что такое сделать сабр
К счастью через испытания
Терпение – это сияющий свет.
Передаётся от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах): Однажды Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его, словами: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (аль-Бухари, №1203).
Попадая в беду, человеку нужно сразу проявить терпение.
Когда Аммар ибн Ясир и его родители – отец Ясир и мать Сумая приняли Ислам, неверные, узнав об этом, схватили их и стали причинять им страдания. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Проявляйте терпение, о семейство Ясира, поистине, вам уготован Рай» (Джамиу хадис, №13538).
Что такое сабр?
Сабр – это усердие человека в исполнении велений Аллаха, старание выполнить их полноценно и отдаление от того, что Аллах запретил. Принятие всякой беды. Перенесение трудностей, когда человек не беспокоится, не печалится из-за бед и несчастий. Мусульманин украшается терпением. Всевышний в Коране говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
(Смысл): «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению (на поклонение и беды) и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми (помогает им)» (сура «аль-Бакара», аят 153, тафсир Джалалайни).
Достоинство терпения.
Аллах уготовил великую награду и прощение грехов проявляющим терпение:
(Смысл): «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (сура «аль-Бакара», аят 155–157).
В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:
«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим, №1745).
وَمَا أُعْطِيَ أَحَدٌ مِنْ عَطَاءٍ خَيْرٌ وَأَوْسَعُ مِنْ الصَّبْرِ
В другом хадисе говорится:
ما يصيب المؤمن من هم، ولا غم، ولا شيء؛ إلا كفر له بها، حتى الشوكة يشاكها» [رواه البخاري].
«Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (аль-Бухари).
Виды терпения.
Терпение проявляется в разных ситуациях, например, терпение в поклонении, в отказе от совершения греха, во время болезни, в беде, нищете, при нанесении вреда людьми и т. д.
Терпение в поклонении.
Мусульманин проявляет терпение в поклонении, ибо он нуждается в старательности и решимости для совершения поклонения в его лучшем виде, в постоянстве в нём. Аллах, обращаясь к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), говорит:
(Смысл): «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом, и стремятся к Аллаху» (сура «Кахф», аят 28).
Терпение при отказе от совершения греха.
Мусульманин сопротивляется соблазнам, ведущим к греху. Здесь мусульманин нуждается в огромном терпении, в большой силе воли.
В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:
وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللَّهُ عَنْهُ
«Переселенец – это тот, кто оставил то, что Аллах запретил» (аль-Бухари, №9).
Терпение во время болезни.
Когда мусульманин проявляет терпение во время болезни, это становится причиной его вхождения в Рай. В хадисе Пророка говорится:
من أصيب بمصيبة في ماله أو جسده وكتمها ، ولم يشكها إلى الناس ، كان حقا على الله أن يغفر له.
«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696).
Аттау ибн Абу Рабах сказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар) пришла к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ и он сделал дуа». (аль-Бухари, №5220; Муслим, №4673).
В другом хадисе кудси говорится: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Бухари, №5221).
Терпение в беде.
За проявленное терпение при попадании в беду – что-то случилось с имуществом, или попал в беду сам или семья – за это также мусульманин получает вознаграждение. В хадисе говорится:
«Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний возлюбит какой-то народ, то испытывает его. Кто будет доволен постигшей его бедой, тем и Аллах будет доволен, а кто будет недоволен, тем и Аллах будет недоволен» (ат-Тирмизи, № 2320).
Терпение в трудностях жизни.
В таких случаях не следует жаловаться людям, а только лишь Аллаху. Желательно следовать примеру Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его жён. Наша Госпожа Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что два месяца не разжигали огонь в доме Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и питались водой и финиками.
Терпение при нанесении вреда людьми.
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) относительно этого сказал:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : «المسلم إذا كان مخالطاً الناس ويصبر على أذاهم خير من المسلم الَّذي لا يخالط الناس ولا يصبر على أذاهم» (رواه الترمذي
«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение – он лучше мусульманина, который не находится среди людей и не проявляет терпения» (ат-Тирмизи).
Нежелательное терпение.
Нежелательно терпение, приводящее к унижению, бесчестию, к упущению в религии, к нарушению некоторых фарзов.
Факторы, способствующие приобретению терпения:
– Осознание, что этот мир бренный;
– Осознание того, что все мы будем возвращены к Аллаху;
– Осознание того, что проявляющих терпение, ожидают великие блага;
– Убеждённость в том, что помощь Аллаха близка;
– Убеждённость в том, что после трудностей приходит облегчение;
– Соискание помощи от Аллаха;
– Осознание того, что покровителем является Аллах;
– Следование тем, кто проявляет терпение;
– Размышление о терпении;
– Вера в предопределение судьбы;
– Отдаление от гнева, печали.
Да поможет нам Аллах проявлять терпение! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Терпеть – не значит молча страдать (часть 1)
Ясмин Могахед (Yasmin Mogahed)
Что же такое «сабр» (терпение)? Это понятие зачастую трактуется ошибочно. Когда речь идет о злоупотреблении или притеснении, исключительно важно понимать истинное значение слова «сабр»: когда оно применимо, а когда нет.
Сабр – это качество, которое, как нам известно, является одним из величайших достоинств верующего, и Аллах (хвала Ему) призывает верующих иметь сабр.
Стойкость
Чтобы дать как можно более точное определение слова «сабр», как и многих других арабских слов, нам потребуются десятки слов другого языка. Итак «сабр» можно перевести как «терпение, непреклонность, упорство, настойчивость», а также способность выносить трудности, быть при этом терпеливым и уметь ответить или не отвечать – по необходимости.
Итак, слова «терпение» и «сабр» на самом деле не идентичны по значению, потому что первое в основном предполагает пассивность.
Когда Аллах говорит, что мы должны иметь сабр, это не значит, что мы должны пассивно воспринимать жизненные события, напротив, бывают моменты, когда мы должны проявить стойкость и решительность. Итак, следует воспринимать сабр именно в этом ключе.
Одно из значений сабра это «стойкость». Например, в последнем аяте суры «Аль-Имран» Аллах (хвала Ему) велит верующим иметь сабр:
«О вы, которые уверовали! Терпите [тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод], будьте стойки [против врага во время сражений]. И бойтесь Аллаха, — может быть, вы преуспеете..» (Коран, 3:200)
Этот аят перечисляет и поясняет множество разных смысловых оттенков слова «сабр». Даже Сам Аллах употребляет его в смысле «стойкость в борьбе с врагом». Здесь мы видим, как слово «сабр» ведет себя применительно к ситуации угнетения: оно значит, что ей нужно противопоставлять действия.
Действовать
Напротив, без сабра невозможно добиться успеха в действиях, потому что в этом контексте «сабр» значит «быть непреклонным в своих действиях». Если вы выступили против угнетения, нужно готовиться быть стойким и упорным. Поэтому в контексте угнетения или злоупотреблений концепция «сабр» приобретает совсем иной смысл, чем мы привыкли ей приписывать.
Очень часто женщинам говорят, или женщины сами так думают, что они должны терпеливо сносить дурное обращение. На самом деле, быть терпеливым к агрессору – это вовсе не то, к чему призывает ислам. Наоборот, Пророк (мир ему и благословение) учил нас при виде греха и несправедливости пытаться что-то исправить. Он не говорит: если вы сталкиваетесь с грехом – будьте терпеливы и молчите, но:
«Если вы видите нечто греховное, попытайтесь изменить это своими силами. Если не можете – выскажите свое осуждение. Если и это невозможно – по крайней мере, почувствуйте его в своем сердце, но это самый слабый иман».
Этот хадис учит, как нужно отвечать на порок, притеснения, если мы становимся их свидетелями или они касаются непосредственно нас. Мы не должны просто смиряться с ними и считать, что это смирение делает нас хорошими мусульманами. На самом деле Пророк рекомендовал совершенно противоположное поведение в ситуациях несправедливости или притеснений.
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит своим соратникам:
«Помогайте вашему брату, если он угнетенный или если он угнетатель».
У сподвижников Пророка (также как и у нас), возник справедливый вопрос: мы можем понять, как помочь брату, если его притесняют – с этим все ясно, мы попытаемся спасти его. Но, спросили они, как мы можем помочь брату, если сам он и есть гонитель? На это Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Остановите его, чтобы он не совершал гонений».
Итак, этот хадис учит нас, что мы действительно можем помочь ближнему – мужу, жене, отцу, матери, любому человеку в нашей жизни – если он совершает жестокость и причиняет обиду. Для этого нужно остановить его. Так мы действительно поможем ему, и это будет то, что говорил Пророк: не позвольте ближнему совершить жестокость или причинить обиду.
Вы должны понимать, что делаете это ради Аллаха. Не допускайте притеснений, не закрывайте глаза на жестокость одного из членов семьи к близким, к детям, и это действительно будет сабр.
Против притеснений
Представьте, что переходя улицу, вы увидели, как избивают человека, но идете дальше, рассуждая: «Моя религия учит быть терпеливым, поэтому я просто прохожу мимо и ничего не делаю». Такое поведение не имеет ничего общего с концепцией терпения и тем смыслом, который вкладывал в это слово Пророк, когда говорил о свершающемся зле. Вы должны повлиять на ситуацию. Никто не говорит, что вы должны выступить судьей, но вы должны, как минимум, осознавать, что в этих действиях кроется зло, и поэтому они недопустимы. Если вы спрячете это чувство в своем сердце, значит у вас слабая вера. Но чем сильнее вера, тем решительнее ваши действия и попытки изменить ситуацию.
Таким образом, сабр ни в коем случае не предполагает пассивное смирение перед лицом притеснений и жестокости. Аллах также сказал, что Он не одобряет беззакония. Один из хадисов кудси говорит, что Аллах завещал верующим не притеснять друг друга.
Аллах не одобряет притеснений. Это очень важно, потому что, мы не должны думать, что станем лучшими мусульманами, и Аллах будет доволен, если мы допустим притеснения. Это не так, потому что Аллах не любит и не одобряет притеснений, и мы тоже должны не любить, не одобрять и всяческими мерами не допускать их.
Итак, вы не становитесь грешником, если принимаете меры против того, кто совершает зло и причиняет вред. И наверняка, жестокость по отношению к семье не только презираема, но и предосудительна.
На самом деле человек, обижающий другого человека, совершает грех, и вы должны сделать все, что в ваших силах, чтобы не только не дать себя в обиду, но и более того – чтобы помочь гонителю и остановить его.
И еще, всегда нужно помнить о том, что любая, даже малейшая вещь, дается нам Аллахом, хвала Ему, как «аманат» – вверенное на хранение и доверенное в пользование. Это касается тела, здоровья, зрения, слуха – словом, всего, что у нас есть. Поэтому, если кто-либо собирается повредить то, что вверено нам Аллахом, мы должны позаботиться о том, что дано нам в пользование, чтобы аманат остался в сохранности.
Тело человека – собственность Аллаха. Оно не принадлежит нам и, тем более, другому человеку. Поэтому, если кто-то дурно обращается с нами или нашим телом, он наносит ущерб и повреждения тому, что находится в собственности Аллаха. Он портит то, что Аллах вверил нам на хранение. Значит, на нас возложена обязанность предотвратить это.
Заботиться о своем теле – это, помимо всего прочего, еще и не позволять распоряжаться им никому другому, не позволять, чтобы кто-то нанес ему ущерб, повредил его.
Значит, мы должны тщательно оберегать свое тело – в этом контексте. Наше тело – аманат, данный нам Аллахом, также как достоинство, здоровье. Все эти вещи Аллах дал нам лишь для того, чтобы мы с их помощью могли поклоняться Ему.
«Иман состоит наполовину из терпения (сабр) и наполовину из благодарности (шукр)»
الايمان نصف الصبر ونصف الشكر (الجامع الصغير للسيوطي)
Все в этом мире находится в строгом порядке, определенном Всевышним, и ничего не происходит без Его воли.
Также Всевышний сделал изменчивыми наше здоровье и благосостояние. Тем самым Он наказывает за грехи или же испытывает крепость нашей веры в Него.
Одним из способов заслужить довольство Аллаха является воздаяние Ему хвалы (шукр), что в свою очередь способствует улучшению материального состояния верующего. Если бы мы жили согласно велениям Всевышнего и наставлениям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то жизнь была бы прекрасной, все пребывали бы в достатке и не испытывали нужды и лишений. В Священном Коране говорится:
وَأَنْ لَوِ اسْتَقَامُوا عَلَى الطَّرِيقَةِ لَأَسْقَيْنَاهُمْ مَاءً غَدَقًا
Смысл: «Если бы они шли прямо по установленному Всевышним для них пути, остерегаясь запретного, соблюдая веления Аллаха, то Я бы напоил их обильной водой с небес» (Сура «Джинны», аят 16).
Всевышний в суре «Ибрахим», обращаясь к верующим, говорит:
لَئِن شَكَرْتُمْ لأَزِيدَنَّكُمْ.
Смысл: «Если вы будете благодарны, если будете возносить хвалу, Я непременно вам прибавлю» (Сура «Ибрахим», аят 7).
Мы должны научиться воздавать хвалу Аллаху, ведь блага, которыми Он нас наделил, мы не замечаем и давно к ним привыкли.
Нам нужно научиться всегда, быть благодарными Аллаху. Этому нас учит Сунна Пророка (мир ему и благословение).
( الحمد لله الذي أحيانا بعدما أماتنا وإليه النّشور).
Ведь сон подобен смерти. Просыпаясь, мы обретаем новые силы, новую энергию, Всевышний дал нам возможность видеть, слышать, каждый день наделяет нас пропитанием. Если есть послушная супруга, здоровые дети – это тоже блага, за которые мы должны непрестанно благодарить Аллаха. Нельзя забывать о том, чем пользуешься ежедневно.
رواه البخاري في «الأدب المفرد» (رقم/300) والترمذي في «السنن» (2346) وقال : حسن غريب
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Тот, кто проснулся, прибывая в безопасности, обладая здоровьем, имеет пропитание на этот день, будто обладает всеми богатствами этого мира». (Приводит аль-Бухари в книге «Адабуль муфрад» [300] и ат-Тирмизи в «Сунан» [2346]).
Для людей, далеких от принципов Ислама, человек, имеющий пропитание только лишь на один день, представляется человеком бедным в материальном смысле этого слова. Очень часто бывает так, что он и сам жалуется на бедность, хотя на самом деле он обладает всеми богатствами этого мира, согласно хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Конечно, очень часто нам приходится сталкиваться со многими проблемами, но так и проверяется крепость нашей веры. Сможем ли мы проявить терпение и воздать хвалу Всевышнему не только тогда, когда все спокойно и хорошо, но и в трудную минуту? Необходимо помнить, что, как бы плохо ни было, может быть еще хуже.
Бывает так, что у человека есть имущество, но ему хочется большего и он часто жалуется: на кризис, на людей, которые его подводят, жалуется постоянно, хотя все говорят «нам бы его проблемы!».
Откуда это, где источник внутреннего недовольства? От шайтана. Тот, кто наблюдает в себе подобное недовольство, пусть знает, что попал под власть шайтана. Аллах в Священном Коране рассказывает, что говорит шайтан:
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ
ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ
Смысл: «Я буду поперек верного пути стоять перед Твоими рабами, я буду окружать их справа, слева, спереди, сзади, и Ты большинство из них найдешь неблагодарными» (Сура «Преграды», аят 16).
Шайтан добивается того, чтобы раб был всегда недоволен и не благодарил, не возносил хвалу Всевышнему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда остерегался этого, и в мольбах постоянно просил Аллаха не лишать его благ.
Есть такая закономерность. Когда раб Всевышнего недооценивает блага, которыми он одарен, Аллах может лишить его этих благ, состояния, чтобы таким образом тот научился ценить и воздавать хвалу Всевышнему. И поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил: «О Аллах, покажи нам свои блага их постоянством, а не их лишением».
Да сделает нас Аллах теми, кто оценивает по достоинству данные Им блага и воздает хвалу Всевышнему. Аминь!
Всегда нужно учиться видеть только позитивное вокруг себя, только положительное.
Однажды к имаму одной местности пришел молодой человек и говорит: «Я хочу развестись со своей женой, как мне это сделать?».
-Что случилось, она тебе изменяет?
-Нет, она такие вещи никогда не делает.
-Да нет, она вообще не терпит нечистоту.
Имам еще много чего перечислил и молодому человеку стало неудобно.
-У твоей супруги есть все, за что можно ее ценить.
Молодой человек только тогда заметил положительные стороны своей супруги.
-За такую супругу тебе надо воздавать хвалу Аллаху, а не разводиться с ней. Если будешь искать другую, то только хуже найдешь, но не лучше нее. Сказал ему имам.
После этого, он пересмотрел свои взгляды на семейную жизнь и не развелся со своей супругой.
Когда нас что-то смущает, то рядом нужно, прежде всего, видеть то, что требует воздания хвалы Всевышнему. Только шукр требуется от нас, а не недовольство тем, что Он дает.
Как совершается шукр?
В первую очередь видеть блага Всевышнего Аллаха и быть благодарным Ему. Замечать эти блага, ценить, всем сердцем быть благодарным Создателю и выражать словами «Альхамдулиллях!» (Хвала Аллаху!) и действиями, приводящими к довольству Аллаха.
Известно кораническая история о том, как пророк Муса (мир ему) повелел одному богатому человеку по имени Карун выплатить из богатства, которым его наделил Всевышний, он ответил:
قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَى عِلْمٍ عِندِي.
Смысл: «Он сказал: богатство я собрал благодаря моим способностям» (28-78).
Сегодня многие так считают и во всех успехах видят только свои заслуги.
Успех, процветание, удачи в делах это не наша заслуга, это все от Аллаха, и если человек так не считает, то он не воздает хвалу Всевышнему. Рано или поздно с неблагодарным Создателю человеком произойдет что-то, что заберет все имущество, хочет он этого или нет.
Про неблагодарного Каруна в Священном Коране Аллах говорит:
فَخَسَفْنَا بِهِ وَبِدَارِهِ الْأَرْضَ.
«Я сделал так, что земля поглотила его и его дом в землю» (28-81). Так Аллах наказал Каруна.
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
«Аллах создал для вас мулов, лошадей и ослов для того, чтобы вы на них ездили и еще Он создаст то, что вы не знаете» (16-8).
Каким образом тело должно воздавать хвалу Аллаху? Проявляя заботу, милосердие, сострадание, по мере своего достатка делиться с тем, кто испытывает нужду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Одной грешнице Всевышний простил грехи за то, что она проявила милосердие к собаке, которая умирала от жажды», она в своей обуви вынесла воду из колодца и напоила страдающее животное.
Самое лучшее средство, которое помогает оценить блага Всевышнего в полной мере, в том, что надо смотреть на людей, которые испытывают худшую участь. Когда видишь инвалида, в душе ты должен воздавать хвалу Аллаху, Который даровал тебе здоровье. Ты видишь человека, у которого плохая жена, и говоришь: «Хвала Всевышнему, Он даровал мне хорошую супругу!».
Именно тогда четко осознаешь благо, которым Всевышний тебя одарил.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое сделать сабр
Терпение (сабр) – это одно из тех благих качеств, к соблюдению которого побуждали Аллах в Своей великой Книге и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в своей Сунне. Слово сабр было упомянуто в Коране сто четыре раза относительно различных причин и положений.
Всевышний Аллах приказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) быть терпеливым, сказав: «Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха…» (Ан-Нахль, 16:127). «Терпи же, как терпели твердые духом посланники…» (Аль-Ахкаф, 46:35).
Так же Всевышний Аллах приказал проявлять терпение верующим. Он сказал: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Али Имран, 3:200).
Всевышний Аллах сказал, восхваляя терпеливых: «Но благочестив тот,… кто проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Аль-Бакара, 2:177).
Он Свят Он и Могуч, отметил, что любит терпеливых и помогает им: «Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146). «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Аль-Анфаль, 8:46).
Так же Всевышний Аллах отметил, что проявление терпения лучше для того, кто проявляет его: «Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (Ан-Нахль, 16:126).
Так же Всевышний Аллах обещал терпеливым награду, которая будет лучше, и будет превышать награду за их деяния. Он сказал: «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Ан-Нахль, 16:96). «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Аз-Зумар, 39:10).
Так же Всевышний Аллах радует терпеливых, сказав: «Обрадуй же терпеливых (которые проявляют терпение при испытаниях)» (Аль-Бакара, 2:155).
Так же Всевышний Аллах говорит о вознаграждении терпеливых Раем: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (Аль-Инсан, 76:12).
Всевышний Аллах упомянул терпение наряду с другими великими религиозными деяниями. Из того, что было упомянуто вместе с терпением, мы узнаем из Корана:
Убеждение (йакин)
«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).
Упование (таваккуль)
«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (Аль-Анкабут, 29:58-59).
Молитва (салят)
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Аль-Бакара, 2:153).
Богобоязненность (такуа)
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (Али Имран, 3:120).
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Али Имран, 3:186).
«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Йусуф, 12:90).
Праведные деяния
«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда» (Худ, 11:11).
Джихад
«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение» (Ан-Нахль, 16:110).
«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (Мухаммад, 47:31).
Обращение к Аллаху за прощением (истигъфар) и поминание Аллаха (тасбих)
«Будь же терпелив, ибо обещание Аллаха истинно. Проси прощения за свой грех и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром» (Аль-Мумин, 40:55).
«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (Ат-Тур, 52:48).
«Посему будь терпелив к тому, что они (многобожники) говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен» (Та Ха, 20:130).
Истина (хаккъ)
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Аль-Аср, 103:1-3).
Милосердие (рахма)
«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (Аль-Балад, 90:17).
Благодарность (шукр)
«Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного» (Ибрахим, 14:5).
Наличие в Священном Коране и Сунне аятов и хадисов повествующих о достоинстве терпения, указывает на важность и величие данного качества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину к этой благой нравственности. Его жизнь является примером этой высокой нравственности. Тот, кто станет изучать его жизнь и сунну, лично убедиться в том, что поистине терпение имеет высокое положение.
Доктор Мухаммад Ибн Халифа
Перевод: Абу Имран ас-Саляфи
От Му’аза ибн Анаса аль- Джухани, да будет доволен им Аллах, передано о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто сдерживает свой гнев в то время, когда он способен излить его, то Аллах призовет его в Судный день во главе всех созданий, дабы дать ему на выбор райских гуриев какую он пожелает». (Абу Дауд, 4777,Тирмизи, 2021, ибн Маджа,4186, Ахмад, 15657. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в «сунан»).
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего в Исламе, тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день». (Ибн Абу ад-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’», 176).
Умар ибн Абдуль-А’зиз, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Преуспел тот, кто был защищен от страсти, гнева и алчности».
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Таких людей редко встретишь. Так как человек не говорит слово истины, независимо от того, во время гнева или довольства. Поистине, большинство из людей, когда гневаются, не соображают, что говорят». (См. «Джамиуль- улум, уаль-хикам» стр.159).
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды мы отправились вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, в поход. И одному мужчине из Ансаров принадлежала верблюдица, которая очень медленно шла, на что тот мужчина сказал ей: «Шевелись, да проклянет тебя Аллах «. После чего, услышав это пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Слезай с нее, ибо не будет сопровождать нас та, которую прокляли. Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей и ни против вашего имущества. Дабы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, в котором если просят что-либо, то ваша просьба без ответа не остается». (Муслим, 3009).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Это все указывает на то, что мольба гневного человека, принимается, если совпадает со временем ответа. И, поистине, было запрещено взывать против себя, семьи и имущества во время гнева». (См. «Джамиуль- улум, уаль-хикам» стр.159).