что такое семьдесят седмин
Седмины Даниила – семьдесят седмин
Семьдесят седмин (т. е. 490 лет), говорит пророк, определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых ( Дан. IX, 24 ). Началом счисления этих 490 лет по пророку (ст. 25) полагается издание указа о восстановлении построения Иерусалима, именно 2 указа Артаксеркса Лонгимана, данного им в 20-й год своего царствования, в 453 г. до Р. X. ( Неем. II, 1–17 ). Со времени издания этого указа до Христа-Старейшины, т. е. до явления Христа народу, или крещения Его Иоанном, должно было пройти шестьдесят девять седмин, или 483 года. Последняя седмина определена пророком на утверждение Нового Завета, т. е. на служение Мессии и утверждение Его Церкви на земле.
В половине этой седмины Мессия будет предан смерти, и с Его смертью прекратится жертвоприношение в храме и затем по прошествии седмидесяти седмин придет чуждый, могущественный народ (т. е. римляне), и город и Святилище будут разрушены, на крыле Святилища будет мерзость запустения и до конца войны будут происходить опустошения. Грозные события, как это всем известно, буквально и давно уже оправдали эти предсказания. Более чем 1800 лет тому назад император Тит с римскими войсками разрушил Иерусалим и храм до основания и положил конец Иудейскому царству. См. Пророк Даниил.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
70 седмин Даниила. Знаки
Известно, что пророчество о «Семидесяти седминах» ветхозаветного пророка Даниила,
по мнению исследователей Библии, считается самым важным пророчеством для
человечества. И одним из наиболее трудных для понимания. Это действительно так.
Потому что сегодня еще ни один толкователь данного пророчества из многочисленной
армии священнослужителей, богословов, философов и ученых НЕ Дал его правильного
разъяснения. Все имеющиеся объяснения являются «крохотными местными отражениями»
Великой Знаковости Творца.
Непонимание, что означают «Семьдесят седмин», вызвано Незнанием Знаков Создателя,
которыми Ветхий Завет максимально пронизан. Обратите внимание, эти Знаки
предназначаются не тем, кто жил во времена Ветхого Завета, а нам, людям, живущим
сегодня, то есть в конце «времен».
Итак, «70 седмин» предельно Знаковы. Ранее я показала, что число «7» является
наиболее значимым числом для человечества.
Сказано Даниилу: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и Святого города
твоего…». Народ означает тех людей, которые верят в Единого Бога, а Святой город
– это Храм в Иерусалиме, который является отражением Небесного Иерусалима.
Далее сказано: «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и
заглажены беззакония» (Даниил, 9-24). А какое преступление, грехи и беззакония
совершало человечество от сотворения своего? Это преступление Блудодейства и
беззакония бесчисленных кровопролитий и убийств.
«Век сей», Блудодейства и беззакония, наш Творец «взвесил на весах, и мерою
измерил времена, и числом исчислил часы, доколе НЕ исполнится определенная МЕРА»
(3 книга Ездры, 2-36-37). Данная Мера и есть «Семьдесят седмин».
запечатаны и заглажены были все преступления, грехи и беззакония, совершенные
человечеством по велению дьявола.
«Седмины» не имеют в себе никаких разрывов, и следуют друг за другом непрерывно,
как единое целое. Знак-доказательство этому дан в том факте, что Иаков родился,
держась за пяту Исава.
Когда «Семьдесят седмин» загладят преступления, тогда «будет приведена (на землю)
правда Вечная (то есть произойдет Второе пришествие Христа), и помазан будет (на
царство) Святой Святых, то есть Иисус Христос» (Даниил, 9-24).
Чему равна «седмина»? Она равна 283 «человеческим» годам. Почему? Потому что
«От-ЧИ СЛА-ва» есть ЧИСЛА.
«Седмина» представляет собой сумму лет: 250+33=283. Обратите внимание, 250 лет
содержат в себе число «7», или «седмину», то есть 2+5=7. А поскольку уже в Ветхом
Завете человек отдавал «десятину» Богу, то в каждой «седмине» к 250 годам
добавилось 33 года (время, которое прожил Христос).
предан был смерти Христос». Таким образом, весь ветхозаветный период включает в
себя временной период, протяженностью 283 (года) Х 62 (седмины) = 17 тысяч 546
Обратите внимание, сатана, пользуясь Знаковым Незнанием человечества, специально
поставил семь «седмин» в тексте пророчества, относящиеся ко времени Нового
Завета, перед 62 «седминами» Ветхого Завета, для того, чтобы как можно больше и
сильнее запутать исследователей и толкователей Библии. Но Закон Создателя в том,
что время неразрывно, и естественно, что первые 62 «седмины», относящиеся к
началу нашего человечества, пришлись на Ветхий Завет.
Начиная с Нового Завета, то есть со времени нашей эры, прошло еще семь «седмин».
Прошло 2000 лет. Смотрите, если 2000 (лет) разделить на 283 года, то получается 7
«седмин». Они закончились в 1981 году. С 1982 года началась последняя, восьмая
«седмина». Именно в эту, завершающую «седмину», произойдут самые важные для
человечества изменения, которые закончат нашу человеческую историю.
Если к семи седминам, которые закончились в 1981 году, прибавить время восьмой,
или последней, семидесятой седмины, то есть 283 года, мы получаем дату 2264 года
(или 23 век нашей эры). Таким образом, видение пророка Даниила о «23 вечерах и
утрах», данное ему до «седмин», подтверждает наш расчет.
Именно в последнюю «седмину» произойдет то, что сказано Даниилу: «город и
святилище разрушены будут народом Вождя, который придет, и конец его будет, как
от наводнения, и до конца войны (между Силами Света и сатаной) будут опустошения»
Слова эти максимально Знаковы: город и святилище означают отражение на нашей
земле «Небесного Иерусалима и его святилища», то есть церковь. Ведь мы живем в
мире «зеркал». Это отражение, то есть церковь, будет разрушено. Вождь, который
придет – это Антихрист, который опустошит всю землю.
Обратите внимание, что сказано далее: «И утвердит Завет для многих ОДНА
(последняя) «седмина» (Даниил, 9-27). Поверьте, это самые замечательные слова
Создателя во всем сказанном. Ибо это Знак Творца о том, что многие люди, до
этого НЕ видящие и НЕ Знающие о Знаках, УВИДЯТ и ОСОЗНАЮТ их, и обратятся к
правде Творца. И этим спасутся. Ах, это такая большая РАДОСТЬ!
Далее же сказано: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на
крыле СВЯТИЛИЩА будет мерзость запустения» (Даниил, 9-27).
Что это значит? Это значит, что прекратятся Богослужения Свету. А на их место
встанут сатанослужения (то есть мерзость запустения, так как сатана есть
человеку: «опустошаю-сатанинским углом-силу-ТОТА». ТОТ – имя Солнечного Бога «РА-
Вечно Живого». Вот почему сказано: в Святилище «будет мерзость запустения».
В 2088 году, в Латинской Америке, в Бразилии, родится Антихрист. В возрасте
Христа, то есть в 33 года он придет к власти. Это произойдет в 2121 году.
Половина седмины есть 283:2=141,5 год. Значит, уже через 106, 5 лет, в 2121 году
Антихрист придет к реальной единоличной власти на Земле. Ведь мы уже прожили 33
года последней седмины.
И будет царствовать Антихрист 144 года (2264 лет – 2120 лет = 144), по числу 144
тысяч праведников, о которых сказано в Библии. Это Закон Отражения,
ибо 144=9, то есть ЧИСЛУ Творца.
Вот что значат для человечества «Семьдесят седмин».
Даниил 9 глава
IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)
9:1,2 Описанное в этой главе видение имело место во время правления Дария из рода мидийского. Изучая книгу Иеремии, Даниил понял, что семьдесят лет плена подходят к концу.
9:3−19 Исповедавшись в своих грехах и грехах своего народа (Даниил использует местоимение «наши»), он попросил Господа исполнить обещания, данные Иерусалиму и народу Иудеи. В ответ на эту молитву Бог послал Даниилу чрезвычайно важное откровение о «семидесяти седминах», которое называют «костяком библейских пророчеств».
Когда Даниил просил Бога за свой народ, то ссылался на Его качества (величие, могущество, верность, праведность, прощение и милосердие) и Его «интересы» (Твой народ, Твой город, Твоя святая гора, Твое святилище).
9:20−23 Когда Даниил еще продолжал молитву, муж Гавриил, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы. Ангел сообщил пророку, что он — муж желаний; это очень высокая похвала, тем более что исходит от Самого Бога. Потом Гавриил развернул перед Даниилом всю картину будущего, которое ожидает иудейский народ. Речь идет о так называемых «семидесяти седминах», где каждая «седмина» — это семь лет. Данное пророчество имеет решающее значение для понимания Божьего плана спасения, поэтому мы изучим его фразу за фразой.
(9:20−23) Используемое здесь еврейское слово чаще всего переводится как «неделя», но буквально оно означает «семерка».
9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего (Израиля) и святаго города твоего (Иерусалима). Историческое исполнение первой части пророчества показывает, что эти седмины — семилетия. Семьдесят семилетий — 490 лет. Мы увидим, что семьдесят седмин делятся на три периода: семь седмин плюс шестьдесят две седмины и — после большого промежутка времени — последняя седмина. По истечении этих семидесяти седмин произойдут следующие пять вещей:
. чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи — это может иметь отношение ко всем грехам Израиля, но в первую очередь речь идет о его отвержении Мессии. Когда во время второго пришествия Христа остаток народа обратится к Нему с верой, его преступление и грехи будут прощены.
. и заглажены беззакония — основание для примирения с Богом было заложено еще на Голгофе, но здесь говорится о времени (оно еще в будущем), когда верующая часть еврейского народа насладится всеми теми благословениями, которое им принесло завершенное Христом дело искупления.
. и чтобы приведена была правда вечная — здесь также речь идет о втором пришествии и тысячелетнем царстве, когда Царь будет править в правде. Это будет вечная правда — в том смысле, что она станет неотъемлемой частью вечного царства.
. и запечатаны были видение и пророк — основная часть ветхозаветных пророчеств касается славного возвращения Христа на землю и установления Им царства. Следовательно, к концу семидесяти седмин почти все они уже исполнятся.
. и помазан был Святый святых — в начале тысячелетнего царства в Иерусалиме будет помазан (освящен) храм, описанный в Иез 40−44. Господь вернется туда со славой Своей (Иез 43:1−5).
9:25 Даниил должен знать и разуметь, что седмины начнутся с повеления о восстановлении Иерусалима — имеется в виду указ Артаксеркса в 445 г. до Р. Х. (Неем 2:1−8).
. до Христа Владыки — речь идет не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти (см. 26а).
. семь седмин (сорок девять лет) и шестьдесят две седмины (434 года) — шестьдесят девять седмин разделены на два периода.
Город будет восстановлен, народ возвратится. но в трудные времена. В Иерусалиме отстроятся (в первые семь седмин) улицы, площади и защитные сооружения, хотя и не без оппозиции и треволнений.
9:26 Затем, по истечении шестидесяти двух седмин (имеется в виду второй период семидесяти седмин, т.е. в конце шестидесятой девятой седмины), предан будет смерти Христос. Это, без сомнения, недвусмысленное пророчество о крестной смерти нашего Спасителя.
Сто лет тому назад сэр Роберт Андерсен в своей книге «Грядущий князь» подробно рассчитал эти шестьдесят девять седмин, принимая во внимание «пророческие годы», пропуски, ошибки календаря, переход от старой эры к новой и т.п. У него получилось, что шестьдесят девятая седмина закончилась в день триумфального въезда Христа в Иерусалим, т.е. за пять дней до Его смерти.
. а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет — речь идет о главе возрожденной Римской империи, которого некоторые отождествляют с антихристом. Он придет к власти в период великой скорби. Его народ — это, конечно, римляне.
. город и святилище разрушены будут — римляне под командованием Тита разрушили Иерусалим и его чудесный беломраморный украшенный золотом храм в 70 г. по Р. Х.
. и конец его будет как от наводнения — город будет стерт с лица земли, словно после наводнения. От храма, например, не осталось ни одного камня. Тит запретил своим воинам поджигать храм Ирода, но они ослушались и предали здание огню, чтобы расплавить находящееся в нем золото. Затем, собирая расплавленные куски драгоценного металла среди камней, воины до основания разобрали стены и фундамент. Так исполнились предсказания Иисуса (Мф 24:1,2) и также Даниила.
. и до конца войны будут опустошения — с этого момента история города будет полна войн и разрушений. Конец войны означает конец эпохи язычников.
(9:26) Согласно Андерсену это было 6 апреля 32 г. по Р. Х. В наше время доктор Гарольд Хенер также предложил замечательный вариант исчисления шестидесяти девяти седмин. У него несколько иная датировка: с 444 г. (до Р. Х.) по 33 г. (по Р. Х.). Bibliotheca Sacra, January-March, 1975, стр. 6264.
9:27 Теперь мы подошли к семидесятой седмине. Как мы уже упоминали, между шестьдесят девятой и семидесятой седминами есть временной промежуток. Этот «вставленный» между предпоследней и последней седминой период и есть эпоха церкви от Пятидесятницы до восхищения. Он нигде не упоминается в ВЗ; это была тайна, которую Бог скрывал от основания мира, но открыл через апостолов и пророков в новозаветный период. Его, однако, прекрасно проиллюстрировал наш Господь в Назаретской синагоге (Лк 4:18,19). Процитировав Ис 61:1,2а, Он остановился на словах «лето Господне благоприятное» (Его первое пришествие) и ничего не стал говорить о Своем втором пришествии — дне «мщения Бога нашего» (Ис 61:2б). Эти две фразы разделяет целая эпоха церкви.
И утвердит (римский князь) завет для многих (неверующее большинство израильского народа) одна седмина (семилетний период великой скорби) — это может быть договор о дружбе, о ненападении или гарантия военной помощи против народов, нападающих на Израиль.
. а в половине седмины прекратится жертва и приношение — римский князь начнет враждебно относиться к Израилю, запретит приносить жертвы Яхве.
. и на крыле святилища будет мерзость запустения — из Мф 24:15 мы узнаем, что в храме, вероятно, будет помещен некий мерзкий идолопоклоннический образ, которому антихрист потребует поклоняться. Некоторые исследователи полагают, что слово «крыло» означает крыло храма.
. и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя — антихрист будет преследовать и уничтожать тех, кто откажется поклоняться образу. Гонения на иудеев будут продолжаться в течение второй половины последней (семидесятой) седмины, известной как великая скорбь. Потом римский князь (опустошитель) сам будет сокрушен и брошен Богом в озеро огненное (Отк. 19:20).
комментарии МакДональда на книгу пророка Даниила, 9 глава
О семидесяти седьминах пророка Даниила
О СЕМИДЕСЯТИ СЕДЬМИНАХ ПРОРОКА ДАНИИЛА
В пророчестве Даниила о 70 седьминах говориться о процессах в Святой Земле в течении 490 лет после указа Кира о восстановлении Храма в 538 г. до н. э.. не обязательно в хронологическом порядке. Половина семилетия, когда прекратиться жертва – это 3,5 г. контроля греками Храмовой горы. 7 седьмин – суммарное время ведения Хасмонеями активных боевых действий для освобождения Родины. Седьмина, утвердившая завет, пришлась на время правления Саломеи, когда фарисейский иудаизм утвердился в народе. Слова «по истечении 62 двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» относятся к 104 г. до. н. э, когда Хасмонеи провозгласили себя царями, при том, что царями Иудеи могут быть только потомки Давида. Период в 70 седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с вмешательством соседних держав. С заданием еврейский народ не справился, далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.
Пророчество о семи десяти седьминах дошло до нас в двух вариантах – в масоретском ивритском варианте Танаха и в Септуагинте. Для сравнения приведем оба текста.
Масоретский текст.
«Семьдесят недель (семилетий) предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима до помазанника- властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий он вновь будет отстроен, улицы и стены, но в трудные времена. А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет у него ничего, а народ властелина придет и уничтожит город и святыню; конец же его будет подобен потоку, и до конца войны предопределены разрушения. И укрепит он союз со многими в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя» (Даниэль, 9:24-27).
Текст, представленный в Септуагинте.
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
В пророчестве Даниила о 70 седьминах говориться о процессах в Святой Земле в течении 490 лет после указа Кира о восстановлении Храма в 538 г. до н. э.. не обязательно в хронологическом порядке. Половина семилетия, когда прекратиться жертва – это 3,5 г. контроля греками Храмовой горы. 7 седьмин – суммарное время ведения Хасмонеями активных боевых действий для освобождения Родины. Седьмина, утвердившая завет, пришлась на время правления Саломеи, когда фарисейский иудаизм утвердился в народе. Слова «по истечении 62 двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» относятся к 104 г. до. н. э, когда Хасмонеи провозгласили себя царями, при том, что царями Иудеи могут быть только потомки Давида. Период в 70 седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с вмешательством соседних держав. С заданием еврейский народ не справился, далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.
Самые загадочные пророчества Библии: Мерзость запустения и разрушение храма
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Это слова из книги Даниила — пророка, большая часть жизни которого прошла в Вавилоне, куда его увел из Иудеи вместе с другими знатными людьми вавилонский царь Навуходоносор в 597 году до Р. Х. Одно из самых удивительных пророчеств книги Даниила касается сроков прихода в мир давно обещанного Спасителя, или Мессии. Еще на заре человеческой истории Господь возвестил, что от семени Девы родится Тот, кто сокрушит главу змия (сатаны), хотя и Сам по-человечески пострадает от него. Из последующих пророчеств стало известно, что Мессия будет отдаленным потомком Иуды, одного из 12 сыновей ветхозаветного праведника Иакова, и что родится Он в знатном роде — роде царя Давида.
Даниилу же архангел Гавриил называет точное время, когда всё это случится:
Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан* был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.
Книга пророка Даниила, глава 9, стихи 24–27
*В древнем Израиле цари и первосвященники помазывались на царство специальным благовонным составом — святым миром: это символизировало собой благословение Божие. Христос, о Котором идет речь в пророчестве, тоже должен быть помазан на царство и священство, но не миром, а Духом Святым, так как Он не земной царь и первосвященник, а небесный.— Прим. ред.
С седминами всё просто: седмина — это семь лет, на таких семилетних периодах был основан праздничный цикл древнего Израиля. Семьдесят седмин — это 490 лет. И даже с какого времени вести отсчет, более или менее ясно — с того момента, как выйдет указ о восстановлении Иерусалима. Такое повеление Неемия получил от своего царя Артаксеркса в седьмой год его правления — это 458–453 годы до Р. Х. (в зависимости от хронологии, которую мы примем). Итак, время, когда будут заглажены беззакония Израильского народа, — это 30-е годы н. э., то есть как раз время распятия Христа!
Но далее архангел уточняет, что Христос будет предан смерти по истечении семи и шестидесяти двух седмин, то есть 483 лет от указанной «точки отсчета». Это примерно 25-30 годы н. э., то есть более раннее время, чем мы привыкли думать… Непонятен и оборот будет предан смерти Христос, и не будет.
И уж совсем неясно, что значат дальнейшие слова о десятине, которая утвердит завет для многих, и что за мерзость запустения установится на крыле святилища в половине седмины.
Как это объяснить:
На самом деле время предания Христа смерти в этом пророчестве указано просто с поразительной точностью. Мы привыкли считать временем распятия 33 год только потому, что исходим из общепринятого летоисчисления «от Рождества Христова». Но достоверно известно, что римский монах Дионисий Малый, взявшийся в начале VI века связать события земной жизни Спасителя с земным же календарем, допустил ошибку в расчетах. Реальное Рождество Господа Иисуса Христа произошло не в начале периода, который мы сегодня называем «нашей эрой», а примерно в 5 или 6 г. до н. э. — во всяком случае, еще точно при жизни иудейского царя Ирода, который скончался в 4 г. до н. э.
Если мы учтем эту погрешность в расчетах и вспомним евангельские указания о том, что Христос крестился около пятнадцатого года правления Тиверия кесаря (который стал соправителем Августа в 13 году), и что после Крещения Христос проповедовал три с половиной года, то получается, что распят Он был около 30 года н. э. Кстати, именно в 30 году 15-е число месяца нисана, — день, в который евреи вкушали пасху и в который был распят Христос, — выпало на пятницу…
Будет предан смерти Христос, и не будет — так Синодальный перевод Библии передает еврейскую фразу, которая точнее выражалась бы так: «…и не будет ему». «Ему» — это иудейскому народу, который в большинстве своем отверг Мессию, объясняет профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин: этот народ не признал Христа своим Спасителем и больше не является Его народом.
Ну, а половина седмины, в течение которой прекратится жертва и приношение, — это, очевидно, время земного служения Спасителя, три с половиной года после Его Крещения в Иордане. С тех пор как Христос принес Себя в Жертву за грехи всего человечества, все остальные жертвы уже бессмысленны.
Что касается выражения мерзость запустения, его трактуют по-разному, но большинство святых отцов склоняются к мысли, что это пророчество о внесении в Иерусалимский храм языческого идола. Библия вообще часто называет «мерзостью» языческие «святыни». А в 130 году, когда Римской империей правил Адриан, римляне в самом деле установили на месте разрушенного к тому времени Иерусалимского храма языческий храм Юпитера Капитолийского, а само название «Иерусалим» почти на 200 лет заменили на Элия Капитолина. «Элий» было составной частью имени самого императора, а «Капитолина» указывало на языческое божество, которому был посвящен отныне город. Словом, вполне можно сказать, что на крыле бывшего святилища (от разрушенного храма, как известно, осталась только одна стена) воцарились запустение и языческая мерзость.
Чем это пророчество важно:
Это самое ясное и точное из предсказаний о времени прихода в мир Мессии и о Его распятии.
Где еще можно встретить слова пророчества:
В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки. Незадолго до Своего распятия Господь Иисус Христос предупреждает учеников о неминуемой кончине мира и ссылается на пророчество Даниила: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… (Мф 24:15–16).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева