что такое showcase в музыке
6 европейских шоукейсов для молодых музыкантов
Шоукейс – отличная площадка для молодых артистов(-ок), которые хотят открыть себя для новой аудитории. Там собираются музыкальные менеджеры, промоутеры, представители агентств и лейблов – чем не возможность завязать новые контакты и получить приглашение на уютный европейский фест?
По своей сути шоукейсы – небольшие фестивали, направленные скорее не на широкого зрителя, а на работников индустрии. Они ходят туда, чтобы найти следующую группу для уже полноценных фестов или новую звезду на молодой лейбл.
Через шоукейсы прошло множество беларусских артистов и артисток. Среди них – Super Besse, Mustelide, Бакей, «Молчат дома», «Петля пристрастия», Weed & Dolphins, Егор Забелов и не только.
Мы подобрали для тебя 6 приятных европейских шоукейс-ивентов. Читай, выбирай приглянувшийся и смело отправляй заявку.
TMW – один из самых актуальных шоукейсов для беларусских музыкантов.
Среди участников прошлых лет – «Петля пристрастия», «Молчат дома», Shuma. Группа Super Besse выступила там в 2014 году и сразу же попала на крупный европейский фестиваль Positivus в Латвии, а сейчас уже ездит на гастроли по Европе (и Китаю). В прошлом сезоне на Tallinn Music Week выступило сразу семь артистов из Беларуси.
Условия хорошие: организаторы предоставляют оборудование для выступления, одну ночевку, питание в день концерта и один пропуск на профессиональную конференцию, где ты сможешь прокачать свои знания изнанки музыкальной индустрии. О визе и транспорте нужно будет позаботиться самостоятельно.
Формат фестиваля мультижанровый, так что за стиль музыки можешь не беспокоиться. Сам шоукейс будет проходить с 25 по 28 марта 2020 года.
У этого шоукейса есть явное преимущество – виза в Киев для беларусов не нужна и ехать недалеко. Основная публика – представители локальной индустрии, так что после него можно получить приглашение на украинские фестивали.
Здесь есть разделение на сцены: main, indie, electronic, jazz, world music. У каждой из них есть партнеры – организаторы фестивалей, лейблы, менеджеры, – которые отбирают несколько групп и предлагают им сотрудничество.
В 2019 году Kyiv Music Days проводился 12–14 апреля, беларусский десант – внушительный: Nite Nite Nite, Cherry Vata, Shaman Jungle, Harotnica mix. А Eryk I Ja сразу после шоукейса попали на польский фестиваль Inne Brzmienia.
Заявки собирают зимой, так что следи за новостями. Подробные условия появляются с открытием приема заявок.
Небольшой, но приятный шоукейс в Вильнюсе, до которого ты легко доедешь на маршрутке. Отобранным артистам организаторы обеспечивают одну ночевку, оборудование для выступления и проходку на образовательную конференцию.
Шоукейс проходит в сентябре, сезон приема заявок открывают весной. До тебя туда уже ездили Teleport, Weed & Dolphins, Tanin Jazz, Бакей и Какора.
Этот словенский шоукейс в 2017 году признавался «Лучшим малым фестивалем» на European Festival Awards – церемонии, где отмечают ключевые события фестивального мира Старого света.
Набор на этот сезон уже прошел и даже известна дата – все будет проходить с 5 по 7 февраля 2020 года. Среди беларусских участников – группа «Молчат дома». Прием заявок на новый сезон открывается ближе к лету.
Mustelide:
– Если бы не Ment Ljubljana, я бы, наверное, никогда не узнала, как красиво в Словении, не дала бы интервью словенской прессе и ТВ, не увидела бы разнообразие и уникальность клубной жизни Любляны. Причем чувствуется, что для организаторов это не просто бизнес-проект – они по-настоящему стараются максимально показать новую музыку и новые имена.
Егор Забелов:
– Такие фестивали – хорошая возможность взглянуть на себя в контексте крепких европейских групп. При желании можно завести контакт с любым промоутером или агентом из фестивальных списков, все тусуются где-то рядом. По итогу, еще находясь в Любляне, я получил два приглашения на фестивали в Венгрию и Эстонию. Позже – предложение совместного проекта с немецкой группой, с которой выступали на одной сцене. Но даже если вообще без видимых результатов, то событие настолько уютное, что я бы приехал просто выпить пива и потусоваться.
ESNS – один из самых крупных европейских шоукейс-фестивалей Европы. Он проходит в Нидерландах, в городе Гронинген.
Беларусь там представляли Super Besse, а 2019 году туда заскочили Weed & Dolphins и Егор Забелов.
Чтобы понимать масштаб: в свое время там выступали Hozier и Franz Ferdinand.
На фестивале есть так называемый «focus» – приоритетный акцент на двух странах. Каждый год они меняются, из каждой из них зовут десятку артистов и обеспечивают им дополнительное промо.
Вариант для тех, кому хочется сперва попробовать себя в Минске. Первый беларусский шоукейс-фестиваль прошел в 2018 году в Минске. Организовали «Искру» создатели портала Experty.by, «Корпус», Институт имени Гете в Минске и Посольство Франции в Республике Беларусь.
Участников отбирали не организаторы, а иностранные специалисты.
Помимо концертов и образовательной конференции на шоукейсе проходила Listening Session – музыканты могли отправить один свой трек, чтобы иностранные гости послушали их прямо в аудитории и дали свой фидбек.
Среди участников были Intelligency, Nürnberg и Аня Жданова. Как раз здесь выстрелила группа «Молчат дома», которая уже год катает с концертами по Европе. Еще по итогам шоукейса пять беларусских артистов появились на страницах онлайн-журнала Europavox.
Егор Шкутко сразу после Iskra Showcase Weekend:
– Очень хорошо спланированное мероприятие. Отличное место и отличный звук – спасибо команде «Корпуса». Мы особо не питали иллюзий кому-то понравиться, но приглянулись французским экспертам и обменялись с ними контактами. Надеюсь, сработаемся.
Пока новостей о второй «Искре» нет, но мы очень ждем ее возобновления. Можешь посмотреть наш репортаж о том, как прошел первый Iskra Showcase Weekend.
12 шоукейсов Moscow Music Week, которые не рекомендуется пропускать
Первая масштабная вечеринка серии MMW пройдет в Aglomerat. Хедлайнером станет конголезская группа Kokoko! К их названию добавляют приставку «арт», а самих участников называют экспериментаторами, но здесь точно далеко до высоколобой зауми — кажется, что они просто играют то, что привыкли, используя самодельные инструменты из городского мусора и делая легкую поправку на западные нормы. Именно поэтому Kokoko! успешно сохраняют аутентичность, не превращаясь при этом в карикатурных музыкантов, эксплуатирующих диковинные для европейца музыкальные черты. Поддержку окажет сборная солянка из отечественных групп: авангардный гитарный проект Евгения Горбунова «Интурист» выступит вместе с самым актуальным лаунж-бендом «Союз». Также в программе: добрый русский электропоп от «Созвездия отрезок», саксофонные эксперименты от Artemeida, сюрреалистичные саундскейпы от Zurkas Tepla и мультижанровый сет от Kira Lao.
Организаторы Moscow Music Week встают на защиту жанра «поп». Шоукейс в очередной раз докажет, что поп — это не форматная жвачка, а настоящее творчество, которое просто не обременяет себя лишними смыслами и музыкальной заумью. С хедлайнерской ролью будет справляться «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» — группа-оркестр, справедливо употребляющая в отношении себя теги «барокко-поп» и «эскапистский поп». Также на сцену IZI с серией акустических треков выйдет представительница лейбла «Холодные звуки» Маша Непорожняя, более известная как Нонконформистка. Современный поп нельзя представить без несовременного попа: за ретро и тоску по синтезаторам отвечает Poko Cox, в последнее время активный в составе группы Poexxali. Вишенка на торте — сет эклектиков из лейбла Ивана Дорна Super Collection Orchestra, совмещающих в музыке черты соула, фанка и ретровейва.
Шоукейс на «Бумажной фабрике» соберет группы, рядом с которыми неизбежно появляется описание «русский». В первую очередь это «Хадн дадн» — более рефлексивная и темная сторона «Созвездия отрезок», исполняющая бытовой фольклор-поп с налетом восточной эстетики. Также в шоукейсе участвуют: проект «Сад имени Федора» с меланхоличным и экспериментальным синти-попом, исполнитель драматичных аккордеоновых композиций Егор Забелов, совмещающие фолк и джаз музыкальные вестники с русского севера «Нотэберд», а также исследователи русских музыкальных традиций через призму электроники Juncti.
Ored Recordings — лейбл из Кабардино-Балкарии, представители которого путешествуют по аулам в поисках исполнителей традиционной музыки. Они фиксируют то, что слышат, в полевых записях, сохраняя все тонкие нюансы и огрехи исполнения. Скорее всего, вы не знаете никого из заявленных в шоукейсе исполнителей, но это тот случай, когда лучше довериться лейблу. Любые догадки относительно того, что ждет зрителей в КЦ «Дом», вряд ли окажутся верными, но перед мероприятием стоит изучить страницу лейбла в Bandcamp. Например, в прошлом году там появилась запись концерта одного из участников, Заура Нагоева, на Red Bull Music Festival. Судя по ней, он превращает выступления в музыкальные лекции: исполняет небольшие зарисовки, рассказывая между ними о традиционных инструментах и темах.
Один из шоукейсов Music Music Week будет посвящен шумной музыке сибирского происхождения. В клубе «Вермель» выступят четыре группы. Это, в первую очередь, «Позоры» — уже московское трио с Леной Кузнецовой из «ВХОРЕ» на вокале, которое исполняет агрессивные треки с электроникой, живой ритм-секцией и едкими текстами, зачастую связанными с феминистической повесткой. Также в лайнапе заявлена группа с ярким названием «Шумные и угрожающие выходки» — ближайшие друзья «Позоров», выпустившие с ними сплит-релиз «Сине-серого альбома» и играющие лоу-файный 8-бит с рэпкор-читкой. Дополняют список чуть менее известные «Корабельные сосны», переосмысляющие эмо-волны 90-х и 2000-х, а также команда «Сверхнож» с медитативной музыкой, существующей где-то между эмбиентом и постметалом.
Кажется, в Россию приходит культура лейблов со своим лицом, и «Холодные звуки» — один из первых ее вестников. Его участникам свойственно писать искренние песни, которые хорошо звучат с аккомпанементом в одну гитару, а также добавлять в них напевные мотивы, которые наделяют треки потенциалом мини-гимнов эпохи «ВКонтакте». Авангард лейбла уже вышел за рамки музыки для своих: счетчик участников в паблике Алены Швец показывает шестизначное число, а песни «Мусора» поклонники расхватывают на цитаты и подпевают на фестивалях вроде «Боли». Услышать главные проекты лейбла можно будет на этом шоукейсе в «Бумажной фабрике».
New New World Radio на Moscow Music Week, как и всегда, будет обретаться где-то в постжанрах. В лайнапе трешовый и по-хорошему изнурительный фри-джаз от голландского ансамбля Dead Neanderthals, нашинкованный в мелкий винегрет пострейв в исполнении Drojji, бредовые фантазии на тему отмороженного синтипопа в сете Discours Synthétique, цветастая подкислоченная электроника Tropical Interface — короче, странностей тут хватит на месяц вперед.
За острыми акустическими впечатлениями — на шоукейс фри-джаза Moscow Music Week. Только представьте: вот Kubikmaggi играет тактичную, очень хрупкую мелодичную музыку на границе с мягким шумом и полной тишиной, а потом вжух — Speedball Trio рубит озверевший джазовый грайнд. А где-то рядом еще будут лайв проекта Dukkha с неустойчивым составом и такими же неустойчивыми шумовыми полотнами и разъезжающийся во все стороны свободный джаз в исполнении Petyaev-Petyaev Quartet.
Что такое шоукейс-фестивали и какие из них надо посетить, даже если вы не музыкант
Шоукейс-фестивали – это разновидность музыкальных фестивалей, где выступают не знаменитые артисты, а в основном начинающие, молодые команды. Их цель – заявить о себе миру, журналистам, продюсерам, организаторам, лейблам, промоутерам, а также получить гранты и контракты для продолжения карьеры. Одновременно такие фестивали часто сопровождаются большими образовательными программами, где можно поучиться у лучших экспертов музыкальной индустрии. А для слушателей это отличная возможность найти для себя огромное количество новой музыки. UMM выбрал пять шоукейс-фестивалей, которые нельзя пропустить. Среди них – новое мероприятие от создателей «Уральской Ночи Музыки»
Eurosonic
15-18 января 2020 года
Гронинген, Нидерланды
Ежегодный музыкальный шоукейс-фестиваль, который проходит в нидерландском городе Гронингене. Он был основан еще в 1986 году. В первые три дня на нем выступают группы со всей Европы, в четвертый день – датские коллективы. Также в течение всего фестиваля проходит конференция.
В 2020 году выступать на фестивале будут десятки исполнителей в самых разнообразных жанрах – все их можно сортировать в навигации на сайте. Российских групп среди них, к сожалению, нет, но есть украинская рэп-исполнительница Alyona Alyona и белорусский коллектив «Молчат дома».
На фестиваль можно купить билеты в самых разнообразных комплектациях: на один день, на несколько дней, на весь фестиваль. Стоит вход будет от 30 до 160 евро.
South by south west
16-22 марта 2020 года
Остин, Техас, США
Ежегодный фестиваль, который проходит с 1987 года и включает отдельно конференцию, фестивали кино, СМИ и музыки. Музыкальный шоукейс-фестиваль в 2020 году будет проходить с 16 по 22 марта.
На фестивале нет ограничения по жанрам, их целых 25, группы можно сортировать по ним.
Кроме музыкальной, стоит обратить внимание и на другие программы фестиваля, например, на огромную экспертную конференцию. На ней будут обсуждать буквально все: дизайн, климатические изменения, космос, индустрию игр, рекламу, СМИ, спорт, здоровье, медицину и даже легальную торговлю каннабисом.
Стоимость билета на фестиваль довольно высокая: на музыкальную часть – 1145 долларов, на образовательную – 485 долларов. Впрочем, за 1475 долларов можно купить платиновый бейдж сразу на все мероприятия.
Tallinn music week
25-28 марта 2020 года
Таллинн, Эстония
Музыкальный шоукейс-фестиваль начал свою историю в 2009 году. Здесь можно встретиться гораздо больше российских и украинских исполнителей, например, в 2020 году там выступят Pompeya, Artemiev, та же Alyona Alyona и многие другие. Кроме поп, рок, инди-музыки здесь можно встретить фолк, джаз и даже хоры.
Параллельно с музыкальной на фестиваль есть большая образовательная программа с десятками спикеров о городском пространстве, дизайне, искусстве и многом другом.
На фестивале есть два типа билетов: за 40 евро на музыкальную программу и за 150 евро на все мероприятие.
Reeperbahn festival
16-19 сентября 2020 года
Гамбург, Германия
Фестиваль проходит с 2006 года и собирает талантливых музыкантов со всеми мира. В 2019 году на фестивале прошло более 900 мероприятий, а страной-партнером стала Австралия. Программа на 2020 год пока не определена.
Билеты пока продаются со скидкой и в зависимости от комплектации обойдутся от 45 до 110 евро.
New/open showcase festival
11-12 января 2020 года
Екатеринбург, Россия
Совершенно новый шоукейс-фестиваль от команды «Уральской Ночи Музыки» (Ural Music Night). Впервые он пройдет в январе 2020 года в Екатеринбурге в преддверии последнего в истории фестиваля «Старый Новый рок».
В акселераторе примут участие музыканты в возрасте от 18 до 35 лет, проживающие в России. Группа экспертов отобрала 66 коллективов из 375 заявок. Молодые музыканты будут выступать и презентовать проекты в течение двух дней. По итогам презентаций они смогут претендовать на гранты, общий призовой фонд составит 600 000 рублей.
Кроме того, во время фестиваля пройдет лекторий, где можно будет поучиться продвижению, пиару и дистрибуции музыки.
Стоимость входного билета – 300 рублей.
Фото – с официальных сайтов фестивалей
Шоукейс для своих
Как в Санкт-Петербурге провели собственный музыкальный фестиваль-шоукейс — Colisium Music Week
На позапрошлой неделе в Петербурге прошел фестиваль-шоукейс Colisium Music Week — выставка-ярмарка с десятками концертов, дискуссиями, конференциями и всем, что прилагается к подобным мероприятиям в Европе. Николай Овчинников посмотрел на фестиваль-шоукейс с точки зрения местного жителя и остался в смешанных чувствах.
Когда появилась информация о том, что в Петербурге пройдет «уникальный музыкальный праздник» Colisium Music Week, хотелось сказать: «Ну наконец-то». Несколько лет подряд российские журналисты ездили в Таллин, Осло, Люксембург, жаловались на отсутствие подобного мероприятия у нас, потом удивлялись тому, что первый фестиваль-шоукейс прошел во Владивостоке, а не в Москве, радовались успеху и завидовали его идеологу Илье Лагутенко. А тут — самый европейский город России, 50 концертов, 100 артистов, сотни людей из индустрии, шоукейсы главных фестивалей, никакого лубка.
Строго говоря, Colisium — не новый фестиваль. Первое мероприятие под этим брендом промоутер Владимир Кравченко провел еще в 2007 году. Все было вполне в духе времени: много альтернативных рок-групп с челками и пирсингом плюс небольшая конференция о будущем индустрии. Такое ответвление от лейбла «Капкан Рекордз», издававшего русскую альтернативу, где Кравченко раньше работал. По его словам, тогда было самое время для независимых каналов, лейблов и радиостанций — для них конвенцию и делали.
Потом организаторы Colisium стали уделять больше внимания конференциям и дискуссиям среди профессионалов, поехали в Сибирь, Москву и Украину (про поездку в Киев отдельно отмечают, что прошла она хорошо, несмотря на то что это было как раз начало Майдана). Полноценной «музыкальной неделей», адресованной не только деятелям индустрии, но и обычным горожанам, Colisium стал в этом году и пока только в Петербурге.
Собственно, концертная программа — это несколько десятков событий по всему городу: от реюниона Tequilajazzz до шоукейса фестиваля «Усадьба Jazz» с группой Mana Island и фестиваля неформальной электроники, от лекции Шумова про историю техно до группы Neon Lights, от выступлений Lamb до Stigmata. Как и в Европе, с одним браслетом можно пройти везде. Как и в Европе, физически осилить получается площадки две-три. Без сравнения с таллинским фестивалем тут не обойтись: если в эстонской столице музыкальная программа не ограничивалась инди-роком и прочими молодежными направлениями, то здесь нет ни классики, ни относительно доступного авангарда. Равно как и групп, играющих прямо посреди супермаркета.
Тут надо понимать, что я смотрел на происходившее изнутри — впервые такой фестиваль-шоукейс проходит прямо у меня в городе. И поэтому восторга музыкального туриста, открывающего для себя новый мир, не испытывал. Возможно, это от пресыщения, но концертная программа CMW похожа на обычное расписание событий в петербургских клубах, а чего-то выбивающегося из привычного формата — вроде выставок и лекций — очень мало. При этом организаторы честно признаются, что многие концерты задумывались отдельно от фестиваля и получили его поддержку постфактум. В этом еще одно важное отличие Colisium от ближайших европейских аналогов: не артисты подгадывают свои выступления под фестиваль, а наоборот.
Интереснее концертной программы Colisium была деловая часть. К примеру, одна из секций конференции была посвящена билетным технологиям и тому, как сервисы типа Radario и Kassir.ru меняют рынок. Или большая дискуссия о фестивалях, где Илья Бортнюк со «Стереолета» рассказывал о том, как после крымского кризиса ему и «Пикнику “Афиши”» стали отказывать западные исполнители. А электронный музыкант Антон Маскелиаде объясняет, как попасть на западные фестивали (если коротко — очень долго писать письма и понять, чем ты отличаешься от других).
Или вот, к примеру, большое и очень нервное обсуждение михалковского «налога на интернет». На нем сторонники инициативы РСП долго рассказывали о том, что теперь весь контент будет бесплатным, а артисты заработают больше денег, Сергей Мазаев долго жаловался на воровство слушателей, а представители РАЭК методично доказывали, что «глобальная лицензия» Михалкова невозможна ни по закону, ни с технической точки зрения.
Или, например, прослушивание демо-записей местных групп, которое доверили экспертам с конкурсных фестивалей типа «Рок-иммунитета». Здесь чувствуешь, как твои старания по продвижению западнического инди и злободневной русскоязычной музыки тщетны. Большинство групп живет все еще в 2007-м, копируя то Within Temptation, то Snow Patrol, то Nouvelle Vague, то весь «нашерадиевский» русский рок разом, — и непонятно, что со всем этим делать. Те же ощущения — и от журналистской секции во главе с Борисом Барабановым из «Коммерсанта»: всем участникам за 30, с интернетом дружит две трети, с соцсетями — четверть, и при этом все рассуждают о будущем музыкальных СМИ. В этом смысле куда важнее была секция про альтернативные каналы сбыта, где в итоге стало понятно, что Kudago, увы, все равно победит. Но эти хоть могут и умеют.
Фестиваль-шоукейс — это, прежде всего, игра на внешний рынок: вы показываете свою сцену иностранцам, они ее потихоньку импортируют к себе.
Или, к примеру, выступления украинских промоутеров, которые говорят: нет, рынок для российских артистов открыт, есть частные случаи, но это исключения. И в то же время — организаторы фестиваля «Крымфест», которые говорят: нет, иностранцы к нам все равно едут, «потому что рок важнее».
Но все это — истории про внутренний потенциал российской (или, если хотите, русскоязычной) музыки. С тем, как ее продвигать на Запад, все еще есть сложности. Иностранных гостей в этом году было крайне мало. При этом те, что до Colisium доехали, — например, Эндрю Кэмпбелл из берлинской Gordeon Music — говорят: да, мы все еще открыты для российских артистов, пусть приезжают. Владимир Кравченко ему вторит: «Жалуются те, кто не продвигает. Те, кто этим занимается, на такие панели не ходят, а уже выступают на других шоукейсах». Но проблема даже не в нежелании, а в неосведомленности. Маскелиаде пригласили в том числе и потому, что он сам себя сделал для западного рынка и знает, как это делается. А западных промоутеров — чтобы те не забывали о большом и до сих пор выгодном рынке. И это все очень важно и правильно, но проблема в том, что те, для кого действительно нужен этот шоукейс, скорее всего, не услышали и не увидели этих дискуссий.
Второй организатор фестиваля Сергей Бабич утверждает, что фестиваль уже во многом догнал таллинский, прежде всего, по насыщенности событиями. Но оговаривается: это все-таки не Европа, собрать экспертов из-за границы нам намного сложнее, чем тем же эстонцам или литовцам, у которых тоже есть свой шоукейс.
В этом заключается одна из главных проблем Colisium. Фестиваль-шоукейс — это, прежде всего, игра на внешний рынок: вы показываете свою сцену иностранцам, они ее потихоньку импортируют к себе. На Colisium число иностранных делегатов было несравнимо меньше, чем в том же Таллине. То есть демонстрация главных достижений местного музыкального хозяйства была, прежде всего, для своих, хотя они, как правило, и без этого осведомлены о происходящем.
Другая проблема Colisium, в которой организаторы, впрочем, не виноваты, — это отсутствие серьезной поддержки со стороны властей. Фестиваль V—Rox получился таким пестрым и космополитичным благодаря договоренностям команды организаторов с руководством Владивостока. В Петербурге же Комитет по культуре долгое время вообще не замечал такого мероприятия. В этот раз глава ведомства сменился аккурат накануне CMW, и организаторы жаловались, что вот, мол, придется заново договариваться. Хотя, оговаривается Владимир Кравченко, они помогли с рекламой — плакатов по всему городу было действительно много.
Наконец, у Colisium есть проблема с идентичностью. Понятно, что для первого раза организаторы решили показать всю нашу сцену и всех наших деятелей индустрии сразу и скопом. Но из этого всего не складывается единая картина. Вот Петербург с музыкальной точки зрения — он про что? А российская сцена — что в ней главное? Обсуждение частных профессиональных проблем — это, безусловно, важно и нужно. Но за ними теряется фундаментальная вещь: собственно, лицо нашей музыки. Да, Владимир Кравченко говорит, что российскую сцену хвалят, что есть отдельные примеры успеха. Но как она выглядит со стороны и как ее будут манифестировать впоследствии — не очень понятно.
Потому Colisium оказался в такой же парадоксальной ситуации, что группа Neon Lights на таллинском фестивале. Большая конвенция, европейский уровень — но, прежде всего, о себе и для своих. Получилась еще одна форточка в Европу. Впрочем, и этого немало.
CMW, естественно, нужен. Да, здесь почти нет западных профессионалов и рывок на европейский рынок не происходит. Но, оказывается, и российские деятели индустрии еще не знакомы друг с другом, и им нужно самим понять, кто они такие и зачем. Да, из концертов и дискуссий, лекций и конференций пока не складывается единая мозаика. Но посмотрите на люксембургский Sonic Visions — там тоже все началось с таких разрозненных событий и только потом стало превращаться во что-то цельное. Да, государству плевать на происходящее у него под боком. Но, во-первых, по нынешним временам это даже к лучшему. А во-вторых, тот же Tallinn Music Week начинался с частной инициативы нескольких местных промоутеров во главе с Хелен Сильдной, и только через три года его заметили местные власти.
Да, Петербург — это пока даже не Таллин. Но Таллин пять лет назад тоже был просто хорошим городом на море со славной историей и непонятными перспективами с точки зрения музыкальной индустрии и масскульта. Стараться придется, но мы сами виноваты, что так долго тянули.