в какой стране зародился гуманизм

Гуманизм

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Содержание

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):

Определения

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.) [4]

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.) [5]

Идеи гуманизма в человеческой истории

Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):

Марксистский (социалистический) гуманизм

Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения. [6]

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

Критика гуманизма в русской философии

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность. [9] [10]

Источник

Гуманизм

Гумани́зм – (от лат. humanitas – чело­веч­ность, humanus – чело­веч­ный) – 1) миро­воз­зре­ние, в центре кото­рого лежит идея о благе чело­века, заботе о его правах на сча­стье, сво­боду, равен­ство, лич­ност­ное раз­ви­тие (и т. п.); 2) эти­че­ская пози­ция, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая в каче­стве высшей цен­но­сти заботу о чело­веке и о его благе; 3) система обще­ствен­ного устрой­ства, в рамках кото­рого за высшую цен­ность при­зна­ётся жизнь и благо чело­века (пример: эпоха Воз­рож­де­ния нередко назы­ва­ется эпохой Гума­низма); 4) чело­ве­ко­лю­бие, чело­веч­ность, ува­же­ние к чело­веку и т. п.

Гума­низм офор­мился в Запад­ной Европе в эпоху Воз­рож­де­ния, в про­ти­во­вес пред­ше­ству­ю­щей ему като­ли­че­ской идео­ло­гии аске­тизма, кото­рая утвер­ждала мысль о ничтож­но­сти чело­ве­че­ских потреб­но­стей перед тре­бо­ва­ни­ями Боже­ствен­ной при­роды, вос­пи­ты­вала пре­зре­ние к «брен­ным благам» и «плот­ским удо­воль­ствиям».

Роди­тели гума­низма, будучи хри­сти­а­нами, не ста­вили во главу миро­зда­ния чело­века, но только напо­ми­нали о его инте­ре­сах как лич­но­сти бого­по­доб­ной, обли­чали совре­мен­ное им обще­ство в грехах против чело­веч­но­сти (любви к чело­веку). В своих трак­та­тах они утвер­ждали, что хри­сти­ан­ское учение в совре­мен­ном им обще­стве не про­сти­ра­лось на всю пол­ноту чело­ве­че­ской при­роды, что непо­чте­нием, ложью, воров­ством, зави­стью и нена­ви­стью по отно­ше­нию к чело­веку явля­ются: пре­не­бре­же­ние его обра­зо­ва­нием, здо­ро­вьем, твор­че­ством, правом выбора супруга, про­фес­сии, образа жизни, страны про­жи­ва­ния и многим прочим.

Гума­низм не стал эти­че­ской, фило­соф­ской или бого­слов­ской систе­мой (см. об этом в статье Гума­низм, или Воз­рож­де­ние фило­соф­ского сло­варя Брок­гауза и Эфрона), но, несмотря на его бого­слов­скую сомни­тель­ность и фило­соф­скую неопре­де­лен­ность, в насто­я­щее время его пло­дами поль­зу­ются и самые кон­сер­ва­тив­ные хри­сти­ане. И, напро­тив, редко кто из самых «правых» хри­стиан не ужа­са­ется тому отно­ше­нию к чело­ве­че­ской лич­но­сти, кото­рое при­нято в сооб­ще­ствах, где почи­та­ние Еди­ного Бога соче­та­ется с отсут­ствием гума­низма.

Однако, с тече­нием вре­мени, в гума­ни­сти­че­ском миро­воз­зре­нии про­изо­шла под­мена: Бог пере­стал вос­при­ни­маться цен­тром все­лен­ной, цен­тром все­лен­ной стал чело­век. Таким обра­зом, в соот­вет­ствии с тем, в чем пола­гает гума­низм свой систе­мо­об­ра­зу­ю­щий центр, можно гово­рить о двух видах гума­низма. Изна­чаль­ный – гума­низм теи­сти­че­ский (Иоанн Рей­х­лин, Эразм Рот­тер­дам­ский, Ульрих фон Гутен и проч.), кото­рый утвер­ждает воз­мож­ность и необ­хо­ди­мость про­мысла Божия о мире и чело­веке. «Бог в этом случае не только транс­цен­ден­тен миру, но и имма­нен­тен ему»1, так что Бог для чело­века явля­ется в этом случае цен­тром миро­зда­ния.

В полу­чив­шем широ­кое рас­про­стра­не­ние деи­сти­че­ском гума­ни­сти­че­ском миро­воз­зре­нии (Дидро, Руссо, Воль­тер) Бог пол­но­стью «транс­цен­ден­тен чело­веку, т.е. абсо­лютно непо­сти­жим и недо­сту­пен ему»2, поэтому чело­век ста­но­вится цен­тром миро­зда­ния для самого себя, а Бог только «учи­ты­ва­ется».

В насто­я­щее время подав­ля­ю­щее боль­шин­ство работ­ни­ков гума­ни­тар­ной сферы счи­тает, что гума­низм авто­но­мен, потому что его идеи не могут быть выве­дены из рели­ги­оз­ных, исто­ри­че­ских или идео­ло­ги­че­ских посы­лок, все­цело зави­сит от накоп­лен­ного чело­ве­че­ского опыта по реа­ли­за­ции меж­куль­тур­ных норм сов­мест­ной жизни: сотруд­ни­че­ства, бла­го­же­ла­тель­но­сти, чест­но­сти, лояль­но­сти и тер­пи­мо­сти к другим, сле­до­ва­ния закону и др. Сле­до­ва­тельно, гума­низм уни­вер­са­лен, то есть при­ме­ним ко всем людям и любым соци­аль­ным систе­мам, что нахо­дит отра­же­ние в праве всех людей на жизнь, любовь, обра­зо­ва­ние, нрав­ствен­ную и интел­лек­ту­аль­ную сво­боду и др.3 Фак­ти­че­ски, это мнение утвер­ждает тож­де­ство совре­мен­ного поня­тия «гума­низма» поня­тию «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона», упо­треб­ля­е­мого в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии (см. здесь и далее «Педа­го­ги­че­ское дока­за­тель­ство…»). Хри­сти­ан­ское поня­тие «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона» от обще­при­ня­того поня­тия «гума­низма» отли­ча­ется только пред­по­ла­га­е­мой при­ро­дой, то есть, тем, что гума­низм счи­та­ется соци­ально обу­слов­лен­ным, порож­ден­ным соци­аль­ным опытом явле­нием, а есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон счи­та­ется вло­жен­ным изна­чально в душу каж­дого чело­века стрем­ле­нием к порядку и вся­че­скому добру. Так как, с хри­сти­ан­ской точки зрения, недо­ста­точ­ность есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона для дости­же­ния хри­сти­ан­ской нормы чело­ве­че­ской нрав­ствен­но­сти оче­видна, то оче­видна и недо­ста­точ­ность «гума­низма» как основы гума­ни­тар­ной сферы, то есть, сферы чело­ве­че­ских отно­ше­ний и чело­ве­че­ского бытия.

Под­твер­жде­нием абстракт­но­сти поня­тия гума­низма служит сле­ду­ю­щий факт. Так как есте­ствен­ная нрав­ствен­ность и поня­тие о любви к чело­веку свой­ственны, в том или ином про­яв­ле­нии, любому чело­ве­че­скому сооб­ще­ству, то и поня­тие гума­низма берется на воору­же­ние прак­ти­че­ски всеми суще­ству­ю­щими идео­ло­ги­че­скими уче­ни­ями, бла­го­даря чему суще­ствуют такие, напри­мер, поня­тия, как соци­а­ли­сти­че­ский, ком­му­ни­сти­че­ский, наци­о­на­ли­сти­че­ский, ислам­ский, ате­и­сти­че­ский, инте­граль­ный и проч. гума­низмы.

В сущ­но­сти, гума­низ­мом можно назвать ту часть любого учения, кото­рая учит любить чело­века в соот­вет­ствии с пони­ма­нием этой идео­ло­гией любви к чело­веку и мето­дов ее дости­же­ния.

При­ме­ча­ния:

1. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). – М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. С. 60.
2. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). – М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. С. 58.
3. Педа­го­гика: педа­го­ги­че­ские теории, системы, тех­но­ло­гии. М.: Academia, 2003. C. 30–33.

Источник

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: « Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! » (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: « Яркий представитель гуманистической философии ».

Гуманизм в эпоху Возрождения

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Что такое светский гуманизм

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

Отделение церкви от государства. Свобода совести

Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

Моральное образование. Нравственное воспитание детей

Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

Разум. Рациональные методы исследования, логика

Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Гуманизм в российском праве

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Источник

ГУМАНИЗМ

Гуманизм — Гуманизм ♦ Humanisme Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… … Философский словарь Спонвиля

ГУМАНИЗМ — (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… … Словарь иностранных слов русского языка

Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения … Исторический словарь

Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… … Энциклопедия культурологии

гуманизм — а, м. humanisme <лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ГУМАНИЗМ — Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… … Сводная энциклопедия афоризмов

гуманизм — гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов

ГУМАНИЗМ — (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… … Юридический словарь

ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

§ 21. Гуманизм и Возрождение

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизмКак гуманистические идеи повлияли на культуру Возрождения?

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизмЧем отличаются взгляды гуманистов на предназначение человека от религиозных представлений? Почему гуманистов интересовала античная культура? (История Нового времени, 7 класс)

Сайт:Профильное обучение
Курс:Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга:§ 21. Гуманизм и Возрождение
Напечатано::Гость
Дата:Вторник, 26 Октябрь 2021, 10:33

Оглавление

1. Исторические предпосылки развития культуры Возрождения

Период идейного и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, охватывающий XIV–XVI вв., вошел в историю под названием Ренессанс (фр. Renaissance — Возрождение). Отказ от средневековой религиозности и аскетизма, расцвет гуманизма, научные открытия и новые изобретения стали характерными чертами новой эпохи.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

В чем же заключались причины становления в Европе новой культуры? В расширении торговых связей и знакомстве с другими народами? В урбанизации, развитии ремесел и финансовой системы? В падении авторитета католической церкви и становлении национальных государств? Или же решающим фактором стало пробуждение интереса европейцев к Античности?

Ренессанс начался с Италии — ​самого урбанизированного региона Европы, где раньше, чем где бы то ни было, начали складываться капиталистические отношения. В итальянских городах-­государствах феодальная знать была тесно связана с купеческой верхушкой, а сословная структура была сильно размыта. Именно в городской среде наиболее отчетливо стала проявляться динамика в мировосприятии различных слоев общества. Для ведения новой коммерческой деятельности требовалось новое мировоззрение, которое концентрировалось бы не на Боге, а на деятельном, активном, успешном человеке. Не удивительно, что именно итальянские города стали центрами науки и искусства, свободными от церковных канонов и предписаний.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Важной чертой становления культуры Возрождения стало ослабление влияния церкви на общество. Моральное разложение и духовный застой настроили против католического духовенства свободомыслящих людей. Светские правители также были недовольны влиянием церкви, предпочитая проводить независимую политику, направленную на создание централизованных государств с абсолютной властью правителя.

Крестовые походы на Восток, падение Византии в 1453 г., а также знакомство с арабо-­мусульманским миром обогатили европейскую культуру, привели к заимствованию новых, не характерных для нее привычек и обычаев. Однако не следует забывать о том, что мусульманская культура впитала многое из античного наследия. На арабский язык были переведены практически все знаменитые труды греческих авторов. С арабского Востока в Европу проникли сочинения Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида и др. Еще в большей степени, чем арабская культура, Античностью была пропитана культура византийцев. Бежавшие в Европу после падения Константинополя византийцы перевозили свои библиотеки с трудами греческих и римских авторов.

Открытие новых земель и континентов привело европейцев к пониманию ошибочности христианского описания мира с представлениями о плоской Земле и движении Солнца вокруг нее. Достижения в области астрономии, дальние плавания и кругосветные путешествия показали людям реальный мир. Расширение пространственных горизонтов требовало новой интерпретации действительности и места человека в ней. Идеал средневекового монаха-­аскета больше не удовлетворял активную, предприимчивую часть европейского общества.

2. Гуманизм – философия Возрождения

На рубеже Средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — ​гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный). Его приверженцев начали называть гуманистами. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Гуманистов привлекали прежде всего человек и его дела. Религиозный идеал отказа от радостей жизни, свой­ственный Средневековью, сменился живым интересом к миру. Целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью, активные действия, направленные на утверждение своего места в мире. Как провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико делла Мирандола, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Признание не­ограниченных возможностей человеческого ума стало неотъемлемой частью самосознания представителей культуры Возрождения.

Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не загробной, жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и игнорировать его внутренние противоречия. Раскрепощая человеческую личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время способствовал воспитанию глубокого индивидуализма, способного оказать негативное влияние на взаимодействие людей в социуме. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к беднякам и обращались, как правило, к богачам и аристократам с призывом получать дорогостоящее образование.

В XVI в. гуманистическое движение охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полу­острова до Польши и Венгрии.

Основные идеи Ренессанса нашли отражение в литературе. Итальянские писате­ли Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, писатели-­гуманисты Франсуа Рабле из Франции, Уильям Шекспир из Англии, Мигель де Сервантес из Испании обратили свой взор на человека как личность, свободную от религиозных предрассудков, со сложными чувствами, стремлением познать окружающий мир через здравый смысл и личный опыт.

2-1. Изменения в духовной жизни и культуре

Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизмОдним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата к истинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.

3. Искусство Возрождения

В эпоху Возрождения появились новые светские направления живописи, новая скульптура и архитектура, которые отражали изменения во взглядах на окружающий мир и на человека.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Художники, используя игру света и тени, научились передавать ощущение пространства. Все многообразие мира и богатство личности человека стремились отобразить на своих полотнах выдающиеся живописцы Возрождения, работавшие в XVI в.: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и Тициан в Италии, Питер Брейгель Старший в Нидерландах, Альбрехт Дюрер в Германии и др.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм

Значительный вклад в технику ­живописи внесли фламандские художники. Они первыми стали экспериментировать с красками на масляной основе. Новые краски, в отличие от использовавшихся ранее темперных, высыхали медленнее и легче смешивались. Поэтому художники смогли передавать на своих полотнах неуловимые тени и тончайшие оттенки цвета.

В эпоху Ренессанса художники вернулись к классическим принципам греческого и римского искусства. Они путешествовали по Италии, черпая вдохновение в созерцании древнеримских сооружений и скульптур.

Чтобы реалистично изображать человеческое тело, художники обратились к анатомии, которую они стали изучать по телам умерших. Из-за преследований церкви делать это приходилось втайне. В эпоху Возрождения благодаря изучению строения человеческого тела было создано много шедевров скульптуры и жи­вописи.

Радикальные изменения произошли и в архитектуре. Инженерные принципы, разработанные Филиппо Брунеллески в XV в., использовал при проектировании купола собора святого Петра в Риме знаменитый Микеланджело Буонарроти.

3-1. Женщина в эпоху Ренессанса

В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу к учебе и стремящейся к большей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.

Тем не менее в XVI в. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них — королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская в Испании, Мария I Тюдор и Елизавета I в Англии.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизмШотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину к господству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… и справедливости».

В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, в частности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать в жизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т. Мора видели в женщине в первую очередь мать, которая должна воспитывать детей.

Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы в Италии и Франции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.

Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа. Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей. С 12 лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.

Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение в университетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.

Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-х гг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа и Маргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой и живописью. Некоторые из них стали профессионалами в области искусства.

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизмСвоими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в 27 лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее и подражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.

Об изменении отношения к женщине в европейском обществе эпохи Возрождения свидетельствует культура того времени. Подчинение человека Богу, проповедовавшееся в Средневековье, сменилось преклонением перед красотой. При этом особое место отводилось изображению женской красоты. В искусстве Ренессанса появился новый идеал — чувственная, физически крепкая женщина-мать. Не удивительно, что в эпоху Возрождения было создано так много изображений Венеры и Девы Марии. Бледных, изможденных женщин с огромными глазами, устремленными к Богу, на полотнах сменили белокурые и золотоволосые красавицы Ренессанса, пышущие здоровьем.

Вопросы

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).

2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?

2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.

3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».

в какой стране зародился гуманизм. Смотреть фото в какой стране зародился гуманизм. Смотреть картинку в какой стране зародился гуманизм. Картинка про в какой стране зародился гуманизм. Фото в какой стране зародился гуманизм5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *