что такое сапун в редукторе
Сапун редуктора
Заметил, что начали «потеть» задний редуктор, по обеим сторонам. Давит маслице из под сальников приводных валов. Причиной тому был закисший сапун редуктора.
В нормальном состоянии его назначение — пропускать воздух и газы, которые появляются в результате работы механизмов автомобиля, и позволять пройти воздуху внутрь, когда работа механизмов автомобиля прекратилась. Данное действие необходимо для восстановления одинакового давления в двух плоскостях.
Если сапун чуток поржавел, вполне достаточно потянуть вверх колпачок и пару раз прокрутить вокруг своей оси. В моем же случае он закис «намертво» и представлял собой один большой ком ржи. Находится он в месте аэродинамической тени и продувается не очень.
Инструменты и материалы:
1. Новый сапун — Заказал по каталожному номеру (9093003031) 260 руб.
2. Ключ на 14 (для сапуна)
3. Головка на 24 (для сливной и заливной пробок редуктора)
4. ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО ДЛЯ МОСТОВ И ДИФФЕРЕНЦИАЛОВ (CASTROL AXLE EPX 80W-90) — 2 Л. (2 батла)
5. Медная смазка (аэрозоль)
6. Спрей для очистки поверхности двигателя (производителя не помню) 200 руб
7. Вода в бутылке с пиливизатором, для смывка очиститель и грязи
8. Веревка — 1метр (чтоб подвязать кронштейн запасного колеса)
9. Графитная смазка, (для смазки вечно закисающего болта крепления запаски)
10. 5 литровая бутыль от воды питьевой, со срезанным верхом
11. Мощный магнит
12. Ветошь
13. Карщетка
Процесс:
Снял запаску, вытащил крепеж запаски и само колесо. Подвязал через отверстие в багажнике кранштейн крепления запаски. Кареткой почистил основание сапуна, сливной и заливной пробок. Открутил заливную пробку, подставил емкость для слива и открутил сливную пробку. Слил грязное масло. Осмотрел сливную пробку на предмет стружек (через бумажную салфетку собрал стружки магнитом), по совести сказать их практически не было. Ключиком на 14 открутил старый сапун, прогнав его на пару оборотов вниз, чтоб резьбу прогнать. На резьбу нового сапуна нанес графитку, и закрутил на место. Почистил и так же с графиткой закрутил сливную пробку. в заливную залил масло (согласно спецификации 1,1 Литра). Закрутил заливную пробку. Обработал жидкостью для очистки двигателя те места где «потели» сальники. минут через 15 смыл водичкой. Подкачал запаску до 2.6 атм и нанес на припадочные поверхности медную смазку (чтоб не окислялось). Болт крепления записки обработал графиткой и закрепил запаску на место.
По субъективным впечатлениям, при переключении с N на D пинок почти исчез, в разгон идет как-то мягче. Одно можно сказать наверняка, с давлением в редукторе теперь все будет путем. А благодаря почищенному редуктору можно будет увидеть в дальнейшем, текут ли сальники.
Сапун КПП: для чего нужен и как работает
В устройстве автомобиля используется большое количество узлов и агрегатов, внутри которых находятся технические жидкости и смазочные материалы. В процессе работы такие жидкости нагреваются, то есть происходит их увеличение в объеме, давление внутри возрастает.
С учетом того, что сами системы и агрегаты герметичны, закрытого типа (нет прямого сообщения с атмосферой), внутри происходят перепады давления по отношению к атмосферному. Указанную разницу нужно в обязательном порядке выравнивать, чтобы не допустить разгерметизации, утечек и повреждений.
По этой причине система охлаждения двигателя имеет специальный клапан, который на современных авто находится в крышке расширительного бачка. Что касается ДВС или коробки передач, аналогичную функцию выполняет сапун двигателя и сапун на коробке передач. Далее мы подробно рассмотрим, что такое сапун КПП, для чего он нужен, как устроен и работает данный элемент.
Сапун в коробке передач: принцип работы и особенности
Итак, чтобы понять, что такое сапун в автомобиле, необходимо отметить, что фактически это клапан, позволяющий понижать давление в картере герметичного агрегата (двигатель, коробка передач и т.д.) Сапун, суфлер или дыхательный клапан- устройство, через которое емкость сообщается с атмосферой, причем даже с учетом разницы температур в емкости удается поддерживать атмосферное давление.
Как известно, коробка передач выполняет задачу по преобразованию крутящего момента от двигателя, после чего происходит передача момента на ведущие колеса. Сама коробка заполнена трансмиссионным маслом, которое в процессе работы КПП имеет свойство нагреваться, расширяясь в объеме. Результат- рост давления, которое нужно сбросить. Если этого не сделать, давление в КПП будет повышено, что становится причиной течи масла из коробки передач через уплотнители, сальники и прокладки.
Не трудно догадаться, что протечки масла из коробки приведут к тому, что уровень смазки понизится, коробка начинает плохо работать, а также быстро и активно изнашиваться. Сначала водитель испытывает затруднения и дискомфорт (передачи хуже включаются), затем появляются посторонние шумы (гул, вибрации коробки), далее выходят из строя синхронизаторы, подшипники, шестерни и другие элементы КПП. В коробке передач сапун установлен на крышке картера коробки.
Еще одной важной функцией сапуна коробки или моста, а также двигателя, является защита от попадания пыли, грязи, воды и т.д. Особенно это актуально для мостов автомобиля, так как мост представляет собой открытый элемент (например, на внедорожнике) и может быть погружен в воду или в грязь при проезде сложных участков.
Полезные советы
Как правило, следует выполнять проверку всех имеющихся сапунов на конкретном автомобиле (сапун двигателя, сапун коробки передач, сапун моста и т.д.). Дело в том, что через сапун в процессе его работы могут выдавливаться частицы масла, что приводит к активному загрязнению.
На практике, сапуны нуждаются в демонтаже и очистке от грязи и остатков масла. В том случае, если чистка не дает результатов (в случае, когда масло «давит» из коробки, мотора или моста именно по причине неисправного сапуна), устройство нужно полностью менять.
Также перед чисткой нужно знать, как снять сапун. На многих авто достаточно снять резиновый колпачок сверху, после чего выполнить прочистку клапана. Еще на некоторых моделях может не быть резинового колпачка сапуна, причем сапун находится в крышке 5 передачи. В этом случае очистку также проводят подручными средствами.
Параллельно добавим, что отдельного внимания заслуживает сапун картера заднего моста (на многих авто установлен в верхней части на картере заднего моста, ближе к правой стороне). Данный клапан подвержен активному загрязнению. Если сапун загрязняется или перестает работать по другим причинам, из моста течет масло по причине увеличенного давления.
В данном случае следует начать с чистки. После очистки рекомендуется проехать 20-30 км. Если течь продолжается, причем нет других явных причин, сапун заднего моста требуется заменить. В случае, когда потеки масла все равно появляются, следует искать неисправность, не связанную с сапуном.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что даже при кажущейся простоте, сапун КПП, двигателя или моста выполняет достаточно важную функцию. Это значит, что за состоянием и исправностью работы данного элемента нужно следить.
Особенно это касается внедорожников, грузовых авто и спецтехники, где кроме КПП и ДВС сапуны устанавливаются на мостах. Такие машины часто эксплуатируются в тяжелых условиях, в результате чего клапан понижения давления КПП или моста может загрязняться или выходить из строя чаще (особенно сапун заднего моста).
Также сам агрегат или узел может перестать нормально работать, что в дальнейшем приводит к серьезным поломкам. По этой причине нужно на каждом ТО чистить сапуны, установленные на разных агрегатах и элементах автомобиля. Если же машина ездила по бездорожью, рекомендуется после таких поездок сразу промывать сапуны от грязи и песка.
Утечка трансмиссионного масла из коробки передач: механическая КПП и коробка-автомат. Основные причины, по которым возникает течь, ремонт коробки.
Почему масло течет из сапуна двигателя: признаки и основные причины такой неисправности. Как понять, почему через сапун гонит масло, диагностика неполадок.
Почему начинает капать или течет моторное масло на стыке двигателя и КПП. Как точно определить причину утечки смазки, способы диагностики и ремонта.
Назначение и принцип работы сапуна. Для чего сапуны устанавливаются на ДВС, КПП и мосты. Когда необходимо чистить сапун, полезные советы и рекомендации.
Причины утечек масла в области масляного фильтра: масло течет из-под фильтра, через корпус, в районе штуцера и т.д. Доступные способы диагностики и ремонта.
Как поменять масло в коробке DSG: замена масла в КПП ДСГ. Что нужно учитывать при замене, подбор масла для DSG, советы и рекомендации.
Удлинение сапуна переднего редуктора. И очевидное, и невероятное
ВОДА В РЕДУКТОРЕ. ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ – САПУН
Народная молва гласит, что сапун переднего редуктора:
— расположен слишком низко в моторном отсеке – это раз;
— находится еще и в зоне попадания брызг от правого колеса – и это «два».
Оба эти фактора приводят к тому, что брызги из-под колес и даже целые «волны» из луж и ручьев проникают («засасываются») через этот сапун в полость корпуса редуктора и приводят к превращению масла в ту самую эмульсию, которая является известной причиной быстрой кончины деталей редуктора. А чтобы избавиться от этой напасти, нужно просто удлинить трубку сапуна и закрепить ее «выше ватерлинии».
Предлагаю постараться разобраться в состоятельности такой версии попадания воды в редуктор. Любой из нас может открыть капот, наклониться и в течение 3-х секунд сдернуть заглушку этого самого сапуна с его шланга – она держится не очень плотно.
Зачем это делать? А для того, чтобы внимательно рассмотреть это нехитрое устройство и подумать – может ли в действительности через такую штуку вода попасть в шланг? Можно заметить, что конструкция заглушки создает на пути влаги в шланг так называемую «воздушную пробку». Даже если сапун полностью оказывается в воде, эта пробка не дает влаге проникнуть в шланг.
Ну а если вода туда «все-таки как-то засосется» через все эти воздушные пробки? – резонно, вроде бы, поинтересуются адепты данной теории. Хорошо, давайте думать вместе. Чтобы произошел «засос» воды в заглушку (и далее в шланг), в полости корпуса редуктора должно понизиться давление – относительно наружного атмосферного – и только в этом случае вода пойдет через заглушку в шланг и далее. Нам осталась самая малость: назвать причину, по которой такое снижение давления в редукторе может произойти – и мне никакие причины в голову не приходят! Если кто-то готов предложить свои версии «засоса» — с удовольствием обсудим.
Сами видите, ничего «сильно хитрого» в этих материях нет, достаточно понимания процессов на уровне интуиции. Опустите открытую банку в воду горлышком вниз – если банка прозрачная, можно увидеть, что вода в нее не заливается – такое устройство издавна называется «воздушным колоколом». Этот же принцип работает в нашей заглушке сапуна – воздух в полости заглушки не пускает в нее воду.
ВСЕ ТАК ПРОСТО, ВСЕ ТАК СЛОЖНО
Имеется тут еще одно соображение, которое не дает мне поставить точку в этом достаточно простом, казалось бы, вопросе.
Дело в том, что при вращении деталей редуктора в прилегающих к этим деталям слоях воздуха появляется-таки область ПОНИЖЕННОГО ДАВЛЕНИЯ – такое же давление толкает нас в сторону движущегося перед нами поезда, если стоять к нему близко (проверять не рекомендую!). Насколько сильно это явление может повлиять на давление в корпусе редуктора в целом, я не знаю – для выяснения этого необходимы эксперименты либо расчеты. Возможно, среди читателей найдутся специалисты и смогут как-то прокомментировать ситуацию, но пока, повторюсь, считать эту тему закрытой я не могу.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ – ПРАВЫЙ САЛЬНИК
На тему воды в редукторе мне попалось еще одно сообщение в сети (ввиду его ценности приведу текст полностью (без правок, как есть):
___________________________
ВОПРОС: В связи с чем у SGV после 2005г часто выходят из строя именно передний редуктор?
ОТВЕТ: В связи с конструктивным недостатком его корпуса.
Задний редуктор расположен по центру автомобиля (равноудалённо от колёс), и оба привода работают на опорных подшипниках с надёжными (проверенными десятилетиями) сальниками 09283-35052
Передний же смещён максимально к правому колесу (и постоянно обливается водой из луж из под этого колеса).
К тому же этот правый привод работает без опорного подшипника (просто вращается в шейке дифференциала), что даёт лишние люфты в работе с сальником, и с этой стороны применён не удачный сальник 09283-40029, который в итоге ускоренно изнашивается.
В итоге рано или поздно (на пробеге 50-60 тыс км) сальник не удерживает герметичность редуктора и из него уходит масло, а в него попадает вода (из под колеса).
В итоге масло не выполняет свою функцию (доведено до состояния эмульсии, либо почти отсутствует) — что ведёт к износу главной пары.
Вот и получается, что задний редуктор на этом автомобиле с той же самой начинкой ходит вечно (не встречали ещё ни одного гудящего), а передний ходит 60-100 тыс км. Конечно, если следить за ним (сальник, масло), то проходит и больше. Но обычно начинают за ним следить после того как он уже загудел.
Всем советуем проверять как можно чаще состояние и уровень масла (каждые 15-20 тыс км) – при том контролируя процесс, поскольку на этом автомобиле это делать не удобно, и часто в сервисах подходят к просьбе формально (проверяют на словах : ) ), а также правого сальника (на предмет течи)- хоть каждый месяц- хуже не будет.
Тем более что чтобы проверить сальник – усилий не требуется – достаточно вывернуть колёса максимально вправо, и визуально сальник (наличие или отсутствие отпотевания) видно. При необходимости, менять его не откладывая!
___________________________
Мне показалась очень интересной изложенная автором версия попадания воды в передний редуктор, и вероятность такого трагического развития событий мне кажется вполне реальной. Именно поэтому присоединяюсь к советам и рекомендациям автора:
1. Регулярно проверять состояние и уровень масла в переднем редукторе.
Как это делать – вопрос достоин отдельной темы, поскольку даже со снятой защитой подлезть к заливному отверстию переднего редуктора непросто.
Если уровень масла как-то проверить еще можно, то его состояние – либо сливом части масла, либо высасыванием этой же части шприцом через заливное отверстие. Это масло можно, кстати, после его анализа залить обратно. В свете необходимости такого контроля довольно привлекательной выглядит идея со шприцом (имхо – ссылка на Жане).
2. Регулярно проверять сальник правого привода на «наличие или отсутствие отпотевания» — это действительно несложно и достаточно информативно. Однако, контроль состояния масла проверка сальника на заменяет!
Трубку сапуна я все-таки удлинил – по изложенным выше соображениям, тем более, что времени и труда на это требуется немного.
Привожу параметры трубки сапуна, которых нигде не нашел:
— D трубки сапуна наружный = 11.0 мм
— D трубки сапуна внутренний = 7.8 мм
Применил пока трубку меньшего наружного диаметра (8.8 мм), хотя нужно будет подобрать похожую.
Масло для редукторов и раздаточной коробки уже приобретено, в ближайшее время поменяю. Посмотрю, конечно, на то, что сольется из механизмов и надеюсь, не обнаружу там ничего интересного )).
Сапуны все о них. Теория и практика.
Сапуны. Сегодня речь пойдет о них. Начнем с теории- что это такое и вообще нафига они нужны. Кто знает переходите сразу к практике. Так сложилось что мосты, коробки, раздатки это полости заполненные всякими нужными детальками, которые смазываются маслом ну а свободное место занимает воздух. Масло и воздух, в первую очередь воздух имеют свойство в зависимости от температуры увеличивать либо уменьшать свой обьем, проще говоря расширяться или сжиматься. А вот полость моста к примеру не расширяется настолько, что бы вместить лишний обьем воздуха образовавшийся из-за нагрева моста и его надо куда то девать иначе банально начнет давить масло через сальники полу осей. Так вот сапун и создан, что бы выпускать «на свободу» этот лишний объем. На сурфе все сапуны кроме сапуна автомата работают только на выпуск хотя как показала практика, мои старые сапуны в обе стороны работали, если сильно резко не втягивать воздух через него то сапун не закрывался полностью. Так что при резком охлаждении мост тянет воздух «в себя» через сальники полуосей. На практике получается так, как только разогревается мост и масло в нем, сапун выпускает лишний объем воздуха. Но как только мост резко охлаждается при форсировании брода он начинает втягивать в себя воду из собственно этого брода. Дальше происходит самое не приятное вода попавшая в мост/коробку/раздатку начинает «смешиваться» с маслом образуя пену или правильнее сказать эмульсию. В результате чего масло уже не может нормально смазывать трущиеся детальки и они банально перегреваются и разрушаются. Дабы избежать этого необходимо вывести сапуны мостов/коробок/раздаток по выше избавляясь от клапана сапуна заменяя его к примеру фильтром которые легко в обе стороны пропускает воздух. Чаще всего сапуны выводятся под капот куда по выше, но можно вывести в салон в район задних воздуховодов дабы не дышать парами маслов, хотя даже сапуны поднятые до уровня рамы и спрятанные в ней уже всяко лучше(некоторые авто уже с завода обладают сапунами выведенными в раму). С теорией вроде все. Перейдем к практике.
И так первый вариант сапунов был изготовлен из тормозной металлической трубки от волго газели, которая подсоединялась к мосту через тормозной шланг газели. Вариант для нашего климата совсем не подходящий с первыми же морозами весь конденсат в них замерз и сама трубка перестала продуваться из-за малого диаметра. Надо переделывать.
Зная что на сурфе все сапуны с хитрой резьбой был выкручен сапун и отдан на завод дабы выточили переходники на пластиковый шланг которые можно ввернуть в мосты и раздатку(на автомате особый сапун о нем позже). Но один фиг с резьбой они накосячили так, что вворачивать их пришлось через силу((( Таких переходника нам нужно три штуки(если у вас автомат).
так же из необходимого сам шланг(обязательно прозрачный), хомутики и тройники.
Я стал делать по принципу двух магистралей- сапуны мостов через тройник собирал в одну трубку и выводил ее, тоже самое с автоматом и раздаткой. Тут сложно ничего нет, выкручиваем штатные сапуны, на их место ставим переходники предварительно не много смазав резьбу герметиком на всякий пожарный. Хотя с передним мостом придется по развлекаться сапун там в ТАКОМ месте)))
Все это добро собираем в тройники в удобном месте. Лично я один тройник собрал над баком ибо было прорезан лючок к бензонасосу и там все красиво помещалось а второй над раздаткой
сапун автомата. Штука веселая. Это просто трубочка без каких либо клапанов, на конце запаяна с парой отверстий а сама трубочка изогнута вниз.
стоит это чудо вот тут вот. снимается очень просто откручиваем болтик что держит скобку, снимаем скобку и просто вытаскиваем сапун.
Его доработка минимальна- срезаем запайку трубочки и делаем из нее просто трубочку))) К сапуну цепляем шланг, смазываем герметиком все это дело и затягиваем хомутиком и вуаля все готово. Возвращаем доработанный сапун на коробку и радуемся жизни.
Теперь дело за малым все это вывести куда нибудь. Я выводил в салон под крышу. Ну во первых так сложилось что под капотом и так места мало(первый вариант сапунов выводился именно под капот) да и все трубочки собрались у бензобака а у меня там как писал выше лючок к бензонасосу. Так что сам бог велел)))
Высверливаем отверстие. В качестве уплотнителя я использовал резинку от ксеноновых лампочек коих валялось в избытке. Немного дорабатываем резинку что бы через нее можно было просунуть два шланга, все это дело устанавливаем и обильно смазываем герметиком.
Трубки очень хорошо умещаются по соседству с штатной проводкой
И выводим под самую крышу
Вот и все.
Практика одной зимы показала что в трубке сапуна автомат/раздатка один фиг скапливается довольно много влаги. Может причина в том что авто пол зимы просто простоял без мотора и вода туда просто попала. Если же нет буду менять на трубки большего размера.
И помните что даже выведенные под крышу сапуны не дают 100% гарантии что водичка не попадет в мосты. Воду может загнать в мосты если у вас плохие сальники или банально сильным течением. Так что после продолжительных водных процедур проверка редукторов на предмет «пены» обязательна.
Всем удачного плаванья!
Сапун редуктора
Сапун редуктора предназначен для поддержания атмосферного давления в картере редуктора. Сапун редуктора содержит патрубок для соединения с картером редуктора. Сапун снабжен эластичным баллоном и стаканом, в котором размещен эластичный баллон. Последний сообщен с патрубком посредством трубопровода. При этом на трубопроводе установлен манометр. Изобретение позволяет предотвратить воздухообмен между картером редуктора и атмосферой в процессе эксплуатации. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для поддержания атмосферного давления в картере редуктора.
Недостатком известного устройства является попадание через него в картер редуктора абразивных частиц из окружающей среды, что существенно увеличивает износ деталей, например, редукторов главной передачи, коробки перемены передач сельскохозяйственных тракторов, комбайнов, работающих в сильно запыленной атмосфере. А пропуск известным устройством атмосферного кислорода в картер вызывает при высокой температуре окисление и, как следствие, снижение срока службы масла в редукторе.
Недостатки известного устройства обуславливаются тем, что поддержание атмосферного давления в картере редуктора обеспечивается за счет воздухообмена между картером и атмосферой.
Изобретение преимущественно направлено на использование в условиях запыленной окружающей среды.
Технической задачей изобретения является предотвращение воздухообмена между картером редуктора и атмосферой в процессе эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что сапун, содержащий патрубок для соединения с картером редуктора, согласно изобретению снабжен эластичным баллоном, сообщенным с патрубком посредством трубопровода, и стаканом, в котором размещен баллон. При этом на трубопроводе установлен манометр.
Совокупность признаков предлагаемого устройства имеет следующую причинно-следственную связь с достигаемым техническим результатом.
При тепловом расширении воздух из картера редуктора через патрубок по трубопроводу поступает к баллону. Баллон ввиду его эластичности расправляется, принимая в себя вытесняемый из картера воздух, поддерживая этим в последнем атмосферное давление.
А при разряжении воздуха в картере при остывании редуктора баллон под действием атмосферного давления сжимается, вытесняя воздух из собственной полости в картер, поддерживая в нем и в этом случае давление, равное атмосферному.
Таким образом исключается воздухообмен между атмосферой и картером редуктора при нагреве и остывании последнего.
Наличие стакана, в котором размещен баллон, и манометра на трубопроводе обеспечивает периодический контроль за состоянием уплотнений редуктора: сальников, прокладок, повреждение или чрезмерный износ которых создает возможность воздухообмена картера с атмосферой. При нажатии на свободную в стакане поверхность расширившегося баллона последний, деформируясь внутри стакана, уменьшается в объеме, что наращивает давление в картере редуктора, которое регистрируется по манометру. Если не достигается минимально допустимое давление, которое должны выдерживать уплотнения, производится их ревизия. Негодное уплотнение может быть определено по заметным подтекам масла, появившихся во время деформации баллона.
Таким образом, стакан и манометр служат для превентивного предотвращения воздухообмена между картером редуктора и атмосферой.
Поэтому признаки предлагаемого устройства обуславливают в совокупности решение поставленной задачи изобретения.
На чертеже схематично в продольном разрезе показан сапун в рабочем положении.
Сапун состоит из эластичного баллона 1 и трубопровода 2, сообщающего баллон с патрубком 3, который соединен с картером 4 редуктора. Баллон 1 размещен в стакане 5, а на трубопроводе 2 установлен манометр 6. Стакан 5 установлен в удобном для доступа месте трактора, комбайна, автомобиля на подставке 7.
Для чуткого реагирования на изменение давления в картере 4 баллон 1 выполнен из относительно легкого материала, но достаточно прочного для выдерживания давления, не меньшего, чем способны выдерживать уплотнения редуктора (например, баллон из нейлона, капрона).
При использовании эластичной резины в качестве материала баллона 1 ее упругость (растяжение) не включается в расчетный объем баллона, которой должен эластично расплавляться и складываться, а не растягиваться при эксплуатации, во избежание повышения давления в картере 4 выше атмосферного.
Сапун смонтирован на картере 4 холодного редуктора при сжатом баллоне 1, сложенном в стакане 5 (на чертеже показано тонкими линиями).
Сапун работает следующим образом.
Расширяясь при нагреве в картере 4, воздух поступает через патрубок 3 и трубопровод 2 в баллон 1, который при этом, расправляясь, расширяется и при максимальном нагреве редуктора заполняет стакан 5 (показано на чертеже). А при разряжении воздуха в остывающем редукторе воздух из баллона 1 под действием атмосферного давления поступает в картер 4 и баллон сжимается, произвольно складываясь в стакане 5. В результате при изменении температуры в картере 4 давление в последнем постоянно выравнивается относительно атмосферного без воздухообмена с атмосферой. Что исключает попадание в картер 4 атмосферного кислорода, снижающего срок службы масла, ввиду его повышенной окисляемости при нагреве. А также предотвращает попадание в картер 4 пылевидных абразивных частиц из окружающей среды, ускоряющих износ деталей редуктора. Последнее наиболее существенно для сельскохозяйственной техники, работающей в поле, а также, например, машин, работающих в разрабатываемых карьерах и т.п.
Для периодического контроля состояния уплотнений картера 4 (сальников, прокладок), с целью предотвращения возухообмена через последние, нажимают сверху на расширившийся баллон 1, деформируя последний в стакане 5, и регистрируют по манометру 6 возрастание давления в картере. Если давление не достигает до минимально допустимого, которое должны выдерживать уплотнения, производиться ревизия последних. Негодные уплотнения могут быть обнаружены по свежим заметным подтекам масла, появившимся во время принудительной деформации баллона 1.
На интенсивно работающей машине, когда редукторы максимально нагреты, выход из строя уплотнения картера 4 может быть определен визуально по заметно недостаточному заполнению стакана 5 баллоном 1. Что предотвращает выход из строя механической передачи редуктора из-за утечки масла через негодное уплотнение.
Сапун прост в изготовлении и обслуживании, приспособлен и для переоборудования машин, уже находящихся в эксплуатации.
Библиографические данные 1. Патент РФ на изобретение N 2088832, кл. 6 F 16 K 15/02, 1997, прототип.
Сапун редуктора, содержащий патрубок для соединения с картером редуктора, отличающийся тем, что сапун снабжен эластичным баллоном, сообщенным с патрубком посредством трубопровода, и стаканом, в котором размещен баллон, при этом на трубопроводе установлен манометр.