что такое сгс в бухучете как расшифровать
Утвержден новый федеральный стандарт бухучета – СГС «Запасы»
IgorTishenko / Depositphotos.com |
Данный стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету материальных запасов и незавершенного производства, а также к раскрытию в бухгалтерской и финансовой отчетности информации о запасах и результатах операций с ними (приказ Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы»).
Стандарт применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений с 1 января 2020 г., а при составлении ими бюджетной, бухгалтерской и финансовой отчетности – с отчета за 2020 г.
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Пять новых СГС: примеры применения
Автор: Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2020 г.
С 2020 г. нужно применять не семь, а пять новых стандартов. Два стандарта– «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах» – Минфин отложил до 2021 г.
В учетной политике отражаем четыре из пяти
Один из пяти новых стандартов – «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с Инструкциями № 191н и № 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.
Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.
Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
СГС «Запасы»
Стандарт «Запасы» утвержден Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н. Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 доведены Методические рекомендации по его применению.
С 1 января 2020 г. все учреждения государственного сектора должны отражать материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта.
Учет каких объектов применяется в стандарте
Правила стандарта используются при отражении материальных запасов на счете учета 105.00, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 109.00
Обратите внимание на термины «запасы», «материальные запасы» и «материалы». В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно. Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы ( МЗ), но и незавершенное производство.
Закрепите в учетной политике:
порядок определения стоимости МЗ при их получении по необменной операции. Если справедливую стоимость оценить нельзя, теперь нужно использовать данные передающей стороны (п. 22);
способы учета незавершенного производства по услугам. Прежде они были предусмотрены только для продукции и работ (п. п. 7, 28);
правила отражения в составе продукции и товаров тех МЗ, которые предназначены для реализации, распространения безвозмездно или за символическую плату. Их необходимо переоценивать на каждую отчетную дату и создавать резерв под снижение стоимости (п. п. 31 – 32);
методы аналитического учета биологической продукции, которая стала признаваться особой подгруппой МЗ (п. 7).
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
соответствует ли терминология новому стандарту. Запасами нужно называть совокупность МЗ и незавершенного производства. Материалами – только те МЗ, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций (п. п. 2, 7);
корректно ли выбраны единицы учета для каждого вида запасов и соответствующие им единицы измерения. Перечень единиц учета теперь ограничен тремя наименованиями: номенклатурная единица, партия и однородная группа. Другие единицы учета следует исключить. По партиям и однородным группам проверьте также, хватает ли данных аналитического учета для надлежащего контроля сохранности и движения запасов (п. 8);
установлена ли обязанность комиссии по поступлению и выбытию активов определять срок полезного использования МЗ, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев. Закрепление таких обязанностей предполагалось и ранее (п. 10);
соответствует ли СГС порядок определения первоначальной стоимости запасов. Например, пропорционально стоимости МЗ должны распределяться любые расходы, связанные с их приобретением, а не только затраты на заготовку и доставку. При обмене на некоммерческих условиях, кроме оплаты деньгами или их эквивалентами, МЗ учитываются по стоимости переданных взамен активов по данным бухучета (п. п. 14, 16, 18 – 19);
предусмотрены ли исключения из состава затрат, формирующих себестоимость изготовления продукции или других МЗ. К таким исключениям, например, относятся сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса (п. 20);
приведены ли правила переоценки до справедливой стоимости тех запасов (кроме товаров и продукции), которые отчуждаются в пользу не бюджетных организаций. Необходимость в такой переоценке была и ранее (п. 29);
не противоречит ли СГС порядок реклассификации МЗ. При переводе в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не должна изменяться (п. 27);
указан ли порядок принятия решений о прекращении использования запасов и списания их с баланса при несоответствии критериям актива (пп. «в» п. 34).
Как правильно выбрать счета учета и КОСГУ
Выбор счета определен Инструкцией № 157н. Выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Подстатья 341 КОСГУ.
Приобретение материальных запасов группы «Медикаменты и перевязочные средства», в том числе медицинских аптечек и санитарных сумок, перевязочных средств (вата, марля, бинты), шприцов, игл, катетеров и др. отражают в учете следующими записями:
Дт 0 106 34 341 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 31 341 Кт 0 106 34 341.
Выбытие израсходованных материальных ценностей:
Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 31 441.
В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, надо относить на подстатью 346 КОСГУ.
Пример 2. Подстатья 342 КОСГУ.
Бутилированную питьевую воду, предусмотренную нормативами обеспечения питанием и включенную в меню-раскладку, включают в группу «Продукты питания» и ее приобретение учитывают следующим образом:
Дт 0 106 34 342 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 32 342 Кт 0 106 34 342.
Выбытие израсходованной бутилированной воды отражают:
Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442.
Если воду покупают из-за того, что у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной воды не соответствующей санитарным нормам, то проводки будут следующими:
Дт 0 106 34 349 Кт 0 302 34 73Х;
Дт 0 105 36 349 Кт 0 106 34 349.
Выбытие израсходованной воды в этом случае отражают следующим образом:
Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 36 449.
Также если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах), то такая вода включается в группу «Прочие материальные запасы» и отражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Пример 3. Подстатья 343 КОСГУ.
Приобретение материальных запасов группы «Горюче-смазочные материалы» в виде твердого топлива (угля) для печного отопления отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дт 0 106 34 343 Кт 0 302 23 73Х;
Дт 0 105 33 343 Кт 0 106 34 343.
Есть два варианта отражения выбытия таких запасов:
Следует отметить, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – дебет счета 0 401 20 223.
Пример 4. Списание по средней стоимости.
Рассмотрим также выбытие запасов на конкретных примерах.
На складе учреждения на 1 марта числилось пять пачек бумаги для офисной техники по цене 255,80 руб. и одна пачка по цене 268,00 руб. В течение марта было приобретено еще две пачки бумаги по цене 319,21 руб. и выдано со склада и использовано четыре пачки. Стоимость выбывших пачек равна:
((255,80 * 5 + 268,00 + 319,21 * 2) / (5 + 1 + 2)) * 4 = 1 092,71 руб.
Списание бумаги – Дт 0 401 20 272 (0 109 00 000) Кт 0 105 36 000.
Пример 5. Выбытие в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения.
Например, списание продуктов питания в результате недостачи отражают так:
В пределах норм естественной убыли – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442;
Сверх норм естественной убыли – Дт 0 401 10 172 Кт 0 105 32 442;
Отражение суммы недостачи – Дт 0 209 74 56Х Кт 0 401 10 172.
Переход на применение положений СГС «Запасы»
Запасы, числящиеся на забалансовых счетах и подлежащие по новым правилам отражению в бухгалтерском учете в составе запасов должны быть отражены операциями в межотчетный период (от 31.12.2019 после формирования и сдачи отчетности за 2019 г.) через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по первоначальной стоимости. Обязательное условие – соответствие объекта критериям признания актива требованиям, установленным СГС «Концептуальные основы». Оформить операции следует документом «Бухгалтерская справка» (ф. 0504833).
При необходимости следует произвести реклассификацию и (или) переоценку запасов, учтенных до первого применения.
В результате при первом применении СГС финансовый результат сформируется от признания запасов, ранее неотраженных в бухгалтерском учете и от пересмотра балансовой стоимости запасов. При формировании отчета за 2020 г. результаты корректировки необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.
СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124н. Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 доведены Методические рекомендации по его применению.
Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов:
по гарантийному ремонту (который будет осуществляться субъектом учета по требованию заказчиков в случаях, предусмотренных договором);
по претензиям и искам (обязанность, возникающая по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе по возмещении вреда);
по реструктуризации (обязанность, возникающая при принятии решения о реструктуризации деятельности, а также о реорганизации либо ликвидации субъекта учета);
по убыточным договорным обязательствам;
на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (обязанность, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору, устанавливающему условия использования объекта имущества).
Закрепите в учетной политике:
порядок создания нового вида резерва – по убыточным договорным обязательствам (п. п. 6, 14, 24);
методику дисконтирования величины тех резервов, по которым предполагаемый срок исполнения обязательства превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты (п. п. 17, 27);
способы формирования информации об условных активах и обязательствах для заполнения отчетности. В бухучете они не отражаются (п. п. 34 – 39, 42).
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
соответствует ли стандарту порядок формирования и учета резервов по гарантийному ремонту (п. п. 6, 10, 21), по претензиям и искам (п. п. 6, 8, 11 – 12, 20, 22), по реструктуризации (п. п. 6, 13, 23) и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (п. п. 6, 15, 25 – 26, 31);
предусмотрено ли формирование резервов лишь в том случае, если момент предъявления требования и его размер не зависят от действий учреждения (п. 9);
исключаются ли из расчета суммы резерва, сопутствующие исполнению обязательства налоги и ожидаемые поступления (п. п. 18 – 19);
прописано ли условие о ежегодном пересмотре стоимостной оценки резерва (п. п. 26 – 27);
не противоречит ли порядок списания излишней суммы резерва правилу стандарта об отражении этой операции проводкой, обратной начислению (п. 29).
СГС «Долгосрочные договоры»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №145н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.
Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.
Отражаем в учетной политике:
порядок признания в учете доходов будущих периодов и дебиторской задолженности. Они отражаются на всю сумму долгосрочного договора при его заключении (п. п. 11, 16);
способы переноса предстоящих доходов на финансовый результат текущего периода. Обычно их нужно переносить равномерно в течение срока договора. Однако если вы выполняете работы или оказываете услуги неравномерно, можете предусмотреть другой порядок (п. п. 11, 16);
порядок аналитического учета, отложенного НДС при отражении в бухучете доходов до наступления момента возникновения базы по налогу (п. 13);
случаи ведения учета по стандарту в отношении договоров, не относящихся к долгосрочным, у которых период действия приходится на разные календарные годы (п. 5);
правила учета доходов, расходов, дебиторской задолженности и НДС при выполнении работ по договору строительного подряда (п. п. 6 – 10, 16).
СГС «Концессионные соглашения»
Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №146н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84753.
Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.
Закрепите в учетной политике:
методику учета концессии уполномоченным органом на забалансовых счетах до момента введения соответствующих счетов в инструкции. Забалансовые счета используются для учета суммы инвестиций, предусмотренной соглашением и фактической, а также для учета имущества концедента, если в отношении такого имущества не прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения (п. п. 5, 7);
правила отражения уполномоченным органом предстоящих доходов в сумме превышения стоимости создания или реконструкции объекта над суммой обязательств по возмещению расходов концессионера (п. п. 7, 9);
способы учета уполномоченным органом доходов будущих периодов от концессионной платы, если их сумму можно определить (п. 10);
порядок учета на балансовых счетах учреждения объекта концессии, переданного без прекращения права оперативного управления, а также учета на забалансовых счетах предусмотренной соглашением суммы инвестиций (п. п. 5 – 6).
Проверьте учетную политику на предмет следующего:
соответствуют ли применяемые правила учета новому стандарту;
правильно ли распределены функции учета при передаче имущества в концессию без прекращения права оперативного управления (п. 5).
Изменения в федеральном стандарте «Основные средства»: комментарий к Приказу Минфина №253н
Автор: Обухова Т., эксперт журнала
Комментарий к Приказу Минфина РФ от 25.12.2019 № 253н.
Приказом Минфина РФ от 25.12.2019 № 253н внесены изменения в СГС «Основные средства»[1]. Новые нормы стандарта применяются с 16 февраля 2020 года. Ниже осветим поправки.
По тексту документа слова «для организаций государственного сектора» заменены словами «государственных финансов».
В отношении учета объектов основных средств на забалансовых счетах в случае, если они не приносят экономических выгод и не имеют полезного потенциала, когда учет ведется централизованной бухгалтерией, установлено, что забалансовые счета, применяемые для этой цели, утверждаются единой учетной политикой при централизации учета.
Так, согласно новой редакции п. 8 СГС «Основные средства» объекты основных средств, которые не приносят субъекту учета экономических выгод, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета (рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее – учетная политика, забалансовый учет). Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В части включения в первоначальную стоимость объекта, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, затрат на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также на восстановление участка, на котором объект расположен, внесены коррективы, устанавливающие, что такие затраты принимаются к бухгалтерскому учету, если они признаются в соответствии с п. 15 СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»[2].
В новой редакции пп. «в» п. 15 СГС «Основные средства» звучит так: «Суммы затрат на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, известные на момент принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, признаваемые в соответствии с положениями п. 15 СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».
Скорректирован порядок включения стоимости ремонтных работ в стоимость объекта основных средств. На наш взгляд, сейчас он соответствует методологии учета, установленной инструкциями № 157н[3], № 174н [4]183н[5]. Пункт 27 СГС «Основные средства» согласно Приказу Минфина РФ № 253н изложен в новой редакции, из которой следует, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в случаях, предусмотренных учетной политикой, в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства».
Положениями п. 8 СГС «Основные средства» установлено, что материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее – объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее – критерии признания объекта основных средств).
Стоимость объекта основных средств корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями, предусмотренными п. 50 СГС «Основные средства», о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов ОС.
Напомним: в п. 50 данного стандарта закреплено, что если в соответствии с упомянутым стандартом после признания объекта основных средств (формирования его первоначальной стоимости) в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной (выбывшей) части объекта ОС должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода (списана с бухгалтерского учета) вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно. В случае, когда определить остаточную стоимость замененной части объекта не представляется возможным, величина относимой на финансовый результат текущего периода остаточной стоимости замененной (выбывшей) части объекта основных средств может быть эквивалентна затратам на ее замену (приобретение или строительство) на момент их признания.
Субъект учета закрепляет в учетной политике порядок применения в бухгалтерском учете положений п. 27 СГС «Основные средства» в отношении групп ОС.
Ранее данным пунктом было установлено, что затраты по замене составных частей основных средств, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость ОС в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства». При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в силу положений настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов ОС. Применение данного пункта и ранее было предусмотрено закрепить в учетной политике.
Таким образом, после внесения изменений для включения затрат в стоимость объекта при проведении ремонтных работ должны выполняться следующие условия:
положения названного пункта применяются в отношении объектов основных средств, являющихся комплексом конструктивно сочлененных предметов, отдельные части которого (составные части) требуют замены;
замена отдельных составных частей производится в ходе ремонтных работ, в том числе работ по проведению капитального ремонта;
при замене в ходе ремонтных работ частей объекта его стоимость корректируется. То есть стоимость объекта может уменьшаться (когда из его состава выбывает какая-либо часть), а может и увеличиваться (например, когда вместо выбываемой части устанавливается другая, более дорогостоящая).
В части включения в стоимость создаваемых объектов основных средств затрат на проведение регулярных осмотров на предмет наличия дефектов внесены корректировки, касающиеся видов работ, при проведении которых такие затраты включаются в стоимость объекта. Новой редакцией п. 28 СГС «Основные средства» установлено, что затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта (модернизации, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства». В этом случае учтенная ранее в стоимости объекта ОС сумма затрат на проведение аналогичного мероприятия подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) с учетом накопленной амортизации.
В части реклассификации объектов, включенных в группу «Инвестиционная недвижимость», внесены поправки в порядок перевода объекта основных средств в эту группу и исключения их из нее. Объект недвижимости (его часть), полученный субъектом учета по договору аренды (имущественного найма) и предназначенный для последующей передачи в субаренду (поднаем), в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), либо для предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, признается субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» при соблюдении критериев признания объекта основных средств, преду-
смотренных п. 8 СГС «Основные средства», а также при соблюдении условий признания объекта учета неоперационной (финансовой) аренды (в том числе объекта учета неоперационной (финансовой) аренды на льготных условиях), установленных СГС «Аренда»[6] (новая редакция п. 11 СГС «Основные средства»).
В связи с корректировкой п. 11 данного стандарта Приказом Минфина РФ № 253н были внесены изменения и в п. 31 СГС федеральный стандарт «Основные средства»: перевод объектов основных средств в группу «Инвестиционная недвижимость»[7] или исключение их из нее должны осуществляться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемых субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения назначения их использования, в том числе:
при завершении использования объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд, в целях предоставления их по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования, в соответствии с которым признаются объекты аренды на льготной основе согласно СГС «Аренда» (перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость»);
при изменении функционального назначения объектов основных средств, учтенных в составе группы «Инвестиционная недвижимость», в целях их использования в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд (перевод из группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в состав объектов основных средств, относящихся к недвижимости, занимаемой субъектом учета).
Приказом Минфина РФ № 253н определены случаи применения линейного метода начисления амортизации. В новой редакции п. 36 СГС федеральный стандарт «Основные средства» сказано, что линейный метод применяется в случае эксплуатации объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций) либо для управленческих нужд при осуществлении деятельности по выполнению работ, оказанию услуг или в иных случаях, предусмотренных учетной политикой. В части применения других методов начисления амортизации изменений не произошло.
Уточнен порядок изменения (пересмотра) кадастровой стоимости объекта недвижимости. В новой редакции п. 58 СГС стандарт«Основные средства» отмечено, что в случае пересмотра и оспаривания результатов государственной кадастровой оценки в течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», балансовая стоимость объектов основных средств подлежит пересмотру.
Здесь же напомним, что п. 58 СГС «Основные средства» предусмотрено: объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, предусмотренным п. 8 настоящего стандарта, признаются в составе ОС с отражением в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, определенной на дату первого применения СГС «Основные средства». Такая стоимость признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. При этом ранее в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 Минфин давал пояснения в части принятия к учету данных объектов при отсутствии кадастровой стоимости на дату применения. Возможны два варианта:
а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на дату первого применения стандарта);
б) если балансовая стоимость объекта до первого применения стандарта не была сформирована, – в условной оценке «один объект – 1 руб.».
На дату начала применения СГС «Основные средства» (на 1 января 2018 года) актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости отсутствовали. В связи с этим, как отмечал Минфин, по объектам недвижимого имущества, признаваемым при первом применении стандарта на соответствующих счетах балансового учета, субъектам учета необходимо в течение 2018 – 2020 годов определить их актуальные кадастровые оценки.
[1] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[2] Утвержден Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н
[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[6] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.
[7] Напомним, что в силу п. 7 СГС стандарт «Основные средства» инвестиционной недвижимостью является объект недвижимости (часть объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенный для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.