что такое балластная призма на железной дороге

Балластная призма

Балластная призма — элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации рельсо-шпальной решётки при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава.

Устройство

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Конструкция балластной призмы может быть:

Однослойная балластная призма используется на станционных путях и путях с малой грузонапряжённостью, двухслойная — на линиях любой грузонапряжённости, трёхслойная — на линиях с большой грузонапряжённостью и на сильно засоряемых участках. Песчаная подушка позволяет экономить более дорогие балластные материалы, предотвращает засорение щебня грунтом земляного полотна, предохраняет грунт от разжижения и от пересыхания и растрескивания. При сооружении земляного полотна из скальных, крупноблочных и песчаных грунтов песчаная подушка не требуется.

Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1,5, а песчаной подушки 1:2. При укладке щебёночного балласта предусматривается запас на его осадку при уплотнении на 15—20 %, а асбестового балласта на 25—35 %. Поверхность балластной призмы на прямых участках планируют горизонтальной, а в кривых — в соответствии с возвышением наружного рельса.

Между поверхностью балластного слоя и подошвой рельсов оставляется зазор 30 мм, который необходим:

Эксплуатация

В процессе эксплуатации балластная призма загрязняется по следующим причинам:

Для щебёночного балласта засорителями считаются фракции 0,1—25 мм, а загрязнителями — фракции менее 0,1 мм. Засорители и загрязнители постепенно заполняют поровое пространство, в результате чего снижается несущая способность и сопротивляемость сдвигу балластной призмы, вызывая расстройство пути. Легкоподвижные, мелкосыпучие материалы (угольная и рудная пыль, металлические опилки тормозных колодок) загрязняют балластную призму до нижних слоёв, более крупные и менее сыпучие частицы заполняют поры верхних слоёв (до 100 мм ниже подошвы шпал).

Сроки и глубина очистки балласта планируется исходя из фактической загрязнённости, определяемой взятием проб. В качестве второго основного критерия назначения ремонта пути принимают количество шпал с выплесками на 1 км, которые не устранены при текущем содержании пути.

Литература

Железнодорожный путь / Т. Г. Яковлева, Н. И. Карпущенко, С. И. Клинов, Н. Н. Путря, М. П. Смирнов; Под ред. Т. Г. Яковлевой. —М.: Транспорт. 1999. 405 с. — ISBN 5-277-02079-9.

Источник

Балластная призма для железнодорожного пути

1 С 1993 г асбест стал называться смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути.

При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.

При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.

При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.

Таблица 4. Основные размеры балластной призмы

ПоказательТипы верхнего строения пути
Особо тяжелыйТяжелыйНормальный
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см:
щебеночный или асбестовый слой353025
подушка из песка202020
То же при железобетонных шпалах:
щебеночный или асбестовый слой403530
подушка из песка202020
Ширина плеча балластной призмы, см 1453525
Крутизна откосов балластной призмы1:1,51:1,51:1,5
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м:
на однопутных линиях7,57,06,5
на двухпутных линиях11,611,110,6
Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается.

* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см.

Примечание. При подушке из гравия толщину слоя щебня или асбеста можно уменьшать на 5 см за счет увеличения на эту величину толщины подушки.

Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка.

При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.

Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:

Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:

Источник

База комплектации материалами
верхнего строения пути

Балластная призма

1 С 1993 г асбест стал называться “смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути”.

При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.

При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.

При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.

Таблица 4. Основные размеры балластной призмы

ПоказательТипы верхнего строения пути
Особо тяжелыйТяжелыйНормальный
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см:
щебеночный или асбестовый слой353025
подушка из песка202020
То же при железобетонных шпалах:
щебеночный или асбестовый слой403530
подушка из песка202020
Ширина плеча балластной призмы, см 1453525 *
Крутизна откосов балластной призмы1:1,51:1,51:1,5
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м:
на однопутных линиях7,57,06,5
на двухпутных линиях11,611,110,6
1 Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается.
* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см.
Примечание. При подушке из гравия толщину слоя щебня или асбеста можно уменьшать на 5 см за счет увеличения на эту величину толщины подушки.

Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка. При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.

До 1964 г. в балластных призмах допускалась толщина щебеночного слоя до 25 см, а крутизна откосов до 1:1,25.

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 6. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 7. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт. 8. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на двухпутных участках

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт 9. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с покрывающим слоем из асбестового балласта на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт 10. Образец поперечного профиля балластной призмы из асбеста на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт 11. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня на земляном полотне из скальных грунтов, чистого крупно- и среднезернистого песка для тяжелого типа верхнего строения пути:

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Черт 12. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с выпуском гравийной подушки для тяжелого типа верхнего строения пути:

Основные требования к щебню из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути по ГОСТ 7392-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7392-78)

1. Стандарт распространяется на щебень из природного камня, получаемый методом дробления горных пород и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути.

Щебень должен применяться в соответствии со строительными нормами и правилами, и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

2. В зависимости от вида исходной горной породы щебень изготавливают из скальных пород или валунов и гравия.

3. К щебню предъявляют требования по следующим показателям:

— содержанию частиц размером менее 0,16 мм;

— содержанию дробленых зерен (в щебне из валунов и гравия);

— содержанию зерен слабых пород;

— содержанию глины в комках;

Определение зернового состава щебня и содержание в нем частиц размером менее 0,16 мм.Ежедневно
Определение содержания дробных зерен в щебне из валунов и гравия.Ежедневно
Определение содержания в щебне глины в комках, почвы растительного слоя и других органических примесей.Ежедневно
Определение истираемости в полочном барабане или сопротивления удару на копре ПМ.Один раз в квартал
Определение содержания в щебне зерен слабых пород.Ежедневно
Определение морозостойкости.Один раз в год
Определение электроизоляционных свойств щебня.При геологической разведке месторождений и один раз в год

6. Каждую партию отгружаемого щебня сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

— наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

— номер и дату выдачи документа;

— наименование получателя и его адрес;

— номер вагона, накладных и количество отгружаемого щебня;

— разновидность щебня (щебень из скальных пород или из валунов и гравия) и название исходной горной породы;

— показатели (фракция, прочность, морозостойкость и др.).

7. Щебень хранят и транспортируют раздельно по фракциям; при этом должно быть обеспечено предохранение его от загрязнения.

Основные требования к гравийному и гравийно-песчаному балласту для железнодорожного пути по ГОСТ 7394-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7394-77)

1. Стандарт распространяется на гравийный и гравийно-песчаный балласт, который является природной песчано-гравийной смесью, образовавшейся в результате естественного разрушения горных пород, и используемой в качестве балластного слоя железнодорожного пути.

2. Гравийный и гравийно-песчаный балласт должен характеризоваться следующими показателями:

— содержанием кварцевых зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород;

— содержанием зерен слабых пород;

— содержанием пылевидных и глинистых частиц.

Определение зернового состава и содержания частиц размером менее 0,16 мм.Ежедневно
Определение содержания пылевидных и глинистых частиц отмучиванием.Один раз в квартал и в каждом случае изменения геологических условий забоя
Определение содержания зерен слабых пород в гравийной части балласта.Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий забоя
Определение содержания кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта.При геологической разведке

4. Каждую партию отгружаемого балласта сопровождают документом о качестве, в котором указывают:

— наименование карьера-поставщика и его адрес;

— номер и дату выдачи паспорта;

— наименование получателя и его адрес;

— номера вагонов, накладных и количество отгружаемого балласта;

— вид балласта (гравийный или гравийно-песчаный);

— показатели (зерновой состав, содержание пылевидных частиц и др.).

5. Гравийный, и гравийно-песчаный балласт транспортируют и хранят в условиях, предохраняющих их от загрязнения.

Основные требования к песчано-щебеночной смеси из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути по ТУ 32 ЦП 782-92
(введены взамен ГОСТ 24580-84)

2. К смеси предъявляют требования по следующим показателям:

— истираемости в полочном барабане;

— содержанию почвы и глины в комках.

3. Приемочный контроль качества смеси на предприятии-изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные ниже:

Определение зернового состава смесиЕжедневно
Истираемость в полочном барабанеОдин раз в год
Морозостойкость.Один раз в год
Содержание почвы и глины в комкахЕжедневно при отгрузке из отвала

4. Смесь к месту укладки в путь или к месту складирования доставляют в хоппер-дозаторах или в полувагонах. Перевозка смеси на платформах не допускается, так как при движении поезда смесь интенсивно выдувается ветровыми потоками.

5. Каждую партию отгружаемой смеси сопровождают документом о качестве в котором указывают:

— номер и дату выдачи документа;

— номера накладных и количество отгружаемой смеси;

— соответствие смеси нормам технических условий.

6. Смесь хранят на открытых площадках, обеспечивая предохранение ее от загрязнения.

// 09.11.21

// 21.09.21

Имеем опыт работы по Госконтрактам.

Открыт счет в Федеральном казначействе.

// 31.03.21

АО «РЕМСТРОЙПУТЬ» предлагает из новых поступлений:

На складе есть в наличии крановые рельсы КР70 и КР80. Скрепление для крановых рельсов (прижимные и упорные планка по ГОСТ 24741-2016, стыковые накладки). Цену рельсов можно узнать у менеджеров «Ремстройпуть».

// 15.02.21

— рельсы Р24 мерной длины (8,0 м):

// 17.04.20

Временно приостановлен выпуск журнала РСП «Эксперт».

Источник

Балластная призма

Балластная призма – элемент верхнего строения пути из балласта (минерального сыпучего материала), укладываемого на основную площадку земляного полотна; обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость пути при воздействии динамических нагрузок от подвижного состава и изменяющихся температур.

Содержание

Общие сведения

От конструкции и качества балластного слоя зависят общее состояние ж.-д. пути, уровень допускаемых скоростей движения поездов, сроки службы всех элементов верхнего строения (рельсов, скреплений, шпал), затраты на текущее содержание пути и вся система его ремонтов. Балластный слой воспринимает давление от шпал (брусьев на стрелочных Переводах) и распределяет его практически равномерно на возможно большую площадь земляного полотна; обеспечивает стабильное проектное положение рельсошпальной решетки в процессе эксплуатации и возможность выправки пути в профиле и плане (путем подбивки, рихтовки балластного слоя) для компенсации неизбежных остаточных деформаций; отводит воду от балластной призмы и с основной площадки земляного полотна, препятствует переувлажнению и пересыханию верхнего слоя грунта полотна, потере им несущей способности (весной) и пучению (зимой); участвует в формировании оптимальной упругости подрельсового основания, особенно при железобетонных шпалах. Балласт должен быть твердым и прочным (износостойкость) и одновременно упругим (амортизационная способность), достаточно крупным (стабильность положения рельсошпальной решетки) и одновременно мелким (ровная опорная поверхность под шпалами); иметь зерна формы, близкой к кубической (увеличивается износостойкость зерен и распределяющая способность призмы, но одновременно снижается ее общая несущая способность – призма «расползается» под нагрузкой); содержать зерна вытянутой формы (лещадные или игловатые), прошивающие и расклинивающие балластный слой (повышается устойчивость призмы), но одновременно имеющие повышенную ломкость под нагрузкой (увеличиваются осадки); обладать низкой электропроводностью, обеспечивающей нормальную работу рельсовых цепей автоблокировки вне зависимости от погодных условий.

По происхождению, размерам частиц, их форме и способам обработки балластные материалы разделяются на щебеночные, асбестовые, гравийные и песчано-гравийные. Ранее применялись также песчаный и ракушечный балласты. Щебеночный балласт из природного камня получают дроблением горных пород до фракций 25-60 мм. Он может изготовляться из скальных пород (100% дробленых частиц), а также из валунов и гравия (не менее 50% дробленых зерен по массе). Лучшим из современных балластных материалов является щебеночный балласт, полученный из прочных магматических пород (граниты, габбро, диориты, сиениты – глубинные породы; диабазы, базальты – излившиеся породы). Щебеночная призма из такого балласта обладает долговечностью, высокой сопротивляемостью осадкам шпал и их смещениям в горизонтальной плоскости, хорошими дренирующими, упругими и электроизоляционными свойствами. В то же время применение на участках эксплуатируемых ж.-д. линий призмы из щебня низкого качества из слабых осадочных пород (известняки, доломиты, песчаники), особенно при железобетонных шпалах, неэффективно из-за быстрого износа и измельчения такого балласта, потери им дренирующих свойств, образования выплесков.

Классификация

что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть фото что такое балластная призма на железной дороге. Смотреть картинку что такое балластная призма на железной дороге. Картинка про что такое балластная призма на железной дороге. Фото что такое балластная призма на железной дороге

Конструкция балластной призмы может быть:

По конструкции различают балластные призмы: однослойные (из любых балластных материалов, кроме щебеночного), двухслойные (щебеночный и асбестовый балласты поверх песчаной или гравийно-песчаной подушки) и трехслойные (асбестовый балласт поверх щебеночной призмы на песчаной подушке). Балластная (обычно песчаная) подушка (рис. 3.48) предназначена для предотвращения засорения щебня грунтом основной площадки земляного полотна, а также для предохранения грунта от разжижения (весной), пересыхания и растрескивания (летом). Уклон (крутизна) откосов призмы не должен превышать 1:1,5, песчаной подушки – 1:2. При любой конструкции балластной призмы (независимо от числа слоев) суммарная толщина балласта под шпалой должна быть такой, чтобы напряжения, возникающие в земляном полотне, не превышали допустимые значения (во избежание пластических деформаций грунта основной площадки земляного полотна). Размеры балластной призмы установлены Строительными Нормами и Правилами. При двухслойной призме общая толщина балласта под шпалой должна быть не менее суммы толщины балластной подушки (20 см) и соответствующей каждому классу пути толщине балласта под шпалой; при трехслойной призме – толщина слоя асбестового балласта под шпалой во всех случаях не менее 20 см.

Использование

Однослойная балластная призма используется на станционных путях и путях с малой грузонапряжённостью, двухслойная — на линиях любой грузонапряжённости, трёхслойная — на линиях с большой грузонапряжённостью и на сильно засоряемых участках. Песчаная подушка позволяет экономить более дорогие балластные материалы, предотвращает засорение щебня грунтом земляного полотна, предохраняет грунт от разжижения и от пересыхания и растрескивания. При сооружении земляного полотна из скальных, крупноблочных и песчаных грунтов песчаная подушка не требуется.

Уклон откосов призмы должен быть не круче 1:1,5, а песчаной подушки 1:2. При укладке щебёночного балласта предусматривается запас на его осадку при уплотнении на 15—20 %, а асбестового балласта на 25—35 %. Поверхность балластной призмы на прямых участках планируют горизонтальной, а в кривых — в соответствии с возвышением наружного рельса.

Требования

Между поверхностью балластного слоя и подошвой рельсов оставляется зазор 30 мм, который необходим:

В процессе эксплуатации балластная призма загрязняется по следующим причинам:

Для щебёночного балласта засорителями считаются фракции 0,1—25 мм, а загрязнителями — фракции менее 0,1 мм. Засорители и загрязнители постепенно заполняют поровое пространство, в результате чего снижается несущая способность и сопротивляемость сдвигу балластной призмы, вызывая расстройство пути. Легкоподвижные, мелкосыпучие материалы (угольная и рудная пыль, металлические опилки тормозных колодок) загрязняют балластную призму до нижних слоёв, более крупные и менее сыпучие частицы заполняют поры верхних слоёв (до 100 мм ниже подошвы шпал).

Сроки и глубина очистки балласта планируется исходя из фактической загрязнённости, определяемой взятием проб. В качестве второго основного критерия назначения ремонта пути принимают количество шпал с выплесками на 1 км, которые не устранены при текущем содержании пути.

Асбестовый балласт

Применение асбестового балласта на отечественных ж. д. ограничивается участками пути с интенсивным засорением сыпучими грузами, также в районе месторождения (Урал).

Гравийный и гравийно-песчаный балласт получают из природной песчано-гравийной смеси, образовавшейся в результате естественного разрушения горных пород; применяют на станционных, подъездных и соединительных путях, а также в качестве подушки под другие виды балласта (щебеночный, асбестовый). Содержание кварцевых зерен и зерен прочных горных пород в песчаной части балласта (фракции размером от 0,16 до 5 мм) должно составлять не менее 50% от массы этих фракций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *