что такое силуэт фигуры человека
Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: «Силуэт» (выразительные средства графики)
Разделы: МХК и ИЗО
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Основная часть урока
— Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.
Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.
— Значит, бывают и другие тени?
— Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)
— Рассмотрим следующий сюжет композиции.
Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.
— Каждый предмет, каждая фигура — это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.
— А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?
— За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.
— Значит зима, поздний вечер.
— А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.
— Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.
— Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.
— Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)
Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.
— Да, это тени, падающие от предметов и фигур.
— Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?
— Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?
— Верно. Тени удлиняются и сужаются.
— Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.
— Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.
Отметим еще одну особенность силуэта.
— Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)
— Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)
— Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)
— Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?
— Поэтому он воспринимается как пятно.
— Вот целая стайка бабочек. (См. рис. 12)
Издали они выглядят черными пятнышками.
— Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.
И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.
— Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?
— Откуда произошло это слово?
Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.
У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.
Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.
— Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?
— Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.
— И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.
— Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.
1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.
2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.
3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.
4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.
Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.
1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.
2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/
Силуэт человека, идущего или стоящего, видят все каждый день. Этот зеленый человечек на светофоре показывает, когда можно перейти дорогу. Откуда пришло к нам это слово?
Происхождение слова
Силуэт – это в переводе с французского «очертание, контур» (silhouette). У этого слова интересная история. Понятие контура существовало с давних пор, но именно «силуэтом» закрашенный контур стали называть во Франции при Людовике XV.
Занимавший тогда пост министра финансов граф Этьен де Силуэтт стал известен экономией и крайней бережливостью. Мода на костюмы отреагировала сразу: исчезли карманы, украшения табакерок, стиль в целом стал значительно проще. Его назвали силуэтом. Тогда же один из Сейшельских островов тоже получает название Силуэт.
В это время во Францию приходит искусство китайской тени. Причуды моды возводят его на вершину популярности. Исполнялся портрет в течение нескольких минут, поскольку черты лица прорисовывать было не нужно. Рисовался контур, обычно в профиль, затем заливался тушью. Иногда тонкими линиями прорисовывались две-три черты белой краской.
Созданное Этьеном де Силуэттом акционерное общество очень быстро охватила паника по поводу задержки выплаты дивидендов. Общее недовольство распространилось во всех слоях общества, и министр ушел со своего поста.
Видимо, так совпало, что появившаяся на министра карикатура была выполнена в жанре новой китайской техники. Минимум средств для ее создания и определили ее название. Ее окрестили «силуэтом», так же, как и новый стиль одежды.
Одежда
Может, это вызовет улыбку, но одежда тоже имеет свой силуэт – это ее контуры, которые модельер набрасывает на листе бумаги. Условно принято разделять четыре вида современных силуэтов: прямой (прямоугольный), овальный, прилегающий (приталенный) и трапециевидный (или А-силуэт).
В крое одежды существует понятие «силуэтные линии». Это те части выкройки, которые формируют контур. Умело используя моделирование и конструирование, можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и тщательно скрыть недостатки.
Силуэт в одежде приходится учитывать при изображении человека. Рисунки модельеров носят название «фэшн эскиз», там другие пропорции тела.
Силуэт человека
Тем временем искусство силуэта распространилось за пределы Франции и в конце XVIII века в Петербурге стало модным заказать портрет у знаменитого мастера из Парижа Сидо (Sideau). Он создавал силуэты членов царствующего дома и многих придворных.
Сидо работал пером и китайскою тушью, гравировал на меди, вырезал из черной бумаги. Конкурентом его стал Фр. Антинг. Но вскоре забава надоела знати, и вырезание портретов стало ремеслом бродячих артистов. Их постоянно встречали на ямарках и произведения доморощенных «художников» не отличались качеством и хорошим вкусом.
Казалось, вместе с уходом французской школы искусство это умерло. Но появляется Поль Коневка (Paul Konewka), немецкий маэстро этого стиля. В его исполнении силуэт – это уже не профильный портрет. Целые композиции, объединенные одной темой, сложные и милые, вызывают восторг у зрителей.
Российская художница Елизавета Меркурьевна Бем тоже славилась своими силуэтными работами. Ее иллюстрации к детским журналам высоко оценил И.Репин.
Картины со спрятанными силуэтами
Есть картины, где скрыт силуэт фигуры человека – ветка дерева на переднем плане переходит в кусты и горы вдали. Получается девушка. Впервые картины с «замаскированными силуэтами» изображали цветы, обычно лилии, а в переплетениях линий узнавались профили царственных особ.
Сейчас есть такое направление в живописи, сюрреализм, в котором в обычном, казалось бы, пейзаже скрывается какой-то подтекст. Мастер такого воплощения – мексиканский художник Октавио Окампо. Его картина «Поцелуй моря» изображает морской пейзаж, который скрывает 6 портретов.
Силуэт – это контурное изображение, а все, что за его пределами, может быть чем угодно. Это принцип О.Окампо. Чайка, которая парит над водой, как бы соединяет влюбленных.
Театр теней
Пожалуй, самое яркое воплощение контура применяется в театре теней. Актеры играют за сценой, перед ними натянут экран. В глубине стоит сильный прожектор, отбрасывая тени. Преимущество в том, что тени могут изобразить то, чего не добьешься никаким гримом.
Домашний мини-театр из самодельных фигурок можно устроить с помощью настольной лампы. Любая ткань выполнит роль экрана, главное – натянуть ее покрепче на подрамник. К черным фигуркам крепится проволока, чтобы двигать их. Это нельзя делать руками, так как они будут создавать лишние тени.
Попробуйте сделать с ребятами такой театр и получите незабываемые минуты волшебства, когда луч света вызывает к жизни персонажи сказок. А может быть, это станет вашим хобби.
Что такое силуэт фигуры человека
Майкл Маттези возглавляет направление концепт-арта в компании Zynga. Он написал целый ряд книг по анатомии для художников с фокусом на создании персонажа.
Мы разобрали его книгу «Дизайн персонажа: Рисуем с натуры», чтобы сделать вам выжимку из самого полезного. Итак, 5 советов о формах, силуэте и гравитации для будущего художника по персонажам. Проверь себя — всё ли ты учитываешь в работе?
Золотое правило рисования с натуры — впечатление от рисунка должно быть таким же, как и от человека, с которого рисунок сделан. Персонажа лучше раскрыть через действие. Для этого вам нужно задать ритм, используя линии.
Каждая линия — это сила. Посмотрите на рисунок ниже. Как мы видим, левая картинка выглядит вяло. Всё потому, что сила воздействия слабая. Под углом в 45 градусов сила действует гораздо интенсивней.
Угол образуется от взаимодействия двух линий. Это результат приложенной силы. Посмотрим на схемы ниже, чтобы понять, как углы меняют впечатление от рисунка.
Сила гравитации рядом с вертикальной линией падает параллельно. Горизонтальная линия пребывает под действием гравитации, но при этом просто лежит на плоскости прямо. В линии, расположенной на 45 градусов, больше всего движения и резкости.
В детстве мы все рисуем простые формы, а затем стараемся как можно больше приблизиться к реализму. Так можно увлечься деталями и забыть о главном.
Популярная ошибка у художников — начинать с контура силуэта, забывая об объеме. Но объем первичен, он определяет форму. Это главный вызов для художника — переместить на двухмерную плоскость листа трехмерную фигуру человека.
Если начать с простых форм, то у вас будет меньше шансов ошибиться в работе и создать неправдоподобного персонажа. Уже на уровне базовых форм можно задать характер и эмоции. Эти же формы остаются основой для создания персонажа при любом уровне детализации.
Что же передают базовые формы?
Треугольник
Острая и динамичная фигура. Перевернутый углом вниз, он подходит, чтобы передать атлетичность или создать злодея. Перевернутый вершиной вверх, он передает твердость и статичность — как пирамида.
Круг
Это самая дружелюбная форма. Никаких острых углов. В жизни круглые и мягкие формы, как правило, безопасные.
Прямоугольник
Если прямоугольник положить горизонтально, он послужит прочной основой для чего-либо. Вертикально он будет смотреться как колонна. Эту форму можно использовать для определения размера фигуры.
И всё же: не нужно превращать человека в геометрическую фигуру. Базовая форма — это абстракция, которая помогает вам в работе.
Что такое силуэт фигуры человека
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Силуэт как искусство.
Нашла два любопытных ресурса по жанру силуэта и позволила себе скопировать текст (но не тупо :)). Эти две статьи друг друга хорошо дополняют, поскольку не понаслышке знаю, как ссылки становятся нерабочими, а материал мне интересен, считаю это уважительной причиной для подобного лайт-плагиата. Т.е. текст не мой, из моего здесь только компиляция. Ссылки на ресурсы: «силуэт» и «история силуэтов». Фото оттуда же.
***
СИЛУЭ́Т (франц. Silhouette) — форма,воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания «далевой зрительной установки».
Силуэт — это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуют черной краской на белой бумаге или вырезают из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую.
Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Качества силуэтности или,в более широком значении, графичности противопоставляются объемности и живописности.
История искусства силуэта
Силуэтное и контурное изображения в древнегреческой вазописи.
Существует античная легенда, связанная с выразительными качествами силуэта и контурной линии. Около первого века нашей эры Плиний Старший написал историю о молодой коринфянке, которая обрисовала тень своего возлюбленного тающими свечами, чтобы во время его путешествий, этот образ был всегда с ней.
Иллюстрация к античной легенде
Эта история интересна не только техникой создания силуэтов с помощью воска, которая позже была очень распространена в девятнадцатом веке, но и тем, что обстоятельства у женщин-художниц были те же — сувенир от любимого. Это занятие даже стало чем-то вроде настольных игр у женщин в 19 столетии: не надо было никакого особенного умения, только направить тень на стену. Эта забава часто описывалась в книгах Джейн Остин.
Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всех формах архаического и примитивного искусства. В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений,осязательного чувства изобразительная форма становится все более пространственной. В живописи, графике и скульптуре Классицизма художники стремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу, следя за цельностью силуэта и выразительными качествами контура. В искусстве стиля Барокко, напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое понимание изобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства, в границах которой возможно было бы сохранять и развивать приемы силуэтных изображений.
Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу,прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы.
Георгий Нарбут. Автопортрет с семьей.
В семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках в качестве дешевого и быстрого изображения портрета стали популярны силуэты. Зачастую создаваемые любителями, в основном женщинами, они являются сентиментальной реликвией викторианской эпохи, милыми сувенирами с нарисованными неизвестными людьми из прошлого, застывшими в чернилах, красках, вырезанными из бумаги или отображенными на фарфоре.
В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции. В это время были и профессиональные рисовальщики силуэтов. В основном мужчины, которые рекламировали свою скорость и аккуратность исполнения работы. А в середине девятнадцатого века несколько художников создали машины и устройства, которые помогали аккуратно дублировать силуэты.
Услугами профессиональных портретистов пользовались путешественники и иммигранты, которые хотели отправить домой для родных напоминание о себе или сувенир о путешествии. Конечно, в ту эру, когда перевозки были не легким делом, а путешествия не так просты, как сейчас, силуэты были ценной реликвией для семьи или друзей, разделенных большими расстояниями.
Самым известным силуэтчиком был француз Огюст Эдуар, который делал портреты во весь рост, вырезая их из черной бумаги. Он переехал в Англию в 1815 году, где и работал, а затем в 1830-х годах привез и распространил это искусство в Америке. Он изобразил тысячи своих известных и анонимных современнико
Автопортрет Огюста Эдуара
Привлекательность создания профессионального силуэта оказалась не только в неоклассической эстетике или даже аккуратного изображения, а в основном из-за дешевизны и быстроты. Силуэт сделать гораздо дешевле и быстрее, чем портрет, и если для портрета надо было надеть лучшее платье, привести в порядок лицо и волосы, то для силуэта позировали в естественном ежедневном виде.
Изначально это искусство в Великобритании называли “тени” или “профили”, позже “искусство теней” во Франции, но очень быстро с 1770-ых во Франции и Германии и с 1790-ых в Англии стали применять название “силуэты”. Также название связывают с именем французского экономиста Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709—1767), дружба которого с мадам Помпадур в 1759 году принесла ему должность Генерального контроллера французского короля Людовика XV. Контролер финансов вызывал негодование скаредностью, ив отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру — ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее из черной бумаги. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен де Силуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Также одни утверждают, что он сам был большим любителем рисовать силуэты с хорошими навыками, а другие, что был коллекционером “искусства теней”.
Мода на античные камеи также способствовала культу силуэтных изображений. Живописец и гравер Жан Юбер (1721—1786) создавал серии графических силуэтов, среди которых особенно известны силуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание «Юбер-Вольтер» («Huber-Voltaire»).
Легкость и простота техники сделали вырезание «теней» модой французского двора, она быстро распространилась по Европе, в первую очередь среди дилетантов. Силуэтные портреты проще и дешевле живописных,поэтому получили быстрое и повсеместное распространение, в особенности в начале XIX в., в период Бидермайера. Силуэтами занимались многие художники стиля Рококо, особенно в ювелирном искусстве,миниатюре. Силуэты в рамках украшали стены кабинетов и гостиных. Силуэты рисовали в альбомы знатных дам. Силуэты носили в медальонах на груди. В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.
Любители силуэта и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Ф. И. Шубин (1740—1805).
В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II,членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов,вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением.
Ф. Сидо. Портрет князя Г. А. Потемкина и портрет самой Императрицы
Вторая половина XVIII в. Из книги «Двор императрицы Екатерины II и ее приближенные». СПб., 1899
В 1799 г. в Петербурге выпущен альбом «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» — более ста восьмидесяти портретов, вырезанных силуэтом из черной бумаги и вклеенных в гравированные орнаментальные обрамления.
Силуэты его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках.
Соперником Сидо явился некий полковник Иоган Антинг, а подражателями — очень многие,так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Немецкий рисовальщик-портретист Йоханн Фридрих Антинг (1753—1805), сочетал мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. С 1784 г. Антинг работал в Петербурге, много путешествовал по России. Созданные им силуэты — портреты известных людей, в том числе членов петербургской Академии наук, — Антинг собрал в альбом и издал его в 1791 г. в Германии, в своем родном г. Гота.
Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.
Но через несколько лет интерес к силуэту исчез как у нас, таки повсюду: вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.
Заброшенное таким образом рисование силуэтов было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою, изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде силуэта не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его силуэты этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. М. Бем.
Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742—1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо передают увлечения общества пушкинского времени.
Е. М. Бём. Силуэт из цикла «Дети». 1875. Бумага, тушь, перо. Санкт-Петербург, Русский музей
В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин. В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика, иллюстрации. Сообщники «Мира искусства», возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений: появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского.
Елизавета Кругликова, взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу «Париж накануне войны» (1914). Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников «серебряного века» (Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др.) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве «белые силуэты» К. Воробьева, сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.
Елизавета Кругликова. Силуэт Ирины Одоевцевой.
Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов «мир-искусниками» в книжной графике. В технике ксилографии (гравюры на дереве) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева.
Н. В. Ильин. Иллюстрация к книге: А. С. Пушкин. Лирика. Москва, 1949. Коллаж из черной и белой бумаги
Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики: А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин.
В Париже в 1920—1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева.
Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.
- в каком году начало гражданской войны
- можно ли вылечить звон в голове