть картинку что такое синергетика в философии. Картинка про что такое синергетика в философии. Фото что такое синергетика в философии что такое синергетика в философии. Смотреть фото что такое синергетика в философии. Смотреть картинку что такое синергетика в философии. Картинка про что такое синергетика в философии. Фото что такое синергетика в философии что такое синергетика в философии. Смотреть фото что такое синергетика в философии. Смотреть картинку что такое синергетика в философии. Картинка про что такое синергетика в философии. Фото что такое синергетика в философии

что такое синергетика в философии. Смотреть фото что такое синергетика в философии. Смотреть картинку что такое синергетика в философии. Картинка про что такое синергетика в философии. Фото что такое синергетика в философии

Синергетикой называется современная междисциплинарная естественнонаучная теория самоорганизации. Говоря точнее, это несколько пересекающихся теорий в различных областях знаний о природе. Исторической предпосылкой синергетики стало развитие исследований в сфере химической термодинамики, а основной областью ее современных приложений является физическая химия. Ядро синергетики составляет термодинамика неравновесных процессов и ее обобщение, которой И. Пригожин назвал теорией диссипативных структур. Существенную роль в синергетике играет теория колебаний и волн. Синергетику определяют также как физику открытых систем. Сегодня идеи синергетики используются почти во всех областях науки, и сама синергетика претендует на роль новой парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец) естествознания и всей современной, постнеклассической науки.

Синергетика тесно связана с другими современными науками о сложных системах – кибернетикой и общей теорией систем. Само понятие открытой системы возникло в общей теории систем, а понятие самоорганизации – в кибернетике. Но другие науки о сложных системах имеют математический характер, а синергетика изучает их с содержательной, физической стороны. Кроме того, кибернетика и ОТС исследуют в основном процессы гомеостаза, т. е. поддержания равновесия в системе, а синергетика изучает, наоборот, состояния сильной неравновесности. Кибернетика рассматривает самоорганизацию в основном как деятельность управляющих центров системы, а синергетика делает акцент на стихийной самоорганизации. Примечательно, что кибернетика также представляет собой междисциплинарную комплексную теорию, и сейчас уже утратила самостоятельное значение, а наработанные в ней идеи вошли в другие области науки. Возможно, такая судьба ожидает и синергетику.

Центральная идея синергетики – возможность спонтанной самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих внутренних структур, по общим законам в материальных системах любой природы, живой, неживой и социальной. Главными условиями самоорганизации считаются 1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окружающей средой; 2) открытый характер системы, т. е. дрейф энергии, вещества, магнитные, финансовые, информационные и др. потоки через систему; 3) взаимодействие между частями системы.

В философском отношении синергетика примыкает к диалектике (логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления), т. к. 1) признает самодвижение свойством всей материи. 2) синергетика признает качественные скачки и подчеркивает их роль в развитии систем (они описываются, в частности, математической «теорией катастроф» Р. Тома). 3) Синергетика, как и диалектика, признает необратимость всех реальных процессов; 4) оба этих направления признают единство и взаимопереход необходимости и случайности, а также 5) единство причинных и непричинных форм связи явлений; 6) синергетика и диалектика равно стремятся отразить действительность во всей ее полноте, а не в рамках идеализаций (в диалектике это называется принципом конкретности истины).

Но в последние десятилетия диалектика подвергается критике из-за ее исторической связи с марксизмом. Поэтому встречаются попытки представить синергетику как принципиально новую парадигму мышления и систему мировоззрения. При этом часто преувеличивают значение случайности и хаоса, фактически «подгоняя» синергетику под философский релятивизм. На самом деле бифуркации и флуктуации ответственны только за выбор альтернатив развития в рамках, определенных общим состоянием системы. Сам же набор возможных направлений дальнейшего развития системы отнюдь не случаен. И главным содержанием синергетики являются именно законы превращения хаоса в порядок.

Источник

Что такое синергетика в философии

Синергетика возникла в конце XX столетия и в настоящее время стала весьма популярной наукой. Ее принципы и понятия проникли в научные направления широкого спектра: в биологию и физику, в историю и экономику. Естественнонаучные достижения синергетики бесспорны. Мы постараемся дать ответ, насколько надежны ее философские основы.

Эксперименты, приведшие к появлению синергетики

В 1900 году французский физик Анри Бенар сделал удивительное открытие. Он нагревал снизу жидкое масло. Нижние слои, более горячие и потому менее плотные, стремились вытеснить верхние слои и занять их место (как это бывает у людей). Однако вязкость масла создавала им препятствие, и при небольшой разности температур верхнего и нижнего слоев теплообмен обеспечивала только теплопроводность. Но когда различие температур достигло критического значения, появился конвективный поток [конвекция – передача тепла в жидкости или газе потоками вещества]. Он имел вид ячеек, напоминающих пчелиные соты, внутри которых жидкость стремилась вверх, а по краям опускалась вниз. Миллиарды миллиардов молекул вели себя согласованно! Упорядоченные структуры получили название ячеек Бенара.

В 1951 году советский химик Борис Павлович Белоусов обнаружил, что реакция окисления бромата калия малоновой кислотой в кислотной среде в присутствии определенных катализаторов становится автоколебательной: цвет раствора строго периодически меняется. В частности, при взаимодействии определенных веществ рубиновый раствор становится голубым, чтобы вскоре снова стать рубиновым. И такая игра цвета может длиться часами. Через десять лет механизм реакции объяснил советский ученый Анатолий Маркович Жаботинский. Правда, это было научное, но не философское объяснение.

Наука накопила много примеров явлений, подобных ячейкам Бенара и реакции Белоусова-Жаботинского, в которых при определенных условиях системы могут переходить от хаоса к порядку. Это явление получило название самоорганизации.

Основателями новой науки стали немецкий физик-теоретик Герман Хакен, бельгийский физик и химик русского происхождения Илья Романович Пригожин и другие учёные.

Философские достижения синергетики

Ученые, работающие на ниве синергетики, достигли выдающихся, бесспорных достижений. Они построили множество математических моделей. Синергетика стала методологией современного естествознания. Её основы лаконично изложил Герман Хакен.

«Я бы выбрал ключевые положения, раскрывающие сущность синергетики.

1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

2. Эти системы являются нелинейными.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут стать нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.

[Эмерджентность – наличие у системы особых свойств, не присущих ее элементам. Например, машина состоит из корпуса, двигателя, колес и многих других элементов. Но ни на одном из них по отдельности нельзя ездить по дороге. Такое движение можно совершать только на машине, которая является целостной системой – совокупностью элементов].

8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях возможна математизация».

[Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Германом Хакеном. // Вопросы философии, 2000, №. 3. С. 55].

Синергетика сделала важнейшие философские выводы. Можно изложить некоторые из них словами самих представителей этой науки.

«Данные синергетики по-новому освещают принцип всеобщей связи явлений, выдвигая на первый план информационно-коммуникативную его сторону…». [Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. М.: Изд-во Московского университета, 1990. С. 102 – 103].

«…весь пафос универсальности явления самоорганизации синергетика связывает с идеей атрибутивности информации, с пониманием ее как всеобщего организационно-конструктивного начала, органически вплетенного в процесс движения материи в целом». [Там же. С. 102].

«…в нестабильном неравновесном состоянии малые воздействия могут привести к большим следствиям». [Делокаров К. Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Общественные науки и современность. 2000, № 6. С. 111].

Число важных философских идей, высказанных учеными-синергетиками, можно умножить.

Важнейший философский вывод синергетики

Однако один из важнейших философских выводов синергетики может вызывать сомнение, особенно у человека, склонного к мистическому мышлению: при определенных условиях хаос рождает порядок. Лучше всех этот вывод могут изложить сами сторонники синергетики.

«…хаос обладает…творческой силой (способностью) рождать новый порядок». [Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории. Общественные науки и современность. 1999, № 6. С. 118].

«…существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней (по отношению к данной реальности) силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации)». [Там же].

«Неравновесность есть то, что порождает “порядок из хаоса”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 357].

Итак, и современная официальная наука, насквозь пропитанная материализмом и рационализмом, и синергетика как ее составная часть, рисуют чудесную картину. Хаос – не живое, мыслящее существо, а мертвое, неразумное образование. Но из него сам собой рождается порядок. Миллиарды миллиардов частиц, которые в современной официальной науке считаются лишенными малейшей доли жизни и разума, ведут себя так, как будто они живые, разумные, способные понимать и выполнять команды.

Наше недовольство некоторые ученые ‒ сторонники материализма и рационализма ‒ пожелают разбить научными доводами. Их возражения могут быть такими: «Наука не признает утверждений, не обоснованных теоретически и экспериментально. А Вы можете доказать существование дирижера, управляющего движением мириадов частиц, предоставить его изображение, доказать проявления жизни и разума частиц, показать, как отдаются и выполняются команды? Не можете? Значит, все разговоры об этом несерьезны. Единственно верный вывод способна сделать только материалистическая, рационалистическая наука: порядок из хаоса рождается сам собой, без внешнего разумного воздействия».

Но посмотрим, на каком фундаменте строят свои рассуждения современные ученые-материалисты, ученые-рационалисты, к примеру, представители синергетики.

«Существует и еще одна вполне очевидная проблема: поскольку окружающий мир никем не построен, перед нами возникает необходимость дать такое описание его мельчайших “кирпичиков” (т.е. микроскопической структуры мира), которое объясняло бы процесс самосборки». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 47 ‒ 48].

Что это, как не философский принцип, который принят на веру и является философской основой синергетики?

Число подобных примеров можно умножить. Мы видим, что в науке существенную роль играют принципы не только научные, но и философские, прежде всего, принципы теории познания, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Можно лишь предоставить их некоторое обоснование. К сожалению, есть немало ученых, которые игнорируют философию.

С точки зрения современной официальной науки, то, что признается на веру, ‒ не существует и не должно приниматься во внимание. Таков вердикт. Он имеет статус принципа, который имеет фундаментальное значение, и ему можно дать название.

Принцип невнимания. Утверждения, которые невозможно доказать теоретически или обосновать экспериментально, не следует принимать во внимание.

Обогащение науки мистикой

Идею мертвого, но творческого хаоса можно довести до абсурда.

«При определенных условиях неживые куклы-марионетки могут петь и плясать. Не верите? Придите в определенное время в кукольный театр и убедитесь в этом. Правда, злые языки говорят про какие-то мифические нити, якобы привязанные к рукам и ногам, про какого-то кукловода. Но ничего этого не видно, доказать невозможно и поэтому признавать не следует».

Чтобы увидеть нити и кукловода, надо подойти ближе и поднять голову выше. Чтобы духовными очами почуять живые частицы, обладающие элементарным знанием и волей, услышать игру их оркестра, узреть концертмейстеров и дирижера, следует свой собственный разум обогащать мистическими знаниями и способностями. Следует верить тем величайшим и честнейшим мистикам, которые во имя любви к Богу презрели преходящие материальные блага, за что и были удостоены высшего Знания.

Постулат управления

Принцип невнимания – железный занавес, разделяющий науку и религиозные, мистические учения. А без них некоторые научные выводы абсурдны: хаос рождает порядок, жизнь возникает путем самопроизвольного усложнения химических веществ, Солнечная система возникла путем самоорганизации газопылевого облака и т.д., и т.п. Этому абсурду следует противопоставить противоположный принцип. Его можно назвать принципом управления. Он является одним из оснований Концепции Общественной Безопасности и, как всякий принцип, недоказуем:

[См. Петров К. П. Тайны управления человечеством. Т. 1. М.: Академия управления, 2009. С. 275].

Если признать истинность этого принципа, то рисуется совершенно иная картина, нежели в синергетике. Миллиарды миллиардов молекул, обладающих элементарным разумом и волей, в ячейках Бенара, в реакции Белоусова-Жаботинского и вообще в любых процессах «самоорганизации» управляются живыми существами. Они образуют иерархию управления. Для большинства людей в наш век господства материализма и рационализма эти существа невидимы. Но те, кто стремится обогащать свой разум мистическими знаниями, способны видеть их «духовными очами». Те же, кто живет особо праведной жизнью, забывает про земные блага и долгие годы неустанно совершенствует свои медитативные способности, могут узреть их воочию. Их знания и опыт наука должна использовать, а не отвергать и презирать.

Надёжное философское основание

Итак, либо мы без доказательства, на веру, принимаем принцип невнимания, и тогда признаем, что хаос рождает порядок, что всë в этом мире совершенствуется само собой. Либо без доказательства признаем истинность принципа управления, и тогда мы приходим к вере в то, что невидимые существа управляют Мирозданием. Их пирамида опирается на элементальных духов и венчается Господом Богом. Третьего не дано.

Эту альтернативу можно выразить иначе. В основание философских учений и научных теорий среди прочих фундаментальных положений можно поставить либо принцип рационализма, либо принцип гармонии веры и разума. Принцип рационализма утверждает, что при помощи одного только разума, не полагаясь на веру, можно достичь достоверного знания. Но он сам себя опровергает, поскольку не может быть обоснован при помощи одного только разума, иными словами, принимается на веру. А вот принцип гармонии веры и разума сам себя не опровергает, является гораздо более прочным основанием для философии и науки.

Любопытно, что в повседневной жизни люди стремятся самостоятельно решать проблемы и не полагаются на «самоорганизацию» или счастливый случай. Они сами наводят в доме порядок, и никто не надеется на то, что он устроится сам собой. А вот в научной теории многие готовы признать существование таких процессов, которые могут происходить с ничтожной долей вероятности, например, самоорганизация жизни из неживых химических веществ. Почему? Быть может, кто-то побуждает их к этому? Быть может, доверие к синергетике в ее современном виде кому-то выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним две точки зрения.

Октябрьская революция с точки зрения синергетики
и Концепции Общественной Безопасности

Бифуркация – важнейшее понятие синергетики. Это такое нестабильное состояние системы, из которого её может вывести один единственный из нескольких возможных путей развития. Классический пример – витязь на перепутье, читающий пророческие слова на камне.

«Переход через бифуркацию – такой же случайный процесс, как бросание монеты». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 237].

Так учит синергетика. Заманчиво использовать такое понимание для объяснения исторических событий. К примеру, в 1917 году Россия оказалась в точке бифуркации. Она могла остаться империей Романовых. Были возможны военная диктатура либо демократическая республика. Но Фортуна улыбнулась пролетарской революции. [Фортуна – древнеримская богиня счастливой случайности].

Совершенно иначе объясняет те же события Концепция Общественной Безопасности. Мировая финансовая мафия десятки лет проводила «слабый манëвр» ‒ медленную, малозаметную для непосвященных подготовку мощного удара по России. Этот «сильный манëвр» и был проведен в 1917 году, когда большевики на деньги банкиров совершили пролетарскую революцию. Многие из них, и в том числе, Владимир Ильич Ленин, искренне считали, что трудятся на благо России. На деле же управлялись западными кукловодами, сами того не подозревая. Но, к счастью, один мудрый государственный деятель видел их тайные нити. Он перехватил управление у троцкистов и вывел Россию на передовые рубежи цивилизации, за что и был отравлен. Его звали Иосиф Виссарионович Сталин.

Так кому же выгодно представлять события как игру случайностей?

Будущая целостная наука, достойная древней

Синергетика в ее современном виде лишена мистической составляющей. Но она заключалась в древней науке, которая рисовала целостную картину мира и не отрывала науку от религии, разум от мистики.

«Лорду Кейнсу, сыгравшему решающую роль в собирании алхимических трудов Ньютона, принадлежат следующие слова… : “Ньютон не был первым представителем века разума. Он был последним из вавилонян и шумеров, последним великим умом, взиравшим на видимый и духовный мир такими же глазами, как и те, кто почти десять тысяч лет назад приступил к созданию нашего интеллектуального достояния”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 391].

Принцип невнимания ‒ одна из основ современной официальной науки. И от него следует как можно скорее избавиться, как змея избавляется от устаревшей кожи. И заменить на новый, точнее, возродить древний принцип.

Принцип Единения. Целостное Знание может быть достигнуто только на пути Единения научных теорий, философских и религиозных учений, рационального и мистического познания.

Без такого Единения любая фундаментальная научная теория будет неполна и противоречива.

Единое Знание – это Знание целостное, а потому истинное. Оно не открывается ни науке, отделенной от религии, ни религии, объявляющей ложными все остальные. Единое Знание – это сплав мистических откровений, философских и научных принципов, понятий, рассуждений, экспериментальных исследований.

Синергетика, как никакая другая наука, может приблизить к пониманию того, что назрела необходимость Возрождения древнего, целостного, Единого Знания. Действительно, постепенное разрушение вещей кажется естественным. Но «порядок, возникающий из хаоса», вызывает удивление. Человек, привыкший рассуждать сугубо рационалистически, гонит от себя всякие мысли о невидимых разумных существах. Ему привычнее принять, что именно хаос порождает порядок. Напротив, человек, в мышлении которого имеется доля мистики, узнав о явлениях «самоорганизации», повысит свои мистические склонности.

Под мистицизмом мы понимаем веру в то, что некоторым людям истина может открываться не опосредованно ‒ с помощью знаков, символов, логических рассуждений, а непосредственно ‒ путем Откровений. Такое высокое служение Богу и человечеству не имеет ничего общего с деятельностью тех, кто обогащается за счет доверчивости малосведущих людей.

Широко известно высказывание Платона, которое лаконично можно выразить так: государства будут процветать, когда философы будут царствовать, а цари философствовать. Эту мысль можно отнести и к науке. Единое Знание тогда будет достигнуто, когда философы будут заниматься научными исследованиями, а ученые философствовать. Добавим: изучать не только рациональную, но и мистическую философию.

Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Новый взгляд на человека: вызовы времени». Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. С. 34 – 39.

Источник

Что такое синергетика — простыми словами

Синергетика — это область знания, которая изучает, как сочетаются и объединяются объекты друг с другом

что такое синергетика в философии. Смотреть фото что такое синергетика в философии. Смотреть картинку что такое синергетика в философии. Картинка про что такое синергетика в философии. Фото что такое синергетика в философии

Синергетика — относительно новое направление в науке, она возникла в 70-е гг. ХХ века и в принципе, синергетика — это область знания, которая изучает, как сочетаются и объединяются объекты друг с другом. В природе существуют принципы, пока еще мало изученные, соответствия и подобия объектов друг другу.

Какие-то объекты подходят друг другу и образуют цепочки, системы и т.д., а другие нет. Соответственно, у определенных объектов, например, у людей, есть определенные правила сочетания, по которым люди сочетаются и создают системы.

И если в эту систему мы можем еще одного человека добавить или несколько миллионов, то эта система станет больше, в ней проявятся новые иерархии, законы и т.д., а если мы добавим в нее 100 миллионов человек, то она развалится.

Синергетика изучает, как и по каким принципам, правилам и законам сочетаются люди друг с другом начиная с сочетания двух людей, которые могут стать друзьями или создать семью и заканчивая сочетанием больших обществ, из которых можно построить государство или создать союзы государств, чтобы они не развалились.

О чем говорит синергетика?

Область знания, которая изучает как сочетаются объекты, называется — синергетика. Синергетика говорит о том, что те системы, которые существуют в обществе, это не самый высокий уровень систем, которые могут существовать.

Если правильно понять сочетания людей и обществ друг с другом, понять, как правильно сочетаться и объединяться, то можно слиться, в единое человечество.

И у людей не будет проблем с тем, чтобы сосуществовать в таком едином человечестве, при условии, что мы найдем принципы объединения людей, которые подходят всем людям. Это важно еще с точки зрения того, что в какой-то момент, любое локальное сочетание людей, такое как государство или союз из нескольких государств, подходит к границе своего развития и дальше расти не может.

И тогда возникает опасная ситуация развала этой системы или еще более опасная в условиях глобализации — война. Синергетический подход к решению системных проблем состоит в том, чтобы рассматривать проблемы комплексно, чтобы проблемы и решение в одной области, не приводили к катастрофе в другой.

Применительно к политике

Применительно к политике, синергетика приводит к выводу, что все мы — пассажиры одной конечной планеты — космического корабля Земля, как сказал Ричард Фуллер.

Фуллер был американским философом и математиком, который собственно создал термин «синергетика» в 1927 году, в рамках своих исследований в области классической механики. А затем, этот термин распространился на более широкий круг природных явлений и общественных систем.

Фуллер считал, что совокупность отдельных, конкурирующих друг с другом частей системы, называемых нациями, рано или поздно приводит к уничтожению друг друга. Синергетика, по Фуллеру, должна упорядочить мир в доброжелательный мир, и как это сделать — на эти вопросы должна ответить синергетика, следовательно, это также основа для оптимистического вывода о потенциальном будущем человека.

В сознании каждого человека заложена формула, согласно которой мы можем сочетаться с определенными людьми и группами людей, и с ними мы можем построить союз, государство. Однако, в мире существуют миллиарды людей, с которыми мы сочетаться не можем или не знаем, по каким принципам это делать.

И когда эти группы людей сталкиваются друг с другом в глобальном мире, это создает проблемную ситуацию, а это всегда болезненный процесс. Чтобы человечество не разрушило друг друга, нужно повернуть людей друг к другу, т.е. объединить, иначе общее состояние человечества будет ухудшаться с каждым годом.

Как объединить людей?

С одной стороны, кажется, что невозможно объединить людей и группы людей друг с другом, наш мир слишком противоречивый, чтобы придти хотя бы к компромиссу.

С другой — современный кризис всей системы общественных отношений, глобальный недостаток ресурсов, проблемы, которые невозможно решить в одиночку, каким бы экономически и технологически сильным не было государство — все это не оставляет шансов на то, что люди не начнут сближение друг с другом.

Проблема в том, что каждый человек видит себя отдельным индивидуумом, а не частью системы. Соответственно, изменение структуры человечества, как системы, возможно, только если показать людям, что они получат от объединения — реальный шанс изменить к лучшему жизнь отдельного человека и человечества в целом.

Понимание человечества как единого целого является центральным принципом синергетики. Синергетические модели ставят важные вопросы, такие как: Как мы понимаем объединение? Какова наша роль как личности, составляющей большую систему? Как разрешить конфликт между индивидуумом и коллективом? Каковы границы системы, к которой мы принадлежим?

По мере того, как мы углубляемся в понимание этих вопросов, мы увеличиваем нашу способность воспринимать человечество как единое целое, а по мере смены парадигмы восприятия, мы обнаружим, что объединение — фундаментальный принцип природы, существующий на всех уровнях природы.

Мы все — единое целое

Фуллер часто говорил о своей жизни и достижениях как о том, чего может достичь обычный, средний, здоровый человек, сосредоточив свое внимание и энергию на улучшении человечества и понимании человечества, как единого целого. Эта тема, над которой годами размышляют ученые, изучающие синергетику.

Многие из них, как и Фуллер в конце концов пришли к выводу, что бесполезно пытаться решать любые глобальные, даже локальные проблемы в рамках политики, экономики, денег. Мы должны осознать, что необходимо освободить человечество от этих ложных фиксаций, которые, кажутся, только и связывают людей друг с другом, а на самом деле, ведут человечество к кризису и катастрофе.

Мировое сообщество как система, построено на взаимодействии многих систем и если рухнет одна, рухнут и все остальные. Такие системы называются «сложные системы» и состоят из единого комплекса систем. Так было не всегда.

До распада советского блока, локальные проблемы, такие как например, коронавирус, не распространялись по цепочки связей на всё человечество и если одна система погибала вообще, то другие части мирового общества этого почти не чувствовали, а непосредственные соседи могли извлечь из этого пользу.

С конца 80-х гг. мир вошел в этап закрытой интегральности, когда все страны мира связаны со всеми и любая проблема, в любой части мира ухудшает шансы на выживание всей системы. Мы живем в сложном и многосвязном мире. Любая проблема, способна запустить необратимые разрушительные процессы в мире.

Международная политика как она есть (сегодня) – это дико конкурентная, дико жестокая, дико несправедливая и эгоистическая политика. Каждый сам за себя, никому нет дела до других. В такой ситуации, любые действия любого государства ухудшают положение в мире, поскольку, никто ни с кем практически не считается.

Но мы продолжаем предполагать, что будет лучше если мы сделаем так и так. Человек всё время ищет выход, но не там, не в той плоскости и фактически отдаляется от решения и получает отрицательную реакцию.

Потому, что решать нужно не финансовые, экономические и т.д. проблемы, а использовать проблемы в экономике, финансах и т.д. для решения всего одной — системной и согласно синергетики, это решение только в одном — в объединении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *